Гленн Гулд
Гленн Гулд | |
---|---|
![]() Гулд c. 1980 год | |
Рожденный | Гленн Герберт Голд 25 сентября 1932 г. Торонто , Онтарио, Канада |
Умер | 4 октября 1982 г. Торонто, Онтарио | ( 50 лет
Место захоронения | Кладбище Маунт-Плезант, Торонто |
Альма-матер | Королевская консерватория музыки |
Занятие | Пианист |
Награды | Кавалер Ордена Канады (отклонен Гулдом) Премия Грэмми за заслуги перед жизнью (2013) Премии «Грэмми» : 1973, 1982, 1983 годы. Награды «Юнона» : 1979, 1983, 1984 гг. Зал славы канадской музыки Национальная историческая личность |
Музыкальная карьера | |
Жанры | Классическая музыка |
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1945–1982 |
Этикетки | Колумбийские шедевры |
Веб-сайт | Гленнгулд |
Подпись | |
![]() |
Гленн Герберт Гулд [фн 1] ( / ɡ uː l d / ; урожденное Золото ; [фн 2] 25 сентября 1932 — 4 октября 1982) — канадский классический пианист. Он был одним из самых известных и знаменитых пианистов 20 века. [1] известен как интерпретатор клавирных произведений Иоганна Себастьяна Баха . Его игра отличалась замечательным техническим мастерством и способностью четко выражать контрапунктическую текстуру музыки Баха.
Гулд отверг большую часть романтической фортепианной литературы Шопена , Листа , Рахманинова и других, в основном в пользу Баха и Бетховена позднего романтизма и модернизма , а также некоторых композиторов . Гулд также записал произведения Моцарта , Гайдна , Скрябина и Брамса ; композиторы добарокко, такие как Ян Питерсзон Свелинк , Уильям Берд и Орландо Гиббонс ; и композиторы 20-го века, включая Пауля Хиндемита , Арнольда Шёнберга и Рихарда Штрауса .
Гулд также был писателем и телеведущим, пробовал сочинять музыку и дирижировать. Он производил телевизионные программы о классической музыке, в которых говорил и выступал или общался с интервьюером по сценарию. Он снял три документальных радио-документальных фильма о конкретной музыке , вместе взятых « Трилогия Одиночества» , об изолированных районах Канады. Он активно писал в музыкальных журналах, в которых обсуждал теорию музыки. Гулд был известен своей эксцентричностью, начиная от неортодоксальных музыкальных интерпретаций и манер игры на клавишных и заканчивая аспектами его образа жизни и поведения. Он не любил публичные выступления и перестал давать концерты в 31 год, чтобы сосредоточиться на студийной записи и средствах массовой информации.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Гленн Гулд родился дома в Торонто 25 сентября 1932 года и был единственным ребенком Рассела Герберта Голда (1901–1996) и Флоренс Эммы Голд (урожденной Грейг; 1891–1975). [2] Пресвитериане шотландского, английского и норвежского происхождения. [3] Фамилия семьи была неофициально изменена на Гулд примерно в 1939 году, чтобы ее не приняли за еврейскую, учитывая преобладающий антисемитизм в довоенном Торонто. [фн 3] Гулд не имел еврейского происхождения. [фн 4] хотя иногда он шутил на эту тему, например: «Когда люди спрашивают меня, еврей ли я, я всегда говорю им, что я был евреем во время войны». [4] Дом его детства был назван историческим местом . [5]
Его интерес к музыке и талант пианиста проявились очень рано. Оба родителя были музыкальными; его мать особенно поощряла его музыкальное развитие с младенчества. Надеясь, что он станет успешным музыкантом, она познакомила его с музыкой во время беременности. [6] Она научила его игре на фортепиано, и, как сообщается, в детстве он напевал вместо того, чтобы плакать, и шевелил пальцами, как будто играя на клавишном инструменте, что побудило его врача предсказать, что он «будет либо врачом, либо пианистом». [7] Он научился читать музыку раньше, чем читать слова. [8] [9] [10] и было замечено, что у него был абсолютный слух в три года . Сообщалось, что, когда юному Гулду давали фортепиано, он брал отдельные ноты и слушал их долгое затухание , что, как отметил его отец Берт, отличалось от практики обычных детей. [9] Интерес Гулда к фортепиано сопровождался интересом к композиции. Он исполнял свои произведения для семьи, друзей, а иногда и для больших собраний, в том числе в 1938 году исполнение одного из своих произведений в пресвитерианской церкви Эммануэля (в нескольких кварталах от дома семьи Гулдов). [11]
Гулд впервые услышал живое музыкальное выступление знаменитого солиста в шесть лет. Это глубоко повлияло на него. Позже он описал этот опыт:
Это был Хофманн . Думаю, это было его последнее выступление в Торонто, и оно произвело ошеломляющее впечатление. Единственное, что я действительно помню, это то, что, когда меня везли домой на машине, я находился в том чудесном состоянии полубодрствования, в котором ты слышишь всевозможные невероятные звуки, проносящиеся в твоей голове. Все это были оркестровые звуки, но я играл их все, и внезапно я стал Хофманном. Я был очарован. [8] [12]
В 10 лет он начал посещать Королевскую музыкальную консерваторию в Торонто (известную до 1947 года как Музыкальная консерватория Торонто). Он изучал теорию музыки у Лео Смита , орган у Фредерика Сильвестра и фортепиано у Альберто Герреро . [13] Примерно в то же время он повредил спину в результате падения с лодочной аппарели на берегу озера Симко . [фн 5] Этот инцидент апокрифически связан со стулом с регулируемой высотой, который вскоре после этого изготовил его отец. Мать Гулда убеждала юного Гулда сидеть прямо за клавиатурой. [14] Этим стулом он пользовался всю оставшуюся жизнь, беря его с собой практически повсюду. [8] Стул был спроектирован так, чтобы Гулд мог сидеть очень низко и позволял ему нажимать на клавиши вниз, а не нажимать на них сверху, что является центральной технической идеей Герреро. [15]

Гулд разработал технику, которая позволяла ему выбирать очень быстрый темп , сохраняя при этом «отдельность» и ясность каждой ноты. Его чрезвычайно низкое положение у инструмента позволяло ему лучше контролировать клавиатуру. Гулд продемонстрировал значительные технические навыки в исполнении и записи широкого репертуара, включая виртуозные и романтические произведения, такие как его собственная аранжировка Равеля » Вальса и транскрипции Листа симфоний Бетховена Шестой Пятой и « . Гулд с юных лет работал с Герреро над техникой, известной как постукивание пальцами : методом тренировки пальцев действовать более независимо от руки. [16]
Гулд сдал выпускной экзамен в консерватории по игре на фортепиано в 12 лет, получив высшие оценки среди всех кандидатов и, таким образом, достигнув профессионального статуса пианиста. [17] Год спустя он сдал письменные теоретические экзамены, получив право на получение диплома младшего специалиста Музыкальной консерватории Торонто (ATCM). [фн 6] [17]
Фортепиано
[ редактировать ]Гулд был вундеркиндом [18] и во взрослом возрасте описывался как музыкальный феномен. [фн 7] Он утверждал, что почти никогда не занимался игрой на фортепиано, предпочитая изучать репертуар посредством чтения. [фн 8] еще одна техника, которой он научился у Герреро. Однако он, возможно, иронизировал по поводу своих тренировок, поскольку есть свидетельства того, что иногда он действительно тренировался довольно усердно, иногда используя свои собственные упражнения и методы. [фн 9] Похоже, он был способен тренироваться умственно: однажды он готовился к записи фортепианных произведений Брамса , играя их за несколько недель до сессий. [19] Гулд мог играть по памяти обширный репертуар фортепианной музыки, а также широкий спектр оркестровых и оперных транскрипций. [20] Он мог «запоминать с листа» и однажды предложил другу назвать любое музыкальное произведение, которое он не мог «мгновенно сыграть по памяти». [21]

Фортепиано, по словам Гулда, «не является инструментом, который я очень люблю как таковой… [но] я играл на нем всю свою жизнь, и это лучшее средство, которое у меня есть для выражения своих идей». В случае Баха Гулд отметил: «[Я] исправил действие некоторых инструментов, на которых играю, — а фортепиано, которое я использую для всех записей, — теперь настолько фиксировано, что оно становится более поверхностным и более отзывчивым, чем Обычно он имеет механизм, похожий на автомобиль без гидроусилителя руля: вы управляете, а не он вами; это вообще секрет исполнения Баха на фортепиано. Вы должны обладать такой непосредственностью реакции, этим контролем над точными определениями вещей». [24]
Будучи подростком, Гулд находился под значительным влиянием Артура Шнабеля. [фн 10] [25] и Розалин Турек . записи Баха [26] (который он назвал «вертикальным, с чувством покоя и позитива») и дирижер Леопольд Стоковский . [27] Гулд был известен своим ярким воображением. Слушатели оценили его интерпретации как от блестяще творческих до откровенно эксцентричных. Его пианизм отличался большой ясностью и эрудицией, особенно в контрапунктических пассажах, а также исключительным контролем. Гулд считал фортепиано «контрапунктическим инструментом», и весь его подход к музыке был сосредоточен в стиле барокко . Большая часть последовавшей за этим гомофонии , по его мнению, принадлежит менее серьезному и менее духовному периоду искусства.
