Локхид П-2 Нептун
П-2 (П2В) Нептун | |
---|---|
![]() | |
СП-2Н ВП-56 над Атлантикой. | |
Роль | Морское патрулирование и противолодочная борьба |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид |
Первый полет | 17 мая 1945 г. |
Введение | Март 1947 г. |
Ушедший на пенсию | 1984 г. (военный) 2017 г. (гражданский) |
Status | Retired |
Primary users | United States Navy Japan Maritime Self-Defense Force Royal Australian Air Force Royal Canadian Air Force |
Number built | 1,177 (total)[1] |
Variants | Kawasaki P-2J |
Lockheed P-2 Neptune ( и морской патрульный до сентября 1962 года обозначавшийся ВМС США как P2V) — это противолодочный самолет ( ПЛО). Он был разработан для ВМС США компанией Lockheed для замены Lockheed PV-1 Ventura и PV-2 Harpoon и, в свою очередь, был заменен Lockheed P-3 Orion . Разработанный как самолет наземного базирования, «Нептун» никогда не совершал посадку на авианосец, но небольшое количество было переоборудовано и развернуто в качестве временных ядерных бомбардировщиков, запускаемых с авианосца (с помощью JATO ), которым пришлось бы приземлиться на берег или броситься в канаву. Этот тип имел успех на экспорте и находился на вооружении нескольких вооруженных сил.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

Разработка нового патрульного бомбардировщика наземного базирования началась в начале Второй мировой войны, а проектные работы начались в дочерней компании Lockheed Vega как частном предприятии 6 декабря 1941 года. [ 2 ] Поначалу новая конструкция считалась менее приоритетной по сравнению с другими самолетами, находившимися в разработке в то время: компания Vega также разрабатывала и производила патрульный бомбардировщик PV-2 Harpoon . 19 февраля 1943 года ВМС США подписали письмо о намерениях на поставку двух прототипов XP2V, что было подтверждено официальным контрактом от 4 апреля 1944 года, а еще 15 самолетов были заказаны 10 дней спустя. [3] It was not until 1944 that the program went into full swing.[4] A major factor in the design was ease of manufacture and maintenance, and this may have been a major factor in the type's long life and worldwide success. The first aircraft flew in May 1945. Production began in 1946, and the aircraft was accepted into service in 1947. Potential use as a bomber led to successful launches from aircraft carriers.[5]
Beginning with the P2V-5F model, the Neptune became one of the first operational aircraft fitted with both piston and jet engines. The Convair B-36, several Boeing C-97 Stratofreighter, Fairchild C-123 Provider, North American AJ Savage, and Avro Shackleton aircraft were also so equipped. To save weight and complexity of two separate fuel systems, the Westinghouse J34 jet engines on P2Vs burned the 115–145 Avgas fuel of the piston engines, instead of jet fuel. The jet pods were fitted with intake doors that remained closed when the J-34s were not running. This prevented windmilling, allowing for economical piston-engine-only long-endurance search and patrol operations. In normal US Navy operations, the jet engines were run at full power (97%) to assure takeoff, then shut down upon reaching a safe altitude. The jets were also started and kept running at flight idle during low-altitude (500-foot (150 m) during the day and 1,000-foot (300 m) at night) anti-submarine and/or anti-shipping operations as a safety measure should one of the radials develop problems.
Normal crew access was via a ladder on the aft bulkhead of the nosewheel well to a hatch on the left side of the wheel well, then forward to the observer nose, or up through another hatch to the main deck. There was also a hatch in the floor of the aft fuselage, near the sonobuoy chutes.
Operational history
[edit]Early Cold War
[edit]
Prior to the introduction of the P-3 Orion in the mid-1960s, the Neptune was the primary U.S. land-based anti-submarine patrol aircraft, intended to be operated as the hunter of a '"Hunter-Killer" group, with destroyers employed as killers. Several features aided the P-2 in its hunter role:
- Sonobuoys could be launched from a station in the aft portion of the fuselage and monitored by radio
- Some models were equipped with "pointable" twin .5 in (12.70 mm) machine guns in the nose, but most had a forward observation bubble with an observer seat, a feature often seen in images.
- The AN/ASQ-8 Magnetic Anomaly Detector was fitted in an extended tail, producing a paper chart. Unmarked charts were not classified, but those with annotations were classified as secret.
- A belly-mounted AN/APS-20 surface-search radar enabled detection of surfaced and snorkeling submarines at considerable distances.
As the P-2 was replaced in the US Navy by the P-3A Orion in active Fleet squadrons in the early and mid-1960s, the P-2 continued to remain operational in the Naval Air Reserve through the mid-1970s, primarily in its SP-2H version. As active Fleet squadrons transitioned to the P-3B and P-3C in the mid- and late-1960s and early 1970s, the Naval Air Reserve P-2s were eventually replaced by P-3As and P-3Bs and the P-2 exited active U.S. naval service. VP-23 was the last active duty patrol squadron to operate the SP-2H, retiring its last Neptune on 20 February 1970,[6] while the last Naval Reserve patrol squadron to operate the Neptune, VP-94, retired its last SP-2H in 1978.
Nuclear bomber
[edit]
At the end of World War II, the US Navy felt the need to acquire a nuclear strike capability to maintain its political influence. In the short term, carrier-based aircraft were the best solution. The large Fat Man nuclear munitions at that time were bulky and required a very large aircraft to carry them. The US Navy Bureau of Ordnance built 25 outdated but more compact Little Boy nuclear bomb designs to be used in the smaller bomb bay of the P2V Neptune. There was enough fissionable material available by 1948 to build ten complete uranium projectiles and targets, although there were only enough initiators to complete six.[7][8] The U.S. Navy improvised a carrier-based nuclear strike aircraft by modifying the P2V Neptune for carrier takeoff using jet assisted takeoff (JATO) rocket boosters, with initial takeoff tests in 1948. However, the Neptune could not land on a carrier, therefore the crew had to either make their way to a friendly land base after a strike, or ditch in the sea near a U.S. Navy vessel. It was replaced in this emergency role by the North American AJ Savage (transferred to the Pacific Fleet in October 1952) the first nuclear strike aircraft that was fully capable of carrier launch and recovery operations; it was also short-lived in that role as the US Navy was adopting fully jet powered nuclear strike aircraft.[9]
Covert operations P2V-7U/RB-69A variants
[edit]
In 1954 under Project Cherry, the US Central Intelligence Agency (CIA) obtained five newly built P2V-7 and converted these into P2V-7U/RB-69A variants by Lockheed's Skunk Works at Hangar B5 in Burbank, California, for the CIA's own private fleet of covert ELINT/ferret aircraft. Later, to make up for P2V-7U/RB-69A operational losses, the CIA obtained and converted two existing US Navy P2V-7s, one in September 1962, and one in December 1964 to P2V-7U/RB-69A Phase VI standard, and also acquired an older P2V-5 from the US Navy as a training aircraft in 1963. Test flights were made by lead aircraft at Edwards AFB from 1955 to 1956, all the aircraft painted with dark sea blue color but with USAF markings. In 1957 one P2V-7U was sent to Eglin AFB for testing aircraft performance at low level and under adverse conditions.
