Субботний вечер и воскресное утро (фильм)
Субботний вечер и воскресное утро | |
---|---|
Режиссер | Карел Рейс |
Автор сценария | Алан Силлито |
На основе | Субботний вечер и воскресное утро Алан Силлито |
Продюсер: | Тони Ричардсон Гарри Зальцман (исполнительный директор) |
В главных ролях | Альберт Финни Ширли Энн Филд Рэйчел Робертс Хильда Бейкер Норман Россингтон |
Кинематография | Фредди Фрэнсис |
Под редакцией | Сет Холт |
Музыка | Джон Данкуорт |
Производство компания | |
Распространено | Брайанстон Фильмс (Великобритания) Континентал Дистрибьютинг (США) |
Даты выпуска |
|
Время работы | 89 минут |
Страны | Великобритания Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | £116,848 [2] [3] или £120,420 [4] |
Театральная касса | 401 825 фунтов стерлингов (Великобритания) (по состоянию на 31 декабря 1964 г.) [5] [6] |
«Субботний вечер и воскресное утро» британский — драматический фильм 1960 года, снятый Карелом Рейсом и продюсером Тони Ричардсоном . Это адаптация одноименного романа Алана Силлито 1958 года , сценарий которого написал сам Силлито. Сюжет касается молодого машиниста плюшевых мальчиков Артура, который проводит выходные за выпивкой и вечеринками, при этом имея роман с замужней женщиной.
Этот фильм является одним из серии « драматических фильмов о кухонной раковине », снятых в конце 1950-х - начале 1960-х годов в рамках британской новой волны кинопроизводства такими режиссерами, как Рейс, Джек Клейтон , Линдси Андерсон , Джон Шлезингер и Тони. Ричардсоном и адаптировано на основе произведений таких писателей, как Силлито, Джон Брейн и Джон Осборн . Распространенным образцом в этих фильмах является персонаж рабочего класса « сердитый молодой человек » (в данном случае персонаж Артура), который восстает против репрессивной социальной и экономической системы, установленной предыдущими поколениями.
В 1999 году Британский институт кино назвал «Субботний вечер» и «Воскресное утро» 14-м величайшим британским фильмом всех времен в своем списке 100 лучших британских фильмов .
Сюжет
[ редактировать ]Артур Ситон — молодой машинист велосипедной фабрики Роли в Ноттингеме . Он полон решимости не вести тяжелую домашнюю жизнь, как окружающие его люди, включая его родителей, которых он описывает как «мертвых с головы до ног». По выходным он тратит свою зарплату на выпивку и развлечения.
У Артура роман с Брендой, женой Джека, которая работает на той же фабрике, что и Артур. Он также начинает более традиционные отношения с Дорин, красивой одинокой женщиной, близкой к его возрасту. Дорин, которая живет со своей матерью и мечтает выйти замуж, избегает сексуальных домогательств Артура, поэтому он продолжает видеть в Бренде сексуальный выход.
Бренда забеременеет от Артура, который предлагает помочь вырастить ребенка или прервать нежелательную беременность ( аборты на момент действия фильма в Великобритании были запрещены законом). В поисках совета он ведет ее к своей тете Аде, которая заставляет Бренду сидеть в горячей ванне и пить джин, но это не помогает. Бренда просит у Артура 40 фунтов, чтобы он сделал аборт у врача.
После того, как Дорин жалуется, что не выходит никуда с Артуром на публику, он берет ее на ярмарку, где видит Бренду с ее семьей. Когда ему удается оставить Бренду наедине, она сообщает, что решила завести ребенка, а затем оставляет Артура, чтобы вернуться к своей семье, прежде чем ее хватятся. Артур следует за ней на аттракцион и садится с ней в машину. Шурин Бренды и его друг (оба солдаты) замечают, что она садится в машину, и, следуя за ней, ловят Артура, едущего, обнимая Бренду. Артур убегает, но солдаты позже ловят его и избивают на пустыре.
Артур восстанавливается после травм неделю. Дорин навещает его, и он нападает на нее, но его прерывает его кузен Берт; наконец, они завершают свои отношения позже, в ее доме, после того, как ее мать ложится спать. Вернувшись на работу, Артур сталкивается с Джеком, который говорит ему держаться подальше от Бренды, поскольку они остаются вместе. Хотя Артур все еще испытывает смешанные чувства по поводу семейной жизни, Артур решает жениться на Дорин, и на холме с видом на новый жилой комплекс они обсуждают свои разные представления о том, как будет выглядеть их совместная жизнь. [7]
Бросать
[ редактировать ]- Альберт Финни в роли Артура Ситона
- Ширли Энн Филд в роли Дорин
- Рэйчел Робертс, как Бренда
- Хильда Бейкер в роли тети Ады
- Норман Россингтон, как Берт
- Брайан Прингл, как Джек
- Роберт Кодрон, как Роббо
- Эдна Моррис в роли миссис Булл
- Элси Вагстафф в роли миссис Ситон
- Фрэнк Петтит, как мистер Ситон
- Эвис Баннадж в роли блузной женщины
- Колин Блейкли в роли Лаудмута
- Ирен Ричмонд — мать Дорин
- Луиза Данн, как Бетти
- Энн Блейк — офицер гражданской обороны
- Фрэнк Смит в роли самого себя
- Питер Мэдден в роли пьяного мужчины
- Кэмерон Холл, как мистер Булл
- Алистер Уильямсон — полицейский констебль
- Питер Саллис в роли мужчины в костюме (в титрах не указан)
- Джек Сметерст в роли официанта (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]«Субботний вечер» и «Воскресное утро» были в авангарде британской «Новой волны » с серьезным изображением жизни британского рабочего класса и реалистичным подходом к таким темам, как секс и аборты. Это была одна из первых « драм о кухонной раковине », последовавших за успехом пьесы 1956 года « Оглянись во гневе» . Продюсер Тони Ричардсон позже снял еще один такой фильм, «Одиночество бегуна на длинные дистанции» Алана Силлито (1962), который также был адаптирован из одноименной книги .
