Jump to content

Юджин Орманди

Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром.

Юджин Орманди (урожденный Ено Блау ; 18 ноября 1899 — 12 марта 1985) — и скрипач венгерского происхождения американский дирижёр , наиболее известный благодаря сотрудничеству с Филадельфийским оркестром в качестве его музыкального руководителя. Его 44-летнее сотрудничество с оркестром является одним из самых продолжительных среди дирижеров любого американского оркестра. Орманди сделал множество записей с оркестром, а также в качестве приглашенного дирижера с европейскими оркестрами, а также получил три золотых рекорда и две премии Грэмми . Его репутация была опытным техническим специалистом и опытным строителем оркестров.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Орманди родился в Будапеште , Австро-Венгрия , как Йен Блау, в семье еврейских родителей Бенджамина Блау, дантиста и скрипача-любителя, и Розалии Бергер. [1] [2] Его музыкальные таланты проявились рано. Блау получил свои первые уроки игры на скрипке у своего отца в возрасте трех с половиной лет и был достаточно опытным скрипачом, чтобы поступить в Королевскую национальную Венгерскую музыкальную академию в возрасте пяти лет, будучи самым молодым учеником на сегодняшний день.С 1909 года ученик Йенё Хубая , весной 1915 года он сдал финал по камерной музыке и игре на скрипке. [3] С 1917 года Блау совершил первые гастроли в Венгрии и Германии; среди прочего в качестве концертмейстера Берлинского оркестра Блютнера . В 1918 году он ненадолго стал профессором игры на скрипке в своем старом университете. С 1917 по 1920 год он также получил степень по философии. [4] [5] Мотивирован обещаниями сомнительного импресарио. [ нужна ссылка ] , он эмигрировал в США в 1921 году.

До 1918 года Орманди использовал в публичных выступлениях сценический псевдоним «Ойген Блау», причем «Ойген» был немецким эквивалентом «Йенё». [6] Примерно в 1919 году, после распада Австро-Венгерской империи, он использовал «Йенё Б. Орманди». [7] Во время своего прибытия в Америку в 1921 году он использовал «Джено Блау», [8] но к 1925 году его звали «Юджин Орманди». [9] Происхождение фамилии «Орманди» неясно. Предположение, что это было либо его второе имя [10] или что у его матери [11] представляется необоснованным. [1] [12] Его отец сменил фамилию на «Орманди» 22 марта 1937 года, за несколько недель до эмиграции в Соединенные Штаты. [12] [13]

Артур Джадсон , самый влиятельный менеджер американской классической музыки 1930-х годов, впервые услышал Орманди, когда дирижировал (в качестве фрилансера) танцевальным концертом Айседоры Дункан в холле Карнеги - ; Позже Джадсон сказал: «Я пришел посмотреть на танцора, а вместо этого услышал дирижера». [14]

По наущению Джадсона Орманди заменил нездорового Артуро Тосканини в Филадельфийском оркестре в 1931 году. Это привело к назначению музыкальным руководителем Симфонического оркестра Миннеаполиса - должность, которую он занимал с 1931 по 1936 год. На этом посту он стал общенационально известным в США. через его записи, которые включали первые версии на диске сюиты Кодая «Хари Янош» и Шёнберга «Verklärte Nacht» . [4] В 1936 году он вернулся в Филадельфию в качестве совместного дирижера с Леопольдом Стоковски . Через два года он стал единственным музыкальным руководителем оркестра; он занимал этот пост 42 года (1938–1980), прежде чем уйти в отставку и стать его дирижером-лауреатом. Он возил Филадельфийский оркестр в несколько национальных и международных туров и выступал в качестве приглашенного дирижера с другими оркестрами в Европе, Австралии, Южной Америке и Восточной Азии. [4] Орманди основывался на том, что «Словарь музыки и музыкантов Гроува» называет «сладострастным «Филадельфийским звуком» Стоковского», и добавил еще больше отточности и точности. [4] Несмотря на это или даже из-за этого, среди многих музыкальных критиков и других лиц, как предположил Гарольд К. Шенберг в исследовании 1967 года, «в музыкальных кругах наблюдалось исключительное нежелание принимать его в ряды великих дирижеров». [15] Его считали поверхностным; Тосканини назвал его «идеальным дирижером Иоганна Штрауса». [15] и подобное замечание приписывается Игорю Стравинскому . [16] Дональд Пек, главный флейтист Чикагского симфонического оркестра , сообщает, что его коллега-флейтист был покорен, когда Орманди дирижировал Чикаго в Бетховена Девятой симфонии ; он сказал Пеку, что это была величайшая Девятая композиция, которую он когда-либо слышал. [17] Дирижер Кеннет Вудс поставил Орманди на 14-е место в «20 лучших дирижеров», заявив:

