Jump to content

Нилакантха Дас

Нилакантха Дас
Рожденный 5 августа 1884 г. ( 05.08.1884 )
Шри РамачандраПур, Пури, Орисса (ныне Одиша), Индия
Умер 6 ноября 1967 г. ( 1967-11-07 ) (83 года)
Каттак, Одиша, Индия
Место отдыха Кладбище Панча-Саха, Сахигопал, Пури, Одиша
Образование Бакалавр, Колледж Равенша
MA, Калькуттский университет
Род занятий Законодатель, литератор, социальный реформатор, философ, борец за свободу, педагог.
Годы активности 1903-1964
Известный Роль в школе Сатьябади; Образование провинции Одиша; Исследование языка одиа; Написание интерпретации Гиты; Спикер Ассамблеи Одиши (1957–1961)
Заметная работа Одиа Сахитьяра Крама Паринама; Конарк; Гита Прабеша; Атма Джибани; Наба Бхарат (периодическое издание)
Супруг пгт. Радхамани Деби (1894–1980)
Почести Падма Бхусана, правительство. Индия; д. лит., Уткальский университет; Премия Сахитья Академии, Центральная Сахитья Академи, Индия

Пандит Нилакантха Дас (1884-1967) был одним из самых выдающихся сыновей Одиши , который появился как на ее политической, так и на литературной арене в самый решающий период ее истории, когда Одиша не имела политической идентичности на карте Индии, а Одиа как язык был на грани исчезновения. Он неустанно работал над признанием Одиши как в политическом, так и в языковом плане, и помог осуществить мечты Уткала Гаураба Мадхусудана Даса , Уткаламани Гопабандху Даса и всех других любящих Одиа людей.

Будучи коллегой Махатмы Ганди , Мотилала Неру и доктора Раджендры Прасада , среди прочих, Нилакантха сыграл ключевую роль в движении за независимость Индии. Он был эрудитом , выдающимся учителем, исключительным лидером, эрудированным ученым, известным писателем, великим оратором и могущественным законодателем. Пандит Нилакантха был известен как директор школы Сатьябади Бана Бидьялая , детища Уткаламани Гопабандху. Он был главным архитектором создания независимой провинции Одиша в 1936 году и неустанно работал как правая рука Мадхусудана Даса для достижения этой цели. Благодаря его законодательным усилиям в Центральной ассамблее Дели Одиша стала первой провинцией в Индии, образованной на лингвистической основе .

Его углубленное исследование эволюции языка одиа выявило ряд фактов, которые помогли сделать одиа шестым индийским классическим языком . Одиа также является единственным языком индоарийской группы языков, помимо санскрита, который по состоянию на 2024 год имеет классический тег.

Из-за его непостижимых знаний во многих важных областях Нилакантха Дас также почитается как Уткала Гуру .

История жизни [ править ]

Молодость и образование 1884-1911 ( )

Нилакантха Дас родился в уважаемой семье брамина в деревне Шри РамачандраПур, брамин- шасан , недалеко от Пури , штат Одиша, 5 августа 1884 года. Он был единственным выжившим сыном своих родителей, родившимся у них в позднем возрасте. Его дед был зажиточным землевладельцем и главой своей деревни, но умер молодым, в возрасте 28 лет. Затем семья потеряла все свое имущество из-за того, что британское правительство ввело « законы заката » для сбора налогов с жителей Одиши. . Следовательно, отец Нилаканты, Ананда Дас, не мог получить высшее образование, но он был человеком твердого характера и прогрессивных идей и решительно поддерживал все социальные реформы и другие виды деятельности Нилаканты, что стоило ему больших социальных затрат.

После завершения средней школы в своей деревне Нилаканта учился в школе Пури Зилла, а также некоторое время в университетской школе Равеншоу. Он получил степень бакалавра в колледже Рэйвеншоу, Каттак химии и философии . Позже Нилаканта отправился в Калькутту, чтобы получить степень магистра литературы/философии. Он также одновременно изучал право, но не получил ученую степень. Его образование все время поддерживалось стипендиями. Он также был ненасытным читателем с безупречной памятью и изучал как восточную, так и западную культуру, литературу, религию и фольклор. Он одинаково красноречиво говорил на одиа, английском и санскрите.

Пандита Влияние Гопабандху Даса

Во время учебы в старшей школе Нилакантха попал под сильное влияние Пандита Гопабандху Даса, которого он всегда глубоко уважал и считал своим наставником. Вместе с Ачарьей Харихарой ​​и еще одним другом он дал клятву Гопабандху на берегу реки Бхаргави недалеко от Пури не соглашаться ни на какую работу под руководством британского правительства и посвятить свою жизнь служению своей родине. Они вместе работали над оказанием помощи в нескольких районах, пострадавших от наводнений и холеры, как в студенческие годы Нилаканты, так и после нее. На протяжении всей жизни Гопабандху Нилакантха обращался к нему за советом, прежде чем предпринять какой-либо важный шаг, и работал его правой рукой, пытаясь воплотить видения Гопабандху в реальность.

Директор школы Сатьябади (1911-1918) [ править ]

Инициатива Гопабандху для Сатьябади Бана Бидьялая [1] началось в 1909 году, и Нилаканта отправился в Калькутту, чтобы получить степень магистра, чтобы лучше подготовиться к тому, чтобы возглавить эту школу. Это была «ростная школа», расположенная в красивом лесу, напоминающая обстановку по образцу древней гурукулы . Школа открылась в 1911 году с 19 учениками и старой мебелью, а ее строгим директором или кулапати был 27-летний Нилаканта . Его сотрудниками стали Ачарья Харихара Дас и Крупасиндху Мишра. Другие молодые люди-патриоты также служили учителями, а позже Годабариш Мишра к группе присоединился и .

Панча Сакхас - известные учителя Сатьябади Бана Бидьялая, включая Гопабандху Даса.
Панча Сакхас - известные учителя Сатьябади Бана Бидьялая.

