Линдси Андерсон
Линдси Андерсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Линдси Гордон Андерсон 17 апреля 1923 г. |
Умер | 30 августа 1994 г. Ангулем , Франция | (71 год)
Образование | Челтнемский колледж , Глостершир |
Альма-матер | Колледж Уодэм, Оксфорд |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1948–1993 |
Линдси Гордон Андерсон (17 апреля 1923 г. - 30 августа 1994 г.) [ 1 ] — британский художественного , театрального и документального режиссер кино , кинокритик , лидер движения «Свободное кино» и британской «Новой волны» . [ 2 ] [ 3 ] Больше всего его помнят по фильму 1968 года « Если...» , который получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 1969 году и ознаменовал Малкольма Макдауэлла . кинематографический дебют [ 4 ] Он также известен, хотя и не является профессиональным актером, тем, что сыграл второстепенную роль в , получившем премию «Оскар» фильме 1981 года «Огненные колесницы» . В 2007 году Макдауэлл снял документальный фильм о своем опыте общения с Андерсоном « Никогда не извиняйся» . [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Линдси Гордон Андерсон родился в Бангалоре , Южная Индия , где его отец служил в составе королевских инженеров . 17 апреля 1923 года [ 6 ] [ 7 ] Его отец капитан (впоследствии генерал-майор) Александр Васс Андерсон. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] был офицером британской армии, приехавшим из Шотландии, а его мать Эстель Белл Гассон родилась в Квинстауне, Южная Африка , в семье торговца шерстью. [ 11 ] [ 12 ] Родители Линдси расстались в 1926 году, и Эстель вернулась в Англию с сыновьями; однако они попытались помириться в 1932 году в Бангалоре, и когда Эстель вернулась в Англию, она была беременна третьим сыном, Александром Вассом Андерсоном. [ 11 ] Андерсоны развелись, и в 1936 году Эстель снова вышла замуж за майора Катберта Сани. [ 11 ] Отец Линдси женился во второй раз в Индии; хотя Гэвин Ламберт пишет в книге «В основном о Линдси Андерсон: Мемуары» (Faber and Faber, 2000, стр. 18), что Александр Васс Андерсон «вычеркнул (свою первую семью) из своей жизни», не делая никаких упоминаний о них в своей книге « Кто есть?» Приехав , Линдсей часто виделся со своим отцом и присматривал за его домом и собаками, когда его не было. [ 13 ]
И Линдси, и его старший брат Мюррей Андерсон (1919–2016) получили образование в школе Святого Ронана в Уортинге , Западный Суссекс , и в Челтнем-колледже . [ 14 ] [ 15 ] Именно в Челтнеме Линдсей встретил своего друга и биографа на всю жизнь, сценариста и романиста Гэвина Ламберта . [ 11 ] Линдси выиграла стипендию для изучения классической литературы в колледже Уодэм в Оксфордского университета 1942 году. [ 11 ]
Андерсон служил в армии с 1943 по 1946 год, сначала в 60-м Королевском стрелковом корпусе , а затем в последний год Второй мировой войны в качестве криптографа в Разведывательном корпусе в Экспериментальном центре беспроводной связи в Дели . [ 7 ] Андерсон помог прибить красный флаг к крыше столовой младших офицеров в Аннан-Парбате в августе 1945 года, после того как была подтверждена победа Лейбористской партии на всеобщих выборах . [ 16 ] Полковник не одобрил этого, вспоминал он десятилетие спустя, но к ним не было применено никаких дисциплинарных мер.
