Джо Ортон
Джо Ортон | |
---|---|
![]() В 1964 году | |
Рожденный | Джон Кингсли Ортон 1 января 1933 г. Лестер , Англия |
Умер | 9 августа 1967 г. Ислингтон , Лондон, Англия | ( 34 года
Причина смерти | Убийство путем избиения |
Образование | Королевская академия драматического искусства |
Занятия |
|
Годы активности | 1959–1967 |
Партнер | Кеннет Холливелл (1951–1967) |
Джон Кингсли Ортон (1 января 1933 — 9 августа 1967), известный под Джо псевдонимом Ортон , был английским драматургом , писателем и автором дневников.
Его общественная карьера с 1964 года до убийства в 1967 году была короткой, но очень влиятельной. [1] [2] [3] [4] [5] За этот короткий период он шокировал, возмущал и забавлял публику своими скандальными черными комедиями . Прилагательное «ортонеск» относится к произведениям, характеризующимся таким же мрачным, но фарсовым цинизмом . [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Джо Ортон родился 1 января 1933 года в родильном доме Козуэй-Лейн в Лестере в семье Уильяма Артура Ортона и Элси Мэри Ортон (урожденная Бентли). Уильям работал садовником в городском совете округа Лестер, а Элси работала в местной обувной промышленности, пока туберкулез не стоил ей легкого. На момент рождения Джо Уильям и Мэри жили с семьей Уильяма по адресу 261 Avenue Road Extension в Кларендон-парке, Лестер . Младший брат Джо, Дуглас, родился в 1935 году. В том же году Ортоны переехали на Фэйрхерст-роуд, 9 в муниципальном поместье Саффрон- Лейн . Младшие сестры Ортона, Мэрилин и Леони, родились в 1939 и 1944 годах соответственно. [7]
Ортон посещал начальную школу Марриот-Роуд, но провалил экзамен на одиннадцать с лишним из -за продолжительных приступов астмы , и поэтому с 1945 по 1947 год прошел секретарские курсы в колледже Кларка в Лестере. [8] Он начал работать младшим клерком за 3 фунта в неделю.
Ортон заинтересовался театральными выступлениями примерно в 1949 году и вступил в ряд драматических обществ, в том числе в Лестерское драматическое общество. Работая над любительскими постановками, он был полон решимости улучшить свою внешность и телосложение, посещая курсы бодибилдинга, беря уроки ораторского искусства . В ноябре 1950 года его приняли на стипендию Королевской академии драматического искусства (RADA), и он уехал из Ист-Мидлендса в Лондон. Его поступление в RADA было отложено до мая 1951 года из-за аппендицита .
Ортон встретил Кеннета Холливелла в RADA в 1951 году и в июне того же года переехал в квартиру в Вест-Хэмпстеде вместе с ним и двумя другими студентами. Холливелл был на семь лет старше Ортона; они быстро сформировали крепкие отношения и стали любовниками.
После окончания учебы и Ортон, и Холливелл занялись региональной репертуарной работой: Ортон провел четыре месяца в Ипсвиче в качестве помощника режиссера; Холливелл в Лландидно , Уэльс. Оба вернулись в Лондон и начали вместе писать. Они сотрудничали над рядом неопубликованных романов (часто подражая Рональду Фирбанку ), но безуспешно. Отказ от их великой надежды « Последние дни Содома» в 1957 году привел их к сольным работам. [9] Ортон написал свой последний роман « Видение Гомбольда Провала» (посмертно опубликованный под названием «С ног до головы ») в 1959 году. Позже он черпал идеи из этих рукописей; многие демонстрируют его сценический стиль игры.
Уверенные в своей «особенности» Ортон и Холливелл отказывались работать в течение длительного времени. Они существовали на деньги Холливелла (и пособие по безработице) и были вынуждены вести аскетический образ жизни, чтобы ограничить свои расходы до 5 фунтов в неделю. С 1957 по 1959 год они по шесть месяцев работали в Кэдбери, чтобы собрать деньги на новую квартиру; в 1959 году они переехали в небольшую, строгую квартирку на Ноэл Роуд, 25 в Ислингтоне .