Школа Сатьябади стремилась стать центром гармоничного развития личности ребенка. Вскоре его стали считать фабрикой по производству человека , и многие известные люди Одиши были продуктами этой школы. Дети всех каст и социально-экономических уровней жили, обедали и учились вместе в школе задолго до крестового похода Махатмы Ганди против неприкасаемости . Это разозлило местных ортодоксальных брахманов, которые подожгли и сожгли школу. Неустрашимый Нилакантха со следующего дня держал школу на открытой местности в окрестностях Бакула Бана. Позже для него было построено кирпичное здание. Она также стала средней школой, первоначально связанной с Калькуттским университетом, где в 1914 году состоялся первый вступительный экзамен. Нилаканта оставил должность директора в 1918 году, но работал со школой до 1920 года. В этот период он также участвовал во многих мероприятиях по оказанию помощи. Годы с 1911 по 1921 год известны как «Эра Сатьябади» Одиши.

Школа Сатьябади привлекала множество выдающихся посетителей, одним из которых был сэр Ашутош Мукерджи , вице-канцлер Калькуттского университета. Он был чрезвычайно впечатлен знаниями Нилаканты и попросил его стать профессором «Ория и сравнительной философии» в Президентском колледже. По совету Гопабандху он неохотно покинул школу и перебрался в Калькутту в сентябре 1920 года, планируя вернуться в школу через два года. Но он оставил профессорскую должность только через три месяца, чтобы присоединиться к движению за независимость Индии, а также работать над объединением регионов, говорящих на одиа, разбросанных по разным британским президентствам, в одно независимое государство.

Хорошо известно, что однажды Мадхусудан дас сказал Гопабандху в школе Сатаябади: «Гопабандху, ты создал здесь Наланду ». и Гопабандху тут же ответил: «Не я, Нилакантха!»

Законодатель и литератор (1921-1964) [ править ]

Покинув должность профессора Калькуттского университета, Нилакантха начал свою работу в Самбалпуре в январе 1921 года. Под руководством Гопабандху он стремился наблюдать за положением местных жителей, воодушевлять их дух, а также помогать и объединять их различными способами. Он пробыл в Самбалпуре девять месяцев, помогал бороться со вспышкой там холеры и издавал журнал «Себа» («Служба»). Он основал там очень хорошую среднюю школу при помощи и сотрудничестве многих видных местных лидеров. Более того, Нилаканта возглавил усилия на низовом уровне по привлечению других регионов, говорящих на языке бикчинна или аннексированных одиа, в Бихар, а также частых поездок в эти районы.

Гопабандху Дас вскоре осознал отсутствие сильного представительства Одиа в Центральном законодательном собрании Дели , которое могло бы отстаивать интересы Одиа. По его совету Нилаканта участвовал в выборах и был избран в Центральную ассамблею от Одиши в 1924 году с тремя основными целями:

  1. Объединить (объединить) все орияноязычные районы в рамках одной провинции.
  2. Обеспечить всестороннее развитие Одиши и Индии, и
  3. Чтобы бороться с британским империализмом изнутри.

В кратчайшие сроки он зарекомендовал себя как влиятельный законодатель в Центральной ассамблее в Дели и внес множество законопроектов от имени Одиши, в том числе законопроект об отмене налога на соль для населения и несколько законопроектов о формировании независимой провинции Одиша. . Он работал неустанно и неустрашимо над этими вопросами. Он также работал над повышением заработной платы и уровня жизни рабочих в различных областях.

Он ушел из Центральной ассамблеи и приехал в Одишу в 1945 году, а с 1945 по 1951 год посвятил свое время в основном литературным занятиям. Позже он стал законодателем и спикером Ассамблеи Одиши и продолжал работать до 1961 года. В 1963 году он написал свою автобиографию, за которую в 1964 году получил награду Центральной академии Сахитьи Индии . Он умер 6 ноября 1967 года в Каттаке.

В следующих разделах подробно описаны особенности работы Нилаканты на арене его штата и его страны.

Формирование независимой Одиши

Карта объединенной Ориссы с Бихаром до 1936 года
Карта объединенной Ориссы (в красной границе) с Бихаром до 1936 года.

Контекст создания независимой провинции Одиша (тогда известной как Орисса) таков: в течение девятнадцатого века и первой половины двадцатого века некогда гордая Одиша, которая не подпадала под полный британский захват до 1803 года, впоследствии была расчленена и присоединена британцами к четырем соседним штатам, а именно: Бенгалии, Бихару, Центральной провинции (Мадхья-Прадеш) и Мадрасу, и управлялась соответствующими британскими президентами . Первоначально только прибрежные районы, а именно: Баласор, Каттак, Пури и прилегающие районы, составляли Одишу, которая находилась под юрисдикцией Бихара/Патны. [2] (На карте в этом разделе показана объединенная Орисса , обведенная красным, до 1936 года.) Из-за своего статуса лингвистического меньшинства одиа в аннексированных регионах сталкивались с дискриминацией на работе и в учебе, а их дети не обучались одиа в школах, что подавляло самоидентификации Одиаса, а также привело к утечке финансовых ресурсов Одиши. Итак, в течение долгого времени, с 1880-х годов, многие видные и заинтересованные одиа хотели объединить все регионы, говорящие на одиа, под одной администрацией. [3] Мадхусудан Дас сделал этот вопрос главным для Одиаса в своем Уткала Саммилани .

