Jump to content

Вспомогательный воздушный транспорт

Вспомогательный воздушный транспорт
АТА, значок пилота вспомогательного парома воздушного транспорта
Активный 15 февраля 1940 г. – 30 ноября 1945 г.
Страна Великобритания
Размер 16 паромных бассейнов (1944 г.)
Летное подразделение воздушного движения
2 учебных подразделения
1152 пилота (мужчины) 168 пилотов (женщины)
151 бортинженер
19 радистов
27 курсантов ADCC , УВД и морских курсантов
2786 наземных сотрудников
Командный штаб Уайт Уолтем, Мейденхед
Псевдоним(а) Позывной: Потерянный ребенок
Фердинанд (за границей)
Девиз (ы) Латынь : Этерис Авиди.
«Жажда воздуха»
Неофициально:
Что угодно и куда угодно
Украшения 2 командующий Британской Империей ( CBE )
13 офицер Британской Империи (ОБЕ)
36 членов Британской Империи (MBE)
6 Медаль Британской Империи ( BEM )
1 Георгиевская медаль
6 Благодарностей
5 похвал за храбрость
18 Благодарность короля за ценную службу в воздухе

Вспомогательная авиационная транспортная служба ( ATA ) — британская гражданская организация, созданная в начале Второй мировой войны со штаб-квартирой на аэродроме Уайт-Уолтем в Беркшире. АТА переправляла новые, отремонтированные и поврежденные военные самолеты между заводами, сборочными заводами, трансатлантическими пунктами доставки, подразделениями технического обслуживания (MU), свалками, а также эскадрильями действительной службы и аэродромами, но не на военно-морские авианосцы. Он также перевозил срочно дежурный военнослужащий из одного места в другое и выполнял некоторые работы по санитарной авиации . Примечательно, что около 10% пилотов составляли женщины, и с 1943 года они получали равную зарплату со своими коллегами-мужчинами, что было впервые для британского правительства.

Первоначальный план заключался в том, что ATA будет перевозить личный состав, почту и медикаменты, но пилоты были немедленно необходимы для работы с паромными пулами Королевских ВВС (RAF), перевозящими самолеты. [ 1 ] К 1 мая 1940 года АТА взяла на себя транспортировку всех военных самолетов с заводов в подразделения технического обслуживания для установки оружия и аксессуаров. 1 августа 1941 года АТА взяла на себя все переправочные работы. [ 2 ] Это освободило для боевого дежурства столь необходимых боевых летчиков. Когда-то существовало четырнадцать паромных бассейнов АТА, расположенных на расстоянии друг от друга до Хэмбла , недалеко от Саутгемптона, и Лоссимута , недалеко от Инвернесса в Шотландии.

29 сентября 1945 года в Уайт-Уолтеме был проведен специальный воздушный конкурс ATA с целью сбора денег в Благотворительный фонд ATA, поддерживаемый авиационными компаниями, обслуживавшимися ATA. Он включал в себя подробные статические показы самолетов союзников и Германии, в том числе Фау-1, авиационные двигатели, а также зенитную пушку и прожектор с экипажем. Среди пилотов, принимавших участие, был Алекс Хеншоу на Supermarine Seafire .

Лорд Бивербрук времен Второй мировой войны , министр авиационного производства , отдал соответствующую дань уважения на церемонии закрытия АТА в Уайт-Уолтеме 30 ноября 1945 года: [ 3 ]

Без АТА дни и ночи битвы за Британию прошли бы в условиях, совершенно отличающихся от реальных событий. Они осуществляли доставку самолетов с заводов в ВВС Великобритании, освобождая тем самым бесчисленное количество пилотов ВВС от службы в бою. Точно так же, как Битва за Британию является достижением и достижением Королевских ВВС, точно так же можно заявить, что АТА поддержала и поддержала их в битве. Они были солдатами, сражавшимися в борьбе так же полностью, как если бы они были задействованы на передовой.

