Персиваль Проктор
Проктор | |
---|---|
![]() | |
Королевские ВВС Персиваль Проктор IV | |
Роль | Радиотренажер/самолет связи |
Производитель | Персиваль Эйркрафт Лимитед |
Дизайнер | Эдгар Персиваль |
Первый полет | 8 октября 1939 г. |
Ушедший на пенсию | 1955 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Авиация флота |
Количество построенных | 1,143 |
Разработано на основе | Персиваль Вега Галл |
« Персиваль Проктор» — британский учебно-боевой и связной самолёт времен Второй мировой войны . Proctor — одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом, рассчитанный на трех или четырех человек, в зависимости от модели.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Proctor был разработан на основе Percival Vega Gull в соответствии со спецификацией Министерства авиации 20/38 для учебно-радиотренажерного самолета и самолета связи. Чтобы соответствовать этому требованию, самолет на базе Vega Gull имел большие окна задней кабины, а фюзеляж был длиннее на шесть дюймов (150 мм). Были внесены изменения в сиденья, позволяющие экипажу носить парашюты, а также были внесены другие изменения, позволяющие установить военное радио и другое оборудование. В начале 1939 года был размещен заказ на 247 самолетов для удовлетворения эксплуатационных потребностей OR.65.
Прототип самолета, серийный номер P5998 , впервые поднялся в воздух 8 октября 1939 года из аэропорта Лутон. [1] и этот тип был запущен в производство для ВВС Великобритании и авиации флота. Прототип испытывался в качестве аварийного бомбардировщика в 1940 году, но от этой идеи отказались, когда угроза вторжения отступила. Хотя первые 222 самолета были построены компанией «Персиваль» в Лутоне, большая часть оставшихся самолетов была построена компанией F. Hills & Sons из Траффорд-парка недалеко от Манчестера. В период с 1941 по 1945 год они построили 812 «Прокторов» нескольких марок, собрав большую часть самолетов на аэродроме Бартон . [2]
В то время как самые ранние «Прокторы» (Mks I–III) очень близко следовали последней версии Vega Gull и, следовательно, сохранили большую часть ее характеристик, более поздние версии стали намного тяжелее и менее аэродинамичными, что неизбежно отрицательно сказалось на их характеристиках. Более поздние модели Proctor, хотя и выглядели во многом похожими, на самом деле представляли собой полную модернизацию самолета и были значительно увеличены, тяжелее и даже менее эффективны. Летные качества были плохими. Позже планировалось оснастить их двигателем Queen 30 мощностью 250 лошадиных сил (190 кВт) и воздушным винтом большего размера, но таким образом был оборудован только один испытательный самолет, поскольку цельнометаллический Prentice разрабатывался для замены Proctor с использованием Queen 30 и т. Д. .
«Прентис» оказался очень плохим самолетом, даже хуже, чем более поздние «Прокторы», и они прослужили в ВВС Великобритании всего несколько лет, прежде чем были сняты с вооружения. Сочетая в себе хорошие качества Vega по дальности полета, скорости, грузоподъемности и складыванию крыла, [ нужна ссылка ] Остальные «Прокторы» оставались в частных руках до 1960-х годов, когда все они были остановлены из-за опасений по поводу разрушения клеевых соединений их деревянных планеров.
Несколько уцелевших Прокторов были восстановлены с использованием современных клеев; некоторые, например G-AKIU [3] и G-ANXR годны к полетам с 2010-х годов.
Операционная история
[ редактировать ]Первоначально «Проктор» использовался как трехместный самолет связи ( Проктор I ). За ним последовали Proctor II и Proctor III трехместные радиотренажеры .
В 1941 году Министерство авиации выпустило спецификацию Т.9/41 на четырехместный радиотренажер. P.31, первоначально известный как «Preceptor», но в конечном итоге переименованный в Proctor IV, был разработан для этого требования и имел увеличенный фюзеляж. Один Proctor IV был оснащен двигателем Gipsy Queen мощностью 250 л.с. (157 кВт) . Он использовался в качестве личного транспорта компанией AVM сэра Ральфа Сорли , но серийные модели сохранили двигатель более ранних марок мощностью 210 л.с. (157 кВт).

В конце войны многие «Прокторы» ранних моделей были проданы на гражданском рынке и эксплуатировались в Австралии, Новой Зеландии и Европе. Mk IV продолжал находиться на вооружении Королевских ВВС, пока последний не был снят с вооружения в 1955 году.
В 1945 году гражданская модель, созданная на основе Proctor IV, была запущена в производство для частного использования, бизнеса и легкого чартерного использования под названием Proctor 5. ВВС Великобритании приобрели четыре самолета для использования воздушными атташе.
Последней моделью линейки стал одиночный гидросамолет Proctor 6, проданный компании Hudson's Bay Company в 1946 году.
