Дональд Грэмм
Дональд Джон Грэмм (26 февраля 1927 — 2 июня 1983) — американский бас-баритон , чья карьера разделялась между оперными и концертными выступлениями. Его выступления в основном ограничивались Соединенными Штатами, что в то время было необычно для американского певца. Джон Роквелл из «Нью-Йорк Таймс» описал Грэмма следующим образом: «У него был необычайно богатый, благородный тембр, и хотя его громкость, возможно, не была большой, он легко проникал даже в самые большие театры. Технически он мог свободно обращаться с орнаментом бельканто». Но его настоящая сила заключалась в его аристократической музыкальности (безупречная фразировка , которую он оттачивал, аккомпанируя себе на фортепиано, и легкое владение пятью языками) и его инстинктивная игра». [ 1 ] Среди наиболее заметных из его многочисленных оперных ролей были заглавная партия в «Фальстафе » Моцарта » Верди, Лепорелло в «Дон Жуане » Берга , а также доктор Шён и Джек-Потрошитель в «Лулу .
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Грэмм родился Дональд Джон Грамбш в Милуоки, Висконсин. [ 2 ] немецкого происхождения. Позже он изменил фамилию Грамбш на Грамм. Он получил свое раннее музыкальное образование в Музыкальной консерватории колледжа Висконсина Чикаго (1933–1944) и спел свой оперный дебют в возрасте 17 лет в Театре на Восьмой улице в партии Раймондо в опере Доницетти « Лючия ди Ламмермур» . Позже он учился в Чикагском музыкальном колледже у Марсьяля Сингера. [ 1 ] в Музыкальной Академии Запада . [ 2 ]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]Дональд Грамм прожил более 25 лет, до своей смерти, со своим спутником жизни Дональдом Дервином в Нью-Йорке. Они делили два соединенных между собой дома из коричневого камня на Парк-авеню с известным филантропом в области театра и искусства Робертом Л. Б. Тобином. Они также проводили время у себя дома в Коннектикуте и Санта-Фе, где он выступал с Оперой Санта-Фе.
Карьера
[ редактировать ]Он дебютировал в Нью-Йорке в 1951 году в опере Берлиоза «Детство Христа» с «Маленьким оркестровым обществом» . В следующем году он дебютировал в Нью-Йоркской опере в партии Коллина в опере Пуччини «Богема» и продолжал петь с этой труппой почти каждый сезон в течение следующих 30 лет. Его роли там включали Графа и Фигаро в «Женитьбе Фигаро» Моцарта , Орловского (транспонированного с оригинала) в «Летучей мыши Россини » Иоганна Штрауса, Дандини в «Золушке» Россини , Бартоло в «Севильском цирюльнике» и главную роль в опере Верди. Фальстаф . [ 1 ] В 1953 году он исполнил роль Бакалавра в мировой премьере оперы Мартину Богуслава «Женитьба» в оперном театре NBC . [ 3 ]
Грэмм также часто исполнял главные роли в Колдуэлл Сары Бостонской оперной труппе и Джона Кросби в опере в Санта-Фе . [ 1 ] В интервью Колдуэлл сказал о Грэмме как об исполнителе: «Дирижеры и режиссеры любят его. Высокий уровень музыкальности и интеллекта Дональда, а также его красивый голос — качества, которые делают его логичным выбором в качестве дирижера. Его замечательные способности к дирижерству физические характеристики и его глубокий интерес к их развитию делают его логичным выбором в качестве режиссера. Это сочетание музыкальных и драматических качеств выделяет его как одного из самых выдающихся поющих актеров нашего времени». [ 4 ]
Спектакли Метрополитен-опера
[ редактировать ]
Дебют Грэмма в Met Opera состоялся 10 января 1964 года в второстепенной роли Труффальдино в опере Рихарда Штрауса « Ариадна на Наксосе» . Одной из важнейших ролей, исполненных Грэммом за свою карьеру в Метрополитене, была роль Лепорелло в « Дон Жуане» Моцарта . В период с 1966 по 1981 год он исполнял эту партию с труппой 24 раза; из них только пятеро были в Нью-Йорке, остальные были на гастролях. Однако в остальном он часто ограничивался меньшими частями. Роли, исполненные в сезоне 1964–65, включали Магараджу в Менотти » «Последнем дикаре (партия, повышающаяся до высокого фа-диез), [ 4 ] » Моцарта Дон Альфонсо в «Так веер все и Доктор в «Воццеке» Берга ; в сезоне 1965–66 — граф Вальднер в «Арабелле» » Оффенбаха Штрауса, Педро в «Перишоле Пуччини , Жеронте в «Манон Леско» и Лепорелло в «Дон Жуане» ; в сезоне 1966–67 — доктор Фальке в «Летучая мышь» ; Моцарта в сезоне 1967–68 Спикер в «Волшебной флейте» Флотова , Планкетт в «Марте» и снова Доктор в «Воццеке» ; а в сезоне 1968–69 — «Доктор в Воццеке» . В сезоне 1969–70 он не выступал. [ 5 ]