Нилакантха был очень вдохновлен целью Мадхусудана Даса по объединению (объединению) всех регионов, говорящих на одиа, под одной администрацией, сначала посетив его Уткала Саммилани в 1903 году, а затем встретившись непосредственно с ним в 1904 году. В 1917 году Нилакантха председательствовал на сессии Манджуша Уткалы. Саммилани и очень помог в усилении спроса на объединение разрозненных одиоязычных районов, включая неразделенные Корапут, Ганджам, Паралахемунди и т. Д. того времени. Это предложение не то же самое, что создание независимой провинции Одиша, для которой предлагаемое государство должно быть финансово независимым. Это требование не могло быть выполнено Одишей, тем более что присоединенные территории были весьма слаборазвиты и бедны. Таким образом, Мадхусудан и другие видные лидеры этого движения (такие как: Махараджа Шри Кришна Чандра Гаджапати из Паралакхемунди) были готовы просто передать обездоленные объединенные регионы, говорящие на одиа, в качестве субпровинции под единым правящим государством, предпочтительно Мадхья-Прадешем. . [4]

Но Нилаканту не устраивал статус субпровинции Ориссы, где она по-прежнему будет подчиняться правящему государству. После своего избрания в Центральную ассамблею Дели в 1924 году он сыграл важную роль в создании нынешней независимой провинции Одиша, а не просто объединенного региона или субпровинции, важными способами, описанными ниже.

Внесение законопроектов [ править ]

Когда Нилаканта, будучи членом партии Конгресс, впервые попытался неформально внести законопроект о создании независимой провинции Одиша, он не получил особой поддержки со стороны высшего руководства партии Конгресс. Пандит Мотилал Неру, исходя из других приоритетов, выступил против его представления британскому правительству. Поэтому Нилаканта организовал массовые шествия в Калькутте и других местах, осуждая такую ​​позицию партии Конгресс.

Затем Нилакантха преодолел множество других препятствий в Центральной ассамблее и, наконец, в 1927 году внес туда резолюцию, в которой предлагалось передать все орийскоязычные трактаты под одну местную администрацию в форме независимой, лингвистически основанной провинции Орисса , утверждая, что « в противном случае Одиас не будет удовлетворен, и волнения продолжатся».

Он также повторно представил резолюцию на сессии Всеиндийского конгресса в 1929 году, несмотря на оппозицию на центральном уровне, и отклонил предложение , финансового секретаря правительства Британской Индии, о присвоении титула сэра г-на Александра Муддимана принять Одишу в качестве субпровинции. [5] [6] Нилаканта также написал несколько статей в журналах The Statesman и The Bombay Chronicle о формировании отдельных провинций на языковой основе. [7] Наконец, Махатма Ганди выступил посредником в этом вопросе, и законопроект был отправлен на дальнейшее рассмотрение на конференции «круглого стола» и в британском парламенте.

южных Включение регионов Одиши

Нилакантха Дас отвечал за включение южных регионов, включая Корапут, Паралакхемунди и Ганджам до Чилики , в Одише, когда она была сформирована 1 апреля 1936 года. До этого эти регионы находились в составе говорящей на телугу части штата Мадрас. Встреча была организована «Комитетом по исследованию восточной культуры Андхры» 16 июня 1927 года в Мухалингаме . [6] где комитет хотел установить культурные корни этих территорий в регионе телугу и сохранить их в Мадрасе. Но Нилакантха представил исторические факты и конкретные доказательства обратного, основанные на его углубленном исследовании культурного наследия регионов Южной Одиши, которые комитет Андхры не смог опровергнуть и был вынужден раз и навсегда отказаться от своих претензий.

языковой Формирование провинции Одиша

Карта независимой провинции Одиша с 13 округами (после слияния княжеских штатов в 1949 году)
Карта независимой провинции Одиша с 13 округами (после слияния княжеских штатов в 1949 году)

Именно неопровержимые аргументы и усилия Нилаканты в Центральной ассамблее Дели в конечном итоге привели к отмене требования «финансовой независимости» для создания независимого штата Одиша. Он успешно доказал, что бедность и неразвитость присоединенных территорий должны стать важной причиной для их переноса в Одишу и улучшения их состояния одновременно с остальной частью штата.

Он также подготовил и представил комитету О'Доннелла меморандум, который лег в основу формирования независимой провинции Одиша. К сожалению, аннексированные территории в Бихаре (Садхейкала и Харасуан) не получили одобрения на это слияние из-за некоторых непредвиденных политических проблем в последнюю минуту. [8]

Наконец, современная Одиша родилась 1 апреля 1936 года как первая индийская провинция, созданная на лингвистической основе и с первоначальным грантом в размере рупий. Центральное правительство выделило 40 лакхов на покрытие финансового дефицита. [9] Княжества Одиша изначально хотели оставаться независимыми от правительства Одиши, но были интегрированы в него к 1949 году, и была сформирована Одиша, состоящая из 13 округов.

Мадхусудана Даса, умершего в феврале 1934 года, не было в живых, чтобы увидеть образование новой независимой провинции Одиша, но перед своей смертью он выразил полную уверенность в том, что Нилакантха продолжит свое наследие и осуществит свои мечты. [10] Позже Нилакантха был провозглашен «истинным отцом Ориссы» профессором Н.Г. Рангой , заместителем лидера партии Конгресс в индийском парламенте (1980–1991), из-за его выдающихся новаторских усилий в этом отношении. [11]

После создания независимой провинции Одиша в 1936 году Нилаканта был ее предполагаемым первым главным министром, но этого не произошло из-за определенных законодательных проблем (т.е. Нилаканта был членом Центральной ассамблеи, а не местной), поднятых местным Конгрессом. Вечеринка.

Можно отметить, что, следуя аргументам Нилаканты, другие индийские штаты, такие как Андхра, также были созданы на языковой основе в постнезависимой Индии. (1972–1977) включил Нилакантху в число создателей современной Индии Таким образом, министр центрального образования профессор Нурул Хасан . [12]

Создание Уткальского университета [ править ]

Несмотря на то, что Одиша стала независимой в 1936 году, у нее не было собственного университета; все его колледжи находились в составе Университета Патна в Бихаре. Точно так же высокий суд находился в Калькутте. Итак, Нилаканта также успешно потребовал создания собственного независимого университета и высшего суда Одиши, утверждая, что независимое государство должно иметь эти основные институты как фундаментальные для самоопределения. Таким образом, Уткальский университет [13] был наконец создан в 1943 году, когда Пандит Годабариш Мишра был министром образования, и размещался в колледже Рэйвеншоу, Каттак.