Достижение

[ редактировать ]
Благодарность пилоту ATA Рут Керли

За время войны АТА налетала 415 000 часов и доставила более 309 000 часов. [ 4 ] самолетов 147 типов, включая «Спитфайры», «Хоукер Харрикейны» , «Де Хэвилленд Москито» , «Норт Американ Мустанг» , «Авро Ланкастерс» , «Хэндли Пейдж Галифакс» , «Фейри Свордфиш» , «Фейри Барракуды» и «Боинг Фортресс» . Средняя численность самолетов учебных школ АТА составляла 78 человек. Всего на школьных самолетах было налетано 133 247 часов и проведено 6013 курсов переоборудования. Общий налет рейса воздушного движения составил 17 059 часов, из них 8 570 часов на внутренних рейсах и 8 489 часов на зарубежных рейсах. Перевезено около 883 тонн грузов и перевезено 3430 пассажиров без потерь; но в общей сложности 174 пилота, как женщин, так и мужчин, погибли, выполняя рейсы АТА в годы войны. [ 5 ] Общее количество часов такси составило 179 325, без учета воздушных перевозок. [ 6 ]

В связи с неработоспособными рейсами доставки авиационные пушки не заряжались. После встречи с немецкими истребителями в воздушном пространстве Великобритании. [ 7 ] средние верхние артиллерийские башни транспортов «Авро Ансон» были вооружены. [ 8 ] Однако стало понятно, что это противоречит международному праву, поскольку сотрудники АТА формально имели гражданский статус. Был рассмотрен ряд решений, но в конечном итоге артиллеристы были отозваны. [ 9 ]

Администрация

[ редактировать ]

Управление АТА перешло к Жерару д'Эрлангеру , директору British Airways Ltd. Он предложил создать организацию по образцу АТА в письме от 24 мая 1938 года. Первоначально министерство авиации отнеслось к этой идее прохладно, но из-за неизбежности войны они приняли предложение д'Эрланже, и в 1939 году было создано АТА. [ 10 ]

В конце августа 1939 года ATA была передана в ведение British Airways Ltd для первоначального управления и финансирования. [ 1 ] но 10 октября 1939 года его место занял член авиации по снабжению и организации (AMSO). Первые пилоты были приписаны к резервному командованию Королевских ВВС и прикреплены к полетам Королевских ВВС для переправки учебно-тренировочных самолетов, истребителей и бомбардировщиков с завода и складов на базы Королевских ВВС . [ 11 ] Центральное паромное управление ATA, которое распределяло необходимые рейсы для всех паромных бассейнов, базировалось на авиабазе RAF Andover .

В конце 1939 года было решено построить третий, полностью гражданский паромный бассейн, в Уайт-Уолтеме, недалеко от Мейденхеда в Беркшире. Операции этого пула начались 15 февраля 1940 года. 16 мая 1940 года командование технического обслуживания Королевских ВВС взяло на себя управление через свою группу № 41 . Затем, 22 июля 1941 года, ATA была передана под контроль Министерства авиационного производства (MAP) лорда Бивербрука. Хотя контроль перемещался между организациями, администрирование на протяжении всей войны осуществлялось персоналом под руководством коммодора Жерара д'Эрлангера сначала в British Airways Ltd, а затем, после ее слияния в 1940 году, в British Overseas Airways Corporation (BOAC). [ 2 ]

Пилоты и инженеры

[ редактировать ]
Первый офицер Морин Данлоп на обложке Picture Post журнала
Диана Барнато Уокер забирается в кабину Spitfire

АТА набирала пилотов, которых считали непригодными ни для Королевских ВВС, ни для ВВС флота по причине возраста, физической подготовки или пола. Уникальной особенностью АТА было то, что физические недостатки игнорировались, если пилот мог выполнять работу - таким образом, существовали однорукие, одноногие, близорукие и одноглазые пилоты, которых в шутку называли «древними и оборванными летчиками». (АТА).