фильм получил рейтинг X от BBFC После выхода на экраны . Перед выпуском домашнего видео в 1990 году ему был присвоен рейтинг PG. [8]
Места съемок
[ редактировать ]Большая часть съемок на открытом воздухе проходила в Ноттингеме , но некоторые сцены были сняты в других местах. Например, ночная сцена с пабом под названием «Британский флаг» на заднем плане была снята на Калверт-роуд в Баттерси , Лондон, причем паб находился на пересечении Калверт-роуд и Шипкот-лейн (ныне Роудич-лейн).
Согласно статье, опубликованной в Nottingham Evening News 30 марта 1960 года, заключительная сцена, показывающая Артура и Дорин на травянистом склоне с видом на строящийся жилой комплекс, была снята на Уэмбли при содействии строителей из Ноттингема Simms Sons & Cooke. . [ нужна ссылка ]
Финансирование
[ редактировать ]Брайанстон гарантировал 81 820 фунтов бюджета, NFFC предоставил 28 000 фунтов стерлингов, Twickenham Studios предоставила 610 фунтов стерлингов, а Ричардсон отложил выплату продюсерского гонорара в размере 965 фунтов стерлингов. Фильм превысил бюджет на 3500 фунтов стерлингов и на два дня превысил график, поскольку съемки на фабрике в Ноттингеме оказались более трудными, чем ожидалось. [9] Вудфолл купил права на роман у Джозефа Джанни за 2000 фунтов стерлингов и поручил Стилтоу написать сценарий, потому что они не могли позволить себе нанять профессионального сценариста. [10]
Прием
[ редактировать ]«Субботний вечер» и «Воскресное утро» открылись в кинотеатре Warner в лондонском Вест-Энде 27 октября 1960 года и получили в целом положительные отзывы. Он поступил в общий прокат в кинотеатрах ABC в конце января 1961 года и имел кассовые сборы, став третьим по популярности фильмом в Великобритании в том году. Его прибыль составила более 500 000 фунтов стерлингов. [11] при этом Брайанстон получил прибыль в размере 145 000 фунтов стерлингов. [12]
После просмотра фильма Ян Флеминг продал права на сериал о Джеймсе Бонде исполнительному продюсеру Гарри Зальцману , который вместе с Альбертом Р. «Кабби» Брокколи был сопродюсером всех фильмов о Джеймсе Бонде между «Доктором Но» (1962) и «Человеком». с Золотым пистолетом (1974). [13]
Награды
[ редактировать ]Премия | Категория | Получатель(и) | Результат |
---|---|---|---|
Премия Британской киноакадемии | Лучший фильм | Карел Рейс | номинирован |
Лучший британский фильм | Выиграл | ||
Лучший британский актер | Альберт Финни | номинирован | |
Лучшая британская актриса | Рэйчел Робертс | Выиграл | |
Лучший британский сценарий | Алан Силлито | номинирован | |
Самый многообещающий новичок в главных ролях в кино | Альберт Финни | Выиграл | |
Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата | Большая премия за лучший полнометражный фильм [14] | Карел Рейс | Выиграл |
Лучший актер | Альберт Финни | Выиграл | |
Лучший сценарий | Аллан Силлито | Выиграл | |
Премия ФИПРЕССИ | Карел Рейс | Выиграл | |
Национальный наблюдательный совет | Лучший актер | Альберт Финни | Выиграл |
Лучшие зарубежные фильмы | Выиграл |
Отсылки к популярной культуре
[ редактировать ]В комедии Ричарда Лестера 1965 года « Помогите!» , знаменитая фраза Бренды «Я тебе верю. Тысячи не поверят». — говорит инспектор полиции после того, как стал свидетелем нападения на «Битлз» со стороны секты.
Название дебютного альбома инди-рок-группы Arctic Monkeys 2006 года « Что бы люди ни говорили, что я есть, это то, чем я не являюсь » взято из монолога, который Артур произносит в фильме.
The Stranglers Концертный альбом Saturday Night, Sunday Morning назван в честь фильма. Альбом The Counting Crows 2008 года называется Saturday Nights & Sunday Mornings .
«Saturday Night Sunday Morning» — название песни из альбома Madness 1999 года Wonderful .