Эти факты, касающиеся формирования провинции Одиша, обсуждаются учеными в различных исследовательских статьях и в ссылках. [4] через [10] и ссылки [14]

Другая работа законодательная

Обложка монографии Нилаканты как «выдающегося парламентария»
Обложка монографии Нилаканты как «выдающегося парламентария»

Центральная ассамблея Дели [ править ]

Нилакантха с другими известными лидерами в Центральной ассамблее Дели
Нилаканта (справа) с другими известными лидерами в Центральной ассамблее Дели.

Пандит Нилаканта, красноречиво говоривший по-английски, был известен как законодатель как в Одише, так и в Индии. На индийской арене он поднял множество вопросов, представляющих национальный интерес, включая права политических заключенных и индийцев-нерезидентов в Южной Африке. Его работа и аргументы по различным вопросам были сочтены весьма ценными и были опубликованы в серии монографий выдающихся парламентариев Индии. Четвертый том серии под названием Eminent_Parliamentarians_Series_Nilakantha_Das . [15] содержит его речи, произнесенные в Центральном Законодательном Собрании, при участии в дебатах по местным, национальным и международным вопросам. Правительство Одиши также объединило некоторые из его выступлений в книгу под названием «Речи и замечания пандита Нилакантхи Даса в Центральном законодательном собрании». [16] в интересах современных законодателей.

Г-н Б. Н. Панде , губернатор Одиши (1983–1988 гг.), Присутствовавший на аргументах Нилаканты в Ассамблее Дели, однажды заметил, что, когда Нилаканта выступал, люди говорили: «Лев Ориссы рычит!»

Лидер лейбористов [ править ]

Нилакантха дас со всеми почтовыми работниками Индии
Нилаканта с работниками Всеиндийского почтового союза

Будучи центральным законодателем, Нилакантха был очень обеспокоен тяжелым положением рабочих в Индии. Он помогал в организации рабочих плантаций Чайных садов Ассам и рабочих в Джамшедпуре , Калькутте и Хидирпоре (1929). Его сокращенное предложение в поддержку забастовки жестянщиков в Тате (1928-1930) привело к поражению правительства в Центральном законодательном собрании. Он боролся в Центральной ассамблее за устранение разницы в оплате труда индийских рабочих (88 рупий в месяц) и британских служащих (1300 рупий в месяц) за одну и ту же работу. Он также представил законопроекты, касающиеся многих вопросов безопасности.

Благодаря своей важной работе в этих областях Нилаканта стал членом Индийского комитета по закупкам железных дорог, где он внес множество улучшений в железнодорожные багги, особенно в купе третьего класса, в которых путешествовали бедняки. Он также был избран в престижный счетный комитет Центральной ассамблеи. Кроме того, Нилаканта был избран «президентом Всеиндийского почтового союза» в 1927 году.

Ассамблея Одиши [ править ]

Пандит Нилаканта ушел из Центральной ассамблеи в 1945 году и пришел на политическую арену Одиши. Однако в следующие несколько лет он ушел из политики, посвятил себя литературным занятиям и написал множество своих ценных книг. Позже, вместе с Пандитом Годабаришем Мишрой, он создал свою собственную независимую партию под названием «Свадхина Джанасангха» и был избран в Ассамблею Одиши в 1952 году. Он не участвовал в партийной политике Конгресса до 1954 года, когда Пандит Джавахарлал Неру попросил его вернуться в Конгресс.

В 1957 году Нилаканта был безоговорочно переизбран в Ассамблею Одиши и стал спикером Ассамблеи. Он оставался на этой должности до июля 1961 года, хотя в Матче того же года администрация рухнула. Как знаток индийской конституции, он довел до сведения правительства Индии и юридического департамента положение индийской конституции, согласно которому «всякий раз, когда Ассамблея распускается, спикер не должен освобождать свой пост до тех пор, пока не состоится первое заседание индийской конституции». Ассамблея после роспуска». (До тех пор по традиции спикер покидал свой пост вместе с Ассамблеей.) В конце концов это было принято правительством Индии и теперь практикуется во всех случаях роспуска Ассамблей в различных штатах. [17]

Хронологический отчет и подробности законодательного вклада Пандита Нилакантхи, как в Одише, так и в индийской сфере, можно найти в докторской диссертации по этой теме под названием «ПАНДИТ НИЛАКАНТХА ДАС, ЗАКОНОДАТЕЛЬ». [18]

Движение за независимость Индии [ править ]

Приехав в Самбалпур в январе 1921 года, Гопабандху и Нилакантха начали Сатьяграха там движение . Многие видные деятели, студенты и государственные служащие региона по своему вдохновению приняли участие в движении. Затем Нилакантха присоединился к партии Сварадж (или сторонникам перемен) Центрального конгресса, возглавляемой Пандитом Мотилалом Неру и г-ном Читтаранджаном Дасом . После избрания в Центральное собрание в 1924 году как член партии Сварадж он стал ее старшим секретарем. Он вступил в тесный контакт со многими индийскими борцами за свободу, находясь в Дели и Шимле, и тесно сотрудничал с ними во имя независимости Индии.

Соляной налог марш соляной и

Налог на соль для производства соли из морской воды был увеличен британским правительством вдвое в 1923 году, и это очень сильно повлияло на прибрежных производителей соли в Одише. В 1929 году Нилаканта выдвинул перед Центральной ассамблеей требования отменить налог на соль для Одиши. Британское правительство, однако, не придало этому значения, и другие на национальном уровне также не обратили особого внимания на проблему Одиши. Итак, среди народов Одиши начало тлеть восстание.

Затем Махатма Ганди ухватился за эту идею и сделал налог на соль национальной проблемой, поскольку налог на соль затрагивал каждого человека на базовом уровне. Он начал свой исторический «Соляной марш Данди» в 1930 году как демонстрацию гражданского неповиновения вопреки налогу на соль. Ганди выбрал Данди в Гуджарате, так как он был лучше знаком со своим родным штатом. Но многие лидеры Одиа присоединились к Ганди и организовали «Соляной марш» в прибрежных районах Одиши. Нилакантха возглавил марш в районе Какатпур/Астаранг недалеко от Пури, за что был немедленно заключен в тюрьму. Позже налог на соль в Одише был отменен.