Гулд испытывал явное отвращение к тому, что он называл «гедонистическим» подходом к фортепианному репертуару, исполнению и музыке в целом. Для него «гедонизм» в этом смысле означал поверхностную театральность, к которой, по его мнению, например, Моцарт становился все более восприимчивым позже в своей карьере. [28] Этот дрейф к гедонизму он связал с возникновением культа зрелищности и беспричинной виртуозности на концертной площадке в XIX веке и позже. Он чувствовал, что институт публичного концерта выродился в «кровавый спорт», с которым он боролся и который в конечном итоге отверг. [29]
Спектакли
[ редактировать ]5 июня 1938 года, в возрасте пяти лет, Гулд впервые выступил публично, присоединившись к своей семье на сцене, чтобы играть на фортепиано на церковной службе в библейском классе для деловых людей в Аксбридже, Онтарио, перед прихожанами, насчитывающими около 2000 человек. [30] [31] В 1945 году, в 13 лет, он впервые выступил с оркестром в исполнении первой части Бетховена 4-го фортепианного концерта с Симфоническим оркестром Торонто . [32] Его первый сольный концерт состоялся в 1947 году. [33] и его первый сольный концерт на радио состоялся на канале CBC в 1950 году. [34] Это было началом долгого сотрудничества Гулда с радио и звукозаписью. В 1953 году он основал камерную группу Festival Trio вместе с виолончелистом Исааком Мамоттом и скрипачом Альбертом Працем . [ нужна ссылка ]
Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Гулд дебютировал в Америке 2 января 1955 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в The Phillips Collection . Музыкальный критик Пол Хьюм писал в газете Washington Post : «2 января — преждевременное время для предсказаний, но маловероятно, что 1955 год принесет нам более прекрасный фортепианный концерт, чем тот, который был показан вчера днем в галерее Филлипс. Нам повезет, если это произойдет». приносит нам других, столь же красивых и значимых». [35] выступление в Ратуше 11 января последовало Нью-Йорка. Репутация Гулда быстро росла. В 1957 году он совершил турне по Советскому Союзу, став первым североамериканцем, выступившим там после Второй мировой войны. [36] его концертах звучали Бах, Бетховен и серийная музыка Шенберга Берга и В , подавлявшаяся в Советском Союзе в эпоху соцреализма . Гулд дебютировал в Бостоне в 1958 году, играя в серии концертов Пибоди Мейсон . [37] 31 января 1960 года Гулд впервые появился на американском телевидении в сериале CBS «Ford Presents» , исполнив Концерт № 1 для клавишных инструментов Баха ре минор (BWV 1052) под управлением Леонарда Бернштейна, дирижирующего Нью-Йоркским филармоническим оркестром. [38]
Гулд считал, что институт публичного концерта был анахронизмом и «силой зла», что привело к его досрочному уходу из концертных выступлений. Он утверждал, что публичное выступление превратилось в своего рода соревнование, в котором нечувствительная аудитория в основном обращает внимание на возможность того, что исполнитель ошибется или не оправдает критических ожиданий; и что такие выступления давали обыкновенные интерпретации из-за ограничений живой музыки. Он изложил эту доктрину, полушутя, в «ГПААДАК», Плане Гулда по отмене аплодисментов и демонстраций всех видов. [39] 10 апреля 1964 года он дал свое последнее публичное выступление в театре Уилшир Эбелл в Лос-Анджелесе . [40] Среди исполненных им произведений были Соната для фортепиано № 30 Баха Бетховена, отрывки из «Искусства фуги» и Соната для фортепиано № 3 Хиндемита. [фн 11] Гулд дал менее 200 концертов, из которых менее 40 прошли за пределами Канады. Для такого пианиста, как Ван Клиберн , 200 концертов равнялись бы примерно двум годам гастролей. [41]
Одной из причин отказа Гулда от живых выступлений было его эстетическое предпочтение студии звукозаписи, где, по его словам, у него развился «роман с микрофоном». [фн 12] Там он мог контролировать каждый аспект конечного музыкального продукта, выбирая части различных дублей. Он чувствовал, что таким образом он сможет более полно реализовать музыкальную партитуру. Гулд был твердо убежден, что нет смысла перезаписывать пьесы многовековой давности, если у исполнителя нет новой точки зрения. Всю оставшуюся жизнь он избегал живых выступлений, вместо этого сосредоточившись на записи, написании текстов и радиовещании.
Эксцентриситеты
[ редактировать ]Гулд был широко известен своими необычными привычками. Во время игры он часто напевал или пел, и его звукоинженерам не всегда удавалось исключить его голос из записей. Гулд утверждал, что его пение было бессознательным и усиливалось пропорционально его неспособности воспроизвести намеченную интерпретацию на данном фортепиано. Вполне вероятно, что эта привычка возникла из-за того, что мать научила его «петь все, что он играл», как его биограф Кевин Баззана писал . Это стало «нерушимой (и печально известной) привычкой». [42] Некоторые записи Гулда подверглись резкой критике из-за фонового «вокализма». Например, рецензент его перезаписи « Гольдберг-вариаций» в 1981 году написал, что многие слушатели «сочтут стоны и пение невыносимыми». [43] Гулд был известен своей своеобразной, даже театральной жестикуляцией во время игры. Еще одной странностью была его настойчивость в абсолютном контроле над каждым аспектом своего окружения. Необходимо было точно регулировать температуру в студии звукозаписи; он неизменно настаивал на том, чтобы было очень тепло. По словам другого биографа Гулда, Отто Фридриха , инженеру по кондиционированию воздуха приходилось работать так же усердно, как и инженерам звукозаписи. [44]
Пианино нужно было установить на определенной высоте и при необходимости поднимать на деревянных брусках. [45] Иногда ему требовался коврик для ног. [46] Ему приходилось сидеть на высоте ровно 14 дюймов (360 мм) над полом, и он давал концерты только на стуле, который сделал его отец. Он пользовался этим стулом даже тогда, когда сиденье было полностью изношено. [47] Его стул настолько тесно связан с ним, что выставлен на почетном месте в витрине Библиотеки и архивов Канады.
Дирижеры неоднозначно отреагировали на Гулда и его игровые привычки. Джордж Селл , руководивший Гулдом в 1957 году с Кливлендским оркестром , заметил своему ассистенту: «Этот псих — гений». [48] Бернштейн сказал: «Нет никого похожего на него, и мне просто нравится с ним играть». [48] Бернштейн произвел фурор на концерте 6 апреля 1962 года , когда незадолго до того, как Нью-Йоркский филармонический оркестр должен был исполнять с Гулдом Фортепианный концерт № 1 ре минор Брамса , он сообщил публике, что не берет на себя никакой ответственности за то, что они собирались услышать. Он спросил публику: «Кто в концерте главный – солист или дирижер?», на что публика рассмеялась. «Ответ, конечно, иногда один, а иногда другой, в зависимости от вовлеченных людей». [49] В частности, Бернштейн имел в виду их репетиции, когда Гулд настаивал на том, чтобы вся первая часть была сыграна в половине указанного темпа. Речь была интерпретирована Гарольдом К. Шонбергом , музыкальным критиком The New York Times , как отказ от ответственности и нападение на Гулда. [50] Планы по студийной записи выступления ни к чему не привели. Прямая радиопередача впоследствии была выпущена на компакт-диске, включая заявление Бернштейна об отказе от ответственности.
Гулд не любил холод и носил тяжелую одежду (включая перчатки) даже в теплых местах. Однажды его арестовали, возможно, приняв за бродягу, когда он сидел на скамейке в парке в Сарасоте, штат Флорида, одетый в свою стандартную всеклиматическую одежду: пальто, шляпу и варежки. [51] Он также не любил социальные функции. Он ненавидел, когда к нему прикасались, и в более поздней жизни ограничил личные контакты, полагаясь на телефон и письма для общения. Во время посещения Стейнвей-холла в Нью-Йорке в 1959 году тогдашний главный техник по фортепиано Уильям Хапфер приветствовал Гулда пощечиной по спине. Гулд был шокирован этим и жаловался на боли, отсутствие координации и усталость из-за этого. Он продолжил изучать возможность судебного разбирательства против Steinway & Sons , если его очевидные травмы останутся необратимыми. [52] Он был известен тем, что отменил выступления в последнюю минуту, поэтому вышеупомянутое публичное заявление Бернштейна началось со слов: «Не пугайтесь, мистер Гулд здесь… [он] появится через мгновение».
В своих заметках и передачах Гулд создал более двух дюжин альтер-эго для сатирических, юмористических и дидактических целей, что позволило ему писать враждебные рецензии или непонятные комментарии к своим выступлениям. Вероятно, самыми известными из них являются немецкий музыковед Карлхайнц Клопвайссер, английский дирижер сэр Найджел Твитт-Торнуэйт и американский критик Теодор Слуц. [53] Эти грани Гулда, интерпретируемые как невроз или «игра», [54] дали обильный материал для психобиографии .