Линдси вернулась в Оксфорд в 1946 году, но перешла с классического обучения на английский; [ 11 ] он окончил институт в 1948 году. [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Кинокритика
[ редактировать ]Прежде чем заняться кинопроизводством, Андерсон был известным кинокритиком, писавшим для влиятельного журнала Sequence (1947–52), который он основал вместе с Гэвином Ламбертом , Питером Эрикссоном и Карелом Рейсом ; [ 11 ] позже писал статьи для Британского института кино журнала «Sight and Sound» и левого политического еженедельника « New Statesman» . [ 6 ] В полемической статье 1956 года «Встань, встань» для журнала «Вид и звук » он подверг критике современные критические практики, в частности стремление к объективности . Взяв в качестве примера некоторые комментарии, сделанные Алистером Куком в 1935 году, где Кук утверждал, что как критик он не придерживается политики, Андерсон ответил:
Проблемы приверженности прямо заявлены, но лишь внешне обозначены. …Отрицание моральной ответственности критика является специфическим; но только ценой принесения в жертву своего достоинства. … [Эти предположения:] приверженность либеральным или гуманным ценностям; оговорка, что с этим нельзя заходить слишком далеко; принятие тона, который позволяет писателю уклоняться с помощью юмора, [означает], что фундаментальные вопросы игнорируются». [ 16 ] [ нужны разъяснения ]
После серии показов, которые он и Национального кинотеатра программист Карел Рейс организовали для проведения независимого производства короткометражных фильмов им самим и другими, он разработал философию кино, которая нашла выражение в том, что к концу 1950-х годов стало известно как движение «Свободное кино» . [ 17 ] Это была вера в то, что британское кино должно порвать со своими классовыми взглядами и что неметрополитическую Британию следует показывать на экранах страны. Он уже начал сам снимать фильмы, начав в 1948 году с документального фильма «Знакомство с пионерами » о фабрике по производству ленточных конвейеров. [ 18 ]
Андерсон вошел в Совет управляющих Британского института кино в 1969 году с целью усилить поддержку независимых британских режиссеров, но покинул эту должность всего через год. [ 19 ]
Кинопроизводство
[ редактировать ]Вместе с Карелом Рейсом , Тони Ричардсоном и другими он получил финансирование из различных источников (включая Ford of Britain ), и каждый из них снял серию коротких документальных фильмов на различные темы. Один из первых короткометражных фильмов Андерсона «Дети четверга» (1954), посвященный образованию глухих детей, снятый в сотрудничестве с Гаем Брентоном, другом по Оксфорду, получил « Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм в 1954 году. [ 6 ] «Дети четверга» хранились в Киноархиве Академии в 2005 году. [ 20 ]
Эти фильмы, созданные под влиянием одного из героев Андерсона, французского режиссера Жана Виго , и снятые в традициях британских документальных фильмов Хамфри Дженнингса , во многом предвосхитили соцреализм британского кино, возникший в следующем десятилетии благодаря «Субботнему вечеру » Рейша. и «Воскресное утро» Ричардсона (1960), «Одиночество бегуна на длинные дистанции» » самого Андерсона (1962) и «Эта спортивная жизнь (1963), продюсером которых выступил Рейс. В то время фильм Андерсона получил неоднозначные отзывы и не имел коммерческого успеха.
Андерсона, пожалуй, больше всего помнят как режиссера по его « трилогии о Мике Трэвисе », в которой Малкольм Макдауэлл играет главную роль: «Если…» (1968), сатира на государственные школы; О счастливчик! (1973) «Путешествием паломника» роуд-муви, вдохновленный ; и Больница «Британия» (1982), фантазия, стилистическое влияние которой оказало популистское крыло британского кино, представленное фильмами ужасов «Хаммер» и комедиями «Продолжай». [ 5 ]
В 1981 году Андерсон сыграл роль магистра колледжа Кая Кембриджского университета в фильме «Огненные колесницы» .
