Звуковой барьер
Звуковой барьер | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Дэвид Лин |
Написал | Теренс Реттиган |
Продюсер: | Дэвид Лин |
В главных ролях | Ральф Ричардсон Энн Тодд Найджел Патрик Джон Джастин Денхолм Эллиотт |
Кинематография | Джек Хилдьярд |
Под редакцией | Джеффри Фут |
Музыка | Малькольм Арнольд |
Цветовой процесс | Черное и белое |
Производство компания | |
Распространено | Британские фильмы о львах |
Даты выпуска |
|
Время работы | 117 минут |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Бюджет | £250,000 [1] |
Театральная касса | 227 978 фунтов стерлингов (Великобритания) [2] |
Звуковой барьер — британский авиационно- драматический фильм 1952 года режиссёра Дэвида Лина . Это вымышленная история о попытках авиаконструкторов и летчиков-испытателей преодолеть звуковой барьер . Это был третий и последний фильм Дэвида Лина с его женой Энн Тодд, но это был его первый фильм для Александра Корды London Films после распада Cineguild . В фильме «Звуковой барьер» снимались Ральф Ричардсон , Энн Тодд , Джон Джастин и Найджел Патрик . В США он был известен как Breaking Through the Sound Barrier и Breaking the Sound Barrier .
«Звуковой барьер» имел кассовый успех при первом выпуске, но стал одним из наименее известных фильмов Лина. Вслед за фильмом «В котором мы служим » (1942) этот фильм представляет собой еще одно начинание Лина в жанре кинопроизводства, в котором впечатления от документального кино . создаются [3]
Сюжет
[ редактировать ]После новаторской работы его авиационной компании в области технологии реактивных двигателей во время Второй мировой войны Джон Риджфилд, ее богатый владелец, нанимает летчика-испытателя Тони Гартуэйта, успешного летчика-истребителя военного времени, для управления новыми самолетами с реактивными двигателями. Гартвейт нанят Риджфилдом после женитьбы на дочери Риджфилда, Сьюзен. Напряженность в отношениях между отцом и дочерью усугубляется опасной работой Гартуэйта по испытательным полетам. В качестве примечательной иллюстрации новой технологии Сьюзен сопровождает Гартуэйта в переправке двухместного самолета de Havilland Vampire в Каир , Египет, и возвращается в тот же день в качестве пассажиров на комете de Havilland Comet .
План Риджфилда по созданию нового реактивного истребителя «Прометей» поставил компанию под угрозу. [Примечание 1] Проблемы, с которыми сталкиваются новые реактивные самолеты при превышении скорости звука , так называемого «звукового барьера», всегда присутствуют. Пытаясь преодолеть звуковой барьер, Гартуэйт терпит крушение и погибает.
Потрясенная смертью мужа и явно целеустремленным и бессердечным подходом отца к опасностям, с которыми сталкиваются его летчики-испытатели, Сьюзен уходит от отца и переезжает жить к друзьям Джесс и Филиппу Пил, еще одному летчику-испытателю компании. Позже Риджфилд поручает Пилу пилотировать «Прометей» на скоростях, приближающихся к скорости звука. В решающий полет и в критический момент Пил совершает нелогичное действие (предвиденное в первой сцене фильма), которое позволяет ему сохранить контроль над самолетом и преодолеть звуковой барьер. В конце концов, признав, что ее отец действительно заботился о тех, кто погиб во время испытаний, Сьюзен меняет свой план переезда в Лондон и забирает с собой маленького сына, чтобы жить с сэром Джоном.
