Санджукта Паниграхи
Санджукта Паниграхи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 24 июня 1997 г. | ( 52 года) (Бхубанешвар) (
Род занятий | Индийский классический танцор , хореограф |
Годы активности | 1950–1997 гг. |
Супруг | Рагхунатх Паниграхи |
Награды | Падма Шри (1975) Премия Сангита Натака Академии (1976) |
Санджукта Паниграхи (24 августа 1944 г. - 24 июня 1997 г.) [ 1 ] был танцовщиком из Индии , выдающимся представителем индийского классического танца Одисси . Саньюкта была первой женщиной Одиа , которая освоила этот древний классический танец в раннем возрасте и обеспечила его грандиозное возрождение. [ 2 ] [ 3 ]
В знак признания ее вклада в танцы и связанную с ними деятельность она была удостоена одной из высших гражданских наград Индии - Падма Шри (1975). Она также является лауреатом премии Сангит Натак Академии в 1976 году.
Помимо представления выступлений Одисси в различных частях Индии, Санджукта Паниграхи входил в состав правительственной культурной делегации в разные страны, в том числе в США и Филиппины (1969), Великобританию (1983), Израиль , Международный фестиваль Дельфи в Греции ( 1989). Она также выступала во Франции в течение одиннадцати недель и участвовала там в Международном музыкальном фестивале в Париже.
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Паниграхи родился в Берхампуре , округ Ганджам , штат Одиша , в традиционной семье браминов Абхирама Мишры и Шакунталы Мишры. [ 4 ] [ нужна цитата для проверки ]
Когда она была маленьким ребенком, она интуитивно начинала танцевать под любой ритмичный звук, например, звук измельчения овощей или резки дров. покровительствовала народному танцу чхау Ее мать была родом из Барипады и принадлежала к семье, которая издавна . Она признала талант своей дочери и поддержала ее, несмотря на некоторое первоначальное сопротивление со стороны Абхирама Мишры, отца Санджукты. Причиной сопротивления был тот факт, что в те времена эту форму танца исполняли, как правило, храмовые танцовщицы, называемые Махари . Танцоров-мужчин зовут Готипуа . Эти девушки были подобны Девадаси в храмах Южной Индии.
Обучение
[ редактировать ]По инициативе матери она начала учиться танцу у Келучарана Мохапатры в четыре года. Бисуба Милан подряд признавал ее лучшим детским художником в течение трех лет, с 1950 по 1953 год.
В одном из своих выступлений шестилетней девочкой она отказалась уйти со сцены и продолжала энергично выступать даже после того, как время истекло. Ее матери пришлось кричать и уговаривать ее прекратить танцевать. В девять лет она выступала на ежегодном фестивале Детского маленького театра в Калькутте . [ 5 ]
Она выиграла первый приз на Международном фестивале детских фильмов в 1952 году. Воодушевленные ее успехом, родители решили отправить ее на более качественное танцевальное обучение в Калакшетру в Ченнаи . Там она продолжила уроки под руководством Рукмини Деви Арундейл . Следующие шесть лет она оставалась там и в конце концов получила диплом Нритьяправина в Бхаратнатьяме со Катхакали вторым предметом . После этого она гастролировала по многим местам в Индии и за рубежом в составе «Балетной труппы Калакшетры».
В 14 лет она вернулась в Одишу . Правительство штата предоставило ей стипендию для изучения катхака у Гуру Хазарилала в Бхаратия Видья Бхаван , Мумбаи . Однако она покинула курс и вернулась в Одишу, чтобы сконцентрироваться на Одисси .
Карьера
[ редактировать ]Первые годы были очень трудными для Санджукты и ее мужа, больше с точки зрения выживания, чем чего-либо еще. Хотя дела пошли к лучшему, когда в 1966 году ее гуру Келучаран Махапатра был удостоен премии Сангит Натак Академии , и она представила спектакль Одисси во время церемонии награждения в Нью-Дели. Зрители были в восторге от ее выступления. Она оставила свой след на национальном уровне и с этого момента не оглядывалась назад.
Тем временем ее муж стал прекрасным вокалистом, а также начал писать музыку для ее выступлений. В последующие десятилетия дуэт Санджукта-Рагунатх приводил в восторг публику, даже пережив дуэт Ямини-Джьотисмати, и был совместно удостоен Премии Академии Сангит Натак в 1976 году.
Позже Санджукта стал известен как величайший ученик Гуру Келучарана Махапатры , и они путешествовали по всей Индии, выступая вместе и популяризируя почти утраченную танцевальную форму Одисси , настолько, что сегодня оба считаются равными возрожденцами. танцевальной формы. [ 6 ]
Танцевальный стиль
[ редактировать ]Саньюкта Паниграхи провел некоторое время в Международной школе театральной антропологии в Болонье, Италия, в 1986, 1990 и 1992 годах, преподавая короткие курсы и демонстрируя танец Одисси иностранным студентам, что еще больше увеличило его мировую популярность. [ 7 ]
Сильной стороной Санджукты была ее Нритта , или чистый танец, в котором она была выдающейся. Большим преимуществом ее был муж-музыкант, постоянное присутствие которого помогало ей оттачивать свои способности в этом жанре. В «Абхиная» (интерпретация поэзии) ценители и критики сошлись во мнении, что она чаще всего склонялась к джатре и мелодраме.
