№ 84-й эскадрильи RAF
№ 84-й эскадрильи RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный |
|
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Многоцелевая вертолетная поддержка |
Часть | Британские войска на Кипре |
Домашняя станция | RAF Акротири , Кипр |
Девиз (ы) | Скорпионы жалят ( на латыни «укус скорпиона»). |
Боевые почести |
|
Командиры | |
Примечательный командиры | |
Знаки отличия | |
Геральдика эскадрильи | Скорпион Ближним , отражающий давнюю связь эскадрильи с Востоком . Утвержден королем Георгом VI в декабре 1936 года. |
Коды эскадрилий | УР (апрель 1939 г. - сентябрь 1939 г.) Вирджиния (сентябрь 1939 г. - март 1941 г.) ПЯ (январь 1945 г. - декабрь 1946 г.) ♠ ♥ ♣ ♦ ( Уэссекс и Гриффин ) |
Самолет летал | |
Многоцелевой вертолет | Вестленд/Аэробус Вертолеты Puma HC.2 [1] |
84-я эскадрилья Королевских ВВС в настоящее время представляет собой поисково-спасательную эскадрилью, базирующуюся на авиабазе Королевских ВВС Акротири и использующую вертолеты Westland/Airbus Helicopters Puma HC Mk.2 . В 2023 году эскадрилья перешла с ранее эксплуатировавшегося Bell Griffin HAR.2 на Puma HC.2. [1]
По состоянию на 2016 год [update], 84-я эскадрилья - единственная действующая эскадрилья Королевских ВВС, которая никогда не базировалась в Соединенном Королевстве. [2] В настоящее время это одна из двух оперативных частей Поисково-спасательных сил Королевских ВВС, оставшихся в строю (вторая - Горно-спасательная служба Королевских ВВС ) после прекращения усилий Великобритании 5 октября 2015 года. [3]
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]84-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была сформирована 16 февраля 1917 года в Ист-Болдре (Больё). [4] под командованием майора Хейзелтона Николла . [5] Для учебных целей он был оснащен различными типами самолетов, включая Avro 504 Ks, Curtiss JN , Royal Aircraft Factory BE2 , Royal Aircraft Factory BE12 , Nieuport 12 и Sopwith 1½ Strutters . [6] [7] Эскадрилья начала получать запланированное боевое оборудование - одноместный истребитель Королевского авиационного завода SE5a - в июле 1917 года, хотя сначала у ее SE.5as были проблемы с двигателем, что задержало работу эскадрильи. 8 августа Николла на посту командира сменил опытный майор Шолто Дуглас , который уже командовал 43-й эскадрильей . [6]
В сентябре 1917 года эскадрилья перебралась во Францию для службы на Западном фронте , оснащенная SE.5as. [8] Первоначальными операциями были патрулирование и сопровождение Фландрии . [9] а когда в ноябре-декабре того же года произошла битва при Камбре , эскадрилья выполняла верхнее прикрытие самолетов, выполняющих наземные атаки и артиллерийские корректировки, одновременно противодействуя попыткам Германии атаковать британские войска. [9] [10] С декабря 1917 года эскадрилья вошла в состав 5-й бригады Королевского лётного корпуса, действовавшей при поддержке Пятой британской армии . [11] В январе 1918 года к своим обычным обязанностям истребителей она добавила штурмовые операции, при этом эскадрилья активно участвовала в штурмовых операциях во время весеннего наступления Германии в марте 1918 года. [9] Одной из специализаций эскадрильи было уничтожение немецких наблюдательных аэростатов . [9] с одним из пилотов эскадрильи Эндрю Бошампом-Проктором , заявившим, что было уничтожено 16, а также 22 самолета противника. Бошан-Проктор был награжден Крестом Виктории за свои усилия. [12] Всего к концу войны 11 ноября 1918 года эскадрилья уничтожила 129 немецких самолетов и 50 воздушных шаров. [9] Эскадрилья дислоцировалась в Германии в составе британских оккупационных сил до августа 1919 года, после чего отказалась от своих SE.5 и вернулась в Соединенное Королевство в качестве кадрового состава в августе 1919 года. Она была расформирована 30 января 1920 года. [13]
Среди асов эскадрильи во время Первой мировой войны были Эндрю Бошан-Проктор, Хью Сондерс и Уолтер А. Саути . [14]
Между войнами
[ редактировать ]
Эскадрилья была реформирована 13 августа 1920 года в Багдаде в Ираке , а в сентябре перебралась в Шайбу , где оставалась в течение следующих 20 лет. [15] Его первоначальным оборудованием был DH.9A (до января 1929 г.), который был заменен на Wapitis (начало июля 1928 г.), [15] Винсент (декабрь 1935 г.) [16] и Blenheims Mk.Is (февраль 1939 г.). [17]
Один из артефактов отряда — пара розовых трусиков с оборками, известных как «Трусики Джейн». Их подарила эскадрилье в 1936 году Джейн Ньюман (дебютантка из Австралии), которую спасла 84-я эскадрилья, когда ее самолет разбился в Западной пустыне. [4] Эта история может быть более точно связана с местонахождением и спасением самолета Vickers Vincent из 84-й эскадрильи Imperial Airways Хэндли Пейджа Х.