Гулд был трезвенником и не курил. [55] Он не готовил; вместо этого он часто ел в ресторанах и пользовался обслуживанием номеров. Он ел один раз в день, добавляя печенье из аррорута и кофе. [55] В более поздние годы он утверждал, что был вегетарианцем, хотя это не точно. [сноска 13]
Личная жизнь
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Гулд жил частной жизнью. Режиссер-документалист Брюно Монсенжон сказал о нем: «Ни один выдающийся пианист никогда не отдавал так сильно свое сердце и разум, проявляя себя так скупо». [56] Он никогда не был женат, и биографы уделили много внимания его сексуальной ориентации. Баззана пишет, что «заманчиво предположить, что Гулд был асексуалом, образ, который определенно соответствует его эстетике и образу, который он стремился передать, и можно прочитать всю литературу Гулда и убедиться, что он умер девственником», — но он также упоминает, что данные указывают на «ряд отношений с женщинами, которые могли быть или не быть платоническими, но в конечном итоге усложнились и закончились». [57]
Одно из доказательств поступило в 2007 году. Когда Гулд был в Лос-Анджелесе в 1956 году, он встретил Корнелию Фосс , преподавателя рисования, и ее мужа Лукаса , дирижера. Через несколько лет они с Гулдом стали любовниками. [58] В 1967 году она ушла от мужа ради Гулда, забрав с собой двоих детей в Торонто. Она купила дом рядом с квартирой Гулда. В 2007 году Фосс подтвердила, что у них с Гулдом был роман на протяжении нескольких лет. По ее словам, «было много заблуждений о Гленне, и отчасти потому, что он был очень замкнутым. Но уверяю вас, он был чрезвычайно гетеросексуальным человеком. Наши отношения были, помимо прочего, довольно сексуальными». Их роман продлился до 1972 года, когда она вернулась к мужу. Уже через две недели после ухода от мужа Фосс заметила у Гулда тревожные признаки, намекающие на необычное поведение, которое было больше, чем «просто невротическим». [58] В частности, по словам сына Фосса, он считал, что «за ним кто-то шпионил». [59]
Здоровье и смерть
[ редактировать ]Хоть и признанный ипохондрик, [60] [сноска 14] У Гулда было много болей и недугов, но вскрытие выявило мало основных проблем в тех областях, которые его часто беспокоили. [сноска 15] Его беспокоило все: от высокого кровяного давления (которое в последние годы жизни он записывал в дневнике) до безопасности своих рук. (Гулд редко пожимал людям руки и обычно носил перчатки.) [сноска 16] [сноска 17] Травма позвоночника, которую он получил в детстве, заставила врачей прописывать, обычно самостоятельно, ряд анальгетиков , анксиолитиков и других препаратов. Баззана предположил, что более частое использование Гулдом различных рецептурных лекарств на протяжении всей его карьеры могло оказать пагубное влияние на его здоровье. Дошло до того, что, как пишет Баззана, «он принимал таблетки, чтобы нейтрализовать побочные эффекты других таблеток, создавая цикл зависимости». [61] В 1956 году Гулд рассказал фотожурналисту Джоку Кэрроллу о «моей истерике по поводу еды. Все время становится хуже». [62] В своей биографии психиатр Питер Ф. Оствальд отметил усиление невроза Гулда по поводу еды в середине 1950-х годов, о чем Гулд с ним говорил. Позже Оствальд обсуждал возможность того, что примерно в это время у Гулда развилось «психогенное расстройство пищевого поведения». [63] В 1956 году Гулд также принимал торазин , антипсихотик, и резерпин , еще один антипсихотик, который также можно использовать для снижения артериального давления. [64] Корнелия Фосс рассказала, что Гулд принимал много антидепрессантов , которые она обвиняла в ухудшении его психического состояния. [65]
том, относится ли поведение Гулда к спектру аутизма . До сих пор ведутся споры о [5] Диагноз впервые был предложен психиатром Питером Оствальдом, другом Гулда, в книге 1997 года « Гленн Гулд: Экстаз и трагедия гения» . [63] Также высказывались предположения, что у него могло быть биполярное расстройство , поскольку иногда он по нескольку дней не спал, у него наблюдался резкий прилив энергии, он безрассудно водил машину, а в более позднем возрасте пережил тяжелые депрессивные эпизоды. [66]

27 сентября 1982 года, через два дня после своего 50-летия, после сильной головной боли у Гулда случился инсульт, в результате которого была парализована левая сторона его тела. Его поместили в больницу общего профиля Торонто , и его состояние резко ухудшилось. К 4 октября появились признаки повреждения головного мозга, и отец Гулда решил, что его сына следует отключить от системы жизнеобеспечения. [67] Публичные похороны Гулда прошли в англиканской церкви Святого Павла 15 октября под пение Лоис Маршалл и Морин Форрестер . Службу посетило более 3000 человек, и она транслировалась по Канадской радиовещательной корпорации . Он похоронен рядом со своими родителями на кладбище Маунт-Плезант в Торонто (участок 38, лот 1050). [68] Первые несколько тактов « Гольдберг-вариаций» высечены на его могиле. [69] Любитель животных, Гулд оставил половину своего состояния Обществу защиты животных Торонто ; другая половина пошла в Армию Спасения . [70]
В 2000 году невролог, занимающийся двигательными расстройствами , в своей статье предположил, что у Гулда дистония , «проблема, малопонятная в его время». [71]
Перспективы
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Гулд периодически говорил интервьюерам, что стал бы писателем, если бы не был пианистом. [72] Он излагал свою критику и философию музыки и искусства в лекциях, речах на собраниях , в периодических изданиях, а также в документальных фильмах на радио и телевидении CBC. Гулд участвовал во многих интервью и имел пристрастие к написанию сценариев до такой степени, что их можно было рассматривать как письменную работу, а не как спонтанные обсуждения. Стиль письма Гулда был очень красноречивым, но иногда витиеватым, снисходительным и риторическим. Это особенно очевидно в его (частых) попытках юмора и иронии. [сноска 18] Баззана пишет, что, хотя некоторая часть «разговорного блеска» Гулда нашла свое отражение в его плодотворных письменных произведениях, его сочинения были «в лучшем случае неровными [а] в худшем случае ужасными». [73] Предлагая «блестящие идеи» и «провокационные тезисы», сочинения Гулда часто портятся «длинными, извилистыми предложениями» и «ложной формальностью», пишет Баззана. [74]
В своих произведениях Гулд хвалил некоторых композиторов и отвергал то, что он считал банальным в написании музыки и ее потреблении публикой, а также давал анализ музыки Рихарда Штрауса , Альбана Берга и Антона Веберна . Несмотря на определенную привязанность к диксиленд-джазу , Гулд в основном не любил популярную музыку. В юности он наслаждался джазовым концертом со своими друзьями, упоминал джаз в своих произведениях и однажды раскритиковал «Битлз» за «плохое голосовое сопровождение ». [сноска 19] - восхваляя Петулу Кларк и Барбру Стрейзанд . Гулд и джазовый пианист Билл Эванс были взаимными поклонниками, и Эванс записал свою пластинку «Беседы с самим собой», используя модель Гулда Steinway, компакт-диск 318. [75] фортепиано.
Об искусстве
[ редактировать ]Взгляд Гулда на искусство часто резюмируется цитатой 1962 года: «Оправданием искусства является внутренний огонь, который оно зажигает в сердцах людей, а не его поверхностные, внешние, публичные проявления. выброс адреналина, а, скорее, постепенное, продолжающееся всю жизнь создание состояния чуда и безмятежности». [76]
Гулд неоднократно называл себя «последним пуританином », отсылая к философа Джорджа Сантаяны 1935 года одноименному роману . [77] Но он был прогрессивным во многих отношениях, пропагандируя атональных композиторов начала 20-го века и предвидя, благодаря своему глубокому участию в процессе записи, огромные изменения, которые технологии произвели в производстве и распространении музыки. Марк Кингвелл резюмирует парадокс, который так и не был разрешен ни Гулдом, ни его биографами, следующим образом:
Он был одновременно прогрессивным и антипрогрессивным человеком, а также одновременно критиком духа времени и его наиболее интересных выражений. По сути, он застрял на плацдарме собственного мышления между прошлым и будущим. То, что он не смог самостоятельно построить мост между ними, не является ни удивительным, ни, в конечном итоге, разочаровывающим. Нам следует рассматривать эту неудачу, скорее, как аспект его гениальности. Он одновременно был и не был человеком своего времени. [78]
Технология
[ редактировать ]Вопрос «подлинности» в отношении такого подхода, как подход Гулда, широко обсуждался (хотя к концу 20-го века это стало менее спорным): является ли запись менее аутентичной или «прямой», поскольку она была сильно усовершенствована техническими средствами в студии. ? Гулд сравнил свой процесс с работой кинорежиссера. [79] — известно, что двухчасовой фильм за два часа не снимают — и неявно спросил, почему запись музыки должна быть другой. Он зашел так далеко, что провел эксперимент с музыкантами, звукорежиссерами и обычными людьми, в ходе которого они должны были прослушать запись и определить, где произошли сращивания. Каждая группа выбрала разные пункты, но ни один из них не оказался полностью успешным. Хотя тест вряд ли был научным, Гулд заметил: «Запись действительно лжет, и почти всегда это сходит с рук». [80]
В лекции и эссе «Подделка и имитация в творческом процессе», одном из наиболее значительных его текстов, [81] Гулд ясно выражает свои взгляды на подлинность и креативность. Он спрашивает, почему эпоха, в которую было получено произведение, влияет на его восприятие как «искусство», постулируя, что соната его собственного сочинения настолько похожа на сонату Гайдна , что ее воспринимают как таковую. Если же соната была приписана более раннему или более позднему композитору, она становится более или менее интересной как музыкальное произведение. Однако изменилось не само произведение, а его отношение к общепринятому повествованию об истории музыки . высококачественных подделок Точно так же Гулд отмечает «жалкую двуличность» в восприятии Ханом ван Меегереном новых картин, приписываемых голландскому мастеру Йоханнесу Вермееру , до и после того, как о подделке стало известно.
