Бомбардировка Кельна во время Второй мировой войны
Немецкий . город Кельн подвергся бомбардировкам в результате 262 отдельных воздушных налетов [1] союзниками Второй мировой во время войны , все силами Королевских ВВС (RAF). Всего британские ВВС сбросили на город 34 711 длинных тонн бомб. [2] 20 000 мирных жителей погибли во время войны в Кельне из-за бомбардировок с воздуха. [3]
Зимой-весной 1940 года, когда британские бомбардировщики пролетали над головой, сработала сигнализация воздушной тревоги, но первая бомбардировка произошла 12 мая 1940 года. [4] Атака 30/31 мая 1942 года на Кельн стала первым налетом 1000 бомбардировщиков.
Первый налет 1000 бомбардировщиков
[ редактировать ]Первый в истории налет британских ВВС с участием 1000 бомбардировщиков был проведен на Кельн в ночь с 30 на 31 мая 1942 года. под кодовым названием «Операция «Миллениум»» Массовый налет был начат по двум основным причинам:
- Ожидалось, что разрушений от таких набегов может быть достаточно, чтобы вывести Германию из войны или, по крайней мере, серьезно подорвать моральный дух немцев . [5]
- Эти налеты были полезной пропагандой для союзников и особенно для бомбардировочного командования британских ВВС главой Артуром Харрисом концепции стратегического бомбардировочного наступления, предложенной . Плохая эффективность бомбардировочного командования в точности бомбардировок в 1941 году привела к призывам разделить силы и направить их на другие неотложные театры военных действий, например, на битву за Атлантику . Мощный налет на Германию, который попал в заголовки газет, стал для Харриса способом продемонстрировать военному кабинету , что, учитывая инвестиции в численность и технологии, бомбардировочное командование может внести жизненно важный вклад в победу.
На этом этапе войны бомбардировочное командование имело регулярную передовую численность лишь около 400 самолетов и находилось в процессе перехода от двухмоторных средних бомбардировщиков довоенных лет к новым, более эффективным четырехмоторным тяжелым бомбардировщикам , таким как как Шорт Стирлинг Хэндли Пейдж Галифакс и Авро Ланкастер . Используя бомбардировщики и людей из подразделений оперативной подготовки (OTU), 250 человек из берегового командования Королевских ВВС и из командования летной подготовки , Харрис мог легко составить 1000 самолетов. Однако незадолго до проведения рейда Королевский флот отказался разрешить самолетам Берегового командования принять участие в рейде. [6] Адмиралтейство битве сочло пропагандистские оправдания слишком слабыми аргументами против реальной и неотложной угрозы подводных лодок в за Атлантику . Харрис постарался, и, укомплектовав экипаж еще 49 самолетов пилотами-учениками и инструкторами, в конечном итоге в налете приняли участие 1047 бомбардировщиков, что в два с половиной раза больше, чем в любом предыдущем налете Королевских ВВС. 58 бомбардировщиков были из польских частей. [7] Помимо бомбардировщиков, атаковавших Кельн, еще 113 самолетов, совершавших налеты « нарушителей », беспокоили немецкие аэродромы ночных истребителей . [ нужна ссылка ]
Кельн не был первым выбором Харриса; он хотел бомбить Гамбург . Плохая погода сделала Гамбург плохим выбором; [6] Кроме того, Бэзил Дикинс, учёный, возглавлявший отдел бомбардировочного командования Королевских исследований операций ВВС , посоветовал Харрису выбрать Кёльн, который находился в пределах досягаемости для использования навигационной системы GEE . [8]
Это был первый раз, когда была использована тактика « потока бомбардировщиков », и большая часть тактики, использованной в этом налете, оставалась основой для стандартных операций бомбардировочного командования в течение следующих двух лет, а некоторые элементы использовались до конца войны. Ожидалось, что такое большое количество бомбардировщиков, летящих в потоке бомбардировщиков через линию Каммхубера, сокрушит наземную систему перехвата немецких ночных истребителей, сохранив количество сбитых бомбардировщиков на приемлемом уровне. Недавнее внедрение GEE позволило бомбардировщикам летать по заданному маршруту в заданное время и на заданной высоте. Британская кампания ночных бомбардировок продолжалась уже несколько месяцев, и можно было сделать статистическую оценку количества бомбардировщиков, которые, вероятно, будут потеряны от вражеских ночных истребителей и зенитных орудий ( «зенитных орудий» ), а также сколько будет потеряно посредством столкновений. Для минимизации первого требовался плотный поток, поскольку диспетчеры ночного истребителя, летающего в защитной «коробке», могли направить максимум шесть потенциальных перехватов в час, а зенитчики не могли сконцентрироваться на всех доступных целях одновременно. Раньше во время войны четыре часа считались приемлемыми для выполнения задания; во время этого налета все бомбардировщики пролетели над Кельном и бомбили в течение 90 минут, первый из которых прибыл в 00:47 31 мая. Ожидалось, что концентрация бомбардировок за такой короткий период сокрушит Кельн. пожарные бригады и вызывают пожары, подобные тем, которые устроили в во время Лондоне Люфтваффе Блиц -удара .