Тюремное заключение [ править ]

Принимая участие во многих мероприятиях, связанных с движением за независимость Индии, Нилаканта четыре раза был заключен в тюрьму британским правительством, проведя там в общей сложности более двух с половиной лет. [6]

  1. В первый раз, в 1923 году, он был заключен в тюрьму за руководство агитацией за объединение регионов Одиа и отправлен в тюрьму Хазарибаг на четыре месяца. Интересен тот факт, что, когда Нилаканту доставили из Пури в тюрьму в Хазарибахе, он отказался надеть наручники, как вор. Как король Порус просил Александра Великого , Нилаканта потребовал, чтобы власти обращались с ним как с джентльменом. В результате его доставили в Хазарибаг без наручников, сначала в вагоне до железнодорожной станции, а затем в поезде в сопровождении младшего инспектора полиции.
  2. Второй раз это произошло в 1930 году во время гражданского неповиновения Соляного марша. Он был заключен в тюрьму в Хазарибаге на шесть с половиной месяцев, но был освобожден немного раньше, чтобы принять участие во Всеиндийской образовательной конференции, проходившей в Банарасе.
  3. В 1931 году его снова арестовали и отправили в тюрьму на два месяца за гражданское неповиновение.
  4. В последний раз в 1932 году, когда британцы объявили организацию Конгресса незаконной, он был заключен в тюрьму на 16 месяцев в Хазарибаге, но был отправлен в тюрьму Патны на период, когда он серьезно заболел в Хазарибаге.

Глубокие исследования Нилаканты, изложение фактов и вдохновляющие речи снискали к нему любовь многих лидеров индийской политической арены, среди которых доктор Раджендра Прасад, Говинд Баллав Пант , Ачарья Криплани и Мотилал Неру. В тюрьме Хазарибах он тесно общался с некоторыми из них как со своими созаключенными, и они вели дискуссии и разрабатывали планы независимости Индии.

Доктор Раджендра Прасад, впоследствии первый президент Независимой Индии, был сокамерником Нилаканты в Хазарибаге. Выслушав несколько раз Нилакантху о его интерпретации Бхагавад -гиты , доктор Прасад посоветовал ему написать беседу об интерпретации Гиты ; и поэтому Нилакантха начал вносить этот неоценимый вклад во время своего заключения. Нилакантха также написал две другие свои книги, «Даша Наяк» и «Лабаньябати ра Тика» , находясь в тюрьме.

Ганди, Неру и Субхасом С Босом

Нилакантха Дас с Пандитом Джавахарлалом Неру в 1937 году во время предвыборной кампании в Конгресс в Сатьябади.
С Пандитом Джавахарлалом Неру в 1937 году во время кампании за Конгресс в Сатьябади.

Во время движения Свараджья Ганди, по приглашению Гопабандху, Махатма Ганди впервые приехал в Одишу в 1921 году, а затем совершил еще семь поездок в ее различные регионы. Нилаканта много раз сопровождал его в разные части штата и вдохновлял других присоединиться к движению. Как упоминалось ранее, по призыву Ганди он возглавил Соляной марш в Одише в 1930 году. Он и его жена всегда носили простую домотканую одежду ( хаддар ), вдохновляясь Ганди. 

Нилаканта также работал напрямую с Джавахарлалом Неру во время его поездок в штат Одиша после его образования и сопровождал его во многих его поездках в различные регионы штата для проведения кампании в поддержку партии Конгресс.

Нилакантха Дас с Субхасом Чандрой Босом в Одише в 1939 году.
Нилаканта (справа) с Субхасом Босом (в центре) в Одише в 1939 году.

Нилаканта был сторонником Нетаджи Субхаса Чандры Боса , который родился и вырос в Каттаке (и чей отец был близким другом Нилаканты) и организовал для него несколько встреч в Одише, посвященных его борьбе за свободу с использованием своей Индийской национальной армии (INA). Хотя Субхасу Босу не удалось добиться свободы для Индии и он умер в 1945 году, он вызвал достаточно симпатий в индийских вооруженных силах (армии, флоте, военно-воздушных силах), чтобы поднять вопрос об их лояльности британскому правительству. Следовательно, это повлияло на решение потерпевшего крах британского правительства покинуть Индию в 1947 году. Но из-за его симпатий к Нетаджи, которого бойкотировал Центральный конгресс, Нилаканте позже было отказано в билете от высшего командования Центрального конгресса для переизбрания. Нилаканта не хотел бороться против этого решения в качестве независимого кандидата из-за своей лояльности партии в то время. 

Литератор [ править ]

Нилакантха был в равной степени предан и литературе Одиа , и независимому штату Одиша, и делу независимости Индии. Он писал книги и статьи в самых разных областях и разных жанрах с целью раскрыть основу языка одиа и его наследие, а также обогатить литературу одиа. Он также написал много рассказов и стихов Одиа для детей. Поэтому основной темой большинства его литературных произведений было подчеркнуть былую славу народа Одиа и его незапятнанную культуру. Он надеялся, что это поможет детям Одиши вернуть утраченную индивидуальность. Его поэтические произведения изображают чистоту любви, а не прославление ее западными идеями, чуждыми этой стране.

сравнителем Нилаканта был филологом- , и его работа стала первым научным лингвистическим исследованием языка и культуры одиа. Он содержит множество фактов, которые имели решающее значение для доказательства того, что одиа является классическим языком, шестым в Индии, с литературой 14 века.