Гулд предпочитал антиисторический или, по крайней мере, доренессансный взгляд на искусство, сводя к минимуму личность художника и сопутствующий исторический контекст при оценке произведения искусства: «Что дает нам право предполагать, что в произведении искусства мы должны получить прямая связь с историческими установками другого периода... более того, что заставляет нас предполагать, что положение человека, написавшего это, точно или достоверно отражает ситуацию своего времени... Что, если композитор, как историк, является? неисправен?" [82]
Записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Студия
[ редактировать ]При создании музыки Гулд предпочитал контроль и близость, обеспечиваемые студией звукозаписи. Ему не нравился концертный зал, который он сравнивал со спортивной ареной. Свое последнее публичное выступление он дал в 1964 году, после чего посвятил свою карьеру студии, записывая альбомы и несколько документальных радиопередач . Его привлекали технические аспекты записи, и он считал манипуляции с пленкой еще одной частью творческого процесса. Хотя продюсеры студии звукозаписи Гулда заявили, что «ему требовалось меньше сращивания , чем большинству исполнителей», [83] Гулд использовал этот процесс, чтобы получить полный творческий контроль над процессом записи. Ля минор Он рассказал о своей записи фуги из первой книги «Хорошо темперированного клавира» и о том, как она была склеена из двух дублей, с экспозициями фуги из одного дубля и ее эпизодами из другого. [84]
Первая коммерческая запись Гулда ( сонаты Берга для фортепиано, соч. 1 ) вышла в 1953 году на недолговечном канадском лейбле Hallmark. Вскоре он подписал контракт с подразделением классической музыки Columbia Records и в 1955 году записал «Бах: Вариации Гольдберга» свою революционную работу . Хотя в Колумбии были некоторые разногласия по поводу уместности этого «дебютного» произведения, пластинка получила исключительную похвалу и вошла в число самых продаваемых альбомов классической музыки своего времени. [85] Гулд стал тесно связан с этим произведением, играя его полностью или частично на многих концертах. Новая запись Goldberg Variations в 1981 году была одним из его последних альбомов; это произведение было одним из немногих, которые он дважды записал в студии. CBS Masterworks Релиз 1981 года стал одной из первых цифровых записей . Интерпретация 1955 года очень энергична и часто неистова; последнее происходит медленнее и более осознанно [86] [87] —Гулд хотел рассматривать арию и ее 30 вариаций как единое целое. [фн 20]
Гулд сказал, что Бах был «первым и последним архитектором, создателем звука, и что делает его столь неоценимо ценным для нас, так это то, что он, вне всякого сомнения, был величайшим архитектором звука из когда-либо живших». [88] Он записал большинство других клавирных произведений Баха, включая обе книги «Хорошо темперированного клавира» и партиты , французские сюиты , английские сюиты , инвенции и симфонии , клавирные концерты и ряд токкат (которые интересовали его меньше всего, поскольку были менее полифоническими). . Для своей единственной записи на органе он записал часть произведения «Искусство фуги» , которое также было посмертно выпущено на фортепиано.
Что касается Бетховена, то Гулд отдавал предпочтение раннему и позднему периодам творчества композитора. Он записал все пять фортепианных концертов , 23 фортепианные сонаты , [89] и многочисленные вещицы и вариации. Гулд был первым пианистом, записавшим фортепианные транскрипции Листа симфоний Бетховена (начиная с Пятой симфонии в 1967 году и Шестой, выпущенной в 1969 году).
Гулд также записал произведения Брамса, Моцарта и многих других выдающихся фортепианных композиторов, хотя он откровенно критиковал эпоху романтизма в целом. Он крайне критически относился к Шопену. Когда его спросили, хочет ли он сыграть Шопена, он ответил: «Нет, не хочу. Я играю это в момент слабости - может быть, один или два раза в год для себя. Но это меня не убеждает». [90] Шопена Но в 1970 году он сыграл сонату си минор для CBC и сказал, что ему понравились некоторые миниатюры и «вроде как понравилась первая часть си минор».
Хотя он записал все сонаты Моцарта и признался, что ему нравится их «настоящее исполнение», [91] Гулд сказал, что ему не нравятся более поздние произведения Моцарта. [92] Он любил ряд менее известных композиторов, таких как Орландо Гиббонс , чьи гимны он слышал еще подростком. [93] и к чьей музыке он чувствовал «духовную привязанность». [94] Он записал ряд клавишных произведений Гиббонса и назвал его своим любимым композитором. [95] [96] несмотря на его более известное восхищение Бахом. [сноска 21] Он сделал записи фортепианной музыки Яна Сибелиуса («Сонатины» и «Кюлликки» ), Жоржа Бизе ( «Хроматические вариации концерта» и «Премьерный ноктюрн» ), Рихарда Штрауса («Фортепианная соната», «Пять пьес» и «Энох Арден с Клодом Рейнсом ») и Хиндемит (три сонаты для фортепиано и сонаты для духовых инструментов и фортепиано). Он также сделал записи полного собрания фортепианных сочинений Шенберга. Штрауса В начале сентября 1982 года Гулд сделал свою последнюю запись: Сонату для фортепиано си минор . [97]
Сотрудничество
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Успех сотрудничества Гулда в некоторой степени зависел от восприимчивости его сотрудников к его порой нетрадиционному прочтению музыки. Музыковед Майкл Стегеманн считал телевизионное сотрудничество Гулда с американским скрипачом Иегуди Менухином в 1965 году, в котором они исполняли произведения Баха, Бетховена и Шенберга, успешным, потому что «Менухин был готов принять новые перспективы, открытые неортодоксальным взглядом». [98] Но Стегеманн счел сотрудничество 1966 года с сопрано Элизабет Шварцкопф Штрауса при записи «Офелии Лидер» «полным фиаско». [98] Шварцкопф верил в «полную верность» партитуры и возражал против температуры:
В студии было невероятно перегрето, что, может быть, и хорошо для пианиста, но не для певца: пересохшее горло — это конец пения. Но мы, тем не менее, выстояли. Мне было нелегко. Гулд начал с импровизации чего-то в духе Штрауса – мы думали, что он просто разогревается, но нет, он продолжал играть так на протяжении всей записи, как будто ноты Штрауса были всего лишь предлогом, позволяющим ему свободно импровизировать. [99]
Гулд записал Шенберга, Хиндемита и Эрнста Кренека с многочисленными вокалистами, включая Дональда Грэмма и Эллен Фаулл . Он также записал шесть сонат Баха для скрипки и клавесина ( BWV 1014–1019) с Хайме Ларедо и три сонаты для виолы да гамба и клавишных с Леонардом Роузом . Клод Рейнс озвучил запись мелодрамы Штрауса « Энох Арден» . Гулд также сотрудничал с членами Нью-Йоркского филармонического оркестра, флейтистом Джулиусом Бейкером и скрипачом Рафаэлем Друианом в записи Бранденбургского концерта № 4 Баха. [100] и с Леопольдом Стоковским и Американским симфоническим оркестром в исполнении Фортепианного концерта № 5 Бетховена в 1966 году. [101]
Гулд активно сотрудничал с Владимиром Гольшманном и Симфоническим оркестром Колумбии для лейбла Columbia Masterworks при записи Фортепианного концерта № 1 Бетховена в 1958 году. [102] и несколько произведений Баха 1960-х годов, в том числе Концерт для клавира № 3 (BWV 1054), Концерт для клавира № 5 (BWV 1056) и Концерт для клавира № 7 (BWV 1058) 1967 года. [103] и Концерт № 2 для клавира ми мажор (BWV 1053) и Концерт для клавира № 4 ля мажор (BWV 1055) в 1969 году. [104]
Документальные фильмы
[ редактировать ]Гулд сделал множество теле- и радиопрограмм для CBC Television и CBC Radio . Известные произведения включают его musique concrète Trilogy Solitude , состоящую из «Идеи Севера» , размышления о Северной Канаде и ее людях; «Опоздавшие » о Ньюфаундленде ; и «Тихо на земле » о меннонитах в Манитобе . Все три используют радиофоническую технику электронной музыки, которую Гулд назвал «контрапунктическим радио», при которой слышно, как несколько человек говорят одновременно - очень похоже на голоса в фуге - манипулируют посредством наложения и редактирования. Его опыт вождения по северному Онтарио во время прослушивания радио Top 40 в 1967 году вдохновил его на создание одной из самых необычных радиопередач « В поисках Петулы Кларк» , остроумной и красноречивой диссертации о записях Кларка. [105]
Также среди программ Гулда CBC была образовательная лекция о музыке Баха «Гленн Гулд о Бахе», в которой участвовало совместное исполнение с Юлиусом Бейкером и Оскаром Шумским Бранденбургского концерта № 5 . [106] [107]
Транскрипции, композиции и дирижирование
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Гулд также был плодовитым переписчиком оркестрового репертуара для фортепиано. Он транскрибировал свои собственные записи Вагнера и Равеля, а также оперы Штрауса и Шуберта и Брукнера . симфонии [8] в которую он играл в частном порядке для удовольствия. [сноска 22]
Гулд баловался композицией, написав несколько законченных работ. Подростком он писал камерную музыку и фортепианные произведения в стиле Второй венской школы . Значительные произведения включают струнный квартет, который он закончил, когда ему было 20 лет (опубликовано в 1956 году, записано в 1960 году), и его каденции Бетховена к Фортепианому концерту № 1 . Более поздние работы включают Мадригал Либерсона (сопрано, альт, тенор, бас [ SATB ] и фортепиано), [108] и вы хотите написать фугу? (SATB в сопровождении фортепиано или струнного квартета). Его струнный квартет (соч. 1) вызвал неоднозначную реакцию: газеты «Christian Science Monitor» и «Saturday Review» дали весьма хвалебные отзывы, а « Montreal Star» — в меньшей степени. [109] Критических комментариев к сочинениям Гулда мало, потому что их мало; ему так и не удалось добиться успеха за пределами Опуса 1, и он оставил ряд работ незавершенными. [110] Он объяснил свою неудачу как композитор отсутствием «личного голоса». [111] Большую часть его работ публикует Schott Music . Запись Glenn Gould: The Composer содержит его оригинальные произведения.
