№ 301-я польская бомбардировочная эскадрилья
№ 301 (Померанская) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() Эмблема 301-й эскадрильи (1945 г.) | |
Активный | 22 июля 1940 г. - 7 апреля 1943 г. 7 ноября 1944 г. - 10 декабря 1946 г. |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | подразделение тяжелых бомбардировщиков |
Роль | воздушные бомбардировки и специальные операции |
Размер | около 500 |
Часть | №1 Группа РАФ |
Псевдоним(а) | Померанский шпиц Поморская земля - Защитники Варшавы |
Покровитель | Земля Померании и защитники Варшавы |
Юбилеи | 14 сентября |
Помолвки | Операция «Морской лев» , Операция «Миллениум» , Операция «Интонация» , Операция «Ответ» , Операция «Месть» , Рурская битва , Варшавское восстание |
Знаки отличия | |
Коды эскадрилий | ГР (июль 1940 г. - апрель 1943 г., ноябрь 1944 г. - декабрь 1946 г.) |
Самолет летал | |
Бомбардировщик | Фейри Бэттл Викерс Веллингтон |
Транспорт | Хэндли Пейдж Галифакс Объединенный Освободитель Викерс Уорик |
301-я польская бомбардировочная эскадрилья «Земля Померании » ( польск . 301 Dywizjon Bombowy «Ziemi Pomorskiej» польских ВВС, ) — эскадрилья сформированная в Великобритании в рамках соглашения между польским правительством в изгнании и Соединённым Королевством в 1940 г. Это была одна из 15 эскадрилий Польских ВВС в изгнании , служивших вместе с Королевскими ВВС во Второй мировой войне . Это было бомбардировочное подразделение с 1940 по 1943 год и эскадрилья специального назначения с 1944 года до ее расформирования в 1946 году. Она действовала с аэродромов британских ВВС в Великобритании и Италии .
История
[ редактировать ]301-я эскадрилья (бомбардировочное командование)
[ редактировать ]Перед началом Второй мировой войны польское правительство подписало соглашение с Королевскими военно-воздушными силами , которое частично предусматривало, что в случае начала войны с Германией две польские бомбардировочные эскадрильи будут созданы на британской земле, а еще две эскадрильи будут сформированы в кадровом составе . [ 1 ] Во время немецкого и советского вторжения в Польшу в сентябре 1939 года страна была захвачена слишком быстро, чтобы можно было сформировать эти подразделения. Польские летчики, которым удалось бежать из Польши, попали во Францию, а не в Англию, и были включены в создаваемые там польские авиационные части. Начиная с декабря 1939 года в Соединенное Королевство прибыло всего 300 летчиков и 2000 наземных специалистов. [ 2 ] Весной следующего года с падением Франции польские летчики начали прибывать в Соединенное Королевство в больших количествах. [ 2 ]
Польские летчики первоначально размещались в военном лагере в Истчерче . 11 июня 1940 года Министерство авиации согласилось сначала сформировать две польские бомбардировочные эскадрильи. [ 2 ] 1 июля 1940 года 300-я польская бомбардировочная эскадрилья была создана . Это было первое подобное польское авиационное соединение. было сформировано второе польское бомбардировочное подразделение, 301-я (польская) эскадрилья Три недели спустя, 22 июля, на базе ВВС Великобритании в Брамкоте . [ 3 ] Первоначально планировалось, что это подразделение переймет традиции и летчиков польского довоенного 4-го авиационного полка в Торуни в Померании , но от этой политики отказались, когда из Франции прибыло больше летчиков (первый командир Роман Рудковский был из 4-го авиационного полка). полк). [ 4 ] Однако эскадрилья неофициально использовала значок довоенной 41-й разведывательной эскадры 4-го полка. Лишь 30 июня 1942 года отряду было присвоено польское название Ziemi Pomorskiej ( Земля Померании ). [ 4 ]
301-й (польской) эскадрильей первоначально командовал подпулковник (командир) Роман Рудковский и была оснащена 16 легкими бомбардировщиками Fairey Battle . [ 3 ] В составе подразделения было 24 польских экипажа из трех человек. [ 5 ] Техническое обслуживание самолета должно было выполнять 180 наземных специалистов, но реально в июле 1940 года их было менее 90 (наземный состав тоже в основном был поляком). [ 6 ] 17 августа 1940 года эскадрилья была присоединена к 1-й (бомбардировочной) группе RAF вместе с 300-й (польской) эскадрильей, а 28 августа была переведена в RAF Swinderby . [ 7 ] Свой первый боевой вылет эскадрилья совершила 14 сентября 1940 года. Три самолета приняли участие в ночной бомбардировке немецких вторжений барж, предназначенных для операции «Морской лев» , которые были собраны в Булони . [ 7 ] Дату рейда позже объявили датой праздника эскадры. [ 5 ] Свою первую боевую потерю эскадрилья понесла 25 сентября 1940 года, когда один из их боев Фейри потерпел крушение над Англией (потерю приписали немецкому ночному истребителю, но также предполагался инцидент с дружественным огнем). [ 8 ] В последующие недели эскадрилья без потерь бомбила порты Булонь, Кале и Остенде , выполнив последний вылет 15 октября 1940 года. [ 8 ]
20 октября 1940 года эскадрилья была выведена из боевой службы и перевооружена более тяжелыми бомбардировщиками Vickers Wellington Mk IC с экипажем из шести человек вместо трех. Обучение экипажей ночным полетам и использованию нового самолета продолжалось до середины декабря. Наземное обеспечение эскадрильи было расширено, однако оно не достигло британских норм и составило около 220 человек. [ 6 ] 22 декабря первая (и единственная в том году) вылет эскадрильи на «Веллингтоне» была совершена против нефтеперерабатывающих заводов в Антверпене (три самолета). [ 9 ] Всего в 1940 году было выполнено 44 вылета, при этом один экипаж Fairey Battle погиб в бою . [ 10 ] После налета на Бремен в ночь на 1 января 1941 года эскадрилья была потрясена, когда плохая погода и плохая видимость привели к потере 3 самолетов и 11 летчиков, когда самолеты разбились при попытке спуститься через снежную бурю на авиабазе RAF Waddington. . [ 9 ] Влажный грунт сделал аэродром Суиндерби непригодным для использования, и вся эскадрилья была остановлена (с февраля она временно действовала с других аэродромов). [ 9 ]
Через несколько недель погода улучшилась, и 301-я эскадрилья снова присоединилась к бомбардировкам Франции и Германии. Пораженные цели включали, в частности, Бремен , Гамбург , Кельн , Брест и Эссен . 17 апреля 1941 года три экипажа приняли участие в бомбардировке Берлина . впервые [ 11 ] 18 июля 1941 года две польские бомбардировочные эскадрильи были переведены в авиабазу RAF Hemswell . В 1941 году самолеты эскадрильи выполнили 436 вылетов, потеряв 9 экипажей. [ 10 ] 12 февраля 1942 года эскадра приняла участие в исключительной дневной операции против Ла-Манша немецких линкоров, но из-за плохой погоды не нашла целей. [ 12 ] 28 марта 1942 года во время налета на Любек один экипаж сбил Юнкерс Ju 88 . ночной истребитель [ 13 ] В ночь с 30 на 31 мая 1942 года четырнадцать самолетов приняли участие в тысячном бомбардировочном налете на Кельн (операция «Миллениум» ) без потерь. [ 14 ] Это был Артура Харриса первый крупный рейд . В ночь со 2 на 3 июня эскадрилья приняла участие во втором налете тысячи бомбардировщиков на Эссен , потеряв один экипаж, но в другом менее масштабном налете на Эссен 5–6 июня были потеряны два экипажа. [ 14 ] 25–26 июня четырнадцать экипажей бомбили Бремен в последнем тысячном налете, потеряв экипаж командира эскадрильи Станислава Кшистыняка (взятого в плен). [ 14 ] 2–3 июля над Бременом погибли еще два экипажа, вместе с новым командиром эскадрильи майором Максимилианом Бжозовским, который также попал в плен. [ 14 ] от зениток и ночных истребителей противника погибли еще два экипажа В ночь с 21 на 22 июля над Дуйсбургом . [ 15 ] Всего в июне 1942 года погибло шесть экипажей, а в июле 1942 года — пять, что сделало эти месяцы худшими в истории эскадрильи. [ 10 ]
С конца мая 1942 года эскадрилья, помимо воздушной войны над Германией, также выполняла ночные минные вылеты на малых высотах против немецких вод. [ 14 ] После одной потери в августе и двух потерь в октябре в таких вылетах эскадра временно имела только 6 опытных экипажей и 6 обучающихся или некомплектных. [ 16 ] 20–21 ноября и 9–10 декабря 1942 г. эскадрилья участвовала в рейдах на Турин в Италии. [ 16 ] Всего в 1942 году он выполнил 739 вылетов, потеряв 24 экипажа. [ 10 ] В первые месяцы 1943 года он продолжал боевые действия, а с 5 марта 1943 года участвовал в битве при Руре , но мог отправлять только 5-6 самолетов за ночь. [ 17 ] Последний рейд эскадрильи был совершен на Бохум 29–30 марта 1943 года. [ 17 ] В 1943 году он совершил 107 вылетов, потеряв один экипаж. [ 10 ]
Из-за потерь, понесенных в 1942 году, и ограниченной возможности польского пополнения, в марте польские и британские власти решили расформировать подразделение и передать экипажи и наземную команду в основном в 300-ю польскую бомбардировочную эскадрилью , которая проходила переоборудование в Avro Lancaster. тяжелые бомбардировщики . [ 18 ] 1 апреля 1943 г. эскадрилья была выведена из строя, а 7 апреля 1943 г. сокращена до единственного числа. [ 18 ] В составе бомбардировочного командования эскадрилья выполнила в общей сложности 1326 самолето-вылетов, сбросив 3 217 553 фунта бомб (1 470 тонн) и 499 500 фунтов мин (228 тонн), потеряв 35 экипажей. [ 10 ] За этот период служило 439 польских летчиков. 139 из них погибли в бою (в том числе пятеро в результате авиакатастроф), 55 попали в плен (двое из них были убиты после побега из Шталага Люфт III : Влодзимеж Колановский и Павел Тобольский ). [ 19 ] Летчики награждены 153 крестами Virtuti Militari 5-й степени, 8 крестами за выдающиеся летные заслуги и 9 медалями за выдающиеся летные заслуги . [ 20 ]
C Рейс № 138-й эскадрильи / № 1586-й эскадрильи
[ редактировать ]С октября 1941 года несколько польских добровольческих экипажей, в том числе из 301-й эскадрильи, были прикреплены к Темпсфорде базирующейся в 138-й эскадрилье RAF , выполняя специальные операции над оккупированной Европой. [ 21 ] После реорганизации бомбардировочных эскадрилий 1 апреля 1943 года в этой эскадрилье был сформирован рейс C, состоящий из польских летчиков и наземного экипажа. Часть наземного состава прибыла из расформированной 301-й эскадрильи. Польские власти рассматривали этот рейс как преемника 301-й эскадрильи. [ 18 ] Он имел семь экипажей и эксплуатировал три специальных транспортных бомбардировщика Handley Page Halifax и три специальных транспортных бомбардировщика Consolidated Liberator . [ 5 ] 4 ноября 1943 года рейс C 138-й эскадрильи RAF стал рейсом RAF № 1586 (польские специальные обязанности) на авиабазе RAF Дерна в Ливии. [ 22 ] (по польским источникам, в Сиди Амор , Тунис [ 5 ] ).