Критики ненавидят Орманди. Должно быть, это первый «факт», которому учат в школе критиков: всегда работайте так, чтобы Орманди врезался в каждую статью, которую вы пишете. Коллекционеры пластинок тоже его ненавидят. Я просто не понимаю. Фильм с его участием выглядит впечатляюще – классическая и классная дирижерская техника, совсем не показная. Его Филадельфийский оркестр был единственным реальным конкурентом Караяна оркестра Берлинского в 50–70-х годах по звуковой красоте, но также был более сплоченной и разносторонней группой. [18]

Шенберг назвал Орманди «отличным техником с техничным подходом». [15] Гроув комментирует, что Орманди, возможно, внес свой вклад в этот образ, сосредоточившись на репертуаре позднего романтического периода и начала 20-го века, который выгодно продемонстрировал пышное звучание, которым он мог обладать в произведениях таких композиторов, как Дебюсси , Равель , Рихард Штраус и Чайковский . Шенберг отметил, что Орманди очень мало запрограммировал Гайдна или Моцарта и подошел к Бетховену «довольно осторожно». [15] Он дирижировал гораздо меньше новой музыки, чем его предшественник Стоковский. [16] но не проигнорировал его и дал премьеры произведений, в том числе Рахманинова » «Симфонические танцы , посвященные ему и оркестру, Фортепианный концерт №3 Бартока , «Диверсии Бриттена для левой руки и оркестра» Бриттена и музыку Джинастеры , Хиндемита , Мартину , Мийо , Вилья-Лобос и Веберн . [4] Он не пренебрегал американскими композиторами, а среди премьер, которые он дал, были произведения Сэмюэля Барбера , Дэвида Даймонда , Уолтера Пистона , Неда Рорема , Уильяма Шумана , Роджера Сешнса и Вирджила Томсона . [4]

Орманди несколько раз посещал Финляндию. Здесь его видно в 1951 году с Яном Сибелиусом (слева) и Нильсом-Эриком Рингбомом в доме Сибелиуса, Айнола.

Шёнберг завершил свое исследование Орманди словами: «Орманди не дирижирует с подавляющей индивидуальностью Фуртвенглера , с яростью и ясностью Тосканини, или с огромными знаниями и классицизмом Селла . Но он создал пространство для себя, и в нем он находится в безопасности, прекрасный работник и чуткий интерпретатор, и это область, которая поглощает гораздо больше, чем вальсы Штрауса». [19]

В 1980 году в возрасте 80 лет Орманди ушел с поста главного дирижера Филадельфийского оркестра, но продолжал выступать в качестве его дирижера-лауреата. [4] Его последний концерт состоялся с коллегами из Филадельфии в Карнеги-холле 10 января 1984 года. [16] Его пребывание на посту главного дирижера, а затем лауреата было самым продолжительным непрерывным сотрудничеством между дирижером и крупным американским оркестром. [16]

Он умер от пневмонии в своем доме в Филадельфии , штат Пенсильвания , 12 марта 1985 года в возрасте 85 лет. [20]

Награды и почести

[ редактировать ]

В честь огромного влияния Орманди на американскую музыку и сообщество исполнительских искусств Филадельфии 15 декабря 1972 года он был награжден Премией Клуба хора Пенсильванского университета за заслуги. [21] назначила его В 1976 году королева Елизавета II почетным кавалером Ордена Британской Империи (KBE). [22] и получил Йельского университета медаль Сэнфорда . [23] В 1977 году он был избран членом Американского философского общества . [24] После смерти Орманди Конгресс США и президент Рональд Рейган объявили 18 ноября «Днем признательности Юджину Орманди», и в этот день в Музыкальной академии состоится церемония признания. [25]