Преступления и наказания
[ редактировать ]Отсутствие серьезной работы заставляло их развлекаться шалостями и розыгрышами. Ортон создал второе «я» — «Эдну Велторп», пожилого театрального сноба, которого он позже возродил, чтобы вызвать споры по поводу своих пьес. Ортон выбрал это имя как намек на Теренса Рэттигана архетипическую любительницу пьес «Тетю Эдну».
С января 1959 года Ортон и Холливелл начали тайно изымать книги из нескольких местных публичных библиотек и изменять обложки или аннотации , прежде чем вернуть их. Том стихов сэра Джона Бетджемана был возвращен в библиотеку вместе с новой суперобложкой с фотографией почти обнаженного, сильно татуированного мужчины средних лет. [10] Пара украсила свою квартиру множеством принтов. Их обнаружили и привлекли к ответственности. 30 апреля 1962 года они признали себя виновными по двум совместным обвинениям в краже: первое касалось 36 книг, взятых из публичной библиотеки Ислингтона на Эссекс-роуд, а второе - 36 книг, взятых из филиала той же библиотеки на Холлоуэй-роуд. [11] На следующем слушании в мае 1962 года они признали себя виновными по дальнейшим совместным обвинениям в краже и преступном ущербе и были приговорены к шести месяцам тюремного заключения со штрафом в размере 2 фунтов стерлингов каждый. [12] Об инциденте было сообщено в Daily Mirror как «Горилла в розах», проиллюстрировано измененным « Путеводителем Коллинза по розам» Бертрама Парка . [13]
Ортон и Холливелл посчитали приговор неоправданно суровым, «потому что мы были гомосексуалистами». [14] Тюрьма стала решающим формирующим опытом; изоляция от Холливелла позволила Ортону творчески освободиться от него; и он увидел то, что считал коррупцией, чопорностью и двойными стандартами якобы либеральной страны. Как выразился Ортон: «Это повлияло на мое отношение к обществу. Прежде чем я смутно почувствовал, что где-то что-то гнилое, тюрьма кристаллизовала это. Общество старых шлюх действительно задрало юбки, и вонь была довольно отвратительной... Нахождение в обществе Ник привнес отстраненность в мое творчество, я больше не участвовал в этом, и внезапно это сработало». [15] В книге рассказывается о подвергшихся вандализму Ортоне и Холливелле, которые с тех пор стали ценной частью коллекции Ислингтонского краеведческого центра . Некоторые из них выставлены в Ислингтонском музее . [16]
Коллекция обложек книг доступна в Интернете. [17]
Драматург
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Прорыв
[ редактировать ]Ортон начал писать пьесы в 1959 году вместе с Фредом и Мэдж ; «Посетители» последовали за ним два года спустя. В 1963 году BBC заплатила 65 фунтов стерлингов за радиоспектакль «Голодей на лестнице» , транслировавшийся 31 августа 1964 года. [18] В 1966 году он был существенно переписан для сцены. [19]
он завершил «Развлекательный мистер Слоан» К моменту выхода в эфир «Развлекательного мистера Слоана» . Он отправил копию театральному агенту Пегги Рамзи в декабре 1963 года. Премьера состоялась в New Arts Theater в Вестминстере 6 мая 1964 года, продюсером выступил Майкл Кодрон . Отзывы варьировались от похвалы до возмущения. The Times описала это как то, что «кровь закипела сильнее, чем любая другая британская пьеса за последние 10 лет». [20]
«Развлекательный мистер Слоан» потерял деньги за три недели своего существования, но критическая похвала драматурга Теренса Раттигана , вложившего в него 3000 фунтов стерлингов, обеспечила ему выживание. [21] Спектакль был переведен в Театр Уиндема в Вест-Энде в конце июня и в Театр Королевы в октябре. [22] Слоан занял первое место в опросе критиков эстрады за лучшую новую пьесу, а Ортон занял второе место в номинации «Самый многообещающий драматург». В течение года Слоан был показан в Нью-Йорке, Испании, Израиле и Австралии, а также по нему был снят фильм (после смерти Ортона) и телеспектакль. [23] [24]
Лут
[ редактировать ]Следующей исполненной Ортоном работой стала Loot . Первый черновик был написан с июня по октябрь 1964 года и назывался «Похоронные игры» - название, которое Ортон отказался по предложению Холливелла, но позже использовал повторно. Пьеса представляет собой дикую пародию на детективную фантастику , дополненную самым черным фарсом и ударами по устоявшимся представлениям о смерти, полиции, религии и правосудии. Ортон предложил пьесу Кодрону в октябре 1964 года, и она подверглась радикальной переработке, прежде чем была признана подходящей для Вест-Энда.