Местные бывшие экипажи 301 и польские власти до сих пор называли его 301-й эскадрильей «Земля Померании». [ 5 ] 22 декабря 1943 года польский рейс был переведен в Кампо-Кассале недалеко от Бриндизи , Италия, откуда он выполнял специальные операции над оккупированной Европой. Были предприняты усилия по снабжению польских повстанцев после начала Варшавского восстания в августе 1944 года. [ 5 ] Особенно трудными были полеты в центральную Польшу, продолжавшиеся до одиннадцати часов. Чтобы выполнить обязательства экипажей, 15 сентября 1944 года польский главнокомандующий Казимеж Соснковский дал 301-й эскадрилье дополнительное имя: Obrońców Warszawy ( «Защитники Варшавы» ). [ 18 ]
301-я эскадрилья (специальные обязанности / Транспортное командование)
[ редактировать ]7 ноября 1944 года подразделение было реформировано в Бриндизи, Италия, когда рейс № 1586 был снова переименован в 301-ю эскадрилью. Эскадрилья эксплуатировала самолеты Handley Page Halifax и Consolidated Liberator до февраля 1945 года, выполняя миссии по снабжению в оккупированной Европе. Последний полет в Польшу совершил 28 декабря 1944 года. [ 5 ] 28 февраля 1945 года эскадрилья была подчинена транспортному командованию Королевских ВВС , а 15 марта 1945 года вернулась в Королевские ВВС Блэкбуш , Англия, для эксплуатации самолетов Vickers Warwick . [ 5 ] В 1946 году эскадрилья снова перевооружалась на Handley Page Halifax , пока 301-я эскадрилья не была расформирована в британских ВВС в Чедбурге 18 декабря 1946 года.
Экипажи 138-й эскадрильи «С», 1586-й и 301-й эскадрилий выполнили 1335 вылетов специального назначения общей продолжительностью 9933 летных часа (в том числе 423 вылета за 3892 летных часа в Польшу), сбросив 1577 тонн грузов и десантировав 693 человека. [ 5 ] Потери составили 167 человек убитыми; 18 пропали без вести ; и 49 военнопленных (33 с половиной экипажа), в основном на рейсах в Польшу (24 экипажа). [ 5 ]
Таким образом, 301-я эскадрилья фактически представляла собой два совершенно разных подразделения, с двумя разными функциями и разными типами самолетов; один управлял бомбардировщиками, другой выполнял специальные транспортные функции. После закрытия 301-й (бомбардировочной) эскадрильи большинство экипажей и самолетов присоединились к другой польской бомбардировочной эскадрилье (№ 300), потеряв свою первоначальную эмблему в виде шестиугольного грифона и приняв шеврон 300-й эскадрильи. Оставшийся 301 экипаж перешел совсем в другую часть – 138-ю транспортную эскадрилью. Позже они использовали новую круглую эмблему 301, включающую оригинальный померанский грифон 301.
Пластырь
[ редактировать ]Первоначально неофициальным знаком различия бомбардировочной эскадрильи был довоенный знак различия 41-й разведывательной эскадрильи 4-го авиаполка. [ 4 ] На нем был изображен «безудержный» красный грифон (иногда называемый «проходящий») на белом пятиугольном щите. Грифон – символ Померании . Красился на самолетах Веллингтона с середины 1941 по середину 1942 года. [ 4 ] Лишь в июле 1945 года воссозданная эскадрилья получила официальный знак. [ 4 ] После воссоздания 301-й эскадрильи в 1944 году она получила новое двойное название « Земля Померании — Защитники Варшавы» . По этой причине на новой нашивке появился круглый щит с золотым коронованным Белым орлом Польши, с грифоном в левом нижнем углу и Варшавской сиренькой , гербом Варшавы , в правом нижнем углу.
