Концертное фортепиано (Григ)
Концертное фортепиано | |
---|---|
Эдвард Григ | |
![]() Знаменитое цветущее введение | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Опус | 16 |
Период | Романтический |
Составленный | 1868 |
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 3 апреля 1869 г. |
Расположение | Копенгаген |
Фортепианный концерт ля минор , соч. 16, написанный Эдвардом Григом в 1868 году, был единственным завершенным концертом Грига. Это одно из самых популярных его произведений. [1] и является одним из самых популярных в этом жанре . Григ, которому на момент написания сочинения было всего 24 года, черпал вдохновение из единственного концерта Роберта Шумана, также написанного ля минор.
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей: [2]
- Аллегро очень умеренно ( ля минор )
- Первая часть выполнена в форме сонаты и отличается перекатом литавр в первом такте, который приводит к драматическому расцвету фортепиано, ведущему к основной теме.
- Затем тональность меняется на до мажор для второстепенной темы. снова появляется второстепенная тема Позже в репризе , но на этот раз в тональности ля мажор . Часть завершается виртуозной каденцией и расцветом, подобным тому, что был в начале части.
- Адажио ( ре ♭ мажор )
- Вторая часть представляет собой лирическую часть ре ♭ мажор, которая переходит непосредственно в третью часть. Движение имеет троичную форму (A–B–A). Раздел B находится в ре ♭ мажоре и ми мажоре, затем возвращается к ре ♭ мажор для репризы фортепиано.
- Allegro moderato tanto e Marcato – Quasi Presto – Andante maestoso (ля минор → фа мажор → ля минор → ля мажор)
- Третья часть открывается ля минор. 2
4-й раз с энергичной темой (Тема 1), на которую повлиял норвежский танец Халлинг :- За ней следует лирическая тема фа мажор (Тема 2). Движение возвращается к Теме 1. Вслед за этим повторением следует 3
4 Мажорная часть Quasi presto , состоящая из вариации Темы 1. Часть завершается Andante maestoso ля мажор, который представляет собой драматическое исполнение Темы 2 (в отличие от лирической манеры, с которой представлена Тема 2). . - Третья часть открывается ля минор. 2
Время исполнения всего концерта обычно составляет около 30 минут. [3]
Инструментарий
[ редактировать ]Григ написал концерт для фортепиано соло, 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов (в A и B ♭ ), 2 фаготов , 4 валторн в E и E ♭ , 2 труб в C и B ♭ , 3 тромбонов , литавр и струнных ( скрипки , альты , виолончели и контрабасы ). В более ранней версии вместо третьего тромбона использовались только две валторны и туба. [4]
История и влияния
[ редактировать ]Это произведение входит в число самых ранних важных произведений Грига, написанных 24-летним композитором в 1868 году в Соллерёде , Дания, во время одного из его визитов туда, чтобы насладиться климатом.
Концерт часто сравнивают с Фортепианным концертом Роберта Шумана : он написан в той же тональности ; вступительный нисходящий расцвет на фортепиано аналогичен; общий стиль считается ближе к Шуману, чем к любому другому композитору. Между прочим, оба композитора написали всего один концерт для фортепиано. Григ слышал концерт Шумана в исполнении Клары Шуман в Лейпциге в 1858 году, и на него в целом сильно повлиял стиль Шумана, поскольку его обучал игре на фортепиано друг Шумана Эрнст Фердинанд Венцель.
Концерт Грига свидетельствует о его интересе к норвежской народной музыке ; вступительный штрих основан на мотиве падающей минорной секунды, за которой следует нисходящая мажорная треть, что типично для народной музыки родной страны Грига. Этот специфический мотив встречается и в других произведениях Грига, в том числе в Струнном квартете № 1 . В последней части концерта сходство с холлом [5] (норвежский народный танец) и имитации хардангерской скрипки (норвежской народной скрипки).