Кодрон уговорил Ортона встретиться со своим коллегой Кеннетом Уильямсом в августе 1964 года. [а] Ортон переработал Лут , принимая во внимание Уильямса для Траскотта. Другим его вдохновителем на эту роль был сержант Гарольд Челленор . После успеха «Слоана» фильм «Лут» был срочно запущен в предпродакшн, несмотря на его недостатки. Репетиции начались в январе 1965 года, и планировалось шестинедельное турне, кульминацией которого станет дебют в Вест-Энде. Спектакль открылся в Кембридже 1 февраля и получил резкие отзывы.
Ортон, не соглашаясь с режиссером Питером Вудом по поводу сюжета, подготовил 133 страницы нового материала, чтобы заменить или дополнить первоначальные 90. Но пьеса получила плохие отзывы в Брайтоне , Оксфорде , Борнмуте , Манчестере и, наконец, на Уимблдоне. в середине марта . Обескураженные Ортон и Холливелл отправились на 80-дневный отпуск в Танжер.
В январе 1966 года Loot был возрожден, и Оскар Левенштейн его вариант выбрал . До его постановки он прошел небольшой тираж (11–23 апреля) в Университетском театре Манчестера . Растущий опыт Ортона привел к тому, что он сократил более 600 строк, увеличив темп и улучшив взаимодействие персонажей. поставленный Брэмом Мюрреем Спектакль, , получил более положительные отзывы. Левенштейн поставил лондонскую постановку в «своего рода театре Офф-Вест-Энда», Театре Жаннетты Кокрейн в Блумсбери , под руководством Чарльза Маровица .
Ортон столкнулся с Маровицем, хотя дополнительные сокращения еще больше улучшили игру. Впервые этот спектакль был поставлен в Лондоне 27 сентября 1966 года и получил восторженные отзывы. Рональд Брайден в The Observer утверждал, что он «закрепил нишу Ортона в английской драме». [26] В ноябре Лут переехал в Театр «Критерий» , где было проведено 342 спектакля. [27] На этот раз фильм получил несколько наград, и Ортон продал права на экранизацию за 25 000 фунтов стерлингов. Лут , представленный на Бродвее в 1968 году, повторил провал Слоана , а киноверсия пьесы не имела успеха, когда появилась в 1970 году. [28]
Более поздние работы
[ редактировать ]В течение следующих десяти месяцев он переработал «Гончика на лестнице» и «Эрпингемский лагерь» для сцены в качестве дублера под названием «Преступления страсти» , написал «Похоронные игры» , сценарий «Вверх против этого» для «Битлз» и свою последнюю полнометражную пьесу « Что?» Дворецкий увидел .
«Лагерь Эрпингем» , версия Ортона «Вакханок» , написанная в середине 1965 года и предложенная Associated-Rediffusion в октябре того же года, транслировалась 27 июня 1966 года как «гордый» сегмент в их сериале « Семь смертных грехов» . [29] «Добрый и верный слуга» был для Ортона переходным произведением. Одноактный телевизионный спектакль был завершен к июню 1964 года, но впервые транслировался на канале Associated-Rediffusion 6 апреля 1967 года, представляя «веру» в сериале « Семь смертоносных добродетелей » . [30] [31]
Ортон переписывал «Похоронные игры» четыре раза с июля по ноябрь 1966 года. Он также предназначался для «Семи смертоносных добродетелей» и касался благотворительности – христианской благотворительности – в смешении прелюбодеяния и убийства. В Rediffusion пьеса не использовалась; вместо этого он был сделан как одна из первых постановок новой компании ITV Yorkshire Television и транслировался посмертно в сериале Playhouse 26 августа 1968 года, через пять недель после адаптации мистера Слоана . [32] [33]
В марте 1967 года Ортон и Холливелл намеревались провести еще один продолжительный отпуск в Ливии , но через день вернулись домой, потому что единственным местом в отеле, которое они смогли найти, была лодка, переоборудованная в отель/ночной клуб.
