Список уцелевших самолетов Avro Lancaster
Avro Lancaster — британский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся Королевскими ВВС и другими Содружества военно-воздушными силами во время Второй мировой войны . Из построенных 7377 самолетов за время войны было потеряно 3736 (3249 в боях и 487 в наземных катастрофах). На сегодняшний день 17 самолетов остаются в полной форме: два годны к полетам, еще два - в рулежном состоянии с работающими двигателями. Из сохранившихся планеров восемь сохранились в Канаде , где некоторые «Ланкастеры» были переоборудованы и использовались для морского патрулирования времен Холодной войны до 1964 года. Только четыре из сохранившихся 17 — KB839, KB882, R5868 и W4783 — совершали боевые вылеты над континентальной Европой во время Война.
Сохранившийся самолет
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
W4783 | Канберра | Австралийский военный мемориал | Статический дисплей | Построен компанией Metropolitan-Vickers в Манчестере как Mk. I. Приписан к 460-й эскадрилье 22 октября 1942 года как AR-G « G for George ». Совершил первый боевой вылет 6 декабря 1942 года и восемьдесят девятый и последний боевой вылет 20 апреля 1944 года. Вылетел в Австралию 11 октября 1944 года и прибыл 8 ноября в Брисбен. Совершил полет в Восточную Австралию в 1945 году в рамках Третьей поездки по ссуде победы. [ 1 ] Оставлен на базе RAAF Fairbairn до 1955 года. Перешел в AWM в 1950-х годах. Перекрашен в 1978 году. Снят с экспозиции в 1999 году и подвергнут полной реставрации в Технологическом центре Treloar AWM. Вернулся на выставку в зале АНЗАК в декабре 2003 года. [ 2 ] [ 3 ] |
NX622 | Булл-Крик, Западная Австралия | Музей авиационного наследия | Статический дисплей | Построен компанией Austin Motors в Бирмингеме как Mk. VII. Один из 22 «Ланкастеров», проданных в апреле 1952 года французской компании Aéronautique navale . Использовался до 1962 года. В 1962 году передан в дар Ассоциации RAAF. [ 4 ] Носит ливрею LL847, сбитого 18 декабря 1944 года. |
Канада
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
FM104 | Сидней, Британская Колумбия | Музей авиации Британской Колумбии | На реставрации для показа | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию в январе 1945 года. Находится в резерве в 32-м подразделении технического обслуживания 408-й и 428-й эскадрилий RCAF . Вернулся в Канаду 10 июня 1945 года в ожидании использования в составе Tiger Force против японцев. В ноябре 1945 года переоборудован в Mk.10SR и приписан к № 10 РУ на военно-морской базе Арджентия . Переоборудован в Mk.10MR в апреле 1951 года и приписан к 107-му отряду ВВС Торбей . Убит 10 февраля 1964 года. [ 5 ] Выставлен на Канадской национальной выставке в 1964 году. Куплен Ассоциацией RCAF и выставлен в парке Коронации в 1965 году. Право собственности передано Heritage Toronto в 1990 году. В 1999 году перенесено в Аэрокосмический музей Торонто (позже Канадский музей авиации и космонавтики). После закрытия в 2011 году самолет ушел на хранение. В июне 2018 года поступил в Музей авиации Британской Колумбии . [ 6 ] Будет восстановлен статический вид в послевоенной конфигурации Морского командования. Реставрацию проведет музей совместно с Victoria Air Maintenance Ltd. |
FM136 | Калгари, Альберта | Ангарный музей авиации | Статический дисплей | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию в июне 1945 года, но вернулся в Канаду 29 августа 1945 года. Служил в качестве самолета морской разведки RCAF в -й эскадрилье 404 RCAF Greenwood и 407-й эскадрилье RCAF Comox . [ 5 ] В 1961 году отправлен в Форт Маклауд RCAF на слом. Куплен в 1961 году Линн Гаррисон и выставлен в 1962 году у входа в муниципальный аэропорт Калгари как памятник тем, кто обучался в соответствии с Планом воздушной подготовки Британского Содружества . Передан в Аэрокосмический музей Калгари в 1992 году. Носит ливрею KB895, на котором пилотировал Ронни Дженкинс из Калгари. [ 7 ] |