В 1950 году Андерсон познакомился с Джоном Фордом , что привело к созданию одной из стандартных книг об этом режиссере — «О Джоне Форде» Андерсона (1983). Книга, основанная на полудюжине встреч на протяжении более двух десятилетий и изучении творчества этого человека на протяжении всей жизни, была описана как «одна из лучших книг, опубликованных режиссером о кинорежиссере». [ 21 ]
В 1985 году продюсер Мартин Льюис пригласил Андерсона вести хронику Wham! визит в Китай , один из первых визитов западных поп-артистов, результатом которого стал фильм Wham! в Китае: Чужое небо . В своем дневнике 31 марта 1985 года он признался, что «не интересуется Wham!» или Китаем и просто «делает это ради денег». [ 22 ] Собственная версия тура Андерсона под названием If You Were There так и не была выпущена после того, как Джордж Майкл возражал против версии Андерсона, в которую вошли только четыре песни тура, и Андерсон был уволен из проекта, а Майкл превратил фильм в Wham! в Китае: Чужое небо . [ 23 ]
В 1986 году Андерсон был членом жюри 36-го Берлинского международного кинофестиваля . [ 24 ]
Андерсон также был выдающимся британским театральным режиссером. Он долгое время был связан с лондонским театром Royal Court Theater , где он был со-художественным руководителем в 1969–70 и заместителем художественного руководителя в 1971–75, руководя премьерными постановками пьес Дэвида Стори и других.
В 1992 году, будучи близким другом актрис Джилл Беннетт и Рэйчел Робертс , Андерсон включил трогательный эпизод в свой автобиографический BBC « фильм И это все, что есть?» , с прогулкой на лодке по реке Темзе (несколько их профессиональных коллег и друзей на борту), чтобы развеять их прах по воде, пока музыкант Алан Прайс пел песню « Is That All There Is? ».
Каждый год Международный фестиваль документального кино в Амстердаме ( IDFA ) дает известному режиссеру возможность показать свои личные 10 любимых фильмов. В 2007 году иранский режиссер Мазиар Бахари включил в О стране грез» и «Каждый день, кроме Рождества» (1957), рекорд дня на старом рынке Ковент-Гардена свой список 10 лучших классических фильмов в истории документального кино « .
Личная жизнь
[ редактировать ]Гэвина Ламберта В мемуарах « В основном о Линдси Андерсон » написано, что Андерсон был гомосексуалистом и подавлял свою ориентацию, что было воспринято другими его друзьями как предательство. [ 25 ] В ноябре 2006 года Малкольм Макдауэлл рассказал The Independent , что, по его мнению, Андерсон гей, и сказал:
Я знаю, что он был влюблен в Ричарда Харриса, звезду первого полнометражного фильма Андерсона « Эта спортивная жизнь» . Я уверен, что то же самое было со мной, Альбертом Финни и остальными. Это не было чем-то физическим. Но я полагаю, что он всегда влюблялся в своих ведущих людей. Он всегда выбирал кого-то, кто был недостижим, потому что он был гетеросексуалом . [ 26 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Андерсон умер от сердечного приступа 30 августа 1994 года в возрасте 71 года.
После публикации дневников и сборников сочинений Андерсона в 2004 году возродился интерес к исследованиям Андерсона, включая несколько отредактированных сборников и монографий, рассматривающих его работу с различных критических точек зрения. [ 27 ] Столетие со дня рождения Андерсона в 2023 году было отмечено специальными мероприятиями в Университете Стерлинга, где в настоящее время хранятся документы Андерсона.