Некогда скандальный фарс Ортона «Что видел дворецкий» был поставлен в Вест-Энде в 1969 году, более чем через 18 месяцев после его смерти. Он открылся в марте в Королевском театре с участием сэра Ральфа Ричардсона , Корал Браун , Стэнли Бакстера и Хейворда Морса . [34]
Убийство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
9 августа 1967 года Холливелл забил до смерти 34-летнего Ортона в их доме на Ноэл-Роуд девятью ударами молотка по голове. Затем Холливелл покончил с собой, приняв передозировку нембутала . [35]
В 1970 году The Sunday Times сообщила, что за четыре дня до убийства Ортон сказал другу, что хочет разорвать отношения с Холливелл, но не знает, как это сделать.
В день убийства врач Холливелла трижды разговаривал с ним по телефону и договорился о посещении психиатра на следующее утро. Последний звонок был в 10 часов, во время которого Холливелл сказал врачу: «Не волнуйтесь, сейчас я чувствую себя лучше. Завтра утром я пойду к врачу».
Холливелл чувствовал все большую угрозу и изоляцию из-за успеха Ортона и стал полагаться на антидепрессанты и барбитураты . Тела были обнаружены на следующее утро, когда прибыл шофер, чтобы отвезти Ортона на встречу с режиссером Ричардом Лестером, чтобы обсудить варианты съемок в фильме « Против этого» . Холливелл оставил предсмертную записку: «Если вы прочитаете его дневник, все будет объяснено. К. Х. PS: Особенно последняя часть». Предполагается, что это отсылка к описанию Ортоном своей распущенности ; дневник содержит многочисленные случаи ночевок в общественных туалетах и других случайных сексуальных контактов с подростками, в том числе с мальчиками-наемниками на отдыхе в Северной Африке . Дневники впоследствии были опубликованы. [36] [37] Последняя дневниковая запись датирована 1 августа 1967 года и резко обрывается на полуслове в конце страницы, что позволяет предположить, что некоторые страницы могут отсутствовать. [38]
Ортон был кремирован в крематории Голдерс-Грин , а его темно-бордовый гроб, задрапированный тканью, перенесли в западную часовню под запись песни The Beatles « A Day in the Life ». [39] Гарольд Пинтер зачитал панегирик и заключил словами: «Он был чертовски изумительным писателем». Агент Ортона Пегги Рамзи описала родственников Ортона как «маленьких людей в Лестере». [40] оставив на похоронах от их имени холодную, невзрачную записку и букет.
По предложению семьи Холливелла Пегги Рамзи спросила брата Ортона Дугласа, можно ли смешать прах Ортона и Холливелла. Дуглас согласился: «Пока об этом никто не узнает в Лестере». [41] Смешанный пепел был развеян. [42] в секции 3-C Сада памяти в Голдерс-Грин. Мемориала нет. [43]
Биография и кино, радио, телевидение
[ редактировать ]Джоном Ларом Биография Ортона, написанная под названием «Навостри уши» (название, которое Ортон сам собирался использовать), была опубликована в 1978 году издательством Bloomsbury . 1987 года . экранизация На основе дневников Ортона и исследований Лара была выпущена одноименная [44] Режиссер Стивен Фрирз , в нем снимались Гэри Олдман в роли Ортона, Альфред Молина в роли Холливелла и Ванесса Редгрейв в роли Пегги Рамзи. [45] Алан Беннетт написал сценарий. Катрина Шелдон была звукорежиссёром.