Три сильно модифицированных Percival Proctors, получивших прозвище «Proctukas», были созданы для фильма « Битва за Британию» в качестве дублеров Ju 87 Stuka . После того, как испытательные полеты выявили нестабильность, от них в конечном итоге отказались, и они никогда не появлялись в фильме.
Варианты
[ редактировать ]- стр.28 Проктор I
- Трехместный тренажер связи и радио/навигации с двойным управлением для Королевских ВВС, построено 147 экземпляров.
- стр.28 Проктор И.А.
- Трехместный палубный десантный и радиотренажер с двойным управлением для ВВС Королевского флота / флота с местом для хранения шлюпки и военно-морскими приборами, построено 100 штук.
- стр.29 Проктор
- Один самолет переоборудовали в легкий бомбардировщик, чтобы нести под крыльями 16 бомб по 20 фунтов (9,1 кг) для защиты от вторжения.
- стр.30 Проктор II
- Трехместный радиотренажер, построено 175 самолетов (в том числе 112 самолетов IIA для Королевского флота).
- стр.31 Проктор IV
- Четырехместный радиотренажер с увеличенным фюзеляжем, построено 258 экземпляров.
- стр.34 Проктор III
- Трехместный радиотренажер для радистов бомбардировочного командования, построено 437 штук.
- P.44 Proctor V
- Четырехместный гражданский легкий самолет, построено 150 штук. Обозначение Королевских ВВС было Proctor C.Mk 5.
- стр.45 Проктор VI
- Версия гидросамолета, построен 1 экземпляр.
- стр.46
- Сильно модифицированный фюзеляж Proctor IV с новым крылом, построенный Heston Aircraft как моноплан Youngman-Baynes High Lift .
- стр.47
- Вариант Proctor VI мощностью 250 л.с. (190 кВт) DH Gipsy Queen 31
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Гражданские прокуроры зарегистрированы в следующих странах; Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Дания, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Золотой берег, Исландия, Индия, Ирландия, Италия, Кения, Ливан, Марокко, Новая Зеландия, Португалия, Родезия, Южная Африка , Южная Родезия, Испания, Швеция, Швейцария, Трансиордания, Турция, Великобритания и США. [4]
Военный
[ редактировать ]- Королевские ВВС Австралии
- Полет генерал-губернатора RAAF управлял одним проктором с 1945 по 1947 год.
- Бельгийские ВВС
- 367-я эскадрилья получила четыре P.31C, поставленные в июне 1947 года, один в октябре и один в марте 1948 года. Эксплуатировался в качестве самолетов связи до 1950 года. [5] Последний раз выведен из эксплуатации в 1954 году.
- Королевские ВВС Канады использовали Прокторы в ряде канадских подразделений ВВС Великобритании в качестве самолетов связи.
- Чехословацкие ВВС в изгнании в Соединенном Королевстве имели на вооружении один самолет с 1944 по 1945 год.
- Королевские ВВС Дании (RDAF) эксплуатировали шесть P.44 Mk. III с ноября 1945 по ноябрь 1951 года. Первый самолет, эксплуатируемый RDAF после Второй мировой войны.
- В период с сентября 1945 по май 1946 года Armée de l'Air получила 18 самолетов Proctor IV для использования ERN 703 (Школа радионавигации) в По. Когда в 1949 году обучение навигации было переведено в Марокко, прокторов заменили на Ансонов , и 16 прокторов перешли на гражданский рынок.
- Итальянские ВВС купили один бывший гражданский Proctor V в 1954 году. [6]
- Королевские ВВС Нидерландов получили один Proctor III в июне 1946 года (списан в феврале 1951 года) и 10 Proctor IV в июне 1947 года. Все они использовались в качестве самолетов связи и были списаны в октябре 1953 года. [7]
- Польские ВВС в Великобритании использовали несколько самолетов для связи. Пример самолета: DX190, LZ603.
- Сирийская армия закупила четыре новых Proctor IV в 1946 году.
- Военно-воздушные силы США использовали предоставленные в аренду самолеты RAF в качестве самолетов связи для использования в Соединенном Королевстве.
Известные владельцы
[ редактировать ]- Невил Шут перелетел на своем недавно купленном Proctor V из Англии в Австралию в 1948 году и прервал обратный полет в Италии, за 1500 миль до своей цели, после того, как контур заземления, вызванный приземлением при боковом ветре, повредил ходовую часть. Итальянская бюрократия задержала импорт запасных частей, и он был вынужден вернуться в Англию коммерческой авиакомпанией. Это приключение описано в книге «Полет фантазии» его пассажира Джеймса Ридделла. Путешествие стало бы выдающимся достижением даже 70 лет спустя, если бы использовались современные радио- и навигационные средства, тогда как в первые послевоенные годы это было поистине сложной задачей.