The initial two aircraft were sent to Europe, based at Wiesbaden, West Germany, but were later withdrawn in 1959 when the CIA reduced its covert aircraft assets in Europe. The CIA sent the other two P2V-7U/RB-69As to Hsinchu Air Base, Taiwan, where by December 1957, they were given to a "black op" unit, the 34th Squadron, better known as the Black Bat Squadron, of the Republic of China Air Force; these were painted in ROCAF markings. The ROCAF P2V-7U/RB-69A's mission was to conduct low-level penetration flights into mainland China to conduct ELINT/ferret missions including mapping out China's air defense networks, inserting agents via airdrop, and dropping leaflets and supplies. The agreement for plausible deniability between US and Republic of China (ROC) governments meant the RB-69A would be manned by ROCAF crew while conducting operational missions, but would be manned by CIA crew when ferrying RB-69A out of Taiwan or other operational area to US.[citation needed]
The P2V-7U/RB-69A flew with ROCAF Black Bat Squadron over China from 1957 to November 1966. All five original aircraft (two crashed in South Korea, three shot down over China) were lost with all hands on board. In January 1967, two remaining RB-69As flew back to NAS Alameda, California, and were converted back to regular US Navy P2V-7/SP-2H ASW aircraft configurations.[10][11] Most of the 34th Squadron's black op missions remain classified by the CIA—though a CIA internal draft history, Low-Level Technical Reconnaissance over Mainland China (1955–66), reference CSHP-2.348, written in 1972 that covers CIA/ROCAF 34th Squadron's black op missions is known to exist. The CIA does not plan to declassify it until after 2022.[12]
Vietnam War
[edit]
During the Vietnam War, the Neptune was used by the US Navy as a gunship, as an overland reconnaissance and sensor deployment aircraft, and in its traditional role as a maritime patrol aircraft. The Neptune was also utilized by the US Army's 1st Radio Research Company (Aviation), call sign "Crazy Cat", based at Cam Ranh Air Base in South Vietnam, as an electronic "ferret" aircraft intercepting low-powered tactical voice and morse code radio signals.[13] The US Army operated the P-2 from 1967[13] until 1972, flying 42,500 hours with no accidents.[14] Observation Squadron 67 (VO-67), call sign "Lindy", was the only P-2 Neptune aircraft squadron to ever receive the Presidential Unit Citation,[citation needed] flying Igloo White missions sowing seismic and acoustic sensors over the Ho Chi Minh trail.[15] VO-67 lost three OP-2E aircraft and 20 aircrew to ground fire during its secret missions into Laos and Vietnam in 1967–68. The Republic of China Air Force (ROCAF) secret 34th Black Bat Squadron's RB-69A/P2V-7U ELINT/SIGINT aircraft flew a low level electronic reconnaissance from Da Nang Air Base, flying over Thanh Hóa Province on 20 August 1963 to investigate an air resupply drop zone that turned out to be a trap for a ROCAF C-123B airdrop mission 10 days earlier due to the air-inserted agents having been captured and turned. Next year, an air defense radar mapping mission was also flown by 34th Squadron's RB-69A/P2V-7U aircraft into North Vietnam and Laos on the night of 16 March 1964. The RB-69A took off from Da Nang, flew up the Gulf of Tonkin before coasting in near Haiphong, then flew down North Vietnam and the Laos border. The mission was requested by SOG for helping plan the insert or resupply of agents. Seven AAA sites, 14 early warning radar sites and two GCI radar signals were detected.[12]
Falklands War
[edit]
The Argentine Naval Aviation had received at least 16 Neptunes of different variants since 1958 including eight former RAF examples for use in the Escuadrilla Aeronaval de Exploración (Naval Exploration Squadron). They were intensively used in 1978 during the Operation Soberania against Chile including over the Pacific Ocean.[16]
During the Falklands War in 1982, the last two airframes in service (2-P-111 and 2-P-112) carried out reconnaissance missions over the South Atlantic and on 4 May, after detecting a group of British warships, helped to direct an attack by two Dassault Super Étendards that resulted in the sinking of the British destroyer HMS Sheffield.[17] The lack of spare parts, caused by the US having enacted an arms embargo in 1977 due to the Dirty War, led to the type being retired before the end of the war; Argentine Air Force Lockheed C-130 Hercules took over the task of searching for targets for strike aircraft.[citation needed]
Other military operators
[edit]The Royal Canadian Air Force's Air Command replaced their aging Avro Lancaster maritime aircraft beginning in 1955 with P2V-7 Neptunes in the anti-submarine, anti-shipping, and maritime reconnaissance roles, as a stopgap pending deliveries of the Canadair CP-107 Argus, which began in 1960. Canadian Neptunes were delivered without the underwing Westinghouse J34 jet engine pods, which were retrofitted in 1959. Armament included two torpedoes, mines, depth charges, bombs carried internally plus unguided rockets mounted under the wings. Twenty five Neptunes served with 404, 405 and 407 squadrons until 1960. Upon unification of the Canadian Forces in 1968, the Neptune was re-designated the CP122 and was officially retired two years later.[18]
With the founding of NATO in 1949 and the resulting additional maritime commitments it entailed for Britain, The Royal Air Force Coastal Command operated 52 P2V-5s, designated Neptune MR.1, as a stop-gap modern maritime patrol aircraft until sufficient numbers of the Avro Shackleton could enter service.[19] The Neptunes were used from between 1952[20] and March 1957,[21] being used for airborne early warning experiments as well as for maritime patrol.[22]
In Australia, the Netherlands, and the US Navy, its tasks were taken over by the larger and more capable P-3 Orion, and by the 1970s, it was in use only by patrol squadrons in the US Naval Reserve and the Dutch Navy.[citation needed] The 320 Squadron of the Royal Dutch Navy retired its last seven Neptunes in March 1982 as they were being replaced by the Lockheed Orion.[23] The US Naval Reserve retired its last Neptunes in 1978, those aircraft also having been replaced by the P-3 Orion. By the 1980s, the Neptune had fallen out of military use in most purchasing nations, replaced by newer aircraft.
The Netherlands received its first Neptunes in 1953–54, when it acquired 12 P2V-5s. These remained in service until 1960, when they were transferred to Portugal. The P2V-5s were initially not replaced, with the anti-submarine aircraft requirement being met by carrier-borne Grumman S-2 Trackers.[24] A new, urgent, requirement for maritime patrol aircraft soon developed, for service over Dutch New Guinea, and 15 new P2V-7s were purchased, entering service from September 1961. While initially employed on reconnaissance and patrol duties, as Indonesian infiltration attempts against New Guinea increased, the Neptunes added bombing and strafing operations to their patrol duties.[N 1] On 17 May 1962, a Netherlands Navy Neptune shot down an Indonesian C-47 transport. A truce ended the conflict in September 1962, with Dutch New Guinea passing to UN control before becoming part of Indonesia, and the P2V-7s returned to Europe.[25] The aircraft were upgraded to SP-2H standard soon after returning to the Netherlands, and remained in service until March 1982, when they were replaced by Lockheed Orions.[26]

In Japan, the Neptune was license-built from 1966 by Kawasaki as the P-2J, with the piston engines replaced by IHI-built T64 turboprops. Kawasaki continued their manufacture much later than Lockheed did; the P-2J remained in service until 1984.
Civilian firefighting
[edit]P-2/P2Vs have been employed in aerial firefighting roles by operators such as Minden Air Corp and Neptune Aviation Services. The fire fighters can carry 2,080 US gal (7,900 L) of retardant and have a service life of 15,000 hours. Neptune Aviation Services proposes to replace them with British Aerospace 146 aircraft, which have an estimated service life of 80,000 hours and carry upwards of 3,000 US gal (11,000 L; 2,500 imp gal) of retardant.[27]
"The Truculent Turtle"
[edit]The third production P2V-1 was chosen for a record-setting mission, ostensibly to test crew endurance and long-range navigation but also for publicity purposes: to display the capabilities of the US Navy's latest patrol bomber, and to surpass the standing record set by a Japanese Tachikawa Ki-77. Its nickname was The Turtle, which was painted on the aircraft's nose (along with a cartoon of a turtle smoking a pipe pedaling a device attached to a propeller). However, in press releases immediately before the flight, the US Navy referred to it as "The Truculent Turtle".[28]

Loaded with fuel in extra tanks fitted in practically every spare space in the aircraft, "The Turtle" set out from Perth, Australia to the United States. With a crew of four (and a nine-month-old gray kangaroo, a gift from Australia for the National Zoo in Washington, D.C.) the aircraft set off on 9 September 1946, with a RATO (rocket-assisted takeoff). 2+1⁄2 days (55h, 18m) later, "The Turtle" touched down in Columbus, Ohio after 11,236.6 mi (18,083.6 km). It was the longest un-refueled flight yet beating the unofficial 10,212 mi (16,435 km) record set by the Japanese Tachikawa Ki-77. This would stand as the absolute unrefueled distance record until 1962 when it was beaten by a USAF Boeing B-52 Stratofortress, and would remain as a piston-engined record until 1986 when the Rutan Voyager broke it circumnavigating the globe. "The Turtle" is preserved at the National Museum of Naval Aviation at NAS Pensacola.
Variants
[edit]









Lockheed produced seven main variants of the P2V. In addition, Kawasaki built the turboprop-powered P-2J in Japan.
