Jump to content

Польские ВВС во Франции и Великобритании

(Перенаправлено из ВВС Польши в Великобритании )
Польские ВВС во Франции и Великобритании
Польские ВВС
Основан 18 мая 1940 г.
Страна Великобритания , Франция
Верность Польское правительство в изгнании
Знаки отличия
Идентификация
символ
Медальон для низкой заметности
плавник вспышка Финская вспышка Королевских ВВС
Самолет летал
Атака Фейри Бэттл
Бомбардировщик Авро Ланкастер , Викерс Веллингтон
боец Bloch MB.152 , Caudron C.714 , de Havilland Mosquito , Hawker Hurricane , North American Mustang , Supermarine Spitfire , Koolhoven FK.58 , Morane-Saulnier MS406

Польские ВВС ( польский : Polskie Siły Powietrzne ) — название польских ВВС, сформированных во Франции и Великобритании во время Второй мировой войны . Ядро польских авиационных частей, сражавшихся на стороне союзников, составляли опытные ветераны вторжения в Польшу в 1939 году . Они способствовали победе союзников в битве за Британию и воздушным операциям союзников во время войны.

В общей сложности 145 польских летчиков-истребителей служили в ВВС Великобритании во время битвы за Британию, что составило самый крупный небританский вклад . [ 1 ] К концу войны около 19 400 поляков служили в ВВС Польши в Великобритании и в ВВС Великобритании. [ 2 ]

Памятник павшим польским летчикам; Варшава , Поле Мокотовские

После немецко-советского вторжения в Польшу в 1939 году большая часть летного состава и техники польских ВВС была эвакуирована в Румынию и Венгрию, после чего тысячи людей перебрались во Францию. Там в соответствии с Франко-польским военным союзом 1921 г. и поправками 1939 г. должны были быть воссозданы части польских ВВС. Однако французское штаб-квартира не решалась создавать крупные польские авиационные части, и вместо этого большинство польских летчиков были прикреплены к небольшим частям, так называемым ключам . Было сформировано только одно крупное подразделение - Полонезная группа де Шасс I/145, дислоцированная на Мьонс аэродроме . Однако только 18 мая 1940 года это подразделение пополнилось самолетами – да и то это были совершенно устаревшие истребители Caudron C.714 . После 23 боевых вылетов плохое мнение о самолете подтвердили фронтовые летчики. Он имел серьезную недостаточную мощность и не мог сравниться с истребителями противника того периода. В связи с этим 25 мая, всего через неделю после принятия самолета на действительную службу, военный министр Франции Ги ла Шамбр приказал отозвать все C.710. Однако, поскольку других самолетов у французских властей не было, польские пилоты проигнорировали приказ и продолжили использовать самолеты. Хотя самолеты были безнадежно устаревшими по сравнению с Messerschmitt Bf 109E, с которыми они столкнулись, польские летчики тем не менее одержали 12 подтвержденных и 3 неподтвержденных сбитых самолета в трех боях с 8 по 11 июня, потеряв 9 в воздухе и еще 9 на земле. Среди заявленных сбитых самолетов были четыре бомбардировщика Dornier Do 17 , а также три истребителя Messerschmitt Bf 109 и пять истребителей Messerschmitt Bf 110 . Остальные польские части использовали чуть более надежные истребители Morane-Saulnier MS406 . Небольшое импровизированное польское подразделение в Салоне и Клермон- Ольна (ныне аэропорт Клермон-Ферран Овернь ) с 30 мая эксплуатировало столь же неадекватный Koolhoven FK58 под командованием капитана Валериана Ясионовского. [ 3 ]

Польские ВВС во Франции располагали 86 самолетами, из которых полторы эскадрильи были полностью боеспособны, а остальные две с половиной находились на различных стадиях подготовки. [ 4 ] ​​польские летчики совершили 714 боевых вылетов Всего во время битвы за Францию . По данным Ежи Цинка, они сбили 51,9 самолетов противника (суммарно сбитых по дроби – 57 сбитых, включая 16 общих побед), а также 3 неподтвержденных сбитых и 6 3/5 поврежденных. По словам Бартломея Белцара, они сбили 53 самолета, в том числе 19 сбитых совместно с французами. Эти 53 победы составляют 8% от 693 воздушных побед союзников во французской кампании. При этом они потеряли 44 самолета (в боях, авариях и на земле), потеряли в боях 8 летчиков-истребителей, 1 пропал без вести и 4 в авариях. [ 5 ]

В Британии

[ редактировать ]
Польский военный мемориал, Лондон

После распада Франции в 1940 году большая часть контингента польских ВВС была выведена в Великобританию . Однако штаб ВВС Королевских ВВС не был готов признать независимость и суверенитет польских войск.