Театральные постановки
[ редактировать ]Весь Королевский двор, Лондон, если не указано иное:
- Ожидание Лестера Эббса ( Кэтлин Салли , 1957)
- Длинный, короткий и высокий ( Уиллис Холл , 1959)
- Прогресс в парк ( Алан Оуэн , 1959)
- Суд над Кобом и Личем/Джаззетри ( Кристофер Лог , 1959)
- Танец сержанта Масгрейва ( Джон Арден , 1959)
- «Белые мальчики-лилии» (Гарри Куксон и Кристофер Лог, 1960)
- Испытания Лога: Антигона/Коб и Лич (Кристофер Лог, 1960)
- Дневник сумасшедшего ( адаптация Гоголя , 1963)
- Бокс и Кокс ( Джон Мэддисон Мортон , 1961)
- «Разжигатели огня» ( Макс Фриш , 1961)
- Юлий Цезарь ( Уильям Шекспир , 1964)
- Андорра (Макс Фриш, Национальный театр в Олд Вик , 1964)
- «Вишневый сад» ( Антон Чехов , Чичестерский фестивальный театр , 1966)
- Недопустимые доказательства ( Джон Осборн , Современный театр, Варшава, 1966)
- Подрядчик ( Дэвид Стори , 1969)
- Дом (Дэвид Стори, также Театр Мороско, Нью-Йорк, 1970)
- Раздевалка (Дэвид Стори, 1971)
- Ферма (Дэвид Стори, 1973)
- Класс жизни (Дэвид Стори, 1974)
- На празднике (Дэвид Стори, 1974)
- «Что видел дворецкий» ( Джо Ортон , 1975)
- «Чайка» (Антон Чехов, Лирический театр , 1975); в репертуаре с
- Кровать позавчера ( Бен Трэверс , Lyric Theater, 1975)
- Зимородок ( Дом Уильяма Дугласа , Lyric Theater 1977, Билтмор, штат Нью-Йорк, 1978)
- Мальчики Алисы ( Фелисити Браун и Джонатан Хейс, Театр Савой , 1978)
- Ранние дни (Дэвид Стори, Национальный театр Коттесло , 1980)
- Гамлет ( Королевский театр, Стратфорд-Ист , 1981)
- Холли и плющ ( Виньярд Браун , Roundabout New York, 1982)
- «Вишневый сад» (Антон Чехов, Королевский театр «Сенная» , 1983)
- Плейбой западного мира ( Джон Миллингтон Синдж , 1984)
- Возрождение праздника (Дэвид Стори, Манхэттенский театральный клуб , Нью-Йорк, 1984)
- Холидей ( Филип Барри , Олд Вик, 1987)
- Марш на Россию (Дэвид Стори, Национальный театр Литтелтона , 1989)
- «Рыбалка» ( Фрэнк Граймс , Warehouse Theater , 1991)
- Сцены (Дэвид Стори, Национальный театр Коттесло , 1992)
Фильмография
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]Год | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
1963 | Эта спортивная жизнь | Номинация — Золотая пальмовая ветвь |
1967 | Белый автобус | Короткометражный фильм, также продюсер |
1968 | если.... | Также продюсер Золотая пальмовая ветвь Номинация — Премия BAFTA за лучшую режиссуру. |
1973 | О счастливчик! | Также продюсер Номинация — Золотая пальмовая ветвь |
1975 | На празднике | |
1982 | Больница Британия | Fantasporto Приз зрительских симпатий Номинация — Золотая пальмовая ветвь Номинация — Голд Хьюго |
1986 | Если бы ты был там | Документальный фильм |
1987 | Августовские киты | |
1992 | Это все, что есть? | Псевдодокументальный фильм ; также писатель |
Телевидение
[ редактировать ]Год | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
1956–1957 | Приключения Робин Гуда | 5 серий |
1972 | Играйте сегодня | Эпизод: « Домой » |
1979 | Старая толпа | Телевизионный фильм |
1980 | Оглянись во гневе | Телевизионный фильм |
1986 | Бесплатное кино | Телевизионный документальный фильм |
1987 | Бастер Китон: Трудный поступок, которому нужно следовать | Документальный фильм (рассказчик) |
1989 | Слава! Слава! | Телевизионный фильм |
Документальные короткометражные фильмы
[ редактировать ]Год | Заголовок |
---|---|
1948 | Знакомство с пионерами |
1949 | Бездельники, которые работают |
1952 | Магистральный конвейер |
1952 | Три установки |
1954 | Дети четверга |
1955 | Дети наверху |
1955 | Генри |
1955 | Зеленая и приятная земля |
1955 | Нога и рот |
1955 | Энергия прежде всего |
1955 | Сто тысяч детей |
1955 | £20 в тонну |
1956 | О Страна грез |
1957 | Уэйкфилд Экспресс |
1957 | Каждый день, кроме Рождества |
1959 | Марш в Олдермастон |
1967 | Урок пения |
Действуя
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1968 | Недопустимые доказательства | Барристер | |
1973 | О счастливчик! | Кинорежиссер | В титрах не указан |
1981 | Огненные колесницы | Мастер Кая | |
1991 | Узник чести | военный министр | Телевизионный фильм |
1992 | Во всем виноват посыльный | г-н Маршалл | Голос |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Андерсон, Линдси Гордон». Кто был кем в Америке, 1993–1996, том. 11 . Нью-Провиденс, Нью-Джерси: Маркиз Кто есть Кто. 1996. с. 6 . ISBN 0-8379-0225-8 .