- XP2V-1
- Prototype, two built. Powered by two 2,300 horsepower (1,700 kW) Wright R-3350-8 engines with four-bladed propellers, with armament of two .50 in machine guns in nose, tail and dorsal turrets, and 8,000 pounds (3,600 kg) of stores in an internal bomb bay.[4]
- P2V-1
- First production model with R-3350-8A engine. Provision for 16 5-inch (127 mm) HVAR or 4 11+3⁄4-inch (300 mm) Tiny Tim rockets underwing; 14 built.[29]
- XP2V-2
- Fifth production P2V-1 modified as a prototype for P2V-2. Powered by water injected R-3350-24W engines.[30]
- P2V-2
- Second production model, powered by two 2,800 horsepower (2,100 kW) R-3350-24W engines driving three-bladed propellers. Nose turret replaced by "attack" nose fitted with six fixed 20 mm cannon. First eight aircraft retained Bell tail turret fitted with twin .50 (12.7 mm) machine guns, with remaining aircraft using Emerson tail turret with twin 20 mm cannon. 80 built.[29][30]
- P2V-2N "Polar Bear"
- Two P2V-2 modified for polar exploration under Project Ski Jump. Armament removed, with ski landing gear and provision for JATO rockets. Fitted with early MAD gear for magnetic survey purposes. Used for Operation Deep Freeze Antarctic exploration.[29][31] The specially modified P2Vs had 16-foot (4.9 m) long aluminum skis that were attached to the main landing gear units that when retracted, tucked into fairing just below the engines. This way the modified P2Vs could still land on a regular runway surface.[32]
- P2V-2S
- One P2V-2 modified as a prototype anti-submarine variant with an AN/APS-20 search radar and additional fuel.[33]
- P2V-3
- Improved patrol bomber with 3,200 horsepower (2,400 kW) R-3350-26W engines with jet stack engine exhausts. 53 built.[33][34]
- P2V-3B
- Conversions from other P2V-3 models, including P2V-3C and −3W, fitted with the ASB-1 Low Level Radar Bombing System; 16 converted. Redesignated as P-2C in 1962.[35]
- P2V-3C
- Stop-gap carrier based one-way nuclear-armed bomber, not intended to return for a landing on a carrier. Fitted with JATO rocket to aid take-off from carrier and more fuel. Nose guns and dorsal turret removed to save weight. 11 P2V-3s and one P2V-2 modified.[36]
- P2V-3W
- Airborne Early Warning variant, AN/APS-20 search radar; 30 built.[36]
- P2V-3Z
- VIP combat transport with armored cabin in rear fuselage with seats for six passengers. Retained tail turret. Two converted from P2V-3s.[36]
- P2V-4
- Improved anti-submarine aircraft. Fitted with AN/APS-20 search radar and provision for dropping sonobuoys with additional dedicated sonobuoy operator. Underwing tip-tanks added, with searchlight in nose of starboard tip tank. Gun Turrets in tail and dorsal position. First 25 aircraft powered by 3,200 horsepower (2,400 kW) R-3350-26WA engines, with remaining 27 powered by 3,250 horsepower (2,420 kW) Wright R-3350-30W turbo-compound engines. 52 built in total. Surviving aircraft redesignated P-2D in 1962.[36][37]
- P2V-5
- Fitted with Emerson nose turret with two 20 mm cannon replacing solid nose of earlier versions, while retaining dorsal and tail turrets. New, larger, jettisonable tip tanks, with traversable searchlight slaved to nose turret in front of starboard tip-tank and AN/APS-8 radar in nose of port tip-tank. AN/APS-20 search radar under fuselage. Later aircraft featured glazed observation nose and MAD gear in place of nose and tail turrets, and revised crew accommodation, with many earlier aircraft refitted.[38][39] Dorsal turret often removed. 424 built.[40]
- P2V-5F
- Modification with two 3,250 pounds-force (14.5 kN) J34 jet engines to increase power on take-off, and 3,500 horsepower (2,600 kW) R-3350-32W piston engines.[41] The J34 engines and R-3350 had a common fuel system burning AvGas rather than having dedicated jet fuel (as did all Neptunes with jets except the Kawasaki P-2J).[citation needed] Four underwing rocket pylons removed but increased 10,000 pounds (4,500 kg) weapon load.[38] Redesignated P-2E in 1962.[42]
- P2V-5FD
- P2V-5F converted for drone launch missions. All weaponry deleted. Redesignated DP-2E in 1962.[38]
- P2V-5FE
- P2V-5F with additional electronic equipment. Redesignated EP-2E in 1962.[42]
- P2V-5FS
- P2V-5F with Julie/Jezebel ASW gear, featuring AQA-3 long range acoustic search equipment and Julie explosive echo sounding gear. Redesignated SP-2E in 1962.[42]
- P2V-5JF
- P2V-5F modified for weather reconnaissance, to include tropical storm/hurricane/typhoon penetrations, with Airborne Early Warning Squadron THREE (VW-3) and Weather Reconnaissance Squadron FOUR (VW-4)[43]
- AP-2E
- Designation applied to P2V-5F with special SIGINT/ELINT equipment used by the US Army's 1st Radio Research Company at Cam Ranh Bay Air Base. Carrying a crew of up to fifteen, the AP-2E was the heaviest P-2, with a take-off weight of up to 80,000 pounds (36,000 kg).[15] Five converted (also designated RP-2E).[44]
- NP-2E
- Single P-2E converted as permanent test aircraft.[45]
- OP-2E
- Modified for use as part of Operation Igloo White for sensor deployment over South-East Asia with Observation Squadron 67 (VO-67). Fitted with terrain avoidance radar in nose, chaff dispensers, wing mounted gun pods and waist guns. 12 converted.[15]
- P2V-6
- Multi-role version with lengthened weapons bay and provision for aerial minelaying and photo-reconnaissance. Smaller AN/APS-70 radar instead of AN/APS-20. Initially fitted with gun turrets as P2V-5, though retaining the ability to be refitted with glazed nose. A total of 67 were built for the US Navy and France.[42][46] Redesignated P-2F in 1962.[47]
- P2V-6B
- Anti-shipping version with provision to carry two AUM-N-2 Petrel anti-ship missiles. 16 built. Later redesignated P2V-6M then MP-2F in 1962.[42][46]
- P2V-6F
- P2V-6 refitted with J34 jet engines. Redesignated P-2G in 1962.[42]
- P2V-6T
- Crew trainer conversion with armament deleted, wingtip tanks often deleted. Redesignated TP-2F in 1962.[42][47]
- P2V-7
- Last Neptune variant produced by Lockheed, powered by R-3350-32W and J-34 engines. Fitted with lower drag wingtip tanks, AN/APS-20 search radar in a revised radome and a bulged cockpit canopy. Early aircraft were fitted with defensive gun turrets but these were removed as for the P2V-5.[48] 287 were built, including 48 assembled by Kawasaki in Japan.[42] Redesignated P-2H in 1962.[49]

- P2V-7B
- 15 aircraft with non-glazed nose fitted with four fixed 20 mm cannon for Royal Netherlands Naval Air Service. Subsequently fitted with glazed nose and modified to SP-2H standard.[42] Supplemented by four SP-2H from France.[50]
- P2V-7LP
- Four aircraft built with wheel/ski landing gear and JATO gear for Antarctic operations. Redesignated LP-2J in 1962.[42] (No relation to Kawasaki P-2J)
- P2V-7S
- Additional ASW/ECM equipment including Julie/Jezebel gear. Redesignated SP-2H in 1962.[45]
- P2V-7U
- Naval designation of the RB-69A variant.[46]
- AP-2H
- Specialized night and all-weather ground attack variant fitted with FLIR and Low Light TV systems, tail turret, fuselage mounted grenade launchers and downwards firing miniguns. Bombs and napalm carried on underwing pylons. Four converted in 1968 for Heavy Attack Squadron 21 (VAH-21) for operation over South Vietnam.[48]
- DP-2H
- P-2H converted for drone launch and control.[51]
- EP-2H
- Single P-2H modified with UHF telemetry equipment instead of ASW systems.[51]
- NP-2H
- Testbed conversion of P2V-H.[51]
- RB-69A