Известные книги [ править ]

  • Одиа Сахитьяра Крама Паринама: Это шедевр Пандита Нилакантхи, для которого он глубоко исследовал оригинальность культуры Одиа и подробно обсудил ее с разных точек зрения. В этом томе, состоящем из двух частей, он попытался доказать чистоту языка ория и его независимость от других региональных языков, таких как бенгальский. Здесь также анализируется вклад фольклора и дравидийской культуры. Было показано, что Джаганнатх -дхарма и связанные с ней «принципы равенства» имеют решающее значение для идентичности Ория. Части этой книги переведены на английский язык и опубликованы в журнале Critical Discourse in Odia.
  • Конарке: Эта широко известная Кавья состоит из двух частей. В первой части « Рамачанди тхаре Рати» повествуются воспоминания о былой славе Одиши бодрствующего учителя (самого себя), который взял своих юных учеников на экскурсию в Конарку , а затем был вынужден ночью укрыться в соседнем храме из-за циклоническая погода. Вторая часть, «Маядеви» , посвящена эпизоду строительства Храма Солнца Конарка царем Одии Нарасингхой Девой в память о его первой царице и настоящей любви Маядеви, дочери феодального царя Шишупалы Гады . Он был основан на истории, рассказанной Нилаканте местным жителем.
  • Харавела: Эта Кавья подчеркивает достижения короля Одиа Кхаравелы , который восстановил уверенность Одиаса после войны в Калинге , более 2100 лет назад, завоевав обширные территории Индии с севера на юг и с востока на запад. На нем также изображен его брак с Дхуси, принцессой Баджирагрихи (часть нынешнего Афганистана), основанный на их храбрости в совместной борьбе и победе над захватчиками Яваны.
  • Атма Джибани: Эта автобиография Нилаканты, написанная в 1963 году, примечательна тем, что представляет собой отчет о жизни и временах тогдашнего общества Одиа, а также о борьбе людей Одиа, разбросанных по разным провинциям и феодальным государствам в начале и середине XX века. двадцатый век. Он несет в себе следы выдающейся жизни Нилаканты и многих других людей, чтобы вдохновлять будущие поколения. В 1964 году он получил награду Центральной академии Сахитья Индии.
  • Гита Прабеша: Нилакантха написал эту беседу о Гите, прелюдии к священному индуистскому писанию «Гита», находясь в Шимле (летней столице британского правительства) в качестве члена Центрального законодательного собрания. Известно, что книга была написана за 21 ночь. [8] В настоящее время также доступен английский перевод этой книги.
  • Кроме того, его интерпретация Гиты, которую он начал в тюрьме Хазарибах, как упоминалось ранее, была высоко оценена критиками (в то время занимала шестое место во всем Индии). Хотя Нилакантха одинаково хорошо владел одиа, английским и санскритом, он написал его на одиа с намерением сделать его доступным для жителей деревень Одиши, и это стало единственной надежной версией, доступной Одиасу, не владевшему тогда другими языками.

Другие кавьи и книги [ править ]

Нилакантха написал множество других книг, как для взрослых, так и для детей, в том числе две Кавьи как адаптированные версии Теннисона, а именно «Даша Наяк» ( «Енох Арден» ) и «Пранайини» ( «Принцесса» ). Среди его научных работ «Санскрута о Санскрути» , «Одиа Бхаса о Сахитья» и «Арья Джибан» хорошо известны .

Он написал три главных индийских эпоса: «Детская Рамаяна», «Махабхарата» и «Бхагабата» для детей Одиши очень простым и описательным языком, а также несколько детских книг на языке Одиа в форме рассказов и стихов на сельские темы. В 1918 году он также написал религиозную книгу под названием «Бхакти Гатха» для учеников школы Сатьябади для их ежедневных молитв. Помимо его собственных гимнов, он содержит перевод Одиа ряда гимнов из Вед и других писаний.

Другие аспекты [ править ]

Пандит Нилакантха с юных лет проявлял свою могущественную и многогранную личность во многих своих действиях. Поэтому его часто с любовью называли « Сатьябади-ра Савьясачи » (Савьясачи Сатьябади), где Савьясачи относится к Арджуне, самому могущественному среднему Пандаву Махабхараты, который мог стрелять стрелами любой рукой с одинаковым мастерством и точностью. Ниже приведены некоторые факты о других сторонах жизни этого выдающегося, светящегося человека.

Пандит (интеллектуал) [ править ]

Стремление Нилаканты к знаниям не знало границ. Он был чрезвычайно хорошо сведущ во многих предметах и ​​пользовался большими книжными коллекциями в библиотеках от Калькуттского университета до парламента Дели. Большую часть ночей он проводил за чтением книг, поскольку дни были заняты важными делами.

Благодаря его глубоким познаниям в области философии, культуры и языка его приглашали излагать свои взгляды на многих конференциях. Он выступил на Всеазиатской конференции по образованию, состоявшейся в Банарасе в декабре 1930 года, и представил доклад под названием «Идеал и перспективы образования (В ИНДИИ И НА ВОСТОКЕ)». В период с 1949 по 1959 год он также председательствовал на нескольких сессиях Индийского исторического конгресса и/или представлял доклады о «культе Джаганнатхи» и языке одиа. Презентации этих сессий и некоторые другие его лекции были собраны в книгу. под названием «Открытие Ориссы в речах и трудах Пандита Нилакантхи Даса». [19]

Нилаканта был первым лингвистом Одиа и первым писателем среди несовершеннолетних Одиа. Он также был первым реформатором письма ория и первым грамматистом чистой одиа. [20] был членом суда Делийского университета Кроме того, Нилаканта в течение семи лет .

Социальный реформатор

Нилакантха пытался устранить недуги общества посредством своей работы и философии. Хотя он родился в касте шашан-брахманов в Пури, он был против всех архаичных культур в индуизме. В своих трудах он подверг резкой критике оккультную силу, гороскоп и хиромантию. Он был основателем-секретарем филиала Хинду Махасабхи в Ориссе в 1925 году, президентом которого был Джанакинатх Бос, отец Нетаджи Субхаса Боса. Он использовал эту платформу, осуждая такие практики, как неприкасаемость , приданое, детские браки, запрет на брак вдов и т. д. Для своего собственного брака в возрасте 20 лет он отказался от денежного приданого в размере рупий. 4000 человек, женат в семье, принадлежащей к низшему среднему классу. [5]

Он был против многих социальных и культурных ограничений, налагаемых браминами из высшего сословия, и написал серию статей под названием «Мо Ниша» («Мои усы») в известном ежемесячном журнале того времени под названием «Мукура», протестуя против этого.