В АТА также принимали пилотов из других стран, как нейтральных, так и боевых. С АТА летали люди из 28 стран, в том числе принц Супрабхат Чирасакти или Джирасакди), приемный племянник отрекшегося от престола короля Праджадхипока (Рамы VII) и королева Рамбай Барни Таиланда ( , погибшая в результате крушения урагана Хокер в 1942 году.) [ 12 ] . [ 13 ]

Женщины-пилоты

[ редактировать ]

В частности, ATA разрешила женщинам-пилотам переправлять самолеты. Женщины-пилоты (по прозвищу «Аттадевочки») [ 14 ] имел высокий авторитет в прессе. 14 ноября 1939 года командиру Полине Гауэр было поручено организовать женское отделение АТА. [ 15 ] Первые восемь женщин-пилотов были приняты на вооружение в качестве 5-го пула пилотов-перегонщиков 1 января 1940 года. Первоначально им было разрешено управлять только бипланами de Havilland Tiger Moth со своей базы в Хэтфилде. Это были: Джоан Хьюз , Маргарет Каннисон , Мона Фридлендер , Розмари Рис , Мэрион Уилберфорс , Маргарет Фэйрвезер , Габриэль Паттерсон и Уинифред Кроссли Фэйр . [ 16 ]

Всего во время Второй мировой войны было 166 женщин-пилотов, каждая восьмая из всех пилотов АТА, и они вызвались добровольцами из Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, США, Нидерландов и Польши. Среди британских женщин-пилотов были Мэри де Бунзен , Этель Рут Николсон , [ 17 ] Эдит Бомонт [ 18 ] и Диана Барнато Уокер . [ 19 ] Аннет Элизабет Махон была единственной ирландкой, служившей в АТА. Из Аргентины и Чили приехали Морин Данлоп и Марго Дюальде . [ 20 ] и из Дании Вера Стродл Даулинг . [ 21 ] В составе ATA летали шесть канадских женщин-пилотов, в том числе Мэрион Элис Орр . [ 22 ] Вайолет Милстед [ 23 ] и Хелен Харрисон-Бристоль . [ 24 ] [ 25 ]

Пятнадцать из этих женщин погибли на службе, в том числе британская летчица-первопроходец Эми Джонсон , Маргарет Фэйрвезер , Джой Дэвисон , Джейн Уинстон , [ 26 ] Хонор Сэлмон , Сьюзен Слэйд и Дора Лэнг [ 27 ] который погиб вместе с бортинженером Дженис Харрингтон. [ 28 ] [ 24 ] Две женщины-пилота получили благодарности; одной из них была Хелен Керли . [ 29 ]

Известным американским членом ATA была летчица Жаклин Кокран , которая вернулась в Соединенные Штаты и основала аналогичную женскую организацию, известную как « Женщины-пилоты ВВС» (WASP).

В июне 1940 года роль пула пилотов паромов № 5 была расширена и теперь включает в себя другие небоевые типы самолетов (тренировочные и транспортные), такие как de Havilland Dominie , Airspeed Oxford , Miles Magister и Miles Master ; [ 30 ] в конечном итоге женщины были включены в состав других паромных бассейнов (ранее полностью мужских), и им было разрешено летать практически на всех типах самолетов ВВС Великобритании и ВВС флота, включая четырехмоторные тяжелые бомбардировщики, но исключая самые большие летающие лодки . [ 31 ] Женщины-пилоты впервые управляли «Харрикейнами» 19 июля 1941 года, а «Спитфайрами» — в августе 1941 года. [ 8 ]

Одной из примечательных особенностей ATA было то, что начиная с 1943 года женщины получали такую ​​же зарплату, как и мужчины равного ранга. Это был первый случай, когда британское правительство согласилось на равную оплату за равный труд внутри организации, находящейся под его контролем. [ 32 ] В то же время американские женщины, летавшие в составе женщин-пилотов ВВС (WASP), получали всего лишь 65 процентов зарплаты своих коллег-мужчин. [ 33 ]