- Five new built and two converted from P2V-7s[45] for CIA covert operations, obtained with USAF help and operated by ROCAF 34th Squadron. Aerial reconnaissance/ELINT platform, modular sensor packages fitted depended on the mission needs. Originally fitted with Westinghouse APQ-56 Side Looking Airborne Radar (SLAR), the APQ-24 search radar, the Fairchild Mark IIIA cameras, the APR-9/13 radar intercept receiver, the QRC-15 DF system, the APA-69A DF display, the APA-74 pulse analyser, the Ampex tape recorder, the System 3 receiver to intercept enemy communications, the APS-54 RWR, a noise jammer, the RADAN system doppler radar navigation, and others. In May 1959, an upgrade program known as Phase VI was approved, and added the ATIR air-to-air radar jammer, replacing APR-9/13 with ALQ-28 ferret system, the QRC-15, 3 14-channel recorders and 1 7-channel high speed recorder to record ELINT systems, the K-band receiver, the ASN-7 navigation computer replacing RADAN, and Fulton Skyhook system.[52][verification needed]
- Neptune MR.1
- British designation of P2V-5; 52 delivered.[53]
- CP-122 Neptune
- RCAF designation of P2V-7.(jet pod not initially fitted to 25 P2V-7 aircraft delivered to RCAF, but subsequently retrofitted)[54]
- Kawasaki P-2J (P2V-Kai)
- Japanese variant produced by Kawasaki for JMSDF with T64 turboprop engines, various other improvements; 82 built.[51]
Aircraft | Number |
---|---|
P2V-1 | 14 |
P2V-2 | 80 |
P2V-3 | 53 |
P2V-3W | 30 |
P2V-4 | 52 |
P2V-5 | 424 |
P2V-6/P-2F | 67 |
P2V-6B | 16 |
P2V-7/P-2H | 287 |
P2V-7B | 15 |
RB-69A | 5 |
Neptune MR.1 | 52 |
P-2J | 82 |
Operators
[edit]




Military operators
[edit]Argentina
- Argentine Navy – Argentine Naval Aviation (16 units)
- Escuadrilla Aeronaval de Exploracion[55]
Australia
Brazil
- Brazilian Air Force (14 units)
- 1°/7° Grupo de Aviação
France
- French Naval Aviation
- 21F Flottilla (P2V-6) BAN Nîmes-Garons
- 22F флотилия (P2V-6) БАН Ним-Гарон
- 23F Флотилия (P2V-6) (P2V-7) БАН Ланн-Биуэ
- 24F флотилия (P2V-7) БАН Ланн-Беуэ
- 25F флотилия (P2V-7) БАН Ланн-Беуэ
- Эскадрилья 8S (P2V-6) 185 авиабаза Хао
- Эскадрилья 9S (P2V-7) БАН Тонтута
- 12S Эскадрилья (P2V-7) 185 авиабаза Хао
Япония
Нидерланды
Португалия
- Португальские ВВС (12 единиц)
- 61-я эскадрилья , авиабаза Монтихо
- Отряд 61, авиабаза Биссаланка ( Португальская Гвинея ) и авиабаза Сал ( Кабо-Верде )
- Отряд 62, авиабаза Луанда ( Ангола )
- Отряд 63, авиабаза Бейра ( Мозамбик )
Китайская Республика
Великобритания
Соединенные Штаты
- Армия США
- Корпус морской пехоты США
- ВМС США
- Центральное разведывательное управление эксплуатировало семь РБ-69А в цветах ВВС США.
Гражданские операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 27 ноября 1950 года P2V-2 разбился во время испытательного запуска ракет возле Каэна-Пойнт на Гавайях . Правое крыло отделилось от самолета. Экипаж из пяти человек погиб при ударе. [ 56 ]
- 6 ноября 1951 года П2В ВП-6, выполнявший миссию по разведке погоды над международными водами в районе Владивостока, был атакован и сбит несколькими МиГ-15 . Все десять членов экипажа погибли. [ Н 2 ]
- 5 января 1952 года самолет Lockheed P2V-2 Neptune (122443), принадлежащий ВМС США, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы британских ВВС Бертонвуд и столкнулся с самолетом ВВС США Douglas C-47 (42-100912). Один член экипажа «Нептуна» и еще шесть человек на C-47 погибли. Еще пятнадцать человек получили ранения: одиннадцать на «Нептуне» и четверо на C-47. [ 58 ]
- 18 января 1953 года P2V VP-22 был сбит у Сватоу в Формозском проливе китайским зенитным огнем . Одиннадцать из тринадцати членов экипажа были спасены береговой охраной США PBM-5 под обстрелом береговых батарей на острове Нан Ао Тао . При попытке взлета при волне высотой от 8 до 12 футов PBM разбился. Десять выживших из девятнадцати (в том числе пятеро с P2V) были спасены военным кораблем USS Halsey Powell . В ходе поисков ПБМ-5 из состава ВП-40 подвергся обстрелу из малокалиберного пулемета, а военный корабль США «Грегори» — обстрелу береговых батарей. [ Н 3 ]
- 17 декабря 1953 года P2V-5 Neptune S/N (BUN 12388) из VP-3 с экипажем из девяти человек пропал во время патрульного полета из аэропорта Кеблавик, аэродрома недалеко от столицы Исландии Рейкьявика. «Нептун» вылетел из Кефлавика в 14:00. Четверг для обычного патрулирования вод Северной Атлантики. Он возвращался сквозь шторм к этой базе, когда передал по рации свою последнюю позицию. Затонувший корабль был замечен на леднике Мюрдалсйёкюдль, и первоначально сообщалось, что по крайней мере трое из девяти членов экипажа живы. Воздушно-спасательный самолет США обнаружил обломки, которые были описаны как «сильно разрушенные». Вертолетный подъемник поднял одно тело, но тела 8 человек остаются в замерзшем обломке до весны (1954 г.). 14 октября 1982 г. останки были обнаружены. Американских членов экипажа было найдено через 28 лет после крушения на ледник. Обломки были обнаружены фермерами, собиравшими овец. Судя по всему, обломки были обнаружены в результате движения ледника. Экипаж состоял из лейтенанта Генри Кейсона. LT Ишмуэль М. Блюм, ENS Свен Шифф, AD2 Эдди Л. Катер, AN Эверетт Гумберт, AT3 Амос В. Джонс, AL2 Роберт Б. Уэйл, AO3 Марвин Л. Бейкер, ATAN Уильям А. Уорд.
- 4 сентября 1954 года P2V-5 из VP-19 , летавший с авиабазы NAS Atsugi, затонул в Японском море , в 40 милях (64 км) от побережья Сибири , после атаки двух МиГ-15 советских ВВС . Один член экипажа погиб, а остальные девять были спасены самолетом-амфибией ВВС США SA-16 Grumman Albatross .
- 22 июня 1955 года P2V-5 из VP-9 , выполнявший патрульную миссию с авиабазы NAS Кадьяк , Аляска, был атакован над Беринговым проливом двумя МиГ-15 советских ВВС. P2V совершил аварийную посадку на острове Святого Лаврентия после того, как загорелся двигатель. Из одиннадцати членов экипажа четверо получили ранения в результате обстрела и шестеро получили ранения при приземлении. Правительство США потребовало компенсации в размере 724 947 долларов; СССР в конце концов выплатил половину этой суммы. [ Н 4 ] [ Н 5 ]
- 26 сентября 1955 года P2V-3W (131442) с позывным Snowcloud Five был потерян к югу от Ямайки при попытке проникнуть в центр урагана Джанет с девятью членами экипажа и двумя журналистами на борту; Несмотря на обширные поисково-спасательные работы в течение следующих пяти дней с участием 3000 человек личного состава, 60 самолетов и семи кораблей, никаких следов самолета или его пассажиров так и не было обнаружено. [ 62 ] Это остается единственной потерей самолета-разведчика во время проникновения урагана в Атлантику. [ 63 ] [ 64 ] Причина крушения неизвестна, хотя теории включают неверные показания высотомера из-за низкого атмосферного давления во время урагана. [ 65 ] и возросшая рабочая нагрузка из-за того, что один из обычных членов экипажа был заменен репортером, из-за чего экипаж потерял счет своей высоты над морем. [ 63 ]
- 10 октября 1956 года P2V-5 36-й эскадрильи RAF (WX545) врезался в борт Бейнн-на-Лисе, Малл-оф-Кинтайр , на юго-западе Шотландии, в результате чего погибли все девять членов экипажа. WX545 возвращался с противолодочных учений у берегов Дерри , Северная Ирландия, на свою базу ВВС Топклифф в Северном Йоркшире , Англия. Бейнн на Личе скрылся туманом, [ 66 ] [ 67 ] и член 36-й эскадрильи утверждает, что самолету, участвовавшему в учениях, было приказано не использовать радар в прибрежных водах. [ 68 ]
- 12 апреля 1957 года P2V-5F самолета VP-26 разбился при взлете во время коротких тренировок по взлету на авиабазе NAS Brunswick , штат Мэн. Очевидная причина заключалась в сбое управления рулем высоты с варикамом, что привело к остановке самолета-молота на очень малой высоте. Самолет сделал круг над головой, изменив направление на противоположное, но врезался в лес возле вылетного конца взлетно-посадочной полосы рядом с базовым полем для гольфа. Выживших не было. [ 69 ]
- 21 июля 1957 года самолет ВМС США «Нептун», искавший сестру P2V «Нептун», разбился возле горы Пра в Италии, недалеко от французской границы, в результате чего погибли девять летчиков. Другой P2V исчез двумя днями ранее, 19 июля, с 11 людьми на борту во время рейса из Касабланки в Тревизо. [ 70 ]
- 1 февраля 1958 года самолет C-118A 53-3277 ВВС США столкнулся в воздухе с самолетом Lockheed P2V Neptune 127723 ВМС США над Норуолком, Калифорния , в результате чего погибли 47 из 49 находившихся на борту обоих самолетов и 1 человек на земле.
