Jump to content

Радж Бисария

Радж Бисария
Рожденный ( 1935-11-10 ) 10 ноября 1935 г.
Умер 16 февраля 2024 г. (16 февраля 2024 г.) (88 лет)
Другие имена Раджу
Род занятий Театральный режиссер, актер, продюсер и педагог
Заметная работа Основатель Мастерской театрального искусства (TAW) и Академии драматического искусства Бхартенду.
Супруг Киран Радж Бисария [ 1 ]
Веб-сайт www.rajbisaria.com

Радж Бисария (10 ноября 1935 - 16 февраля 2024) был индийским режиссером, продюсером, актером и педагогом, которого Пресс-траст Индии назвал «отцом современного театра в Северной Индии». [ 2 ] [ 3 ] Он основал Мастерскую театрального искусства в 1966 году, Академию драматического искусства Бхартенду в 1975 году и репертуарную труппу Академии драматического искусства Бхартенду в 1980 году. Он соединил художественные концепции Востока и Запада, традиционное и современное. [ 4 ]

Радж Бисария родился 10 ноября 1935 года в Лакхимпур Кхери, объединенных провинциях Британской Индии (ныне штат Уттар-Прадеш ), в семье покойного П. Л. Бисарии и Лилавати Сингха. Он получил образование в колледже Колвина Талукдарса и Университете Лакхнау в Лакхнау и вышел на пенсию в качестве старшего профессора английской литературы из Университета Лакхнау. В 1969 году Бисария вышла замуж за Киран Кучаван; у пары есть дочь Раджина. [ 1 ]

Инициативу взяла на себя его университетская театральная группа, созданная в 1962 году. [ 5 ] Четыре года спустя Радж Бисария в 1966 году основал Мастерскую театрального искусства (TAW). [ 6 ] и Академия драматического искусства Бхартенду при правительстве Уттар-Прадеша в 1975 году и репертуарная труппа BNA в 1981 году. [ 7 ] [ 8 ] Он был первым человеком из Уттар-Прадеша, награжденным Падма Шри за работу в современном театре и вклад в развитие театра в Индии. [ 9 ]

Бисария пытался привить новое сознание в отношении драматического и исполнительского искусства, а также эстетическое осознание исполнительского искусства в северной Индии. [ 10 ] [ 11 ]

Бисария был отстранен от должности почетного директора Академии драматического искусства Бхартенду, и на него дважды нападали: сначала в 1988 году, а затем в 1995 году. [ 12 ]

Радж Бисария умер после борьбы с раком горла 16 февраля 2024 года в возрасте 88 лет. [ 13 ]

Театральное обучение

[ редактировать ]

Внешнее театральное обучение Раджа Бисарии включало приглашение Британского совета в Лондоне посетить Великобританию и пройти стажировку в Британской драматической лиге (ныне Британская театральная ассоциация) в качестве продюсера, преподавателя драмы и судьи в 1969 году. [ 14 ]

Режиссер и дизайнер

[ редактировать ]

Радж Бисария также был режиссером, знакомым как с западной классикой, так и с современными драматическими произведениями. [ 15 ]

Радж Бисария пытался обеспечить, чтобы драматическое и исполнительское искусство соответствовало профессиональной дисциплине и общалось через новую эстетическую среду. Его пьесы посвящены отношениям между мужчиной и женщиной и социальным вопросам, которые его особенно волнуют. [ 6 ] [ 16 ] Посредством постановок европейских и индийских пьес, начиная с 1966 года, Бисария как режиссер и художник представил широкий спектр современной мировой драмы. [ 11 ]

В основном используя свои собственные приемы и творческое выражение, он начал свою работу на английском языке, а затем с 1973 года стал использовать хиндустани в качестве разговорного средства выражения. Он поощрял народный театр в местном жанре Уттар-Прадеша, известный как Наутанки. [ 17 ]

В 1972 году он резко сместил акцент с современных евроамериканских постановок на пьесы на хинди современных индийских драматургов: Мохана Ракеша, Бадала Сиркара, Адья Рангачарья, Дхарамвира Бхарти, Шеша и Мохита Чаттерджи. [ 9 ]

За прошедшие годы Радж Бисария продюсировал и поставил более 75 театральных постановок. Кроме того, он руководил, продюсировал и руководил большим количеством постановок в Академии драматического искусства Бхартенду с 1975 по 1986 год и позже; а также в Национальной школе драмы и ее репертуарной труппе.

