Королевский авиационный завод SE5
Королевский авиационный завод SE5 | |
---|---|
![]() | |
SE5a номер F904 , аэродром Олд Уорден , Бедфордшир, Англия (2009 г.) | |
Роль | Одноместный истребитель |
Производитель | различные (см. текст) |
Дизайнер | Генри Фолланд / Джон Кенворти |
Первый полет | 22 ноября 1916 г. |
Введение | Март 1917 г. |
Основные пользователи | Королевский летный корпус Воздушная служба армии США Королевские ВВС Австралии Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 5,205 [1] |
Royal Aircraft Factory SE5 — британский биплан истребитель- времен Первой мировой войны . Он был разработан на Королевском авиационном заводе командой, состоящей из Генри Фолланда , Джона Кенворти и майора Фрэнка Гуддена . Это был один из самых быстрых самолетов войны, одновременно устойчивый и относительно маневренный. По словам автора авиации Роберта Джексона, SE5 был «шустрым истребителем, который с тех пор называют « Спитфайром Первой мировой войны». [2]
Во многих отношениях SE5 превосходил своего конкурента Sopwith Camel по производительности , хотя и менее оперативно реагировал на элементы управления. Проблемы с двигателем Hispano-Suiza с редуктором , особенно с ранними версиями HS 8B , означали, что вплоть до 1918 года существовала хроническая нехватка этого типа. Таким образом, хотя первые образцы достигли Западного фронта раньше Camel, эскадрилий, оснащенных SE5, было меньше, чем истребителями Sopwith .
Вместе с Camel SE5 сыграл важную роль в восстановлении превосходства союзников в воздухе в середине 1917 года и сохранении его до конца войны, гарантируя, что не повторится « кровавый апрель » 1917 года, когда потери в Королевском летном корпусе были намного тяжелее, чем в 1917 году. в Luftstreitkräfte . SE5 оставались на вооружении Королевских ВВС в течение некоторого времени после перемирия , положившего конец конфликту; некоторые из них были переданы различным зарубежным военным операторам, а некоторые также были приняты на вооружение гражданскими операторами.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]


SE5 ( Scout Experimental 5 и Фрэнком ) был разработан Генри Фолландом , Джоном Кенворти майором Гудденом из Королевского авиационного завода в Фарнборо . Он был построен на базе нового двигателя Hispano-Suiza 8 мощностью 150 л.с. (112 кВт) , двигателя V8 , который, хотя и обеспечивал отличные характеристики, изначально был недостаточно развитым и ненадежным. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 22 ноября 1916 года. Первые два прототипа были потеряны в результате крушения (в первом погиб главный летчик-испытатель Королевского авиационного завода майор Фрэнк Гудден 28 января 1917 года) из-за слабости конструкции крыла. . Третий прототип подвергся модификации перед началом производства; SE5 был известен на вооружении как исключительно прочный самолет, который можно было пикировать на очень высокой скорости - более квадратные крылья также значительно улучшали поперечное управление на низких скоростях полета. [3]
Как и другие важные самолеты Королевского авиационного завода той войны ( BE2 , FE2 и RE8 ), SE5 был по своей природе устойчивым, что делало его превосходной артиллерийской платформой, но при этом он был довольно маневренным. Это был один из самых быстрых самолетов войны со скоростью 138 миль в час (222 км/ч), равный, по крайней мере, по скорости SPAD S.XIII и быстрее, чем любой стандартный немецкий тип того периода. Хотя SE5 не был таким маневренным и эффективным в напряженном воздушном бою , как Camel, летать на нем было гораздо проще и безопаснее, особенно для начинающих пилотов. [4] По словам «Доджа» Бэйли, бывшего главного летчика-испытателя компании Shuttleworth Collection , он имел «несколько схожие характеристики управляемости с De Havilland Tiger Moth , но с большей избыточной мощностью». [5]
SE5a
