Jump to content

Бомбардировка Кельна во время Второй мировой войны

(Перенаправлено из операции «Миллениум» )

Разрушенный Кельн в 1945 году.

Немецкий . город Кельн подвергся бомбардировкам в результате 262 отдельных воздушных налетов [1] союзниками Второй мировой во время войны , все силами Королевских ВВС (RAF). Всего британские ВВС сбросили на город 34 711 длинных тонн бомб. [2] 20 000 мирных жителей погибли во время войны в Кельне из-за бомбардировок с воздуха. [3]

Зимой-весной 1940 года, когда британские бомбардировщики пролетали над головой, сработала сигнализация воздушной тревоги, но первая бомбардировка произошла 12 мая 1940 года. [4] Атака 30/31 мая 1942 года на Кельн стала первым налетом 1000 бомбардировщиков.

Первый налет 1000 бомбардировщиков

[ редактировать ]
Центр города Кельн, 1945 год.
Официальное британское военное искусство, изображающее бомбардировку Кельна. городской собор Хорошо виден . Он пережил войну, несмотря на то, что на него десятки раз попали бомбы союзников.

Первый в истории налет британских ВВС с участием 1000 бомбардировщиков был проведен на Кельн в ночь с 30 на 31 мая 1942 года. под кодовым названием «Операция «Миллениум»» Массовый налет был начат по двум основным причинам:

  • Ожидалось, что разрушений от таких набегов может быть достаточно, чтобы вывести Германию из войны или, по крайней мере, серьезно подорвать моральный дух немцев . [5]
  • Эти налеты были полезной пропагандой для союзников и особенно для бомбардировочного командования британских ВВС главой Артуром Харрисом концепции стратегического бомбардировочного наступления, предложенной . Плохая эффективность бомбардировочного командования в точности бомбардировок в 1941 году привела к призывам разделить силы и направить их на другие неотложные театры военных действий, например, на битву за Атлантику . Мощный налет на Германию, который попал в заголовки газет, стал для Харриса способом продемонстрировать военному кабинету , что, учитывая инвестиции в численность и технологии, бомбардировочное командование может внести жизненно важный вклад в победу.

На этом этапе войны бомбардировочное командование имело регулярную передовую численность лишь около 400 самолетов и находилось в процессе перехода от двухмоторных средних бомбардировщиков довоенных лет к новым, более эффективным четырехмоторным тяжелым бомбардировщикам , таким как как Шорт Стирлинг Хэндли Пейдж Галифакс и Авро Ланкастер . Используя бомбардировщики и людей из подразделений оперативной подготовки (OTU), 250 человек из берегового командования Королевских ВВС и из командования летной подготовки , Харрис мог легко составить 1000 самолетов. Однако незадолго до проведения рейда Королевский флот отказался разрешить самолетам Берегового командования принять участие в рейде. [6] Адмиралтейство битве сочло пропагандистские оправдания слишком слабыми аргументами против реальной и неотложной угрозы подводных лодок в за Атлантику . Харрис постарался, и, укомплектовав экипаж еще 49 самолетов пилотами-учениками и инструкторами, в конечном итоге в налете приняли участие 1047 бомбардировщиков, что в два с половиной раза больше, чем в любом предыдущем налете Королевских ВВС. 58 бомбардировщиков были из польских частей. [7] Помимо бомбардировщиков, атаковавших Кельн, еще 113 самолетов, совершавших налеты « нарушителей », беспокоили немецкие аэродромы ночных истребителей . [ нужна ссылка ]

Кельн не был первым выбором Харриса; он хотел бомбить Гамбург . Плохая погода сделала Гамбург плохим выбором; [6] Кроме того, Бэзил Дикинс, учёный, возглавлявший отдел бомбардировочного командования Королевских исследований операций ВВС , посоветовал Харрису выбрать Кёльн, который находился в пределах досягаемости для использования навигационной системы GEE . [8]

дисплей бомбардировщика H2S британских ВВС Радарный во время атаки на Кельн 30/31 октября 1944 г. с аннотациями после атаки.

Это был первый раз, когда была использована тактика « потока бомбардировщиков », и большая часть тактики, использованной в этом налете, оставалась основой для стандартных операций бомбардировочного командования в течение следующих двух лет, а некоторые элементы использовались до конца войны. Ожидалось, что такое большое количество бомбардировщиков, летящих в потоке бомбардировщиков через линию Каммхубера, сокрушит наземную систему перехвата немецких ночных истребителей, сохранив количество сбитых бомбардировщиков на приемлемом уровне. Недавнее внедрение GEE позволило бомбардировщикам летать по заданному маршруту в заданное время и на заданной высоте. Британская кампания ночных бомбардировок продолжалась уже несколько месяцев, и можно было сделать статистическую оценку количества бомбардировщиков, которые, вероятно, будут потеряны от вражеских ночных истребителей и зенитных орудий ( «зенитных орудий» ), а также сколько будет потеряно посредством столкновений. Для минимизации первого требовался плотный поток, поскольку диспетчеры ночного истребителя, летающего в защитной «коробке», могли направить максимум шесть потенциальных перехватов в час, а зенитчики не могли сконцентрироваться на всех доступных целях одновременно. Раньше во время войны четыре часа считались приемлемыми для выполнения задания; во время этого налета все бомбардировщики пролетели над Кельном и бомбили в течение 90 минут, первый из которых прибыл в 00:47 31 мая. Ожидалось, что концентрация бомбардировок за такой короткий период сокрушит Кельн. пожарные бригады и вызывают пожары, подобные тем, которые устроили в во время Лондоне Люфтваффе Блиц -удара .

Руины Великой церкви Св. Мартина на старом рынке Кельна, фотографии Германа Клаасена (ок. 1946–47).

В ходе налета 868 самолетов бомбили основную цель, а 15 самолетов бомбили другие цели. Общий тоннаж сброшенных бомб составил 1455 тонн, две трети из которых составили зажигательные . Возникло две с половиной тысячи отдельных пожаров, из которых 1700 были классифицированы немецкими пожарными командами как «крупные». Действия пожарных и ширина улиц остановили перерастание пожаров в огненную бурю , но, тем не менее, большая часть ущерба была нанесена огнем, а не непосредственно взрывными взрывами. Было разрушено 3330 нежилых зданий, серьезно повреждено 2090 и легко повреждено 7420, в результате чего в общей сложности было 12840 зданий, из которых 2560 были промышленными или коммерческими зданиями. Среди зданий, признанных полностью разрушенными, были: 7 зданий официальной администрации, 14 общественных зданий, 7 банков, 9 больниц, 17 церквей, 16 школ, 4 здания университета, 10 зданий почты и железной дороги, 10 зданий, представляющих исторический интерес, 2 редакции газет, 4 гостиницы, 2 кинотеатра и 6 универмагов. Единственным поврежденным военным объектом были зенитные казармы. Ущерб гражданским домам, в основном квартирам в более крупных зданиях, был значительным: 13 010 разрушено, 6 360 серьезно повреждено, 22 270 легко повреждено. Разрушения были зафиксированы Герман Клаазен с 1942 года до конца войны представлен на его выставке и в книге 1947 года «Поющие в печи». Кёльн – остатки старого города . [9]

Королевские ВВС потеряли 43 самолета (немецкие источники утверждали, что 44 [10] ) 3,9% из 1103 бомбардировщиков, отправленных в налёт; 22 самолета были потеряны над Кельном или вблизи него, 16 сбиты зенитной артиллерией, четыре - ночными истребителями, два - в результате столкновения и два легких бомбардировщика "Бристоль Бленхейм" потеряны в результате атак на аэродромы ночных истребителей. Посмертный Крест Виктории был вручен летному офицеру Лесли Мансеру , который пожертвовал собой, чтобы его экипаж мог покинуть самолет Avro Manchester .

Ресурсы выделены [11] [6]
№ и тип самолета Количество самолетов
№1 Группа РАФ 156 Vickers Wellington средних бомбардировщиков 156
№3 Группа РАФ 134 Веллингтон
88 Short Stirling тяжелых бомбардировщиков
222
№ 4 Группа РАФ 131 Handley Page Halifax тяжелые бомбардировщики
9 Веллингтон
7 Armstrong Whitworth Whitley средних бомбардировщиков
147
№5 Группа РАФ 73 Avro Lancaster тяжелых бомбардировщика
46 Авро Манчестер средний [а] бомбардировщики
34 Handley Page Hampden средних бомбардировщика
153
Группа № 91 (Оперативная подготовка) 236 Веллингтон
21 Уитли
257
Группа № 92 (Оперативная подготовка) 63 Веллингтон
45 Хэмпден
108
Командование летной подготовки 4 Веллингтон 4

Хронология

[ редактировать ]
Хронология
Дата [номер 1] Бомбардировочная сила Примечания
1940-05-18 17/18 мая 1940 г. РАФ Шесть Веллингтонов бомбят железнодорожные станции. [13]
1942-02-14 13/14 февраля 1942 г. РАФ 39 самолетов столкнулись со льдом и облаками, сообщается о плохих результатах бомбардировок. [14]
1942-03-13 13/14 марта 1942 г. РАФ В налете участвовало 135 самолетов. В результате рейда погибло 62 человека и было ранено еще 84. Было начато 237 отдельных пожаров, и, по оценкам ВВС Великобритании, этот рейд в пять раз более эффективен, чем в среднем недавние рейды на Кельн. Это считается первым успешным рейдом под руководством GEE . RAF потеряли один Avro Manchester . [15]
1942-04-05 6/5 апреля 1942 г. РАФ 263 самолета. 179 Веллингтонов, 44 Хэмпдена, 29 Стирлингов и 11 Манчестерцев против Гумбольдта. 4 Веллингтона и 1 Хэмпден проиграли. На фотографиях бомбардировки было видно, что цель находится в пяти милях от цели. [16]
1942-04-22 22/23 апреля 1942 г. РАФ 69 самолетов (64 «Веллингтона» и 5 «Стирлингов») на экспериментальном налете. Все самолеты использовали «Джи» в качестве средства для слепой бомбардировки. Два Веллингтона проиграли. [16]
1942-04-27 27/28 апреля 1942 г. РАФ 97 самолетов (76 «Веллингтонов», 19 «Стирлингов», 2 «Галифакса»). Проиграно 6 Веллингтонов и 1 Галифакс. «Значительное количество бомб» упало за пределами города на востоке. «150 гектаров Танненвальда уничтожено пожаром» [16]
1942-05-30 30/31 мая 1942 г. РАФ 868 самолетов бомбили Кельн во время первого налета 1000 бомбардировщиков (1047 самолетов), [14] Нагружено более 3000 тонн боеприпасов.
1942-05-31-01 31 мая 1942 г. РАФ Фоторазведка 5 самолетов de Havilland Mosquitoes из 105-й эскадрильи Королевских ВВС . [14]
1942-05-31-02 31 мая/1 июня 1942 г. РАФ Два самолета. Над Кельном было пасмурно, поэтому бомбардировок не было. Оба самолета вернулись на базу. [14]
1942-06-01 1 июня 1942 г. РАФ 2 комара в неприятности [б] и диверсионный рейд. [14] [с]
1942-07-26 26 июля 1942 г. РАФ 3 Комара в неприятном налете. [14]
1942-08-10 10 августа 1942 г. РАФ Одиночный Комар совершает неприятный рейд, бомбит и возвращается на базу. [17]
1942-08-25 25 августа 1942 г. РАФ 4 Комара отправляются в Германию с неприятными рейдами, один из них - в Кельн, трое завершают свою миссию и бомбят. Один проиграл. [17]
1942-09-02 2 сентября 1942 г. РАФ 1 Комар совершает неприятный налет, бомбит и возвращается на базу. [14]
1942-09-02 2 сентября 1942 г. РАФ 2 Комара совершают неприятный налет, бомбят облако и возвращаются на базу. [14]
1942-09-07 7 сентября 1942 г. РАФ 1 «Комар» совершил неприятный налет, бомбил облако и возвращался на базу, никаких записей о бомбардировке на земле не было. [14]