Ближе к концу своей жизни Гулд начал дирижировать. Ранее он руководил Бранденбургским концертом № 5 Баха и кантатой Widerstehe doch der Sünde для клавесина (фортепиано с металлическими молоточками, имитирующими звук клавесина), а также Густава Малера ( Симфонией № 2 секция Urlicht ) в 1960-х годах. . Его первое известное публичное выступление как дирижера произошло в 1939 году, когда ему было шесть лет, когда он выступал в качестве пианиста на концерте Библейского класса деловых людей в Аксбридже. [112] К 1957 году он стал дирижером телевизионной программы CBC Chrysler Festival , в которой он сотрудничал с Морин Форрестер . [112] В том же году он также объединил усилия с Ванкуверским оркестром CBC в качестве дирижера в радиопередаче Симфонии № 1 Моцарта и Симфонии № 4 Шуберта («Трагическая»). [112]
В 1958 году Гулд написал Гольшманну о своем «временном отказе» от дирижерской деятельности, очевидно, из-за вызванного этим непредвиденного мышечного напряжения. [112] После дирижерских выступлений Гулд оказался «практически искалеченным» и не смог должным образом играть на фортепиано. [112] Тем не менее, даже в возрасте 26 лет Гулд продолжал подумывать о том, чтобы уйти в отставку в качестве солиста фортепиано и полностью посвятить себя дирижированию. [112] Непосредственно перед смертью он окончательно обдумывал планы выступить в качестве дирижера Фортепианного концерта № 2 Бетховена в 1982 году и в записях увертюры «Гебридские острова Бетховена » Мендельсона и увертюры «Кориолан» в 1983 году. [113] Его последней записью в качестве дирижера была Вагнера » « Идиллия Зигфрида в оригинальном исполнении камерной музыки . Он намеревался провести свои последние годы дирижированием, писать о музыке и сочинять музыку, ведя идиллический «неоторовианский образ жизни» в сельской местности. [114] [113]
Наследие и почести
[ редактировать ]
Гулд — один из самых известных музыкантов 20 века. Его уникальный пианистический метод, понимание архитектуры композиций и относительно свободная интерпретация партитур создали исполнения и записи, которые были откровенными для многих слушателей и крайне неприятными для других. Философ Марк Кингвелл писал: «Его влияние становится неизбежным. Ни один исполнитель после него не сможет избежать примера, который он подает… Теперь каждый должен действовать через него: ему можно подражать или отвергать, но его нельзя игнорировать». [115] Среди пианистов, признавших влияние Гулда, — Андраш Шифф , Золтан Кочис , Иво Погорелич и Петер Серкин . [116] Среди художников, оказавшихся под влиянием Гулда, — художник Джордж Кондо . [117]
Одно из исполнений Гулда Прелюдии и Фуги до мажор из Книги II «Хорошо темперированного клавира» было выбрано для включения в НАСА Золотой рекорд «Вояджер» комитетом, возглавляемым Карлом Саганом . Рекорд был установлен на космическом корабле "Вояджер-1" . 25 августа 2012 года космический корабль первым пересек гелиопаузу и вошел в межзвездную среду . [118]
Гулд - популярный объект биографии и критического анализа. Такие философы, как Кингвелл и Джорджио Агамбен, интерпретировали его жизнь и идеи. [119] Ссылки на Гулда и его работы многочисленны в поэзии, художественной литературе и изобразительном искусстве. [120] Франсуа Жирара , получивший в 1993 году премию «Джинн» Фильм , «Тридцать два короткометражных фильма о Гленне Гулде», включает в себя интервью с людьми, которые его знали, инсценировки сцен из его жизни, а также причудливые отрывки, включая анимацию, положенную на музыку. Роман Томаса Бернхарда » 1983 года « Неудачник претендует на то, чтобы представлять собой расширенное эссе от первого лица о Гулде и его давней дружбе с двумя однокурсниками из школы Моцартеум в Зальцбурге, оба из которых отказались от карьеры концертирующих пианистов из-за устрашающего примера Гений Гулда.

Гулд оставил обширную работу помимо клавиатуры. После ухода из концертной деятельности он все больше интересовался другими средствами массовой информации, в том числе аудио- и документальными фильмами, а также писательством, посредством которых он размышлял об эстетике, композиции, истории музыки и влиянии электронной эпохи на потребление медиа. (Гулд вырос в Торонто в то же время, когда канадские теоретики Маршалл Маклюэн , Нортроп Фрай и Гарольд Иннис внесли свой вклад в исследования коммуникаций.) [121] [122] Были опубликованы антологии сочинений и писем Гулда, а в Библиотеке и архивах Канады хранится значительная часть его документов.
В 1983 году Гулд был посмертно занесен в Зал славы канадской музыки . [123] Он был включен в Аллею славы Канады в Торонто в 1998 году и признан национальным историческим деятелем в 2012 году. [124] [125] Федеральная мемориальная доска, отражающая это звание, была установлена рядом с скульптурой в центре Торонто. его [126] Студия Гленна Гулда в Канадском радиовещательном центре в Торонто была названа в его честь. В ознаменование 75-летия Гулда Канадский музей цивилизации провел в 2007 году выставку « Гленн Гулд: звуки гения ». Мультимедийная выставка проводилась совместно с Библиотекой и архивами Канады. [127]
Фонд Гленна Гулда
[ редактировать ]Фонд Гленна Гулда был основан в Торонто в 1983 году, чтобы почтить память Гулда и сохранить память о нем и деле всей его жизни. Миссия фонда «расширяет осведомленность о наследии Гленна Гулда как выдающегося музыканта, коммуникатора и канадца, а также продвигает его дальновидные и новаторские идеи в будущее», а его основной деятельностью является вручение раз в три года Премии Гленна Гулда. «человеку, заслужившему международное признание в результате исключительного вклада в музыку и ее передачу посредством использования любых коммуникационных технологий». [128] Приз состоит из 100 000 канадских долларов и ответственности за вручение Премии Гленна Гулда Протеже в размере 15 000 канадских долларов молодому музыканту по выбору победителя.
