Юджин Орманди
Юджин Орманди (урожденный Ено Блау ; 18 ноября 1899 — 12 марта 1985) — и скрипач венгерского происхождения американский дирижёр , наиболее известный благодаря сотрудничеству с Филадельфийским оркестром в качестве его музыкального руководителя. Его 44-летнее сотрудничество с оркестром является одним из самых продолжительных среди дирижеров любого американского оркестра. Орманди сделал множество записей с оркестром, а также в качестве приглашенного дирижера с европейскими оркестрами, а также получил три золотых рекорда и две премии Грэмми . Его репутация была опытным техническим специалистом и опытным строителем оркестров.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Орманди родился в Будапеште , Австро-Венгрия , как Йен Блау, в семье еврейских родителей Бенджамина Блау, дантиста и скрипача-любителя, и Розалии Бергер. [1] [2] Его музыкальные таланты проявились рано. Блау получил свои первые уроки игры на скрипке у своего отца в возрасте трех с половиной лет и был достаточно опытным скрипачом, чтобы поступить в Королевскую национальную Венгерскую музыкальную академию в возрасте пяти лет, будучи самым молодым учеником на сегодняшний день.С 1909 года ученик Йенё Хубая , весной 1915 года он сдал финал по камерной музыке и игре на скрипке. [3] С 1917 года Блау совершил первые гастроли в Венгрии и Германии; среди прочего в качестве концертмейстера Берлинского оркестра Блютнера . В 1918 году он ненадолго стал профессором игры на скрипке в своем старом университете. С 1917 по 1920 год он также получил степень по философии. [4] [5] Мотивирован обещаниями сомнительного импресарио. [ нужна ссылка ] , он эмигрировал в США в 1921 году.
До 1918 года Орманди использовал в публичных выступлениях сценический псевдоним «Ойген Блау», причем «Ойген» был немецким эквивалентом «Йенё». [6] Примерно в 1919 году, после распада Австро-Венгерской империи, он использовал «Йенё Б. Орманди». [7] Во время своего прибытия в Америку в 1921 году он использовал «Джено Блау», [8] но к 1925 году его звали «Юджин Орманди». [9] Происхождение фамилии «Орманди» неясно. Предположение, что это было либо его второе имя [10] или что у его матери [11] представляется необоснованным. [1] [12] Его отец сменил фамилию на «Орманди» 22 марта 1937 года, за несколько недель до эмиграции в Соединенные Штаты. [12] [13]
Артур Джадсон , самый влиятельный менеджер американской классической музыки 1930-х годов, впервые услышал Орманди, когда дирижировал (в качестве фрилансера) танцевальным концертом Айседоры Дункан в холле Карнеги - ; Позже Джадсон сказал: «Я пришел посмотреть на танцора, а вместо этого услышал дирижера». [14]
Карьера
[ редактировать ]По наущению Джадсона Орманди заменил нездорового Артуро Тосканини в Филадельфийском оркестре в 1931 году. Это привело к назначению музыкальным руководителем Симфонического оркестра Миннеаполиса - должность, которую он занимал с 1931 по 1936 год. На этом посту он стал общенационально известным в США. через его записи, которые включали первые версии на диске сюиты Кодая «Хари Янош» и Шёнберга «Verklärte Nacht» . [4] В 1936 году он вернулся в Филадельфию в качестве совместного дирижера с Леопольдом Стоковски . Через два года он стал единственным музыкальным руководителем оркестра; он занимал этот пост 42 года (1938–1980), прежде чем уйти в отставку и стать его дирижером-лауреатом. Он возил Филадельфийский оркестр в несколько национальных и международных туров и выступал в качестве приглашенного дирижера с другими оркестрами в Европе, Австралии, Южной Америке и Восточной Азии. [4] Орманди основывался на том, что «Словарь музыки и музыкантов Гроува» называет «сладострастным «Филадельфийским звуком» Стоковского», и добавил еще больше отточности и точности. [4] Несмотря на это или даже из-за этого, среди многих музыкальных критиков и других лиц, как предположил Гарольд К. Шенберг в исследовании 1967 года, «в музыкальных кругах наблюдалось исключительное нежелание принимать его в ряды великих дирижеров». [15] Его считали поверхностным; Тосканини назвал его «идеальным дирижером Иоганна Штрауса». [15] и подобное замечание приписывается Игорю Стравинскому . [16] Дональд Пек, главный флейтист Чикагского симфонического оркестра , сообщает, что его коллега-флейтист был покорен, когда Орманди дирижировал Чикаго в Бетховена Девятой симфонии ; он сказал Пеку, что это была величайшая Девятая композиция, которую он когда-либо слышал. [17] Дирижер Кеннет Вудс поставил Орманди на 14-е место в «20 лучших дирижеров», заявив:
Шенберг назвал Орманди «отличным техником с техничным подходом». [15] Гроув комментирует, что Орманди, возможно, внес свой вклад в этот образ, сосредоточившись на репертуаре позднего романтического периода и начала 20-го века, который выгодно продемонстрировал пышное звучание, которым он мог обладать в произведениях таких композиторов, как Дебюсси , Равель , Рихард Штраус и Чайковский . Шенберг отметил, что Орманди очень мало запрограммировал Гайдна или Моцарта и подошел к Бетховену «довольно осторожно». [15] Он дирижировал гораздо меньше новой музыки, чем его предшественник Стоковский. [16] но не проигнорировал его и дал премьеры произведений, в том числе Рахманинова » «Симфонические танцы , посвященные ему и оркестру, Фортепианный концерт №3 Бартока , «Диверсии Бриттена для левой руки и оркестра» Бриттена и музыку Джинастеры , Хиндемита , Мартину , Мийо , Вилья-Лобос и Веберн . [4] Он не пренебрегал американскими композиторами, а среди премьер, которые он дал, были произведения Сэмюэля Барбера , Дэвида Даймонда , Уолтера Пистона , Неда Рорема , Уильяма Шумана , Роджера Сешнса и Вирджила Томсона . [4]

Шёнберг завершил свое исследование Орманди словами: «Орманди не дирижирует с подавляющей индивидуальностью Фуртвенглера , с яростью и ясностью Тосканини, или с огромными знаниями и классицизмом Селла . Но он создал пространство для себя, и в нем он находится в безопасности, прекрасный работник и чуткий интерпретатор, и это область, которая поглощает гораздо больше, чем вальсы Штрауса». [19]
В 1980 году в возрасте 80 лет Орманди ушел с поста главного дирижера Филадельфийского оркестра, но продолжал выступать в качестве его дирижера-лауреата. [4] Его последний концерт состоялся с коллегами из Филадельфии в Карнеги-холле 10 января 1984 года. [16] Его пребывание на посту главного дирижера, а затем лауреата было самым продолжительным непрерывным сотрудничеством между дирижером и крупным американским оркестром. [16]
Он умер от пневмонии в своем доме в Филадельфии , штат Пенсильвания , 12 марта 1985 года в возрасте 85 лет. [20]
Награды и почести
[ редактировать ]В честь огромного влияния Орманди на американскую музыку и сообщество исполнительских искусств Филадельфии 15 декабря 1972 года он был награжден Премией Клуба хора Пенсильванского университета за заслуги. [21] назначила его В 1976 году королева Елизавета II почетным кавалером Ордена Британской Империи (KBE). [22] и получил Йельского университета медаль Сэнфорда . [23] В 1977 году он был избран членом Американского философского общества . [24] После смерти Орманди Конгресс США и президент Рональд Рейган объявили 18 ноября «Днем признательности Юджину Орманди», и в этот день в Музыкальной академии состоится церемония признания. [25]
Браки
