Anna Leska
Anna Leska | |
---|---|
Рожденный | 14 ноября 1910 г. |
Умер | 21 января 1998 г. (87 лет) |
Анна Леска (14 ноября 1910 г. - 21 января 1998 г.) была польским пилотом, сертифицированным для управления планерами, воздушными шарами и самолетами. Она была одной из двух первых польских женщин-пилотов, присоединившихся к Британской вспомогательной воздушной транспортной службе (вторая — Стефания Войтуланис-Карпиньска) . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Анна Леска родилась 14 ноября 1910 года в семье Марии Марты (урожденной Ольшинской) (1886–1949) и Юлиуша Станислава Натансон-Лески (1884–1953). Ее отец был инженером и пионером польской военной промышленности. Ее младшим братом был летчик-полковник Казимеж Лески , кодовое имя «Брэдл», офицер разведки Армии Крайовой . [ 2 ]
В 1927 году она сдала вступительный экзамен в школу Цецилии Плятер-Зиберкувной в Варшаве. [ 3 ]
С восемнадцати лет она тренировалась пилотировать планеры, воздушные шары и самолеты в Варшавском аэроклубе и Поморском аэроклубе (Поморский аэроклуб), в конечном итоге получив лицензии пилота планера A и B и квалификацию пилота воздушного шара. С 1938 года была членом Варшавского аэроклуба.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В сентябре 1939 года ее призвали на вспомогательную военную службу, назначили подпоручиком военного времени (подпоручиком) и направили в штабную эскадрилью авиационного командования Eskadry Sztabowej Dowództwa Lotnictwa . 22 сентября 1939 года Леске удалось скрыться на самолете RWD-13 с контролируемого немцами аэродрома в Окенце , откуда она стала свидетельницей бомбардировки Варшавы. Польский самолет был спрятан в окружающих лесах, чтобы защитить флот от атак, и замаскирован между деревьями. Пилотам было приказано вывести самолеты из леса между воздушными налетами и быстро взлететь, не дожидаясь прогрева двигателя. Позже Леска описала свой побег как «взлет с невыкопанного картофельного поля» во время воздушного налета. [ 4 ]
Вспомогательный воздушный транспорт
[ редактировать ]Она пробилась в Соединенное Королевство через Румынию и Францию , где начала свои попытки стать членом Британской вспомогательной службы воздушного транспорта (ATA). [ 5 ] ATA требовало от претендентов на должность пилота не менее 250 часов одиночного налета, но Леска была недавно получившей квалификацию пилотом, когда она летала в польской сентябрьской кампании, имея в своем бортовом журнале всего около 30 часов. Позже она сказала: «Конечно, я солгала и призналась около 250 часов». [ 4 ] 1 января 1941 года, после обучения и сдачи экзаменов, она стала третьим офицером-пилотом в рядах вспомогательной воздушной транспортной службы. [ 5 ] Она была 28-й женщиной, принятой в АТА, и первой полькой наряду со Стефанией Войтуланис-Карпиньской . С начала 1941 года она пилотировала самолеты с заводов и ремонтных мастерских на полевые аэродромы, участвовала в перебросках летной техники. Они часто пилотировали бомбардировщики, доставляя их с заводских аэродромов на аэродромы бомбардировочных эскадрилий по всей Великобритании. «Большинство [женщин-пилотов] были англичанками, 27 американок, а также канадками, новозеландками, южноафриканскими пилотами, небольшим количеством голландок и только тремя из нас, поляками», — вспоминала Стефания Войтуланис-Карпиньска, одна из первых женщин-иностранок. летчицы АТА (третьей польской женщиной-пилотом была Ядвига Пилсудская , дочь Юзефа Пилсудского , премьер-министра Польши). Леска служил в АТА с 6 января 1941 года по 30 ноября 1945 года, получив звание первого пилота. [ 6 ] Весной 1943 года она была назначена командиром звена и руководила восемью женщинами-пилотами: пятью британцами, одной чилийкой, одной аргентинкой и одной американкой. [ 7 ] В это время Леска находилась в пулах ATA в Хэтфилде и Хэмбле. Она переправила 1295 самолетов 93 типов, включая летающие лодки и 557 «Спитфайров», в общей сложности налетав 1241 час. Вместе с другими женщинами-пилотами Леска была сфотографирована в рекламных целях, в том числе ее снимок в кабине «Спитфайра» в Уайт-Уолтеме, сделанный фотографом Ли Миллером и опубликованный британским Vogue в июне 1942 года. [ 8 ] [ 9 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Анна Леска вышла замуж за капитана летчика Мечислава Дааба из 301-й эскадрильи в Великобритании. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1977 году Леска-Дааб и ее муж навсегда вернулись в Польшу. Позже она была активным членом Варшавского клуба старших самолетов. [ 13 ]
