Из Липатти
Из Липатти | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Константин Липатти |
Рожденный | 1 апреля [ OS 19 марта] 1917 г. Бухарест , Королевство Румыния |
Умер | 2 декабря 1950 г. Женева , Швейцария | ( 33 года
Жанры | Классическая музыка |
Род занятий | Пианист • Композитор |
Этикетки | я |
Ранее из | Румынская Академия |
Константин « Дину » Липатти (англ. Румынское произношение: [ˈdinu liˈpati] ; 1 апреля [ OS 19 марта] 1917 — 2 декабря 1950) — румынский классический пианист и композитор, карьера которого оборвалась из-за его смерти от последствий, связанных с болезнью Ходжкина, в возрасте 33 лет. Он был посмертно избран членом Румынской академии . Он написал несколько произведений, все из которых продемонстрировали сильное влияние венгерского композитора Белы Бартока . [1]
Неустанный перфекционист, Липатти часто готовился в течение многих лет к крупным выступлениям, например, четыре года для Бетховена Фортепианного концерта № 5 и три года для Чайковского Фортепианного концерта № 1 . Он оставил небольшое количество записей , и они пользуются большим уважением, особенно запись «Альборада дель грациозо» из Равеля » сюиты «Мируары . За свою короткую жизнь он получил признание многих музыкальных деятелей 20-го века , в том числе Иегуди Менухина , Альфреда Корто , Нади Буланже и Франсиса Пуленка . [1]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Константин Липатти (с детства прозванный уменьшительным «Дину») родился в Бухаресте в музыкальной семье: его отец был скрипачом, обучавшимся у Пабло де Сарасате и Карла Флеша . [2] его мать пианистка. В связи с его крещением, которое произошло не сразу после рождения, как обычно, а когда он стал достаточно взрослым, чтобы играть на фортепиано, скрипач и композитор Джордже Энеску согласился стать его крестным отцом. Липатти исполнил менуэт Моцарта во время своего крещения. [2]
Он учился в средней школе Георгия Лазэра изучая фортепиано и композицию у Михаила Жора , три года . Затем он поступил в Бухарестскую консерваторию , где учился у Флорики Музыкеску , которая также преподавала ему в частном порядке. [2] В июне 1930 года лучшие ученики консерватории дали концерт в Бухарестской опере , и 13-летний Липатти получил бурные овации за исполнение Грига Фортепианного концерта ля минор . [2] В 1932 году он получил премии за свои сочинения: Сонатина для фортепиано и Сонатина для скрипки и фортепиано. В том же году он также получил Гран-при за свою симфоническую сюиту «Цыганы» . [2]
Карьера
[ редактировать ]Он принял участие в Венском международном конкурсе пианистов 1933 года и занял второе место после польского пианиста Болеслава Кона , что вызывает споры. Альфред Корто , который считал, что Липатти должен был победить, в знак протеста вышел из состава жюри. [3] Впоследствии Липатти учился в Париже у Корто, Нади Буланже (с которой он записал некоторые из вальсов Брамса , соч. 39 ), Поля Дюка (композиция) и Чарльза Мунка (дирижер). В восемнадцать лет Липатти дебютировал с сольным концертом в Париже, в Нормальной школе. 17 мая 1935 года, за три дня до концерта, умер его друг и учитель Поль Дюка, и в память о нем Липатти открыл свою программу « И.С. Баха в Иезу, радость человеческого желания» транскрипции Майры Хесс . [2] первое произведение он публично исполнил уже будучи взрослым пианистом.