В сезоне 1970–71 он снова появился в роли Педро в «Перишоле» и Лепорелло в «Дон Жуане» Россини , но также добавил Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» и судебного пристава в «Вертере » Массне . В сезоне 1971–72 он повторил роль судебного пристава в «Вертере» Вагнера , добавил Котнера в «Мейстерзингерах фон Нюрнберг» Доницетти , но, что наиболее важно, спел Сюльписа в «Дочери полка» (с дамой Джоан Сазерленд в роли Мари и Лучано Паваротти в роли Тонио). В сезоне 1972–73 он получил роль Зуниги в новой постановке Горана Джентеле Бизе» « Кармен (с Мэрилин Хорн в роли Кармен и Джеймсом Маккракеном в роли Дона Хосе); он повторил свои роли Спикера, Лепорелло и Сюльписа, а также добавил капитана Балстрода в «Питер Граймс» Бриттена (с Джоном Викерсом в главной роли). В сезоне 1973–74 он исполнил роль Папагено в «Волшебной флейте» . В сезоне 1974–75 он повторил Доктора в «Воццеке» Мусоргского и добавил Варлаама в «Борисе Годунове» . В сезоне 1975–76 он повторил Папагено и добавил роли доктора Шёна и Джека-Потрошителя в пьесе Берга. «Лулу» — первая постановка оперы Метрополитена в постановке Джона Декстера . В сезоне 1977–78 он повторил капитана Бальстрода и Лепорелло. В сезоне 1978–79, во время весеннего тура Метрополитена, он добавил главную роль в « Доницетти Дон Паскуале» . Эту партию он никогда не исполнял в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. [ 5 ]
В сезоне 1980–81 он снова пел только на гастролях, повторяя образ Лепорелло; но в сезоне 1981–82 он появился в роли Дона Альфонсо в новой постановке « Così fan tutte» ; во время гастролей он повторил свой образ Папагено. В 1982–83 годах, в своем последнем сезоне в «Метрополитене», Грэмм чередовался с Полом Плишкой в роли Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове» и повторил роль графа Вальднера в новой постановочной премьере « Арабеллы» 10 февраля 1983 года. Патрик Дж. Смит, автор сценария в Opera описал свое выступление следующим образом: «Дональд Грамм в роли Вальднера скорее преуменьшил роль, чем превратил ее в немецкого буффона с широким акцентом, и воплотил в жизнь внутреннюю гордость неуклюжего дворянина. актовая сцена с Мандрыкой была кульминационным моментом вечера (это, должно быть, один из наиболее характерных диологов в опере, ясность его изложения была образцовой); [ 6 ] Грэм повторил роль еще 6 раз, дав свое последнее выступление в Метрополитене на утреннике 5 марта 1983 года. Всего он появлялся с труппой 230 раз. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Грэмм умер от сердечного приступа в Нью-Йорке 2 июня 1983 года. Ему было 56 лет. Он только что закончил серию выступлений в «Норма» Беллини с Сарой Колдуэлл и Бостонской оперной труппой 29 мая. Его публицист сказал, что на прошлой неделе он жаловался на боли в груди, но в остальном, похоже, у него хорошее здоровье. [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]Берлиоз: Осуждение Фауста • Бостонский симфонический оркестр , Гарвардский хоровой клуб, Хоровое общество Рэдклиффа
- Дата записи: 1954 год ( Бостонский симфонический зал ) [ 7 ]
- Водитель: Шарль Мюнх
- Главные певцы: Давид Полери (Фауст); Марсьяль Зингер (Мефистофель); Сюзанна Данко (Маргерит); Дональд Грэмм (Брандер)
- Лейбл: RCA Victor (США) LM-6114 (E4RP-8102 – E4RP-8107) (3 пластинки, моно , выпущено [1954]) [ 8 ]
- Лейбл: HMV (Великобритания) ALP1225-7 (3 пластинки, моно)
- «Великолепно!... Брандер (предположительно американец) эффективно исполняет Песню Крысы…» граммофона Обзор , декабрь 1955 г., стр. 178 . Проверено 5 января 2010 г.
- Этикетка: RCA Victrola (Великобритания) VIC6109/1-2 (моно) и VICS6109/1-2 (электронное стерео) (2 пластинки)
- Re: электронное стерео: «Я не мог обнаружить ни ощущения направления, ни прояснения текстуры…» Gramophone Обзор , март 1969 г., стр. 1332 . Проверено 5 января 2010 г.
- Лейбл: RCA Victor Gold Seal (Великобритания) GD87940 (2 компакт-диска, 141 минута, ADD )
- Также включает в себя Дебюсси » «Избранную даму .
- «...Захватывающая игра сэра Колина Дэвиса в Philips... не только непревзойденна, но, вероятно, так и останется... Мунк... показывает лучшее понимание берлиозовских нюансов, чем Одзава...» Сравнительный обзор «Граммофона» Одзавы и записи Мунка , февраль 1989 г., стр. 1320 . Проверено 5 января 2010 г.
Моцарт: Дон Жуан • Английский камерный оркестр , амброзианские певцы
- Дата записи: 1969 год.