После смерти в декабре 2020 года Элеоноры Уодсворт в возрасте 103 лет и Джей Эдвардс (урожденная Стелла Джойс Петерсен; занимала должность третьего офицера АТА с 1943 по 1945 год). [ 34 ] ) в августе 2022 года [ 35 ] Выжила только одна женщина, бывший пилот ATA, американка Нэнси Стратфорд (соавтор книги « Контакт! Британия!: История женщины-пилота парома во время Второй мировой войны в Англии »). Уодсворт вступил в АТА в 1943 году, летал на 22 различных типах самолетов и 132 раза летал на «Спитфайрах». [ 36 ]

Инженеры

[ редактировать ]
АТА, крыло вспомогательного бортинженера воздушного транспорта

По мере того, как ATA была создана и увеличила размер и количество вариантов самолетов, быстро стала очевидной необходимость в наличии множества инженеров. Кроме того, когда они начали поставлять более крупные многомоторные самолеты, бортинженер (F/E) стал незаменимым помощником пилотов. Им были вручены собственные уникальные знаки отличия как в вышитом, так и в слитковом вариантах.

В организации ATA было множество конкретных категорий и уровней инженеров, включая летных, наземных, SCE, регистраторов, асфальтированных инженеров и т. д. Из примерно 30 эксплуатационных бортинженеров лишь немногие были женщинами. Одной из них была Патрисия Паркер, которая начала свою карьеру в АТА в качестве пилота третьего класса, а затем стала бортинженером. Другими были Дженис Харрингтон (погибла при исполнении), Филлис Пирс и Элис Томас, последняя также начинала пилотом ATA. [ 37 ]

Обучение

[ редактировать ]

Первые пилоты ATA познакомились с военными самолетами в Центральной летной школе ВВС Великобритании (CFS), но вскоре ATA разработала собственную программу обучения. Пилоты поэтапно переходили от легких одномоторных самолетов к более мощным и сложным самолетам. Сначала они прошли квалификацию на одномоторных самолетах «Класса 1», таких как Tiger Moth, Magister и Percival Proctor , затем набрались опыта, выполняя перегоночные работы на любом самолете этого класса, а затем вернулись к обучению, чтобы пройти квалификацию и получить опыт работы на Классе 2. перспективный одномоторный самолет. Тот же процесс был использован для перехода к легким двухмоторным самолетам класса 3 и усовершенствованным двухмоторным самолетам класса 4. [ 31 ]

В каждом случае, получив разрешение на управление самолетами одного класса, пилотам можно было предложить переправить любой самолет этого класса, даже если они никогда раньше не видели самолеты этого типа. Для этого у них были «Записки пилотов ATA» — книжка с двумя небольшими карточками, содержащая важную статистику и обозначения, необходимые для перегона каждого самолета. [ 38 ]

Чтобы управлять четырехмоторными самолетами класса 5, пилоты сначала проходили обучение на тяжелом бомбардировщике Handley Page Halifax, а затем, когда они приобретали больше опыта, их командир мог разрешить пилотировать другие аналогичные типы, такие как Avro Lancaster. [ 39 ] При управлении самолетами класса 5 и некоторыми самолетами класса 4 пилот был единственным пилотом, но его всегда сопровождал еще один член экипажа, например бортинженер. [ 40 ] Существовали дополнительные правила перегона летающих лодок класса 6. [ 31 ]

АТА обучала своих пилотов только перегонке самолетов, а не достижению совершенства на каждом типе. Например, пилотажу и полетам вслепую не обучали, а пилотам категорически запрещалось заниматься тем и другим, даже если они были на это способны. Также, чтобы не напрягать двигатели, в «Записках пилотов АТА» была указана «крейсерская» скорость. [ 31 ] Целью ATA была безопасная доставка самолетов, а это означало отсутствие ненужного риска. [ 41 ]

Система рейтингов АТА [ 42 ]
ранг АТА Коммодор Старший командир Командир Капитан и
Капитан полета
Первый офицер Второй офицер Третий офицер Кадет
Знаки различия званий

Знак различия АТА носился на погоне форменного кителя.