Карьера Липатти была прервана Второй мировой войной . Хотя он давал концерты на оккупированных нацистами территориях, по мере приближения войны он бежал из родной Румынии в сентябре 1943 года вместе со своей спутницей и коллегой-пианисткой Мадлен Кантакузене. С помощью Эдвина Фишера он эмигрировал в Женеву , Швейцария , где занял должность профессора фортепиано в Женевской консерватории . [4] Среди его учеников в консерватории был Чарльз Райнер. [5] и Бела Сики . [6]
Первые признаки болезни Липатти появились во время преподавания в Женевской консерватории в 1940-х годах. Поначалу врачи были озадачены, и в 1947 году ему поставили диагноз « болезнь Ходжкина» . [7] Он и Мадлен поженились в 1948 году, поскольку здоровье Липатти продолжало ухудшаться. [4] В результате после войны его публичные выступления стали значительно реже. Его энергетический уровень на какое-то время улучшился благодаря экспериментальным инъекциям кортизона, а его сотрудничество с продюсером Уолтером Легге в период с 1947 по 1950 год привело к созданию большинства записей игры Липатти. [8]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Липатти дал свой последний сольный концерт, также записанный, 16 сентября 1950 года на фестивале в Безансоне во Франции. Несмотря на тяжелую болезнь и высокую температуру, он великолепно исполнил Партиту № 1 си-бемоль мажор Баха, Сонату ля минор Моцарта, K. 310, . соль-бемоль мажор Шуберта и Экспромт ми-бемоль мажор Шуберта, соч 90 и тринадцать из четырнадцати Шопена вальсов , которые он сыграл в своем собственном целостном порядке. Подойдя к последней, № 2 ля-бемоль, он обнаружил, что слишком утомлен, чтобы играть ее, и предложил вместо нее «Иезу, радость человеческого желания» , пьесу, с которой он начал свою профессиональную карьеру всего пятнадцать лет назад. Он умер менее чем через 3 месяца в Женеве в возрасте 33 лет от лопнувшего абсцесса одного легкого. [7] Липатти похоронен на кладбище Шен-Бур рядом со своей женой Мадлен (1908–1982), известным учителем игры на фортепиано. [ нужна ссылка ]
Репертуар
[ редактировать ]Игра Липатти на фортепиано широко ценится за абсолютную чистоту его интерпретаций, для чего он использовал виртуозную фортепианную технику. Липатти особенно известен своими интерпретациями Шопена, Моцарта и Баха, а также он сделал записи Равеля Альборады дель Грациозо , Листа , Энеску и фортепианных концертов Шумана и Грига. Его запись вальсов Шопена издается с момента ее выпуска и уже давно стала фаворитом многих любителей классической музыки. [ нужна ссылка ]
Липатти никогда не записывал музыку Бетховена . Однако распространено заблуждение, что Липатти исполнял музыку Бетховена только в конце своей карьеры. Вальдштейнская в Бухаресте в течение сезона 1940–41 и даже был готов соната была частью репертуара Липатти с 1935 года. Он также дважды исполнял Императорский концерт записать его для EMI в 1949 году. Внутренняя записка продюсера Липатти Уолтера Легге. , датированный 23 февраля 1948 года, заявляет, что «Липатти [d] очень хотел исполнить Концерт Бетховена в 1949 году», и номинирует Императорский концерт, учитывая, что Липатти уже исполнил его. [ нужна ссылка ]
Запись Фортепианного концерта № 1 ми минор Шопена , первоначально выпущенная под именем Липатти и, как говорят, являвшаяся записью живого выступления в Швейцарии в мае 1948 года, оказалась вовсе не его вкладом. В 1981 году выяснилось, что солисткой на этой записи на самом деле была польская пианистка (и ученица Корто ) Галина Черни-Стефаньска , победительница 4-го Международного конкурса пианистов имени Шопена , игравшая с Чешским филармоническим оркестром под управлением Вацлава Сметачека. . Однако позже была найдена подлинная запись Липатти Концерта Шопена. [9]