[ редактировать ]8 августа 1922 года Орманди женился на Стефани Голднер (1896–1962). [26] «Стеффи» Голднер приехала в Нью-Йорк в 1921 году из родной Вены, где она училась в городской Музыкальной академии. Вскоре после прибытия в Нью-Йорк она устроилась на работу в театр Капитолий, где Орманди был скрипачом. Более десяти лет она была арфисткой Нью-Йоркского филармонического оркестра, единственной женщиной в его составе. [27] Позже эти двое транслировали выступления на радио WABC, где Орманди был одним из штатных дирижеров. [28]
Осенью 1946 года пара рассталась. «Сейчас о разводе не идет речи [...] Это просто расставание», - сообщила г-жа Орманди. [29] Однако позже она подала на развод, вынесенный 4 августа 1947 года «по причине крайней моральной жестокости». [30] После развода она поступила на факультет Музыкальной академии Филадельфии и объявила о планах возобновить выступления. [31]
15 мая 1950 года Орманди женился на Маргарет Фрэнсис Хилч (1909–1998) на гражданской церемонии в Филадельфии. [32] В заявлении, опубликованном Ассоциацией Филадельфийского оркестра, эти двое были описаны как «друзья семьи на протяжении многих лет [...] г-жа Орманди приехала в Соединенные Штаты около 12 лет назад из Вены [...] вскоре после этого она стала Американская гражданка. В годы войны г-жа Орманди стала лицензированным пилотом при подготовке к программе обучения WASP. Однако, когда подразделение было расформировано, она поступила на службу в ВМС США и в течение двух лет находилась в Норфолке, штат Вирджиния. на оперативной работе на авиабазе ВМФ». [33]
Пара оставалась в браке до его смерти в 1985 году.
Записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Карьера звукозаписи Орманди началась с Симфонического оркестра Миннеаполиса для RCA Victor в 1934 году и включала в себя первые в США записи симфоний Антона Брукнера (№ 7) и Густава Малера (№ 2). Он остался с RCA Victor после того, как стал музыкальным руководителем Филадельфийского оркестра в 1938 году. В 1944 году Орманди и филадельфийцы начали 23-летнее сотрудничество с Columbia Records . Его многочисленные записи для Колумбийского университета включают первую в США запись Четвертой симфонии Дмитрия Шостаковича и первую в истории запись Десятой симфонии Малера в исполнительской версии Дерика Кука. (Орманди и Филадельфийский оркестр дали первое публичное исполнение Симфонии № 10 Малера/Кука по специальному приглашению вдовы Малера Альмы.) В 1968 году дирижер и оркестр вернулись в RCA Victor, записывая для этого лейбла до 1981 года. Его записи Симфонии № 3 Сен-Санса " Organ" была признана лучшей из когда-либо созданных журналом Fanfare Magazine , который отметил запись RCA Red Seal 1974 года с органистом. Вирджил Фокс : «Это прекрасно сыгранное исполнение превосходит все версии этой симфонии». Высокую оценку также получила запись Telarc симфонии с Майклом Мюрреем 1980 года. [34]
Под управлением Орманди Филадельфийский оркестр установил три золотых рекорда и получил две премии «Грэмми» . [35]
Первой цифровой записью Орманди было исполнение Белы Бартока Концерта для оркестра для RCA Red Seal в 1979 году. [36]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Фильмография
[ редактировать ]- Ночная песня (1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Запись о рождении Йено Блау (переведено). Будапешт, округ VII, рождение, 1899, № 3873: Зарегистрировано 22 ноября 1899 г., родился 18 ноября 1899 г., Ено, мужчина, израильтянин, сын Бенджамина Блау, израильтянин, 29 лет, профессиональный стоматолог (дантист), р. Посахаза (Берегский район, ныне Павшино , Украина) и Розали Бергер, израильтянка, 23 года, р. Будапешт, рез. Будапешт VII, Эрсебет Корут 7. Подпись: Бенджамин Блау, Шандор Тёрёк, заместитель секретаря.