Пандит Нилакантха редактировал знаменитый ежемесячный журнал «НабаБхарат» с 1934 по 1953 год с периодическими перерывами и публиковал его ежедневную газету с 1941 по 1953 год. Интеллигенция Одиши и эксперты из различных областей публиковали свои критические статьи во многих различных областях, включая социальные реформы. , в этом журнале.

Нилакантха возражал против Бхактика Митхи (ложь или преувеличение из-за восхищения, преданности или дезинформации), когда поклонники приукрашивают достижения или природу знаменитой личности или нации посредством преувеличения или ложных повествований. Часто это начинается как выдумка поэта, а позже другие начинают верить в это. Он пытался указать на подобные инциденты с участием себя и других известных людей, не беспокоясь о критике со стороны других за это.

Философ [ править ]

Пандит Нилакантха был философом высочайшего ранга и глубоко верил в уникальность и учение Джаганнатха Дхармы . Термин Дхарма здесь относится не к религии, а к долгу, философии и ответственности, как описано в Бхагабад-Гите. Для него Джаганнатх, племенной бог народа Сабара , имел особое значение: он воплощает равенство всех людей; и он считал традиции, окружающие Джаганнатха, подарком Одиши миру. Его книга «Арья Джибан» выражает его взгляды и философию, дхарму Манаба, относящуюся к человеку, живущему в гармонии с творением.

Нилакантха находился под влиянием доктрин джайнской Дхармы и обнаружил большой параллелизм между джайнизмом и культурой Джаганнатха, обе из которых были сосредоточены на равенстве всех людей, а не на верховном Боге. Он утверждал, что является юктибади (верующим в рассуждения), а не бхактибади (верующим в слепую преданность). Хотя он и не был атеистом, он не был сторонником организованной религии или культов.

Личность [ править ]

Дом Нилакантхи в его деревне Шри РамачандраПур.
Дом Нилакантхи в его деревне Шри РамачандраПур.

Пандит Нилакантха был простым и праведным человеком, склонным к внезапной вспышке гнева, когда стал свидетелем неправильных вещей, но в равной степени склонным немедленно остывать, если осознавал свои собственные ошибки. Он был поклонником Истины и глубоко любил Одишу и ее наследие. Он всегда был оригинальным и нестандартным мыслителем и известен как борец за справедливые дела. Нилаканту никогда не пугала критика, угрозы, обвинения или личный дискомфорт, хотя ему часто приходилось сталкиваться с этим из-за своего критического мышления и неукротимого духа. В истинном смысле он всегда был строгим школьным учителем, не терпевшим никакой слабости в своих учениках, но ценившим и поощрявшим все их хорошие качества и всем сердцем помогавшим им добиться лучших результатов.

Нилакантха тоже был земледельцем и любил свою деревню Шри РамачандраПур. Во время своих нечастых поездок в деревню в течение своей активной жизни он почти ежедневно встречался со старейшинами и молодыми людьми на своем крыльце, чтобы узнать новости деревни и узнать о тяжелом положении жителей деревни.

Когда Нилакантха захотел присоединиться к движению за независимость Индии, по совету Гопабандху даса он попросил тестя позаботиться о его молодой семье и пожилых родителях. Две его дочери умерли в детстве, в возрасте четырех или пяти лет, когда Нилакантха находился в командировке по стране, сначала в 1921 году в Самбалпуре, а другой раз в 1923 году, когда его переводили из тюрьмы Пури в Хазарибах. Но это не помешало ему достичь своей цели.

Большую часть своей активной жизни у Нилакантхи даже не было машины, и, возвращаясь из Дели, Каттака или других мест, он проезжал две мили от железнодорожной станции Сакхигопал до своего деревенского дома на воловьих повозках. Он никогда не строил дома за пределами своей деревни, даже в Пури, чтобы провести там свои старые дни, а просто отремонтировал свой деревенский дом для удобства своих родителей и семьи. После ухода из политики он часто оставался со своими детьми в городах на лечении и других мероприятиях.

Место отдыха [ править ]

Крематорий Панча-Саха Мемориальный парк в Сахигопале
Место кремации Панча-Саха Мемориальный парк в Сахигопале (Из: IN.Worldorg.com)

Нилакантха Дас умер 6 ноября 1967 года в Каттаке, в доме своей старшей дочери и зятя. Последние несколько лет своей жизни он страдал от плохого здоровья и мирно умер в окружении своей большой семьи и друзей. Он был кремирован со всей государственной честью в Сахигопале, на кладбище Панча Саха , его дорогих друзей эпохи Сатьябади. Этот день был объявлен государственным праздником, чтобы жители Одиши могли как следует оплакать его.

Позже здесь, рядом с памятниками Гопабандху и Годабариша, был установлен мемориал Нилакантхи, чтобы народ выразил свое почтение этим бессмертным душам. Его статуи также установлены в различных местах, таких как Сатьябади, Вани Вихар , Бхубанешвара Главпочтамт и Калькутта.

Награды и похвалы [ править ]

Нилакантху восхищались и уважали за его знания, этику, методы и настойчивость многие выдающиеся люди как в Одише, так и за ее пределами. Он был великим раджанитигьяном , но никогда не был политиком. В 1957 году ему была вручена награда Падмы Бхусана за деятельность по связям с общественностью, которую ему лично вручил тогдашний президент Индии доктор Раджендра Прасад в его правительственной резиденции в Бхубанешваре, поскольку он не смог поехать в Дели. По случаю его 75-летия многие выдающиеся личности, в том числе Пандит Джавахарлал Неру, Гобинда Баллав Пант, доктор Раджендра Прасад, г-н Бхимсен Сачар, отправили ему свои восхищенные послания.