1942-11-15 15/16 октября 1942 г. РАФ 289 самолетов. [14]
1943-01-22 22/23 января 1943 г. РАФ Это был первый налет на Кельн с использованием слепой радионавигационной бомбардировки «Гобой» , два «Москита» повредили 55 домов, в результате чего 5 человек погибли и 22 получили ранения. Это показало, что с помощью электронных средств несколько бомбардировщиков смогли нанести такой же ущерб, как и налеты 100 бомбардировщиков в плохую погоду в предыдущие годы. [14]
1943-02-02 2/3 февраля 1943 г. РАФ 161 самолет. [14]
1943-02-14 14/15 февраля 1943 г. РАФ 243 самолета. [14]
1943-02-25 25/26 февраля 1943 г. РАФ 6 Комаров в Рур в ходе диверсионного рейда (основной удар был против Нюрнберга), в Кёльне убито 13 человек [14]
1943-02-26 26/27 февраля 1943 г. РАФ 427 самолетов. [14]
1943-05-00 мая 1943 г. РАФ [14]
1943-06-11 12.11.июня 1943 г. РАФ Один Москит в рамках диверсионного рейда (основной удар был по Дюссельдорфу ) [14]
1943-06-13 13/14 июня 1943 г. РАФ 2 Комара бомбили Кельн, один из нескольких неприятных рейдов. [14]
1943-06-16 17 июня 1943 г. РАФ 212 самолетов. [14]
1943-06-17 17/18 июня 1943 г. РАФ Два «Москита» бомбили Кёльн, что стало одним из нескольких неприятных рейдов. [14]
1943-06-19 19/20 июня 1943 г. РАФ Шесть Москитов на Кельн, Дуйсбург и Дюссельдорф (основной удар был направлен на Ле Крезо ). [14]
1943-06-22 22/23 июня 1943 г. РАФ «Четыре комара» в качестве отвлекающего рейда (основная атака была направлена ​​на Мюльхайм ). [14]
1943-06-23 23/24 июня 1943 г. РАФ Три комара во время неприятного рейда. [14]
1943-06-28 28/29 июня 1943 г. РАФ 608 самолетов. [14]
1943-07-02 2/3 июля 1943 г. РАФ Три комара во время неприятного рейда. [18]
1943-07-03 4/3 июля 1943 г. РАФ 653 самолета атаковали промышленную зону Кельна на восточном берегу Рейна . Новое немецкое подразделение Jagdgeschwader 300 применило тактику Wilde Sau впервые на одномоторных истребителях. Немецкие истребители, воспользовавшись освещением прожекторов, целеуказателями и огнём, заявили, что сбили 12 самолётов, но вынуждены были поделиться своими претензиями с зенитными батареями, которые также заявили о сбитии. Чтобы избежать потерь от дружественного огня , зенитные батареи ограничили высоту своих зениток, и истребители действовали выше заранее оговоренного потолка. [18]
1943-07-05 6/5 июля 1943 г. РАФ 4 комара во время неприятного налета. [18]
1943-07-06 7/6 июля 1943 г. РАФ 4 комара во время неприятного налета. [18]
1943-07-07 8 июля 1943 г. РАФ 4 комара во время неприятного налета. [18]
1943-07-08 9 июля 1943 г. РАФ 288 самолетов. [18]
1943-07-13 14 июля 1943 г. РАФ Два Москита на диверсионном рейде сбрасывают целеуказатели (основной налет был на Аахен). [18]
1943-07-25 25/26 июля 1943 г. РАФ 3 Москиты на отвлекающем рейде (основной налет был на Эссен). [18]
1943-08-04 5/4 августа 1943 г. РАФ 5 Комаров Кёльн и Дуйсбург сквозь облака. [19]
1943-08-04 5/4 августа 1943 г. РАФ 5 Комаров Кельн и Дуйсбург сквозь облака, единственные вылеты за ночь. Никаких потерь [19]
1943-08-06 7/6 августа 1943 г. РАФ 8 «Комаров» в Кёльн и Дуйсбург — единственные вылеты над Германией в ту ночь. Все восемь вернулись на базу. [19]
1943-08-07 8/7 августа 1943 г. РАФ 4 комара в неприятном налете. [19]
1943-08-11 12.11.1943 г. РАФ 8 комаров в неприятном набеге. [19]
1943-08-29 29/20 августа 1943 г. РАФ 4 «Москита» оснащены гобоями, еще 4 — в Дуйсбурге для неприятных рейдов. Один Комар потерялся. [19]
1943-09-01 1 сентября 1943 г. РАФ 8 комаров были отправлены в Кёльн и Дуйсбург. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-04 5/4 сентября 1943 г. РАФ 8 комаров были отправлены в Кёльн и Дуйсбург. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-13 13/14 сентября 1943 г. РАФ 5 «Москитов» оснащены гобоями, а еще 5 — в Дуйсбург для неприятных рейдов. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-19 18/19 сентября 1943 г. РАФ 5 комаров во время неприятного набега. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-24 24/25 сентября 1943 г. РАФ 8 комаров в Кёльне и Дюссельдорфе во время неприятных рейдов. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-26 26/27 сентября 1943 г. РАФ 4 Комара в Кельн во время неприятного рейда. Ни один комар не пропал. [20]
1943-09-26 26/27 сентября 1943 г. РАФ 8 комаров атаковали Кельн и Гельзенкирхен во время неприятных набегов. Это были единственные вылеты бомбардировочного командования за ночь. Ни один комар не пропал. [20]
1943-10-02 2/3 октября 1943 г. РАФ 8 «Комаров» в Кёльне и Гельзенкирхене во время отвлекающих рейдов. Основной рейд был на Мюнхен. В ходе отвлекающих налетов ни один самолет не потерялся. [21]
1943-10-03 , 4 октября 1943 г. РАФ 12 «Москитов», оснащенных гобоями, разбомбили ранцевую электростанцию ​​недалеко от Кельна. Ни один самолет не потерян. [21]
1943-10-13 13/14 октября 1943 г. РАФ 4 Комара в Кельн во время неприятного рейда. Ни один комар не пропал. [21]
1943-10-20 20/21 октября 1943 г. РАФ 28 Комаров в Берлин, Кёльн, Браувайлер и Эмден. 2 комара потерялись. Главный рейд ночи был на Лейпциг. [21]
1943-12-22 22 декабря 1943 г. USAAF VIII миссия бомбардировочного командования 163: 1 B-17 сбросил две универсальные бомбы по 2000 фунтов (907 кФ) и 1 Photoflash в 20:20; никаких жертв. [ нужна ссылка ]
1944-01-01 1/2 января 1944 г. РАФ 1 Комар совершил отвлекающий рейд и благополучно вернулся на базу (основной рейд на Берлин) [22]
1944-01-04 5 января 1944 г. РАФ 2 Комара совершили неприятный рейд, оба вернулись на базу. [22]
1944-02-02 2/3 февраля 1944 г. РАФ 3 комара совершили неприятный рейд, все вернулись на базу. [23]
1944-03-16 16/17 марта 1944 г. РАФ 8 комаров совершили отвлекающий рейд, все вернулись на базу (основной рейд Амьен) [24]
1944-03-17 17/18 марта 1944 г. РАФ 28 «Комаров» бомбили Кёльн, все вернулись на базу. [24]
1944-03-21 21/22 марта 1944 г. РАФ 27 «Комаров» бомбили Кёльн, все вернулись на базу. [24]
1944-03-29 29/30 марта 1944 г. РАФ 4 «Комара» совершили отвлекающий рейд, все вернулись на базу (основные рейды в Вайресе, недалеко от Парижа и Лионе). [24]
1944-03-29 29/30 марта 1944 г. РАФ 34 «Москита», направлявшиеся в Аахен, Кельн и Кассель, все вернулись на базу (но основной налет на Нюрнберг привел к самым большим потерям бомбардировочного командования за всю войну). [24]
1945-03-02 апреля 1944 г. USAAF 303-я бомбардировочная группа Неудачное развертывание планирующей бомбы GB-1 [д]
1944-07-18 18/19 июля 1944 г. РАФ 6 «Москиты» во время отвлекающего рейда, часть ночи, когда Королевские ВВС совершили четыре крупных нападения и несколько небольших рейдов, подобных тому, что на Кельн. Они атаковали заводы по производству синтетических масел в Весселинге и Шолвене / Бюре , железнодорожные узлы в Ольнуэ и Ревиньи и площадку для запуска летающих бомб в Акке. [26]
1944-10-14 14 октября 1944 г. VIII бомбардировочное командование Миссия 677: В рамках круглосуточной бомбардировки PFF были совершены атаки на сортировочные станции Кёльна в Гереоне , Гремберге и Эйфельторе; а также Ойскирхен в 35 км от Кельна. [27]
1944-10-15 486 BG бомбили Кельн. [28]
17 октября 1944 г. 8-й АФ [номер 2] Миссия 681: 1338 бомбардировщиков и 811 истребителей отправлены для атак PFF в районе Кельна, Германия; 465 B-17 отправлено на сортировочные станции в Кельне/Айфельторе (216) и Кельне/Гремберге (34); возможными целями были сортировочная станция Кельн/Кальк (151), 453 B-17 отправлены для ударов по сортировочным станциям в Кельне/Гереоне (295) и Кельне/Калке (142) [29]
1945-02-12 13.12.2045 г. РАФ 3 Комары на испытаниях радара H2S . Ни один самолет не потерян. [30]
1945-03-02 2 марта 1945 г. РАФ Во время последнего налета британских ВВС на Кельн 858 самолетов бомбили двумя волнами. Только 15 из 155 самолетов второй волны сбросили бомбы. Дневной налет в хорошую погоду, бомбардировка была «очень разрушительной». [31]
1945-03-02 2 марта 1945 г. USAAF Одиночный B-17 бомбил Кельн как удобную цель. [27]
1945-03-02 5 марта 1945 г. Истребители 9-й тактической армии США сбросили листовки в районе Кёльн-Бонн. [27]
6 марта 1945 г. Американские войска захватили Кельн. [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
Примечания
  1. Хотя «Манчестер» производился по спецификации «среднего бомбардировщика», он использовал два мощных двигателя и был ближе к тяжелому бомбардировщику. Конструкция была разработана с четырьмя двигателями вместо двух и стала Lancaster. [12]
  2. ^ Неприятные рейды вынудили население спрятаться в бомбоубежищах и активировали другие меры защиты с небольшими затратами для Королевских ВВС. [ нужна ссылка ]
  3. Отправка бомбардировщиков в несколько разных мест была призвана сбить с толку немецкую оборону и тем самым затруднить обороняющимся наведение истребителей на главный удар. [ нужна ссылка ]
  4. ^ «[Планирующая бомба GB-1] была изготовлена ​​из бомбы M34-2000lb, прикрепленной к планеру с размахом 12 футов и прикрепленной к подкрыльевой скобе B-17. На самолет можно было нести две планирующие бомбы. По сути, свободное падение, Бомба имела стабилизирующее устройство, которое позволяло контролировать направление. Бомба оказалась ненадежной в единственном случае, когда она была использована в Кельне в апреле 1944 года». [25]
  1. ^ Такие даты, как 5/6 апреля, обозначают ночной рейд, миссия начинается в первый день и заканчивается на следующий день.
  2. VIII бомбардировочное командование было переименовано в Восьмую воздушную армию США.
Цитаты
  1. ^ Городские пейзажи против Хохштадта на www.koelnarchitektur.de «Интернет-портал архитектуры Кельна». (на немецком языке).
  2. ^ «Целевой анализ» . Полет . 9 августа 1945 г. с. 154. Архивировано из оригинала 10 января 2015 года.
  3. ^ «Кёльнский музей: NS-DOK» (на немецком языке) . Проверено 16 июня 2023 г.
  4. ^ «Кригсериннерунген 1940» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 1 мая 2009 г.
  5. ^ Бишоп, Патрик (1 октября 2012 г.). Крылья: Королевские ВВС на войне, 1912–2012 гг . Atlantic Books Ltd. с. 24. ISBN  978-1-84887-892-1 . Терри Копп (сентябрь 1996 г.), «Наступление бомбардировочного командования: армия, часть 11» , получено 9 ноября 2016 г. , г-н судья Синглтон пришел к выводу, что Германия не сможет «выдержать 12 или 18 месяцев продолжающихся, усиливающихся и усиливающихся бомбардировок...»
  6. ^ Jump up to: а б с «Налеты тысячи бомбардировщиков, 30/31 мая (Кельн) по 17 августа 1942 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  7. ^ Ходыра, Петр (2016). 301-я бомбардировочная эскадрилья 1940–1943 (на польском языке). Варшава: Издательство «Алма-Пресс». стр. 67. ISBN  978-83-7020-664-2 .
  8. ^ Вакелам, Рэндалл Томас (2009). Наука о бомбардировке: оперативные исследования бомбардировочного командования Королевских ВВС . Университет Торонто П.п. 86. ИСБН  9781442693432 .
  9. ^ Клаасен, Герман; Хойер, Франц А. (1949), поющий в огненной печи: Кельн; Остатки старого немецкого города ([2-е изд.] изд.), Л. Шванн.
  10. ^ Винкельнкемпер, Тони (1942). «Главная атака на Кёльн» [Атака на Кёльн] . Проверено 20 марта 2009 г. - из архива немецкой пропаганды в Университете Кальвина.
  11. ^ Факон, Патрик (май 2012 г.), «Операция Миллениум», Le Fana de l'Aviation (на французском языке), вып. 510, с. 43, ISSN   0757-4169.
  12. ^ «Авро Манчестер» . 60-летие бомбардировочного командования - через Национальный архив.
  13. ^ «Дневник кампании Битва за Францию ​​(май – июнь 1940 г.)» . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Дневник кампании 2005 г.
    1942 : февраль , Маршировать , апрель , Может , Июнь , Июль , Август , Сентябрь , Октябрь , ноябрь , декабрь
    1943 : Январь , февраль , Маршировать , апрель , Может , Июнь , Июль , Август , Сентябрь , Октябрь , декабрь
    1944 : апрель , Июль , Сентябрь , Октябрь , ноябрь 1944 года , декабрь 1944 г.
  15. ^ «Март 1942 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  16. ^ Jump up to: а б с Дневник кампании бомбардировочного командования Королевских ВВС , апрель 1942 г. ,
  17. ^ Jump up to: а б Дневник кампании, август 1942 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Дневник кампании: июль 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж «Дневник кампании: август 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дневник кампании сентября 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д «Дневник кампании: октябрь 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Дневник кампании, январь 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  23. ^ «Дневник кампании февраля 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  24. ^ Jump up to: а б с д и «Дневник кампании за март 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  25. ^ «Бомбы» . 303rdbg.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
  26. ^ «Дневник кампании июля 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  27. ^ Jump up to: а б с МакКиллоп, Джек. «Хроники 8-й воздушной армии 1944 года» . airwarweb.net . Проверено 27 января 2009 г.
    1944 : Октябрь , ноябрь , декабрь
    1945 : Январь , февраль , Маршировать
  28. ^ «Миссии 51-100» .
  29. ^ Мюллер, Роберт; Картер, Кит (1975). Армейские ВВС во Второй мировой войне: Боевая хронология 1941-1945 гг . Центр исторических исследований Альберта Ф. Симпсона. п. 475.
  30. ^ «Дневник кампании февраля 1945 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  31. ^ «Дневник кампании марта 1945 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 586faffb621653ac1bc2a3670ec8add4__1716431460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/d4/586faffb621653ac1bc2a3670ec8add4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombing of Cologne in World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)