Школа Гленна Гулда
[ редактировать ]Профессиональная школа Королевской музыкальной консерватории в Торонто в 1997 году приняла название Школа Гленна Гулда в честь своего самого известного выпускника. [129]
Награды
[ редактировать ]Гулд получил множество наград как при жизни, так и посмертно. В 1969 году он был награжден премией Молсона , которая тогда стоила 15 000 канадских долларов. [130] В 1970 году канадское правительство предложило ему звание Кавалера Ордена Канады , но он отказался, посчитав себя слишком молодым. [131]
Юнона Награды
[ редактировать ]Премия Juno Awards ежегодно вручается Канадской академией звукозаписывающих искусств и наук . Гулд выиграл три, приняв один лично. [132]
Год | Премия | Номинированная работа | Результат |
---|---|---|---|
1979 | Лучший классический альбом года | Хиндемит : Жизнь Марии (с Роксоланой Рослак) | Выиграл |
1981 | Лучший классический альбом года | Бах Токкатас, Том 2. | номинирован |
1982 | Лучший классический альбом года | Бах: Прелюдии. Фугетты и фуги | номинирован |
1983 | Лучший классический альбом года | Гайдн: Шесть последних сонат | номинирован |
Бах: Вариации Гольдберга | Выиграл | ||
1984 | Лучший классический альбом года | Брамс: Баллады соч. 10, Рапсодии, соч. 79 | Выиграл |
Премии Грэмми
[ редактировать ]Премия «Грэмми» ежегодно вручается Национальной академией звукозаписывающих искусств и наук . Гулд выиграл четыре и, как и в случае с Юносом, принял одного лично. [133] В 1983 году он был посмертно занесен в Зал славы Грэмми за запись 1955 года « Гольдберг-вариаций» . [134]
Год | Премия | Номинированная работа | Результат |
---|---|---|---|
1973 | Лучшие заметки к альбому - классика | Хиндемит : Сонаты для фортепиано (полное собрание) | Выиграл |
1982 | Лучший классический альбом | Бах: Вариации Гольдберга (с продюсером Сэмюэлем Х. Картером) | Выиграл |
Лучшее инструментальное исполнение солиста (без оркестра) | Бах: Вариации Гольдберга | Выиграл | |
1983 | Лучшее классическое исполнение – солист или солисты-инструменталисты (без оркестра) | Бетховен: Сонаты для фортепиано №№ 12 и 13 | Выиграл |
2013 | Премия Грэмми за заслуги перед жизнью [135] | Выиграл |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ↑ Баззана (2003 , стр. 27) утверждает: «Имя Гулда часто пишется с ошибкой как «Глен» в документах (в том числе официальных), относящихся к началу его жизни, и сам Гулд на протяжении всей своей жизни использовал оба написания как синонимы». Баззана (2003 , стр. 24) дополнительно исследовал записи об изменении имени в Управлении генерального регистратора Онтарио и нашел только запись об изменении имени его отца Берта на Гулда в 1979 году (чтобы иметь возможность законно вступить в брак с этим именем); он заключает, что смена имени семьи была неофициальной и что «Гулд по закону все еще оставался «Гленном Гербертом Голдом», когда он умер».
- ^ По словам Баззаны (2003 , стр. 24), «в свидетельстве о рождении [Гулда] его имя указано как «Голд, Гленн Герберт». Фамилия всегда была Голд [...] Во всех документах до 1938 года, которые сохранились среди бумаг Гулда, его фамилия указана как «Голд», но начиная, по крайней мере, с июня 1939 года, фамилия почти всегда печаталась «Гулд». в газетах, программах и других источниках; последняя подтвержденная публикация «Золота» — в программе церковной вечери и концерта 27 октября 1940 года. Вся семья приняла новую фамилию».
- ^ Полные обстоятельства смены имени можно найти у Баззаны (2003 , стр. 24–26).
- ^ По словам Баззаны (2003 , стр. 27), «по крайней мере, еще в середине восемнадцатого века в этой конкретной золотой линии не было евреев».
- ↑ Фридрих (1990 , стр. 27) датирует этот инцидент на основе разговора с отцом Гулда, который, по словам Фридриха, заявил, что это произошло «когда мальчику было около десяти».
- ^ ATCM является сотрудником Музыкальной консерватории Торонто. Консерватория получила королевскую грамоту в 1947 году и стала Королевской музыкальной консерваторией .
- ^ Во время концертных выступлений Гулда в Москве в 1957 году Владимир Ашкенази назвал его феноменом ( Till & Tovell 1985 ).
- ^ В своем документальном фильме « Гленн Гулд: Портрет» ( Till & Tovell 1985 ) отец Гленна Гулда вспоминал, что Гленн «не выходил [из своей спальни], пока не выучил наизусть всю музыку» [об одном из фортепианных концертов Бетховена].
- ^ В отрывках из «Вариаций Гольдберга» Гулд описывает свою технику тренировок, составляя упражнение по варианту 11, отмечая, что он «все еще неряшлив», и со своим обычным юмором, что «немного попрактиковаться в порядке». Также слышно, как он практикует другие части Голдбергов.
- ^ Гулд: «Пианино было для него средством достижения цели, а цель заключалась в том, чтобы приблизиться к Бетховену». См. Товелл (1959) на 07:40 минуте.
- ^ Фридрих сначала заявляет, что Гулд исполнил Сонату Бетховена для фортепиано № 30 (Опус 109) Фридрих (1990 , стр. 108), но позже заявляет, что он исполнил Сонату Бетховена для фортепиано № 31 (Опус 110) Фридрих (1990 , стр. 354). . Баззана (2003 , стр. 229) цитирует Сонату для фортепиано № 30 Бетховена (Опус 109).
- ^ Первоначально опубликовано в журнале Piano Quarterly в 1974 году. Перепечатано и цитируется в Kingwell (2009 , стр. 159) и Kieser (1993) . смотрите Подробности об альбоме в мировом каталоге.
- ^ В письме виолончелистке Вирджинии Катимс в 1973 году Гулд сказал, что был вегетарианцем около десяти лет ( Glenn Gould: Selected Letters , John PL Roberts, Ghyslaine Guertin, 1992), но в своих личных блокнотах он записал несколько списков продуктов, которые он употреблял. возможно, ели, в том числе курицу, дуврскую камбалу, ростбиф и телятину ( Bazzana 2003 , стр. 325). Ресторан Фрэн в Торонто был постоянным местом посещения; В профиле CBC отмечалось, что «где-то между двумя и тремя часами утра Гулд ходил в круглосуточную закусочную Fran's, расположенную в квартале от его квартиры в Торонто, сидел в одной и той же кабинке и заказывал одну и ту же яичницу-болтунью.
- ↑ Баззана (2003 , стр. 352–368) В одном из разделов цитируется Гулд: «Они говорят, что я ипохондрик, и, конечно, так оно и есть».
- ^ Оствальд (1997 , стр. 329) уточняет: «В почках, простате, костях, суставах, мышцах или других частях тела, на которые так часто жаловался Гленн, не было обнаружено никаких физических отклонений».
- ^ Это обсуждается, и это можно увидеть в Национального совета по кинематографии Канады документальном фильме 1959 года «В записи и вне записи» ( Koenig & Kroitor 1959a ) и ( Koenig & Kroitor 1959b ).
- ^ Утверждение о том, что Гулд «никогда не пожимал руки», преувеличено. Фридрих (1990 , стр. 267) цитирует Тимоти Финдли : «Все говорили, что ты никогда не прикасался к его рукам, ты никогда не пытаешься пожать ему руку, но первое, что он сделал со мной, это предложил пожать руку. Он протянул мне руку». совершенно определенным образом, никаких предварительных фраз типа «не прикасайся ко мне».
- ^ К ним относятся его знаменитое «самоинтервью», рецензия на написанную о нем биографию (в которой он говорит о себе в третьем лице), не говоря уже о различных появлениях его «альтер-эго» в печати, на радио или в других изданиях. Телевидение, в том числе «расширенное и довольно натянутое шоу шуток по радио» («Уголок критиков» в юбилейном альбоме Серебряного юбилея , 1980), которое Кингвелл (2009 , стр. 180) комментирует: «Юмор наказывает… Могут быть этому нет оправдания, и единственный ясный урок этой записи заключается в том, что она могла существовать только благодаря авторитету ее создателя, когда Гулд, по сути, вызвал двадцатипятилетних клиентов из Колумбии, когда он заставил их выпустить этот смущающий фрагмент. болтовня».
- ^ Эти комментарии можно найти в эссе Гулда (1987) .
- ^ Есть еще две записи Гулда «Вариаций Гольдберга». Одна из них — концертная запись с CBC Records 1954 года (PSCD, 2007) ; другой записан вживую в Москве 7 мая 1957 года и в Зальцбурге 25 августа 1959 года (Sony SRCR 9500). Он является частью издания The Glenn Gould и был переиздан на компакт-диске на Sony Classical Records (SMK 52685) .
- ↑ Гулд обсуждает это в Бруно Монсенжона сериале фильмов 1974 года Chemins de la Musique (Пути музыки) . В его серии из 24 частей Гулд присутствует в четырех из этих частей: La Retraite (Отступление) , L'Alchimiste (Алхимик) , 1974, Партита № 6 (Партита № 6 Баха) . [1] Архивировано 11 июня 2013 года на Wayback Machine. Четыре части о Гулде были переизданы в 2002 году на DVD под названием «Гулд: алхимик» ( Monsaingeon, 2002 ).
- ^ Шуберта можно ненадолго увидеть в фильме «Будущая жизнь» ( Monsaingeon, 2006 ). Брукнера На транскрипцию 8-й симфонии Гулд ссылается в статье ( Gould 1987 ), где он осуждает ее «явную неиграбельность»; игру Штрауса в опере можно увидеть в одном из разговоров с Хамфри Бертоном , и о ней упоминают почти все, кто видел его игру наедине.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «25 лучших пианистов всех времен» . Классический FM (Великобритания) . Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Баззана 2003 , стр. 21, 54.
- ^ Оствальд 1997 , с. 35.
- ^ Баззана 2003 , с. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баззана, Кевин; Беквит, Джон и Пейзант, Джеффри (4 марта 2015 г.). «Гленн Гулд» . Канадская энциклопедия . Историка Канады . Архивировано из оригинала 13 октября 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Оствальд 1997 , с. 39.
- ^ Оствальд 1997 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Товелл, Винсент (4 декабря 1959 г.). «Гулд в разговоре со своим другом Винсентом Товеллом (отрывок): 26-летний Гулд рассказывает о своей славе» . Проект '60 . CBC Radio One . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фридрих 1990 , с. 15
- ^ Оствальд 1997 , стр. 44–45.
- ^ Оствальд 1997 , с. 48.
- ^ Пайзант 1978 , с. 2.
- ^ Беквит, Джон (15 сентября 2014 г.). «Альберто Герреро» . Энциклопедия музыки в Канаде . Историка Канады. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Оствальд 1997 , с. 73.
- ^ Оствальд 1997 , с. 71.
- ^ Фридрих 1990 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баззана 2003 , с. 76
- ^ Ведущий: Гордон Берваш (23 июня 1957 г.). «Гленн Гулд — восходящая звезда «The Story» . CBC Newsmagazine . CBC Television . Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 25 декабря 2011 года .
- ^ Баззана 2003 , с. 326.
- ^ Фридрих 1990 , стр. 17–18.
- ^ Фридрих 1990 , с. 17.
- ^ Хафнер 2009 , с. 19 .
- ^ Йоргенсен, Биргитте (2003). «Собаки пианиста Гленна Гулда: в тональности гава» . Современная собака . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Стегеманн 1993a , с. 15.
- ^ Баззана 1997 , стр. 132 сн. 1, 137.
- ^ Баззана 1997 , стр. 21, 120–121.
- ^ Оствальд 1997 , с. 28.
- ^ Фридрих 1990 , с. 147.
- ^ Фридрих 1990 , с. 100.
- ^ Оствальд 1997 , с. 47.
- ^ «Хронология Гленна Гулда» . Библиотека и архивы Канады . 25 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г. Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ Фридрих 1990 , с. 35.
- ^ Фридрих 1990 , с. 36.
- ^ Фридрих 1990 , с. 38.
- ^ Фридрих 1990 , с. 43.
- ^ Баззана 2003 , с. 163.
- ^ Келли, Кевин (22 марта 1958 г.). «Гленн Гулд в Джордан Холле». Бостон Глобус .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Дебют Гленна Гулда на американском телевидении - Бернштейн дирижирует Концерт № 1 для клавира Баха ре минор . 20 января 2016 года . Проверено 5 февраля 2016 г. - через YouTube.
- ^ Гулд 1987 .
- ^ Баззана 2003 , с. 229
- ^ Баззана 2003 , стр. 232–233.
- ^ Баззана 2003 , с. 47.
- ^ Гринфилд, Эдвард; Лейтон, Роберт и Марч, Иван (1988). Новый справочник Penguin по компакт-дискам и кассетам . Лондон: Книги Пингвинов. п. 44. ИСБН 978-0-14-046829-8 .
- ^ Фридрих 1990 , с. 50.
- ^ Оствальд 1997 , с. 18.
- ^ Фридрих 1990 , с. 51.
- ^ Оствальд 1997 , стр. 304–306.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баззана 2003 , с. 158
- ^ Диктор: Джеймс Фассетт, гость: Леонард Бернстайн (25 апреля 1962 г.). «Леонард Бернстайн и Гленн Гулд не сходятся во взглядах» . Специальный выпуск радио CBC . Нью-Йорк. CBC Radio One . Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (7 апреля 1962 г.). «Музыка: внутренние голоса Гленна Гулда; пианист играет их в дополнение к речевым хитам Брамса Бернштейна в интерпретации (аннотация статьи)» . Нью-Йорк Таймс . п. 17. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Фридрих 1990 , с. 62.
- ^ «Медицинские болезни музыканта» . ahsl.arizona.edu . Библиотека медицинских наук Аризоны . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Стегеманн 1993a , с. 14.
- ^ Kingwell 2009 , стр. 125–128 (Об «игре», глава 11).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баззана 2003 , с. 325
- ^ Бруно, Монсенжон (1983). «Введение в «Последнего пуританина» . Collectionscanada.gc.ca . Оттава : Библиотека и архивы Канады . Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Эллиотт, Р. «Конструкции идентичности в жизнеописаниях Эммы Альбани и Гленна Гулда». Журнал канадских исследований / Revue d'études canadiennes vol. 39 нет. 2, 2005, стр. 105–126. Проект MUSE, doi:10.1353/jcs.2006.0017
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларксон, Майкл (25 августа 2007 г.). «Тайная жизнь Гленна Гулда» . Торонто Стар . OCLC 679765547 . Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Хэмпсон, Сара (29 ноября 2009 г.). «Кристофер Фосс вырос с Гленном Гулдом, но так и не смог попрощаться» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Бернс, Джон Ф. (29 мая 1988 г.). «Оттава; выставка памятных вещей Гленна Гулда проливает немного света на музыкальную загадку» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ Баззана 2003 , с. 362.
- ^ Кэролл, Джок (1995). Гленн Гулд: Некоторые портреты художника в молодости . Стоддарт. п. 24. ISBN 0773729046 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оствальд 1997 .
- ^ Годдард 2017 , с. 19.
- ^ Орр, Стивен (14 августа 2013 г.). «Быть Гленном Гулдом - Обзор Аделаиды» . Обзор Аделаиды . Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Дубин, Ник (2014). Спектр аутизма и депрессия . Издательство Джессики Кингсли. п. 77. ИСБН 9780857002426 .
- ^ Оствальд 1997 , стр. 325–328.
- ^ «Гулд, Гленн Герберт (результаты поиска)» . Группа Маунт-Плезант . Архивировано из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ Гривковский, Фиш (15 февраля 2018 г.). «Дикая природа: По следам графа фон Свободы и Гленна Гулда» . Эдмонтонский журнал . Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Годдард 2017 , с. 35.
- ^ Острайх, Джеймс Р. (13 марта 2012 г.). «Расстройство, которое останавливает музыку» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Фридрих 1990 , с. 112.
- ^ Баззана 2003 , с. 271.
- ^ Баззана 2003 , с. 272.
- ^ «Steinway Гленна Гулда» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Кингвелл 2009 , с. 194.
- ^ Фридрих 1990 , с. 125.
- ^ Кингвелл 2009 , с. 166.
- ^ Кингвелл 2009 , с. 151.
- ^ Кингвелл 2009 , стр. 158–159.
- ^ Гулд 1999 , с. 205, предисловие редактора к эссе.
- ^ Гулд 1999 , с. 208.
- ^ Баззана 2003 , с. 263.
- ^ Гулд, Гленн (1966). «Перспективы звукозаписи – Ресурсы – Архив Гленна Гулда» . Collectionscanada.gc.ca . Оттава : Библиотека и архивы Канады . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ Оствальд 1997 , с. 119.
- ^ «Вариации Гленна Гулда: легендарный эксцентричный пианист начал свою карьеру, играя Баха» . www.npr.org . Национальное общественное радио . Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Томмазини, Энтони (1 сентября 2002 г.). «Два лица пианиста, у которого было много» . Нью-Йорк Таймс . Том. 151. с. АР20. Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ В «Бахе-нонконформисте»; Робертс (ред.), 100 [ неполная короткая цитата ]
- ^ «Гленн Гулд» . www.sonyclassical.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Пайзант 1978 , с. 82.
- ^ «О Моцарте и связанных с ним вопросах. Гленн Гулд в разговоре с Брюно Монсенжоном». Фортепианный ежеквартальный журнал . Сан-Ансельмо : Издательство String Letter Press. Осень 1976 г. с. 33. ISSN 0031-9554 . Перепечатано в 1990 г. См. также Оствальд (1997 , стр. 249).
- ^ Оствальд 1997 , с. 249.
- ^ Оствальд 1997 , с. 257.
- ^ Оствальд 1997 , стр. 256–257.
- ^ «Вариации на тему Гулда» . cbc.ca/radio2 . Радио Си-би-си 2 . Архивировано из оригинала 7 июля 2008 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Фридрих 1990 , с. 141.
- ^ «Гленн Гулд», «Наследие CBC», «Хронология музыкального гения» . cbc.ca/gould . Канадская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стегеманн 1993b , с. 10
- ^ Гулд 1992 , с. 12.
- ^ Каздин, Эндрю (1989). Гленн Гулд за работой: творческая ложь . Даттон, с. 171
- ^ Гленн Гулд и Леопольд Стоковски на Archive.org
- ^ Гленн Гулд, Владимир Гольшманн и Симфонический оркестр Колумбии исполняют Фортепианный концерт № 1 Бетховена и Концерт для клавишных № 5 Баха на archive.org
- ^ Гленн Гулд исполняет клавирные концерты Баха № 3, № 5 и № 7 с Владимиром Гольшманном и Колумбийским симфоническим оркестром в 1967 году на archive.org
- ^ Гленн Гулд исполняет Концерт № 2 для клавира Баха и Концерт для клавира № 4 с Владимиром Гольшманном и симфоническим оркестром Колумбии в 1969 году на archive.org
- ^ Диктор: Кен Хаслам, комментатор: Гленн Гулд (11 декабря 1967 г.). «Увлечение Гленна Гулда Петулой Кларк (отрывок)» . Лучшие из ИДЕЙ . Торонто. 4:34 минута. CBC Radio One . Архивировано из оригинала 25 марта 2013 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Телевидение CBC: лектор и дирижер Гленна Гулда вместе с Джулиусом Бейкером и Оскаром Шумским исполняют Бранденбурский концерт № 5 Баха, BWV 1050 на bing.com» . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Wondrous Strange: Жизнь и искусство Гленна Гулда . Баззана, Кевин. Макклелланд и Стюарт, Торонто, Канада, 2003 г., стр. 225–226 «Гленн Гулд о Бахе»: документальный фильм на телевидении CBC, Гулд исполняет Бранденбургский концерт № 5 Баха с Оскаром Шумским в 1962 году в Googlebooks. Архивировано 15 марта 2023 года в Wayback Machine.
