Струнный квартет № 13 (Бетховен)
Струнный квартет | |
---|---|
№ 13 | |
Поздний струнный квартет Людвига ван Бетховена | |
![]() Обложка сочинения Бетховена, соч. 130, опубликовано в Берлине 2 июня 1827 г. | |
Ключ | Б ♭ мажор |
Опус | 130 |
Составленный | 1825 |
Преданность | Николай Галицын |
Опубликовано | 1827 |
Продолжительность | в. 45 мин. |
Движения | Шесть |
Премьера | |
Дата | Март 1826 г. |
Исполнители | Шуппанцигский квартет |
Струнный квартет № 13 си ♭ мажор, соч. 130 Людвига ван Бетховена был завершен (в окончательном виде) в ноябре 1826 года. [1] Традиционно присвоенный ему номер зависит от порядка его публикации; на самом деле это 14-й квартет Бетховена по составу. Премьера романа (в первоначальном виде) состоялась в марте 1826 года Шуппанциг-квартетом и посвящена Николаю Галицыну после публикации в 1827 году.
Движения
[ редактировать ]Первоначально Бетховен написал произведение в шести частях продолжительностью 42–50 минут, а именно:
- Адажио, ма нон танто – Аллегро (си ♭ мажор)
- Престо (си ♭ минор)
- Двигаемся с движением, но не слишком сильно. Маленькая шутка (ре ♭ мажор)
- Под немецкий танец. Аллегро ассаи (соль мажор)
- Каватина. Адажио очень выразительное (ми ♭ мажор)
- Große Fuge (Grande Fugue op.133): Увертюра. Аллегро – Менее трогательно и умеренно – Аллегретто – Фуга. [Аллегро] – Meno Mosso e moderato – Allegro tanto e con brio – Allegro (B ♭ мажор)
(Номенклатура: «danza tedesca» означает «немецкий танец», «Cavatina» — короткая и простая песня, а «Große Fuge» означает «Великая фуга » или «Большая фуга».)
Произведение необычно для квартетов, поскольку состоит из шести частей. Они следуют образцу движений, наблюдаемому в Девятой симфонии , а иногда и в других произведениях Бетховена (вступление, танцевальное движение, медленное движение, финал), за исключением того, что повторяется средняя часть цикла: начало, танцевальное движение, медленное движение, танцевальное движение. , замедленная съемка, финал.
Новая концовка
[ редактировать ]Негативная реакция на финальную часть произведения при первом исполнении и настояния издателя побудили Бетховена написать замену последней части, контрданс, намного короче и легче, чем огромная Große Fuge, которую он заменил. Этот новый финал был написан поздней осенью 1826 года, во время рецидива тяжелой болезни. [2] и является последним полным музыкальным произведением, написанным Бетховеном перед своей смертью в марте 1827 года. Оно отмечено:
- Финал: Аллегро си ♭ мажор.
Бетховен никогда не был свидетелем исполнения квартета в его окончательном виде; Премьера состоялась 22 апреля 1827 года, почти через месяц после его смерти.
Оригинальный финал был опубликован отдельно под названием Große Fuge как опус 133. Современные исполнения иногда следуют первоначальным замыслам композитора, исключая замещающий финал и завершаясь фугой. [3] Британский композитор Роберт Симпсон утверждает, что намерениям Бетховена лучше всего соответствует исполнение квартета как семичастного произведения с Große Fuge , за которым следует заменяющий финал. [4]
Суждения
[ редактировать ]Каватина , служащая пятой частью, обычно считается вершиной квартета. По словам Майкла Стейнберга , это «одна из самых внутренних и замечательных медленных частей Бетховена». [5] Бетховен заявлял, что «он сочинил эту каватину действительно в слезах меланхолии» и что «никогда его собственная музыка не производила на него такого впечатления». [6]
Некоторые комментаторы также очень высоко оценивают свежесть, изящество и чувствительность. [7] третьей части ( Andante con moto, ma non tanto. Poco joykendo ). Это было Теодора Хельма . любимое движение [8] и Дэниел Грегори Мейсон использовал четыре такта этой части в качестве фронтисписа своего исследования квартетов Бетховена. [9]
В СМИ
[ редактировать ]«Каватина» (в исполнении Будапештского струнного квартета ) — заключительная часть « Золотой пластинки «Вояджера» , — граммофонной пластинки содержащей обширные образцы звуков, языков и музыки Земли, отправленной в межзвездное пространство в 1977 году с двумя беспилотными зондами «Вояджер» . [10] Она следует сразу за госпел-блюзовой песней « Dark Was the Night, Cold Was the Ground » Слепого Уилли Джонсона , слепого и глухого музыканта, играющего бок о бок. «Вояджер-1» вошел в межзвездное пространство в 2012 году; «Вояджер-2» последовал этому примеру в 2018 году.