[ редактировать ]Всего было построено 79 оригинальных самолетов SE5, прежде чем производство остановилось на улучшенной модели, получившей обозначение SE5a . Первоначальные модели SE5a отличались от поздних серийных образцов SE5 только типом установленного двигателя — редукторный 200-сильный Hispano-Suiza 8b , часто вращающий большой четырехлопастной винт, вращающийся по часовой стрелке, заменяющий модель HS 8A мощностью 150 л.с. . Всего было построено 5265 SE5 шестью производителями: Austin Motors (1650), Air Navigation and Engineering Company (560), Curtiss (1), Martinsyde (258), Royal Aircraft Factory (200), Vickers (2164) и Wolseley Motors. Лимитед (431). [6]
Вскоре после вступления Америки в Первую мировую войну были обсуждены планы нескольких американских производителей самолетов начать массовое производство самолетов, уже находящихся на вооружении союзных держав, одним из таких истребителей был SE5. В дополнение к заказу на 38 самолетов SE5a, построенных в Остине, которые были произведены в Великобритании и переданы Американскому экспедиционному корпусу для оснащения уже развернутых эскадрилий армии США, правительство США выдало несколько заказов компании Curtiss Airplane and Motor Company на производство и поставка около 1000 SE5, которые будут производиться в США. [7] Однако до окончания конфликта был построен только один самолет Curtiss, после чего спрос на SE5 фактически испарился, а производство было быстро остановлено после того, как еще 56 самолетов были собраны с использованием уже поставленных компонентов. [7]
Поначалу конструкция планера превышала очень ограниченный запас двигателей Hispano-Suiza французского производства, и эскадрильи, предназначенные для установки нового истребителя, должны были воевать на самолетах Airco DH 5 и Nieuport 24 до начала 1918 года. Проблемная модель «-8b» с редуктором была склонен иметь серьезные проблемы с системой понижения передач, иногда с пропеллером (а в очень редких случаях даже всей коробкой передач) отделяющимся от двигателя и планера в полете - проблема, которая характерна для Sopwith Dolphin с аналогичной мощностью . [8] Появление двигателя Wolseley Viper мощностью 200 л.с. (149 кВт) , версии Hispano-Suiza 8a с прямым приводом и высокой степенью сжатия, произведенной по лицензии Wolseley Motors Limited , решило проблемы с двигателем SE5a и было быстро принято в качестве стандартной силовой установки этого типа. . [9] Некоторое количество самолетов впоследствии было переоборудовано в двухместную конфигурацию для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов . [10]
SE5b
[ редактировать ]
SE5b представлял собой вариант SE5 с обтекаемой носовой частью, верхним и нижним крыльями разного размаха и хорды. Единственный экземпляр, переоборудованный SE5a, впервые поднялся в воздух в начале апреля 1918 года. У него был кок на винте и выдвижной подвешенный радиатор. Его характеристики были немногим лучше, чем у SE5a, но дополнительное сопротивление большого верхнего крыла компенсировало преимущества более обтекаемого фюзеляжа. SE5b не рассматривался для производства. В январе 1919 года он прошел испытания со стандартным крылом SE5a и в таком виде просуществовал как исследовательский самолет до начала двадцатых годов. [11]
Дизайн
[ редактировать ]Королевский авиазавод SE5 представлял собой обычный тягач- истребитель -биплан . Фюзеляж представлял собой коробчатую балочную конструкцию с проволочными расчалками, а крылья имели деревянные лонжероны и внутренние нервюры . Фюзеляж был уже, чем у многих современных самолетов, что обеспечивало пилоту хороший круговой обзор. [12] Самолет имел значительную прочность конструкции, что способствовало повышению ударопрочности и живучести этого типа. Он также мог выдерживать маневры с высокой перегрузкой и был относительно устойчив к боевым повреждениям. [12] [8]
В отличие от многих своих аналогов, которые были очень маневренными, но неумолимыми, SE5 был сравнительно устойчивым и легким в управлении; его стабильность позволяет пилотам легче стрелять по врагам с большего расстояния и с большей точностью. У него был заметно более низкий уровень аварийности, чем у сопоставимых самолетов. [13] Исключением из его общей устойчивости было чрезмерное рыскание . Рыскание можно было компенсировать сбалансированным применением элеронов и руля направления , а регулировка триммера высоты руля позволяла летать «без рук». [13]