Вместе со своим мужем-музыкантом Санджукта оставила после себя богатый репертуар танца Одисси, как современного, так и классического, начиная от традиционных номеров, основанных на « Джаядевы » Гите Говинде , до падабали Сурдаса , Чаупаи из « Рамачаритаманасы » Туласидаса и песни Видьяпати и Рабиндраната Тагора , представляющие собой пьесу сопротивления, новаторскую Югма-Дванду : своего рода Джугальбанди между танцором и музыкантом в Раге Багешри, сочиненной Пандитом Рагхунатхом Паниграхи, и возвышенной Мокша Мангалам , которая со временем стать ее личной подписью, которой она заканчивала свои выступления на неземной ноте. [ 8 ]
По словам известного танцевального критика доктора Сунила Котари , «Санджукта отказалась от Бхаратнатьям и посвятила свою жизнь Одисси, поставив свою подпись на форме». [ 9 ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
Спустя годы
[ редактировать ]Она продолжала выполнять большинство государственных функций. Своими новаторскими усилиями она вывела почти забытый стиль танца Одисси на важную позицию в танцевальном репертуаре Индии.
Она умерла от рака в возрасте 52 лет, 24 июня 1997 года.
Личная жизнь
[ редактировать ]В Калакшетре , Ченнаи , она влюбилась в Рагхунатха Паниграхи , который был на десять лет старше ее, и прекрасного вокалиста Гиты Говинды , который оставил многообещающую карьеру в области музыки для кино в Ченнаи , чтобы обеспечить вокальную поддержку в ее выступлениях. [ 10 ] Когда ей было 16 лет, они поженились, и со временем у них родилось двое сыновей. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Санджукта оставила после себя многих опытных учеников, в том числе доктора Читру Кришнамурти, директора Нритьялайи (школы Одисси в Потомаке) и Джойоти Даса, жителя Мельбурна, ее преданного ученика в Австралии, художественного руководителя и преподавателя Школы индийской классической музыки Каламандира. танцы, посвященные поддержанию континуума стиля Одисси Санджукты. Санджукта Паниграхи считается воплощением искусства Гуру Келучарана Махапатры.
Награды Санджукта Паниграхи
[ редактировать ]После ее смерти ее муж Рагхунатх Паниграхи в 1999 году основал фонд ее имени «Мемориальный фонд Санджукта Паниграхи» для продвижения дела танца Одисси. С 2001 года, каждый год в день ее рождения, фонд раздает стипендии начинающим танцорам и награждает за выдающиеся достижения в области танца Одисси. [ 11 ] [ 12 ]
Кавычки
[ редактировать ]- «У меня было два гуру, каждый с противоположными взглядами. Рукмини Деви Арундейл подчеркивала технику, в то время как Гуру Келучаран Мохапатра настаивал на том, чтобы забывать о технике. Как рассказал ученику Джойоти Дасу.
- «Шакти [...], которая не является ни мужским, ни женским [...]. Деятель любого пола всегда является Шакти, энергией, которая творит». [ 13 ]
Фильмы о Санджукта Паниграхи
[ редактировать ]- Встреча с богами: танец Одисси с Санджуктой Паниграхи. 1999 год [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саньюкта в Одиссивиласе
- ^ «Санджукта: танцовщица, возродившая Одисси» . Объединенные новости Индии . Индийский экспресс. 25 июня 1997 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2000 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Санджукта Паниграхи, индийская танцовщица, 65 New York Times , 6 июля 1997 года.
- ^ Публикации, Европа (2003). Международный «Кто есть кто 2004» . Рутледж. п. 1281. ИСБН 1-85743-217-7 .
- ^ Карты Санджукта Пануграхи .
- ^ Профиль Келучарана Махапатры
- ↑ Международная школа театральной антропологии. Архивировано 2 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Танец Одисси. Архивировано 10 апреля 2009 года в Wayback Machine , правительство Ориссы .
- ^ Некролог доктора Сунила Котари [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Одисси на перекрестке The Hindu , 13 мая 2007 г.
- ^ Первая награда Санджукта Паниграхи Times of India , 25 августа 2001 г.
- ^ Санджукта Паниграхи Награды narthaki.com .
- ^ Журнал религии и театра, 2004 г.
- ^ Встреча с богами с Санджукта Паниграхи. Продолжительность 30 мин. Гнилые помидоры .
- Индра Гупта, 50 самых выдающихся женщин Индии , Нью-Дели: Icon Publications, 2003. ISBN 81-88086-19-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джек Андерсон , Танец: Санджукта Паниграхи в The New York Times , 14 октября 1984 г., по состоянию на 31 июля 2006 г.
- «Жизнь и времена Санджукты Паниграхи» . Смекалка . Rediff.com. 25 июня 1997 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- Изображения по запросу Санджукта Паниграхи
- Ссылки на видео
- 1944 года рождения
- 1997 смертей
- Люди из Брахмапура
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Экспоненты Одисси
- Индийские классические хореографы
- Преподаватели индийского классического танца
- Выпускники Фонда Калакшетра
- Индийские женщины-хореографы
- Индийские хореографы
- Танцоры из Одиши
- Индийские педагоги XX века
- Индийские женщины-педагоги XX века
- Индийские танцоры XX века
- Индийские женщины-художницы XX века
- Преподаватели из Одиши
- Женщины-художницы из Одиши
- Женщины-преподаватели из Одиши
- Индийские танцовщицы классической музыки