- 4 февраля 1959 года RAAF A89-308 разбился в RAAF Ричмонд , Новый Южный Уэльс, Австралия. Все восемь членов экипажа погибли. Левый двигатель начал выходить из строя, что привело к утечке топлива в колесной нише. В результате возгорания повредился магниевый лонжерон крыла, и самолет упал с неба, прежде чем экипаж смог спастись.
- 25 марта 1960 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7101/140442/54-4040) врезался в холм возле авиабазы Кунсан , Южная Корея, во время перегона на малой высоте из Синьчжу, Тайвань , в плацдарм. в Кунсане, Южная Корея. Все 14 членов экипажа на борту погибли. [ 12 ]
- 6 ноября 1961 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7099/140440/54-4039), выполнявший полет на малой высоте над материковым Китаем, был сбит огнем с земли над Ляодунским полуостровом . Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [ 12 ]
- 9 ноября 1961 года P2V-7LP VX-6 разбился при взлете со станции Уилкс , в Антарктиде где он дозаправлялся по пути на станцию Мак-Мердо . Четыре члена экипажа и один пассажир погибли, четыре члена экипажа выжили. [ 71 ]
- 8 января 1962 года самолет ROCAF RB-69A/P2V-7U (7097/140438/54-4038) врезался в Корейский залив во время выполнения задач ELINT и сброса листовок. Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [ 12 ]
- 12 января 1962 года P2V-5 (обозначение LA-9) из VP-5 сбился с курса во время патрулирования над Датским проливом и разбился на леднике Кронборг в восточной Гренландии. Все 12 членов экипажа погибли. Обломки были обнаружены группой британских геологов в 1966 году. [ 72 ]
- 19 июня 1963 года самолет RB-69A/P2V-7U ROCAF (7105/141233/54-4041) выполнял миссию ELINT над материковым Китаем и был сбит МиГ -17PF НОАК над Линьчуанем, Цзянси , после неоднократного перехвата. несколькими МиГ-17ПФ и Ту-4П . Все 14 членов экипажа на борту погибли в бою. [ 12 ]
- 11 июня 1964 года РБ-69А/П2В-7У (7047/135612/54-4037) выполнял миссию ELINT над материковым Китаем и был сбит ПЛАН-АФ МиГ-15 над полуостровом Шаньдун после того, как был перехвачен МиГом. -15 и Ил-28 . Все 13 членов экипажа на борту погибли в бою. [ 12 ]
- 22 января 1965 года самолет RCAF P2V-7 № 24115 разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы в CFB Саммерсайд , остров Принца Эдуарда, когда у него закончился заряд аккумулятора, необходимый для работы топливных насосов реактивных двигателей J-34. У самолета отказал один поршневой двигатель, а на другом отказал генератор. Кроме того, поскольку у канадского «Нептуна» не было других генераторов, эти неисправности привели к потере всей тяги и последующей катастрофе. [ 73 ]
- 22 января 1965 года, незадолго до полуночи, MLD SP-2H (212) был захвачен из Флигкампа Валкенбурга , недалеко от Гааги , двумя молодыми авиамеханиками, не имевшими никакого опыта полетов. Им удалось поднять самолет в воздух, но вскоре после взлета он заглох. Он упал в Северное море в нескольких сотнях метров от берега рыбацкого городка Катвейк . В отчете следствия сделан вывод, что это была пьяная шутка. [ 74 ] [ 75 ]
- 3 декабря 1967 года самолет Lockheed P-2E покинул авиабазу ВМС Брансуик для обычного патрульного полета. В какой-то момент у самолета возникли механические проблемы, и он получил разрешение на посадку на базе ВВС Отис . Когда самолет делал последний заход на посадку, он разбился в полумиле от взлетно-посадочной полосы. Все двенадцать человек на борту спаслись; четверо из них получили легкие травмы. [ 76 ]
- 4 февраля 1970 года в 4:39 утра самолет Lockheed P2V7 Neptune № 147571 ВМС Франции из флотилии 25F разбился после взлета, в результате чего погибли все 12 членов экипажа.
- 15 января 1971 года самолет Lockheed P2V7 Neptune № 147564 ВМС Франции из флотилии 25F разбился в начале взлетно-посадочной полосы 26 военно-морской авиационной базы Ланн-Биуэ на заключительном этапе приземления в туманную погоду, в результате чего погибли 6 из 10 членов экипажа.
- 15 сентября 1976 года самолет Lockheed Neptune ВМС Аргентины вылетел с разведывательной миссией из Рио-Гальегос для исследования состояния морского льда в проливе Дрейка в начале летнего навигационного сезона. Самолет разбился в плохую погоду на тогда еще необитаемом острове Ливингстон в Антарктиде, в результате чего погибли все 10 членов экипажа и гражданский телеоператор. [ 77 ]
- 5 сентября 2008 года самолет Lockheed Neptune компании Neptune Aviation Services , зарегистрированный N4235T, разбился вскоре после взлета из аэропорта Рино/Стед , Рино, Невада. Было замечено, что левый двигатель, а затем и левое крыло загорелись перед тем, как самолет разбился. Все три члена экипажа на борту погибли. [ 78 ]
- 3 июня 2012 года во время тушения пожара в штате Юта разбился самолет Neptune Aviation Services Lockheed Neptune, зарегистрированный N14447. Два члена экипажа погибли. [ 79 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Есть несколько Нептунов, которые были отреставрированы и выставлены в музеях и парках. [ 80 ]
Аргентина
[ редактировать ]- На дисплее
- СП-2Н
- 2-П-112 — Музей аэронавалов (МУАН) военно-морской авиации Аргентины . Это «Нептун», который следил за HMS Sheffield . [ 81 ]
Австралия
[ редактировать ]- Годен к полетам
- СП-2Н
- 149073 – Общество восстановления исторических самолетов, региональный аэропорт Иллаварры , Новый Южный Уэльс , Австралия. Бывший A89-273 из 10-й эскадрильи RAAF , ныне гражданский зарегистрированный VH-IOY. [ 82 ] [ 83 ]
- 147566 – Общество восстановления исторических самолетов, региональный аэропорт Иллаварры , Новый Южный Уэльс , Австралия. Доставлен во французский Aeronavale, приписан к эскадрилье 12, последний раз базировавшейся на Таити. В настоящее время имеет французские цвета Aeronavale, теперь зарегистрирован как гражданский VH-LRR. [ 82 ] [ 84 ]
- На дисплее
- СП-2Н
- 149075 — Музей RAAF , Пойнт Кук, Виктория . Ex A89-275 из 10-й эскадрильи RAAF [ 85 ]
- 149077 - Музей авиации Квинсленда, Калаундра. Ex A89-277 из 10-й эскадрильи RAAF [ 86 ]
- 149080 — вход на базу RAAF в Таунсвилле , принадлежит музею RAAF . Ex A89-280 из 10-й эскадрильи RAAF . [ 87 ] [ 83 ]
- 149081 – Общество реставрации исторических самолетов, региональный аэропорт Иллаварры , Новый Южный Уэльс . Ex A89-281 10-й эскадрильи RAAF . [ 83 ]
- На складе
- СП-2Н
- 133640 — Музей RAAF , Пойнт Кук, Виктория . Бывший A89-302 11-й эскадрильи RAAF , на хранении в музее RAAF . [ 85 ] [ 88 ]
- 145921 - Зарегистрирован на имя Валерио, расположен в Кандердине, Западная Австралия , бывший USN, импортирован в Австралию в ноябре 1988 года, переоборудован в пожарный танкер, гражданский зарегистрированный VH-NEP. [ 89 ] [ 85 ] [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]
- На реставрации
- СП-2Э
- 133640 – Общество восстановления исторических самолетов, аэропорт Паркс , Новый Южный Уэльс , Австралия. Ex A89-302 11-й эскадрильи RAAF . Самый старый Нептун в Австралии, он был подарен музею RAAF в 2018 году для статической реставрации. [ 93 ]
- СП-2Н
- 149072 – Общество восстановления исторических самолетов, аэропорт Паркс , Новый Южный Уэльс , Австралия. Ex A89-272 из 10-й эскадрильи RAAF . Передан HARS RAAF в феврале 2016 года для реставрации и демонстрации на спутниковом объекте HARS Parkes. [ 85 ] [ 94 ] [ 95 ]
Канада
[ редактировать ]- На дисплее
- ЭП-2Н
- 147969 – Музей военной авиации Гринвуд в Новой Шотландии , Канада. [ 96 ]
Чили
[ редактировать ]- На реставрации
- СП-2Н
- 147967 – Будет отображен зарегистрированный CC-CHU Neptune/Firestar компании Heliworks Ltda. В настоящее время демонтированный в аэропорту Консепсьон/Карриэль-Сур, N703AU/Tanker 03 включен в коллекцию Чилийского национального аэронаутического и дель-эспасио в бывшем аэропорту Лос-Серрильос в Сантьяго, было объявлено во время церемонии 69-летия музея 4 июля 2013 года. [ 97 ]
Франция
[ редактировать ]- На дисплее
- П2В-7
- На складе
- П2В-7
- 335 — в Музее авиации и космонавтики -заповедника в Дюгни. [ 98 ]
- 563 — будет получен Музеем воздуха и космоса в аэропорту Париж-Ле Бурже . В настоящее время хранится на старой авиабазе в Бриен-ле-Шато , Об . департамент [ 99 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- На дисплее
- СП-2Н
- 201 – выставлен снаружи в Национальном военном музее в Зёстерберге . [ 100 ]
- 210 - выставлен снаружи на авиадроме Lelystad AirPort. Этот самолет был передан в дар инженерно-техническому отделу KLM для учебных целей и окрашен в цвета KLM. Затем перевезен на барже на Авиодром и теперь частично окрашен в темно-серый цвет.