- Дирижер: Ричард Бониндж
- Основные певцы: Габриэль Бакье («Дон Жуан»); Джоан Сазерленд (Донна Анна); Пилар Лоренгар (Донна Эльвира); Мэрилин Хорн (Церлина); Вернер Кренн (Дон Оттавио); Дональд Грэмм (Лепорелло) ; Леонардо Монреале (Мазетто); Клиффорд Грант (командир)
- Лейбл: Decca (Великобритания) SET412-5 (4 пластинки, стерео)
- «Лепорелло Дональда Грэмма, явно более темное по тону, чем [] Джованни», звучит хорошо: хорошее, непринужденное пение, без преувеличений и грубости ... [но], возможно, не очень характерное чтение». Обзор граммофона , февраль 1970 г., стр. 1312, 1319 . Проверено 5 января 2010 г.
- Лейбл: Decca Grand Opera (Великобритания) 448 973-2DMO3 (3 компакт-диска, 184 минуты, ADD)
- «Лепорелло (превосходный Дональд Грэмм)… веха на своем пути…» Обзор Gramophone, май 1997 г., стр. 112–113 . Проверено 5 января 2010 г.
Доницетти: Дон Паскуале • Лондонский симфонический оркестр , Хор Амброзианской оперы
- Дата записи: 1978 год.
- Дирижер: Сара Колдуэлл
- Основные певцы: Дональд Грамм (Дон Паскуале) ; Беверли Силлс (Норина); Альфредо Краус (Эрнесто); Алан Титус (доктор Малатеста); Генри Ньюман (нотариус)
- Лейбл: Angel (США) SBLX 3871 (2 пластинки, выпущены в 1978 г.) [ 9 ]
- Лейбл: EMI Classics 724356603028. Архивировано 14 июня 2011 г. в Wayback Machine (2 компакт-диска, 122 минуты, ДОБАВИТЬ ).
- «Дональд Грамм — хорошо воспитанный, яркий Паскуале…» Рецензия на «Граммофон» , март 1997 г., с. 93 . Проверено 5 января 2010 г.
Видео
[ редактировать ]Верди: Фальстаф • Лондонский филармонический оркестр , Глайндборнский хор
- Дата записи: 1976 (концерт на Оперном фестивале в Глайндборне )
- Дирижер: Джон Притчард
- Режиссер-постановщик: Жан-Пьер Поннель.
- Основные певцы: Дональд Грамм (Фальстаф) ; Бенджамин Люксон (Форд); Кей Гриффел (Элис Форд); Элизабет Гейл (Наннетта); Макс-Рене Косотти (Фентон); Нуччи Кондо (Хозяйка Квикли); Рени Пенькова (Мэг Пейдж); Джон Фрайетт (доктор Кай); Бернард Дикерсон (Бардольф); Уго Трама (пистолет)
- Лейбл: Arthaus Musik 101 083 (DVD, NTSC 4:3 , стерео PCM , 118 мин)
- «Грамм — настоящий кавалер Фальстафа: мы можем сказать, что перед нами идеалист- манке с естественным достоинством манер и выражения лица, а пение американского баритона, хоть и не столь идеально округлено, как Хосе ван Дам ( «Камбрелинг» ) и Амброджо Маэстри ( Мути ) на конкурирующих версиях... всегда ухожен и точен». Обзор граммофона , июль 2005 г., стр. 107, 109 . Проверено 5 января 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Роквелл, Джон (3 июня 1983 г.). «Дональд Грэмм умер в 56 лет; бас-баритон в Met Opera . The New York Times . Проверено 2 января 2010 года.
- ^ Jump up to: а б Рэндел, Дон Майкл (1996). Рэндел, Дон Майкл (ред.). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. п. 328 . ISBN 0674372999 . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Олин Даунс (8 февраля 1953 г.). «МАРТИНУ ОПЕРЫ НА TV BOW; «Женитьба» по пьесе Гоголя, представленная NBC в отличной постановке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Дайер, Ричард (23 февраля 1975 г.). «Образец современного поющего актера» . Нью-Йорк Таймс . Требуется регистрация и покупка. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Дональд Грэмм в архиве Met Opera . Проверено 2 января 2010 г.
- ↑ Премьера новой постановки «Арабеллы» 10 февраля 1983 года в архиве Met Opera . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ ОСЛК 9883790
- ^ Онлайн-каталог библиотеки Университета Вирджинии - номер телефона LP277 [ постоянная мертвая ссылка ] . По состоянию на 5 января 2010 г.
- ^ Онлайн-каталог библиотеки Университета Вирджинии - номер телефона LP17109. [ постоянная мертвая ссылка ] . По состоянию на 5 января 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дональд Грэмм в фильме «Турок в Италии» (1978) на YouTube .
- Интервью Брюса Даффи с Дональдом Грэммом , 17 декабря 1981 г.
- 1927 рождений
- 1983 смертей
- Музыканты из Милуоки
- Американские оперные бас-баритоны
- Певцы из Висконсина
- Американцы немецкого происхождения
- Выпускники музыкальной консерватории Висконсина
- Выпускники Университета Рузвельта
- Американские оперные певцы 20-го века
- Классические музыканты из Висконсина
- Выпускники Музыкальной Академии Запада