Jump to content

Санджукта Паниграхи

Санджукта Паниграхи
Рожденный ( 1944-08-24 ) 24 августа 1944 г.
Умер 24 июня 1997 г. 1997-06-24 ) ( 52 года) (Бхубанешвар) (
Род занятий Индийский классический танцор , хореограф
Годы активности 1950–1997 гг.
Супруг Рагхунатх Паниграхи
Награды Падма Шри (1975)
Премия Сангита Натака Академии (1976)

Санджукта Паниграхи (24 августа 1944 г. - 24 июня 1997 г.) [ 1 ] был танцовщиком из Индии , выдающимся представителем индийского классического танца Одисси . Саньюкта была первой женщиной Одиа , которая освоила этот древний классический танец в раннем возрасте и обеспечила его грандиозное возрождение. [ 2 ] [ 3 ]

В знак признания ее вклада в танцы и связанную с ними деятельность она была удостоена одной из высших гражданских наград Индии - Падма Шри (1975). Она также является лауреатом премии Сангит Натак Академии в 1976 году.

Помимо представления выступлений Одисси в различных частях Индии, Санджукта Паниграхи входил в состав правительственной культурной делегации в разные страны, в том числе в США и Филиппины (1969), Великобританию (1983), Израиль , Международный фестиваль Дельфи в Греции ( 1989). Она также выступала во Франции в течение одиннадцати недель и участвовала там в Международном музыкальном фестивале в Париже.

Ранняя жизнь и предыстория

[ редактировать ]

Паниграхи родился в Берхампуре , округ Ганджам , штат Одиша , в традиционной семье браминов Абхирама Мишры и Шакунталы Мишры. [ 4 ] [ нужна цитата для проверки ]

Когда она была маленьким ребенком, она интуитивно начинала танцевать под любой ритмичный звук, например, звук измельчения овощей или резки дров. покровительствовала народному танцу чхау Ее мать была родом из Барипады и принадлежала к семье, которая издавна . Она признала талант своей дочери и поддержала ее, несмотря на некоторое первоначальное сопротивление со стороны Абхирама Мишры, отца Санджукты. Причиной сопротивления был тот факт, что в те времена эту форму танца исполняли, как правило, храмовые танцовщицы, называемые Махари . Танцоров-мужчин зовут Готипуа . Эти девушки были подобны Девадаси в храмах Южной Индии.

Обучение

[ редактировать ]

По инициативе матери она начала учиться танцу у Келучарана Мохапатры в четыре года. Бисуба Милан подряд признавал ее лучшим детским художником в течение трех лет, с 1950 по 1953 год.

В одном из своих выступлений шестилетней девочкой она отказалась уйти со сцены и продолжала энергично выступать даже после того, как время истекло. Ее матери пришлось кричать и уговаривать ее прекратить танцевать. В девять лет она выступала на ежегодном фестивале Детского маленького театра в Калькутте . [ 5 ]

Она выиграла первый приз на Международном фестивале детских фильмов в 1952 году. Воодушевленные ее успехом, родители решили отправить ее на более качественное танцевальное обучение в Калакшетру в Ченнаи . Там она продолжила уроки под руководством Рукмини Деви Арундейл . Следующие шесть лет она оставалась там и в конце концов получила диплом Нритьяправина в Бхаратнатьяме со Катхакали вторым предметом . После этого она гастролировала по многим местам в Индии и за рубежом в составе «Балетной труппы Калакшетры».

В 14 лет она вернулась в Одишу . Правительство штата предоставило ей стипендию для изучения катхака у Гуру Хазарилала в Бхаратия Видья Бхаван , Мумбаи . Однако она покинула курс и вернулась в Одишу, чтобы сконцентрироваться на Одисси .

Первые годы были очень трудными для Санджукты и ее мужа, больше с точки зрения выживания, чем чего-либо еще. Хотя дела пошли к лучшему, когда в 1966 году ее гуру Келучаран Махапатра был удостоен премии Сангит Натак Академии , и она представила спектакль Одисси во время церемонии награждения в Нью-Дели. Зрители были в восторге от ее выступления. Она оставила свой след на национальном уровне и с этого момента не оглядывалась назад.

Тем временем ее муж стал прекрасным вокалистом, а также начал писать музыку для ее выступлений. В последующие десятилетия дуэт Санджукта-Рагунатх приводил в восторг публику, даже пережив дуэт Ямини-Джьотисмати, и был совместно удостоен Премии Академии Сангит Натак в 1976 году.

Позже Санджукта стал известен как величайший ученик Гуру Келучарана Махапатры , и они путешествовали по всей Индии, выступая вместе и популяризируя почти утраченную танцевальную форму Одисси , настолько, что сегодня оба считаются равными возрожденцами. танцевальной формы. [ 6 ]

Танцевальный стиль

[ редактировать ]

Саньюкта Паниграхи провел некоторое время в Международной школе театральной антропологии в Болонье, Италия, в 1986, 1990 и 1992 годах, преподавая короткие курсы и демонстрируя танец Одисси иностранным студентам, что еще больше увеличило его мировую популярность. [ 7 ]

Сильной стороной Санджукты была ее Нритта , или чистый танец, в котором она была выдающейся. Большим преимуществом ее был муж-музыкант, постоянное присутствие которого помогало ей оттачивать свои способности в этом жанре. В «Абхиная» (интерпретация поэзии) ценители и критики сошлись во мнении, что она чаще всего склонялась к джатре и мелодраме.