- 216 - страж ворот на бывшей военно-морской авиабазе Валкенбург, после закрытия ее перевели на военно-морскую авиабазу Де Кой недалеко от Ден-Хелдера, Нидерланды. [ 101 ]
Португалия
[ редактировать ]
- На дисплее
- П2В
- 4711 — Музей авиации , Синтра .
Великобритания
[ редактировать ]- На дисплее
- Р-2Н
- 204 — Музей Королевских ВВС в Косфорде . [ 102 ] бывший Королевский ВМС Нидерландов, последний летный планер, переданный в дар Великобритании в 1982 году после прибытия первого P-3c в Королевский ВМС Нидерландов.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- П2В-7/П-2Н
- П2В-7С/СП-2Х
- На дисплее
- П2В-1
- 89082 Свирепая черепаха – Национальный музей морской авиации , ВМС Пенсакола , Флорида. [ 107 ]
- П2В-5Ф/П-2Е
- 128392 — NAS Brunswick главные ворота , бывший NAS Brunswick , штат Мэн . [ 108 ]
- 131410 — Мемориальный парк NAS Джексонвилл, NAS Джексонвилл , Флорида. [ 109 ]
- П2В-5ФС/АП-2Э
- 131485 – Музей авиации армии США в Форт Новосел , Алабама. [ 110 ]
- П2В-5ФС/СП-2Э
- 128402 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . [ 111 ]
- П2В-5/СП2-Э
- 128402 - На статической экспозиции в Историческом музее Моффетта, федеральный аэродром Моффетт (бывший NAS Moffett Field ), Калифорния. [ 112 ]
- П2В-7/П-2Н
- 140443 - Музей авиации Янки в Бельвилле, Мичиган. [ 113 ]
- 147957 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 114 ]
- 147966 – Технический колледж Южной Георгии в Америке, Джорджия . [ 115 ]
- 147968 — Музей авиации Чико в Чико, Калифорния . [ нужна ссылка ]
- П2В-7С/АП-2Х
- 135620 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 116 ]
- П2В-7С/СП-2Х
- 147954 – Музей авиации на авиабазе Робинс , Джорджия. P-2 Neptune изображает RB-69A ВВС США/ЦРУ/Тайваня. [ 117 ]
- 141234 – Национальный музей морской авиации в ВМС Пенсаколы , Флорида. [ 118 ]
- 150279 — Охранник ворот на базе морской пехоты Гавайи (бывшая MCAS Kaneohe Bay ), Гавайи. [ 119 ] Переехал из бывшей базы NAS Barbers Point , Гавайи, в 1998 году после закрытия этой базы из-за действий BRAC .
- На реставрации или на хранении
- П2В-5
- 128422 — на хранении компании Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана . [ 120 ]
- П2В-5Ф/П-2Е
- 131502 — на хранении Premier Jets в Хиллсборо, штат Орегон . [ 121 ]
- 131482 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 122 ]
- П2В-5ФС/СП-2Э
- 131542 - для статической экспозиции в рамках Проекта реставрации исторических самолетов на территории бывшей НАН Нью-Йорка / Флойд Беннетт Филд в Бруклине, Нью-Йорк. [ 123 ]
- П2В-7/П-2Н
- 140154 — на хранении в Музее авиации и пожаротушения в Грейбулле, Вайоминг . [ 124 ]
- 140972 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 125 ]
- 147949 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 126 ]
- 148341 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 127 ]
- 148346 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 128 ]
- 148356 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 129 ]
- 148359 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 130 ]
- 148362 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 131 ]
- П2В-7С/СП-2Х
- 147965 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 132 ]
- 148339 - находится на хранении у Neptune Aviation Services в Миссуле, штат Монтана. [ 133 ]
Технические характеристики (П-2Н/П2В-7)
[ редактировать ]
Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 134 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7-9 человек
- Длина: 91 фут 8 дюймов (27,94 м)
- Размах крыльев: 103 фута 10 дюймов (31,65 м)
- Рост: 29 футов 4 дюйма (8,94 м)
- Площадь крыла: 1000 кв. футов (93 м ). 2 )
- Профиль : корень: NACA 2419 мод ; совет: NACA 4410.5 [ 135 ]
- Пустой вес: 49 935 фунтов (22 650 кг)
- Максимальный взлетный вес: 79 895 фунтов (36 240 кг)
- Силовая установка: 2 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Wright R-3350-32W Duplex-Cyclone с воздушным охлаждением, мощностью 3700 л.с. (2800 кВт) каждый с турбонаддувом и впрыском воды.
- Силовая установка: 2 двигателя Westinghouse J34-WE-34 турбореактивных с тягой 3400 фунтов силы (15 кН) на каждом установленном пилоне.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 363 миль в час (584 км/ч, 315 узлов)
- Крейсерская скорость: 207 миль в час (333 км/ч, 180 узлов)
- Диапазон: 2157 миль (3471 км, 1874 миль)
- Практический потолок: 22 400 футов (6 800 м)
Вооружение
- Ракеты: 2,75 дюйма (70 мм) FFAR в съемных гондолах, установленных на крыле.
- Бомбы: 8000 фунтов (3629 кг), включая бомбы свободного падения, глубинные бомбы и торпеды.
См. также
[ редактировать ]- «Миссия Нептун» — канадский короткометражный документальный фильм 1958 года о противолодочной миссии «Нептун».
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Авро Шеклтон
- Бериев Бе-12
- Бреге Атлантик
- Канадаэр Аргус
- Объединенный капер PB4Y-2
- Ильюшин Ил-38
- Мартин П4М Меркатор
Связанные списки
- Список самолетов Локхид
- Список военных самолетов США
- Список (военно-морских) патрульных самолетов США
- Список непалубных самолетов, летавших с авианосцев
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Нидерланды оснастили свои P2V-7 носовой частью с пушечным вооружением от P2V-3 из-за потенциальных потребностей в борьбе с повстанцами. [ 25 ]
- ↑ Во время Корейской войны ВМС США совершили ряд вылетов ELINT специально оборудованных Lockheed P2V Neptune против Советского Союза... [ 57 ]
- ^ P2V-5 сбит китайской зенитной артиллерией недалеко от Сватоу. [ 59 ]
- ^ USN P2V-5 Нептун из ВП-9 [ 60 ]
- ^ (Это был единственный инцидент, за который Советский Союз признал какую-либо ответственность. [ 61 ] )
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «ЭТО P2S-ДЕНЬ!, Neptune Aviation Services» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
- ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 42–43.