Карлос Бе написал пьесу о последних днях Ортона и Холливелла « Ноэль Роуд 25: Гений, подобный нам» , впервые представленную в 2001 году. [46] [47] Его премьера в Нью-Йорке состоялась в 2012 году, продюсером выступила Repertorio Español . [48]
Джо Ортона сыграл актер Кенни Даути в фильме BBC 2006 года « Кеннет Уильямс: Фантабулоза!» с Майклом Шином в роли Кеннета Уильямса . [49]
Мемуары Леони Ортон Барнетт « I Had It in Me» были опубликованы в 2016 году и содержат новую информацию о жизни ее брата, выросшего в Лестере. [50]
В 2017 году режиссер Крис Шепард снял короткометражный анимационный фильм, вдохновленный письмами Ортона Эдне Уэлторп, «С уважением, Эдна Уэлторп (миссис)» с Элисон Стедман в роли Эдны. [51]
Известно, что сохранились две архивные записи Ортона: короткое радиоинтервью BBC, впервые переданное в августе 1967 года, и видеозапись, хранящаяся в Британском институте кино , его выступления в ток-шоу Имона Эндрюса на ITV , переданном 23 апреля 1967 года. [52]
Наследие
[ редактировать ]Пешеходный вестибюль перед театром Curve в Лестере был переименован в Ортон-сквер. [53]
В июле 2019 года доктор Эмма Паркер, профессор Университета Лестера и эксперт по Ортону, начала кампанию в честь него, установив статую в его родном городе Лестере. Кампания пользовалась заметной поддержкой со стороны актерского сообщества, в том числе со стороны Шейлы Хэнкок , Кеннета Крэнхема , Иэна Маккеллена и Алека Болдуина . [54] Хотя цель по сбору средств была достигнута, проект был отменен в 2022 году, поскольку организаторы сослались на проблемы пандемии и изменение отношения к статуям в Великобритании. Сестра Ортона Леони заявила, что история сексуальных контактов Ортона с несовершеннолетними мальчиками стала основным фактором провала проекта. [55]
Пьесы
[ редактировать ]- Фред и Мэдж (написано в 1959 г., опубликовано в 2001 г.)
- Посетители (написано в 1961 г., опубликовано в 2001 г.)
- «Голодей на лестнице» (первое исполнение, 1964), радиоспектакль
- Развлекательный мистер Слоан (первое исполнение, 1964 г.)
- Лут (первое исполнение, 1965 г.)
- Лагерь Эрпингем (первое выступление, 1966 г.)
- Добрый и верный слуга (первый спектакль, 1967)
- Похоронные игры (первое исполнение, 1968 г.)
- Что видел дворецкий (первое исполнение, 1969)
- Против этого (сценарий)
Романы
[ редактировать ]- С головы до ног (опубликовано в 1971 г.)
- Между нами, девочками (опубликовано в 2001 г.)
- Лорд Огурец и мальчик-парикмахер (написано в соавторстве с Холливеллом) (опубликовано в 1999 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паркер, Эмма (15 января 2017 г.). «Что видел художник» (PDF) . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Джо Ортон» . Британская библиотека . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Ортон, Джон Кингсли [Джо] (1933–1967), драматург | Оксфордский национальный биографический словарь». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/35334 . ISBN 9780198614128 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Барнс, Лиам (9 августа 2017 г.). «Подрывной гений Джо Ортона» . Новости Би-би-си . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Алек Болдуин учился у Джо Ортона за отмеченное наградами выступление» . le.ac.uk. 18 сентября 2017 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Ортонеск - определение ортонеска на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари – английский язык . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года.
- ^ У меня было это во мне , Леони Ортон (Барнетт), 2016, Лестер: Quirky Press, стр. 11-16.
- ^ Жизнь на сцене и на экране , 9, Oxford University Press, 2001, стр. 249.
- ↑ Джон Лар, Навострите уши , издание Penguin Books, 1980 г., глава 3, «Неестественные практики», стр. 129–132.
- ^ Филип Хоар, «Кеннет Холливелл: любовник, убийца… художник?» , The Guardian , 30 сентября 2013 г.
- ^ Архив британской газеты (требуется подписка)
- ^ Архив британской газеты (требуется подписка)
- ^ «Жизнь и работа Джо Ортона» . joeorton.org . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «Жизнь и работа: «Потому что мы были гомосексуалистами»: 1 ИЗ 2» . Джо Ортон Онлайн. 28 апреля 1962 года . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Жизнь и работа: «Потому что мы были гомосексуалистами»: 2 из 2» . Джо Ортон Онлайн . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Библиотечные книги, украденные Джо Ортоном, выставлены напоказ» . Вечерний стандарт . Лондон. 12 мая 2008 г.
- ^ «Галерея Джо Ортона» . Джоортон.орг . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Разбойник на лестнице» . Би-би-си.
- ^ «Жизнь и работа Джо Ортона» . joeorton.org .
- ^ Барнс, Лиам (9 августа 2017 г.). «Подрывной гений Джо Ортона» . Новости Би-би-си.
- ^ «Сегодня это было 35 лет назад: Нигилизм с улыбкой» . Независимый . Лондон. 9 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2022 г.
- ^ Хауз, Джеффри (19 мая 2010 г.). Убийство и хаос в Северном Лондоне . Уорнклифф. ISBN 9781783374892 – через Google Книги.
- ^ «BFI Screenonline: Развлекательный мистер Слоан (1970)» . screenonline.org.uk .
- ^ «BFI Screenonline: Развлекательный мистер Слоан (1968)» . screenonline.org.uk .
- ^ Гилберт, Джерард (24 мая 1998 г.). «Любое лицо, кроме настоящего» . Independent.co.uk . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Колин Чемберс Пегги: Жизнь Маргарет Рамзи, игрового агента , Nick Hern Books, 1997, стр. 164-65.
- ^ Чемберс, с. 165.
- ^ Чемберс, с. 166.
- ^ «Жизнь и работа Джо Ортона» . joeorton.org .
- ^ «Жизнь и работа Джо Ортона» . joeorton.org .
- ^ «Добрый и верный слуга (1967)» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года.
- ^ «Жизнь и работа Джо Ортона» . joeorton.org .
- ^ «Похоронные игры (1968)» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года.
- ^ «Что видел дворецкий - Андерсон, Линдси - Виктория и Альберта, поиск в коллекциях» . Collections.vam.ac.uk . 1975.
- ^ Ортон, Джо; Лар, Джон (1996). Дневники Ортона . Да Капо Пресс. п. 266. ИСБН 978-0-306-80733-6 .
- ^ Лар, Дж. (2013). Дневники Ортона . Метуэн, Лондон. ISBN 9780413777249
- ^ Томас Мэллон, Собственная книга: Люди и их дневники . Тикнор и Филдс, 1984. ISBN 0899192424
- ^ У меня было это во мне , Леони Ортон (Барнетт), 2016, Лестер: Quirky Press, стр. 173, 186, см. главу 14, «Последняя часть» о тайне лондонского дневника Джо.
- ^ Корреспондент Times , 19 августа 1967 г. - архив timeonline оценен 27 августа 2009 г.
- ^ «Церемония» Леони Барнетт, Программа «Развлекательный мистер Слоан» , Театральная группа послов, 2009.
- ^ Джон Лар, Навострите уши , издание Penguin Books, 1980 г., глава 6, «Перекличка уродов», стр. 337
- ^ Джон Лар, Навострите уши , издание Penguin Books, 1980 г., глава 6, «Перекличка уродов», стр. 337
- ↑ Путеводитель по крематорию Голдерс-Грин.
- ^ «BFI Screenonline: Навострите уши (1987)» . screenonline.org.uk . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Навострите уши (1987)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ "Трезвый Карлос Будь" . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Ноэль Роуд 25: такие гении, как мы – Out of the Wings» . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Ноэль Роуд 25: Гений, подобный нам» 2012. Проверено 20 июля 2019.