- ^ Бетц, PR; Карнес, MC; Американский совет научных обществ (2005 г.). Американская национальная биография: Приложение 2 . Издательство Оксфордского университета, США. п. 418. ИСБН 9780195222029 . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ↑ Финал по камерной музыке: Пестер Ллойд , 16 мая 1915 г. [1] . Финал по скрипке Пестер Ллойд , 23 мая 1915 года [2]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Боуэн, Хосе А. «Орманди, Юджин» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 2 июля 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Джулиан Каскел и Хартмут Хейн: Справочник дирижера . Беренрайтер, Кассель, 2015 г., ISBN 978-3-476-02392-6. п. 311-313
- ^ Несколько ссылок на его концерты в Пестер Ллойд между 1912 и 1918 годами, например [3]
- ^ Ссылки на его концерты в Neues Wiener Journal и Neue Freie Presse , например [4]
- ^ Манхэттен, Лицензии на брак в Нью-Йорке, том. 9, № 22338: 3 августа 1922 г., Йено Блау и Стефани Гольднер.
- ↑ Перепись штата Нью-Йорк, 1 июня 1925 г.: округ Нью-Йорк, город Нью-Йорк, избирательный округ 22, избирательный округ 24, стр. 268, строка 20: № 467, Западная 157-я улица, Орманди, Юджин, глава семьи, белый, мужчина, 25 лет, уроженец Венгрии, в этой стране четыре года, иностранец, профессия музыкант.
- ^ Юэн, Дэвид (1943). Диктаторы дубинки . Нью-Йорк, Чикаго: Alliance Book Corporation. п. 200 .
- ^ Родригес-Перальта, Филлис В. (2006). Филадельфия Маэстрос: Орманди, Мути, Саваллиш . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 149.
- ^ Jump up to: а б Запись о браке Бенджамина Блау и Розалии Бергер (перевод): Будапешт, Керюлет VII, Хазасултак, 1899, № 123: Женился в Будапеште, 5 февраля 1899 года, Бенджамин Блау, главный дантист, израильтянин, р. Посахаза (уезд Берег), 14 октября 1869 г., проживает в Будапеште VII, Эржебет Корут 7 лет, сын Липота Блау и Мины Вайнбергер, и Розалии Бергер, израильтянки, р. Будапешт, 17 июня 1876 года, проживает по адресу: Будапешт VI, Ланден (?) улица 1, дочь Йожефа Бергера и Эмилии Парницофской, свидетели: Шандор Фукс, Будапешт VII, Керепеши, улица 14, Мор Фишер, Будапешт VI, улица Кирай, 14. Подписано. , Шандор Фукс, свидетель, Мор Фишер, свидетель, Бенджамин Блау, жених, Розалия Бергер, невеста, доктор Гаспар Ормай, заместитель регистратора. Примечания: имя жениха изменено на «Орманди» 22 марта 1937 года. Подпись: доктор Кирай Кемере (?), заместитель регистратора.
- ↑ Список пассажиров SS Bolougne-Sur-Mer, Нью-Йорк, 3 июня 1937 г.: Бенджамин Орманди, 68 лет, венгр, р. Пошаза, Чехословакия... Роуз Орманди, 61 год, венгерка, р. Будапешт... ближайший родственник в стране происхождения, Джозеф Бергер, тесть/отец, Будапешт... собирается присоединиться к сыну, Юджину Орманди, Бронкс, Нью-Йорк.
- ^ Герберт Купферберг , аннотации к записи Симфонии № 6 Чайковского 1981 года в исполнении Филадельфийского оркестра и Орманди, Delos 3016.
- ^ Jump up to: а б с д Шенберг, с. 340
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Роберт Л. «Орманди, Юджин» . Американская национальная биография в Интернете . Издательство Оксфордского университета . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Пек, Дональд (2007). В нужном месте, в нужное время . Издательство Университета Индианы. п. 83 . ISBN 978-0-253-34914-9 .