SE5 оснащался различными двигателями, первоначально использовался двигатель Hispano-Suiza 8 V8 . Двигатель Hispano-Suiza был передовым для того времени и включал в себя такие особенности, как алюминиевый блок цилиндров со стальными гильзами, двойное зажигание и принудительную смазку, способствующую охлаждению; особенно по сравнению с современными роторными двигателями , он имел то преимущество, что им было легко управлять большинству пилотов. Расширительный бачок системы охлаждения был встроен в переднюю кромку центроплана верхнего крыла. [13] Одним из его величайших преимуществ перед Sopwith Camel были его превосходные характеристики на высоте, что делало его гораздо лучшим соперником Fokker D.VII , когда этот истребитель прибыл на фронт. [4]
SE5 был вооружен одним синхронизированным калибра 0,303 дюйма, пулеметом Vickers в отличие от двух Camel, но у него также была установленная на крыле пушка Льюиса, установленная на установке Фостера , что позволяло пилоту вести огонь по самолету противника снизу. . [8] [9] Такая конфигурация вооружения очень понравилась пилотам первых эскадрилий SE5, поскольку новый «CC» синхронизатор с гидравлической тягой для пулемета «Виккерс» поначалу оказался ненадежным. Пушка «Виккерс» устанавливалась на передней левой спинной поверхности фюзеляжа казенной частью внутри кабины под небольшим углом вверх. Обычно запасные магазины для пистолета Льюиса размещались в большей части свободного пространства кабины, включая передние части, такие как приборная панель. [13]
Стандартная приборная панель включала компас , высотомер , тахометр, указатель давления масла, указатель воздушной скорости, шкалу температуры радиатора, указатель давления топлива и воздуха, переключатель топлива и воздухообменник; их было трудно рассмотреть из-за их низкого положения в кабине. [5] По словам «Доджа» Бэйли, главного летчика-испытателя компании Shuttleworth Collection , кабина SE5 была «лучшей из всех того времени». [5] Он был установлен в средней части корабля, что затрудняло обзор длинной передней части фюзеляжа, но в остальном видимость была хорошей. [4]
Отдельные находящиеся в эксплуатации SE5 часто получали настройки и пользовательские настройки по запросу своих пилотов. [12] Популярные изменения включали уменьшение двугранности крыльев с целью повышения маневренности и удаление головного обтекателя для увеличения обзора пилоту сзади. Джеймс МакКадден , пилот- отличник и бывший механик RFC, прославился своей плодотворной настройкой своего самолета с целью добиться от него улучшенных характеристик; МакКадден смог увеличить максимальную скорость на 9 миль в час и поднять практический потолок со стандартных 17 000 футов до 20 000 футов. Его изменения включали замену стандартных поршней версиями с высокой степенью сжатия, укорочение выхлопной системы (снижение веса и улучшение очистки выхлопных газов), и изменения в смеси, зажигании и других настройках двигателя, а также установка спасенного немецкого винта (который, по его собственным словам, разгонялся только до 3 миль в час). [12]
Авторы по авиации Дональд Нейбоер и Дэн Паттерсон описывают SE5 как «возможно, лучший истребитель Первой мировой войны, построенный в Великобритании». [8]
Операционная история
[ редактировать ]

В марте 1917 года SE5 поступил на вооружение 56-й эскадрильи RFC эскадрилья отправилась , хотя на Западный фронт только в следующем месяце. [14] Все с подозрением относились к большим ветровым стеклам «теплицы», которыми оснащались первые серийные модели. Они были разработаны для защиты пилота, находившегося на необычно высокой посадке, что, в свою очередь, предназначалось для улучшения обзора верхнего крыла. Свой первый патруль на SE5 эскадрилья совершила только 22 апреля. [15] к этому времени по настоянию майора Бломфилда, командира 56-й эскадрильи, [4] все самолеты были оснащены небольшими прямоугольными экранами традиционной конструкции. Проблему высокой посадки решили простым ее опусканием, пилоты в любом случае предпочли более привычную (и удобную) посадку. На вид из кабины жалоб, похоже, не поступало; Фактически, это часто упоминалось как одна из сильных сторон этого типа.
