Кесарбай Керкар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
Кесарбай Керкар | |
---|---|
![]() Кесарбай Керкар получает премию Академии Сангита Натака в марте 1953 года. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Кесарбай Керкар |
Рожденный | 13 июля 1892 г. |
Источник | Кери, Гоа |
Умер | 16 сентября 1977 г. | (85 лет)
Жанры | Классическая музыка хиндустани - Хаял |
Род занятий | Классический вокалист хиндустани |
Годы активности | 1930-1964 |
Кесарбай Керкар (13 июля 1892 — 16 сентября 1977) — индийский классический вокалист группы Джайпур-Атраули гхарана . [1] Протеже Устада Алладии Хана (1855–1946), основателя гараны, с шестнадцати лет она стала одной из самых известных певиц хаяла второй половины 20 века. [2] [3] [4]
В 1953 году она была награждена Академической премией Сангита Натака , а в 1969 году - Падма Бхушан - третьей по величине гражданской наградой в Индии. [5]
Биография [ править ]
Молодость обучение и
Родилась в крошечной деревне Кери (также пишется «Кверим»), в семье из Понда Талука Северного Гоа , Гоа (тогда португальская колония), в возрасте восьми лет Керкар переехала в Колхапур , где восемь месяцев училась у Абдул Карим Хан . По возвращении в Гоа она училась у вокалиста Рамкришнабувы Вазе (1871–1945) во время его визитов в Ламгаон. [2] [6]
Тем временем Мумбаи (тогда Бомбей) при британском владычестве быстро развивался как деловой и торговый центр страны. Несколько музыкантов и певцов из Северной Индии и Центральной Индии, столкнувшись с уменьшением покровительства со стороны княжеских государств, начали мигрировать в город. В 16 лет она тоже переехала в Мумбаи вместе с матерью и дядей. Богатый местный бизнесмен Сет Витталдас Дваркадас помог ей учиться у Барката Уллы Хана, ситариста и придворного музыканта в штате Патиала. Он учил ее с перерывами в течение двух лет, во время своего визита в город. Однако, когда Хан стала придворным музыкантом в штате Майсур, она в течение короткого периода времени тренировалась у Бхаскарбувы Бахале (1869-1922) и Рамкришнабувы Вазе. [7]
В конце концов, начиная с 1921 года, он стал учеником Устада Алладии Хана (1855–1946), основателя гхараны Джайпур-Атраули, и строго тренировался под его руководством в течение следующих одиннадцати лет. Хотя она начала профессионально петь в 1930 году, она продолжала учиться у Хана, несмотря на его слабое здоровье, до его смерти в 1946 году. [6] [7]
Карьера [ править ]
Керкар со временем добился широкой известности, регулярно выступая перед аристократической публикой. Она очень внимательно относилась к представлению своей работы и поэтому сделала лишь несколько записей на скорости 78 об / мин для лейблов HMV и Broadcast. Со временем Керкар стала опытной певицей Хаял своего поколения и редко пела легкую классическую музыку, часто связанную с вокалистками. Ее успех в качестве публичной певицы, наряду с успехом Могубай Курдикар (матери Кишори Амонкара ), Хирабая Бародекар и Гангубай Хангал , проложил путь для следующего поколения вокалисток, вдали от пения мехфилов или частных собраний, которые делали женщины предыдущих поколений. пришлось смириться. [2]
Керкар был награжден премией Сангит Натак Академи 1953 года , присуждаемой Сангит Натак Академи , Национальной академией музыки, танца и драмы Индии, как высшее индийское признание, присуждаемое практикующим артистам. [8] За этим последовало награждение Падмы Бхушана правительством Индии в 1969 году. [9] и в том же году правительство индийского штата Махараштра присвоило ей титул «Раджья Гайика». Говорят, что индийский лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор (1861–1941) очень любил пение Керкара. Ее почетный титул «Сурашри» (или «Суршри») буквально означает «тот, кто владеет нотами» ( сур означает «ноты» в индийской классической музыке, а шри - почетный титул, используемый в этом контексте как господин или хозяин ), и был подарен ей в 1948 году Сангит Правин Сангитанураги Саджан Саман Самити из Калькутты. Она ушла из публичного пения в 1963–64. [6]