В АТА действовали следующие подразделения: [ 43 ]

  • Паромный бассейн № 1 ATA White Waltham , Мейденхед
    Ранее: Паромный пилотный пул № 1 ATA — секция «А» паромного пилотного пула № 3 ATA.
  • Паромный бассейн № 2 ATA Whitchurch , Бристоль
    Ранее: Паромный пилотный пул № 2 ATA — секция «B» паромного пилотного пула № 3 ATA.
  • Нет. 3 Паромный бассейн ATA Хаварден , Честер
    Ранее: Паромный пилотный пул № 3 ATA — секция «C» паромного пилотного пула № 3 ATA.
  • Паромный бассейн № 4 ATA Прествик , Эйршир
    Ранее: Пул паромных пилотов № 4 АТА.
  • Паромный бассейн № 5 ATA Thame , Оксфордшир (учебный блок)
Ранее: Паромный пилотный пул № 5 ATA – Секция «D» Паромного пилотного пула № 3 ATA – Женский пилотный паромный пул ATA
  • Паромный бассейн № 6 ATA Ratcliffe , Лестер
Ранее: Пул паромных пилотов № 6 АТА.
Ранее: Пул паромных пилотов № 7 АТА.
Ранее: Пул паромных пилотов № 8 АТА.
  • Паромный бассейн № 9 ATA Aston Down , Глостершир
Ранее: Пул паромных пилотов № 9 АТА.
Ранее: Паромный пилотный пул № 10 ATA - Паромный пилотный пул № 4 ATA.
Ранее: Пул паромных пилотов № 12 АТА.
  • Паромный бассейн № 14 ATA Ringway , Манчестер
Ранее: Пул пилотов паромов № 14 (гражданский) АТА.
  • Паромный бассейн № 15 ATA Hamble , Саутгемптон
Ранее: Пул паромных пилотов № 15 АТА.
Ранее: Паромный пилотный пул № 16 ATA - Паромный пилотный пул № 4 ATA.
  • Паромный бассейн № 5 (Т) АТА
Ранее: (Обучение) Паромный пул ATA
  • Школа начальной летной подготовки ATA
Ранее: Начальная школа летной подготовки ATA − Школа ATA.
  • Рейс ATA воздушного движения (1942–45)
  • Школа высшей летной подготовки АТА (1942–45)
Ранее: Школа АТА

Признание

[ редактировать ]