Хотя пилоты, некоторые из которых поначалу были разочарованы SE5, быстро оценили его силу и прекрасные летные качества, многие считали его недостаточно мощным; этот недостаток был устранен путем внедрения более мощного SE5a. В июне 1917 года SE5a поступил на вооружение и быстро начал заменять SE5. [14] В то время 56-я эскадрилья все еще была единственным подразделением, летавшим на новом истребителе; фактически это была единственная боевая единица, которая была полностью оснащена первоначальным 150-сильным SE5 - все остальные эскадрильи SE5 с самого начала официально использовали 200-сильный SE5a - хотя несколько SE5 были переданы другим эскадрильям из-за острой нехватки SE5a. . Поставки SE5a были задержаны из-за нехватки доступных двигателей для этого типа. [14]
Из-за нехватки самолетов первоначальное формирование новых эскадрилий SE5a шло очень медленно, которое продолжалось вплоть до 1918 года. Как только моделей с двигателем Wolseley Viper стало много, многие другие подразделения были переоборудованы этим типом. К концу войны SE5a использовалась в общей сложности 21 эскадрильей Британской империи , а также двумя подразделениями США. Многие из лучших асов союзников Великой войны летали на этом истребителе, в том числе Билли Бишоп , Эндрю Бошан-Проктор , Эдвард Мэннок и Джеймс МакКадден . Легендарный британский ас Альберт Болл поначалу пренебрежительно отзывался о SE5, но в конце концов одержал на нем 11 из 44 побед. Маккадден писал о SE5: «Было очень приятно находиться в машине, которая была быстрее, чем гунны, и знать, что можно убежать, когда станет слишком жарко». [16]
Шолто Дуглас , командовавший 84-й эскадрильей RFC , первоначально оснащенной SE5a, так охарактеризовал качества этого типа: «Комфортный, с хорошим круговым обзором, сохраняющий свои характеристики и маневренность на высоком уровне, устойчивый и быстро набирающий скорость». в пикировании, способный к очень точному масштабированию, полезный как в нападении, так и в защите, сильный в дизайне и конструкции, [и] обладающий надежным двигателем». [ нужна ссылка ]
Вскоре после перемирия SE5a был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании. Некоторое время он хранился в Канаде, а в 1921 году SE5a с двигателем Viper был доставлен в Японию Британской авиационной миссией при Императорском флоте Японии . [17]
Австралия получила 35 самолетов SE5a в рамках Императорского подарка в 1919 году, и этот тип оставался основным типом истребителей вновь сформированных RAAF до конца 1920-х годов.
После войны ряд машин нашли применение в гражданских полетах. 30 мая 1922 года первое использование скайрайтинга в рекламных целях написал «London Daily Mail произошло, когда Сирил Тернер, бывший офицер Королевских ВВС, черным дымом из SE5a в Дерби » . [18] Другие использовались для воздушных гонок ; один из таких частных самолетов выиграл гонку Кубка Морриса в 1927 году. [19]
Варианты
[ редактировать ]- SE5
- Первая серийная версия. Одноместный истребитель-биплан с поршневым двигателем Hispano-Suiza 8a мощностью 150 л.с. (112 кВт).
- SE5a
- Улучшенная серийная версия, оснащенная поршневым двигателем Hispano-Suiza 8B, 8Ba или 8Bb V-8 мощностью 200 л.с. (149 кВт) (ранняя версия) или Wolseley Viper мощностью 200 л.с. (149 кВт). поршневым двигателем
- SE5b
- Экспериментальный прототип с полуторапланным крылом, обтекаемой носовой частью и выдвижным радиатором.
- Эберхарт SE5e
- SE5a собран из запчастей американской компанией Eberhart Airplane , двигатель Wright-Hispano E мощностью 180 л.с. и обшитый фанерой фюзеляж, построено около 60 штук. [20] [7]
- ТЕ1
- Чертежи двухместного истребителя, описанного как «основанный на увеличенном SE5», были подготовлены в начале 1917 года - этот тип должен был иметь размах крыла 31 фут 3 дюйма, двигатель Hispano-Suiza 8 мощностью 200 л.с. вооруженный одним стреляющим вперед «Виккерсом» и «Льюисом», установленным на Скарфе, для наблюдателя. Было заказано шесть экземпляров (А 8951 — А 8956), но из-за успеха истребителя «Бристоль» и ввиду нехватки двигателей Hispano-Suiza ни один из них так и не был построен. [21]
Операторы
[ редактировать ]- Аргентина
- ВМС Аргентины - один самолет SE.5a, находился на вооружении с 1926 по 1929 год.
- Австралия
- Первая мировая война
- 2-я эскадрилья AFC во Франции.
- № 5 (учебная) эскадрилья AFC в Великобритании.
- 6-я (учебная) эскадрилья AFC - только один самолет.
- Пост-был
- Бразилия
- Aviação Militar (авиация бразильской армии) - один самолет SE.5a, подаренный Хэндли Пейджем, находившийся на вооружении в 1920 году.