Вместе со своим мужем-музыкантом Санджукта оставила после себя богатый репертуар танца Одисси, как современного, так и классического, начиная от традиционных номеров, основанных на « Джаядевы » Гите Говинде , до падабали Сурдаса , Чаупаи из « Рамачаритаманасы » Туласидаса и песни Видьяпати и Рабиндраната Тагора , представляющие собой пьесу сопротивления, новаторскую Югма-Дванду : своего рода Джугальбанди между танцором и музыкантом в Раге Багешри, сочиненной Пандитом Рагхунатхом Паниграхи, и возвышенной Мокша Мангалам , которая со временем стать ее личной подписью, которой она заканчивала свои выступления на неземной ноте. [ 8 ]

По словам известного танцевального критика доктора Сунила Котари , «Санджукта отказалась от Бхаратнатьям и посвятила свою жизнь Одисси, поставив свою подпись на форме». [ 9 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

Она продолжала выполнять большинство государственных функций. Своими новаторскими усилиями она вывела почти забытый стиль танца Одисси на важную позицию в танцевальном репертуаре Индии.

Она умерла от рака в возрасте 52 лет, 24 июня 1997 года.

Личная жизнь

[ редактировать ]

В Калакшетре , Ченнаи , она влюбилась в Рагхунатха Паниграхи , который был на десять лет старше ее, и прекрасного вокалиста Гиты Говинды , который оставил многообещающую карьеру в области музыки для кино в Ченнаи , чтобы обеспечить вокальную поддержку в ее выступлениях. [ 10 ] Когда ей было 16 лет, они поженились, и со временем у них родилось двое сыновей. [ 3 ]

Наследие

[ редактировать ]

Санджукта оставила после себя многих опытных учеников, в том числе доктора Читру Кришнамурти, директора Нритьялайи (школы Одисси в Потомаке) и Джойоти Даса, жителя Мельбурна, ее преданного ученика в Австралии, художественного руководителя и преподавателя Школы индийской классической музыки Каламандира. танцы, посвященные поддержанию континуума стиля Одисси Санджукты. Санджукта Паниграхи считается воплощением искусства Гуру Келучарана Махапатры.

Награды Санджукта Паниграхи

[ редактировать ]

После ее смерти ее муж Рагхунатх Паниграхи в 1999 году основал фонд ее имени «Мемориальный фонд Санджукта Паниграхи» для продвижения дела танца Одисси. С 2001 года, каждый год в день ее рождения, фонд раздает стипендии начинающим танцорам и награждает за выдающиеся достижения в области танца Одисси. [ 11 ] [ 12 ]

  • «У меня было два гуру, каждый с противоположными взглядами. Рукмини Деви Арундейл подчеркивала технику, в то время как Гуру Келучаран Мохапатра настаивал на том, чтобы забывать о технике. Как рассказал ученику Джойоти Дасу.
  • «Шакти [...], которая не является ни мужским, ни женским [...]. Деятель любого пола всегда является Шакти, энергией, которая творит». [ 13 ]

Фильмы о Санджукта Паниграхи

[ редактировать ]
  • Встреча с богами: танец Одисси с Санджуктой Паниграхи. 1999 год [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Саньюкта в Одиссивиласе
  2. ^ «Санджукта: танцовщица, возродившая Одисси» . Объединенные новости Индии . Индийский экспресс. 25 июня 1997 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2000 года . Проверено 29 октября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Санджукта Паниграхи, индийская танцовщица, 65 New York Times , 6 июля 1997 года.
  4. ^ Публикации, Европа (2003). Международный «Кто есть кто 2004» . Рутледж. п. 1281. ИСБН  1-85743-217-7 .
  5. ^ Карты Санджукта Пануграхи .
  6. ^ Профиль Келучарана Махапатры
  7. Международная школа театральной антропологии. Архивировано 2 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Танец Одисси. Архивировано 10 апреля 2009 года в Wayback Machine , правительство Ориссы .
  9. ^ Некролог доктора Сунила Котари [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Одисси на перекрестке The Hindu , 13 мая 2007 г.
  11. ^ Первая награда Санджукта Паниграхи Times of India , 25 августа 2001 г.
  12. ^ Санджукта Паниграхи Награды narthaki.com .
  13. ^ Журнал религии и театра, 2004 г.
  14. ^ Встреча с богами с Санджукта Паниграхи. Продолжительность 30 мин. Гнилые помидоры .
  • Индра Гупта, 50 самых выдающихся женщин Индии , Нью-Дели: Icon Publications, 2003. ISBN   81-88086-19-3
[ редактировать ]
Ссылки на видео
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10ec9634746642efb8db5899f61bc46f__1723084620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/6f/10ec9634746642efb8db5899f61bc46f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanjukta Panigrahi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)