8 августа 1922 года Орманди женился на Стефани Голднер (1896–1962). [26] «Стеффи» Голднер приехала в Нью-Йорк в 1921 году из родной Вены, где она училась в городской Музыкальной академии. Вскоре после прибытия в Нью-Йорк она устроилась на работу в театр Капитолий, где Орманди был скрипачом. Более десяти лет она была арфисткой Нью-Йоркского филармонического оркестра, единственной женщиной в его составе. [27] Позже эти двое транслировали выступления на радио WABC, где Орманди был одним из штатных дирижеров. [28]

Осенью 1946 года пара рассталась. «Сейчас о разводе не идет речи [...] Это просто расставание», - сообщила г-жа Орманди. [29] Однако позже она подала на развод, вынесенный 4 августа 1947 года «по причине крайней моральной жестокости». [30] После развода она поступила на факультет Музыкальной академии Филадельфии и объявила о планах возобновить выступления. [31]

15 мая 1950 года Орманди женился на Маргарет Фрэнсис Хилч (1909–1998) на гражданской церемонии в Филадельфии. [32] В заявлении, опубликованном Ассоциацией Филадельфийского оркестра, эти двое были описаны как «друзья семьи на протяжении многих лет [...] г-жа Орманди приехала в Соединенные Штаты около 12 лет назад из Вены [...] вскоре после этого она стала Американская гражданка. В годы войны г-жа Орманди стала лицензированным пилотом при подготовке к программе обучения WASP. Однако, когда подразделение было расформировано, она поступила на службу в ВМС США и в течение двух лет находилась в Норфолке, штат Вирджиния. на оперативной работе на авиабазе ВМФ». [33]

Пара оставалась в браке до его смерти в 1985 году.

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Юджин Орманди дирижирует Симфонию № 7 Людвига ван Бетховена ля мажор, соч. 92 с Филадельфийским оркестром в 1945 году здесь, на archive.org.

Карьера звукозаписи Орманди началась с Симфонического оркестра Миннеаполиса для RCA Victor в 1934 году и включала в себя первые в США записи симфоний Антона Брукнера (№ 7) и Густава Малера (№ 2). Он остался с RCA Victor после того, как стал музыкальным руководителем Филадельфийского оркестра в 1938 году. В 1944 году Орманди и филадельфийцы начали 23-летнее сотрудничество с Columbia Records . Его многочисленные записи для Колумбийского университета включают первую в США запись Четвертой симфонии Дмитрия Шостаковича и первую в истории запись Десятой симфонии Малера в исполнительской версии Дерика Кука. (Орманди и Филадельфийский оркестр дали первое публичное исполнение Симфонии № 10 Малера/Кука по специальному приглашению вдовы Малера Альмы.) В 1968 году дирижер и оркестр вернулись в RCA Victor, записывая для этого лейбла до 1981 года. Его записи Симфонии № 3 Сен-Санса " Organ" была признана лучшей из когда-либо созданных журналом Fanfare Magazine , который отметил запись RCA Red Seal 1974 года с органистом. Вирджил Фокс : «Это прекрасно сыгранное исполнение превосходит все версии этой симфонии». Высокую оценку также получила запись Telarc симфонии с Майклом Мюрреем 1980 года. [34]

Под управлением Орманди Филадельфийский оркестр установил три золотых рекорда и получил две премии «Грэмми» . [35]

Первой цифровой записью Орманди было исполнение Белы Бартока Концерта для оркестра для RCA Red Seal в 1979 году. [36]

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Юджин Орманди дирижирует Сергея Прокофьева , Симфонию № 1 ре мажор («Классическая») соч. 25 с Филадельфийским оркестром в 1950 году. Здесь, на archive.org.
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Юджин Орманди дирижирует Иоганнеса Брамса , Скрипичным концертом ре мажор соч. 77 с Джозефом Сигети и Филадельфийским оркестром в 1945 году. Здесь, на archive.org.
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Юджин Орманди дирижирует увертюру Николая Римского-Корсакова « Русский пасхальный фестиваль» , соч. 36 с Филадельфийским оркестром в 1950 году. Здесь, на archive.org.