Командиры
[ редактировать ]Офицеры, командующие 301-й эскадрильей [ 23 ]
От | К | Имя |
---|---|---|
22 июля 1940 г. | 26 июля 1941 г. | W / командир Роман Рудковский |
26 июля 1941 г. | 1 апреля 1942 г. | Командир Витольд Пиотровский |
1 апреля 1942 г. | 26 июня 1942 г. | Командир Станислав Кшистыняк ( МВД , военнопленный ) |
26 июня 1942 г. | 3 июля 1942 г. | Старший лейтенант Максимилиан Бжозовский (МВД, военнопленный) |
3 июля 1942 г. | 16 июля 1942 г. | Ф / лейтенант Станислав Долинский (исполняющий обязанности) |
16 июля 1942 г. | 23 сентября 1942 г. | W/Cdr Генрик Колодзеек |
23 сентября 1942 г. | 7 апреля 1943 г. | W / командир Адам Домброва |
C Рейс № 138-й эскадрильи / № 1586-й эскадрильи / № 301-й эскадрильи: | ||
1 апреля 1943 г. | 14 июня 1944 г. | старший лейтенант Станислав Крул |
14 июня 1944 г. | 6 мая 1945 г. | Старший / командир / командир Евгениуш Арцюшкевич |
6 мая 1945 г. | W / командир Теофил Пожичка |
Советником Королевских ВВС был старший офицер К.Г. Скиннер.
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]От | К | Самолет | Версия |
---|---|---|---|
24 июля 1940 г. | ноябрь 1940 г. | Фейри Бэттл | Mk I |
20 октября 1940 г. | август 1941 г. | Викерс Веллингтон | Мк IA (для обучения) |
31 октября 1940 г. | декабрь 1941 г. | Викерс Веллингтон | Мк ИК |
август 1941 г. | Март 1943 г. | Викерс Веллингтон | Марк IV |
1 апреля 1943 г. | Хэндли Пейдж Галифакс Объединенный Освободитель |
Mk II, Mk V Mk V, Mk VI | |
15 марта 1945 г. | Викерс Уорик | С Мк III |
См. также
[ редактировать ]- Польские ВВС во Франции и Великобритании
- Военная история Польши во время Второй мировой войны.
- Список авиационных эскадрилий Королевских ВВС
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Вацлав Крул (1982). Польские авиаэскадрильи в Великобритании (на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 41–46. ISBN 83-11-07695-2 .
- Ходыра, Петр (2016). 301-я бомбардировочная эскадрилья 1940–1943 (на польском языке). Варшава: Издательство «Алма-Пресс». ISBN 978-83-7020-664-2 .
- ^ Граф Эдвард Рачинский , Британско-польский союз; Его происхождение и значение . The Mellville Press, Лондон , 1948 год.
- ^ Jump up to: а б с Вацлав Крул (1982). Польские авиаэскадрильи в Великобритании (на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 41–46. ISBN 83-11-07695-2 .
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 13
- ^ Jump up to: а б с д и Ходыра (2016), с. 53-54
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вацлав Крул (1982). Польские авиаэскадрильи в Великобритании (на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 104–112. ISBN 83-11-07695-2 .
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 145-146
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 16-18
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 20-21
- ^ Jump up to: а б с Ходыра (2016), с. 24-26
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ходыра (2016), с. 98
- ^ Ходыра (2016), с. 28-29
- ^ Ходыра (2016), с. 50-51
- ^ Ходыра (2016), с. 59
- ^ Jump up to: а б с д и Ходыра (2016), с. 66–72
- ^ Ходыра (2016), с. 77
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 84-89
- ^ Jump up to: а б Ходыра (2016), с. 91-92
- ^ Jump up to: а б с д Ходыра (2016), с. 93–96
- ^ Ходыра (2016), с. 125-131
- ^ Ходыра (2016), с. 101
- ^ Ходыра (2016), с. 45-46
- ^ Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-086-6 .
- ^ Ходыра (2016), с. 105-106
- ^ Ходыра (2016), с. 23, 155-159
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «301-я бомбардировочная эскадрилья «Земля Поморская» 1586-й эскадрильи специальных операций» . Polishairforce.pl (на польском языке). — исторические фотографии
- «№ 301 (Померанская) эскадрилья» . Воздух власти – история организации RAF .
- Ходыра, Петр. «Личный состав польских ВВС в Великобритании 1940-1947 гг.» .