В ходе налета 868 самолетов бомбили основную цель, а 15 самолетов бомбили другие цели. Общий тоннаж сброшенных бомб составил 1455 тонн, две трети из которых составили зажигательные . Возникло две с половиной тысячи отдельных пожаров, из которых 1700 были классифицированы немецкими пожарными командами как «крупные». Действия пожарных и ширина улиц остановили перерастание пожаров в огненную бурю , но, тем не менее, большая часть ущерба была нанесена огнем, а не непосредственно взрывными взрывами. Было разрушено 3330 нежилых зданий, серьезно повреждено 2090 и легко повреждено 7420, в результате чего в общей сложности было 12840 зданий, из которых 2560 были промышленными или коммерческими зданиями. Среди зданий, признанных полностью разрушенными, были: 7 зданий официальной администрации, 14 общественных зданий, 7 банков, 9 больниц, 17 церквей, 16 школ, 4 здания университета, 10 зданий почты и железной дороги, 10 зданий, представляющих исторический интерес, 2 редакции газет, 4 гостиницы, 2 кинотеатра и 6 универмагов. Единственным поврежденным военным объектом были зенитные казармы. Ущерб гражданским домам, в основном квартирам в более крупных зданиях, был значительным: 13 010 разрушено, 6 360 серьезно повреждено, 22 270 легко повреждено. Разрушения были зафиксированы Герман Клаазен с 1942 года до конца войны представлен на его выставке и в книге 1947 года «Поющие в печи». Кёльн – остатки старого города . [9]
Королевские ВВС потеряли 43 самолета (немецкие источники утверждали, что 44 [10] ) 3,9% из 1103 бомбардировщиков, отправленных в налёт; 22 самолета были потеряны над Кельном или вблизи него, 16 сбиты зенитной артиллерией, четыре - ночными истребителями, два - в результате столкновения и два легких бомбардировщика "Бристоль Бленхейм" потеряны в результате атак на аэродромы ночных истребителей. Посмертный Крест Виктории был вручен летному офицеру Лесли Мансеру , который пожертвовал собой, чтобы его экипаж мог покинуть самолет Avro Manchester .
№ и тип самолета | Количество самолетов | |
---|---|---|
№1 Группа РАФ | 156 Vickers Wellington средних бомбардировщиков | 156 |
№3 Группа РАФ | 134 Веллингтон 88 Short Stirling тяжелых бомбардировщиков |
222 |
№ 4 Группа РАФ | 131 Handley Page Halifax тяжелые бомбардировщики 9 Веллингтон 7 Armstrong Whitworth Whitley средних бомбардировщиков |
147 |
№5 Группа РАФ | 73 Avro Lancaster тяжелых бомбардировщика 46 Авро Манчестер средний [а] бомбардировщики 34 Handley Page Hampden средних бомбардировщика |
153 |
Группа № 91 (Оперативная подготовка) | 236 Веллингтон 21 Уитли |
257 |
Группа № 92 (Оперативная подготовка) | 63 Веллингтон 45 Хэмпден |
108 |
Командование летной подготовки | 4 Веллингтон | 4 |
Хронология
[ редактировать ]Дата [номер 1] | Бомбардировочная сила | Примечания |
---|---|---|
17/18 мая 1940 г. | РАФ | Шесть Веллингтонов бомбят железнодорожные станции. [13] |
13/14 февраля 1942 г. | РАФ | 39 самолетов столкнулись со льдом и облаками, сообщается о плохих результатах бомбардировок. [14] |
13/14 марта 1942 г. | РАФ | В налете участвовало 135 самолетов. В результате рейда погибло 62 человека и было ранено еще 84. Было начато 237 отдельных пожаров, и, по оценкам ВВС Великобритании, этот рейд в пять раз более эффективен, чем в среднем недавние рейды на Кельн. Это считается первым успешным рейдом под руководством GEE . RAF потеряли один Avro Manchester . [15] |
6/5 апреля 1942 г. | РАФ | 263 самолета. 179 Веллингтонов, 44 Хэмпдена, 29 Стирлингов и 11 Манчестерцев против Гумбольдта. 4 Веллингтона и 1 Хэмпден проиграли. На фотографиях бомбардировки было видно, что цель находится в пяти милях от цели. [16] |
22/23 апреля 1942 г. | РАФ | 69 самолетов (64 «Веллингтона» и 5 «Стирлингов») на экспериментальном налете. Все самолеты использовали «Джи» в качестве средства для слепой бомбардировки. Два Веллингтона проиграли. [16] |
27/28 апреля 1942 г. | РАФ | 97 самолетов (76 «Веллингтонов», 19 «Стирлингов», 2 «Галифакса»). Проиграно 6 Веллингтонов и 1 Галифакс. «Значительное количество бомб» упало за пределами города на востоке. «150 гектаров Танненвальда уничтожено пожаром» [16] |
30/31 мая 1942 г. | РАФ | 868 самолетов бомбили Кельн во время первого налета 1000 бомбардировщиков (1047 самолетов), [14] Нагружено более 3000 тонн боеприпасов. |
31 мая 1942 г. | РАФ | Фоторазведка 5 самолетов de Havilland Mosquitoes из 105-й эскадрильи Королевских ВВС . [14] |
31 мая/1 июня 1942 г. | РАФ | Два самолета. Над Кельном было пасмурно, поэтому бомбардировок не было. Оба самолета вернулись на базу. [14] |
1 июня 1942 г. | РАФ | 2 комара в неприятности [б] и диверсионный рейд. [14] [с] |
26 июля 1942 г. | РАФ | 3 Комара в неприятном налете. [14] |
10 августа 1942 г. | РАФ | Одиночный Комар совершает неприятный рейд, бомбит и возвращается на базу. [17] |
25 августа 1942 г. | РАФ | 4 Комара отправляются в Германию с неприятными рейдами, один из них - в Кельн, трое завершают свою миссию и бомбят. Один проиграл. [17] |
2 сентября 1942 г. | РАФ | 1 Комар совершает неприятный налет, бомбит и возвращается на базу. [14] |
2 сентября 1942 г. | РАФ | 2 Комара совершают неприятный налет, бомбят облако и возвращаются на базу. [14] |
7 сентября 1942 г. | РАФ | 1 «Комар» совершил неприятный налет, бомбил облако и возвращался на базу, никаких записей о бомбардировке на земле не было. [14] |
15/16 октября 1942 г. | РАФ | 289 самолетов. [14] |
22/23 января 1943 г. | РАФ | Это был первый налет на Кельн с использованием слепой радионавигационной бомбардировки «Гобой» , два «Москита» повредили 55 домов, в результате чего 5 человек погибли и 22 получили ранения. Это показало, что с помощью электронных средств несколько бомбардировщиков смогли нанести такой же ущерб, как и налеты 100 бомбардировщиков в плохую погоду в предыдущие годы. [14] |
2/3 февраля 1943 г. | РАФ | 161 самолет. [14] |
14/15 февраля 1943 г. | РАФ | 243 самолета. [14] |
25/26 февраля 1943 г. | РАФ | 6 Комаров в Рур в ходе диверсионного рейда (основной удар был против Нюрнберга), в Кёльне убито 13 человек [14] |
26/27 февраля 1943 г. | РАФ | 427 самолетов. [14] |
мая 1943 г. | РАФ | [14] |
12.11.июня 1943 г. | РАФ | Один Москит в рамках диверсионного рейда (основной удар был по Дюссельдорфу ) [14] |
13/14 июня 1943 г. | РАФ | 2 Комара бомбили Кельн, один из нескольких неприятных рейдов. [14] |
17 июня 1943 г. | РАФ | 212 самолетов. [14] |
17/18 июня 1943 г. | РАФ | Два «Москита» бомбили Кёльн, что стало одним из нескольких неприятных рейдов. [14] |
19/20 июня 1943 г. | РАФ | Шесть Москитов на Кельн, Дуйсбург и Дюссельдорф (основной удар был направлен на Ле Крезо ). [14] |
22/23 июня 1943 г. | РАФ | «Четыре комара» в качестве отвлекающего рейда (основная атака была направлена на Мюльхайм ). [14] |
23/24 июня 1943 г. | РАФ | Три комара во время неприятного рейда. [14] |
28/29 июня 1943 г. | РАФ | 608 самолетов. [14] |
2/3 июля 1943 г. | РАФ | Три комара во время неприятного рейда. [18] |
4/3 июля 1943 г. | РАФ | 653 самолета атаковали промышленную зону Кельна на восточном берегу Рейна . Новое немецкое подразделение Jagdgeschwader 300 применило тактику Wilde Sau впервые на одномоторных истребителях. Немецкие истребители, воспользовавшись освещением прожекторов, целеуказателями и огнём, заявили, что сбили 12 самолётов, но вынуждены были поделиться своими претензиями с зенитными батареями, которые также заявили о сбитии. Чтобы избежать потерь от дружественного огня , зенитные батареи ограничили высоту своих зениток, и истребители действовали выше заранее оговоренного потолка. [18] |
6/5 июля 1943 г. | РАФ | 4 комара во время неприятного налета. [18] |
7/6 июля 1943 г. | РАФ | 4 комара во время неприятного налета. [18] |
8 июля 1943 г. | РАФ | 4 комара во время неприятного налета. [18] |
9 июля 1943 г. | РАФ | 288 самолетов. [18] |
14 июля 1943 г. | РАФ | Два Москита на диверсионном рейде сбрасывают целеуказатели (основной налет был на Аахен). [18] |
25/26 июля 1943 г. | РАФ | 3 Москиты на отвлекающем рейде (основной налет был на Эссен). [18] |
5/4 августа 1943 г. | РАФ | 5 Комаров Кёльн и Дуйсбург сквозь облака. [19] |
5/4 августа 1943 г. | РАФ | 5 Комаров Кельн и Дуйсбург сквозь облака, единственные вылеты за ночь. Никаких потерь [19] |
7/6 августа 1943 г. | РАФ | 8 «Комаров» в Кёльн и Дуйсбург — единственные вылеты над Германией в ту ночь. Все восемь вернулись на базу. [19] |
8/7 августа 1943 г. | РАФ | 4 комара в неприятном налете. [19] |
12.11.1943 г. | РАФ | 8 комаров в неприятном набеге. [19] |
29/20 августа 1943 г. | РАФ | 4 «Москита» оснащены гобоями, еще 4 — в Дуйсбурге для неприятных рейдов. Один Комар потерялся. [19] |
1 сентября 1943 г. | РАФ | 8 комаров были отправлены в Кёльн и Дуйсбург. Ни один комар не пропал. [20] |
5/4 сентября 1943 г. | РАФ | 8 комаров были отправлены в Кёльн и Дуйсбург. Ни один комар не пропал. [20] |
13/14 сентября 1943 г. | РАФ | 5 «Москитов» оснащены гобоями, а еще 5 — в Дуйсбург для неприятных рейдов. Ни один комар не пропал. [20] |
18/19 сентября 1943 г. | РАФ | 5 комаров во время неприятного набега. Ни один комар не пропал. [20] |
24/25 сентября 1943 г. | РАФ | 8 комаров в Кёльне и Дюссельдорфе во время неприятных рейдов. Ни один комар не пропал. [20] |
26/27 сентября 1943 г. | РАФ | 4 Комара в Кельн во время неприятного рейда. Ни один комар не пропал. [20] |
26/27 сентября 1943 г. | РАФ | 8 комаров атаковали Кельн и Гельзенкирхен во время неприятных набегов. Это были единственные вылеты бомбардировочного командования за ночь. Ни один комар не пропал. [20] |
2/3 октября 1943 г. | РАФ | 8 «Комаров» в Кёльне и Гельзенкирхене во время отвлекающих рейдов. Основной рейд был на Мюнхен. В ходе отвлекающих налетов ни один самолет не потерялся. [21] |
, 4 октября 1943 г. | РАФ | 12 «Москитов», оснащенных гобоями, разбомбили ранцевую электростанцию недалеко от Кельна. Ни один самолет не потерян. [21] |
13/14 октября 1943 г. | РАФ | 4 Комара в Кельн во время неприятного рейда. Ни один комар не пропал. [21] |
20/21 октября 1943 г. | РАФ | 28 Комаров в Берлин, Кёльн, Браувайлер и Эмден. 2 комара потерялись. Главный рейд ночи был на Лейпциг. [21] |
22 декабря 1943 г. | USAAF | VIII миссия бомбардировочного командования 163: 1 B-17 сбросил две универсальные бомбы по 2000 фунтов (907 кФ) и 1 Photoflash в 20:20; никаких жертв. [ нужна ссылка ] |
1/2 января 1944 г. | РАФ | 1 Комар совершил отвлекающий рейд и благополучно вернулся на базу (основной рейд на Берлин) [22] |
5 января 1944 г. | РАФ | 2 Комара совершили неприятный рейд, оба вернулись на базу. [22] |
2/3 февраля 1944 г. | РАФ | 3 комара совершили неприятный рейд, все вернулись на базу. [23] |
16/17 марта 1944 г. | РАФ | 8 комаров совершили отвлекающий рейд, все вернулись на базу (основной рейд Амьен) [24] |
17/18 марта 1944 г. | РАФ | 28 «Комаров» бомбили Кёльн, все вернулись на базу. [24] |
21/22 марта 1944 г. | РАФ | 27 «Комаров» бомбили Кёльн, все вернулись на базу. [24] |
29/30 марта 1944 г. | РАФ | 4 «Комара» совершили отвлекающий рейд, все вернулись на базу (основные рейды в Вайресе, недалеко от Парижа и Лионе). [24] |
29/30 марта 1944 г. | РАФ | 34 «Москита», направлявшиеся в Аахен, Кельн и Кассель, все вернулись на базу (но основной налет на Нюрнберг привел к самым большим потерям бомбардировочного командования за всю войну). [24] |
апреля 1944 г. | USAAF | 303-я бомбардировочная группа Неудачное развертывание планирующей бомбы GB-1 [д] |
18/19 июля 1944 г. | РАФ | 6 «Москиты» во время отвлекающего рейда, часть ночи, когда Королевские ВВС совершили четыре крупных нападения и несколько небольших рейдов, подобных тому, что на Кельн. Они атаковали заводы по производству синтетических масел в Весселинге и Шолвене / Бюре , железнодорожные узлы в Ольнуэ и Ревиньи и площадку для запуска летающих бомб в Акке. [26] |
14 октября 1944 г. | VIII бомбардировочное командование | Миссия 677: В рамках круглосуточной бомбардировки PFF были совершены атаки на сортировочные станции Кёльна в Гереоне , Гремберге и Эйфельторе; а также Ойскирхен в 35 км от Кельна. [27] |
1944-10-15 | 486 BG бомбили Кельн. [28] | |
17 октября 1944 г. | 8-й АФ [номер 2] | Миссия 681: 1338 бомбардировщиков и 811 истребителей отправлены для атак PFF в районе Кельна, Германия; 465 B-17 отправлено на сортировочные станции в Кельне/Айфельторе (216) и Кельне/Гремберге (34); возможными целями были сортировочная станция Кельн/Кальк (151), 453 B-17 отправлены для ударов по сортировочным станциям в Кельне/Гереоне (295) и Кельне/Калке (142) [29] |
13.12.2045 г. | РАФ | 3 Комары на испытаниях радара H2S . Ни один самолет не потерян. [30] |
2 марта 1945 г. | РАФ | Во время последнего налета британских ВВС на Кельн 858 самолетов бомбили двумя волнами. Только 15 из 155 самолетов второй волны сбросили бомбы. Дневной налет в хорошую погоду, бомбардировка была «очень разрушительной». [31] |
2 марта 1945 г. | USAAF | Одиночный B-17 бомбил Кельн как удобную цель. [27] |
5 марта 1945 г. | Истребители 9-й тактической армии США сбросили листовки в районе Кёльн-Бонн. [27] | |
6 марта 1945 г. | Американские войска захватили Кельн. [14] |
См. также
[ редактировать ]- Блиц - налеты немецкой авиации на британские города, в результате которых погибло не менее 40 000 человек, включая 57 ночей последовательных воздушных налетов над Лондоном.
- Бедекерский блиц - Воздушные налеты на английские города, имеющие культурное / историческое, а не военное значение.
- Немецкая бомбардировка Роттердама
- Бомбардировка Дрездена во время Второй мировой войны
- Бомбардировка Герники – немецко-итальянский воздушный налет, вызвавший международное возмущение
- Бомбардировка Токио (10 марта 1945 г.) под кодовым названием Операция «Дом собраний» , бомбардировка Токио 9/10 марта 1945 г.
Примечания
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Хотя «Манчестер» производился по спецификации «среднего бомбардировщика», он использовал два мощных двигателя и был ближе к тяжелому бомбардировщику. Конструкция была разработана с четырьмя двигателями вместо двух и стала Lancaster. [12]
- ^ Неприятные рейды вынудили население спрятаться в бомбоубежищах и активировали другие меры защиты с небольшими затратами для Королевских ВВС. [ нужна ссылка ]
- ↑ Отправка бомбардировщиков в несколько разных мест была призвана сбить с толку немецкую оборону и тем самым затруднить обороняющимся наведение истребителей на главный удар. [ нужна ссылка ]
- ^ «[Планирующая бомба GB-1] была изготовлена из бомбы M34-2000lb, прикрепленной к планеру с размахом 12 футов и прикрепленной к подкрыльевой скобе B-17. На самолет можно было нести две планирующие бомбы. По сути, свободное падение, Бомба имела стабилизирующее устройство, которое позволяло контролировать направление. Бомба оказалась ненадежной в единственном случае, когда она была использована в Кельне в апреле 1944 года». [25]
- Цитаты
- ^ Городские пейзажи против Хохштадта на www.koelnarchitektur.de «Интернет-портал архитектуры Кельна». (на немецком языке).
- ^ «Целевой анализ» . Полет . 9 августа 1945 г. с. 154. Архивировано из оригинала 10 января 2015 года.
- ^ «Кёльнский музей: NS-DOK» (на немецком языке) . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ «Кригсериннерунген 1940» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 1 мая 2009 г.
- ^ Бишоп, Патрик (1 октября 2012 г.). Крылья: Королевские ВВС на войне, 1912–2012 гг . Atlantic Books Ltd. с. 24. ISBN 978-1-84887-892-1 . Терри Копп (сентябрь 1996 г.), «Наступление бомбардировочного командования: армия, часть 11» , получено 9 ноября 2016 г. ,
г-н судья Синглтон пришел к выводу, что Германия не сможет «выдержать 12 или 18 месяцев продолжающихся, усиливающихся и усиливающихся бомбардировок...»
- ^ Jump up to: а б с «Налеты тысячи бомбардировщиков, 30/31 мая (Кельн) по 17 августа 1942 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Ходыра, Петр (2016). 301-я бомбардировочная эскадрилья 1940–1943 (на польском языке). Варшава: Издательство «Алма-Пресс». стр. 67. ISBN 978-83-7020-664-2 .
- ^ Вакелам, Рэндалл Томас (2009). Наука о бомбардировке: оперативные исследования бомбардировочного командования Королевских ВВС . Университет Торонто П.п. 86. ИСБН 9781442693432 .
- ^ Клаасен, Герман; Хойер, Франц А. (1949), поющий в огненной печи: Кельн; Остатки старого немецкого города ([2-е изд.] изд.), Л. Шванн.
- ^ Винкельнкемпер, Тони (1942). «Главная атака на Кёльн» [Атака на Кёльн] . Проверено 20 марта 2009 г. - из архива немецкой пропаганды в Университете Кальвина.
- ^ Факон, Патрик (май 2012 г.), «Операция Миллениум», Le Fana de l'Aviation (на французском языке), вып. 510, с. 43, ISSN 0757-4169.
- ^ «Авро Манчестер» . 60-летие бомбардировочного командования - через Национальный архив.
- ^ «Дневник кампании Битва за Францию (май – июнь 1940 г.)» . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Дневник кампании 2005 г.
1942 : февраль , Маршировать , апрель , Может , Июнь , Июль , Август , Сентябрь , Октябрь , ноябрь , декабрь
1943 : Январь , февраль , Маршировать , апрель , Может , Июнь , Июль , Август , Сентябрь , Октябрь , декабрь
1944 : апрель , Июль , Сентябрь , Октябрь , ноябрь 1944 года , декабрь 1944 г.
- ^ «Март 1942 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Дневник кампании бомбардировочного командования Королевских ВВС , апрель 1942 г. ,
- ^ Jump up to: а б Дневник кампании, август 1942 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Дневник кампании: июль 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . 2005. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Дневник кампании: август 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дневник кампании сентября 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Дневник кампании: октябрь 1943 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Дневник кампании, январь 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ «Дневник кампании февраля 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Дневник кампании за март 1944 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ «Бомбы» . 303rdbg.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ «Дневник кампании июля 1944 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с
МакКиллоп, Джек. «Хроники 8-й воздушной армии 1944 года» . airwarweb.net . Проверено 27 января 2009 г.
1944 : Октябрь , ноябрь , декабрь
1945 : Январь , февраль , Маршировать - ^ «Миссии 51-100» .
- ^ Мюллер, Роберт; Картер, Кит (1975). Армейские ВВС во Второй мировой войне: Боевая хронология 1941-1945 гг . Центр исторических исследований Альберта Ф. Симпсона. п. 475.
- ^ «Дневник кампании февраля 1945 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- ^ «Дневник кампании марта 1945 года» . 60 лет бомбардировочному командованию . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Зебальд, WG (2003) [1999], О естественной истории разрушения.
- Бишоп, Крис (2005), Военный атлас Второй мировой войны , Amber Books, стр. 30, ISBN 1-904687-43-1
- «Дневник кампании бомбардировочного командования» , 60-летие бомбардировочного командования Королевских ВВС , RAF, 6 апреля 2005 г., заархивировано из оригинала 6 июля 2007 г. - через Национальный архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1940-е годы в Кельне
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием США.
- Стратегическая бомбардировка времен Второй мировой войны по населенным пунктам
- Стратегические бомбардировки Германии во время Второй мировой войны
- Зажигательные бомбы
- Военные отношения Германии и Великобритании