Фильмография

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Запись о рождении Йено Блау (переведено). Будапешт, округ VII, рождение, 1899, № 3873: Зарегистрировано 22 ноября 1899 г., родился 18 ноября 1899 г., Ено, мужчина, израильтянин, сын Бенджамина Блау, израильтянин, 29 лет, профессиональный стоматолог (дантист), р. Посахаза (Берегский район, ныне Павшино , Украина) и Розали Бергер, израильтянка, 23 года, р. Будапешт, рез. Будапешт VII, Эрсебет Корут 7. Подпись: Бенджамин Блау, Шандор Тёрёк, заместитель секретаря.
  2. ^ Бетц, PR; Карнес, MC; Американский совет научных обществ (2005 г.). Американская национальная биография: Приложение 2 . Издательство Оксфордского университета, США. п. 418. ИСБН  9780195222029 . Проверено 12 декабря 2014 г.
  3. Финал по камерной музыке: Пестер Ллойд , 16 мая 1915 г. [1] . Финал по скрипке Пестер Ллойд , 23 мая 1915 года [2]
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Боуэн, Хосе А. «Орманди, Юджин» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 2 июля 2021 г. (требуется подписка)
  5. ^ Джулиан Каскел и Хартмут Хейн: Справочник дирижера . Беренрайтер, Кассель, 2015 г., ISBN 978-3-476-02392-6. п. 311-313
  6. ^ Несколько ссылок на его концерты в Пестер Ллойд между 1912 и 1918 годами, например [3]
  7. ^ Ссылки на его концерты в Neues Wiener Journal и Neue Freie Presse , например [4]
  8. ^ Манхэттен, Лицензии на брак в Нью-Йорке, том. 9, № 22338: 3 августа 1922 г., Йено Блау и Стефани Гольднер.
  9. Перепись штата Нью-Йорк, 1 июня 1925 г.: округ Нью-Йорк, город Нью-Йорк, избирательный округ 22, избирательный округ 24, стр. 268, строка 20: № 467, Западная 157-я улица, Орманди, Юджин, глава семьи, белый, мужчина, 25 лет, уроженец Венгрии, в этой стране четыре года, иностранец, профессия музыкант.
  10. ^ Юэн, Дэвид (1943). Диктаторы дубинки . Нью-Йорк, Чикаго: Alliance Book Corporation. п. 200 .
  11. ^ Родригес-Перальта, Филлис В. (2006). Филадельфия Маэстрос: Орманди, Мути, Саваллиш . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 149.
  12. ^ Jump up to: а б Запись о браке Бенджамина Блау и Розалии Бергер (перевод): Будапешт, Керюлет VII, Хазасултак, 1899, № 123: Женился в Будапеште, 5 февраля 1899 года, Бенджамин Блау, главный дантист, израильтянин, р. Посахаза (уезд Берег), 14 октября 1869 г., проживает в Будапеште VII, Эржебет Корут 7 лет, сын Липота Блау и Мины Вайнбергер, и Розалии Бергер, израильтянки, р. Будапешт, 17 июня 1876 года, проживает по адресу: Будапешт VI, Ланден (?) улица 1, дочь Йожефа Бергера и Эмилии Парницофской, свидетели: Шандор Фукс, Будапешт VII, Керепеши, улица 14, Мор Фишер, Будапешт VI, улица Кирай, 14. Подписано. , Шандор Фукс, свидетель, Мор Фишер, свидетель, Бенджамин Блау, жених, Розалия Бергер, невеста, доктор Гаспар Ормай, заместитель регистратора. Примечания: имя жениха изменено на «Орманди» 22 марта 1937 года. Подпись: доктор Кирай Кемере (?), заместитель регистратора.
  13. Список пассажиров SS Bolougne-Sur-Mer, Нью-Йорк, 3 июня 1937 г.: Бенджамин Орманди, 68 лет, венгр, р. Пошаза, Чехословакия... Роуз Орманди, 61 год, венгерка, р. Будапешт... ближайший родственник в стране происхождения, Джозеф Бергер, тесть/отец, Будапешт... собирается присоединиться к сыну, Юджину Орманди, Бронкс, Нью-Йорк.