В 2008 году выжившие члены вспомогательного подразделения были награждены значками ветеранов вспомогательного воздушного транспорта в знак признания их вклада в военные действия. Значок был объявлен министром транспорта Рут Келли в феврале 2008 года. Некоторые награды были вручены непосредственно премьер-министром Гордоном Брауном на приеме на Даунинг-стрит в сентябре 2008 года. [ 44 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Дьюар, Исла. Война Иззи . Эбери Пресс, 2010.
  • Флуд, Рэй (2023). «Девочки могут выиграть крылья! Женщины-помощники воздушного транспорта, которые научились летать с самого начала». Историк авиации (44): 66–77. ISSN   2051-1930 .
  • Гулд, Кэрол . Девочки-спитфайры: рассказ о жизни и любви, достижениях и героизме женщин-пилотов АТА во Второй мировой войне . Форфар: Black Ace Books, 1998.
  • Лорд Браун, Кейт. Хор красоты . Лондон: Corvus Atlantic, 2011.
  • Мэтьюз, Берил. Полет золотых крыльев . Саттон: Северн Хаус, 2007.
  • Моррисон, Маргарет и Памела Талк-Харт. Платят за безопасность . Лондон: Хатчинсон, 1948.
  • Райан, Гарри . «Черные дрозды» (2012) и «Два черных дрозда» (2014). Калгари, Альберта: NeWest Press.
  • Шредер, Хелена. Леди в «Спитфайре» . Линкольн, Небраска: iUniverse, Inc, 2006.
  • Певица, EM Mother Flies Hurricanes . Бенд, Орегон: Avidia Cascade Press, 1999.
  • Террелл, Джордж. Я никогда не оставлю тебя . Сан-Хосе: Витрина писателей, 2001.
  • Вейн, Элизабет . Кодовое имя Верити (Electric Monkey, 2012) и Rose Under Fire (2013)
  • Лестер, Наташа. Парижская тайна. Нью-Йорк: Навсегда (Hachette Book Group), 2020.
  • Блайт, Джим: «Авиатрица». Спектакль в исполнении театральной труппы A48, Кардифф, 2023 год.
  1. ^ Jump up to: а б Чизмен 1979 , с. 12.
  2. ^ Jump up to: а б Вспомогательный воздушный транспорт, Вспомогательный воздушный транспорт . (Справочник), стр. 5–7.
  3. ^ Чизмен 1979 , с. 208.
  4. ^ Чизмен 1979 , с. 211.
  5. ^ Филип Каплан и Энди Сондерс, Маленькие друзья: опыт пилота-истребителя во время Второй мировой войны в Англии (Random House, 1991) стр.158
  6. ^ Кертис, Леттис. Забытые пилоты с. 308
  7. Джим Моллисон timenote.info , по состоянию на 10 января 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Британская вспомогательная служба воздушного транспорта www.airtransportaux.com , по состоянию на 10 января 2021 г.
  9. ^ Кертис, Леттис. Забытые пилоты стр. 34, 60-61.
  10. ^ Мейсфилд, Питер Г.; Хайэм, Робин (2004). «Д'Эрлангер, сэр Джерард Джон Реджис Лео» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/32789 . Проверено 17 ноября 2021 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  11. ^ Чизмен 1979 , с. 17.
  12. ^ «Второй офицер Его Королевского Высочества принца СУПРАБХАТ ЧИРАСАКТИ» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 16 июля 2023 г. Приемный сын Его Королевского Высочества принца и принцессы Суходая; муж Ее Высочества принцессы Мани Чирасакти из королевы Верблюд, Сомерсет. Первый сиамец на Британских островах, отдавший свою жизнь за дело союзников.
  13. ^ Чизмен 1979 , с. 92.
  14. ^ Аспиналл, Адам (7 мая 2015 г.). «Эта 92-летняя ветеран войны вернулась в небо на своем любимом «Спитфайре»» . зеркало . Проверено 27 февраля 2022 г.
  15. ^ Барнато Уокер, Диана. Расправляя крылья с. 42
  16. ^ Кертис, 1985 с. 17
  17. ^ «Лэмбтон, Этель Рут (W.20)» . www.ata-ferry-pilots.org . Проверено 6 декабря 2023 г.
  18. ^ «Бомонт, Эдит (W.138)» . www.ata-ferry-pilots.org . Проверено 15 мая 2024 г.
  19. ^ «Когда женщины летали на Спитфайрах» . ИсторияДополнительно . Проверено 29 мая 2021 г.
  20. ^ Чизмен 1979 , с. 90.
  21. ^ Профиль (5 июня 2021 г.). «Датские пилоты времен Второй мировой войны | 1-е место. Вера Элиза Стродль (1918–2015)» . www.danishww2pilots.dk . Проверено 12 марта 2022 г.
  22. ^ «Мэрион Элис Орр - Зал авиационной славы Канады» . 1 февраля 2021 г. Проверено 30 января 2024 г.
  23. ^ «Ви Милстед Уоррен — Зал авиационной славы Канады» . 18 февраля 2021 г. Проверено 30 января 2024 г.
  24. ^ Jump up to: а б «Персонал АТА» . atamuseum.org . Проверено 4 марта 2020 г.
  25. ^ «Хелен Марсель Харрисон Бристоль - Зал авиационной славы Канады» . 16 октября 2020 г. Проверено 30 января 2024 г.
  26. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Уинстон, Джейн» . Teara.govt.nz . Проверено 14 января 2023 г.
  27. ^ CWGC. «Первый офицер Дора Лэнг | Подробности о военных потерях 2436476» . КВГК . Проверено 22 января 2024 г.
  28. ^ CWGC. «Бортинженер Дженис Маргарет Харрингтон | Подробности о военных потерях 2436468» . КВГК . Проверено 22 января 2024 г.
  29. ^ Коул, Пол. «Тайна героини Спитфайра» . Бирмингем Ивнинг Пост . Проверено 10 января 2021 г.
  30. ^ Кертис, 1985 с. 37
  31. ^ Jump up to: а б с д Кертис, Леттис. Забытые пилоты стр. 74-75.
  32. ^ Кертис, Леттис. Забытые пилоты с. 200
  33. ^ Шрейдер, Хелена. Сестры по оружию . п. 32
  34. ^ Торн, Стивен Дж. (5 декабря 2018 г.). «Джей Эдвардс: женщина-пилот в Британии военного времени» . Журнал Легион . Проверено 16 августа 2022 г.
  35. ^ Маунтни, Дэн (16 августа 2022 г.). «Празднование жизни пилота Второй мировой войны Джей Эдвардса» . Уэлвин Хэтфилд Таймс . Проверено 16 августа 2022 г.
  36. «Женщины-спитфайры» Второй мировой войны: Элеонора Уодсворт, одна из последних женщин-пилотов, умирает 10 января 2021 г., BBC News, по состоянию на 11 января 2021 г.
  37. ^ «Кадровая база данных» . 21 июня 2021 г.
  38. ^ Кертис, 1985, стр. 72-74.
  39. ^ Кертис, Леттис. Забытые пилоты стр. 293-294.
  40. ^ Кертис, 1985, стр. 77-80.
  41. ^ Чизмен 1979 , с. 58.
  42. ^ Д. Коллет Уодж, Женщины в униформе , Имперский военный музей , 2003, с. 381, 382.
  43. ^ Озеро 1999 , с. 308.
  44. ^ «Герои авиации удостоены чести премьер-министра» (Пресс-релиз). Департамент транспорта. 9 сентября 2008 года . Проверено 27 августа 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Вспомогательный воздушный транспорт, Вспомогательный воздушный транспорт . (Справочник) Белый Уолтем: Книга напоминаний, 1945.
  • Чизмен, ЕС (1979) [1946]. Краткая слава: история ATA . Прескотт. OCLC   654811034 .
  • Лейк, А (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери : Эйрлайф. ISBN  1-84037-086-6 .
  • Барнато Уокер, Диана. Расправляя крылья . Патрик Стивенс, 1994 г. ISBN   1-85260-473-5
  • Кертис, Леттис. Забытые пилоты: история вспомогательного воздушного транспорта, 1939-45 гг . Олни, Бакс: Нельсон и Сондерс, 1985 г. ISBN   0-947750-02-9
  • Шредер, Хелена. Сестры по оружию . Барнсли: Pen & Sword Aviation, 2006. ISBN   9781473845633

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергель, Хью. Лети и доставь: бортовой журнал пилота парома . Шрусбери: Издательство Airlife, 1982.
  • Кертис, Леттис. Леттис Кертис: ее автобиография . Уолтон на Темзе: Красный коршун, 2004.
  • Де Бунзен, Мэри. Поднимитесь на крыльях . Лондон: Хатчинсон, 1960.
  • Дю Кро, Розмари. Девушка из АТА: Мемуары пилота парома военного времени . Лондон: Мюллер, 1983.
  • Эллис, Мэри. Девушка-Спитфайр . Барнсли: Frontline Books, 2016.
  • Фахи, Майкл. Урожай воспоминаний: жизнь Полины Гауэр, MBE . Питерборо: GMS Enterprises, 1995.
  • Дженовезе, Дж. Генерал. Мы летали без оружия . Филадельфия: Компания Джона К. Уинстона, 1945.
  • Хью Бергель (ред.). Летающие самолеты военного времени; Замечания по обращению пилотов паромов ATA с семью самолетами времен Второй мировой войны . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз, 1972. ISBN   9780715355503
  • Хэтэуэй, Уоррен. В погоне за мечтой: История летчицы Веры (Стродл) Даулинг . Эдмонтон, Канада: PageMaster Publishing, 2012.
  • Хокинс, Реджина Трайс. Хейзел Джейн Рейнс, пионерка полета . Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера, 1996.
  • Хайамс, Джеки. Несколько женщин: героини Spitfire из вспомогательного воздушного транспорта . Глостер: History Press, 2012. ISBN   978-0752480961
  • Кинг, Элисон. Золотые Крылья . Лондон: C. Arthur Pearson Ltd, 1956.
  • Лукас, YM WAAF с крыльями . Питерборо: GMS Enterprises, 1992. ISBN   9781870384162
  • Миллер Ливингстон Стратфорд, Нэнси и Уайлд, Энн Контакт! Британия! . Креатспейс, 2011. ISBN   978-1453787830
  • Моггридж, Долорес Тереза. Женщина-пилот . Лондон: Майкл Джозеф, 1957. Переиздано как: Моггридж, Джеки. Девушка Спитфайр. Моя жизнь в небе . Лондон: Глава Зевса, 2014. ISBN   978-1781859896
  • Нарракотт, Артур Хенсон. Невоспетые герои воздуха . Лондон: Ф. Мюллер, 1943.
  • Фелпс, Энтони. «Мне наплевать». . Лестер: паб Harborough. Компания; Единые дистрибьюторы в торговле: Х. Маршалл, 1945 г.
  • Тейлор, Леонард. Работа летчицы . Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья, 1943.
  • Томас, Ник. Наоми летчица . Креатспейс, 2011. ISBN   9781453883853
  • Фолькерс, Вероника (1956). Небо и я . Лондон: WH Аллен.
  • Уолтерс, Энтони Джек. Вспомогательный воздушный транспорт (Потерянный ребенок) . Уоллингфорд: Aries Publications, 2006. ISBN   9780954181567
  • Уэлч, Энн Кортни Эдмондс. Счастлив летать: Автобиография . Лондон: Джон Мюррей, 1983. ISBN   978-0719540332
  • Уиллер, Джо. «Девочки-ураганы: вдохновляющая правдивая история женщин, осмелившихся летать» . Лондон: Penguin Books, 2018. ISBN   978-0-241-35463-6
  • Уиттел, Джайлз. Женщины Спитфайра Второй мировой войны . Лондон: Харпер Пресс, 2007. ISBN   9780007235360

Другие книги, в которых упоминаются женщины-пилоты АТА

[ редактировать ]
  • Белл, Элизабет С. Сестры Ветра: голоса первых женщин-авиаторов . Пасадена, Калифорния: Книги трилогии, 1994.
  • Ярос, Дин. Герои без наследия: американские летчицы, 1912–1944 гг . Нивот, Колорадо: Университетское издательство Колорадо, 1993.
  • Кейл, Салли Ван Вагенен. Эти чудесные женщины в своих летательных аппаратах: Неизвестные героини Второй мировой войны . Нью-Йорк: Роусон, Wade Publishers, 1979.
  • Ломакс, Джуди. Женщины Воздуха . Нью-Йорк: Додд, Мид, 1987.
[ редактировать ]

Онлайн фильмы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b623cfd00fd42907b0a2e00d481fafaf__1716803280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/af/b623cfd00fd42907b0a2e00d481fafaf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air Transport Auxiliary - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)