Бросать
[ редактировать ]- Ральф Ричардсон в роли Джона Риджфилда
- Энн Тодд в роли Сьюзан Гартуэйт
- Найджел Патрик в роли Тони Гартуэйта
- Джон Джастин в роли Филипа Пила
- Дина Шеридан в роли Джесс Пил
- Джозеф Томелти в роли Уилла Спаркса
- Денхольм Эллиотт в роли Кристофера Риджфилда
- Джек Аллен в роли Винди Уильямса
- Ральф Майкл, как Флетчер
- Родни Гудолл в роли Маленького мальчика (в титрах не указан)
- Дональд Харрон — офицер ATA (в титрах не указан)
- Винсент Холман в роли Фактора (в титрах не указан)
- Джолион Джекли в роли Бэби (в титрах не указан)
- Дуглас Мьюир в роли контролера (в титрах не указан)
- Лесли Филлипс в роли контролера (в титрах не указан)
- Энтони Снелл в роли Питера Мейкписа (в титрах не указан)
- Роберт Брукс Тернер — оператор испытательного стенда (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Тесная связь «Звукового барьера» с историей авиации привела к тому, что его охарактеризовали как «полудокументальный фильм». [4] Фильм отдает дань уважения британским усилиям в историческом прорыве в авиации в разработке и окончательном совершенствовании реактивного двигателя Фрэнком Уиттлом и Power Jets Ltd и другими последующими компаниями. [5] [6]
Дэвид Лин начал собирать исследования, основанные на сообщениях СМИ о реактивных самолетах, приближающихся к сверхзвуковым скоростям, и брал интервью у британских авиаконструкторов. Ему даже удалось полетать с летчиками-испытателями, когда он подготовил блокнот на 300 страниц, который передал драматургу Теренсу Раттигану . [7] Последующий сценарий сосредоточен на проблемах полета на сверхзвуковых скоростях и также во многом основан на истории авиаконструктора Джеффри де Хэвилленда и потери его сына. Джеффри де Хэвилленд-младший был летчиком-испытателем компании de Havilland со скоростью, превышающей скорость звука , который погиб 27 сентября 1946 года при попытке летать на самолете DH 108 . [8] [9]
Кеннет Мор пробовался на роль Тони. Он говорит, что роль была предложена Дэвиду Нивену , с которым Мор назначал встречу с Венерой, но Нивен отказался. Роль досталась Найджелу Патрику, который был более авторитетным, чем Мор. [10]
Джона Дерри , еще одного летчика-испытателя компании De Havilland, назвали «первым сверхзвуковым пилотом Великобритании» из-за погружения, которое он совершил 6 сентября 1948 года на DH 108. [11] Вопреки тому, что изображено в фильме, первым самолетом, преодолевшим звуковой барьер, стал с ракетным двигателем, Bell X-1 которым пилотировал Чак Йегер из ВВС США в 1947 году. Его подвиг был изображен в фильме 1983 года «Правильный материал». . Как описал Йегер, присутствовавший на премьере в США, в своей первой биографии, «Звуковой барьер» был интересным, но не настолько реалистичным – и любой пилот, который пытался преодолеть звуковой барьер так, как это показано в фильме (заставляя центральную ручку управления вперед, чтобы выйти из пикирования) был бы убит. [12] [Примечание 2] Поскольку полет Bell X-1 в 1947 году не получил широкой огласки, многие, кто смотрел «Звуковой барьер», думали, что это правдивая история и что первый сверхзвуковой полет совершил британский пилот. [14] [15] [16]
Студийные съемки были завершены в Shepperton Studios , но сцены полетов снимались на аэродроме Чилболтон , Нетер Уоллоп, Хэмпшир, под руководством Энтони Сквайра . Бомбардировщики Vickers Valetta и Avro Lancaster служили платформами для камер для съемок с воздуха. [Примечание 3] При содействии Британской ассоциации авиастроителей самолеты, представленные в «Звуковом барьере», были предоставлены в аренду компаниям Vickers , de Havilland и другими британскими аэрокосмическими компаниями. [18] Кадры британской реактивной техники начала 1950-х годов, использованные в фильме, включают сцены с de Havilland Comet , первым в мире реактивным пассажирским авиалайнером, Supermarine Attacker и de Havilland Vampire . [19] Прототип Supermarine 535 для более позднего Swift ( VV119 ) использовался как экспериментальный реактивный истребитель «Прометей» . В отличие от своего экранного образа, Swift представлял собой конструкцию самолета, которая во время разработки претерпела особенно серьезные проблемы. [20] [Примечание 4]