В бегущей канавке на стороне B виниловых копий группы The Smiths 1986 года альбома The Queen Is Dead есть строчка «Это были гнилые дни», фраза, произнесенная тетей Адой в фильме. «Почему бы тебе никогда не отвезти меня туда, где оживленно и много людей?», фраза, произнесенная Дорин перед тем, как Артур отвез ее на ярмарку, вдохновила песню « There Is a Light That Never Goes Out » на том же альбоме (« Я хочу видеть людей и хочу видеть жизнь»). Моррисси , солист и автор текстов группы The Smiths, заявил, что этот фильм — один из его любимых. Песню « Лилия Лагуны » можно услышать на заднем плане в баре; слова «Я знаю, что я ей нравлюсь, потому что она так сказала» упоминаются в песне «Girl Afraid».
Артур Ситон упоминается в песне «Where Are They Now?» группы The Kinks , которая появляется на их альбоме 1973 года Preservation Act 1 .
Артур Ситон упоминается в песне «From Across the Kitchen Table» группы The Pale Fountains . [ нужна ссылка ]
В рекламном ролике сингла Франца Фердинанда 2013 года « Right Action » используются элементы графического дизайна оригинального кинопостера фильма, а некоторые тексты песни были вдохновлены открыткой, адресованной Карелу Рейсу , которую солист группы Алекс Капранос нашел в продаже на прилавке рынка. [ нужна ссылка ]
Фильм упоминается в Торвилл и Дин» биографическом фильме 2018 года « о танцорах из Ноттингема Джейн Торвилл и Кристофере Дине . Как и Артур, отец Джейн работает на фабрике в Роли , и когда юная Джейн упоминает фильм, мать ругает ее и называет фильм «грубым».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ The Times, 27 октября 1960 г., страницы 2: Первая реклама фильма - найдена в цифровом архиве The Times 14 сентября 2013 г.
- ^ Чепмен, Дж. (2022). Деньги за ширмой: история британского кинофинансирования, 1945–1985. Издательство Эдинбургского университета, стр. 360.
- ^ Петри, Дункан Джеймс (2017). «Bryanston Films: эксперимент совместного независимого производства и распространения» (PDF) . Исторический журнал кино, радио и телевидения : 7. ISSN 1465-3451 .
- ^ Чепмен, Л. (2021). «Они хотели более масштабный и амбициозный фильм»: Film Finances и американские «Беглецы», которые сбежали. Журнал британского кино и телевидения, 18 (2), 176–197, стр. 182. https://doi.org/10.3366/jbctv.2021.0565.
- ^ Петри с. 9
- ^ Сара Стрит (2014) Финансы кино и британская новая волна, ИсторическийЖурнал кино, радио и телевидения, 34:1, 23-42 стр. 27, DOI: 10.1080/01439685.2014.879000
- ^ Рассел, Джейми (7 октября 2002 г.). «Субботний вечер и воскресное утро (1960)» . Би-би-си . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ в субботу вечером и в воскресенье утром Страница BBFC
- ^ Петри с. 9
- ^ Харпер, Сью; Портер, Винсент (2003). Упадок уважения Британское кино 1950-х годов . . Издательство Оксфордского университета США. п. 184.
- ^ Тино Балио, United Artists: компания, изменившая киноиндустрию , University of Wisconsin Press, 1987, стр. 239
- ^ Петри с. 9
- ^ Филд, Мэтью (2015). Какой-то герой: 007: замечательная история фильмов о Джеймсе Бонде . Аджай Чоудхури. Страуд, Глостершир. ISBN 978-0-7509-6421-0 . OCLC 930556527 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Награды Мар-дель-Плата 1961» . Море Серебра . Проверено 25 ноября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Субботний вечер и воскресное утро в Британском институте кино. [ нужен лучший источник ]
- Субботний вечер и воскресное утро в BFI 's Screenonline
- Субботний вечер и воскресное утро на IMDb
- Субботний вечер и воскресное утро в AllMovie
- Субботний вечер и воскресное утро в базе данных TCM Movie
- Субботний вечер и воскресное утро в Rotten Tomatoes
- Эссе британской новой волны в субботу вечером и в воскресенье утром на BrokenProjector.com. Архивировано на Webcite по исходному URL 8 мая 2008 г.
- Фотографии паба The White Horse в Ноттингеме, показанные в фильме.
- Субботний вечер и воскресное утро на YouTube
- фильмы 1960 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1960 года
- Драматические фильмы 1960 года
- Фильмы о супружеской измене в Великобритании
- Лауреаты премии BAFTA за лучший британский фильм
- Британские черно-белые фильмы
- Британские драматические фильмы
- Британские фильмы о беременности
- Фильмы по британским романам
- Фильмы, снятые в Лондоне
- Фильмы, снятые в Ноттингемшире
- Фильмы Карела Рейша
- Фильмы продюсера Гарри Зальцмана
- Фильмы, действие которых происходит в Ноттингеме
- Фильмы о соцреализме
- Фильмы, написанные Джоном Данкуортом
- Фильмы об абортах
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Британские фильмы 1960-х годов
- Англоязычные драматические фильмы