Маршал авиации сэр Хью Даудинг позже признался, что поначалу он «немного сомневался» в отношении польских летчиков. Британское правительство сообщило генералу Сикорскому , что в конце войны Польша будет обязана оплатить все расходы, связанные с содержанием польских войск в Великобритании. Первоначальные планы относительно летчиков их сильно разочаровали: им будет разрешено только вступать в добровольческий резерв Королевских ВВС , носить британскую форму, летать под британскими флагами и требоваться принести две присяги: одну польскому правительству, а другую Георгу VI ; у каждого офицера должен был быть британский коллега, и все польские пилоты должны были начинать со звания «пилот-офицер», самого низкого звания для офицера Королевских ВВС. Только после публикации кто-либо будет повышен до более высокого ранга. [ 6 ] Из-за этого большинству опытных польских пилотов пришлось ждать в учебных центрах, изучая правила и язык английского командования, в то время как ВВС Великобритании понесли большие потери из-за нехватки опытных пилотов. 11 июня 1940 года было подписано предварительное соглашение между польским и британским правительствами и вскоре британские власти наконец разрешили создание двух бомбардировочных эскадрилий и учебного центра в составе Королевских ВВС . [ нужна ссылка ]

Даудинг сомневался в интеграции польских пилотов в британские эскадрильи из-за языковых проблем и хотел, чтобы подразделения были полностью польскими. В августе все польские летчики вошли в состав ВВС Польши и были сформированы четыре эскадрильи - две истребительные (на базе Познаньского и Варшавского авиаполков) и две бомбардировочные. Некоторые польские летчики предпочли остаться в своих британских эскадрильях. [ 7 ]

Первыми эскадрильями были 300-я и 301-я бомбардировочные и 302-я и 303-я истребительные эскадрильи. Эскадрильи истребителей, летавшие на Hawker Hurricane , впервые приняли участие в третьем этапе битвы за Британию в конце августа 1940 года и быстро стали очень эффективными. Польские летные навыки были хорошо развиты после вторжения в Польшу , и, будучи сильно мотивированы патриотизмом и местью, пилоты считались бесстрашными, а иногда и граничащими с безрассудством. Их показатели успеха были очень высокими по сравнению с менее опытными пилотами Британского Содружества. [ 8 ] 303-я эскадрилья стала на тот момент самым боеспособным истребительным подразделением Королевских ВВС. [ 9 ] и командиры Королевских ВВС выразили протест, когда правительственные цензоры отказались допустить появление этого факта в прессе. К концу 1940 года американский гость Ральф Ингерсолл сообщил, что о поляках «говорили в Лондоне» из-за их побед. Хотя поначалу поляки заучивали основные английские предложения, чтобы идентифицировать себя в случае сбития над Британией, чтобы не принять их за немцев, Ингерсолл писал, что такие пилоты возвращались «с девушками на каждой руке. Они говорят, что девушки не могут противостоять ни полякам, ни полякам». девочки». Некоторые британские летчики прибегали к имитации польского акцента, чтобы добиться большего успеха в общении с женщинами. [ 10 ] Бомбардировочные эскадрильи № 300 и 301 начали боевые действия 14 августа 1940 года, атакуя немецкие вторжения баржи во французских портах, а затем атаковав цели в Германии в рамках британской бомбардировочной наступательной операции. [ 11 ]