Малкольм Арнольд (позже посвященный в рыцари) написал музыку к этому первому из трех его фильмов с Дэвидом Лином. [22] Другими были «Выбор Хобсона» (1954) и «Мост через реку Квай» (1957). [23]
Прием
[ редактировать ]Критический
[ редактировать ]Звуковой барьер в американском названии « Преодоление звукового барьера» был рецензирован Босли Кроутером в The New York Times . По словам Кроутера, «эта картина, снятая и снятая в Англии Дэвидом Лином по необычайно грамотному и чуткому оригинальному сценарию Теренса Реттигана, представляет собой удивительно красивое и захватывающее понимание мощи реактивных самолетов, а также умов и эмоций людей». люди, участвующие в создании этих чудесных машин, и актерский состав во главе с Ральфом Ричардсоном, Найджелом Патриком и Энн Тодд с непревзойденным раскрытием тонких и глубоких персонажей». [24]
Историк кино Стивен Пендо далее описал «блестящую аэрофотосъемку… Наряду с обычными кадрами самолета есть необычная творческая операторская работа. Чтобы проиллюстрировать пролет самолета, Лин показывает только пшеницу в поле, которую сгибают воздушные потоки, создаваемые невидимым самолетом... Даже снимки из кабины очень хороши: летчики-испытатели в костюмах G и очках обрамлены плексигласом и фоном неба». [18]
Театральная касса
[ редактировать ]«Звуковой барьер» был 12-м по популярности фильмом в прокате Великобритании в 1952 году, а также имел успех в Соединенных Штатах, принося неплохую прибыль. [25] [1] [26]
Награды
[ редактировать ]Награды Академии
[ редактировать ]- Победитель: Лучшая звукозапись – London Films [27]
- Номинант на лучший рассказ, написанный непосредственно для экрана ( Теренс Реттиган )
Благодаря этому фильму Ральф Ричардсон стал первым актером, получившим премию кинокритиков Нью-Йорка за лучшую мужскую роль, но не получившим номинацию на «Оскар».
Награды BAFTA
[ редактировать ]- Победитель в номинации «Лучший фильм из любого источника»
- Победитель в номинации "Лучший британский фильм"
- Победитель в номинации «Лучший британский актер» ( Ральф Ричардсон )
- Номинант на лучший британский актер ( Найджел Патрик )
- Номинация на лучшую британскую женскую роль ( Энн Тодд )
Национальный наблюдательный совет США
[ редактировать ]- Победитель в номинации «Лучшая мужская роль» (Ральф Ричардсон)
- Победитель в номинации «Лучший режиссер» (Дэвид Лин)
- Победитель в номинации «Лучший иностранный фильм»
- Входит в топ иностранных фильмов
Круг критиков Нью-Йорка
[ редактировать ]- Победитель в номинации «Лучшая мужская роль» (Ральф Ричардсон)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Опираясь на древнюю мифологию, Риджфилд отмечает, что Прометей «украл огонь у богов».
- ^ Реверс управления , хотя и применяется в этом контексте, не является законным аэродинамическим методом, он вызван недостаточной хвостового оперения жесткостью , рули высоты действуют так, как если бы они были триммерами, скручивающими хвостовое оперение, создавая аэродинамический эффект, противоположный предполагаемому. [13]
- ↑ У съемочной группы произошел почти трагический эпизод на бомбардировщике «Ланкастер», когда они пострадали от гипоксии из-за отказа кислородной системы. [17]
- ^ Список самолетов, появляющихся в фильме, следует за вступительными титрами . [21]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Kulik 1990, p. 316.
- ^ Портер 2000, с. 498.
- ^ Пратли 1974, с. 106.
- ^ Париж, 1995, стр. 173–174.
- ^ Пендо 1985, с. 137.
- ^ Хардвик и Шнепф 1989, с. 69.
- ^ Пендо 1985, с. 133, 135.
- ^ Давенпорт-Хайнс, Ричард. «Хэвилленд, сэр Джеффри де (1882–1965)». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004.
- ^ де Хэвилленд 1999, стр. 169–170.
- ^ Подробнее, Кеннет (1959). Счастливо, удачи . п. 117-119.
- ^ Ривас, Брайан, и Буллен, Энни (1982), Джон Дерри: История первого британского сверхзвукового пилота , Уильяма Кимбера, ISBN 0-7183-0099-8 .
- ^ Карлсон 2012, с. 212.
- ^ Йегер и др. 1997, с. 97.
- ^ Йегер и Янош 1986, стр. 206–207.
- ^ Браун 2008, с. 212.
- ^ «Быстрее, чем звук» (стенограмма). PBS , дата выхода: 14 октября 1997 г. Дата обращения: 28 апреля 2015 г.
- ^ Карлсон 2012, стр. 211–212.
- ^ Перейти обратно: а б Пендо 1985, с. 135.
- ^ Дэвис и Бертлз 1999, с. 15.
- ^ Винчестер 2005, стр. 312–313.
- ^ Гамильтон-Патерсон 2010, с. 46.