Премьера произведения состоялась Эдмундом Нойпертом 3 апреля 1869 года в Копенгагене под управлением Хольгера Саймона Паулли . Некоторые источники сообщают, что предполагаемым солистом был сам Григ, прекрасный пианист, но он не смог присутствовать на премьере из-за обязательств с оркестром в Христиании (ныне Осло ). Среди тех, кто присутствовал на премьере, были датский композитор Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн , предоставивший по этому случаю свое фортепиано. [6] Нойперт также был посвящен вторым изданием концерта ( Рикард Нордраак был первоначальным посвящением), а Джеймс Хунекер сказал, что он написал первую часть каденции. [7]
Норвежская премьера в Христиании последовала 7 августа 1869 года, а позже пьеса была услышана в Германии в 1872 году и в Англии в 1874 году. Во время визита Грига к Ференцу Листу в Риме в 1870 году Лист сыграл ноты prima vista (на вид), прежде чем аудиторию музыкантов и дал очень хорошие отзывы о творчестве Грига, которые позже повлияли на него. Работа была впервые опубликована в Лейпциге в 1872 году, но только после того, как Йохан Свендсен вмешался в защиту Грига. [8]
Концерт является первым когда-либо записанным фортепианным концертом, написанным пианистом Вильгельмом Бакхаусом в 1909 году. [9] Из-за технологий того времени он был сильно сокращен и длился всего шесть минут. [9]
Григ переделывал произведение как минимум семь раз, обычно незначительно, но исправления составили более 300 отличий от оригинальной оркестровки. В одной из этих редакций он отменил предложение Листа отдать вторую тему первой части (а также первую тему второй) трубе, а не виолончели. Окончательная версия концерта была завершена всего за несколько недель до смерти Грига, и именно эта версия завоевала всемирную популярность. Оригинальная версия 1868 года была записана Лав Дервингер с Симфоническим оркестром Норчёпинга под управлением Дзюнъити Хироками . [10]
Григ работал над транскрипцией концерта для двух фортепиано соло, которую завершил Карой Терн . [11] Премьерную запись этой версии сделал британский фортепианный дуэт Энтони Голдстоун и Кэролайн Клеммоу . [12]
2 апреля 1951 года американский пианист русского происхождения Саймон Барер потерял сознание во время исполнения первых нескольких тактов концерта во время выступления с дирижером Юджином Орманди и Филадельфийским оркестром в Карнеги-холле в Нью-Йорке . Вскоре после этого он умер за кулисами. [13] Это должно было быть первое исполнение произведения Барером. [14]
Второй концерт
[ редактировать ]В 1882 и 1883 годах Григ работал над вторым фортепианным концертом си минор, но он так и не был завершен. Эскизы к концерту записал пианист Эйнар Стен-Нёклеберг . В 1997 году Общество Грига в Осло провело Третий международный конкурс композиторов на тему «переосмысления» второго концерта Грига. Один из конкурсантов, бельгийский композитор Лоран Бекманс, разработал по эскизам полный фортепианный концерт, который впервые был исполнен в Лондоне 3 мая 2003 года. [15]
Еще одна разработка эскизов Грига была завершена норвежским композитором Хельге Эвью и записана на лейбле Naxos . [16] Среди других участников - румын Щербан Никифор ( Концерт GRIEGoriano ), россиянин Владимир Беляев ( Второй фортепианный концерт ), шотландец Каллум Кенмюр ( Рапсодия на темы Грига ), американец Дэниэл Пауэрс ( Концерт-реликварий ), немец Клаус Милинг ( Концерт Фантазия си минор ), новозеландка Элисон Эдгар ( «Фантазия си минор» ), австралийка Дэвид Морган ( «Норвежская фантазия» ). Первая премия досталась итальянцу Альберто Колле ( Фортепианный концерт № 1 ).
В популярной культуре
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2018 г. ) |
Непреходящая популярность Фортепианного концерта Грига обеспечила его использование в самых разных контекстах.
- Кода первой части присутствует в фильме «Интермеццо» (1939) с Лесли Ховард и Ингрид Бергман в главных ролях .
- Концерт был показан в фильме «Седьмая вуаль» (1945) как пьеса, исполненная молодой концертирующей пианисткой ( Энн Тодд ; пианисткой, не указанной в титрах, была Эйлин Джойс ).
- Он был знаменито пародирован в Франца Райзенштейна 1959 Concerto Popolare года (написанном для Герарда Хоффнунга ). музыкального фестиваля
- Вступительную тему первой части использовал Джимми Виснер, записывавшийся под названием «Kokomo», в песне « Asia Minor », вошедшей в десятку лучших поп-хитов США в 1961 году. Название песни также было основано на тональность концерта ля минор. [17]
- Отрывки из первой части включены в номер «Розмари» бродвейского мюзикла « Как добиться успеха в бизнесе, не прилагая особых усилий» (1961).
- Джетро Талл исполнили короткий отрывок из второй части вживую в рамках своего тура Thick as a Brick 1972 года.
- Комик Билл Бэйли - опытный музыкант, использовавший фортепианный концерт Грига для создания комического эффекта; в сериале « Черные книги» его играет его персонаж Мэнни Бьянко , и он приводится в качестве примера в его сольном псевдонаучном очерке о музыке кокни .
