Авро Ланкастер FM213

FM213 — Avro Lancaster , один из двух годных к полетам экземпляров в мире. Он был построен в Малтоне, Онтарио, на фирме Victory Aircraft под строительным номером 3414 и выведен на вооружение в июле 1945 года. Построенный как бомбардировщик Mark X, он больше не требовался в Европе и был передан непосредственно на хранение в CFB Trenton . Позже он был модифицирован для морской разведки, но был поврежден при доставке и прошел ремонт в 1953 году. Следующие десять лет FM213 провел в качестве поисково-спасательного самолета над Атлантическим океаном .
Она вышла на пенсию в ноябре 1963 года и была продана Королевскому канадскому легиону в качестве охранника ворот в Годерихе, Онтарио . В 1977 году он был передан в дар Канадскому музею наследия военных самолетов и в 1979 году доставлен в Гамильтон на вертолете «Чинук» . Прежде чем снова отправиться в полет в сентябре 1988 года, она прошла длительную реставрацию и с тех пор налетает около 50 часов в год.
Официально зарегистрированный под гражданским бортовым кодом C-GVRA, восстановленный FM213 был сначала окрашен как RCAF KB726, VR-A, в память о самолете, участвовавшем в акции, в которой Эндрю Минарски выиграл Крест Виктории в 1944 году. Официально называется как «Мемориал Майнарски в Ланкастере», но неофициально как «ВеРА», ее часто можно увидеть на авиашоу и свободных полетах над Большим Торонто и районом Гамильтона . В 2014 году он пересек Атлантику, чтобы принять участие в серии полетов на единственном летном самолете Lancaster PA474 . Его также обозначали как VR-R KB772 «Ropey» и VR-X, «X-Terminator».
История
[ редактировать ]Ланкастер Марк X
[ редактировать ]
Компания Victory Aircraft была создана как одна из многих канадских теневых фабрик на ранних этапах Второй мировой войны для обеспечения поставок военной техники, защищенной от немецких бомбардировок. Компания построила свой завод в недавно построенном аэропорту Малтон , который в то время находился далеко в сельской местности за пределами Торонто , хотя и хорошо обслуживался автомобильным и железнодорожным сообщением. [ 1 ]
В сентябре 1941 года «Виктори» получила контракт на постройку «Авро Ланкастера» по лицензии. Используя различные канадские и американские системы, самолет будет известен как Mark X, хотя он будет похож на модели Mark I, построенные Avro. американского производства В дополнение к использованию двигателей Packard V-1650 Merlin вместо своих аналогов от Rolls-Royce , Victory позже модифицировала конструкцию, заменив оригинальную среднюю верхнюю башню Frazer-Nash широко используемым двигателем Martin 250CE, который отличался очень более мощный пулемет Браунинг калибра .50 вместо 0,303-дюймовых пулеметов Браунинг FN. В остальном самолеты были похожи на то, что повреждения любого самолета можно было устранить, используя детали его аналогов. [ 1 ]
Первый Mark X совершил первый полет в августе 1943 года и к 1945 году уже поставлялся в оперативные эскадрильи Великобритании по одному самолету в день. Всего было произведено 430 Mark X, но большинство из них было в 1945 году, а некоторые все еще находились в Канаде, когда война в Европе закончилась. [ 1 ] Оставшись с этими излишками самолетов, Королевские ВВС Канады (RCAF) отправили их на хранение в различные места. Строительный номер 3414 был одним из них; после основных летных испытаний 21 августа 1945 года он был принят на вооружение RCAF под позывным FM213, а затем доставлен прямо в CFB Трентон и немедленно помещен на хранение. [ 2 ]
10MR конверсия
[ редактировать ]В 1950 году, с началом холодной войны , у RCAF не хватало самолетов дальней морской разведки , и они разработали план по переоборудованию для этой роли излишних «Ланкастеров», одновременно разрабатывая планы создания более боеспособного самолета. Компания Victory, которая была продана компании Hawker Siddeley и реорганизована в Avro Canada , выиграла контракт на модификацию самолета до так называемой версии «10MR». Заводы Avro готовились к производству Avro Canada CF-100 Canuck , поэтому они передали большую часть работ по субподряду компании de Havilland Canada в аэропорту Даунсвью . [ 2 ]
К этому времени большая часть уцелевших Ланкастеров была продана компанией Crown Assets Distribution примерно по 400 долларов каждый . Некоторые из них остались в Трентоне, а FM213 вошел в набор из десяти человек, которые были разобраны и отправлены в Даунсвью 28 августа 1950 года. Работы по переоборудованию были значительными, и FM213 не был завершен до января 1952 года. После летных испытаний в Даунсвью он был повторно переоборудован. зарегистрирован как VC-AGJ и приписан к 405-й патрульной эскадрилье дальнего действия на станции RCAF Гринвуд в Новой Шотландии . 24 января 1952 года на первом этапе своего паромного полета через Трентон она попала в серьезную аварию при приземлении из-за сваливания недалеко от взлетно-посадочной полосы и получила замыкание на землю . в результате [ 2 ]
Требовалось гораздо больше планеров, чем небольшое количество, все еще находившееся на хранении, что побудило Микки и Бада Фаунда из Found Aircraft начать поиск их в Альберте после того, как они вспомнили, что многие из них были проданы там. В конце концов они нашли 50 целых самолетов и продали их обратно правительству по 10 000 долларов каждый. Когда Бад узнал об аварии с FM213, он связался с RCAF и отметил, что видел в Альберте несколько дополнительных планеров, которые не подходили для возвращения в полет, но могли быть полезны для ремонта FM213. В конечном итоге это привело к ферме Клиффорда Доана возле станции RCAF Penhold , где KB895 «Леди Орхидея» находилась в ужасном состоянии. Центральную часть удалось спасти и отправить в Даунсвью. FM213 был отремонтирован в июле 1953 года и снова совершил полет 26 августа. [ 2 ]
Поиск и спасение
[ редактировать ]К этому времени RCAF получало несколько Lockheed Neptunes для роли MR и отправляло свои Lancasters для других задач. Затем FM213 был доставлен на станцию RCAF Торбей, сегодняшний международный аэропорт Сент-Джонс , для присоединения к 107-му спасательному отряду RCAF . Ей был присвоен бортовой код VC-AGS, который позже изменился на CX-213. FM213 провел следующее десятилетие в составе 107, патрулируя Атлантический океан . В рамках этих обязанностей она несколько раз пересекала Атлантику, в том числе трижды для сопровождения британской королевской семьи на рейсах в Северную Америку, а также выполняла аналогичные обязанности в рамках операции Jump Moat в июне 1958 года, в рамках которой были доставлены самолеты CF-100 Canucks. в ВВС Бельгии . [ 3 ] [ 2 ]
На дисплее
[ редактировать ]FM213 был официально снят с вооружения 6 ноября 1963 года и отправлен на хранение на станцию RCAF в Даннвилле недалеко от Гамильтона, Онтарио . Она была куплена 109-м отделением Королевского канадского легиона в Годерихе, Онтарио , и вылетела в аэропорт Годерих 14 июня 1964 года, а 30 июня ее официально исключили из состава RCAF. После длительной подготовки ее установили на трех пилонах и официально освятили 15 сентября 1964 года. [ 2 ]
К 1977 году FM213 находился в плохом состоянии и стал жертвой непогоды и вандализма. У Легиона не было средств на восстановление, и он начал планировать продажу самолета. Канадский музей наследия боевых самолетов проявил интерес, но не смог прийти к соглашению. В конце концов, местный бизнесмен Брюс Салли решил проблему, договорившись о том, чтобы Легион пожертвовал самолет в обмен на то, что Салли создаст стипендиальный фонд для детей членов Легиона. Сделка закрыта 1 июля 1977 года. [ 2 ]
снова летаю
[ редактировать ]После двух лет подготовки и частичной разборки FM213 был доставлен по воздуху на базу музея в международном аэропорту Гамильтона на ВС Канады самолете Boeing CH-47 Chinook . Возвращение самолета в летное состояние полностью силами добровольцев заняло почти десять лет. Она снова полетела 11 сентября 1988 года и с тех пор налетала около 50 часов в год. [ 2 ]
Первоначально самолет был окрашен как KB726/VR-A военного времени из 419-й эскадрильи (Moose). [ 2 ] В ночь с 12 на 13 июня 1944 года «А значит Apple» был обстрелян немецким ночным истребителем и охвачен пламенем. Готовясь к прыжку с самолета, средний стрелок Эндрю Минарски заметил, что хвостовой стрелок Пэт Брофи оказался в ловушке. Позже Минарски умер от ожогов, которые он получил при попытке освободить Брофи, действия, которые привели к тому, что Минарски выиграл Крест Виктории . Брофи выжил, когда самолет развалился при ударе, выбив его из башни. [ 4 ]
С тех пор самолет имел несколько различных схем окраски. В 2014 году он некоторое время носил характерный узор в виде акульей пасти KB772/VR-R «R for Ropey», но вернулся в VR-A для перелета через Атлантику, чтобы совершить поездку по Великобритании вместе с единственным летающим Ланкастером, PA474 . [ 5 ] В 2015 году его снова перекрасили, на этот раз с KB732/VR-X, «X-TERMINATOR», совершившим за время войны 84 вылета. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Канадские Ланкастеры .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк .
- ^ Операция Jump Moat .
- ^ «Пэт Брофи» . Музей бомбардировочного командования Канады .
- ^ Джонсон 2013 .
Библиография
[ редактировать ]- Кларк, Дэвид. «Повесть о двух Ланкастерах» . Наследие канадских военных самолетов .
- Операция «Джамп Ров» . Департамент национальной обороны . 11 декабря 2018 г.
- «Канадские Ланкастеры» . Музей бомбардировочного командования Канады .
- Джонсон, Ян (24 сентября 2013 г.). «Бомбардировщик Гамильтона «Ланкастер» отмечает 25-летие своего пребывания в небе» . Новости ЦБК .