Многие польские пилоты летали в других эскадрильях Королевских ВВС, обычно им давали прозвища, потому что, как писал Ингерсолл, « польские имена , конечно, непроизносимы». [ 10 ] Позже были созданы и другие польские эскадрильи: 304 (бомбардировочная, затем Береговая командная ), 305 (бомбардировочная), 306 (истребительная), 307 (ночная истребительная), 308 (истребительная), 309 (разведывательная, затем истребительная), 315 (истребительная). , 316 (истребитель), 317 (истребитель), 318 (истребитель-разведчик) и 663 (воздушное наблюдение/корректировка артиллерии). Истребительные эскадрильи сначала летали на «Харрикейнах», затем на «Спитфайрах» Supermarine и, в конечном итоге, некоторые из них были оснащены «Норт-Американскими Мустангами» . Ночными истребителями, использовавшимися 307-м подразделением, были Boulton-Paul Defiant , Bristol Beaufighter и de Havilland Mosquito . Эскадрильи бомбардировщиков первоначально были оснащены самолетами Fairey Battles и Vickers Wellington , затем Avro Lancasters (300 кв.), Handley Page Halifax и Consolidated Liberator (301 кв.), а также de Havilland Mosquitos и North American Mitchell (305 кв.). 663 летал на Auster AOP Mk Vs.

Мемориал ВВС Польши, Сент-Клемент Дэйнс , Лондон

6 апреля 1944 года было достигнуто дальнейшее соглашение, и польские ВВС в Великобритании перешли под польское командование без офицеров Королевских ВВС. Это привело к созданию специального штабного колледжа польских ВВС в RAF Weston-super-Mare , который оставался открытым до апреля 1946 года. [ 12 ]

После войны, в изменившейся политической ситуации, их оборудование было возвращено англичанам. В связи с тем, что Польша закончила войну под советской оккупацией, лишь небольшая часть пилотов вернулась в Польшу, где они пострадали от преследований, в то время как остальные решили воспользоваться своим новым правом остаться в Великобритании после войны, как подробно описано в Великобритании. Закон о польском переселении 1947 года , при этом они остались изгнанными из своей родной страны. [ нужна ссылка ]

Мемориал польским пилотам, погибшим во время службы в британских ВВС, был установлен в 1948 году на юго-восточном углу аэродрома британских ВВС Нортхолт . На шоссе общего пользования к нему можно добраться, не заезжая на территорию Королевских ВВС. Он находится рядом с развязкой A4180 на A40 Западном проспекте ; официальное название этого перекрестка — «Польский военный мемориал». Большой мемориал эскадрильям польских ВВС во время войны расположен на полу северного нефа реконструированной церкви Рена Святого Климента Дэйнса в Лондоне. [ нужна ссылка ]

Польско-американский ас-истребитель Фрэнсис С. «Габби» Габрески совершил свои первые боевые вылеты в составе эскадрильи польских ВВС. [ нужна ссылка ]

Король Георг VI, посещая польскую эскадрилью, спросил польского летчика, с чем ему самому пришлось столкнуться на войне. Ответ был: «Королевские правила…». [ нужна ссылка ]

Звания ВВС Польши 1940–1945 гг.

Гербы эскадрилий Польских добровольческих ВВС

[ редактировать ]

Когда были сформированы польские эскадрильи Королевских ВВС, для каждой из польских эскадрилий или летных частей, за исключением 945-й и 929-й эскадрилий воздушных шаров, 1586-го полета и 6 (C) OTU, была разработана серия значков или гербов.

Некоторые из значков эскадрилий были основаны на значках эскадрилий или эскадрилий польских летных частей до 1939 года перед Второй мировой войной.

Некоторые из них были созданы уже давно, например, значок Костюшко 303-го подразделения, а некоторые были разработаны специально для большого и растущего числа летных подразделений, формируемых в ВВС Великобритании.