В деревне ее предков Кери средняя школа Сурашри Кесарбай Керкар теперь занимает место бывшего второго дома Керкар, а дом, в котором она родилась, все еще стоит менее чем в одном километре от нее. Музыкальный фестиваль под названием Surashree Kesarbai Kerkar Smriti Sangeet Samaroha проводится в Гоа каждый ноябрь Академией Кала , Гоа. [10] а музыкальная стипендия на ее имя ежегодно присуждается студенту Мумбаи Университета Национальным центром исполнительских искусств (NCPA) через стипендиальный фонд Кесарбай Керкар. [6] В отличие от своего Гуру, Керкар не любила преподавать и поэтому учила только одного ученика, Дхондутая Кулкарни , который ранее учился у Ута. Бхурджи-хан, сын Алладии-хана и Ута. Азизуддин Хан, внук Алладия Хана. [11] [12]
Керкар также отличается тем, что одна из ее записей, "Jaat Kahan Ho", продолжительностью 3:30 (интерпретация раги Бхайрави ), включена в Voyager Golden Record , позолоченный медный диск, содержащий подборки музыки со всего мира. который был отправлен в космос на борту космических кораблей «Вояджер-1» и «Вояджер -2» в 1977 году. [13] Запись была рекомендована для включения в диск «Вояджера» этномузыковедом Робертом Э. Брауном , который считал ее лучшим записанным образцом индийской классической музыки.
С 2000 года было выпущено несколько компакт-дисков с ее архивными записями, в том числе один из серии Golden Milestones , содержащий несколько ее самых известных песен.
Записи [ править ]
- Компакт-диск с классическим вокалом (2008) от Sangeet Natak Akademi
- Золотые вехи (2003)
- Винтажная запись на компакт-диске со скоростью 78 об/мин
- Компакт-диск «Живая музыка прошлого» с сайта Underscore Records
- Серия Baithak - Записи живых концертов Набор из 4 компакт-дисков, изданных Сангитом Кендрой
Ссылки [ править ]
- ^ Бабанарава Хададанакара (1 января 2001 г.). Эстетика традиций Агры и Джайпура . Популярный Пракашан. стр. 33–. ISBN 978-81-7154-685-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бруно Неттл; Элисон Арнольд (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 413–. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Винаяк Пурохит (1988). Искусство переходной Индии двадцатого века . Популярный Пракашан. п. 908. ИСБН 978-0-86132-138-4 .
- ↑ Сурашри Кесарбай Керкар. Архивировано 11 мая 2021 года в Wayback Machine . Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дж. Клемент Ваз (1997). Профили выдающихся гоанцев прошлого и настоящего . Концептуальное издательство. стр. 78–79. ISBN 978-81-7022-619-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кесарбай Керкар» . Подчеркивание записей . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ «СНА: Список лауреатов Академии» . Академии Сангит Натак Официальный сайт . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года.
- ^ «Справочник премий Падма (1954–2013)» (PDF) . Министерство внутренних дел . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года.
- ^ «Сурашри Кесарбай Керкар Смрити Сангит Самароха» . Кала Академия Гоа . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ Намита Девидаял (2 июня 2014 г.). «Дхондутай Кулкарни: Жизнь, пропитанная простотой, пропитанная музыкой» . Таймс оф Индия . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Джеффри Майкл Граймс (2008). География музыки хиндустани: влияние региона и регионализма на классическую традицию Северной Индии . стр. 144–. ISBN 978-1-109-00342-0 .
- ^ Лаксман, Шринивас (7 августа 2017 г.). «40 лет «Вояджеру-2»: индийская музыка до сих пор находит отклик в космосе» . Таймс оф Индия . Проверено 10 августа 2017 г.
Внешние ссылки [ править ]
- 1892 рождения
- 1977 смертей
- Певцы хиндустани
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Люди из района Северного Гоа
- Индийские женщины-классические певицы
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Индийские певцы 20-го века
- Певцы из Мумбаи
- Джайпур Гарана
- Женщины-хиндустанские музыканты
- Певцы из Гоа
- Женщины-музыканты из Гоа
- Индийские певицы XX века
- Певцы Кьяла 20-го века