Радж Бисария
Радж Бисария | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 16 февраля 2024 г. | (88 лет)
Другие имена | Раджу |
Род занятий | Театральный режиссер, актер, продюсер и педагог |
Заметная работа | Основатель Мастерской театрального искусства (TAW) и Академии драматического искусства Бхартенду. |
Супруг | Киран Радж Бисария [ 1 ] |
Веб-сайт | www.rajbisaria.com |
Радж Бисария (10 ноября 1935 - 16 февраля 2024) был индийским режиссером, продюсером, актером и педагогом, которого Пресс-траст Индии назвал «отцом современного театра в Северной Индии». [ 2 ] [ 3 ] Он основал Мастерскую театрального искусства в 1966 году, Академию драматического искусства Бхартенду в 1975 году и репертуарную труппу Академии драматического искусства Бхартенду в 1980 году. Он соединил художественные концепции Востока и Запада, традиционное и современное. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Радж Бисария родился 10 ноября 1935 года в Лакхимпур Кхери, объединенных провинциях Британской Индии (ныне штат Уттар-Прадеш ), в семье покойного П. Л. Бисарии и Лилавати Сингха. Он получил образование в колледже Колвина Талукдарса и Университете Лакхнау в Лакхнау и вышел на пенсию в качестве старшего профессора английской литературы из Университета Лакхнау. В 1969 году Бисария вышла замуж за Киран Кучаван; у пары есть дочь Раджина. [ 1 ]
Инициативу взяла на себя его университетская театральная группа, созданная в 1962 году. [ 5 ] Четыре года спустя Радж Бисария в 1966 году основал Мастерскую театрального искусства (TAW). [ 6 ] и Академия драматического искусства Бхартенду при правительстве Уттар-Прадеша в 1975 году и репертуарная труппа BNA в 1981 году. [ 7 ] [ 8 ] Он был первым человеком из Уттар-Прадеша, награжденным Падма Шри за работу в современном театре и вклад в развитие театра в Индии. [ 9 ]
Бисария пытался привить новое сознание в отношении драматического и исполнительского искусства, а также эстетическое осознание исполнительского искусства в северной Индии. [ 10 ] [ 11 ]
Бисария был отстранен от должности почетного директора Академии драматического искусства Бхартенду, и на него дважды нападали: сначала в 1988 году, а затем в 1995 году. [ 12 ]
Радж Бисария умер после борьбы с раком горла 16 февраля 2024 года в возрасте 88 лет. [ 13 ]
Театральное обучение
[ редактировать ]Внешнее театральное обучение Раджа Бисарии включало приглашение Британского совета в Лондоне посетить Великобританию и пройти стажировку в Британской драматической лиге (ныне Британская театральная ассоциация) в качестве продюсера, преподавателя драмы и судьи в 1969 году. [ 14 ]
Режиссер и дизайнер
[ редактировать ]Радж Бисария также был режиссером, знакомым как с западной классикой, так и с современными драматическими произведениями. [ 15 ]
Радж Бисария пытался обеспечить, чтобы драматическое и исполнительское искусство соответствовало профессиональной дисциплине и общалось через новую эстетическую среду. Его пьесы посвящены отношениям между мужчиной и женщиной и социальным вопросам, которые его особенно волнуют. [ 6 ] [ 16 ] Посредством постановок европейских и индийских пьес, начиная с 1966 года, Бисария как режиссер и художник представил широкий спектр современной мировой драмы. [ 11 ]
В основном используя свои собственные приемы и творческое выражение, он начал свою работу на английском языке, а затем с 1973 года стал использовать хиндустани в качестве разговорного средства выражения. Он поощрял народный театр в местном жанре Уттар-Прадеша, известный как Наутанки. [ 17 ]
В 1972 году он резко сместил акцент с современных евроамериканских постановок на пьесы на хинди современных индийских драматургов: Мохана Ракеша, Бадала Сиркара, Адья Рангачарья, Дхарамвира Бхарти, Шеша и Мохита Чаттерджи. [ 9 ]
За прошедшие годы Радж Бисария продюсировал и поставил более 75 театральных постановок. Кроме того, он руководил, продюсировал и руководил большим количеством постановок в Академии драматического искусства Бхартенду с 1975 по 1986 год и позже; а также в Национальной школе драмы и ее репертуарной труппе.
Среди его основных постановок — » Максвелла Андерсона «Босиком в Афинах ; Шекспировские « Юлий Цезарь» , «Макбет» , «Отелло» , «Король Лир» ; Джорджа Бернарда Кандида Шоу ; » Гарольда Пинтера «Смотритель ; Сартр « В камере » ; Ионеско » «Урок ; Стриндберга » «Отец , Жана Ануя » «Антигона ; и различные пьесы Чехова , Ионеско, Теннесси Уильямса , Шаффера и других. Среди его главных постановок индийских пьес — Дхарамвира Бхарати » « Андха Юг , Бадала Сиркара » «Баки Итихас , Адьи Рангачарьи » « Суно Джанмеджая , « Гарбо » Элкунчвара , Мохана Ракеша » «Аадхе-Адхуре » Мохита Чаттерджи и « Морская свинка . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Критика
[ редактировать ]Энн Джеллико Критики сочли «Уловку» Сартра отвратительным, а «В камере» Ионеско и «Урок» — слишком требовательными. [ 21 ] В команде TAW есть группа постоянных актеров, а также другие заинтересованные стороны для различных постановок. [ 22 ]
Нехватка людей и материала вынудила Раджа Бисарию поставить «Отелло» всего с четырьмя персонажами. И все же это было незабываемое выступление. Настойчивые усилия Раджа Бисарии дали результаты. [ 23 ]
Актер
[ редактировать ]Как актер театра, радио, телевидения и кино Бисария был известен с 1978 года как главный актер Доордаршана. [ 11 ] Как театральный актер Радж Бисария сыграл значительные роли в нескольких постановках, фильмах и телевидении TAW на английском и хинди. [ 24 ]
Бисария сыграла ведущие роли как минимум в двух десятках пьес на английском и хинди, таких как:
- Шеридана Школа скандала
- Пиранделло прав, ты прав (если ты так думаешь)
- Шоу Кандида
- Обнаженная труса со скрипкой
- Сартр в камере
- Шаффера Черная комедия
- Тома Стоппарда Настоящая собака-инспектор
- Осборн оглядывается во гневе
- Ортона Добыча
- Чаттерджи Морская свинка
- Оставшиеся истории Бадала Сирджара
- Элькунчавара Гарбо
- Акела Джив Садашив из Маткари
- по Шекспиру, «Король Лир» режиссёр Амаль Аллана
- Биви Натион Вали
- Май Во Нахи, режиссер Сушил Кумар Сингх
- «Апка Банти» Манно Бхандари, режиссер Амаль Аллана
- Камлешвар «Рет Пе Ликхе Наам»
- » Бадала Сирчара, « Пагла Года режиссер Раджан Саббарвал
- «Радж Се Сварадж», режиссёр Амаль Аллана
- Муззаффара Али Аагман
- Аагхат Говинда Нилхани [ 12 ]
Импресарио
[ редактировать ]Расширяющиеся интересы импресарио Раджа Бисарии привели к появлению в 1967 году пантомимы Иршада Панджатана , а в следующем году к представлению танцевальной труппы Мюррея Луи в США. Эта расширяющаяся деятельность и участие в исполнительском искусстве также привели к представлению классического танца Сонала Мансингха в 1970 году, дебюту группы Dishanter Ома Шивпури в 1972 году, выставке миниатюр Р. С. Бишта в 1973 году, Рихардом Шехнерсом в экологическом театре « представлению Матери». Courage and Her Children из Нью-Йорка в 1976 году и духовой квинтет Аннаполиса в 1981 году - все они были организованы по инициативе TAW Раджа Бисарии. [ 25 ]
Педагог
[ редактировать ]Как драматург, его главной заботой была попытка решить проблему творческой реинтерпретации классического и театрального искусства своего региона, чтобы оно оказалось в современной социальной значимости. С 1966 года он структурировал программы театрального обучения в UP посредством семинаров, а также курсов сертификаций и дипломов в Северной Индии. В 1975 году он основал для правительства UP вторую школу драмы в Индии: Академию драматического искусства Bhartendu Natya Akademi-Bhartendu . [ 2 ]
Радж Бисария как актер, режиссер и театральный педагог интересовался системой Константина Станиславского и Бертольта Брехта . Российский театральный деятель составил основу режиссуры и педагогики Раджа Бисарии в современном индийском театре. Позже он разработал собственную систему целостного актерского мастерства, выпустившую три поколения актеров и режиссеров. [ 10 ]
Мастерская театрального искусства