- ^ «История - Гленн Гулд» . glenngould.com . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Фридрих 1990 , стр. 165–166.
- ^ Фридрих 1990 , с. 170.
- ^ Фридрих 1990 , с. 172.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж « Чудесное странное: жизнь и искусство Гленна Гулда . Баззана, Кевин. Макклелланд и Стюарт, Торонто, 2003, стр. 476 на Google books.com» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2023 года . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Чудесное странное: жизнь и искусство Гленна Гулда . Баззана, Кевин. Макклелланд и Стюарт, Торонто, 2003, стр. 482 на Googlebooks.com» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2023 года . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Фридрих 1990 , с. 315.
- ^ Кингвелл 2009 , с. 59.
- ^ Баззана 1997 , с. 2.
- ^ Амадур (15 февраля 2023 г.). «15 минут с Джорджем Кондо» . ЛАмаг . Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Вояджер – Музыка с Земли» . voyager.jpl.nasa.gov . Лаборатория реактивного движения . 20 августа 1977 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Кингвелл 2009 , стр. 62, 75.
- ^ Kingwell 2009 , примечания 3, 13, 18.
- ^ Кингвелл 2009 , с. xi, «Введение» Джона Ралстона Сола .
- ^ Кингвелл 2009 , стр. 34–35.
- ^ «Гленн Гулд» . Зал славы канадской музыки . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 года . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ↑ Гленн Гулд, национальный исторический деятель. Архивировано 20 октября 2013 г. в Wayback Machine , Парки Канады, Обозначения национального исторического значения, 2012 г.
- ↑ Правительство Харпера чествует Гленна Гулда как национальную историческую личность Канадский культурный символ отмечен на церемонии открытия мемориальной доски. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , пресс-релиз Parks Canada, 21 февраля 2013 г.
- ^ Гленн Гулд (1932–1982). Архивировано 2 марта 2016 года в Wayback Machine , Совет по национальным историческим местам и памятникам на OntarioPlaques.com.
- ^ «Гленн Гулд: Звуки гения » Кредиты» . цивилизация.ca . Канадский музей цивилизации . 2007. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Доктор Хосе Антонио Абреу награжден желанной премией Гленна Гулда 2008 года» . newswire.ca (пресс-релиз). Группа воздушной связи. 14 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 г. Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Школа Гленна Гулда «Ключевые факты и история» . Learning.rcmusic.ca . Королевская консерватория музыки . 1997. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 года .
- ^ «Гленн Гулд получает премию Молсона в размере 15 000 долларов» . The Globe and Mail , 10 сентября 1968 года. Исторические газеты ProQuest.
- ^ МакКрири, Кристофер (2005). Орден Канады: его истоки, история и развитие . Университет Торонто Пресс. п. 210. ИСБН 9780802039408 . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «База данных наград Юнона» . junoawards.ca . Канадская академия звукозаписывающих искусств и наук . Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Home Past «Поиск победителей» Национальная академия www.grammy.org звукозаписывающих искусств и наук Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Главная» Академия звукозаписи «Грэмми» «Зал славы Грэмми» www.grammy.org Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук Архивировано из оригинала 22 января 2011 г. Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Патч, Ник (9 февраля 2013 г.). «Покойный пианист из Торонто Гленн Гулд получает премию Грэмми за заслуги перед жизнью» . Виннипегская свободная пресса . Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Баззана, Кевин (1997). Гленн Гулд: Исполнитель в работе: исследование практики исполнительского мастерства . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0198166567 .
- Баззана, Кевин (2003). Wonderous Strange: Жизнь и искусство Гленна Гулда . Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0-7710-1101-6 .
- Фридрих, Отто (1990) [1989]. Гленн Гулд: Жизнь и вариации . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-679-73207-5 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Годдард, Питер (2017). Великий Гулд . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1-4597-3309-1 .
- Гулд, Гленн (1987). Пейдж, Тим (ред.). Читатель Гленна Гулда . Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14852-2 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- — (1999). Робертс, Джон Питер Ли (ред.). Искусство Гленна Гулда: размышления музыкального гения . Соавтор Робертс. Торонто: Книги Малкольма Лестера. ISBN 978-1-894121-28-6 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Хафнер, Кэти (2009). Романс на трех ногах: навязчивые поиски идеального фортепиано Гленна Гулда . Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0-7710-3762-7 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Кингвелл, Марк (2009). Гленн Гулд . Необыкновенные канадцы. Торонто: Пингвин Канада. ISBN 978-0-670-06850-0 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Оствальд, Питер Ф. (1997). Гленн Гулд: Экстаз и трагедия гения . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-04077-7 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2023 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
- Пайзан, Джеффри (1978). Гленн Гулд: Музыка и разум . Торонто; Лондон: Ван Ностранд Рейнхольд. ISBN 0-442-29802-1 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
Мультимедийные источники
[ редактировать ]- Гулд, Гленн (1992). Издание Гленна Гулда Рихард Штраус: Офелия-Лидер: Три песни по Шекспиру, соч. 67; Енох Арден: Мелодрама для фортепиано по Теннисону, Op.38; Соната для фортепиано, соч. 5; Пять фортепианных пьес, соч. 3 (Буклет). Гленн Гулд, Клод Рейнс и Элизабет Шварцкопф . Нью-Йорк: Sony Classical Records . АСИН B0000028O4 .
- Кизер, Карен (1993). Гленн Гулд Бах: оригинальные передачи CBC (буклет). Гленн Гулд. Торонто: CBC Records . OCLC 609984589 .
- Кениг, Вольф и Кройтор, Роман (1959a). Гленн Гулд: Не для протокола (Документальный фильм. Первоначально снят в 1959 году для телевизионной программы «Документальный фильм '60» ). Монреаль: Национальный совет по кинематографии Канады ; Имидж Энтертейнмент (Дистрибьютор). OCLC 130741039 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
- Кениг, Вольф и Кройтор, Роман (1959b). Гленн Гулд: На записи (Документальный фильм. Первоначально снят в 1959 году для телевизионной программы «Документальный фильм '60» ). Монреаль: Национальный совет по кинематографии Канады ; Имидж Энтертейнмент (Дистрибьютор). OCLC 130741039 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
- Монсенжон, Бруно (2002). Гленн Гулд: алхимик (DVD) (на английском, французском, немецком и испанском языках). ОРТФ ; EMI Classics (Дистрибьютор). OCLC 52719241 . Проверено 23 декабря 2011 г.
- — (2006) [2005]. Гленн Гулд: Au delà du temps [ Гленн Гулд: далее ] (DVD. Оригинальный выпуск, 2005 г.) (на английском, итальянском, русском, французском, немецком, испанском и японском языках). Париж: Idéale Audience и Rhombus Media. OCLC 612160794 . Проверено 23 декабря 2011 г.
- Стегеманн, Майкл (1993a). Бах: Партиты BWV 825–830; Прелюдии и фуги (Буклет). Гленн Гулд. Sony Classical Records . ОСЛК 222101706 .
- — (1993б). Гулд встречает Менухина: Бах · Бетховен · Шенберг (буклет на передней обложке). Издание Гленна Гулда. Гленн Гулд и Иегуди Менухин ; Английский перевод: Стюарт Спенсер. Sony Classical Records . ОСЛК 30923019 .
- Тилль, Эрик (продюсер / режиссер / рассказчик) и Товелл, Винсент (продюсер / режиссер / рассказчик) (1985) [Впервые опубликовано как документальный фильм в 1985 году]. Эванс, Уэйн (ред.). Гленн Гулд: Портрет (видеокассета VHS выпущена 22 октября 1991 г.). Вест-Лонг-Бранч: CBC Enterprises ; Kultur International Films (Дистрибьютор). ОСЛК 22897163 . Проверено 23 декабря 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт
- Гленн Гулд в Sony Classical. Архивировано 4 сентября 2023 года в Wayback Machine.
- Фонд Гленна Гулда. Архивировано 7 июля 2023 года в Wayback Machine.
- Архив Гленна Гулда. Архивировано 26 июля 2018 года в Wayback Machine в Библиотеке и архивах Канады.
- Гленн Гулд
- 1932 рождения
- 1982 смертей
- Канадские дирижеры ХХ века (музыка)
- Канадские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Музыканты Баха
- Похороны на кладбище Маунт-Плезант, Торонто.
- Канадские композиторы-классики
- Канадские классические пианисты
- Канадские дирижеры (музыка)
- Канадские композиторы-классики мужского пола
- Призывники Зала славы канадской музыки
- Канадцы английского происхождения
- Канадцы норвежского происхождения
- Канадцы шотландского происхождения
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Премия «Юнона» за классический альбом года – победители соло или камерного ансамбля
- Канадские классические пианисты мужского пола
- Канадские мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыканты из Торонто
- Музыканты с дистонией
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Исполнители Sony Classical Records
- Выпускники Королевской консерватории