FM159 | Нантон, Альберта | Музей бомбардировочного командования Канады | Статическая индикация, работающие двигатели, рулежное состояние. | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию в мае 1945 года и вернулся в Канаду в сентябре 1945 года. С 1953 по 1958 год служил самолетом морской разведки RCAF в -й эскадрилье 103 RCAF Greenwood и 407-й эскадрилье RCAF Comox . [ 5 ] В 1960 году отправлен в RCAF Vulcan на слом. Куплен в том же году и перевезен в Нантон, Альберта, для демонстрации. Претерпел постепенную реставрацию с момента образования Общества Нантона-Ланкастера в 1986 году. Сейчас все четыре двигателя работают, и самолет можно рулить. Большая часть оборудования экипажа восстановлена. Закрылки, кормовая башня и люки бомбоотсека исправны. Носит ливрею ND811 в честь Яна Базалгетта, венчурного капиталиста. [ 8 ] |
FM212 | Виндзор, Онтарио | Канадская ассоциация исторических самолетов | На реставрации для показа | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Вернулся на завод, принадлежавший тогда Avro Canada , в 1948 году и переоборудовался в Mk.10P. Служил в составе 9-й, 418-й и 408-й эскадрилий . Убит 9 октября 1964 года. [ 5 ] Несколько месяцев хранился в RCAF Dunnville, а затем был продан городу Виндзор, Онтарио, и перевезен на баржу. Выставлялся на постаменте в Джексон-парке до 2005 года, затем был снят из-за длительного воздействия непогоды. По состоянию на июнь 2023 г. [update], все еще находится на реставрации по договоренности с Канадским музеем авиации и космонавтики с ожидаемым завершением и возвращением к статической экспозиции в 2026 году. [ 9 ] |
FM213 | Гамильтон, Онтарио | Музей наследия канадских военных самолетов | Годен к полетам | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Хранился в Трентоне, Онтарио, с 1945 по 1950 год. Переоборудован в Mk.10MR компанией de Havilland Canada. Служил в 405-й эскадрилье ВВС Великобритании в Гринвуде и в 107-м спасательном отряде в ВВС Торбей . Убит 30 июня 1964 года. [ 5 ] Хранится в RCAF Даннвилле . Приобретен и выставлен в Королевском канадском легионе в Годерихе, Онтарио. Куплен Канадским музеем боевых самолетов и перевезен в Гамильтон в ноябре 1979 года. После реставрации совершил первый полет 11 сентября 1988 года. Носит ливрею KB726 419-й эскадрильи в честь Эндрю Минарски, ВК . Наряду с PA474 один из двух годных к полетам Ланкастеров. [ 10 ] |
КБ839 | Гринвуд, Новая Шотландия | Гринвудский музей военной авиации | Статический дисплей | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию 1 января 1945 года. Приписан к 431-й эскадрилье как SE-G, а затем к 419-й эскадрилье как VR-D "D Daisy". Совершил 26 боевых вылетов. Вернулся в Канаду 5 июня 1945 года. Отправлен в Avro Canada и переоборудован в Mk.XAR. Служил в 405-й и 408-й эскадрильях до 1961 года. [ 5 ] Хранится в RCAF Даннвилле . Доставлен в Гринвуд, Новая Шотландия, в 1964 году и установлен на постаменте. Позже передан в Музей военной авиации. Носит ливрею JB226 405-й эскадрильи , погибшей 18 ноября 1943 года. [ 11 ] |
КБ882 | Трентон, Онтарио | Национальный музей ВВС Канады | На реставрации для показа | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию 24 февраля 1945 года. Приписан к 431-й эскадрилье без кода, а затем к 428-й эскадрилье как NA-R «Rabbit Stew». Совершил 19 боевых вылетов. Вернулся в Канаду 2 июня 1945 года. Хранится в Альберте. Отправлен в Avro Canada в 1952 году и переоборудован в Mk.10P. Служил в 408-й эскадрилье RCAF Rockcliffe . Убит 26 мая 1964 года. [ 5 ] Куплен в 1964 году городом Эдмундстон, Нью-Брансуик . Право собственности передано Национальному музею ВВС в Трентоне, Онтарио . Был перенесен в сентябре 2017 года. Реставрационные работы начались сразу же и завершатся к 1 апреля 2024 года, к 100-летию RCAF. Будет восстановлен как послевоенный Mk.10AR. [ 12 ] |
КБ944 | Оттава, Онтарио | Канадский музей авиации и космонавтики | Статический дисплей | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию 8 марта 1945 г. под позывным Mk. X. Приписан к 425-й эскадрилье как KW-K. Никаких боевых вылетов не совершал и вернулся в Канаду 15 июня 1945 года. Хранится в BCATP Форт-Маклеод . Переоборудован в Mk.10S компанией Fairey Aviation , Eastern Passage, Новая Шотландия . Служил в -й эскадрилье 404 RCAF Greenwood . Уволен в январе 1957 года. [ 5 ] Хранится в RCAF Даннвилле . Восстановлен RCAF. Приобретен Национальным музеем авиации в мае 1964 года. Носит ливрею KB760 428-й эскадрильи . |
Франция
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
NX664 | Париж | Музей авиации и космонавтики | На реставрации для показа | Построен компанией Austin Motors в Бирмингеме как Mk. VII. После войны хранится в Лландоу. Один из 22 Ланкастеров, проданных в апреле 1952 года компании Aéronautique navale . Крэш приземлился в Мата-Уту , Уоллисе и Футуне в 1963 году. Обнаружен Ailes Anciennes в 1984 году. В настоящее время проходит полную реставрацию совместно с NX611. Будет носить французскую ливрею. [ 13 ] |
Новая Зеландия
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
NX665 | Окленд | Музей транспорта и технологий | Статический дисплей | Построен компанией Austin Motors в Бирмингеме как Mk. VII. Один из 22 Ланкастеров, проданных в апреле 1952 года компании Aéronautique navale . Использовался до 1964 года. В 1964 году выставлен на выставке в Окленде. Приобретен в 1978 году компанией MOTAT. Переехал в дом в 1980-х годах. [ 14 ] |
Великобритания
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
5868 р. | Лондон | Музей Королевских ВВС в Лондоне | Статический дисплей | Построен компанией Metropolitan-Vickers в Манчестере как Mk. I. Доставлен в 83-ю эскадрилью Королевских ВВС Скамптон 29 июня 1942 года как OL-Q «Queen». й австралийской Переведен в состав 467- эскадрильи в сентябре 1943 года как ПО-С «Сахар». Совершил 137 боевых вылетов, затем участвовал в снабжении продовольствием и репатриации военнопленных ( операция «Исход» ). Отмечен как «неэффективный», но хранится на складе как особо примечательный из-за количества выполненных миссий. Списан 16 марта 1956 года и переведен в Историческое отделение авиации. [ 15 ] Отправлен на хранение в RAF Fulbeck в 1958 году. В апреле 1959 года перешел на выставку в RAF Scampton. Окрашен в маркировку 83-й эскадрильи в 1960 году. Оставался стражем ворот в Скамптоне, пока не был передан музею Королевских ВВС в августе 1970 года. После реставрации в марте 1972 года переехал в Хендон и был перекрашен с 467 маркировкой. В августе 1982 года переехал в новый зал Музея командования бомбардировочной авиации в Хендоне. [ 15 ] |
КБ889 | Даксфорд, Кембриджшир | Имперский военный музей Даксфорд | Статический дисплей | Построен на заводе Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию 3 января 1945 года. Приписан к 428-й эскадрилье как NA-I. Никаких боевых вылетов не совершал и вернулся в Канаду 4 июня 1945 года. Переоборудован в Mk.10P компанией Avro Canada. Служил в -й эскадрилье 408 ВВС Торбей . Убит 21 мая 1965 года. [ 5 ] Продан компании Age of Flight в Ниагара-Фолс, Онтарио, в мае 1964 года и выставлен в музее Ниагарского водопада в 1965 году. Продан Кену Шорту в 1968 году. Был перевезен в аэропорт Ошавы, Онтарио, и снова собран в 1969-70 годах. Куплен Дугласом Арнольдом и отправлен в Англию в 1984 году. Восстановлен с использованием деталей Avro Lincoln RF342. Продан Имперскому военному музею в 1986 году. Выставлен напоказ в ноябре 1994 года. Имеет оригинальную окраску. [ 16 ] |
NX611 | Ист-Киркби, Линкольншир | Центр авиационного наследия Линкольншира | Налогооблагаемое состояние; на стадии восстановления летной годности | Построен компанией Austin Motors в Бирмингеме как Mk. VII. хранится в ВВС Лландоу После войны . Один из 22 «Ланкастеров», проданных в апреле 1952 года французской компании Aéronautique navale . Отправлен в Нумеа , Новая Каледония, в 1962 году. Подарен французами Обществу сохранения исторических самолетов в 1964 году. После капитального ремонта в Сиднее прибыл в Биггин-Хилл 13 мая 1965 года. Переехал в Лавенхем в Саффолке и продан достопочтенному лорду Лилфорду в 1972 году. RAF страж ворот Scampton , заменяющий R5868. [ 17 ] Куплен Фредом и Гарольдом Пантонами в сентябре 1983 года. Продолжается восстановление летной годности. |
PA474 | Конингсби, Линкольншир | РАФ Конингсби | Годен к полетам | Построен на Vickers-Armstrongs в Бротоне теневой фабрике как Mk. I. Сдан на хранение после войны. Приписан к 82-й эскадрилье в 1948 году в качестве фоторазведчика в Африке. В августе 1952 года передан в аренду компании Flight Refueling Ltd. и колледжу аэронавтики в Крэнфилде. [ 18 ] в конце 1952 года. Перешел в историческое отделение авиации в 1964 году. Восстановлен в Королевских ВВС Уоддингтон и передан Мемориальному рейсу битвы за Британию в 1973 году. Новый лонжерон в 1995 году. Наряду с FM213, один из двух годных к полетам Ланкастеров в мире. [ 19 ] |
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История |
---|---|---|---|---|
КБ976 | Полк-Сити, Флорида | Фэнтези полета | Демонтирован и находится на хранении | Построен компанией Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Перелетел в Англию 24 мая 1945 года. Приписан к 405-й эскадрилье как LQ-K. Никаких боевых вылетов не совершал. Вернулся в Канаду 17 июня 1945 г. Переоборудован в Mk.10AR. Служил в составе 408-й эскадрильи . Убит 26 мая 1964 года. [ 5 ] Куплен в апреле 1964 года Линн Гаррисон из Калгари, Альберта . Продан в 1969 году компании Northwestern Air Lease Ltd (Терри Харролд) и использовался в качестве водного бомбардировщика в Сент-Альберте, Альберта . Куплен в сентябре 1974 года сэром Уильямом Дж. Д. Робертсом и переправлен в Шотландию в июне 1975 года. Повреждён при обрушении ангара в августе 1987 года. Продан в 1993 году Кермиту Уиксу и помещен на хранение в Fantasy of Flight , Полк-Сити, Флорида . Средняя задняя часть с повреждениями была продана австралийскому проекту Avro Lincoln для потенциальной реставрации Avro Lincoln (основанного на Lancaster) для статической экспозиции в Австралийском национальном музее авиации. [ 20 ] |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Помимо 17 полностью уцелевших самолетов, существует небольшое количество известных полностью или почти полных затонувших кораблей Ланкастера.
Серийный | Расположение | Координаты | История | Фото |
---|---|---|---|---|
ДВ202 | Германия | 54 ° 08'47 "N 13 ° 46'39" E / 54,146389 ° N 13,777500 ° E | Построен компанией Metropolitan-Vickers как Mk.III. Служил в составе 44-й эскадрильи под позывным КМ-З. Сбит ночным истребителем из пушки Schräge Musik 17/18 августа 1943 года , стреляющей вверх, во время рейда операции «Гидра» на армейский исследовательский центр Пенемюнде (который разрабатывал V-образное оружие) и разбился в небольшом озере Кольпиензее в районе цели. Обломки остаются нетронутыми и видны недалеко от порога аэродрома Пенемюнде . Некоторые детали, в том числе двигатель, были восстановлены и выставлены в Историко-техническом музее Пенемюнде . | |
FM221 | Канада | 74 ° 42'28 "N 94 ° 58'37" W / 74,707740 ° N 94,976978 ° W | Построен компанией Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Разбился при взлете в 1950 году. Обломки остались на месте, но их состояние сильно ухудшилось из-за экстремальных погодных условий, охотников за сувенирами и сноса обломков бульдозерами после крушения. | |
КБ965 | Канада | 82 ° 29'47 "N 62 ° 22'20" W / 82,496345 ° N 62,372146 ° W | Переправлен в Англию и передан в состав 405-й эскадрильи RCAF , вернулся в Канаду 17 июня 1945 года. Разбился 31 июля 1950 года во время установки метеостанции в Алерте, Нунавут , в результате чего погибли все 9 человек на борту. Хвост самолета вместе с большей частью крыла и всеми четырьмя двигателями сегодня виден в 500 м (1600 футов) к югу от главного вокзала. | |
КБ999 | Канада | 61 ° 14'00 "N 95 ° 29'00" W / 61,2333 ° N 95,4833 ° W (приблизительно) | Построен компанией Victory Aircraft в Малтоне, Онтарио, как Mk. X. Это был 300-й канадский «Ланкастер» и последняя сборка самолетов первого порядка «Виктори». На заводе самолет был назван «Малтон Майк» в честь вице-маршала авиации Клиффорда «Черный Майк» МакИвена , а носовой рисунок ему подарил Альберт «Мафф» Миллс. Переправлен в Англию и приписан к 419-й эскадрилье RCAF под позывным VR-M. Никаких боевых вылетов не совершал. Переназначен в 405-ю эскадрилью RCAF как LQ-M для возвращения в Канаду в июне того же года. В 1950 году переоборудован в Mk. 10МР. 22 августа 1953 года летал в составе 408-й эскадрильи из RCAF Rockcliffe на HMC NRS Churchill , но после того, как заблудился во время грозы, упал в озеро к западу от того, что сейчас является Арвиатом, Нунавут . Обломки корабля остались на месте, но были разрушены ледяным покровом. | |
НФ920 | Швеция | 67 ° 00'31 ″ с.ш. 19 ° 43'45 ″ в.д. / 67,008722 ° с.ш. 19,729083 ° в.д. | Построен Армстронгом Уитвортом как Mk. I. Служил в 617-й эскадрилье под позывным KC-E. Он был поврежден зенитной атакой немецкого линкора «Тирпиц» во время операции «Обвиат» в октябре 1944 года и был вынужден совершить вынужденную посадку возле Порьюса в Норрботтен-лане на севере Швеции. Экипаж безуспешно пытался сжечь самолет; обломки все еще лежат на месте . NF920 - единственный уцелевший Ланкастер, летавший в составе 617-й эскадрильи «Дамбастерс». В настоящее время группа собирает средства для сбора обломков и возвращения самолета в Великобританию. [1] |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ « Оперативный отчет «G значит Джордж» . Австралийский военный мемориал . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Бомбардировщик Avro Lancaster Mk I 'G значит Джордж': 460-я эскадрилья, RAAF» . Австралийский военный мемориал . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Террогуд, Дэвид; Халлам, Дэвид (2004), «Обзор исследования: исследование предыдущих схем окраски буквы «G значит Джордж» » (PDF) , Австралийский военный мемориал , получено 18 июля 2020 г.
- ^ «История Ланкастера NX611» . Линкольнширский центр авиационного наследия . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Авро Ланкастеры канадской постройки» . Музей бомбардировочного командования Канады . Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ https://bcam.net/wp-content/uploads/2018/07/NEWS-RELEASE-July-24-2018.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Авро Ланкастер Мк Х» . Ангарный музей авиации . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Базальгетт Ланкастер FM-159» . Музей бомбардировочного командования Канады . 14 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2022 г. . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Кентнер, Мелани (8 июня 2023 г.). «Survey хочет узнать мнение о будущем местонахождении бомбардировщика Lancaster» . Новости CTV Виндзор . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Авро Ланкастер Мк. Х» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Ланкастер» . Гринвудский музей военной авиации . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Ланкастер КБ882» . Национальный музей ВВС Канады . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Ланкастер ВУ 21» . Ailes Anciennes le Bourget (на французском языке) . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Авро 683 Ланкастер VII» . Коллекция самолетов МОТАТ . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Эндрю (2005). «Индивидуальная история Авро Ланкастера B.Mk.1 R5868/7325M, инвентарный номер музея 74/A/12» (PDF) . Музей РАФ .
- ^ Эллис 2008 , с. 23
- ^ Эллис 2008 , с. 134
- ^ «История и наследие» . Крэнфилдский университет . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Ланкастер ПА474» . РАФ . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Ланкастер KB976 — Полная история: Введение» . Время Уходит . Проверено 7 декабря 2023 г.
- Библиография
- Эллис, Кен (2008). Обломки и реликвии . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing. ISBN 978-0-85979-134-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница обновления Центра авиационного наследия Линкольншира, посвященная восстановлению NX611 Just Jane
- Проход по музею бомбардировочного командования Канады с Avro Lancaster FM159