  • На значке 300-й эскадрильи имеется надпись «CCC», что означает «300» римскими цифрами. Это была первая сформированная польская эскадрилья Королевских ВВС. Он сочетает в себе гербы Польши и Англии - на нем есть польский белый орел «Orzeł Biały» (орел с серебряными вооружениями, коронованный) и английский лев (лев, проходящий мимо стражника, коронованный).
  • 301- я эскадрилья представляла собой две отдельные эскадрильи, выполнявшие в разное время две разные роли, и каждая имела свой значок эскадрильи. В июле 1940 года была сформирована 301-я бомбардировочная эскадрилья. Он закрылся в марте 1943 года, и большая часть их экипажей и самолетов была объединена с 300-й эскадрильей. Первая 301-я бомбардировочная эскадрилья использовала неофициальный значок в виде перевернутого пятиугольника с белым фоном и изображением безудержного щита в виде померанского красного грифона , очень похожего на герб Померании . [ 11 ] Такой же значок можно увидеть на фотографиях легких бомбардировщиков PZL.23 «Карась», сражавшихся против немецких захватчиков в сентябре 1939 года. Новая 301-я транспортная эскадрилья была сформирована в ноябре 1944 года и действовала в Северной Африке и Италии для выполнения полетов специального назначения. На нем использовался круглый значок с польским орлом, а под ним - проходной щит померанского красного грифона - и щит Варшавской девы «Сирена» с номером «301» внизу. Использование грифона относится к более ранней 301-й эскадрилье, но на нем изображен проходящий (идущий) грифон вместо оригинального безудержного грифона.
  • На значке 302- й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся на 131 и 132 эскадрильях, наиболее близким является вариант этого значка с синими крыльями от 132 Esc. Значок в форме ромба включает в себя красный, белый и синий фон с флагами Франции и Великобритании, а также номер подразделения французской Armée de l'Air «I / 145» и «302».
  • Значок 303- й эскадрильи такой же, как у более старого польского подразделения «Костюшко», которое использовалось для 111-й эскадрильи в Brygada Poscigowa (бригада преследования), которой было поручено защищать Варшаву. Но на значке Королевских ВВС внизу добавлена ​​цифра «303».
  • На значке 304- й эскадрильи изображена бомба и буква «V» («Пятая»), которая может относиться к польскому подразделению, или это может относиться к тому факту, что 304-я эскадрилья была пятой частью как по числовому положению (300–304), так и по была пятой польской эскадрильей, сформированной по дате, или это может означать «V, значит Победа».
  • На значке 305- й эскадрильи используется графическое изображение гусарского крыла, буква «P», вероятно, от Polska («Польша»), копье, обозначающее начавшуюся атаку, а также цветной знак Королевских ВВС и квадратный знак ВВС Польши. Добавлен номер эскадрильи «305».
  • На значке 306-й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся на 141 и 142 эскадрильях. Основные отличия: 141 и 142 имели перевернутый шестиугольник, 306 — ромбовидную форму. Также на значке 306 изображены медведь и дерево, символ Уорикшира, Великобритания (и Мадрида).
  • На значке 307- й эскадрильи изображены полумесяц, самолет и филин, заимствованные из героических подвигов молодых бойцов Львовских орлят (польский: Orlęta Lwowskie), погибших, защищая город Львов в Галиции, Польша, от вторжения украинских и российских войск во время Польско-украинская война (1918–1919). Название «Филины» также подходит, потому что роль 307-й эскадрильи заключалась в защите ночных истребителей.
  • На значке 308- й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся на 121-й эскадрилье. Он использует ту же эмблему, но обращен в противоположную сторону (вправо, а не влево) и теперь заключен в ромбовидную форму.
  • На значке 315-й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся для 112-й эскадрильи Brygada Poscigowa (бригады преследования), которой было поручено защищать Варшаву. Единственное отличие состоит в том, что он был повёрнут на 30 градусов по часовой стрелке, так что треугольник указывал вниз, а не влево, птица стала более вертикальной и было добавлено «315».
  • На значке 316-й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся для 113-й эскадрильи Brygada Poscigowa (бригады преследования), которой было поручено защищать Варшаву. Единственное отличие состоит в том, что он был повернут на 30 градусов по часовой стрелке, поэтому треугольник направлен вниз, а не влево, при этом сова стала более вертикальной, и было добавлено «316 SQ».
  • На значке 317-й эскадрильи использован старый польский дизайн, ранее использовавшийся для 151 и 152 эскадрилий в довоенной польской «Группе армий Нарев». Синяя версия этого значка за 151 Esc. находится ближе всего к 317-й эскадрилье. значок.
  • На значке 318-й эскадрильи изображен герб города Гданьска - красный щит с двумя белыми крестами и золотой короной наверху. Единственными дополнениями являются золотые крылья, окружающие щит, и цифра «318» вверху.
  • На значке 663- й эскадрильи используется квадратный «круглый круг» в польскую красно-белую клетку в виде ромба с летящим польским орлом, несущим артиллерийский снаряд. Рядом с номером «663» есть буквы «DSA».