Выживший самолет
[ редактировать ]

- Австралия
- P6187 / VH-UXS (VH-DUL) — Проктор I годен к полетам с Полом Александром Глиддоном из Каламунды, Западная Австралия . Он был восстановлен компанией Latrobe Valley Airframes and Welding. [8] [9]
- P6245 / VH-FEP — Проктор I на статической экспозиции в Национальном музее Австралии в Канберре, столичная территория Австралии . [10] [11]
- BV658/VH-AVG-Proctor II на статической экспозиции в Центрально-Австралийском музее авиации в Алис-Спрингс на Северной территории , [12]
- Z7203 / VH-BQR — Proctor III на статической экспозиции в Музее авиационного наследия в Перте, Западная Австралия . [13] [14]
- P6194 / VH-AUC — Proctor I на статической экспозиции в Австралийском национальном музее авиации в Мельбурне, Виктория . [15]
- Дания
- 62-605 – Проктор III на статической экспозиции в Датском музее науки и техники в Хельсингоре, Ховедстаден . [16]
- Новая Зеландия
- AE.097 - Проктор V годен к полетам из коллекции Стэна Смита в Дейри-Флэт, Окленд . [17]
- AE.143 - Проктор V, годный к полетам Новозеландского общества спортивной и винтажной авиации в Мастертоне, Веллингтон . [18]
- P6271 — Проктор I готов к полетам в составе Croydon Aircraft Company в Мандевиле, Саутленд . Он настроен как Vega Gull. [19]
- Великобритания
- AE.058 - Proctor V восстанавливается до летной годности на аэродроме Грейт-Оукли в Грейт-Оукли, Эссекс . [20] [21]
- AE.129 - Проктор IV готов к полетам в Центре авиационного наследия Корнуолла в Сент-Могане, Корнуолл . [22] [23] Первоначально использовавшийся в качестве самолета корпоративной связи компанией Rolls-Royce, ранее он принадлежал Air Atlantique и эксплуатировался в составе Classic Air Force . [24]
- BV651 - Proctor III на хранении в лондонском аэропорту Биггин-Хилл в Лондоне. [25] [26]
- HM534 - Proctor III восстанавливается до летной годности на аэродроме Грейт-Оукли в Грейт-Оукли, Эссекс. [20]
- LZ766 - Проктор III на статической выставке в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде, Кембриджшир . Его построила компания Hills. [27] [28]
- LZ791 - Proctor III восстанавливается до летной годности на аэродроме Грейт-Оукли в Грейт-Оукли, Эссекс. [20]
- NP294 - Proctor IV на стадии реставрации для статической экспозиции в Центре авиационного наследия Линкольншира в Ист-Киркби, Линкольншир . [29] [30]
- RM169 - Proctor IV восстанавливается до летной годности на аэродроме Грейт-Оукли в Грейт-Оукли, Эссекс. [20]
- RM221 - Proctor IV готов к полетам в лондонском аэропорту Биггин-Хилл в Лондоне . [31]
- Z7197 — Проктор III на хранении в Резервной коллекции Музея Королевских ВВС в Стаффорде, Стаффордшир . [32]
- Z7252 - Proctor III хранится в лондонском аэропорту Биггин-Хилл в Лондоне. Он был поврежден в результате аварии при посадке в июле 2012 года. [33] [34]
Технические характеристики (Проктор IV)
[ редактировать ]Данные из «Краткого руководства Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны», [35] Британские гражданские самолеты 1919-1972 гг. Том III [36]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 / 2
- Вместимость: 2/1
- Длина: 28 футов 2 дюйма (8,59 м)
- Размах крыльев: 39 футов 6 дюймов (12,04 м)
- Высота: 7 футов 3 дюйма (2,21 м)
- Площадь крыла: 202 кв. фута (18,8 м 2 )
- Профиль : RAF 48. модифицированный [37]
- Пустой вес: 2340 фунтов (1061 кг)
- Полная масса: 3500 фунтов (1588 кг)
- Силовая установка: 1 de Havilland Gipsy Queen II с воздушным охлаждением, мощностью 210 л.с. (160 кВт) 6-цилиндровый перевернутый рядный поршневой двигатель
- Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 157 миль в час (253 км/ч, 136 узлов)
- Крейсерская скорость: 135 миль в час (217 км/ч, 117 узлов)
- Скорость сваливания: 48 миль в час (77 км/ч, 42 узла) [38]
- Дальность: 500 миль (800 км, 430 миль)
- Практический потолок: 14 000 футов (4300 м)
- Скорость набора высоты: 700 футов/мин (3,6 м/с)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Проктор был упомянут в песне Hawklords "Flying Doctor" (1978).
