Jump to content

Авро Манчестер

Манчестер
Avro Manchester Mk.1A 'L7486' (обратите внимание на удлиненное хвостовое оперение)
Роль Тяжелый бомбардировщик
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Евро
Первый полет 25 июля 1939 г.
Введение ноябрь 1940 г.
Ушедший на пенсию 1942
Основные пользователи Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Произведено 1940–1941
Количество построенных 202
Развитый в Авро Ланкастер

Avro 679 Manchester — британский двухмоторный тяжёлый бомбардировщик, разработанный и производимый авиастроительной компанией Avro в Великобритании. Хотя он не строился в большом количестве, он был предшественником более известного и более успешного четырехмоторного Avro Lancaster , который был одним из самых мощных стратегических бомбардировщиков Второй мировой войны .

Avro спроектировала Manchester в соответствии с требованиями, изложенными Спецификацией Министерства авиации P.13/36 Великобритании , которая искала способный средний бомбардировщик для оснащения Королевских ВВС (RAF) и замены их парка двухмоторных бомбардировщиков. , такие как Армстронг Уитворт Уитли , Хэндли Пейдж Хэмпден и Викерс Веллингтон . Совершив свой первый полет 25 июля 1939 года, «Манчестер» поступил на вооружение эскадрильи в ноябре 1940 года, чуть более чем через двенадцать месяцев после начала войны.

Эксплуатируемый как британскими ВВС, так и Королевскими ВВС Канады (RCAF), Manchester стал считаться полностью неисправным в эксплуатации, в первую очередь из-за двигателей Rolls-Royce Vulture , которые были недостаточно развиты и, следовательно, недостаточно мощны и ненадежны, а производство было прекращено. прекращено в 1941 году. Однако Manchester был перепроектирован в четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, оснащенный вместо этого двигателем Rolls-Royce Merlin , который стал известен как Lancaster.

Разработка

[ редактировать ]

Манчестер берет свое начало в конструкции, разработанной Avro в целях выполнения авиации Министерства спецификации P.13/36 Великобритании . Это была та же спецификация, по которой Хэндли Пейдж также разработал первоначальный проект того, что впоследствии стало бомбардировщиком « Галифакс» . [1] Выпущенная в мае 1936 года спецификация P.13/36 предусматривала создание двухмоторного моноплана « среднего бомбардировщика » для «всемирного использования», который должен был быть способен осуществлять бомбардировочные атаки с пологого (30°) пикирования и нести тяжелые бомбовые нагрузки (8000 бомб). фунт/3630 кг) или две торпеды диаметром 18 дюймов (457 мм) . [2] [3] Кроме того, заявленным требованием также были положения о проведении взлета с помощью катапульты, который позволял бы перевозить максимальную полезную нагрузку, хотя это положение было отменено в июле 1938 года. [4] Предполагаемая крейсерская скорость бомбардировщика должна была составлять минимум 275 миль в час на высоте 15 000 футов. [5] Министерство авиации ожидало создания самолета такого же веса, что и спецификация B.1/35 , но меньшего размера и более быстрого.

Avro уже начала работу над соответствующим дизайном еще до того, как получила официальное приглашение к участию в тендере. Компания конкурировала с Boulton Paul , Bristol , Fairey , Handley Page и Shorts . У Vickers также был свой Warwick с двигателями Napier Sabre , но в конечном итоге он отказался выставлять его на торги. В начале 1937 года были приняты и конструкция Avro, и конкурирующий Handley Page HP.56, и были заказаны прототипы обоих; но в середине 1937 года Министерство авиации воспользовалось своим правом заказать эти типы «с чертежной доски». Этот пропуск обычного процесса был необходим из-за начала более широкого расширения Королевских ВВС в ожидании крупномасштабной войны в Европе. С 1939 года ожидалось, что P.13/36 начнут заменять существующие средние бомбардировщики Королевских ВВС, такие как Armstrong Whitworth Whitley , Handley Page Hampden и Vickers Wellington .