Пандит Нилакантха получил почетную степень доктора литературы. (доктор литературы) Университета Уткаль в 1955 году. Он также был назначен проректором университета с 1955 по 1962 год. Он был первым президентом Академии Одиша Сахитья (1957).

Благодаря его непостижимым знаниям в широком спектре разрозненных областей, Субхас Чандра Бос удостоил его звания Гуру Уткала. [6] и другие. [5]

Нилакантха Смрути Самити [ править ]

У Нилаканты было много-много поклонников в Одише среди его коллег, политических лидеров, педагогов, писателей, философов и студентов. Чтобы сохранить его ценные работы и признать его поразительный вклад в широком спектре областей, в 1978 году был основан фонд под названием Нилакантха Смрути Самити, президентом которого стал доктор Садашива Мишра (известный экономист и бывший вице-канцлер Университета Уткала). Некоммерческая организация «Самити» хранит обширное хранилище опубликованных произведений Нилаканты в печатной и книжной форме, а также статьи многих выдающихся людей о его многочисленных достижениях. Некоторые из этих работ в настоящее время переиздаются и/или преобразуются в цифровую форму для облегчения доступа широкой публики.

Некоторые из сборников книг и статей, опубликованных Нилакантхой Смрути Самити, включены в раздел «Дополнительное чтение» ниже.

Дальнейшее чтение [ править ]

Нилаканта Смараки - Первый том сериала (1980)
Обложка Нилаканты Смараки - Первый том (1980)

Важные публикации Одиа и английских публикаций о Пандите Нилакантхе Дасе под руководством Смрути Самити:

  1. Нилаканта Смараки - О различных аспектах талантов и вклада Нилаканты - многие известные деятели Одиши (тома 1–5, 1980–1988)
  2. Пандит Нилакантха О Танка Пратива: Др. Сатья Нараян Раджгуру (Опубликовано Университетом Уткал, 1983 г.)
  3. Пандит Нилакантха Дас – Жизнь и достижения: Лила Рэй (1985)
  4. Бакула Банара Гуру: Джатия Каби Бира Кишоре Дас (второе издание, 1987 г.)
  5. Даршаника Нилаканта - Статьи о философских взглядах Нилаканты (1988)
  6. Уткала Гуру Пандит Нилакантх – История жизни и достижения Нилакантхи: Доктор. Кишор Чандра Пади (1989)
  7. Лока Самскрутибид Нилакантха - Вклад фольклора в язык Одиа: доктор Махендра Кумар Мишра (1990)
  8. Атма Джибани - Автобиография Нилакантхи Даса, обсуждающая вопросы, связанные с Одишей (1963)

Ссылки [ править ]

  1. ^ Дас ПК, доктор (сентябрь-октябрь 2007 г.). «Средняя школа Сатьябади - фабрика по производству людей» : Обзор Ориссы: 70-74
  2. ^ Карта объединенной Одиши с Бихаром до 1936 года ( https://en.wikipedia.org/wiki/Bihar_and_Orissa_Province )
  3. ^ Чоудхури, Джанмеджая (январь 2005 г.). « Уткал Сабха и Индийский национальный конгресс ». Обзор Ориссы: 1-2.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саху, Шридхар Чаран, доктор (апрель 2007 г.). «Пандит Нилакантха и образование провинции Орисса» : Обзор Ориссы: 20-28.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рэй, Лила (1985). Жизнь и достижения пандита Нилакантхи даса. Номер OCLC: 14214246
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пэдхи, Кишор Чандра, доктор. (1989). Уткала Гуру Пандит Нилакантха ( http://odishaarchives.nic.in/node/191165 )
  7. ^ Мишра, Анита (май 2012 г.). «Атмадживани пандита Нилаканты: взгляд на жизнь Одишана и борьбу эпохи» , Odisha Review: 27-31.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дас, Пандит Нилакантха (1963). Атма Джибани
  9. ^ «ПРЕКРАЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ (КОНСТИТУЦИЯ ОРИССА) 1936 г. (Хансард, 13 февраля 1936 г.)» . api.parliament.uk .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дас Бенхур. Пагади Пуруша
  11. Лекция профессора Н.Г. Ранги в Руркеле от 11.4.8 6: Уткала Гуру Пандит Нилакантха: стр. 84.
  12. ^ СОЗДАТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ , Индийский совет исторических исследований, Нью-Дели (1974)
  13. ^ Уткальский университет, ЛЕГЕНДА
  14. Даш, Раджендра Кумар, доктор (июль 2019 г.). История реинжиниринга: кризис идентичности Одиа и кризисный менеджер Pt. Нилакантха Дас . Журнал новых технологий и инновационных исследований: 724-729.
  15. ^ Секретариат Лок Сабхи, Нью-Дели, 1990, Серия монографий выдающихся парламентариев Индии. Том (№ 4)
  16. ^ Секретатиат Ассамблеи Одиши, Бхубанешвар. Бишиштха Бидхаяка Пракарана Пустака Мала (№2), Пандит Нилакантха Дас
  17. ^ Саху, Шридхар Чаран, доктор (январь 2008 г.). Пандит Нилакантха: его роль и достижения в качестве спикера . Обзор Ориссы, 13–18
  18. ^ Мишра, Харихар, доктор (1992) ПАНДИТ НИЛАКАНТХА ДАС, ЗАКОНОДАТЕЛЬ . Диссертация подана в Уткальский университет на степень доктора философии в области политологии, 1992 г. (Shodhganga@INFLIBNET)
  19. ^ Дас Матхура Натх, редактор (2019). ОТКРЫТИЕ ОРИССЫ В РЕЧЯХ И ПИСЬМАХ ПАНДИТА НИЛАКАНТХА ДАС. Издатель: Государственный музей Одиши.
  20. ^ Мишра, Кумудини, доктор, редактор (2013). Пандит Нилакантханка Бигьяна Саммата Бисуддха Одия Бьякарана

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0043cadf7eeb9d89b4180bfa4eb2a68__1708502220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/68/f0043cadf7eeb9d89b4180bfa4eb2a68.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nilakantha Das - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)