Это был основной самолет Бигглза о воздушной полиции. в рассказах У. Э. Джонса
Два Проктора были модифицированы с угловатыми крыльями чайки, чтобы напоминать Юнкерс Ju 87 Штукас из фильма 1969 года « Битва за Британию» , и получили название «Проктуки».
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов ВВС Великобритании
- Список самолетов Авиации флота
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС 1918–57, 1-е издание . Лондон: Патнэм, 1957.
- ^ Шоулфилд 2004, с. 227.
- ^ https://www.key.aero/article/flying-flag-percivals-proctor
- ^ Гиринг 2012, стр. 193–259.
- ^ Джексон 1977, с. 75.
- ^ «Итальянские ВВС» . авиарейс . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Джексон 1978, с. 96.
- ^ «Поиск реестра воздушного судна [VH-UXS]» . Управление по безопасности гражданской авиации . Правительство Австралии . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор I, серийный номер P6187 RAF, серийный номер K.246, серийный номер VH-UXS» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Моноплан Персиваль Проктор Mk 1 VH-FEP» . Трове . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль-Хиллсон Проктор I, серийный номер P6245 RAF, серийный номер K.279, серийный номер VH-FEP» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Персиваль Проктор» . CentralAustralianaviationmuseum.org.au .
- ^ «Персиваль Проктор» . Ассоциация Королевских ВВС Австралии (подразделение WA) Inc. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор III, серийный номер Z7203 RAF, серийный номер K.392, серийный номер VH-BQR» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Персиваль Проктор 1 VH-AUC» . Австралийский национальный музей авиации . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор III, серийный номер 62-605 RDAF, c/n H.274, c/r OY-ACP» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор V, c/n AE.097, c/r ZK-ARP» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор V, c/n AE.143, c/r ZK-AQZ» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье на планер - Персиваль Проктор I, серийный номер P6271 RAF, серийный номер K.305, серийный номер ZK-DPP» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Реставрации» . Аэродром Грейт-Оукли . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор 5, c/n AE.058, c/r G-AHTE» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ "МОНОПЛАН ПЕРСИВАЛЬ ПРОКТОР 5 1948" . Бонэмс . 12 сентября 2015 г. Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор 5, з/н AE.129, з/р G-AKIU» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «РОЖДЕННЫЙ ИЗ КРЫЛЬЕВ ЧАЙКИ» . Классика ВВС . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор III, серийный номер BV651 RAF, c/r G-AOGE» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Персиваль Проктор» . Демобилизован . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор III, серийный номер LZ766 RAF, серийный номер H.536, серийный номер G-ALCK» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «ПЕРСИВАЛЬ ПРОКТОР III» . Имперские военные музеи . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Самолет» . Линкольнширский центр авиационного наследия . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор IV, серийный номер NP294 RAF, серийный номер H.678» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор IV, серийный номер RM221 RAF, c/r G-ANXR» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор III, серийный номер Z7197 RAF, серийный номер K.386, серийный номер G-AKZN» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Персиваль Проктор IV, серийный номер Z7252 RAF, c/r G-ALJF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 147416» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс, 1994. ISBN 1-85152-668-4 .
- ^ Джексон, Эй Джей (1974). Британские гражданские самолеты 1919–1972 гг., Том III (2-е изд.). Лондон: Патнэм. стр. 107–111, 516–526. ISBN 978-0-370-10014-2 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Записки пилотов вспомогательных паромов воздушного транспорта (репродукция). Элвингтон, Йорк, Великобритания: Йоркширский музей авиации. 1996. ISBN 0-9512379-8-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Эллисон, Самолет Нормана Х. Персиваля (Серия архивных фотографий). Чалфорд, Страуд, Великобритания: Chalford Publishing Company, 1997. ISBN 0-7524-0774-0 .
- Гиринг, Дэвид. У. На крыльях чайки - Персиваль и самолет-охотник . Стэплфорд, Великобритания: Air-Britain (Историки) , 2012. ISBN 978-0-85130-448-9 .
- Джексон Пол А. Бельгийская военная авиация 1945–1977 гг . Лондон: Публикации округа Мидленд, 1977. ISBN 0-904597-06-7 .
- Джексон Пол А. Голландская военная авиация 1945–1978 гг . Лондон: Публикации округов Мидленд, 1978. ISBN 0-904597-11-3 .
- Персиваль, Роберт. «Портрет Персиваля». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 12, № 9, сентябрь 1984 г.
- Скоулфилд, Р.А. «Ранние аэродромы Манчестера», расширенная глава в книге « Перемещение Манчестера» . Стокпорт, Чешир, Великобритания: Антикварное общество Ланкашира и Чешира, 2004. ISSN 0950-4699 .
- Сильвестр, Джон. «Самолеты Персиваля 1933–1954 (части 1–4)». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 11, № 1–4, январь – апрель 1983 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]