В конструкции Avro использовался двигатель Rolls-Royce Vulture 24-цилиндровый с X-блоком , который представлял собой два Rolls-Royce Peregrine Vee, блока цилиндров установленные один поверх другого, причем нижний перевернут, чтобы придать форму буквы «X». [6] Двигатель Vulture, разработанный в 1935 году, был многообещающим - его мощность составляла 1760 л.с. (1310 кВт), но он оказался крайне ненадежным, и его мощность пришлось снизить до 1480–1500 л.с. (1100–1120 кВт). компании Avro Прототип Manchester L7246 был собран экспериментальным отделом в аэропорту Манчестера Кольцевая дорога и совершил первый полет оттуда 25 июля 1939 года, а второй самолет последовал за ним 26 мая 1940 года. [2] [7] Двигатель Vulture был выбран Avro, а не по требованию Министерства авиации, как иногда утверждается; [а] другие рассматриваемые схемы двигателей включали использование двух Bristol Hercules или Bristol Centaurus радиальных двигателей . [6] Handley Page HP.56, всегда предназначавшийся в качестве дублера Avro, был переработан для установки четырех двигателей по приказу Министерства авиации в 1937 году, когда у Vulture уже были проблемы. [11] [б]

В то время как Manchester был спроектирован с двойным хвостовым оперением , первый серийный самолет, получивший обозначение Mk I , имел добавленное центральное оперение, и было построено двадцать таких самолетов. На смену им пришел Mk IA , который вернулся к двухкилевой системе, но использовал увеличенный, более высокий киль и рули направления, установленные на новом хвостовом оперении , с увеличенным размахом с 22 футов (6,71 м) до 33 футов (10,06 м). Эта конфигурация была перенесена на Lancaster, за исключением первого прототипа, который также использовал центральный стабилизатор и представлял собой переоборудованный, незавершенный Manchester. [12] Avro построила 177 самолетов Manchester, а Metropolitan-Vickers построила 32 самолета. Планы Armstrong Whitworth и Fairey Aviation на Ringway (ныне аэропорт Манчестера ) по строительству Манчестера были отменены. Заказ Фейри на 150 «Манчестеров» был заменен заказами на «Галифакс».

Передняя часть Manchester Mark I в Уоддингтоне, Линкольншир: видна носовая часть с окном для бомбардировщика, передняя артиллерийская башня и кабина, сентябрь 1941 года.

Avro Manchester был спроектирован с особым вниманием к простоте изготовления и ремонта. [13] Фюзеляж самолета состоял из продольных стрингеров или лонжеронов , к которым была приклепана внешняя обшивка из алюминиевого сплава для получения гладкой внешней поверхности. [13] Крылья имели двухлонжеронную конструкцию, внутренние нервюры были изготовлены из алюминиевых сплавов; Топливо находилось в нескольких самоуплотняющихся топливных баках внутри крыльев. [14] Хвостовое оперение имело конструкцию, аналогичную крылу, с двойным килем и рулем направления, что обеспечивало хороший обзор спинному стрелку. [15]

В кабине под фонарем располагалось место пилота и боевого диспетчера, и этим двум членам экипажа был обеспечен круговой обзор. Штурман сидел в кормовой части боевого диспетчера, а на этом месте был астрокуп для использования секстанта . [15] Станция наводки бомб располагалась в носовой части самолета, под носовой башней, а наведение бомбы осуществлялось с помощью размещенных в этом отсеке оптических прицелов. [16] Для комфорта экипажа во время длительных полетов зона отдыха располагалась сразу за основной кабиной. [17]

Шасси самолета полностью убиралось с помощью гидравлических систем или, в случае чрезвычайной ситуации, с помощью резервной воздушной системы. [13] Двери бомбоотсека также управлялись этими системами, была установлена ​​дополнительная мера безопасности, гарантирующая, что бомбы не смогут сброситься, если двери будут закрыты. [16] Бомбы размещались на бомбодержателях внутри внутреннего бомбового отсека, также можно было установить другое вооружение, например торпеды. [16] Все топливные баки располагались в крыльях, чтобы фюзеляж оставался свободным для размещения большего количества вооружения в бомбовом отсеке, который занимал почти две трети нижней части фюзеляжа. [6]

Уязвимые части самолета были бронированы; пилот имел дополнительную броню и бронестекло, а позади места штурмана находилась бронепереборка. [15] «Манчестер» имел три турели с гидравлическим приводом, расположенные в носовой, задней и средней верхней части фюзеляжа; [12] Добавление подфюзеляжной турели непосредственно за бомбовым отсеком рассматривалось и тестировалось на втором прототипе, но не использовалось на серийных самолетах. [с] [6] Доступ ко всем местам экипажа обеспечивался через проход, а рядом с местами экипажа располагались аварийные люки. [18]

«Манчестер» был оснащен парой двигателей Vulture; в эксплуатации они показали себя крайне ненадежными. Автор авиации Джон Лейк заявил о Vulture: «Двигатель сделал Manchester главным образом известным своей ненадежностью, плохими характеристиками и общей неадекватностью поставленной задаче», и объяснил плохую репутацию самолета неисправностями двигателя. [12]

Я был одним из шести первых пилотов, летавших в первой манчестерской эскадрилье. Это была катастрофа. Сам самолет, планер, поначалу имел много недостатков по оборудованию, но, как мы выяснили, Авро отлично справились с доработками и переоборудованием самолета. Двигатели никогда не были и не стали надежными. Они не давали достаточной мощности для самолета, поэтому мы получили два крайне ненадежных двигателя мощностью 1750 л.с., которым пришлось тащить самолет массой 50 000 фунтов. Нам действительно следовало иметь двигатели мощностью 2500 л.с. Вы чувствовали, что если вы потеряли один, то все, вы не вернетесь домой. Не имело значения, флюгировали вы пропеллер или нет. У тебя был только один путь — вниз. Я видел, как самолет разбегался по земле, и два поршня вылетели прямо через боковую часть двигателя. Оригинальные подшипники были изготовлены без серебра в целях экономии, поэтому они были недостаточно твердыми. Подшипники разрушили бы шатун, а поршень вылетел бы через боковую часть двигателя и с грохотом! Твой двигатель только что уничтожил сам себя. [19] [ постоянная мертвая ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
Авро Манчестер Мк IA

5 августа 1940 года первый серийный Avro Manchester, L7276 , был доставлен в ВВС Боскомб Даун перед началом приемочных испытаний. [4] В ноябре 1940 года «Манчестер» официально поступил на вооружение недавно реформированной 207-й эскадрильи ВВС бомбардировочного командования Королевских . Этот тип прошел все приемочные испытания к 21 декабря 1940 года, и к концу 1940 года в составе 207-й эскадрильи было не менее 80 Манчестеров. [20] Первая оперативная миссия «Манчестера» была проведена 24–25 февраля 1941 года в ходе рейда на французский порт Брест . [21] [22] 13 марта 1941 года L7319 стал первым самолетом «Манчестер», сбитым огнем противника. [23]

13 апреля 1941 года все Манчестеры были временно остановлены из-за большего, чем ожидалось, количества подшипников отказов двигателей; 16 июня 1941 года было приказано повторно заземлить этот тип из-за новых проблем с двигателем. [24] Неисправность двигателя Vulture вынудила эскадрильи использовать вместо него устаревшие бомбардировщики, такие как Hampden. После возобновления боевых действий в августе 1941 года возникли дополнительные неисправности; чрезмерное флюгирование хвоста, отказы гидравлики и неисправное управление флюгированием гребного винта . [25] Производство Manchester было остановлено в ноябре 1941 года, к этому моменту было построено в общей сложности 202 самолета. Всего этим самолетом было оснащено восемь эскадрилий бомбардировщиков, он также служил в еще двух эскадрильях, а также использовался прибрежным командованием Королевских ВВС . [22]

Вид изнутри Manchester MK I

Хотя Avro внесла изменения для решения некоторых возникших технических проблем, численность подразделений пострадала, и бомбардировочное командование часто не могло собрать значительное количество самолетов для участия в крупных бомбардировках; 7 ноября 1941 года все исправные бомбардировщики Королевских ВВС были отправлены бомбить Берлин , из более чем 400 бомбардировщиков только 15 были манчестерскими. [26] 3 марта 1942 года из почти 200 бомбардировщиков, направленных против завода Renault под Парижем , 25 были манчестерскими; [27] в то время как во время первого налета 1000 бомбардировщиков на Кельн 30 мая 1942 года 35 манчестерцев были среди 1047 бомбардировщиков, посланных для атаки на город. [28] Летный офицер Лесли Мансер был посмертно награжден Крестом Виктории за свои действия во время пилотирования Манчестерского L7301 из 50-й эскадрильи во время бомбардировки Кельна. [29]

Mk III Manchester ( серийный номер BT308 ), совершивший первый полет 9 января 1941 года, был, по сути, первым Lancaster с более длинным крылом, оснащенным четырьмя Rolls-Royce Merlins в новых унифицированных гондолах с силовым яйцом , первоначально разработанных Rolls-Royce для с двигателем Merlin Beaufighter II - хотя первоначально сохранил три плавника и два подвесных руля направления (центральный плавник не имел подвижной поверхности управления) от Manchester I. BT308 получил название «Ланкастер» сразу после своего первого полета. Второй прототип Lancaster DG595 отличался сдвоенными увеличенными килями и рулями направления Manchester IA. Производство в Манчестере продолжалось до ноября того же года, но некоторые самолеты, которые все еще находились в производстве, вместо этого были доработаны как Lancasters.

193 действующих «Манчестера» совершили 1269 боевых вылетов вместе с бомбардировочным командованием, сбросив 1826 тонн (1657 тонн) бомб и потеряв в бою 78 самолетов, совершив свою последнюю операцию против Бремена 25 июня 1942 года. [30] [31] Еще 45 потерь были нерабочими, из которых 30 связаны с отказом двигателя. «Манчестер» был выведен из эксплуатации в середине 1942 года в пользу более мощных самолетов. Его последняя роль в службе британских ВВС заключалась в обучении переоборудованию экипажей на новые бомбардировщики Королевских ВВС «Ланкастер»; У «Манчестера» и «Ланкастера» были почти одинаковые места экипажа и фюзеляжи. [31] Этот тип продолжал использоваться в учебных целях до 1943 года, прежде чем был полностью списан. [12]

Варианты

[ редактировать ]
Манчестер L7246
Первый прототип изначально имел двойное хвостовое оперение. Из-за отсутствия курсовой устойчивости к нему был добавлен третий плавник. В ноябре 1942 года стал учебным планером.
Манчестер L7247
Второй прототип, совершивший первый полет 26 мая 1940 года, оснащенный вооружением, в октябре 1941 года стал учебным планером.
Манчестер I
Позже была добавлена ​​первая серийная версия с крылом длиной 90 футов, двойным хвостовым оперением длиной 28 футов и дополнительным центральным килем; Всего было построено 20 машин этого типа. [д]
Манчестер Айова
Основная серийная версия с крылом длиной 90 футов, двойным хвостовым оперением и увеличенным хвостовым оперением на 33 фута. У него также были более высокие плавники и рули направления.
Манчестер ИБ
Как Manchester IA, но с тонкой обшивкой фюзеляжа.
Манчестер ИК
Как Manchester IB, но с 2 двигателями Bristol Centaurus по 2520 л.с. Установлен на одном планере, но никогда не летал. [и]
Манчестер II
Как Manchester IB, но с крылом 95 футов.
Манчестер IIА
Как «Манчестер II», но с двумя «Бристоль Центаурус». Ни один не построен.
Манчестер III BT308
Эта версия была оснащена четырьмя двигателями Merlin с увеличенным размахом крыла; также были сохранены три плавника и рули направления Manchester I. Этот вариант был первым прототипом более позднего Avro Lancaster . [ф]

Заказы и производство

[ редактировать ]
  • Два прототипа были заказаны по спецификации P.13/36 и построены компанией Avro на заводе Ringway.
  • Контракт на производство 200 Manchesters заключен с Avro для строительства в Чаддертоне, контракт изменен на производство Lancaster I после того, как было построено 157 самолетов, поставленных в период с августа 1940 по ноябрь 1941 года.
  • Контракт на производство 150 Manchesters заключен с Fairey для строительства на Ringway, заказ отменен.
  • Контракт на производство 200 самолетов Manchester заключен с компанией Metropolitan-Vickers в Траффорд-парке, контракт изменен на производство Lancaster I после того, как было построено 43 самолета, поставленных в период с марта 1941 по март 1942 года. Первые 12 самолетов, построенных на производственной линии в Траффорд-парке, были уничтожены в результате Налет немецкой авиации 23 декабря 1940 г. не завершен и не включен в общее количество построенных самолетов.
  • Контракт на производство 150 Manchesters заключен с Armstrong-Whitworth, заказ отменен.

Всего было построено два прототипа и 200 серийных самолетов, прежде чем производственные линии перешли на производство четырехмоторного Lancaster.

Операторы

[ редактировать ]
 Австралия
 Канада
 Великобритания
  • Королевские ВВС
    • 49-я эскадрилья RAF на авиабазе RAF Scampton (апрель 1942 г. - июнь 1942 г.)
    • Нет. 50-я эскадрилья RAF в RAF Скеллингторп (апрель 1942 г. - июнь 1942 г.)
    • 61-я эскадрилья RAF на авиабазе RAF Hemswell (июнь 1941 г. - июнь 1942 г.)
    • 83-я эскадрилья RAF в RAF Scampton (декабрь 1941 - июнь 1942)
    • 97-я эскадрилья RAF в RAF Waddington, затем в RAF Coningsby (февраль 1941 - февраль 1942 г.)
    • 106-я эскадрилья RAF в RAF Конингсби (февраль 1942 г. - июнь 1942 г.)
    • 207-я эскадрилья RAF в RAF Waddington, затем в RAF Bottesford (ноябрь 1940 г. - март 1942 г.)
    • Подразделение оперативной подготовки № 25 в ВВС Великобритании в Финнингли
    • № 44 Конверсионный полет
    • № 1485 Рейс RAF
    • № 1654 Тяжелая конверсионная установка
    • № 1656 Тяжелая конверсионная установка
    • № 1660 Тяжелая конверсионная установка
    • № 1668 Тяжелая конверсионная установка
    • Экспериментальное учреждение Воздушно-десантных войск
    • Отдел разработки торпед в Госпорте РАФ

Технические характеристики (Манчестер Mk I)

[ редактировать ]
Ортографическая проекция Avro Manchester Mk I с деталями профиля Mk.IA.
Orthographic projection of the Avro Manchester Mk I, with profile detail of Mk.IA

Данные самолетов Королевских ВВС 1918–57 гг., [22] Самолеты Авро с 1908 года, [30] Полет [13]

Общие характеристики

  • Экипаж: 7
  • Длина: 70 футов (21 м)
  • Размах крыльев: 90 футов 1 дюйм (27,46 м)
  • Рост: 19 футов 6 дюймов (5,94 м)
  • Площадь крыла: 1131 кв. футов (105,1 м ). 2 )
  • Профиль профиля : корень: NACA 23018; совет: NACA 23012 [33]
  • Пустой вес: 31 200 фунтов (14 152 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 50 000 фунтов (22 680 кг)
  • Силовая установка: 2 поршневых двигателя Rolls-Royce Vulture I X-24 жидкостного охлаждения мощностью 1760 л.с. (1310 кВт) каждый.
  • Гребные винты: 3-лопастные винты с флюгированием с постоянной скоростью.

Производительность

  • Максимальная скорость: 265 миль в час (426 км/ч, 230 узлов) на высоте 17 000 футов (5 200 м)
  • Дальность: 1200 миль (1900 км, 1000 миль) с максимальной бомбовой нагрузкой 10350 фунтов (4695 кг)
  • Практический потолок: 19 200 футов (5 900 м)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Историк Фрэнсис К. Мейсон утверждал, что выбор двигателя был частью спецификации, [5] как и автор авиации Чез Бойер, [8] Баттлер утверждает, что министерство заказало прототипы с двигателями Hercules и Vulture. [9] и Синнотт опровергает это утверждение. [10]
  2. Отменённое предложение Хэндли Пейджа HP.56 должно было стать четырёхмоторным HP.57, который поступил на вооружение как Handley Page Halifax, значительно более успешный самолёт, чем Manchester.
  3. Немецкие пилоты вскоре узнали об отсутствии какой-либо защиты в брюшной области как на «Манчестере», так и на его преемнике «Ланкастере», и часто атаковали самолеты, чтобы воспользоваться этой уязвимостью. [6]
  4. ^ Обозначения являются внутренними обозначениями Avro, примерно в ноябре 1939 года Министерство авиации использовало только обозначения «Mk I» и «MK IA», чтобы различать ранние трехкилевые и более поздние двухкилевые варианты.
  5. ^ Разработка Centaurus была остановлена, чтобы позволить Бристолю сосредоточить усилия на Hercules .
  6. ^ Первоначальное предложение Avro на 4 Rolls-Royce Merlins было сделано в сентябре 1939 года. Альтернативные проекты двигателей включали 2 x 2100 л.с. Napier Sabre , 2 x Bristol Hercules (только макет, 1940 г.), 2 x Bristol Pegasus, только макет, 1940 г. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Лейк 2002, стр. 89–90.
  2. ^ Перейти обратно: а б Льюис 1974, с. 299.
  3. ^ Бойер 1974, с. 25.
  4. ^ Перейти обратно: а б Бойер 1974, с. 29.
  5. ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1994, с. 323.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Бойер 1974, с. 26.
  7. ^ Бойер 1974, стр. 28–29.
  8. ^ Бойер 1974, стр. 25–26.
  9. ^ Баттлер, 2004, стр. 102-103.
  10. ^ Синнотт 2001, стр. 165–171.
  11. ^ Озеро 2002, с. 90.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Озеро 2002, с. 89.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Рейс 1942, с. 555.
  14. ^ Рейс 1942, стр. 555–556.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Рейс 1942, с. 556.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Рейс 1942, с. 557.
  17. ^ Бойер 1974, с. 28.
  18. ^ Рейс 1942, стр. 556–557.
  19. ^ «До Ланков» , Ранние дни, Личные истории, Ассоциация бомбардировочного командования.
  20. ^ Бойер 1974, стр. 29–31.
  21. ^ Джексон 1990, с. 355.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Тетфорд 1957 год
  23. ^ Бойер 1974, с. 31.
  24. ^ Бойер 1974, с. 32.
  25. ^ Бойер 1974, с. 33.
  26. ^ Бойер 1974, с. 34.
  27. ^ Бойер 1974, с. 35.
  28. ^ Бойер 1974, с. 38.
  29. ^ Бойер 1974, стр. 38, 41.
  30. ^ Перейти обратно: а б Джексон 1990, с. 356.
  31. ^ Перейти обратно: а б Бойер 1974, с. 43.
  32. ^ «Сериалы ADF — Авро Манчестер» .
  33. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Авро Манчестер - Детали и характеристики нашего самого тяжелого двухмоторного бомбардировщика» . Полет . 4 июня 1942 г., стр. 555–557. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  • Бойер, Чез . Профиль самолета № 260: Avro Manchester. Виндзор, Великобритания: Профильные публикации, 1974.
  • Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950. Хикли, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN   978-1-8578-0179-8 .
  • Джексон, AJ Avro Самолеты с 1908 года . Лондон: Путнэмские книги по аэронавтике, второе издание, 1990. ISBN   0-85177-834-8 .
  • Лейк, Джон. Великая книга бомбардировщиков: самые важные бомбардировщики мира от Первой мировой войны до наших дней. Зенит Выходные данные, 2002. ISBN   0-76031-347-4 .
  • Льюис, Питер. Британский бомбардировщик с 1914 года. Лондон: Патнэм, второе издание, 1974 год. ISBN   0-37010-040-9 .
  • «Манчестер». Аэромилитария № 2 . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1990.
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года. Лондон: Putnam Aeronautical Books, 1994. ISBN   0-85177-861-5 .
  • Синнотт, Колин. Королевские ВВС и конструкция самолетов 1923–1939: Эксплуатационные требования к авиационному персоналу (исследования в области авиации). Лондон: Фрэнк Касс, 2001. ISBN   978-0-7146-5158-3 .
  • Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС 1918–57. Лондон: Патнэм, первое издание, 1957. ISBN   0-37000-101-X .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чант, Кристофер. Ланкастер: история самого известного британского бомбардировщика времен Второй мировой войны . Бат, Великобритания: Паррагон, 2003. ISBN   0-75258-769-2 .
  • Холмс, Гарри. Авро: История авиастроительной компании . Мальборо, Великобритания: Crowood Press Ltd, второе издание, 2004 г. ISBN   1-86126-651-0 .
  • Холмс, Гарри. Авро Ланкастер (серия «Боевая легенда») . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 2002. ISBN   1-84037-376-8 .
  • Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны . Эндерби, Великобритания: Silverdale Books, 2006. ISBN   1-85605-751-8 .
  • Кирби, Роберт. Авро Манчестер: Легенда Манчестера . Лестер, Великобритания: Midland Publishing, 1995. ISBN   1-85780-028-1 .
  • Маккей, RSG Lancaster в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1982. ISBN   0-89747-130-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d60249a02cb8c580d7c6a45b08b21b05__1713531120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/05/d60249a02cb8c580d7c6a45b08b21b05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avro Manchester - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)