- Канада
- Чили
- Ирландия
- Ирландская авиационная служба
- Ирландский авиационный корпус
- Польша
- Польские ВВС
- Польская 7-я воздушная эскадрилья эксплуатировала один SE5a в 1920 году, во время польско-советской войны. [22]
- ЮАР
- Великобритания
- № 1-я эскадрилья RAF
- № 17-й эскадрильи RAF
- № 24-я эскадрилья RAF
- № 29-й эскадрильи RAF
- № 30-я эскадрилья RAF
- № 32-я эскадрилья RAF
- № 40-я эскадрилья RAF
- № 41-я эскадрилья RAF
- № 47-я эскадрилья RAF
- № 50-я эскадрилья RAF
- № 56-я эскадрилья RAF
- № 60-я эскадрилья RAF
- № 61-я эскадрилья RAF
- № 64-я эскадрилья RAF
- № 68-я эскадрилья RAF
- № 72-й эскадрильи RAF
- № 74-й эскадрильи RAF
- № 78-й эскадрильи RAF
- № 81-я эскадрилья RAF
- № 84-й эскадрильи RAF
- № 85-й эскадрильи RAF
- № 87-й эскадрильи RAF
- № 92-я эскадрилья RAF
- № 93-я эскадрилья RAF
- № 94-я эскадрилья RAF
- № 111-й эскадрильи RAF
- № 143-й эскадрильи RAF
- № 145-й эскадрильи RAF
- 150-я эскадрилья RAF
- № 229-й эскадрильи RAF
- Соединенные Штаты
- Воздушная служба американского экспедиционного корпуса
- 25-я авиационная эскадрилья (ноябрь 1918 г.)
- ВМС США
Уцелевшие самолеты и копии
[ редактировать ]Оригиналы
[ редактировать ]
Оригинальный SE5a можно увидеть в коллекции Шаттлворта в Олд-Вордене , Англия, Великобритания. Первоначально этот самолет был серийным F904 , 84-й эскадрильи RAF затем с сентября 1923 по февраль 1932 года летал под номером G-EBIA . [23] Он хранился между 1933 и 1955 годами, прежде чем был восстановлен до летного состояния сотрудниками Королевского авиационного завода , а затем передан в коллекцию Шаттлворта. В 2007 году был проведен масштабный ремонт этого самолета. Он был перерегистрирован как G-EBIA , сначала окрашивался как D7000 , затем как F904 . [23]
Оригинальный SE5e можно увидеть в Национальном музее ВВС США в Дейтоне , штат Огайо, США. Музей приобрел SE5e в дар от имения подполковника Уильяма К. Ламберта , отставного ВВС США, аса Первой мировой войны, одержавшего 21,5 победы. Ламберт летал на SE5a в качестве американского члена Королевского летного корпуса и Королевских ВВС. Фонд Музея ВВС также помог приобрести самолет. На нем изображен SE5e 18-й штабной эскадрильи, Боллинг Филд, Вашингтон, округ Колумбия, 1925 год. [24]
Еще четыре оригинальных планера статически выставлены в: Музее науки , Лондон, Великобритания; Музей Королевских ВВС , Лондон, Великобритания; Южноафриканский национальный музей военной истории , Йоханнесбург, Южная Африка; и Австралийский военный мемориал , Канберра, Австралия. [ нужна ссылка ]
Репродукции
[ редактировать ]
Две полномасштабные копии самолетов SE5a были построены компанией Miles Aircraft в 1965 году для использования в кинопроизводстве и были переданы в реестр гражданских самолетов Ирландии в 1967 году, когда оба использовались в сценах полета в военном фильме 1966 года «Синий Макс» . [25]
Три летные копии (обозначенные SE5a-1), а также один статический экземпляр были изготовлены компанией Vintage Aviator Limited в Новой Зеландии. По данным группы, репродукция самолета, ставшая первым проектом компании, сочетала в себе некоторые аутентичные компоненты, такие как используемые двигатели Hispano, с недавно изготовленными деталями на основе оригинальных архивных чертежей. [26]

В Музее авиации в Сиэтле , штат Вашингтон , США выставлена репродукция SE.5a, которую Бобби Стралман и его партнеры выполнили для коллекционера Дуга Чамплина в 1989 году. На этой репродукции изображены один пулемет Vickers калибра .303 и один пулемет Lewis калибра .303, а также Схема окраски американского аса Джорджа Вона, служившего в Королевском летном корпусе. SE.5 выставлялся в музее истребителей Чамплина в Месе , штат Аризона , США, пока коллекция не была перевезена в Сиэтл в 2003 году. [27]
Вымышленные изображения
[ редактировать ]
Королевский авиационный завод SE5 изображался как в оригинальных, так и в копиях самолетов в различных фильмах. К ним относятся «Крылья» (1927), «Ангелы ада» (1930), «Полет в Рио» (1933), «Багровый роман» (1934), «Летчик-испытатель» (1939) и «Авиатор» (2004). [28] Переоборудованный учебно-туристический самолет Stampe et Vertongen SV.4 использовался для изображения SE5 в англо-французском фильме 1976 года Aces High .