- Вступительный мотив открывает «Make the Best of Your Music» в переработанной версии Follies 1987 года .
- Кубинский руководитель оркестра Альфредо Вальдес неоднократно ссылается на первую часть концерта в Canto a La Vueltabajera . Canto a La Vueltabajera на YouTube
- В стратегической видеоигре Civilization V в саундтреке также используется вторая часть.
- Тема второй части присутствует в шпионском триллере «Красный воробей» (2018).
Моркам и Уайз
[ редактировать ]Концерт был использован в скетче британскими комиками Моркамом и Уайзом . Первоначально написанный Диком Хиллсом и Сидом Грином и исполненный в роли двуручника в ITV сериале «Два в своем роде» в 1963 году, эскиз был впоследствии исправлен и снова использован в рождественском выпуске The Morecambe & Wise Show , сериала дуэта BBC. в 1971 году. В эскизе Эрик Моркам играет солиста фортепиано; в то время как Эрни Уайз был дирижером в оригинальном эскизе, в измененной версии участвует Андре Превен , тогдашний главный дирижер Лондонского симфонического оркестра . [18] Моркам утверждает, что он играет «все правильные ноты, но не обязательно в правильном порядке». Он играл упрощенную версию правильной музыки, но в совершенно неподходящем стиле. [19] [20]
Эскиз был записан в аранжировке Сида Грина в 1964 году для серии альбомов EMI Comedy Classics . [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкобсон, Юлиус Х.; Кевин Клайн (2002). Опыт классической музыки: откройте для себя музыку величайших композиторов мира . Нью-Йорк: Справочники. п. 177 . ISBN 978-1-57071-950-9 . Хотя в этой книге говорится, что они не так популярны, как сюиты «Пер Гюнт».
- ^ Хортон, Джон (1952). «Эдвард Григ». В Ральфе Хилле (ред.). Концерт . Мельбурн: Книги Пингвина. стр. 248–251.
- ^ «Фортепианный концерт, Op.16 (Григ, Эдвард) - Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: ноты в свободном общественном достоянии» . imslp.org . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Ольманн, Клаус Хеннинг (1993): Эдвард Григ - попытка ориентации . Эгельсбах Кельн Нью-Йорк: Verlag Hänsel-Hohenhausen, стр. 246.
- ^ «ГРИГ: Фортепианный концерт, соч. 16 / Симфонические танцы / Осенью» . www.naxos.com . Проверено 2 марта 2019 г.
- ↑ Григ и датские связи. Архивировано 13 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Хунекер, Джеймс (апрель 2004 г.). Джеймс Ханекер, Вертолаз , Часть III, Нью-Йорк, 1877–1917 гг . ISBN 9781417907267 .
- ^ Фостер, Берил (2007). Песни Эдварда Грига . Нью-Йорк: Бойделл Пресс. п. 75. ИСБН 978-1-84383-343-7 .
- ^ Jump up to: а б БАКХАУС, ВИЛЬГЕЛЬМ (1884–1969) на naxos.com сайте
- ^ "ГРИГ: ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ля минор - ЛАРВИКС-ПОЛКА - 23 МАЛЕНЬКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ" . Лицензирование Наксоса . Архивировано из оригинала 23 апреля 2024 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Божественное искусство обзора Грига для фортепианного дуэта» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Группа звукозаписи Божественного искусства» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
- ^ «Саймон БАРЕРЕ: Живой концерт в Карнеги-холле - ЛИСТ и студийные записи - РАХМАНИНОВ, ШОПЕН, БАЛАКИРЕВ Ремингтон» . www.soundfountain.org . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Мой отец Саймон Барер — продолжение» . www.jacquesleiser.ch . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Бельгийское общество Грига» . www.grieg.be . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Знакомство с партитурой Эвью в музыкальном издательстве Artaria» (PDF) . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Бегемот: Еженедельник Нью-Гэмпшира: Поп-культура» . www.hippopress.com . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Дэвис, Клайв (29 июля 2021 г.). «Как Моркам и Уайз оттачивали свой гений» . Таймс . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ «Morecambe & Wise & Andre Previn: Video 2019: Chortle: The UK Comedy Guide» . www.chortle.co.uk . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Чилтон, Мартин (1 марта 2019 г.). « Я пойду и возьму свою дубинку»: Когда Андре Превен встретил Моркамба и Уайза» . Телеграф . Проверено 2 марта 2019 г. - через www.telegraph.co.uk.
- ^ «Фортепианный концерт Грига» – через www.youtube.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур