Оглянись во гневе
Оглянись во гневе | |
---|---|
![]() Плакат производства 1957 года [ 1 ] | |
Написал | Джон Осборн |
Персонажи | Джимми Портер Элисон Портер Клифф Льюис Хелена Чарльз Полковник Редферн [ 2 ] |
Дата премьеры | 8 мая 1956 г. |
Место премьеры | Королевский придворный театр , Лондон |
Язык оригинала | Английский |
Предмет | Британская классовая система , брак, женоненавистничество |
Жанр | реализм |
Параметр | Однокомнатная квартира, английский Мидлендс , 1950-е годы. |
«Оглянись во гневе» (1956) — реалистическая пьеса Джона Осборна . В центре внимания — жизнь и супружеская борьба умного и образованного, но разочаровавшегося молодого человека рабочего происхождения Джимми Портера и его столь же компетентной, но бесстрастной представительницы высшего среднего класса жены Элисон, . В число второстепенных персонажей входят Клифф Льюис, дружелюбный валлийский жилец, который пытается сохранить мир; и Хелена Чарльз, снобистская подруга Элисон. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Осборн черпал вдохновение из своей личной жизни и неудачного брака с Памелой Лейн, когда писал «Оглянись во гневе» , что стало его первой успешной работой в качестве драматурга. Пьеса породила термин « разгневанные молодые люди суровый реализм » для описания Осборна и представителей его поколения, которые использовали в театре в отличие от более эскапистского театра, который характеризовал предыдущее поколение. [ 6 ] Этот суровый реализм привел к тому, что «Оглянись во гневе» стал одним из первых примеров драмы о кухонной раковине в театре.
Пьеса была благосклонно принята в театральной среде, имела огромный коммерческий успех, транслировалась в Вест-Энде и на Бродвее и даже гастролировала в Москве. Ему приписывают превращение Осборна из борющегося драматурга в богатую и знаменитую личность, а также он получил премию Evening Standard Drama Award как самый многообещающий драматург 1956 года. пьесу к одноименному фильму адаптировал Тони Ричардсон . в главных ролях с Ричардом Бертоном и Мэри Юр , который был выпущен в 1959 году. Производство фильма начато примерно в 1958 году. [ 7 ] [ 8 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Акт 1
[ редактировать ]Действие 1 начинается мрачным апрельским воскресным днем на тесном чердаке Джимми и Элисон в Мидлендсе . Джимми и Клифф читают воскресные газеты, а также радикальный еженедельник «по цене девять пенсов , который можно приобрести в любом книжном киоске», как огрызается Джимми, требуя его от Клиффа. Это отсылка к New Statesman , и в контексте того периода она сразу же сигнализировала бы аудитории о политических предпочтениях этой пары. Элисон пытается гладить за неделю и лишь наполовину слушает, как Джимми и Клифф ведут разъясняющий диалог.
Становится очевидным, что между Джимми и Элисон существует огромная социальная пропасть. Ее семья принадлежит к верхушке среднего класса, а Джимми принадлежит к рабочему классу. Ему пришлось упорно бороться с неодобрением ее семьи, чтобы завоевать ее. «Мы с мамой Элисон взглянули друг на друга, и с тех пор эпоха рыцарства умерла», - объясняет он. Мы также узнаем, что единственный доход семьи происходит от продажи кондитерских изделий на местном рынке - предприятие, которое, безусловно, значительно ниже образования Джимми, не говоря уже о «жизненном положении» Элисон.
По ходу первого акта Джимми становится все более и более оскорбительным, перенося свое презрение к семье Элисон на нее лично, называя ее «малодушной» и вообще принижая ее по отношению к Клиффу. (Некоторые актеры разыгрывают эту сцену так, как будто Джимми думает, что все это просто шутка, в то время как другие играют так, как будто он действительно ее раздражает.) Тирада заканчивается физической игрой, в результате которой гладильная доска переворачивается, а рука Элисон обжигается. Джимми уходит, чтобы сыграть на трубе за пределами сцены.
Элисон наедине с Клиффом признается, что случайно беременна и не может заставить себя рассказать об этом Джимми. Клифф убеждает ее рассказать ему. Когда Джимми возвращается, Элисон объявляет, что ее подруга-актриса Хелена Чарльз приезжает погостить; Джимми презирает Хелену даже больше, чем Элисон, он приходит в ярость.
Акт 2
[ редактировать ]Второй акт начинается в другое воскресенье днем, когда Хелена и Элисон готовят обед. В сцене с участием двух рук Элисон говорит, что решила выйти замуж за Джимми из-за ее собственный небольшой бунт против своего воспитания и ее восхищение кампаниями Джимми против запущенности жизни в послевоенной Англии. Она описывает Джимми Хелене как « рыцаря в сияющих доспехах ». Хелена твердо говорит: «Тебе придется сразиться с ним».
Входит Джимми, и тирада продолжается. Если его материал из первого акта можно было бы разыграть как шутку, нет никаких сомнений в преднамеренной злобности его нападок на Хелену. Когда женщины надевают шляпы и заявляют, что идут в церковь, чувство предательства Джимми достигает пика. Когда он уходит, чтобы срочно позвонить, Хелена объявляет, что она решила эту проблему. Она отправила телеграмму родителям Элисон с просьбой прийти и «спасти» ее. Элисон ошеломлена, но соглашается, что пойдет.
На следующий вечер отец Элисон, полковник Редферн, приезжает забрать ее и отвезти обратно в семейный дом. Драматург позволяет полковнику показаться вполне симпатичным персонажем, хотя и совершенно оторванным от современного мира, как он сам признается. «Тебе больно, потому что все изменилось, - говорит ему Элисон, - а Джимми больно, потому что все осталось по-прежнему». Хелена приходит попрощаться, собираясь сама очень скоро уйти. Элисон удивлена, что Хелена остается еще на день, но уходит, передав Клиффу записку для Джимми. Клифф, в свою очередь, передает его Хелене и уходит, говоря: «Надеюсь, он засунет это тебе в ноздри».
Почти сразу же врывается Джимми. Его презрение к находке «прощальной» записки заставляет его снова наброситься на Хелену, предупреждая ее, чтобы она держалась у него на пути, пока она не уйдет. Хелена сообщает ему, что Элисон ждет ребенка, и Джимми неохотно признается, что он опешил. Однако его тирада продолжается. Сначала они доходят до физических ударов, а затем, когда занавес второго акта опускается, Джимми и Хелена страстно целуются и падают на кровать.
Акт 3
[ редактировать ]Акт 3 начинается как преднамеренное повторение Акта 1, но на этот раз Хелена сидит за гладильной доской в красной рубашке Джимми из первого акта. Прошли месяцы. Джимми гораздо приятнее относится к Хелене, чем к Элисон в первом акте. Она действительно смеется над его шутками, и все трое (Джимми, Клифф и Хелена) попадают в комедийную программу мюзик-холла , которая явно не является импровизацией. Клифф объявляет, что решил действовать самостоятельно. Когда Джимми выходит из комнаты, чтобы подготовиться к последней вечеринке для них троих, он открывает дверь и обнаруживает Элисон, выглядящую как смерть. Он бросает через плечо: «Твой друг хочет видеть тебя» и резко уходит.
Элисон объясняет Хелене, что она потеряла ребенка (в одной из самых жестоких речей Джимми в первом акте выражалось желание, чтобы Элисон зачала ребенка и потеряла его). Две женщины примиряются, но Хелена понимает, что то, что она сделала, аморально, и, в свою очередь, решает уйти. Она вызывает Джимми, чтобы услышать ее решение, и он отпускает ее с саркастическим прощанием.
Спектакль заканчивается сентиментальным примирением Джимми и Элисон. Они возрождают старую игру, в которую играли, притворяясь медведями и белками, и, кажется, находятся в состоянии перемирия.
Предыстория пьесы
[ редактировать ]Написано за 17 дней в шезлонге на Моркам . пирсе [ 9 ] [ 10 ] «Оглянись во гневе» - это во многом автобиографическая пьеса, основанная на несчастливом браке Осборна с актрисой Памелой Лейн и их жизни в тесноте Дерби . [ 11 ] В то время как Осборн стремился к карьере в театре, Лейн был более практичным и материалистичным. [ нужна ссылка ] Это также основано на ранней жизни Осборна; например, мучительная речь о том, как он стал свидетелем смерти любимого человека, была повторением смерти его отца Томаса.
Однако больше всего его запомнили тирады Джимми. Некоторые из них направлены против всеобщего самодовольства британского среднего класса в постатомном мире. Многие из них направлены против женских персонажей, что является отчетливым отголоском беспокойства Осборна по отношению к женщинам, включая его мать, Нелли Беатрис, которую он описывает в своей автобиографии «Лучший класс человека » как «лицемерную, эгоцентричную, расчетливую и безразличную». [ 12 ] Мэдлин, потерянная любовь Джимми, основана на Стелле Линден , старшей актрисе представительской компании, которая первой вдохновила Осборна писать. [ нужна ссылка ] После первой постановки в Лондоне Осборн завязал отношения с Мэри Юр , сыгравшей Элисон; он развелся со своей первой женой (пяти лет назад) Памелой Лейн, чтобы жениться на Юре в 1957 году.
Актерский состав и персонажи
[ редактировать ]Характер | Дебют в Вест-Энде | Бродвейский дебют | Возрождение Вест-Энда | Внебродвейское возрождение |
---|---|---|---|---|
1956 | 1957 | 1989 | 2012 | |
Джимми Портер | Кеннет Хэй | Кеннет Брана | Мэтью Рис | |
Элисон Портер | Мэри Юр | Эмма Томпсон | Сара Голдберг | |
Клифф Льюис | Алан Бейтс | Джеральд Хоран | Адам Драйвер | |
Хелена Чарльз | Хелена Хьюз | Вивьен Драммонд | Шивон Редмонд | Шарлотта Парри |
Полковник Редферн | Джон Уэлш | Эдвард Джусбери | Н/Д |
Персонажи :
- Джимми Портер — «сердитый молодой человек из пьесы», находящийся в противоречии с британским высшим классом.
- Элисон Портер — самодовольная, но неудовлетворенная жена Джимми.
- Клифф Льюис - спокойный друг из рабочего класса и сосед Джимми и Эллисон по комнате.
- Хелена Чарльз - подруга из высшего общества, у которой роман с Джимми.
- Полковник Редферн — отец Элисон, британский полковник, ранее дислоцированный в Индии .
Производство
[ редактировать ]Премьера спектакля состоялась в лондонском театре Royal Court Theater 8 мая 1956 года на сцене English Stage Company под руководством Тони Ричардсона в постановке Алана Тэгга и музыке к песням Тома Иствуда . В пресс-релизе автор назван « разгневанным молодым человеком » — фраза, которая стала обозначать новое движение в британском театре 1950-х годов. Зрители якобы ахнули при виде гладильной доски на лондонской сцене. [ 13 ]
Актерский состав был следующим: Кеннет Хэй (Джимми), Алан Бейтс (Клифф), Мэри Юр (Элисон), Хелена Хьюз (Хелена Чарльз) и Джон Уэлш (полковник Редферн). В следующем году постановка переехала на Бродвей под руководством продюсера Дэвида Меррика и режиссера Тони Ричардсона . Сохранив первоначальный состав, но с Вивьен Драммонд в главной роли в роли Хелены, он получил три номинации на премию «Тони» , в том числе за лучшую пьесу и лучшую драматическую женскую роль за «Уре».
Критический прием
[ редактировать ]На момент выхода фильма « Оглянись во гневе» отзывы были крайне негативными. Кеннет Тайнан и Гарольд Хобсон были среди немногих критиков, высоко оценивших его, и теперь они считаются одними из наиболее влиятельных критиков того времени.
Например, в программе « Критики» на радио BBC Айвор Браун начал свою рецензию с описания места действия пьесы — однокомнатной квартиры в Мидлендсе — как «невыразимо грязного и убожеского», так что ему было трудно «поверить, что дочь полковника , воспитанный по каким-то стандартам», жил бы в нем. Он выразил гнев по поводу того, что посмотрел что-то, что «тратило [его] время». Daily Mail из Сесил Уилсон написал, что красота Мэри Юр была «растрачена» на жалкую жену, которая, «судя по времени, которое она тратит на глажку, похоже, взяла на себя стирку всей страны». Действительно, Элисон, героиня Юра, гладит одежду в первом акте, готовит обед во втором акте и оставляет глажение своей сопернице в третьем акте.
С другой стороны, Кеннет Тайнан писал, что он «не мог любить никого, кто не хотел увидеть « Оглянись во гневе », описывая пьесу как «маленькое чудо», содержащее «все качества... которые человек отчаялся когда-либо увидеть». на сцене — дрейф к анархии, инстинктивная левая позиция, автоматический отказ от «официальных» взглядов, сюрреалистическое чувство юмора (например, Джимми описывает женоподобного друга-мужчину как «женщину Эмили Бронте »), непринужденную распущенность, чувство отсутствия крестового похода, за который стоит бороться, и, лежащее в основе всего этого, решимость, что ни один из умерших не останется неоплаканным». Гарольд Хобсон также быстро осознал важность пьесы «как вехи британского театра». Он похвалил Осборна за пьесу, несмотря на то, что « шоры все еще закрывают его зрение».
Алан Силлито , автор книг «Субботний вечер», «Воскресное утро» и «Одиночество бегуна на длинные дистанции » (обе книги также являются частью движения «разгневанных молодых людей»), писал, что Осборн «не внес вклад в британский театр, он пустился в путь». мину и взорвал большую ее часть».
Другие известные постановки
[ редактировать ]Бейтс повторил свою роль Клиффа Льюиса вместе с Драммондом в роли Хелены Чарльз в ITV « Пьесе недели» в 1956 году, вскоре после премьеры театральной постановки. Ричард Паско и Дорин Арис взяли на себя роли Джимми и Элисон Портер соответственно. Режиссерами выступили Ричардсон и Сильвио Наризцано .
в Постановку труппы театра «Ренессанс» августе 1989 года в Лирическом театре в Лондоне поставила Джуди Денч с Кеннетом Браной и Эммой Томпсон . [ 14 ] Телевизионная версия постановки транслировалась в Великобритании в декабре того же года. [ 15 ] [ 16 ] В 1995 году Грег Херсов поставил постановку на Королевской бирже в Манчестере с Майклом Шином в роли Джимми, Клэр Скиннер в роли Элисон, Домиником Роуэном в роли Клиффа и Гермионой Норрис в роли Хелены. [ 17 ] [ 18 ] В 1999 году Херсов поставил вторую постановку, снова с Майклом Шином в главной роли, в Королевском национальном театре в Лондоне. [ 19 ] [ 20 ]
В 2012 году он был адаптирован Сэмом Голдом за пределами Бродвея с Мэтью Рисом , Адамом Драйвером и Сарой Голдберг в главных ролях в Театральной труппе Roundabout . [ 21 ] В адаптации 2024 года снимутся Морфидд Кларк и Билли Хоул. [ 22 ]
Продолжение
[ редактировать ]В 1989 году Осборн написал продолжение пьесы под названием «Дежавю» , которая впервые была поставлена в 1992 году. Дежавю изобразил Джимми Портера, теперь известного как Джей-Пи, в среднем возрасте, живущего со своей дочерью Элисон. Он разглагольствует о состоянии страны своему старому другу Клиффу, пока его Элисон гладит, как это сделала ее мать в « Оглянись назад» . Спектакль не имел коммерческого успеха и закрылся через семь недель. Это была последняя пьеса Осборна. [ 23 ]
Киноадаптации
[ редактировать ]- Британская экранизация с Ричардом Бертоном , Клэр Блум и Мэри Юр в главных ролях, режиссер Тони Ричардсон , была снята в 1958 году и выпущена в 1959 году. Сценарий был написан автором пьесы Джоном Осборном вместе с Найджелом Нилом . Дизайн интерьера был выполнен Лаудоном Сентхиллом . Фильм был номинирован в четырех категориях на премию BAFTA 1959 года , включая номинацию Ричарда Бертона на лучшую мужскую роль, но не выиграл ни одну из них. В США фильм провалился в прокате .
- Версия , выпущенная в 1980 году, была снята Линдси Андерсон и Дэвидом Хью Джонсом .
- В декабре 1989 года постановка Джуди Денч пьесы, поставленной ранее в этом году, была преобразована ею в телевизионную постановку , в которой снимались Кеннет Брана и Эмма Томпсон . [ 24 ] [ 16 ]
Радиоадаптации
[ редактировать ]- Радиопостановка с Дэвидом Теннантом в роли Джимми Портера и Иэном Маккелленом в роли полковника, поставленная Ричардом Уилсоном, была показана BBC 30 апреля 2016 года. [ 25 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Свитер с высоким воротником « Оглянись в гневе » и жена, гладящая одежду в комбинезонах, стали символами, которые одновременно представляли движение «Злые молодые люди» и которые высмеивали другие. [ 26 ]
СМИ
[ редактировать ]- Эпизод комедийного сериала радио BBC « Полчаса Хэнкока» отдает дань уважения игре Осборна на «Фестивале драмы Ист-Чим» (1958). В этом эпизоде обычный актерский состав имитирует ряд театральных жанров , а «Оглянись во гневе» переделано в «Оглянись в голоде - новая пьеса Голодного молодого человека, мистера Джона Истборна». Сценаристы Алан Симпсон и Рэй Гальтон имитируют некоторые элементы пьесы Осборна: от выступлений Джимми против беззаконий современной жизни до ценностей буржуазной жизни среднего класса. Эпизод «Воскресный полдень дома» (1958) начинается с поразительного сходства с началом пьесы Осборна: Хэнкок и Сид Джеймс сидят, читают газеты и жалуются, что им нечего делать.
- SCTV (сезон 4, эпизод 2) пародировал пьесу и ее жанр в фильме «Оглянись назад в кровавой ярости» в качестве участника британского кинофестиваля, посвященного разгневанным молодым людям.
- « Эд Вуд : Оглянись на Ангору», документальный фильм 1994 года об Эде Вуде, режиссере фильмов категории B , выпущенный Rhino Home Video . Переодевшийся свитер , Вуд часто носил ангорский а ангорская ткань используется во многих его фильмах.
- В «Студия 60 на Сансет-Стрип» американском телесериале Аарона Соркина персонаж Энди Макино переводит «Оглянись во гневе» на голландский язык.
- «Оглянись с досадой» — название ретроспективного эпизода Дарья ». мультсериала «
- Джимми Шайв-Оверли, один из главных героев сериала FX « Ты худший» , назван в честь Джимми. [ 27 ]
Музыка
[ редактировать ]- Джимми Портер появляется в роли главного героя - старше, все более слабым, но все еще злым - в песне группы The Albion Band "Ash on an Old Man's Sleeve" из их альбома 1989 года " Give Me a Saddle, I'm Trade You a Car" . [ 28 ]
- «Look Back in Anger» — песня британского певца Дэвида Боуи из его альбома Lodger 1979 года , но здесь нет никакой связи с пьесой, только общее название.
- «Look Back in Anger» — песня британской рок-группы Television Personalities из их первого альбома ...And Don’t the Kids Just Love It (1981).
- « Don’t Look Back in Anger » — песня британской рок-группы Oasis из их альбома (What’s the Story) Morning Glory? .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Архивная коллекция Виктории и Альберта . [1]
- ^ GradeSaver. «Оглянитесь назад во гневных персонажах» . www.gradesaver.com .
- ^ «Введение в книгу «Оглянись во гневе»» . Британская библиотека .
- ^ «Оглянитесь назад во гневе. Краткое содержание — eNotes.com» . электронные заметки .
- ^ Биллингтон, Майкл (30 марта 2015 г.). «Оглянитесь во гневе: как Джон Осборн освободил театральный язык» – через www.theguardian.com.
- ^ Прасад, GJV (30 ноября 2017 г.). Потерянный характер: критические очерки о том, как оглянуться назад в гневе . Макмиллан Индия Лимитед. ISBN 9781403909466 – через Google Книги.
- ^ Прексль, Лидия (17 июня 2009 г.). Трагедия Джимми Портера: Обзор критических мнений о «Оглянись во гневе» и разработка диссертации . ГРИН Верлаг. ISBN 9783640349319 – через Google Книги.
- ^ Денисон, Патрисия Д. (6 декабря 2012 г.). Джон Осборн: Сборник дел . Рутледж. ISBN 9781136546679 – через Google Книги.
- ^ Майкл Биллингтон. «Оглянитесь во гневе: как Джон Осборн освободил театральный язык» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ «Оглянитесь назад во гневе: «Еще один никель в машине» . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Осборн 1991, стр. 1–4.
- ^ Осборн 1982
- ^ Эллис, Саманта (21 мая 2003 г.). «Оглянись во гневе, май 1956 года» . Хранитель . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Страница Theatricalia, интернет-ссылка, посвященная этой постановке.
- ↑ Майкл Биллингтон , The Guardian, 8 февраля 2012 г. Стоит подождать: почему «Оглянись во гневе» равен Годо [2]
- ^ Jump up to: а б Серц 2008 , с. 71.
- ^ Тейлор, Пол (30 января 1995 г.). «Больше в печали, чем в гневе» . Независимый . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Зьерц 2008 , с. 72.
- ^ Вольф, Мэтт (2 августа 1999 г.). «Оглянись во гневе» . Разнообразие . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Зьерц 2008 , с. 73.
- ^ «Оглянуться назад во гневе» . Театральная труппа «Карусель» . Проверено 8 августа 2024 г.
- ^ «Breaking Baz: Морфидд Кларк и Билли Хоул возглавляют горячую театральную постановку в Лондоне, получившую название «Сезон гнева и молодежи»» . Крайний срок.
- ^ Шейла Стоуэлл «Дорогая, я взорвала эго», Патриция Д. Денисон, Джон Осборн: Сборник дел, стр. 167 и далее.
- ↑ Майкл Биллингтон , The Guardian, 8 февраля 2012 г. Стоит подождать: почему «Оглянись во гневе» равен Годо [3]
- ^ «Джон Осборн — Оглянись во гневе» . Радио Би-би-си . Би-би-си . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ «Почему разгневанные молодые люди Британии вскипают» . Жизнь . 26 мая 1958 г. с. 138 . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ @stephenfalk (17 января 2020 г.). "@MacabreMacabre1 Да!" ( Твит ) – через Твиттер .
- ↑ Примечания на обложке альбома: «Этот великий антигерой Джимми Портер жив и получает пенсию в «Пепле на рукаве старика». Благодарность выражается… Джону Осборну, который, конечно же, написал « Оглянись во гневе », сделал Джимми легендой».
Источники
[ редактировать ]- Серц, Алекс (2008). Джон Осборн «Оглянись во гневе» . Блумсбери. ISBN 9781441175052 . Проверено 30 ноября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Осборн, Джон (1982). Лучший класс человека: автобиография, 1929–56 (изд. в мягкой обложке). Penguin Books Ltd. ISBN издательства 978-0-14-006288-5 .
- Осборн, Джон (1991). Почти джентльмен: автобиография, 1955–66 (изд. в мягкой обложке). Фабер и Фабер. ISBN 0-571-16635-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]