Другие эскадрильи:


Значки

В ВВС Польши значки подразделений ВВС имели две версии в зависимости от того, с какой стороны самолета они были нарисованы, так что эмблема всегда была направлена ​​​​или вперед. Таким образом, на левом (левом) борту эмблема была обращена влево (вперед), а на правом (правом) борту - вправо (вперед).

Для польских эскадрилий Королевских ВВС был только один дизайн, большинство из которых было обращено влево, но эмблемы 308, 316 и 663 эскадрилий были обращены вправо.

Польские добровольческие крылья в ВВС союзников, 1940–45 гг.

[ редактировать ]
Истребитель Caudron CR.714 Groupe de Chasse I/145, июнь 1940 г.

Список польских подразделений на основе исследований и публикаций Бартломея Белцарца. [ 5 ] [ 13 ]

Великобритания

[ редактировать ]
Наземные экипажи 300-й польской бомбардировочной эскадрильи работают на своих самолетах Vickers Wellington Mark X на базе ВВС Великобритании в Хемсвелле , Линкольншир .
Фотография 305-й польской бомбардировочной эскадрильи, сделанная в 1942 году на авиабазе Королевских ВВС Каммерингем в Линкольншире.
Supermarine Spitfire Mk IXb из 306-й польской истребительной эскадрильи ВВС Великобритании в Нортхолте , 1943 год.
Командир эскадрильи Евгениуш Горбачевский , командир 315-й польской истребительной эскадрильи , стоит у своего нового североамериканского «Мустанга Марк III» на базе ВВС Великобритании в Бренцетте , Кент . Он был сбит и убит 18 августа 1944 года после того, как уничтожил три Focke-Wulf Fw 190, в результате чего его счет достиг 16 с половиной побед.
Базы

Статистика

[ редактировать ]
Развертывания
1940 [ 16 ] 1941 1942 1943 1944 1945 общий
Истребители [ а ] прогулки 4,115 13,032 10,390 13,266 25,399 9,238 73,524
часы 4,533 16,722 15,365 23,264 46,595 18,575 122,816
Бомбардировщики [ б ] прогулки 97 1,357 2,999 1,895 3,607 1,751 11,706
часы 368 7,451 17,788 11,482.5 18,126 8,889 64,113
Особенный [ с ] прогулки 2 104 191 943 95 1,335
часы 22 835 1,573 6,781 716 9,927
Транспорт [ д ] прогулки 163 1,475 2,648 3,995 6,747 3,760 18,788
часы 261 14,868 16,914 20,111 30,204 14,709 97,067
Претензии
1940 [ 16 ] 1941 1942 1943 1944 1945 общий
уничтожен 266 1/6 202 90 114¾ 103 38½ 769 5/12
вероятный 38 52 36 42 10 2 177
поврежден 43⅔ + 3/5 60½ 43 66 27 18 252 1/6