Каватина также появляется в эпизоде шестого сезона сериала «Любовь и война» M*A*S*H , на заднем плане, когда Соколиный Глаз ужинает с аристократической кореянкой.
Рукопись партитур, спасенная от нацистской добычи
[ редактировать ]Бетховен, умерший в 1827 году, передал партитуру четвертой части опуса 130 своему секретарю Карлу Хольцу . Известно, что по крайней мере два частных владельца в Вене позже приобрели его. В начале 20 века он перешел во владение Петшек, богатой чешской еврейской семьи, занимавшейся банковским делом и горнодобывающей промышленностью. [ нужна ссылка ]
После вторжения нацистов в Чехословакию в 1939 году Петчеки бежали в США. Они попытались отправить партитуру по почте, но ее перехватило гестапо . Нацисты попросили эксперта Моравского музея в Брно проверить подлинность партитуры. По словам нынешнего хранителя музея Симоны Шинделаржовой, эксперт узнал почерк Бетховена, но, чтобы спасти рукопись от разграбления, солгал нацистам и заявил, что она не аутентична. Затем музею разрешили оставить его себе. Он оставался в Моравском музее более 80 лет. [ нужна ссылка ]
Нацисты захватили большую часть активов и имущества Петшек, которые коммунистический режим Чехословакии национализировал после войны. Франц Петчек, который управлял семейным горнодобывающим бизнесом в Чехословакии, пытался из своего нового дома в США вернуть рукопись, но не получил особой симпатии со стороны коммунистического правительства. [ нужна ссылка ]
В августе 2022 года Моравский музей вернул рукопись наследникам семьи Петчек, присоединившись к Терезинской декларации , которая призывала правительства приложить все усилия для возвращения бывшей еврейской собственности, конфискованной нацистами, фашистами и их пособниками, их первоначальным владельцам. [ нужна ссылка ]
Прежде чем вернуть рукопись, музей выставлял ее пять дней. Он не выставлялся во время длительного хранения в музее. «Это один из самых ценных предметов в нашей коллекции», — сказала Шинделаржова. «Нам жаль, что мы его потеряли, но он по праву принадлежит семье Петчек». [11] [12] [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «превосходящий бет» . ludwig0van0beethoven.tripod.com .
- ^ Марлиав, Жозеф де (1961). Квартеты Бетховена . Жан Эскарра, Хильда Эндрюс. Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-20694-7 . OCLC 337453 .
- ^ Кан, Роберт (2010). Бетховен и большая фуга: музыка, смысл и самое сложное произведение Бетховена . Пугало Пресс. стр. 3–6. ISBN 978-1-4616-6405-5 . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ «Программные заметки о струнных квартетах Бетховена - Общество Роберта Симпсона» . Общество Роберта Симпсона – посвящено музыке, произведениям и изучению британского композитора Роберта Симпсона . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Майкл Стейнберг, в The Beethoven Quartet Companion , изд. Роберт Винтер и Роберт Мартин (Калифорнийский университет Press, 1994), с. 227-244
- ^ Скрипач Хольц, цитата из книги Жана и Бриджит Массен, Людвига ван Бетховена , Fayard, 1967, стр. 718.
- ^ «То, что это анданте теряет в торжественности, оно не только восстанавливает в свежести и изяществе, но и не уступает по чувствительности никакой музыке последнего периода». (Джозеф Керман, Les quatuors de Beethoven , французский перевод, Париж, Сеуиль, 1988 ) , с. 380.
- ^ Теодор Хельм, Beethovens Streichquarette , Лейпциг, 1921, цитируется Джозефом Керманом, Les quatuors de Beethoven , французский перевод, Париж, Сеуиль, 1988, стр. 380 и 461.
- ^ Дэниел Грегори Мейсон, Квартеты Бетховена , Нью-Йорк, 1947, цитируется Джозефом Керманом, Les quatuors de Beethoven , французский перевод, Париж, Сеуиль, 1988, стр. 380–381 и 461.
- ^ «Вояджер – Музыка на золотой пластинке» . voyager.jpl.nasa.gov .
- ^ Яничек, Карел; Фабиан, Эмануэль; Фабиан, Эмануэль (3 декабря 2022 г.). «Чешский музей вернет оригинальную партитуру Бетховена семье, бежавшей от Холокоста» . Таймс Израиля . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Чешский музей вернет владельцам спасенную от нацистов партитуру Бетховена» . Евроньюс . 4 декабря 2022 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Гольдштейн, Кэролайн (5 декабря 2022 г.). «Чешский музей возвращает ценную партитуру Бетховена, украденную у семьи во время Второй мировой войны» . Новости Артнета . Проверено 22 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вернон, Дэвид (5 сентября 2023 г.). Бетховен: Струнные квартеты . Эдинбург: Candle Row Press, 2023. ISBN 978-1-7396599-2-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 13 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение квартета с Große Fuge из струнного квартета Орион Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате