Jump to content

Anna Leska

Anna Leska
Рожденный 14 ноября 1910 г.
Умер 21 января 1998 г. (87 лет)

Анна Леска (14 ноября 1910 г. - 21 января 1998 г.) была польским пилотом, сертифицированным для управления планерами, воздушными шарами и самолетами. Она была одной из двух первых польских женщин-пилотов, присоединившихся к Британской вспомогательной воздушной транспортной службе (вторая — Стефания Войтуланис-Карпиньска) . [ 1 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Анна Леска родилась 14 ноября 1910 года в семье Марии Марты (урожденной Ольшинской) (1886–1949) и Юлиуша Станислава Натансон-Лески (1884–1953). Ее отец был инженером и пионером польской военной промышленности. Ее младшим братом был летчик-полковник Казимеж Лески , кодовое имя «Брэдл», офицер разведки Армии Крайовой . [ 2 ]

В 1927 году она сдала вступительный экзамен в школу Цецилии Плятер-Зиберкувной в Варшаве. [ 3 ]

С восемнадцати лет она тренировалась пилотировать планеры, воздушные шары и самолеты в Варшавском аэроклубе и Поморском аэроклубе (Поморский аэроклуб), в конечном итоге получив лицензии пилота планера A и B и квалификацию пилота воздушного шара. С 1938 года была членом Варшавского аэроклуба.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В сентябре 1939 года ее призвали на вспомогательную военную службу, назначили подпоручиком военного времени (подпоручиком) и направили в штабную эскадрилью авиационного командования Eskadry Sztabowej Dowództwa Lotnictwa . 22 сентября 1939 года Леске удалось скрыться на самолете RWD-13 с контролируемого немцами аэродрома в Окенце , откуда она стала свидетельницей бомбардировки Варшавы. Польский самолет был спрятан в окружающих лесах, чтобы защитить флот от атак, и замаскирован между деревьями. Пилотам было приказано вывести самолеты из леса между воздушными налетами и быстро взлететь, не дожидаясь прогрева двигателя. Позже Леска описала свой побег как «взлет с невыкопанного картофельного поля» во время воздушного налета. [ 4 ]

Вспомогательный воздушный транспорт

[ редактировать ]

Она пробилась в Соединенное Королевство через Румынию и Францию , где начала свои попытки стать членом Британской вспомогательной службы воздушного транспорта (ATA). [ 5 ] ATA требовало от претендентов на должность пилота не менее 250 часов одиночного налета, но Леска была недавно получившей квалификацию пилотом, когда она летала в польской сентябрьской кампании, имея в своем бортовом журнале всего около 30 часов. Позже она сказала: «Конечно, я солгала и призналась около 250 часов». [ 4 ] 1 января 1941 года, после обучения и сдачи экзаменов, она стала третьим офицером-пилотом в рядах вспомогательной воздушной транспортной службы. [ 5 ] Она была 28-й женщиной, принятой в АТА, и первой полькой наряду со Стефанией Войтуланис-Карпиньской . С начала 1941 года она пилотировала самолеты с заводов и ремонтных мастерских на полевые аэродромы, участвовала в перебросках летной техники. Они часто пилотировали бомбардировщики, доставляя их с заводских аэродромов на аэродромы бомбардировочных эскадрилий по всей Великобритании. «Большинство [женщин-пилотов] были англичанками, 27 американок, а также канадками, новозеландками, южноафриканскими пилотами, небольшим количеством голландок и только тремя из нас, поляками», — вспоминала Стефания Войтуланис-Карпиньска, одна из первых женщин-иностранок. летчицы АТА (третьей польской женщиной-пилотом была Ядвига Пилсудская , дочь Юзефа Пилсудского , премьер-министра Польши). Леска служил в АТА с 6 января 1941 года по 30 ноября 1945 года, получив звание первого пилота. [ 6 ] Весной 1943 года она была назначена командиром звена и руководила восемью женщинами-пилотами: пятью британцами, одной чилийкой, одной аргентинкой и одной американкой. [ 7 ] В это время Леска находилась в пулах ATA в Хэтфилде и Хэмбле. Она переправила 1295 самолетов 93 типов, включая летающие лодки и 557 «Спитфайров», в общей сложности налетав 1241 час. Вместе с другими женщинами-пилотами Леска была сфотографирована в рекламных целях, в том числе ее снимок в кабине «Спитфайра» в Уайт-Уолтеме, сделанный фотографом Ли Миллером и опубликованный британским Vogue в июне 1942 года. [ 8 ] [ 9 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Анна Леска вышла замуж за капитана летчика Мечислава Дааба из 301-й эскадрильи в Великобритании. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1977 году Леска-Дааб и ее муж навсегда вернулись в Польшу. Позже она была активным членом Варшавского клуба старших самолетов. [ 13 ]

Могила Анны Леска-Дааб и ее семьи

Анна Леска-Дааб умерла 21 января 1998 года и была похоронена на Повонзком кладбище , участок кладбища 24, ряд 6, могила 1, вместе со своими родителями, братьями и сестрами. [ 14 ]

Признание и память

[ редактировать ]

Леска-Дааб была награждена почетным знаком «Золотые крылья», которым вручаются старшие офицеры-авиаторы, налетевшие более 6000 часов. [ 15 ]

В 2005 году Анна Леска, Стефания Войтуланис-Карпинская и Ядвига Пилсудская снялась в документальном фильме «Полки над Лондонем» об их летном опыте во время войны. [ 16 ]

Портрет Лески был представлен на Имперском военном музее в 2015 году. выставке «Ли Миллер, Женская война» в [ 17 ] [ 18 ] Карикатура на Леску в образе первого помощника пилота с ее подписью хранится в архиве Archiwum Akt Nowych в Польше. [ 19 ] и она была одной из «Матерей независимости Польши», представленных на выставке Matki Niepodległości Polski в 2022 году. [ 20 ]

  1. ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
  2. ^ Лески, Казимеж (2001). Жизнь некстати разнообразна: воспоминания офицера разведки и контрразведки АК (4-е расширенное издание и доп. изд.). Варшава: Том. ISBN  83-7233-041-7 . OCLC   68679436 .
  3. ^ «Платерки с 1883 года по наши дни» (на польском языке).
  4. ^ Jump up to: а б «Анна Леска – необыкновенный пилот в неспокойное время» . www-polska--armna-pl.translate.goog (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
  6. ^ «Персонал АТА» . archive.atamuseum.org . Проверено 19 марта 2023 г.
  7. ^ Бойн, Уолтер Дж.; Фопп, Майкл (2002). Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-57607-345-2 .
  8. ^ Патон, Элизабет (21 ноября 2015 г.). «Путешествие Ли Миллера от модели до военного фотографа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 19 марта 2023 г.
  9. ^ «Пилот вспомогательного воздушного транспорта, летающий на спитфайре, - 4221 | ЛиМиллер» . www.leemiller.co.uk . Проверено 19 марта 2023 г.
  10. ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
  11. ^ «Годовщина Анны Леска-Дааб | dlapilota.pl» . dlapilota.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
  12. ^ ДКАмедиа (21 января 2020 г.). «Анна Леска – первая женщина в британском воздушном транспортном вспомогательном подразделении RAF» . BritishPoles.uk (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
  13. ^ Skrzydlata Polska 1998 .
  14. ^ "Anna Daab-Leska" (in Polish).
  15. ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
  16. ^ «FilmPolski.pl» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
  17. ^ «Ли Миллер: Женская война» . Меер . 07.07.2015 . Проверено 19 марта 2023 г.
  18. ^ «Женщины на войне» . Лондонский журнал . Проверено 19 марта 2023 г.
  19. ^ CMS, визуал. «Анна Леска-Дааб-» . www.aan.gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
  20. ^ CMS, видимый. "Мать польской независимости -" . www.aan.gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Казимеж Лески: Жизнь неуместно разнообразна: воспоминания офицера разведки и контрразведки Армии Крайовой , Варшава 2001, Oficyna Wydawnicza Volumen, изд. 4, ISBN   83-7233-041-7
  • Польские ВВС в Великобритании в 1940–1947 годах, включая Женскую вспомогательную авиационную службу (PLSK-WAAF) . Сандомир: Стратус. 2012. ISBN  9788361421597 . ОСЛК   276981965 .
  • «Анна Леска-Дааб». Крылатая Польша . 3/1998. Варшава: Авиационное агентство. 1998. ISSN   0137-866X . OCLC   839207783 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3960d4530b63570eecdf43b0dda873e__1685724900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/3e/a3960d4530b63570eecdf43b0dda873e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anna Leska - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)