- ^ Франсильон 1982, стр. 258–259.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 259.
- ^ «Большой бомбардировщик ВМФ летит с корабля» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 19 марта 1949 г. с. 2.
- ^ "Третий ВП-22." Архивировано 9 июля 2011 года в Библиотеки Конгресса Словаре веб-архивов эскадрилий американской морской авиации , том 2. Дата обращения: 22 апреля 2011 года.
- ^ Хансен 1995 .
- ^ «Таблица стратегических ядерных бомб» . стратегический-air-command.com.
- ^ Баугер, Джо. «Номера авиационных бюро ВМС США/Корпуса морской пехоты США (третья серия: 15)». Архивировано 4 октября 2017 года на сайте Wayback Machine www.joebaugher.com . Проверено: 4 октября 2010 г.
- ^ Баугер, Джо. «Номера авиационных бюро ВМС США/Корпуса морской пехоты США (третья серия: 19)». Архивировано 8 октября 2010 года на сайте Wayback Machine www.joebaugher.com . Проверено: 4 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2010. ISBN 978-0-7643-3513-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, с. 42.
- ^ Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Scutts Air International , февраль 1995 г., с. 82.
- ^ "АС Нептун". Архивировано 28 октября 2007 года в Wayback Machine Historia y Arqueologia Marítima . Проверено: 15 июля 2010 г.
- ^ Берден и др. 1986, стр. 47–48.
- ^ Прок, Джерри. «Канадский Нептун P2V7». Архивировано 28 марта 2016 г. на Wayback Machine jproc.ca , 8 ноября 2009 г. Дата обращения: 21 февраля 2016 г.
- ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 284.
- ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 285.
- ^ Иллюстрированный журнал Howard Air , сентябрь 1972 г., стр. 360.
- ↑ Иллюстрированный журнал Howard Air , август 1972 г., стр. 285–286.
- ^ «История службы Lockheed Neptune с MLD» . 12 сентября 2018 г.
- ^ Уллингс 1982 , стр. 509–510, 513.
- ^ Перейти обратно: а б Уллингс 1982 , стр. 510–511.
- ^ Уллингс 1982 , стр. 512–515.
- ^ Чейни, Роб. «Нептун Авиэйшн выигрывает контракт на поставку еще двух бомбардировщиков-замедлителей». Архивировано 11 мая 2018 года в Wayback Machine The Billings Gazette , 14 июня 2012 года. Дата обращения: 15 июня 2012 года.
- ^ Салливан 1985, стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Scutts Air International , январь 1995 г., с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 260.
- ^ Салливан 1985, стр. 12.
- ^ "Лыжи для арктического самолета ВМФ". «Популярная механика» , февраль 1950 г., с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 261.
- ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 45.
- ^ Салливан 1985, стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Франсильон 1982, с. 262.
- ^ Салливан 1985, стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Салливан 1985, стр. 27.
- ^ Франсильон 1982, с. 263.
- ^ Scutts Air International , январь 1995 г., стр. 46.
- ^ Франсильон 1982, стр. 263–264.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Франсильон 1982, с. 264.
- ^ «Цветовые схемы Lockheed P2V Neptune Patrol 1955-1959» .
- ^ Муца Эйр Энтузиаст Двадцать девять, стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б с Франсильон 1982, с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с Scutts Air International , февраль 1995 г., с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан 1985, стр. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан 1985, стр. 43.
- ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 87.
- ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Франсильон 1982, с. 267.
- ^ Гебель, Грег. «Локхид P2V Нептун и Мартин Меркатор». Архивировано 12 июня 2010 года на сайте Wayback Machine Vectorsite.net , 1 декабря 2009 года. Дата обращения: 15 июля 2010 года.
- ^ Scutts Air International , февраль 1995 г., стр. 80–81.
- ^ "Обозначения канадских военных самолетов". Архивировано 2 марта 2012 года на сайте Wayback Machine Designation-systems.net . Проверено: 15 июля 2010 г.
- ^ «Lockheed SP-2H Neptune» (на испанском языке). Архивировано 28 октября 2007 года на веб-сайте Wayback Machine Historia y Arqueologia Marítima . Проверено: 15 июля 2010 г.
- ^ «VPNAVY — Страница со сводкой об ошибках VP-4 — Патрульная эскадрилья VP» . vpnavy.org . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ "Lockheed P2V/RB69A Нептун". Архивировано 13 октября 2016 года на сайте Wayback Machine Spyflight . Проверено: 22 апреля 2011 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Lockheed P2V-2 Neptune, 122443, станция RAF Бертонвуд (НО)» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ «Инциденты времен холодной войны с участием самолетов ВМС США, Дата: 18 января 1953 г. Самолет: эскадрилья P2V-5: VP-22». Американская военная и военно-морская история. Проверено: 22 апреля 2011 г.
- ^ ван Ваарде, январь . «Несчастный случай VP-9». Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine VPNAVY , 24 января 2011 года. Дата обращения: 22 апреля 2011 года.
- ^ «Инциденты времен холодной войны с участием самолетов ВМС США, дата: 22 июня 1955 г. Самолет: эскадрилья P2V-5: VP-9». Американская военная и военно-морская история. Проверено: 22 апреля 2011 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 334819» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пропавшие охотники за ураганами: 26 сентября 1955 года» . Вундерграунд . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Суонсон, Боб (23 октября 2005 г.). «Архив ответов: История ураганов и климатология» . США сегодня. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года.
- ^ Билл, Мюррей (26 сентября 2009 г.). «1955: Ураган Джанет и Охотники за ураганами» . Блог о погоде в Алабаме . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ «Локхид Нептун WX545» . Места авиакатастроф в Шотландии . Гордон Лайонс. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Lockheed Neptune MR Mk.1 WX545 из 36-й эскадрильи Королевских ВВС разбился на северо-западной окраине Бейнн-на-Личе 10 октября 1956 года» . Исследование авиационных происшествий в Пик-Дистрикте . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 334615» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Архивировано из оригинала 10 апреля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ имя Седерквист, Карл А. AT3 Fasron 108
- ^ статья Associated Press в New York Times, 22 июля 1957 г.
- ^ «Крушение Буно 140439». Архивировано 9 июля 2011 года на сайте Wayback Machine radiocom.net. Проверено: 20 мая 2012 г.
- ^ Брукс, Кент (2 декабря 2010 г.). «Потеря, обнаружение и повторное открытие экипажа LA-9 ВМС США на леднике Кронборг, восточная Гренландия». Полярный рекорд . 47 (2): 181–184. дои : 10.1017/S0032247410000288 . S2CID 129641628 .
- ^ Милберри, Ларри (1984). ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ RCAF и авиационному командованию, 1924–1984 гг . Торонто, Канада: Книги CANAV. п. 369 из 480. ISBN 0-9690703-4-9 .
- ^ «Суббота, 23 января 1965 года – Lockheed SP-2H Neptune – MLD 212» . Сеть авиационной безопасности .
- ^ «Нептун 212-V захвачен и убит» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Авиация самолета ASN Lockheed P-2H Neptune, 148350, авиабаза Фалмут-Отис, Массачусетс (FMH)» .
- ^ Иванов, Л. Общая география и история острова Ливингстон. Архивировано 8 июля 2015 года в Wayback Machine в: Болгарские антарктические исследования: синтез . Ред. С. Пимпирев и Н. Чипев. София: Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2015. стр. 17–28. ISBN 978-954-07-3939-7
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 75296». Архивировано 1 июля 2011 года в Wikiwix Aviation Safety Network . Проверено: 11 января 2011 г.
- ^ «Воздушный танкер терпит крушение во время тушения пожара в Юте». MSNBC.com. Проверено: 3 июня 2012 г.
- ^ "Lockheed P-2 на выставке". Архивировано 20 декабря 2007 года в Wayback Machine AeroWeb . Проверено: 3 октября 2010 г.
- ^ "СП-2Н серийный 2-П-112." Архивировано 30 июля 2009 года в Wayback Machine авиационном музее . Проверено: 3 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Локхид СП2-Н (П2В-7) Нептун». Архивировано 18 ноября 2017 года в Wayback Machine Обществе реставрации исторических самолетов . Проверено: 18 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 26 мая 2017 года . Проверено 23 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ warbirdsresourcegroup.org, Скотт Роуз. «Реестр Lockheed P2V Neptune — сайт ресурсной группы Warbirds» . warbirdregistry.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сериалы АДФ – Нептун» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ «QAM AIRCRAFT — Lockheed SP-2H Neptune A89-277» . qam.com.au. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «А89-280 — Файл Локхид» . адастрон.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года.