Гарольд К. Шенберг писал в 1953 году: «Липатти, мастер игры на клавишных инструментах, превратился бы в одного из величайших артистов этой эпохи. Он был пианистом ордена Рахманинова, наделенным огромной техникой и сильным чувством ритма». [10]
Наследие
[ редактировать ]В знак признания его выдающегося вклада в интерпретацию и композицию классической музыки он был посмертно избран в 1997 году членом Румынской академии . [11] В 2005 году The Mountain Goats выпустили в его честь песню под названием «Кости Дину Липатти». [12] В 2017 году поклонник Липатти Орландо Муррин обнаружил единственную известную пленку с Липатти на вечеринке в саду в Люцерне в 1947 году с Полом Хиндемитом и другими музыкантами, которая была показана в лондонском Кадоган-холле в ноябре того же года. [13]
Композиции
[ редактировать ]Помимо своих пианистических достижений, Липатти был композитором, писавшим в неоклассическом стиле с французскими и румынскими влияниями. Его работы включают:
- «Цыгане» , симфоническая сюита (1934)
- Концертино в классическом стиле, соч. 3 для фортепиано и камерного оркестра (1936)
- Концертная симфония для двух фортепиано с оркестром (1938)
- Сонатина для фортепиано для левой руки (1941)
- Румынские танцы для двух фортепиано (1943) и для оркестра (1945)
- Концерт для органа и фортепиано
- Обада для квартета деревянных духовых инструментов (ob, cl, bn, hn)
- Квинтет деревянных духовых инструментов - Quintet a vent a Monsieur Roger Cortet (неоконченная / первая часть)
- Импровизация для фортепианного трио
- Сонатина для скрипки и фортепиано.
- Соната для фортепиано ре минор
- Фантазия для фортепиано, соч. 8
- Ноктюрн для фортепиано
- 4 песни для голоса и фортепиано
- 6 сонат Скарлатти (транскрипция для квинтета деревянных духовых инструментов)
Известные записи
[ редактировать ]- Февраль 1937: Брамс , Вальсы, соч. 39 , с Надей Буланже
- 14 января 1943 года: Липатти, Концертино в классическом стиле, с Гансом фон Бендой и Берлинским камерным оркестром.
- 4 марта 1943: Липатти, Сонатина для левой руки (румынское радиовещание).
- 18 октября 1943: Энеску , Соната для фортепиано № 3 ре мажор, соч. 24, № 3
- 1943: Энеску, Соната для скрипки № 2 фа минор, соч. 6 (Джордж Энеску, скрипка)
- 1943: Энеску, Соната для скрипки № 3 ля минор, соч. 25 «В румынской народной манере» (Энеску, скрипка)
- 1943: Энеску: Буре из сюиты № 1. 2 ре мажор, соч., 10
- 20 февраля 1947: Скарлатти , Соната ре минор, K.9 «Пастораль».
- 1 и 4 марта 1947: Шопен , Соната № 3 си минор, соч. 58
- 18 и 29 сентября 1947: Григ , Концерт для фортепиано с оркестром ля минор , с Альсео Гальерой и Филармоническим оркестром.
- 24 сентября 1947: Лист , Сонет Петрарки №. 104
- 27 сентября 1947: Скарлатти: Соната ми мажор, K.380; Шопен: Ноктюрн №1. 8 ре-бемоль мажор, соч. 27, нет. 2
- 2 октября 1947: И. С. Бах , Концерт для клавира №. 1 ре минор, BWV 1052 (аранжировка Бузони ), с Эдуардом ван Бейнумом и оркестром Концертгебау
- 9 и 10 апреля 1948: Шуман , Концерт для фортепиано с оркестром ля минор , с Гербертом фон Караяном и Филармоническим оркестром.
- 17 апреля 1948: Равель , «Заря благодати» из «Мируара».
- 21 апреля 1948 года: Шопен, Баркарола фа-диез мажор, соч. 60
- в. 1948: Липатти, Концертино в классическом стиле, соч. 3 (живой, неопознанный дирижер и оркестр)
- 7 февраля 1950 г.: Шопен, Концерт для фортепиано с оркестром №. 1 ми минор, соч. 11, с Отто Акерманном и Цюрихским оркестром Тонхалле и Шопеном, Этюды, соч. 25/5 и соч. 10/5
- 22 февраля 1950: Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, с Эрнестом Ансерме и Романским оркестром Швейцарии.