В фильме 1971 года «Цеппелин» упоминается использование SE5 в качестве оружия для защиты от немецких цеппелинов , атаковавших Великобританию во время Первой мировой войны . Однако действие фильма происходит осенью 1915 года, за полтора года до того, как SE 5 поступил на вооружение эскадрильи. В сцене воздушного боя в конце фильма представлены копии SE5a. [28]
Технические характеристики (SE5a)
[ редактировать ]

Данные Южноафриканского национального музея военной истории. [29] Винтажный авиатор [12]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 20 футов 11 дюймов (6,38 м)
- Верхний размах крыла: 26 футов 7 дюймов (8,10 м)
- Верхняя хорда: 60 дюймов (1,52 м)
- Размах нижнего крыла: 26 футов 7 дюймов (8,10 м)
- Нижний пояс: 60 дюймов (1,52 м)
- Высота: 9 футов 6 дюймов (2,90 м)
- Площадь крыла: 244 кв. футов (22,7 м 2 )
- Профиль крыла : РАФ15
- Пустой вес: 1410 фунтов (640 кг)
- Полная масса: 1935 фунтов (878 кг)
- Максимальный взлетный вес: 1988 фунтов (902 кг)
- Гусеница ходовой части: 60 дюймов (1,5 м)
- Силовая установка: 1 Hispano-Suiza 8 или Wolseley Viper V8 с водяным охлаждением двигатель , мощностью 150 л.с. (110 кВт)
- Гребные винты: 2- или 4-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага, диаметром 7 футов 9 дюймов (2,36 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 138 миль в час (222 км/ч, 120 узлов)
- Дальность: 300 миль (480 км, 260 миль)
- Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
- Нагрузка на крыло: 7,93 фунта/кв. футов (38,7 кг/м). 2 )
Вооружение
- Оружие:
- 1 калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , стреляющий вперед, пулемет Vickers с прерывателем Constantinesco
- калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) 1 пистолет Льюиса на установке Фостера на верхнем крыле
- Бомбы:
- по 25 фунтов (11 кг) 4 бомбы Купер , по две под каждым нижним крылом, сбрасываются в порядке 2, 3, 4, 1.
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Известные пилоты SE5
- Альберт Болл , VC, DSO и два бара, MC
- Мик Мэннок , венчурный капиталист, DSO и два бара, MC и бар
- Джеймс МакКадден , венчурный капиталист, DSO и адвокатура, MC и бар, MM
- Эндрю Бошан-Проктор , венчурный капиталист, DSO, MC и бар, DFC
- Сесил Льюис , MC
- Томас Герберт , Британский крест за выдающиеся летные заслуги и американский крест за выдающиеся заслуги. Будущий генеральный прокурор штата Огайо, губернатор штата Огайо и судья Верховного суда штата Огайо.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "RAF SE 5 - SE 5A." Архивировано 23 августа 2012 года в Wayback Machine Austin Memories , дата обращения: 26 июля 2009 года.
- ^ Джексон 2007, с. 18.
- ^ Заяц 2013, с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Чизмен 1960, с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Ниджбоер и Паттерсон, 2016, стр. 20, 23.
- ^ "SE5A." Британский справочник самолетов . Проверено: 11 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Эберхарт SE-5E». Национальный музей ВВС США , 7 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ниджбоер и Паттерсон 2016, с. 20.
- ^ Jump up to: а б Мортимер 2014, с. 66.
- ^ Заяц 2013, с. 86.
- ^ Заяц 2013, стр. 98-100.