- ^ «Музей RAAF: Самолеты на хранении: Lockheed Neptune A89-302» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ «Данные самолета VH-NEP, 1956 г. Lockheed P2V-7S Neptune C/N 726-7192» . Airport-data.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
- ^ Хеннигер, Майк. «Аэрофотоснимки — Досье планера — Lockheed P2V-7 Neptune, серийный номер 145921 USN, c/n 7192, c/r VH-NEP {1}» . www.aerialvisuals.ca . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
- ^ «Поиск в реестре воздушных судов | Управление по безопасности гражданской авиации» . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ «Боевые птицы базируются в Западной Австралии» . Aviationwa.org.au . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
- ^ «Самый старый Нептун Австралии переезжает в музей авиации HARS Parkes» . 2 января 2019 г.
- ^ «RAAF дарит Нептун HARS (Паркс) - Обществу реставрации исторических самолетов» . 11 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 19 ноября 2017 г. .
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ "Neptune CP 127". Архивировано 1 февраля 2015 года в Музее военной авиации Wayback Machine в Гринвуде. Дата обращения: 25 декабря 2014 года.
- ^ "P-2 Neptune/147976". Архивировано 27 августа 2013 года в Wayback Machine, посвященном 69-летию Чилийского музея авиации и космонавтики (на испанском языке). Проверено: 25 декабря 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б [1] https://www.avionslegendaires.net/ Дата обращения: 20 сентября 2023 г.
- ^ [2] Франция, 3 региона. Дата обращения: 17 сентября 2023 г.
- ^ SP-2 Neptune / 201 " Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine Национальном военном музее . Дата обращения: 14 октября 2017 года.
- ^ «216 в Де Кое» .
- ^ "P2V Нептун, серийный номер 204." Архивировано 29 ноября 2009 года в музее Wayback Machine RAF в Косфорде . Дата обращения: 2 апреля 2012 г.
- ^ «Реестр FAA: N360RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ "P2V Neptune/Bu. 148360" Коллекция самолетов Эриксона Дата обращения: 19 августа 2014 г.
- ^ «Реестр FAA: N45309» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ "P2V Neptune/Bu. 145915". Архивировано 25 ноября 2016 года в Wayback Machine Среднеатлантическом музее авиации . Проверено: 19 августа 2014 года.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 89082." Национальный музей морской авиации. Проверено: 29 октября 2019 г.
- ^ "P2V Нептун/128392." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 131410." Парк наследия самолетов. Проверено: 2 июля 2015 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 131485." Архивировано 22 декабря 2016 года в Музее авиации армии США Wayback Machine . Проверено: 20 августа 2014 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 128402." Архивировано 31 октября 2013 года в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod. Дата обращения: 2 апреля 2012 г.
- ^ «Историческое общество Моффет Филд» . moffettfieldmuseum.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Коллекция самолетов» . Мичиганский музей авиации . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 147957." Архивировано 3 июля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 июля 2015 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 147966." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 135620." Архивировано 3 июля 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 июля 2015 г.
- ^ "P-2H Нептун/Бу. 147954." Архивировано 23 сентября 2010 года в Wayback Machine Музее авиации на авиабазе Робинс. Проверено: 3 октября 2010 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 141234." Архивировано 5 июля 2017 года в Wayback Machine Национальном музее морской авиации . Проверено: 19 августа 2014 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 150279." aerialvisuals.ca Дата обращения: 2 июля 2015 г.
- ^ «Реестр FAA: N1386C» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N202EV» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N410NA» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ "P2V Нептун/Бу. 131542." williammaloney.com/Aviation Дата обращения: 19 августа 2014 г.
- ^ «Реестр FAA: N8056D» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N128HP» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N949RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N122HP» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N2216S» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N2218E» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N2218Q» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N362RR» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N63819» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N714AU» FAA.gov Дата обращения: 18 августа 2021 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 82.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баугер, Джо. Серийные номера самолетов ВМС и Корпуса морской пехоты США и номера бюро с 1911 года по настоящее время. Цитируется по: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19520105-0.
- Берден, Родни А.; Дрейпер, Майкл И.; Раф, Дуглас А.; Смит, Колин Р.; Уилтон, Дэвид. Фолклендские острова: Воздушная война . Британская исследовательская группа авиации, 1986 г. ISBN 0-906339-05-7 .
- Дональд, Дэвид, изд. «Локхид П2В Нептун». Полная энциклопедия мировой авиации. Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5
- Иден, Пол. «Локхид П2В Нептун». Энциклопедия современных военных самолетов. Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- «Молодой Нептун: портфолио ранних Lockheed P2V». Энтузиаст авиации (84): 64–65. Ноябрь – декабрь 1999 г. ISSN 0143-5450 .
- Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30329-6 .
- Хансен, Чак (1995). Том V: История ядерного оружия США . Мечи Армагеддона: Разработка ядерного оружия в США с 1945 года. Саннивейл, Калифорния: Публикации Chuckelea. ISBN 978-0-9791915-0-3 . OCLC 231585284 .
- Ховард, Питер Дж. «Локхид Нептун на службе ВВС Великобритании: Часть 1». Воздушная иллюстрация , Vol. 34, № 8, август 1972 г., стр. 284–289, 294.
- Ховард, Питер Дж. «Локхид Нептун на службе ВВС Великобритании: Часть 2». Воздушная иллюстрация , Vol. 34, № 9, сентябрь 1972 г., стр. 356–360.
- Мутца, Уэйн. «Армия Нептунов... Над Юго-Восточной Азией». Air Enthusiast , Twenty Nine, ноябрь 1985 г. - февраль 1986 г., стр. 35–42, 73–77. ISSN 0143-5450.
- Скаттс, Джерри. «Послушная черепаха: История Lockheed Neptune: Часть 1». Эйр Интернэшнл , Vol. 48, № 1, январь 1995 г., стр. 42–46. ISSN 0306-5634.
- Скаттс, Джерри. «Послушная черепаха: История Lockheed Neptune: Часть 2». Эйр Интернэшнл , Vol. 48, № 2, февраль 1995 г., стр. 80–87. ISSN 0306-5634.
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976. ISBN 0-370-10054-9 .
- Салливан, Джим, P2V «Нептун» в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1985. ISBN 978-0-89747-160-2 .
- Уллингс, Бен (ноябрь 1982 г.). «Ностальгия по Нептуну». Иллюстрированные самолеты . Том. 15, нет. 11. С. 508–515. ISSN 0002-2675 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арбелетче, Пабло Марсело. «50-ЛЕТИЕ ВОЕННО-РАЗВЕДОЧНОЙ Эскадрильи ВМФ» . История и морская археология (Histarmar) (на испанском языке). Карлос Мей . Проверено 1 августа 2014 г.
- Лефевр, Жан-Мишель (июнь 1983 г.). «2600, Rich, Retard, ou la fin des P2V-7 en France» [2600, Rich, Retard, или Конец P2V-7 во Франции]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (163): 48–55. ISSN 0757-4169 .
- Нуньес Падин, Хорхе (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Локхид Р-2 Нептун . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 23. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 1 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Патрульная эскадрилья 65 История с Нептуном
- История развития P2
- Среднеатлантический музей авиации: Lockheed P2V Neptune. Архивировано 25 ноября 2016 года в Wayback Machine.
- Нептун ВМС Франции
- Патрульные эскадрильи ВМС США: Lockheed P2 Neptune
- Патрульные эскадрильи ВМС США: «Полет свирепой черепахи»
- Корпорация Аэро Юнион
- Статья в Миссуле о водяных бомбардировщиках Нептуна P2V и предлагаемой их замене на Q300. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Список конверсий запуска оператора связи. Архивировано 17 мая 2011 г. на Wayback Machine.
- Шестьдесят седьмая наблюдательная эскадрилья
- Skyhook Роберта Фултона и операция Coldfeet, использование самолетов P2V
- Использование самолетов P2V для операции Deep Freeze эскадрильей VX-6 ВМС США.
- AeroWeb: Список P-2 Neptunes на дисплее.
- DND - ВВС Канады - Lockheed CP-127 (P2V-7) Нептун
- Веб-сайт музея авиации Quonset, вкладка «Коллекции» на P-2V Neptune, поскольку прямая ссылка недоступна.
- Список Lockheed P2V-5/P-2E/F/H Neptune, используемых «Эскадрильей исследовательских самолетов» (Военно-морская авиация Аргентины)