  14. ^ Герберт Купферберг , аннотации к записи Симфонии № 6 Чайковского 1981 года в исполнении Филадельфийского оркестра и Орманди, Delos 3016.
  15. ^ Jump up to: а б с д Шенберг, с. 340
  16. ^ Jump up to: а б с д Джонс, Роберт Л. «Орманди, Юджин» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета . Проверено 12 марта 2017 г.
  17. ^ Пек, Дональд (2007). В нужном месте, в нужное время . Издательство Университета Индианы. п. 83 . ISBN  978-0-253-34914-9 .
  18. ^ «Эксклюзив VFTP: Настоящие 20 лучших дирижеров. Часть третья: 11–15» . Кеннетвудс.нет . 26 марта 2011 г.
  19. ^ Шенберг, с. 341
  20. ^ Хьюз, Аллен (13 марта 1985 г.). «Юджин Орманди умер в возрасте 85 лет в Филадельфии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 апреля 2020 г.
  21. ^ «Награда за заслуги перед Клубом хора Пенсильванского университета» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 г.
  22. ^ «Орманди получил рыцарское звание» . Питтсбург Пост-Газетт . 21 июня 1976 года.
  23. ^ «Ведущий кларнетист, получивший медаль Сэнфорда» . Tourdates.co.uk. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 12 декабря 2014 г.
  24. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 18 июля 2022 г.
  25. ^ «Посмертная честь Орманди». Найак (Нью-Йорк) Journal-News , 19 ноября 1985 г.
  26. ^ "Что вы хотите знать?" Philadelphia Inquirer , 18 сентября 1938 г.
  27. ^ Хоффман, Кэтрин. «Миссис Э. Орманди, музыкант-консультант». Патерсон (Нью-Джерси) Jewish Post , 19 ноября 1936 г.
  28. ^ "Радиопрограммы: Привет, Тара!" Бруклин (Нью-Йорк) Standard Union , 18 апреля 1931 года.
  29. ^ «Миссис Орманди расстается с мужем-дирижером». Нью-Йорк Пост , 8 октября 1946 г.
  30. ^ «Развод в Рено выиграла миссис Орманди». Philadelphia Inquirer , 5 августа 1947 г.
  31. ^ «Миссис. Орманди, чтобы учить». Нью-Йорк Пост , 3 сентября 1947 года.
  32. ^ "Ридер оркестра женился на женщине-летчике". Буффало (Нью-Йорк) Evening News , 16 мая 1950 г.
  33. ^ «Орманди женится на бывшей волне на неожиданных обрядах в мэрии». Philadelphia Inquirer , 16 мая 1950 г.
  34. ^ Рассел Лихтер. «Музыкальное обозрение» . StereoTimes.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 г. Проверено 23 апреля 2020 г.
  35. ^ Таунсенд, Дороти (13 марта 1985 г.). «Умер Юджин Орманди из Филадельфийского оркестра, 85 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 января 2014 г.
  36. ^ «Дискография Юджина Орманди (1899–1985)» . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ардоин, Джон (1999). Филадельфийский оркестр: век музыки . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN  1-56639-712-Х .
  • Купферберг, Герберт (1970). Эти сказочные филадельфийцы . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. ISBN  9780491003940 . OCLC   28276 .
  • Американский гид по рекордам: Юджин Орманди . Вашингтон: Публикации Heldref. Ноябрь – декабрь 1999 г. с. 68. ОСЛК   23874797 .
  • Яклич, Ричард (2017). Оркестровые партитуры Юджина Орманди: создание филадельфийского звука . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN  9781495505843 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a197724a402971196dacd3abf0196d4e__1721303580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/4e/a197724a402971196dacd3abf0196d4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eugene Ormandy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)