- ^ 25 лет английской сценической труппы при Королевском дворе , Ричард Финдлейтер (редактор) Amber Lane Press, 1981. ISBN 0-906399-22-X
- ^ Curtain Times: Нью-Йоркский театр 1965–67 , Отис Л. Гернси-младший, Аплодисменты 1987 ISBN 0-936839-23-6
- ^ «Архив Каннского кинофестиваля» . 1969. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Катсулис, Жаннет (14 августа 2008 г.). «Игривая дань актера режиссеру-диссиденту» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Линдси Андерсон | Биография и кинокарьера» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грэм, Эллисон (1981). Линдси Андерсон . Архивы Университета Стерлинга: Twayne Publishers.
- ^ «Александр Васс Андерсон – Национальная портретная галерея» . www.npg.org.uk. Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Офицеры британской армии 1939–1945 — А» . www.unithistories.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Дневники Линдси Андерсон, Линдси Андерсон, изд. Пол Саттон, Bloomsbury, 2004, Введение, стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гэвин., Ламберт (2000). Главным образом о Линдси Андерсон: мемуары . Лондон: Фабер. ISBN 0-571-17775-1 . OCLC 44015535 .
- ^ Британское общество с 1945 года: Социальная история Великобритании с пингвинами, Артур Марвик, Penguin Books, 1996, стр. 127
- ^ Возвращение к Линдси Андерсону: неизвестные аспекты кинорежиссера, изд. Эрик Хедлинг, Кристоф Дюпен, Пэлгрейв Макмиллан, 2016, с. 120
- ^ «Мюррей Андерсон» . 27 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 30 января 2019 г. - через www.thetimes.co.uk.
- ^ «Мюррей Андерсон, пилот – некролог» . Телеграф . 28 апреля 2016 г. ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Sight and Sound , осень 1956 г., перепечатано в журнале Пола Райана (редактор) Никогда не извиняйся: Сборник сочинений , 2004 г., Лондон: Plexus, стр. 218-32, 228, 226. Эта статья была перепечатана в сокращенной форме в журналах Universities and Left Review 1: 1, весна 1957 г., стр. 44-48, 46, 46, находится в сети здесь. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine , хотя воспроизведена только часть второй ссылки.
- ^ Чайлдс, Питер; Сторри, Майк, ред. (2002). «Андерсон, Линдси». Энциклопедия современной британской культуры . Лондон: Рутледж. п. 23.
- ^ Хедлинг, Эрик; Дюпен, Кристоф (2016). Возвращение к Линдси Андерсон: неизвестные аспекты кинорежиссера . Великобритания: Спрингер. п. 02. ISBN 978-1-137-53943-4 .
- ^ Стерритт, Дэвид (зима 2012 г.). «Рецензия на книгу: Джеффри Ноуэлл-Смит; Кристоф Дюпен: Британский институт кино, правительство и кинокультура, 1933–2000». Фильм Ежеквартально . 66 (2): 56.
- ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ↑ Дэвид Кастелл, Daily Telegraph , цитируется на задней обложке британского издания в мягкой обложке.