Среди его основных постановок — » Максвелла Андерсона «Босиком в Афинах ; Шекспировские « Юлий Цезарь» , «Макбет» , «Отелло» , «Король Лир» ; Джорджа Бернарда Кандида Шоу ; » Гарольда Пинтера «Смотритель ; Сартр « В камере » ; Ионеско » «Урок ; Стриндберга » «Отец , Жана Ануя » «Антигона ; и различные пьесы Чехова , Ионеско, Теннесси Уильямса , Шаффера и других. Среди его главных постановок индийских пьес — Дхарамвира Бхарати » « Андха Юг , Бадала Сиркара » «Баки Итихас , Адьи Рангачарьи » « Суно Джанмеджая , « Гарбо » Элкунчвара , Мохана Ракеша » «Аадхе-Адхуре » Мохита Чаттерджи и « Морская свинка . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Энн Джеллико Критики сочли «Уловку» Сартра отвратительным, а «В камере» Ионеско и «Урок» — слишком требовательными. [ 21 ] В команде TAW есть группа постоянных актеров, а также другие заинтересованные стороны для различных постановок. [ 22 ]

Нехватка людей и материала вынудила Раджа Бисарию поставить «Отелло» всего с четырьмя персонажами. И все же это было незабываемое выступление. Настойчивые усилия Раджа Бисарии дали результаты. [ 23 ]

Как актер театра, радио, телевидения и кино Бисария был известен с 1978 года как главный актер Доордаршана. [ 11 ] Как театральный актер Радж Бисария сыграл значительные роли в нескольких постановках, фильмах и телевидении TAW на английском и хинди. [ 24 ]

Бисария сыграла ведущие роли как минимум в двух десятках пьес на английском и хинди, таких как:

Импресарио

[ редактировать ]

Расширяющиеся интересы импресарио Раджа Бисарии привели к появлению в 1967 году пантомимы Иршада Панджатана , а в следующем году к представлению танцевальной труппы Мюррея Луи в США. Эта расширяющаяся деятельность и участие в исполнительском искусстве также привели к представлению классического танца Сонала Мансингха в 1970 году, дебюту группы Dishanter Ома Шивпури в 1972 году, выставке миниатюр Р. С. Бишта в 1973 году, Рихардом Шехнерсом в экологическом театре « представлению Матери». Courage and Her Children из Нью-Йорка в 1976 году и духовой квинтет Аннаполиса в 1981 году - все они были организованы по инициативе TAW Раджа Бисарии. [ 25 ]

Как драматург, его главной заботой была попытка решить проблему творческой реинтерпретации классического и театрального искусства своего региона, чтобы оно оказалось в современной социальной значимости. С 1966 года он структурировал программы театрального обучения в UP посредством семинаров, а также курсов сертификаций и дипломов в Северной Индии. В 1975 году он основал для правительства UP вторую школу драмы в Индии: Академию драматического искусства Bhartendu Natya Akademi-Bhartendu . [ 2 ]

Радж Бисария как актер, режиссер и театральный педагог интересовался системой Константина Станиславского и Бертольта Брехта . Российский театральный деятель составил основу режиссуры и педагогики Раджа Бисарии в современном индийском театре. Позже он разработал собственную систему целостного актерского мастерства, выпустившую три поколения актеров и режиссеров. [ 10 ]

Мастерская театрального искусства

[ редактировать ]

В декабре 1963 года десять участников организовали театральную постановку и провели программу « Вечер с молодыми актерами Эдны Сент-Винсент Миллей », в которую вошли «Ария да Капо» , сцены из «Двенадцатой ночи» и «Макбета» , «Отважного» и театрализованное чтение « Гамлета» , а также инсценировка стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока». Радж Бисария продюсировал и поставил всю пьесу, и он решил зарегистрировать театральную группу с управляющим органом, используя местные таланты. Театральная группа была двуязычной (английский и хинди) и занималась поощрением интереса к театральному ремеслу и развитием большего понимания театра, способности ценить драму и более четкого понимания идей и техники. [ 26 ]

К зиме 1965 года его планы были окончательно сформулированы. Никакой финансовой помощи пока не последовало. Наконец, он вложил в проект большую часть своего личного состояния, отобрал членов комитета, выбрал вероятную группу из четырех английских актеров и помощников и основал то, что с тех пор называлось Мастерской театрального искусства – театром для энтузиастов. в драме и смежных искусствах. [ 27 ]

Таким образом, в 1966 году Мастерскую театрального искусства ( TAW Радж Бисария в качестве президента и художественного руководителя основал ) с целью вызвать интерес к драматическому искусству среди молодежи и помочь им развить понимание актерского мастерства, режиссуры и смежных искусств. . Название «Мастерская театрального искусства» обозначает театр и смежные исполнительские виды искусства; его члены должны познакомиться с мастерскими методами репрезентации. TAW должна была стать обучающей организацией, а затем исполнительской группой, под девизом « тренировка перед выступлением» . Его философия такова : «Ваше право — только работать, но не плоды этого. Пусть не плоды действия не будут вашей целью, и пусть ваша привязанность не будет к бездействию». – Шри Кришна скорбящему Арджуне (Бхагавадгита, главы II – 47) [ 28 ] [ 29 ]

Английский театр

[ редактировать ]

Шекспира Радж Бисария начал свою деятельность на английском языке с «Отелло» в 1966 году, поэтической пьесы Кристофера Фрая «Слишком частый Феникс» и абсурдной пьесы Эжена Ионеско «Урок» в 1967 году. Выбор этих двух пьес; Диаметрально противоположные по форме и содержанию, в одном шоу был эксперимент Раджа Бисарии. Это был кассовый провал. [ 30 ]

В 1967 году был достигнут значительный прогресс, когда Радж Бисария решил продюсировать и направить экзистенциал Жана-Поля Сартра «В камере» Эдны Сент-Винсент Миллей , «Арию да Капо» и перевод Рональда Дункана классических произведений XII века «Абелард и Элоиза» в трехчастной презентации, в Ноябрь 1967 года. Это были решающие постановки, поскольку аудитория TAW колебалась между потрясенным восхищением и шокированным отвращением. Четыре часа непрерывной драмы считались чересчур. [ 31 ]

Театр хинди и урду

[ редактировать ]

Радж Бисария с самого начала осознавал, что любая стоящая театральная деятельность должна опираться на хинди и другие индийские языки. Он стремился к сотрудничеству существовавших тогда театральных групп для реализации своих планов по созданию двуязычного театра в Лакхнау. Но его усилия не вызвали у них никакой реакции. Он даже принес права на постановку известной пьесы Мохана Ракеша «Адхе-Адхуре» , которую он не смог поставить из-за отсутствия подходящего актерского состава. В своем стремлении переключиться на драму на хинди он пригласил группы Дели поставить под эгидой TAW пьесы на хинди, чтобы заставить местные группы осознать потенциальные возможности и проблемы театра хинди. [ 32 ]

Первой пьесой TAW на хинди была «Баки Итихас» , перевод бенгальской пьесы Бадала Сиркара на драматической сцене. Это была нереалистичная презентация с использованием гигантских слайдов и специально разработанной музыки, первая подобная постановка в стране.

За Баки Итихасом последовал широкий спектр пьес в переводе с английского, бенгали, маратхи, каннада, в дополнение к пьесам, изначально написанным на хинди; Андха Аге, Суно Джанмеджая, Адхе-Адхуре , [ 33 ] Пещерные жители, Антигона, Гарбо, Кандида, Отец, Сыщик, Босиком в Афинах, [ 34 ] Смотритель и др. [ 35 ]

TAW считается главным героем театрального искусства, от классических пьес до экспериментальных. [ 36 ]

TAW вывел на сцену европейских и американских драматургов; в его репертуаре Шекспир , Шоу , Сартр , Ионеско , Фрай , Артур Миллер , Теннесси Уильямс , Ноэль Кауард , Рональд Дункан , Раттиган , Гарольд Пинтер , Энн Джеллико , Питер Шаффер , Эдвард Олби , Жан Ануй , Максвелл Андерсон. [ 37 ] и Ортон . [ 12 ]

По данным The Pioneer , динамизм постановок TAW, их стилистические эксперименты и режиссерская тонкость никогда не вызывали сомнений ни у одной из сторон авансцены. Но пьесы TAW оказались слишком радикальными в контексте существующих провинциальных настроений. [ 10 ] [ 38 ]

Академия драматического искусства Бхартенду

[ редактировать ]

Еще в 1973 году Радж Бисария, будучи театральным педагогом, предложил правительству штата открыть полупрофессиональный репертуарный театр в Уттар-Прадеше. В 1974 году правительство штата пошло еще на несколько шагов и попросило его разработать схему создания театральное училище, которое функционировало бы как полноценная академия драматического искусства. [ 39 ] [ 40 ]

Bhartendu Natya Akademi (BNA): Академия драматического искусства Бхартенду (BADA), основанная в 1975 году, стала первой в своем роде в большом поясе хинди в Бихаре, Уттар-Прадеше, Мадхья-Прадеше и Раджастане. Единственным другим учреждением является Национальная школа драмы в Дели . [ 41 ] С 1975 по 1986 год в почетной должности он отвечал за преподавание актерского мастерства и режиссуры (как теоретических, так и практических аспектов) западной драмы, от греков до наших дней; театральная критика и суждение, эстетика света и сценография. Он снова работал директором академии, а также директором ее репертуарной труппы с 1989 по 1992 год, с 1995 по 1997 год. [ 12 ]

Будучи театральным администратором с минимальным оборудованием, плохими средствами и незначительной инфраструктурой, он разработал и укрепил жизнеспособность и статус театральной школы, начиная с начального агентства по распространению театральных ноу-хау в 1976 году до профессиональной академии драматических искусств в 1981 году. . [ 10 ]

Стипендиальные проекты

[ редактировать ]

«Разум режиссера» - книга о режиссерах театров на хинди, выпущенная «Старшим стипендием» правительства Индии.

«Бабье лето Шекспира» - театральное исследование шекспировских пьес в Индии, проводимое высшим культурным сообществом Индии - «Национальным стипендией Тагора» (2013–14). [ 4 ]

Основные постановки в качестве режиссера

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Генри Сошински. «Кучаман» . Members.iinet.net.au . Проверено 18 февраля 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Такоре, Долли (3 июня 1984 г.). «Радж Бисария: основатель театрального движения хинди». Полдень, Мумбаи .
  3. ^ Jump up to: а б Арора, Гарима (26 мая 2015 г.). «Юлий Цезарь покоряет сердце» . Декан Вестник . Проверено 26 мая 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с «Стипендия Тагора для Раджа Бисарии». Hindustan Times, Лакхнау. 5 марта 2014 г.
  5. ^ Кала, г-н С.К. (5 января 1964 г.). «Вечер молодых актеров». Иллюстрированный еженедельник Индии : 51.
  6. ^ Jump up to: а б «Мастерская театрального искусства, Лакнау». Национальный вестник . 6 апреля 1969 года.
  7. ^ http://bna.noetic.in/english/founder_director.htm. Архивировано 15 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
  8. Мой роман с театром продолжается.
  9. ^ Jump up to: а б с д Саксена, Раджив (15 апреля 1990 г.). «Прекрасное безумие Раджа Бисарии ». Воскресный обозреватель .
  10. ^ Jump up to: а б с д Сагар, Ананд (26 марта 1978 г.). «Радж Бисария учится отдавать больше, чем получает». Пионер .
  11. ^ Jump up to: а б с «Учитель-драматург Бисария получает Падамшри». «Пионер», Лакхнау . 30 января 1990 года.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Панди, Маниш Чандра (20 февраля 2005 г.). «Для творческих театральных гениев еще не занавес». Hindustan Times, Лакхнау .
  13. Скончался старший театральный артист Падмашри Радж Бисария, долгое время находился на лечении (на хинди)
  14. ^ Сагар, Ананд (26 марта 1978 г.). «Радж Бисария учится отдавать больше, чем получает». «Пионер», Лакхнау .
  15. ^ Баджели, Диван Сингх (6 февраля 2014 г.). «Тонкая сторона жизни» . Ченнаи, Индия: The Hindu, Нью-Дели . Проверено 8 марта 2014 г.
  16. ^ Нараин, профессор С.К. (9 мая 1971 г.). «TAW: Новые усилия Бисарии». Sunday Magazine, National Herald .
  17. ^ «Режиссер без театра». «Пионер», Лакхнау . 23 февраля 1970 г.
  18. ^ «Мое лучшее еще впереди». Индус, Мадрас . 12 августа 1983 года.
  19. ^ «Радж Бисария оставляет публику ошеломленной». Северная Патрика, Аллахабад . 11 января 1997 года.
  20. ^ Агравал, Пратибха (2005). . ​Нью-Дели: Расрия Натья Видьялая. п. 397.ISBN  81-8197-010-1 .
  21. ^ Кала, Южная Каролина (11 июля 1971 г.). «Театр в Лакхнау». «Таймс оф Индия», Нью-Дели.
  22. ^ «Театр в Лакхнау». Таймс оф Индия . 11 июля 1971 года.
  23. ^ Пандже, Уша (8 марта 1970 г.). «Мастерская театрального искусства: Перекресток». Национальный вестник, Лакхнау.
  24. ^ Саксена, Раджив (15 апреля 1990 г.). «Прекрасное безумие Раджа Бисарии ». The Sunday Observer, Лакхнау .
  25. ^ Шеперд, Кейт (12 сентября 1971 г.). «Тет-а-тет с Бисарией». Национальный вестник, Лакхнау .
  26. ^ Кала, Южная Каролина (5 января 1964 г.). «Вечер молодых актеров». Иллюстрированный еженедельник Индии.
  27. ^ «Мастерская театрального искусства, Лакхнау». Национальный вестник, Лакхнау. 6 апреля 1969 года.
  28. ^ «Победа театра Лакнау вопреки всему». «Таймс оф Индия», Нью-Дели . 8 мая 1968 года.
  29. ^ «Мир – это сцена». Пионер . 1 февраля 1970 года.
  30. ^ Нараин, профессор С.К. (9 мая 1971 г.). «TAW: Новые усилия Бисарии». Национальный вестник, воскресный журнал.
  31. ^ «Незабываемый сценический спектакль». Национальный вестник . 6 мая 1967 года.
  32. ^ Найран, проф. СК (23 сентября 1984 г.). «TAW-Главный герой театрального искусства» «Пионер», Sunday Magazine, Лакхнау.
  33. ^ «Технически превосходная игра Adhe-Adhure». Индуист, Мадрас. Август 1983 года.
  34. ^ Jump up to: а б Дафтур, Свати (6 февраля 2015 г.). «Универсальные истины» . Индус . Проверено 17 февраля 2015 г.
  35. ^ Такоре, Долли (3 июня 1984 г.). «Радж Бисария: основатель театрального движения хинди». Полдень, Мумбаи.
  36. ^ Нараин, СК (23 сентября 1984 г.). «TAW-Главный герой театрального искусства». Пионер .
  37. ^ Jump up to: а б «Возвращение к философии!». Индостан Таймс . 12 апреля 2013 г.
  38. ^ Пандже, Уша (8 марта 1970 г.). «Мастерская театрального искусства: Перекресток». Национальный вестник .
  39. ^ Шривастава, Кришнаджи (февраль 1977 г.). «Бхартенду Натья Кендра». Сватантра Бхарат, Лакхнау .
  40. ^ «Маленькие дела жизни». Индийский экспресс, Мадрас . 30 июля 1983 года.
  41. ^ «Бхартенду Натья Кендра набирает популярность». Пионер . 13 февраля 1977 года.
  42. ^ Jump up to: а б Нагар, г-н Шарад (6 июня 1967 г.). «Урок в Лакнау-боксе». Принять .
  43. ^ Jump up to: а б «Редкое удовольствие для театралов». Национальный Вестник . 6 мая 1967 года.
  44. ^ «Любители крадут шоу». Энлайт . 10 июня 1967 года.
  45. ^ Jump up to: а б с «Меню из трех блюд». Энлайт . 6 января 1968 года.
  46. ^ « 'Сноровка' в Равиндралайе». Пионер . 31 марта 1968 года.
  47. ^ Jump up to: а б с «Хет-трик TAW - реализм, уклонение и абсурд». Пионер . 14 октября 1968 года.
  48. ^ «Лучше и лучше». Пионер . 21 октября 1968 года.
  49. ^ Шеперд, Кейт (5 сентября 1971 г.). «Одинокие шаги по доскам». Национальный вестник .
  50. ^ Jump up to: а б с Ачарья, Лена. «Десятилетие TAW». Национальный вестник .
  51. ^ Шаши (13 мая 1977 г.). « 'Суно Джанамеджая' - Критический обзор». Пионер, Лакхнау .
  52. ^ Мудраракшас (9–15 марта 1980 г.). «Андха Юг: Найе Ранг-Бодх Ки Талаш». Дхармаюг .
  53. ^ « 'Adhe Adhure' - технически превосходная игра». Индус, Мадрас . 14 августа 1983 года.
  54. ^ Jump up to: а б «Зонд в жизнь». Индус, Мадрас . 17 августа 1983 года.
  55. ^ « Сунити: блестящая постановка». «Таймс оф Индия», Лакхнау . 29 августа 1984 года.
  56. ^ Нагпал, Кавита (2 декабря 1989 г.). «Шаг в правильном направлении». «Хиндустан Таймс», Лакхнау .
  57. ^ Jump up to: а б «Смешанная реакция на пьесы TAW». «Таймс оф Индия», Лакхнау . Ноябрь 1984 года.
  58. ^ Панди, Ниши (23 января 2000 г.). «Радж вернулся с Раазом ». Hindustan Times, Лакхнау .
  59. ^ Манджул, Тараннум (12 ноября 2000 г.). «Человек в поисках идентичности». Hindustan Times, Лакхнау .
  60. ^ Агравал, Сурья (9 апреля 2008 г.). «Бисария снова с Макбетом». Hindustan Times, удачи .
  61. ^ «Театральная перемена!» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года.
  62. ^ Кришна, Шармила (19 мая 2010 г.). «Сохранить жизнь Шекспира на сцене». «Пионер», Лакхнау .
  63. ^ «Король Лир приводит в восторг публику». «Таймс оф Индия», Лакхнау . 19 мая 2010 г.
  64. ^ «Публикации Таймс оф Индия» . Lite.epaper.timesofindia.com. 19 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 28 января 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  65. ^ Jump up to: а б «TAW играет в это и как». Hindustan Times, Лакхнау . 15 февраля 2011 г.
  66. ^ Пахва, Минакши (19 февраля 2012 г.). «РАСКУШЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТЕАТРА». Hindustan Times, Luckonw .
  67. ^ «Садда Хак». Индостан Таймс . 20 марта 2012 г.
  68. ^ Продолжайте TAW! Архивировано 31 мая 2014 г. в Wayback Machine.
  69. ^ «Таймс оф Индия: Последние новости Индии, мировые и деловые новости, крикет и спорт, Болливуд» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года.
  70. ^ Баджели, Диван Сингх (6 февраля 2014 г.). «Тонкая сторона жизни» . Индус . Проверено 6 февраля 2014 г.
  71. ^ Баджели, Диван Сингх (27 июня 2013 г.). «Показ жизни такой, какая она есть» . Индус, Нью-Дели . Ченнаи, Индия . Проверено 15 июля 2013 г.
  72. ^ Сингх, Мадулика (1983). «В поисках счастья» . Индостан Таймс . 25 (1): 7–13. ПМК   3012371 . ПМИД   21847245 . Проверено 28 мая 2013 г.
  73. ^ «Трагедия отчуждения». Индостан Таймс . 20 августа 2014 г.
  74. ^ Чандра, Видита (21 августа 2014 г.). «Когда время игры становится серьезным». Таймс оф Индия .
  75. ^ Баджели, Диван Сингх (4 июня 2015 г.). «Цезарь возвращается на центральную сцену» . Индус . Проверено 11 июня 2015 г.
  76. ^ Нагпал, Кавита. «Юлий Цезарь чувствует свое присутствие в НСД» . asianage.com . Азиатский век . Проверено 15 июня 2015 г.
  77. ^ Сингх, Пиюш Чатерджи (3 марта 2016 г.). «Рааз Бисарии». Hindustan Times - HT City.
  78. ^ Jump up to: а б Верма, Радж Саран (4 февраля 2005 г.). «Весь мир – сцена». Дайник Ягран, удачи .
  79. ^ Награды Падма Шри (1990–1999)
  80. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  81. ^ «Добро пожаловать в Сангит Кала Кендра» . Sangitkalakendra.org . Проверено 18 февраля 2015 г.
  82. ^ Малик, Рохит. «18-я церемония вручения Мемориала Чамана Лала 2012 г. в Siri Fort Auditorium, август Кранти Марг > 19:00 14 апреля 2012 г.» . События в Дели . Проверено 18 февраля 2015 г.
  83. ^ Хусейн, Юсра. «Профессор Радж Бисария хочет привлечь Калидаса Саммана от правительства Мадхья-Прадеша для театра» . Таймс оф Индия . Проверено 7 июня 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80ea31cddb6a366fac6aeb3c01b6decc__1713717180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/cc/80ea31cddb6a366fac6aeb3c01b6decc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raj Bisaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)