- ^ «Эксклюзив VFTP: Настоящие 20 лучших дирижеров. Часть третья: 11–15» . Кеннетвудс.нет . 26 марта 2011 г.
- ^ Шенберг, с. 341
- ^ Хьюз, Аллен (13 марта 1985 г.). «Юджин Орманди умер в возрасте 85 лет в Филадельфии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Награда за заслуги перед Клубом хора Пенсильванского университета» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 г.
- ^ «Орманди получил рыцарское звание» . Питтсбург Пост-Газетт . 21 июня 1976 года.
- ^ «Ведущий кларнетист, получивший медаль Сэнфорда» . Tourdates.co.uk. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ «Посмертная честь Орманди». Найак (Нью-Йорк) Journal-News , 19 ноября 1985 г.
- ^ "Что вы хотите знать?" Philadelphia Inquirer , 18 сентября 1938 г.
- ^ Хоффман, Кэтрин. «Миссис Э. Орманди, музыкант-консультант». Патерсон (Нью-Джерси) Jewish Post , 19 ноября 1936 г.
- ^ "Радиопрограммы: Привет, Тара!" Бруклин (Нью-Йорк) Standard Union , 18 апреля 1931 года.
- ^ «Миссис Орманди расстается с мужем-дирижером». Нью-Йорк Пост , 8 октября 1946 г.
- ^ «Развод в Рено выиграла миссис Орманди». Philadelphia Inquirer , 5 августа 1947 г.
- ^ «Миссис. Орманди, чтобы учить». Нью-Йорк Пост , 3 сентября 1947 года.
- ^ "Ридер оркестра женился на женщине-летчике". Буффало (Нью-Йорк) Evening News , 16 мая 1950 г.
- ^ «Орманди женится на бывшей волне на неожиданных обрядах в мэрии». Philadelphia Inquirer , 16 мая 1950 г.
- ^ Рассел Лихтер. «Музыкальное обозрение» . StereoTimes.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 г. Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Таунсенд, Дороти (13 марта 1985 г.). «Умер Юджин Орманди из Филадельфийского оркестра, 85 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Дискография Юджина Орманди (1899–1985)» . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Шенберг, Гарольд К. (1967). Великие дирижёры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-67-120735-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ардоин, Джон (1999). Филадельфийский оркестр: век музыки . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. ISBN 1-56639-712-Х .
- Купферберг, Герберт (1970). Эти сказочные филадельфийцы . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. ISBN 9780491003940 . OCLC 28276 .
- Американский гид по рекордам: Юджин Орманди . Вашингтон: Публикации Heldref. Ноябрь – декабрь 1999 г. с. 68. ОСЛК 23874797 .
- Яклич, Ричард (2017). Оркестровые партитуры Юджина Орманди: создание филадельфийского звука . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 9781495505843 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коллекция Юджина Орманди в Музыкальной библиотеке Отто Э. Альбрехта Пенсильванского университета
- Юджин Орманди - Празднование столетия в Wayback Machine (архивировано 18 июля 2011 г.) в Пенсильванского университета . библиотеке
- Юджина Орманди Дискография на Discogs
- 1899 рождений
- 1985 смертей
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Классические скрипачи ХХ века
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Артисты Columbia Records
- Дирижеры (музыка) удостоены рыцарского звания
- Лауреаты премии Грэмми
- Почетный кавалер Ордена Британской Империи.
- Венгерские евреи
- Венгерские классические скрипачи
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Венгерские музыканты-мужчины
- Венгерские эмигранты в США
- Смертность от пневмонии в Пенсильвании
- Американские классические музыканты-евреи
- Еврейские классические скрипачи
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Мужские классические скрипачи
- Музыканты из Будапешта
- Музыканты из Филадельфии
- Музыкальные руководители Филадельфийского оркестра
- Обладатели Президентской медали Свободы
- Художники RCA Виктор
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские евреи 20-го века
- Члены Американского философского общества
- Американские скрипачи 20-го века