- ^ Пол Саттон (редактор) Линдси Андерсон: Дневники , 2004, Лондон: Метуэн, стр. 434
- ^ Трайхорн, Крис (7 июля 2023 г.). «Мёртвые собаки, капиталистическая критика и всего четыре песни: когда Wham! раздавил китайский фильм Линдси Андерсон» . Хранитель .
- ^ «Берлинале: Жюри 1986 года» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 14 января 2011 г.
- ↑ Линдси Андерсон: Позвольте мне рассказать вам о Линдси. Архивировано 19 августа 2020 года в Wayback Machine The Independent , 21 февраля 2002 года. Проверено 1 января 2017 года.
- ↑ Джеффри Макнаб «Малкольм Макдауэлл: Линдси Андерсон и я» , The Independent , 15 ноября 2006 г. Проверено 11 мая 2009 г. О чувствах Андерсона к Ричарду Харрису в то время, Эта спортивная жизнь» когда в 1962 году снималась « , см. Пола Саттона ( ред .) Дневники: Линдси Андерсон , 2004, Лондон: Метуэн, глава 3, особенно стр. 77–80.
- ^ Изод, Джон и др. (2012) Линдси Андерсон: Авторство в кино . (Британские кинематографисты) Манчестер: Издательство Манчестерского университета. Хедлинг, Эрик и Дюпен, Кристоф. (2016) Возвращение к Линдси Андерсон: неизвестные аспекты кинорежиссера . Лондон и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. Кухня, Уилл. (2023) Фильм, отрицание и свобода: капитализм и романтическая критика . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic.
Библиография
[ редактировать ]- О Джоне Форде (1983) ISBN 0-85965-014-6
- Фильм, отрицание и свобода: капитализм и романтическая критика Уилла Китчена (2023) ISBN 979-8765105535
- Сход с ума в Голливуде и жизни с Линдси Андерсон, Дэвид Шервин (1996) ISBN 0233989668
- Дневники Линдси Андерсон изд. Пол Саттон (2004) ISBN 0-413-77397-3
- Никогда не извиняйтесь: собрание сочинений Линдси Андерсон (2004) ISBN 0-85965-317-X
- Линдси Андерсон: Авторство в кино (британские кинематографисты) Джон Изод и др. (2012) АСИН B00SLT0DCC
- Линдси Андерсон: режиссер-индивидуалист Эрик Хедлинг (1998) ISBN 0304336068
- Шесть английских кинематографистов (2014) ISBN 978-0957246256 — Андерсон и его коллеги беседуют с Саттоном.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Линдси Андерсон – Праздник [ постоянная мертвая ссылка ]
- Линдси Андерсон на IMDb
- Мемориальный фонд Линдси Андерсон. Архивировано 18 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- Портреты Линдси Андерсон в Национальной портретной галерее, Лондон
- Посмотрите O Dreamland на FourDocs. Архивировано 23 мая 2009 г. на Wayback Machine.
- «Экранонлайн» BFI на Free Cinema. Архивировано 6 марта 2021 года в Wayback Machine.
- «Онлайн-экран» BFI для Линдси Андерсон. Архивировано 9 июля 2011 года в Wayback Machine.
- Архив Линдси Андерсон в Университете Стерлинга, Шотландия. Архивировано 20 января 2021 года в Wayback Machine.
- Библиография Линдси Андерсон. Архивировано 8 октября 2018 г. в Wayback Machine (через Калифорнийский университет в Беркли).
- 1923 рождения
- 1994 смертей
- Англичане шотландского происхождения
- Британские кинорежиссеры
- Британские режиссеры-экспериментаторы
- Британские кинокритики
- Люди, получившие образование в Челтнемском колледже
- Выпускники колледжа Уодэм в Оксфорде
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Режиссеры из Бангалора
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Солдаты Королевского стрелкового корпуса
- Солдаты разведывательного корпуса
- Военнослужащие Британской Индии
- Управляющие Британского института кино