- ^ «Малкольм Арнольд». Music Sales Classical , 2014. Дата обращения: 30 апреля 2015 г.
- ^ «Музыка из фильма сэра Малкольма Арнольда, Том 1». chandos.net . Проверено: 30 апреля 2015 г.
- ^ Кроутер, Бозли. «Преодолев звуковой барьер» (1952); «Экран: качественный британский импорт»; «Преодолевая звуковой барьер», основанный на рассказе Раттигана, в отеле «Виктория»; Ральф Ричардсон, Энн Тодд и Найджел Патрик возглавляют съемочную группу фильма на реактивных самолетах. " «Нью-Йорк Таймс» , 7 ноября 1952 г.
- ^ "Комик возглавляет рейтинг фильмов". Сандей Геральд , стр. 4, Национальная библиотека Австралии, 28 декабря 1952 г. Дата обращения: 24 апреля 2012 г.
- ^ Тумим, Джанет. «Популярные деньги и культура в послевоенной британской киноиндустрии» . Экран . Том. 32, нет. 3. п. 259.
- ^ «25-я церемония вручения премии Оскар (1953), номинанты и победители». oscars.org . Проверено: 20 августа 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Эрик . Miles M.52: ворота в сверхзвуковой полет . Страуд, Глостершир, Великобритания: The History Press, 2012. ISBN 978-0-7524-7014-6 .
- Браун, Эрик . Крылья на моем рукаве . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 2006. ISBN 978-0-297-84565-2 .
- Карлсон, Марк. Полеты в кино: век авиации в кино, 1912–2012 гг . Дункан, Оклахома: BearManor Media, 2012. ISBN 978-1-59393-219-0 .
- Дэвис, РЕГ и Филип Дж. Бертлз. Комета: первый в мире реактивный авиалайнер . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press, 1999. ISBN 1-888962-14-3 .
- де Хэвилленд, Джеффри. Небесная лихорадка: автобиография сэра Джеффри Де Хэвилленда . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press Ltd., 1999. ISBN 1-84037-148-X .
- Гамильтон-Патерсон, Джеймс. Империя облаков: когда британские самолеты правили миром . Лондон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN 978-0-5712-4795-0 .
- Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам для зрителей». Создание великих авиационных фильмов . Серия авиации общего назначения, том 2, 1989 г.
- Кулик, Кароль. Александр Корда: Человек, который мог творить чудеса . Лондон: Девственница, 1990. ISBN 978-0-86369-446-2 .
- Пэрис, Майкл. От братьев Райт до главного стрелка: авиация, национализм и популярное кино . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета, 1995. ISBN 978-0-7190-4074-0 .
- Пендо, Стивен. Авиация в кино . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 1985. ISBN 0-8-1081-746-2 .
- Портер, Винсент. «Счет Роберта Кларка». Исторический журнал кино, радио и телевидения , Том. 20 № 4, 2000.
- Пратли, Джеральд . Кино Дэвида Лина . Аврора, Колорадо: Публикации Oak Tree Publications, !974. ISBN 978-0-4980-1050-7 .
- Винчестер, Джим. Худший самолет в мире: от новаторских неудач до многомиллионных катастроф . Лондон: Amber Books Ltd., 2005. ISBN 1-904687-34-2 .
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Индианаполис: Компания Bobbs-Merrill Company Inc., 1975. ISBN 0-672-52166-0 .
- Йегер, Чак, Боб Карденас, Боб Гувер, Джек Рассел и Джеймс Янг. В поисках Маха Один: рассказ о преодолении звукового барьера от первого лица . Нью-Йорк: Студия Пингвин, 1997. ISBN 0-670-87460-4 .
- Йегер, Чак и Лео Янош. Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Bantam Books, 1986. ISBN 0-553-25674-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1952 года
- Британские авиационные фильмы
- Британские черно-белые фильмы
- Фильмы British Lion Films
- Фильмы о летчиках-испытателях
- Фильмы Дэвида Лина
- Films shot at Shepperton Studios
- Фильмы, получившие премию Академии за лучшее сведение звука
- Фильмы по сценарию Теренса Реттигана
- Лауреаты премии BAFTA за лучший фильм
- Лауреаты премии BAFTA за лучший британский фильм
- Фильмы, написанные Малкольмом Арнольдом
- Лондонские фильмы фильмы
- Англоязычные фильмы 1950-х годов
- Британские фильмы 1950-х годов