- ^ «Кеннет Уильямс Фантабулоза! (2006)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Ортон, Леони (2016). Это было во мне . Необычная пресса.
- ^ Шепард, Кристофер (2017). «С уважением, Эдна Велторп» . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Шоу Имона Эндрюса [23.04.67] (1967)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Площадь Ортона – достойная дань уважения» . Новости Би-би-си. 13 ноября 2014 года . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ «Призыв почтить убитого «современного Оскара Уайльда» » . Новости Би-би-си.
- ^ Урвин, Розамунд. «Статуя Джо Ортона снесена из-за отношений лестерского драматурга с мальчиками-подростками» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 29 августа 2022 г.
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Банэм, Мартин (редактор), 1998. Кембриджский путеводитель по театру , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8
- Бигсби, CWE, 1982. Джо Ортон. Серия «Современные писатели». Лондон: Рутледж. ISBN 0-416-31690-5
- Берк, Артур, 2001. Смех в темноте – Пьесы Джо Ортона , Биллерикей, Эссекс: Гринвичская биржа. ISBN 1-871551-56-0
- Чарни, Морис. 1984. Джо Ортон. Серия Grove Press «Современные драматурги». Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 0-394-54241-X
- Коппа, Франческа (редактор), 2002. Джо Ортон: Сборник дел. Серия «Справочники современных драматургов». Лондон: Рутледж. ISBN 0-8153-3627-6
- Дент, Алан, 2018. Развлекательные лицемеры: драматургия Джо Ортона , Penniless Press Publications. ISBN 978-0-244-09226-9
- ДиГаэтани, Джон Луи, 2008. Этапы борьбы: современные драматурги и их психологическое вдохновение , Джефферсон: МакФарланд. ISBN 0-7864-3157-1
- Фокс, Джеймс, 1970. «Жизнь и смерть Джо Ортона», журнал Sunday Times , 22 ноября.
- Лар, Джон , 1978. Навострите уши: биография Джо Ортона , Лондон: Блумсбери. ISBN 0-7475-6014-5 .
- --- 1976: Джо Ортон: Полное собрание пьес , Лондон: Метуэн. ISBN 0413346102
- --- (ред.), 1986. Дневники Ортона Джо Ортона. Лондон: Метуэн. ISBN 0-306-80733-5 .
- ---. 1989. Чья-то дневник , Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-61180-9 .
- Ортон, Леони, 2016. Это было во мне , Лестер: Quirky Press ISBN 978-0-992-8834-2-3
- Рускино, Сьюзен, 1995. Джо Ортон. Серия «Английские авторы» Твейна. Бостон: Туэйн. ISBN 0-8057-7034-8 .
- Шеперд, Саймон, 1989. Потому что мы гомосексуалисты: жизнь и преступления Джо Ортона и Кеннета Халивелла , Лондон: Gay Men's Press: 1989: ISBN 978-0-85449-090-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Джо Ортоном, в Wikiquote
- Джо Ортон Онлайн: веб-сайт, посвященный писателю.
- Джо Ортон в базе данных Internet Broadway
- Джо Ортон в базе данных Internet Off-Broadway
- Джо Ортон на IMDb
- Архивный каталог коллекции Джо Ортона, хранящейся в Лестерском университете.
- 1933 рождения
- 1967 смертей
- Писатели из Лестера
- Английские драматурги и драматурги XX века.
- Английские писатели-мужчины XX века
- Английские ЛГБТ 20-го века
- Английские дневники XX века
- Английские романисты XX века
- Выпускники Королевской академии драматического искусства
- Британцы осуждены за кражу
- Английские писатели-геи
- Английские драматурги и драматурги-мужчины
- Мистификаторы
- Английские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Драматурги и драматурги-геи
- Убийства 1967 года в Соединенном Королевстве
- Смерти от избиений в Соединенном Королевстве
- Английские жертвы убийств
- Убийства-самоубийства в Соединенном Королевстве
- В Лондоне убиты люди
- Крематорий Голдерс-Грин
- Английские пленные и задержанные
- Заключенные и задержанные Англии и Уэльса