- ^ Jump up to: а б с д и «История SE.5A». thevintageaviator.co.nz . Проверено: 26 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Полет на SE.5а». thevintageaviator.co.nz , дата обращения: 8 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2007, с. 11.
- ^ Брюс 1953, с. 87.
- ^ МакКадден 2000 (1919), с. 168.
- ^ Брюс, Джон Макинтош (1957), British Aeroplanes, 1914–18 , Лондон: Патнэм, стр. 454, ISBN 9789070040239
- ^ МакВиртер, Норрис ; МакВиртер, Алан Росс , ред. (1975), Новая Книга рекордов Гиннеса: 22-е издание , Guinness World Records Limited, стр. 89, ISBN 0900424265
- ^ «Успешный дебют частного владельца» , Flight , XIX (963): 380, 8 июня 1927 г.
- ^ Заяц 1990, с. 297.
- ^ Заяц, 1990 стр.298.
- ^ Копаньский 2001, стр. 51–53.
- ^ Jump up to: а б «РАФ SE5а». Архивировано 23 июля 2019 года в Wayback Machine Shuttleworth , дата обращения: 8 января 2017 года.
- ^ "Эберхарт SE-5E." Архивировано 11 января 2012 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США 18 июня 2009 года. Дата обращения: 19 августа 2011 года.
- ^ Бек 2016, с. 301.
- ^ «Строительство SE.5A». thevintageaviator.co.nz , дата обращения: 8 января 2017 г.
- ^ "Репродукция Королевского авиационного завода SE5a". Музей авиации , дата обращения: 8 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бек 2016, с. 317.
- ^ Блейк, Артур. «Цвета неба, Часть II – SE 5a». Южноафриканский национальный музей военной истории . Проверено: 26 июля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Саймон Д. Спутник наблюдателя за самолетами по кино и телевидению . МакФарланд, 2016. ISBN 1-47662-293-0 .
- Брюс, Дж. М. « SE5: исторический военный самолет № 5 ». Рейс , 17 июля 1953 г., стр. 85–89, 93.
- Брюс, Дж. М. «SE5A». Самолет в профиль, Том 1/Часть 1 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1965 (пересмотренное 4-е издание, 1975 г.). ISBN 0-85383-410-5 .
- Чизмен. Истребительная авиация войны 1914–1918 годов . Летчворт: Харлифорд, 1960.
- Фрэнкс, Норман LR SE 5/5a Асы Первой мировой войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2007. ISBN 1-84603-180-X .
- Хэйр, Пол Р. «Гора тузов - Королевский авиационный завод SE5a». Страуд, Великобритания: Fonthill Media, 2013. ISBN 978-1-78155-115-8
- Хэйр, Пол Р. Королевский авиационный завод . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN 0-85177-843-7 .
- Джексон, Роберт. Величайший самолет Британии . Перо и меч, 2007. ISBN 1-84415-600-1 .
- Копаньски, Томаш Ян. Британские самолеты в ВВС Польши 1918–1930 гг. (на польском языке). Варшава: Беллона, 2001. ISBN 83-11-09315-6 .
- МакКадден, Джеймс «Флаинг Фьюри: пять лет в Королевском летном корпусе» . Лондон: Гринхилл, 2000 (перепечатка издания 1919 года). ISBN 1-85367-406-0 .
- Мортимер, Гэвин. Первые орлы: бесстрашные американские асы, летавшие в составе Королевских ВВС во время Первой мировой войны . Вояжёр Пресс, 2014. ISBN 0-76034-639-9 .
- Ниджбоер, Дональд и Дэн Паттерсон. Боевые кабины: в кресле пилота великих военных самолетов от Первой мировой войны до наших дней . Вояжёр Пресс, 2016. ISBN 0-76034-956-8 .
- Стертивант, Рэй ИСО и Гордон Пейдж. Файл SE5 . Танбридж-Уэллс, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1996. ISBN 0-85130-246-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Обход SE.5a». - Галерея изображений проекта репродукции SE5a в The Vintage Aviator Ltd, Новая Зеландия.
- «История SE.5а». – Статья об истории SE5a, написанная The Vintage Aviator Ltd, Новая Зеландия.
- «Английский одноместный истребитель SEVA» - современный немецкий отчет (на Deutsche Luftfahrer Zeitschrift ) о SE.5, переведенный на «Полет».
- Видео репродукции SE 5a с двигателем Wright-Hispano V8 времен Первой мировой войны, строящимся в Техасе