[ редактировать ]В декабре 1963 года десять участников организовали театральную постановку и провели программу « Вечер с молодыми актерами Эдны Сент-Винсент Миллей », в которую вошли «Ария да Капо» , сцены из «Двенадцатой ночи» и «Макбета» , «Отважного» и театрализованное чтение « Гамлета» , а также инсценировка стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока». Радж Бисария продюсировал и поставил всю пьесу, и он решил зарегистрировать театральную группу с управляющим органом, используя местные таланты. Театральная группа была двуязычной (английский и хинди) и занималась поощрением интереса к театральному ремеслу и развитием большего понимания театра, способности ценить драму и более четкого понимания идей и техники. [ 26 ]
К зиме 1965 года его планы были окончательно сформулированы. Никакой финансовой помощи пока не последовало. Наконец, он вложил в проект большую часть своего личного состояния, отобрал членов комитета, выбрал вероятную группу из четырех английских актеров и помощников и основал то, что с тех пор называлось Мастерской театрального искусства – театром для энтузиастов. в драме и смежных искусствах. [ 27 ]
Таким образом, в 1966 году Мастерскую театрального искусства ( TAW Радж Бисария в качестве президента и художественного руководителя основал ) с целью вызвать интерес к драматическому искусству среди молодежи и помочь им развить понимание актерского мастерства, режиссуры и смежных искусств. . Название «Мастерская театрального искусства» обозначает театр и смежные исполнительские виды искусства; его члены должны познакомиться с мастерскими методами репрезентации. TAW должна была стать обучающей организацией, а затем исполнительской группой, под девизом « тренировка перед выступлением» . Его философия такова : «Ваше право — только работать, но не плоды этого. Пусть не плоды действия не будут вашей целью, и пусть ваша привязанность не будет к бездействию». – Шри Кришна скорбящему Арджуне (Бхагавадгита, главы II – 47) [ 28 ] [ 29 ]
Английский театр
[ редактировать ]Шекспира Радж Бисария начал свою деятельность на английском языке с «Отелло» в 1966 году, поэтической пьесы Кристофера Фрая «Слишком частый Феникс» и абсурдной пьесы Эжена Ионеско «Урок» в 1967 году. Выбор этих двух пьес; Диаметрально противоположные по форме и содержанию, в одном шоу был эксперимент Раджа Бисарии. Это был кассовый провал. [ 30 ]
В 1967 году был достигнут значительный прогресс, когда Радж Бисария решил продюсировать и направить экзистенциал Жана-Поля Сартра «В камере» Эдны Сент-Винсент Миллей , «Арию да Капо» и перевод Рональда Дункана классических произведений XII века «Абелард и Элоиза» в трехчастной презентации, в Ноябрь 1967 года. Это были решающие постановки, поскольку аудитория TAW колебалась между потрясенным восхищением и шокированным отвращением. Четыре часа непрерывной драмы считались чересчур. [ 31 ]
Театр хинди и урду
[ редактировать ]Радж Бисария с самого начала осознавал, что любая стоящая театральная деятельность должна опираться на хинди и другие индийские языки. Он стремился к сотрудничеству существовавших тогда театральных групп для реализации своих планов по созданию двуязычного театра в Лакхнау. Но его усилия не вызвали у них никакой реакции. Он даже принес права на постановку известной пьесы Мохана Ракеша «Адхе-Адхуре» , которую он не смог поставить из-за отсутствия подходящего актерского состава. В своем стремлении переключиться на драму на хинди он пригласил группы Дели поставить под эгидой TAW пьесы на хинди, чтобы заставить местные группы осознать потенциальные возможности и проблемы театра хинди. [ 32 ]
Первой пьесой TAW на хинди была «Баки Итихас» , перевод бенгальской пьесы Бадала Сиркара на драматической сцене. Это была нереалистичная презентация с использованием гигантских слайдов и специально разработанной музыки, первая подобная постановка в стране.
За Баки Итихасом последовал широкий спектр пьес в переводе с английского, бенгали, маратхи, каннада, в дополнение к пьесам, изначально написанным на хинди; Андха Аге, Суно Джанмеджая, Адхе-Адхуре , [ 33 ] Пещерные жители, Антигона, Гарбо, Кандида, Отец, Сыщик, Босиком в Афинах, [ 34 ] Смотритель и др. [ 35 ]
TAW считается главным героем театрального искусства, от классических пьес до экспериментальных. [ 36 ]
TAW вывел на сцену европейских и американских драматургов; в его репертуаре Шекспир , Шоу , Сартр , Ионеско , Фрай , Артур Миллер , Теннесси Уильямс , Ноэль Кауард , Рональд Дункан , Раттиган , Гарольд Пинтер , Энн Джеллико , Питер Шаффер , Эдвард Олби , Жан Ануй , Максвелл Андерсон. [ 37 ] и Ортон . [ 12 ]
По данным The Pioneer , динамизм постановок TAW, их стилистические эксперименты и режиссерская тонкость никогда не вызывали сомнений ни у одной из сторон авансцены. Но пьесы TAW оказались слишком радикальными в контексте существующих провинциальных настроений. [ 10 ] [ 38 ]
Академия драматического искусства Бхартенду
[ редактировать ]Еще в 1973 году Радж Бисария, будучи театральным педагогом, предложил правительству штата открыть полупрофессиональный репертуарный театр в Уттар-Прадеше. В 1974 году правительство штата пошло еще на несколько шагов и попросило его разработать схему создания театральное училище, которое функционировало бы как полноценная академия драматического искусства. [ 39 ] [ 40 ]
Bhartendu Natya Akademi (BNA): Академия драматического искусства Бхартенду (BADA), основанная в 1975 году, стала первой в своем роде в большом поясе хинди в Бихаре, Уттар-Прадеше, Мадхья-Прадеше и Раджастане. Единственным другим учреждением является Национальная школа драмы в Дели . [ 41 ] С 1975 по 1986 год в почетной должности он отвечал за преподавание актерского мастерства и режиссуры (как теоретических, так и практических аспектов) западной драмы, от греков до наших дней; театральная критика и суждение, эстетика света и сценография. Он снова работал директором академии, а также директором ее репертуарной труппы с 1989 по 1992 год, с 1995 по 1997 год. [ 12 ]
Будучи театральным администратором с минимальным оборудованием, плохими средствами и незначительной инфраструктурой, он разработал и укрепил жизнеспособность и статус театральной школы, начиная с начального агентства по распространению театральных ноу-хау в 1976 году до профессиональной академии драматических искусств в 1981 году. . [ 10 ]
Стипендиальные проекты
[ редактировать ]«Разум режиссера» - книга о режиссерах театров на хинди, выпущенная «Старшим стипендием» правительства Индии.
«Бабье лето Шекспира» - театральное исследование шекспировских пьес в Индии, проводимое высшим культурным сообществом Индии - «Национальным стипендией Тагора» (2013–14). [ 4 ]
Основные постановки в качестве режиссера
[ редактировать ]- Февраль 1966 года. Отелло на английском языке. [ 42 ] — Уильям Шекспир , ( TAW )
- Май 1967 г.: «Феникс слишком часто» на английском языке. [ 43 ] [ 44 ] – Кристофер Фрай , (TAW)
- Май 1967 г. Урок английского языка. [ 42 ] [ 43 ] – Эжен Ионеско , (TAW)
- Ноябрь 1967 г. В камере на английском языке [ 45 ] – Жан-Поль Сартр , (TAW)
- Ноябрь 1967 г. Ария Да Капо на английском языке [ 45 ] – Эдна Ст. Винсент Миллей (TAW)
- Ноябрь 1967 г. Абеляр и Элоиза на английском языке. [ 45 ] – Рональд Дункан , (TAW)
- Март 1968 г. Ум на английском языке [ 46 ] – Энн Джеллико , (TAW)
- Октябрь 1968 г. Hello Out There на английском языке [ 47 ] – Уильям Сароян , (TAW)
- Октябрь 1968 г. История зоопарка на английском языке. [ 47 ] – Эдвард Олби , (TAW)
- Октябрь 1968 г. Белые лжецы на английском языке. [ 47 ] [ 48 ] – Питер Шаффер , (TAW)
- Май 1971 г. Черная комедия на английском языке Питера Шаффера (TAW) [ 49 ]
- Сентябрь 1972 г. Скажи, кто ты по-английски. Кейт Уотерхаус и Уиллис Холл (TAW). [ 50 ]
- Февраль 1974 г. Лут на английском языке Джо Ортон (TAW) [ 50 ]
- Май 1973 г. Баки Итихас на хинди Бадал Сиркар (TAW) [ 50 ]
- Июнь 1973 г. Морская свинка на хинди Мохит Чаттерджи (TAW), режиссер Манохар Сингх.
- 1973 Андхон Ка Хати на хинди Шарад Джоши , (TAW)
- Июль 1974 г. Слушайте Джанмеджая на хинди Адья Рангачарья , (TAW) [ 51 ]
- Январь 1975 г. Акела Джив Садашив на хинди Ратнакер Маткари (TAW).
- Июнь 1977 г. Антигона на урду Жан Ануй (TAW)
- 1979 Гуфаваси - Пещерные жители на хинди Уильям Сароян , (TAW) [ 9 ]
- 1979 Андха Юг на хинди Дхарамвир Бхарати ( Академия драматического искусства Бхартенду ) [ 52 ]
- Август 1981, 1983 Аадхе-Адхуре на хинди Мохан Ракеш , (TAW) [ 53 ]
- Февраль 1983 г. «Королевская охота за солнцем» на хинди Питер Шаффер (TAW)
- Август 1983 г. Гарбо на хинди Махеш Элькунчавар (TAW) [ 54 ]
- Август 1984 г. Сунити - Кандида на хинди Джордж Бернард Шоу (TAW) [ 54 ] [ 55 ]
- 1984 Бахут Бада Савал на хинди Мохан Ракеш ( Академия драматического искусства Бхартенду )
- 1984 Баки Итихас на хинди Бадал Сиркар ( Академия драматического искусства Бхартенду )
- Декабрь 1989–1990 Юлий Цезарь на хинди Уильям Шекспир ( Академия драматического искусства Бхартенду ) [ 56 ]
- Апрель 1995 г. Hot Air на хинди , Ференц Каринти , (TAW) [ 57 ]
- Апрель 1995 г. «Тупой официант» на хинди , Гарольд Пинтер (TAW) [ 57 ]
- 1990 и 2000 Рааз - Сыщик на хинди Энтони Шаффер (TAW) [ 58 ]
- 1989 и 2000 Пита - Отец на хинди Август Стриндберг (TAW) [ 59 ]
- Апрель 2007 г. Кандида на хинди , Джордж Бернард Шоу ( Национальная школа драмы ).
- Май 2008 г. «Макбет» на хинди, Уильям Шекспир ( Академия драматического искусства Бхартенду ) [ 60 ] [ 61 ]
- Декабрь 2008 г. Отелло на урду, Уильям Шекспир (Репертуарная компания Национальной школы драматического искусства)
- Май 2010 г. Король Лир на хинди, Уильям Шекспир , ( Академия драматического искусства Бхартенду ) [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- Февраль 2011 г. Пейзаж и тишина на английском языке Гарольд Пинтер , (TAW) [ 65 ]
- Февраль 2011 г. Горный язык на хинди Гарольд Пинтер , (TAW) [ 65 ]
- Февраль 2012 г. Белые лжецы на хинди Питер Шаффер , (TAW) [ 66 ]
- Март 2012 г. Антигона на урду Жан Ануй , (TAW) [ 67 ]
- Февраль 2013 г. Босиком в Афинах на хинди Максвелл Андерсон , (TAW), [ 34 ] [ 37 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
- Май 2013 Чайка на хинди Антон Чехов ( Академия драматического искусства Бхартенду ) [ 71 ] [ 72 ]
- Август 2014 г. Смотритель на хинди Гарольд Пинтер (TAW) [ 73 ] [ 74 ]
- Май 2015 г. Юлий Цезарь на хинди, Уильям Шекспир , Национальная школа драмы. [ 3 ] [ 75 ] [ 76 ]
- Март 2016 г. Рааз Сыщик , на хинди Энтони Шаффер (TAW) [ 77 ]
Почести
[ редактировать ]- Сангит Натак Академи , Премия Уттар-Прадеша за режиссуру - 1988. Он отказался от награды. [ 78 ]
- Падма Шри [ 79 ] - 1990 г., за вклад в развитие современного индийского театра , правительство Индии стало первым театральным деятелем из Уттар-Прадеша, удостоенным такой чести. [ 9 ]
- Яш Бхарти - 1994 г. - Награда за выдающиеся заслуги в 1994 г. от правительства Уттар-Прадеша . [ 78 ]
- УП Ратна – 1996 – Всеиндийская конференция интеллектуалов по театральной режиссуре и вкладу в средства массовой информации .
- Почетная награда за выдающиеся заслуги - НПО Helpage India - 1997 г.
- Фан-Вибхушан, НПО, Общество Бхартия Функар, UP – 1998.
- Академия драматического искусства Бхартенду – признание его уникальных заслуг и вклада в качестве ее основателя-директора – 2000 г.
- Центральной академии Сангит Натак за режиссуру - 2004. Премия [ 12 ] [ 80 ]
- Национальная школа драмы получила признание за совокупный вклад в развитие театра Индии. [ 12 ]
- Адитья Викрам Бирла Калашиххар Пураскар – Премия за заслуги перед жизнью – 2010 г. [ 81 ]
- Премия Мемориала Чамана Лала – за заслуги перед театральным миром – 2012 г. [ 82 ]
- Национальная стипендия Тагора (Высшая премия Индии за культурные исследования) - за «Бабье лето Шекспира» - театральное исследование шекспировских пьес в Индии (2013–2014). [ 4 ]
- Правительство Мадхья-Прадеша вручило ему престижную национальную премию Калидаса Саммана за 2015–2016 годы за достижения в театре. Церемония прошла 10 ноября в Удджайне, в день рождения тогдашнего 80-летнего мужчины. [ 83 ]
- Премия Дурдаршана Д.Д. за заслуги перед жизнью, Уттар-Прадеш , 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Генри Сошински. «Кучаман» . Members.iinet.net.au . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Такоре, Долли (3 июня 1984 г.). «Радж Бисария: основатель театрального движения хинди». Полдень, Мумбаи .
- ^ Jump up to: а б Арора, Гарима (26 мая 2015 г.). «Юлий Цезарь покоряет сердце» . Декан Вестник . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Стипендия Тагора для Раджа Бисарии». Hindustan Times, Лакхнау. 5 марта 2014 г.
- ^ Кала, г-н С.К. (5 января 1964 г.). «Вечер молодых актеров». Иллюстрированный еженедельник Индии : 51.
- ^ Jump up to: а б «Мастерская театрального искусства, Лакнау». Национальный вестник . 6 апреля 1969 года.
- ^ http://bna.noetic.in/english/founder_director.htm. Архивировано 15 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ↑ Мой роман с театром продолжается.
- ^ Jump up to: а б с д Саксена, Раджив (15 апреля 1990 г.). «Прекрасное безумие Раджа Бисарии ». Воскресный обозреватель .
- ^ Jump up to: а б с д Сагар, Ананд (26 марта 1978 г.). «Радж Бисария учится отдавать больше, чем получает». Пионер .
- ^ Jump up to: а б с «Учитель-драматург Бисария получает Падамшри». «Пионер», Лакхнау . 30 января 1990 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Панди, Маниш Чандра (20 февраля 2005 г.). «Для творческих театральных гениев еще не занавес». Hindustan Times, Лакхнау .
- ↑ Скончался старший театральный артист Падмашри Радж Бисария, долгое время находился на лечении (на хинди)
- ^ Сагар, Ананд (26 марта 1978 г.). «Радж Бисария учится отдавать больше, чем получает». «Пионер», Лакхнау .
- ^ Баджели, Диван Сингх (6 февраля 2014 г.). «Тонкая сторона жизни» . Ченнаи, Индия: The Hindu, Нью-Дели . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Нараин, профессор С.К. (9 мая 1971 г.). «TAW: Новые усилия Бисарии». Sunday Magazine, National Herald .
- ^ «Режиссер без театра». «Пионер», Лакхнау . 23 февраля 1970 г.
- ^ «Мое лучшее еще впереди». Индус, Мадрас . 12 августа 1983 года.
- ^ «Радж Бисария оставляет публику ошеломленной». Северная Патрика, Аллахабад . 11 января 1997 года.
- ^ Агравал, Пратибха (2005). . Нью-Дели: Расрия Натья Видьялая. п. 397.ISBN 81-8197-010-1 .
- ^ Кала, Южная Каролина (11 июля 1971 г.). «Театр в Лакхнау». «Таймс оф Индия», Нью-Дели.
- ^ «Театр в Лакхнау». Таймс оф Индия . 11 июля 1971 года.
- ^ Пандже, Уша (8 марта 1970 г.). «Мастерская театрального искусства: Перекресток». Национальный вестник, Лакхнау.
- ^ Саксена, Раджив (15 апреля 1990 г.). «Прекрасное безумие Раджа Бисарии ». The Sunday Observer, Лакхнау .
- ^ Шеперд, Кейт (12 сентября 1971 г.). «Тет-а-тет с Бисарией». Национальный вестник, Лакхнау .
- ^ Кала, Южная Каролина (5 января 1964 г.). «Вечер молодых актеров». Иллюстрированный еженедельник Индии.
- ^ «Мастерская театрального искусства, Лакхнау». Национальный вестник, Лакхнау. 6 апреля 1969 года.
- ^ «Победа театра Лакнау вопреки всему». «Таймс оф Индия», Нью-Дели . 8 мая 1968 года.
- ^ «Мир – это сцена». Пионер . 1 февраля 1970 года.
- ^ Нараин, профессор С.К. (9 мая 1971 г.). «TAW: Новые усилия Бисарии». Национальный вестник, воскресный журнал.
- ^ «Незабываемый сценический спектакль». Национальный вестник . 6 мая 1967 года.
- ^ Найран, проф. СК (23 сентября 1984 г.). «TAW-Главный герой театрального искусства» «Пионер», Sunday Magazine, Лакхнау.
- ^ «Технически превосходная игра Adhe-Adhure». Индуист, Мадрас. Август 1983 года.
- ^ Jump up to: а б Дафтур, Свати (6 февраля 2015 г.). «Универсальные истины» . Индус . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Такоре, Долли (3 июня 1984 г.). «Радж Бисария: основатель театрального движения хинди». Полдень, Мумбаи.
- ^ Нараин, СК (23 сентября 1984 г.). «TAW-Главный герой театрального искусства». Пионер .
- ^ Jump up to: а б «Возвращение к философии!». Индостан Таймс . 12 апреля 2013 г.
- ^ Пандже, Уша (8 марта 1970 г.). «Мастерская театрального искусства: Перекресток». Национальный вестник .
- ^ Шривастава, Кришнаджи (февраль 1977 г.). «Бхартенду Натья Кендра». Сватантра Бхарат, Лакхнау .
- ^ «Маленькие дела жизни». Индийский экспресс, Мадрас . 30 июля 1983 года.
- ^ «Бхартенду Натья Кендра набирает популярность». Пионер . 13 февраля 1977 года.
- ^ Jump up to: а б Нагар, г-н Шарад (6 июня 1967 г.). «Урок в Лакнау-боксе». Принять .
- ^ Jump up to: а б «Редкое удовольствие для театралов». Национальный Вестник . 6 мая 1967 года.
- ^ «Любители крадут шоу». Энлайт . 10 июня 1967 года.
- ^ Jump up to: а б с «Меню из трех блюд». Энлайт . 6 января 1968 года.
- ^ « 'Сноровка' в Равиндралайе». Пионер . 31 марта 1968 года.
- ^ Jump up to: а б с «Хет-трик TAW - реализм, уклонение и абсурд». Пионер . 14 октября 1968 года.
- ^ «Лучше и лучше». Пионер . 21 октября 1968 года.
- ^ Шеперд, Кейт (5 сентября 1971 г.). «Одинокие шаги по доскам». Национальный вестник .
- ^ Jump up to: а б с Ачарья, Лена. «Десятилетие TAW». Национальный вестник .
- ^ Шаши (13 мая 1977 г.). « 'Суно Джанамеджая' - Критический обзор». Пионер, Лакхнау .
- ^ Мудраракшас (9–15 марта 1980 г.). «Андха Юг: Найе Ранг-Бодх Ки Талаш». Дхармаюг .
- ^ « 'Adhe Adhure' - технически превосходная игра». Индус, Мадрас . 14 августа 1983 года.
- ^ Jump up to: а б «Зонд в жизнь». Индус, Мадрас . 17 августа 1983 года.
- ^ « Сунити: блестящая постановка». «Таймс оф Индия», Лакхнау . 29 августа 1984 года.
- ^ Нагпал, Кавита (2 декабря 1989 г.). «Шаг в правильном направлении». «Хиндустан Таймс», Лакхнау .
- ^ Jump up to: а б «Смешанная реакция на пьесы TAW». «Таймс оф Индия», Лакхнау . Ноябрь 1984 года.
- ^ Панди, Ниши (23 января 2000 г.). «Радж вернулся с Раазом ». Hindustan Times, Лакхнау .
- ^ Манджул, Тараннум (12 ноября 2000 г.). «Человек в поисках идентичности». Hindustan Times, Лакхнау .
- ^ Агравал, Сурья (9 апреля 2008 г.). «Бисария снова с Макбетом». Hindustan Times, удачи .
- ^ «Театральная перемена!» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года.
- ^ Кришна, Шармила (19 мая 2010 г.). «Сохранить жизнь Шекспира на сцене». «Пионер», Лакхнау .
- ^ «Король Лир приводит в восторг публику». «Таймс оф Индия», Лакхнау . 19 мая 2010 г.
- ^ «Публикации Таймс оф Индия» . Lite.epaper.timesofindia.com. 19 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 28 января 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «TAW играет в это и как». Hindustan Times, Лакхнау . 15 февраля 2011 г.
- ^ Пахва, Минакши (19 февраля 2012 г.). «РАСКУШЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТЕАТРА». Hindustan Times, Luckonw .
- ^ «Садда Хак». Индостан Таймс . 20 марта 2012 г.
- ^ Продолжайте TAW! Архивировано 31 мая 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Таймс оф Индия: Последние новости Индии, мировые и деловые новости, крикет и спорт, Болливуд» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года.
- ^ Баджели, Диван Сингх (6 февраля 2014 г.). «Тонкая сторона жизни» . Индус . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Баджели, Диван Сингх (27 июня 2013 г.). «Показ жизни такой, какая она есть» . Индус, Нью-Дели . Ченнаи, Индия . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Сингх, Мадулика (1983). «В поисках счастья» . Индостан Таймс . 25 (1): 7–13. ПМК 3012371 . ПМИД 21847245 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ «Трагедия отчуждения». Индостан Таймс . 20 августа 2014 г.
- ^ Чандра, Видита (21 августа 2014 г.). «Когда время игры становится серьезным». Таймс оф Индия .
- ^ Баджели, Диван Сингх (4 июня 2015 г.). «Цезарь возвращается на центральную сцену» . Индус . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Нагпал, Кавита. «Юлий Цезарь чувствует свое присутствие в НСД» . asianage.com . Азиатский век . Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ Сингх, Пиюш Чатерджи (3 марта 2016 г.). «Рааз Бисарии». Hindustan Times - HT City.
- ^ Jump up to: а б Верма, Радж Саран (4 февраля 2005 г.). «Весь мир – сцена». Дайник Ягран, удачи .
- ^ Награды Падма Шри (1990–1999)
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Добро пожаловать в Сангит Кала Кендра» . Sangitkalakendra.org . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Малик, Рохит. «18-я церемония вручения Мемориала Чамана Лала 2012 г. в Siri Fort Auditorium, август Кранти Марг > 19:00 14 апреля 2012 г.» . События в Дели . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Хусейн, Юсра. «Профессор Радж Бисария хочет привлечь Калидаса Саммана от правительства Мадхья-Прадеша для театра» . Таймс оф Индия . Проверено 7 июня 2017 г.