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Количество участников памятника Битве за Британию» . Bbm.org.uk. 1940-10-31. Архивировано из оригинала 22 августа 2015 г. Проверено 7 июня 2011 г.
  2. ^ «Вторая мировая война за закрытыми дверями: Сталин, нацисты и Запад. Подробно. Борьба с союзниками» . ПБС . Проверено 7 июня 2011 г.
  3. ^ Цинк 1998 , с. 134
  4. ^ Эндрю Хемпель (2005). Польша во Второй мировой войне: иллюстрированная военная история . Гиппокреновые книги. п. 26. ISBN  978-0-7818-1004-3 . Проверено 7 ноября 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Бартломей Белцарц: Польская авиация во Франции , Stratus, Сандомир, 2002 г., ISBN   83-916327-6-8
  6. ^ За вашу и нашу свободу, Эскадрилья Костюшко , Olson & Cloud, стр. 98–100, Arrow book, 2003, ISBN   0-09-942812-1
  7. ^ Бунгей, 2000, стр. 173.
  8. ^ (на английском языке) Линн Олсон и Стэнли Клауд. 2003. Вопрос чести. Эскадрилья Костюшко: забытые герои Второй мировой войны . Нью-Йорк: Кнопф.
  9. ^ (на английском языке) Ежи Б. Цинк. 1998. Польские ВВС в войне: Официальная история, 1943–1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1998 г., ISBN   0-7643-0560-3 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Ингерсолл, Ральф (1940). Отчет по Англии, ноябрь 1940 года . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 197–198.
  11. ^ Перейти обратно: а б Ходыра, Петр (2016). 301-я бомбардировочная эскадрилья 1940–1943 (на польском языке). Варшава: Издательство «Алма-Пресс». ISBN   978-83-7020-664-2 . стр. 18, 54
  12. ^ «РАФ Уэстон-сьюпер-Мэр» . rafweb.org . Проверено 12 июля 2009 г.
  13. ^ Белцарз, Бартломей. Morane MS 406C1, Caudron Cyclone CR 714C1, Bloch MB 151/152 (Polskie Skrzydła 2) (на польском языке), Сандомир, Польша: Stratus, 2004. ISBN   83-89450-21-6 .
  14. ^ Выдумал, Войцех. «Польские ВВС во Второй мировой войне» . Польские ВВС во Второй мировой войне . Войцех Змыслоны . Проверено 10 апреля 2020 г. (на польском языке)
  15. ^ Выдумал, Войцех. «Польские ВВС в Великобритании 1940–1946» . Военно-воздушные силы во Второй мировой войне . Войцех Змыслоны . Проверено 10 апреля 2020 г. (на польском языке)
  16. ^ Перейти обратно: а б Включая польские подразделения как во Франции, так и в Великобритании.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бельцарз, Бартломей. Польская авиация во Франции (на польском языке), Stratus, Сандомир, 2002 г., ISBN   83-916327-6-8 .
  • Бельцарз, Бартломей. Morane MS 406C1, Caudron Cyclone CR 714C1, Bloch MB 151/152 (Polskie Skrzydła 2) (на польском языке), Сандомир, Польша: Stratus, 2004. ISBN   83-89450-21-6 .
  • Цинк, Ежи Богдам. История польских ВВС 1918–1968 (Aircam Special S9) . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publications, 1972. ISBN   0-85045-039-X .
  • Цинк, Ежи Богдам. Польская истребительная авиация в сентябрьском бою (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2000.
  • Цинк, Ежи Богдам. Польские ВВС в войне, ч. 1: 1939–43 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2001.
    (Обновленное и исправленное издание книги «Польские ВВС в войне: Официальная история», том 2, 1939–1943 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Books, 1998. ISBN   0-7643-0559-X .)
  • Цинк, Ежи Богдам. Польские ВВС в войне, ч. 2: 1943–45 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2002.
    (Обновленное и исправленное издание книги «Польские военно-воздушные силы в войне: официальная история», том 2, 1943–1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Books, 1998. ISBN   0-7643-0560-3 .)
  • Гретзингер, Роберт. Поляки в защите Британии: ежедневная хронология польских дневных и ночных пилотажных операций истребителей - июль 1940 г. - июнь 1941 г. . Лондон: Груб-стрит, 2005. ISBN   1-904943-05-5 .
  • Кониарек, доктор Ян. ВВС Польши, 1939–1945 гг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1994. ISBN   0-89747-324-8 .
  • Корницкий, Францишек. Польские ВВС – хроника главных событий . Великобритания: Ассоциация Польских ВВС Великобритании, 1993.
  • Лисевич, Мечислав (Перевод с польского Энн Мейтленд-Чувен). Судьба может подождать – Польские ВВС во Второй мировой войне . Лондон: Хайнеманн, 1949.
  • Пешке, Майкл Альфред . Польские ВВС в Соединенном Королевстве, 1939–1946 гг., в RAF Air Power Review Vol. 11 №3, зима 2008 г.
  • Замойский, Адам . Немногие забытые: Польские ВВС во Второй мировой войне . Великобритания: Leo Cooper Ltd., 2004. ISBN   1-84415-090-9 .
  • Цинк Ю.Б., ВВС Польши в войне 1943–1945 гг . AJ-Press, Гданьск, 2002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10d26ba12243d75b42c6dafd94b9c459__1722930720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/59/10d26ba12243d75b42c6dafd94b9c459.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Air Forces in France and Great Britain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)