Анна Леска-Дааб умерла 21 января 1998 года и была похоронена на Повонзком кладбище , участок кладбища 24, ряд 6, могила 1, вместе со своими родителями, братьями и сестрами. [ 14 ]
Признание и память
[ редактировать ]Леска-Дааб была награждена почетным знаком «Золотые крылья», которым вручаются старшие офицеры-авиаторы, налетевшие более 6000 часов. [ 15 ]
В 2005 году Анна Леска, Стефания Войтуланис-Карпинская и Ядвига Пилсудская снялась в документальном фильме «Полки над Лондонем» об их летном опыте во время войны. [ 16 ]
Портрет Лески был представлен на Имперском военном музее в 2015 году. выставке «Ли Миллер, Женская война» в [ 17 ] [ 18 ] Карикатура на Леску в образе первого помощника пилота с ее подписью хранится в архиве Archiwum Akt Nowych в Польше. [ 19 ] и она была одной из «Матерей независимости Польши», представленных на выставке Matki Niepodległości Polski в 2022 году. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Лески, Казимеж (2001). Жизнь некстати разнообразна: воспоминания офицера разведки и контрразведки АК (4-е расширенное издание и доп. изд.). Варшава: Том. ISBN 83-7233-041-7 . OCLC 68679436 .
- ^ «Платерки с 1883 года по наши дни» (на польском языке).
- ^ Jump up to: а б «Анна Леска – необыкновенный пилот в неспокойное время» . www-polska--armna-pl.translate.goog (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Персонал АТА» . archive.atamuseum.org . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Бойн, Уолтер Дж.; Фопп, Майкл (2002). Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-345-2 .
- ^ Патон, Элизабет (21 ноября 2015 г.). «Путешествие Ли Миллера от модели до военного фотографа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Пилот вспомогательного воздушного транспорта, летающий на спитфайре, - 4221 | ЛиМиллер» . www.leemiller.co.uk . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Годовщина Анны Леска-Дааб | dlapilota.pl» . dlapilota.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ ДКАмедиа (21 января 2020 г.). «Анна Леска – первая женщина в британском воздушном транспортном вспомогательном подразделении RAF» . BritishPoles.uk (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Skrzydlata Polska 1998 .
- ^ "Anna Daab-Leska" (in Polish).
- ^ «Год Америки – Музей польской авиации в Кракове» . www.rokamericanski.muzeumlotnictwa.pl . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «FilmPolski.pl» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Ли Миллер: Женская война» . Меер . 07.07.2015 . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Женщины на войне» . Лондонский журнал . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ CMS, визуал. «Анна Леска-Дааб-» . www.aan.gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ CMS, видимый. "Мать польской независимости -" . www.aan.gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Казимеж Лески: Жизнь неуместно разнообразна: воспоминания офицера разведки и контрразведки Армии Крайовой , Варшава 2001, Oficyna Wydawnicza Volumen, изд. 4, ISBN 83-7233-041-7
- Польские ВВС в Великобритании в 1940–1947 годах, включая Женскую вспомогательную авиационную службу (PLSK-WAAF) . Сандомир: Стратус. 2012. ISBN 9788361421597 . ОСЛК 276981965 .
- «Анна Леска-Дааб». Крылатая Польша . 3/1998. Варшава: Авиационное агентство. 1998. ISSN 0137-866X . OCLC 839207783 .