- 5 июля 1950 г.: Шопен, Мазурка нет. 32 до-диез минор, соч. 50, нет. 3
- 6–10 июля 1950: Бах, Партита для клавишных № 1 си-бемоль, BWV 825; 4 транскрипции Баха Ферруччо Бузони , Майры Хесс и Вильгельма Кемпфа ; Моцарт , Соната для фортепиано № 8 ля минор, К. 310; Шопен, 14 вальсов (по заказу Липатти)
- 23 августа 1950 года: Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром № 1. 21 in C, K. 467 (каденции Липатти) с Гербертом фон Караяном и Оркестром Люцернского фестиваля в Кунстхаусе, Люцерн, Швейцария.
- 16 сентября 1950 г.: Заключительный концерт в Безансоне (музыка Баха, Моцарта, Шуберта и Шопена)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шоу-Тейлор, Десмонд (2001). «Липатти, Дину» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Брайсом Моррисоном. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16724 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Jump up to: а б с д и ж Анна Липатти, Жизнь пианиста Дину Липатти , Editions du Vieux Colombier, пер. Гивеон Корнфилд; цитируется на Everest Records LP 3166
- ^ Джереми Зипманн, Примечания к Шопену: 14 вальсов и т. д. , EMI Cat. Д114628, 1980 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Сик (2016). Словарь для современного пианиста . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 105–106. ISBN 978-0-8108-8880-7 .
- ^ Бетти Найгаард Кинг, Жиль Потвин (16 декабря 2013 г.). «Чарльз Райнер» . Канадская энциклопедия .
- ^ Баргрин, Мелинда (30 октября 2020 г.). «Бела Сики, всемирно известный пианист факультета Университета Вашингтона, умер в возрасте 97 лет» . Сиэтлтаймс.com . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Эйнли (2002). «Дину Липатти: принц пианистов» . markainley.com. Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Уолтер Легг (1998). Уолтер Легг: слова и музыка . Психология Пресс. стр. 180–185. ISBN 978-0-415-92108-4 .
- ^ «Classics Today.com – ваш онлайн-путеводитель по классической музыке» . Архивировано из оригинала 15 мая 2007 г. Проверено 10 июля 2006 г.
- ^ Гарольд К. Шонберг (11 октября 1953 г.). «ЗАПИСИ: ЛИПАТТИ - Покойный румынский пианист представлен в пластинке «Сборник музыки Шопена»» . Нью-Йорк Таймс . п. 339 . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ «Члены Румынской академии избраны посмертно» (на румынском языке). Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Горные козлы: Закатное дерево на Discogs.com
- ^ «Королевский филармонический оркестр – Александра Дариеску исполняет Грига» . cadoganhall.com . 28 ноября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тэнэсеску, Драгош; Баргауану, Григоре (1996). Липатти . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 1-871-08258-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- dinulipatti.com , сайт, посвященный Липатти.
- Фонд Липатти-Хаскила
- «Липатти» Кевина Шихотена
- Дискография Липатти
- «Дину Липатти – Последний концерт»
- «Дину Липатти – принц пианистов»
- Скандал с концертом Шопена
- Дину Липатти (1917–1950) », Mousikotropies 1/1991, 23–31 (на греческом языке).
- 1917 рождений
- 1950 смертей
- Музыканты из Бухареста
- Дети-классические музыканты
- Выпускники Национального колледжа Георге Лазара (Бухарест)
- Выпускники Национального университета музыки Бухареста
- Выпускники Парижской нормальной школы музыки
- Классические пианисты 20 века
- Композиторы 20 века
- Румынские классические пианисты
- Румынские композиторы
- румынские перебежчики
- Румынские эмигранты в Швейцарии
- Академический состав Женевской консерватории
- Смертность от рака в Швейцарии
- Смерти от лимфомы
- Члены Румынской академии избраны посмертно