П. 42E G-AAUC Horsa совершил вынужденную посадку 29 августа 1936 года в Аравийской пустыне к югу от Салва-Уэллс в Катаре , пролетев над Бахрейна аэропортом . Мисс Джейн Уоллес Смит, американская писательница, названа презентатором нижнего белья для эскадрильи. [18]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Свой первый боевой вылет в войне эскадрилья совершила 15 августа 1940 года, когда шесть самолетов «Бленхейм» 84-й эскадрильи, переправлявшихся из Ирака в Аден для усиления базировавшихся там эскадрилий «Бленхейм», столкнулись с итальянским Savoia-Marchetti SM.81 возле острова Камаран и сбил его. [19] Он переехал в Гелиополис в Египте в сентябре 1940 года, действуя с передовых баз в Фуке и Котаифии для операций против немцев с октября 1940 года. [20] Итальянское вторжение в Грецию в октябре 1940 года привело к тому, что Великобритания отвлекла большую часть своих воздушных сил на поддержку греков, и в ноябре 1940 года 84-я эскадрилья была переброшена в Грецию. [21] Эскадрилья действовала из Мениди недалеко от Афин , первоначально бомбила итальянские войска на албанском фронте, но когда итальянское наступление застопорилось в декабре 1940 года, переключилась на атаки на порт Валона и аэродром Берат , оба в оккупированной Италией Албании . [22] В апреле 1941 года немецкие войска вторглись в Грецию , быстро прорвав оборону Греции и Великобритании, а немногие уцелевшие Бленхеймы были эвакуированы через Крит 21 апреля. [23]

Эскадрилья перебралась в авиабазу RAF Aqir в Палестине 27 апреля из-за напряженности в отношениях между Великобританией и Ираком. [24] Когда боевые действия 2 мая вспыхнули , когда иракские войска угрожали базе ВВС Великобритании в Хаббании , к западу от Багдада , 84-я эскадрилья поддержала силы, отправленные на помощь Хаббании. [25] а когда Германия и Италия направили авиационные подкрепления в Ирак через аэродромы в Виши-Французской Сирии, нанесли удары по этим аэродромам. [26] Операции против иракских войск продолжались до 31 мая, когда прогерманский премьер-министр Ирака Рашид Али бежал и было подписано перемирие. [27] Затем эскадрилья приняла участие во вторжении в Сирию и Ливан . [28] участие в атаках на французские аэродромы Виши и разведывательных миссиях. [29] 25–28 августа 1941 года эскадрилья принимала участие в англо-советском вторжении в Иран . [30] К ноябрю он вернулся в Египет и начал операции в Западной пустыне. [31] [32]
В результате японского вторжения в Малайю 84-я эскадрилья стала одной из нескольких эскадрилий, которым было приказано усилить силы Великобритании и Содружества на Дальнем Востоке. [33] с эскадрильей, прибывшей на Суматру в конце января 1942 года. [34] Эскадрилья была эвакуирована на Яву в феврале 1942 года после японского вторжения на Суматру . [35] но потерял оставшиеся «Бленхеймы» и двадцать человек своего личного состава во время битвы при Калиджати , когда японские войска атаковали и захватили базу бомбардировщиков Королевских ВВС на Яве. [36] [37] В марте 1942 года одиннадцать членов 84-й эскадрильи захватили спасательную шлюпку и отплыли с Явы, спасаясь от наступающих японских войск. Через 47 дней они приземлились на северо-западе Австралии. Спасательная шлюпка получила название «Скорпион» в честь значка эскадрильи. [38]
Эскадрилья реформировалась в Карачи 17 марта 1942 года, перебралась на аэродром Дриг-Роуд 1 апреля, оснастилась дополнительными Бленхеймами и перебралась в Кветту в июне, где отказалась от своих Бленхеймов. В декабре 1942 года эскадрилья, ныне базирующаяся в Визагапатаме на восточном побережье Индии (ныне известная как Вишакхапатнам), получила плановое оперативное оборудование — Vultee Vengeance пикирующий бомбардировщик . [13] Обучение было отложено из-за медленных поставок «Возмездий», и в то время как другие эскадрильи начали операции в марте, 84-я эскадрилья в апреле перебралась на Цейлон , чтобы охранять остров от потенциального нападения японцев. [39] [40] Эскадрилья сменила 45-ю эскадрилью, базировавшуюся в Кумбхирграме в Ассаме , 10 февраля и выполнила свой первый оперативный вылет на «Мести» 16 февраля. [41] [37] Он совершил полет на «Мести» в поддержку второй Чиндитской операции в тылу Японии. [42] и против японского наступления на Импхал и Кохиму . [41] [43]
После отступления японцев из Импхала и Кохимы было решено вывести «Весть» из боевой службы в Бирме, поскольку более универсальные истребители-бомбардировщики становились доступными во все большем количестве, и «Весть» уже не сможет выполнять свои обычные бомбардировочные атаки с пикирования. муссонов . начался сезон [41] 84-я эскадрилья совершила свой последний бомбардировочный налет на «Мести» 16 июля. [44] После ухода с линии фронта эскадрилья отказалась от своих «Возмездий» и использовала Airspeed Oxfords для обучения своих экипажей на двухмоторных самолетах в рамках подготовки к эксплуатации De Havilland Mosquitos . [45] но «Москиты» он получил только в феврале 1945 года. [13] [46] Когда в сентябре 1945 года закончилась Вторая мировая война, он все еще тренировался. [8]
Послевоенный
[ редактировать ]эскадрилья перебралась в Сингапур . В сентябре 1945 года [8] но в ноябре на Яву был отправлен отряд в ответ на индонезийскую войну за независимость , выполнявшую разведывательные и бомбардировочные миссии против индонезийских республиканских сил. [47] Остальная часть эскадрильи перебралась на Яву в январе 1946 года, оставаясь там до мая, когда перебралась в Куала-Лумпур в Малайе . [40] К этому времени у «Москитов» эскадрильи возникли структурные проблемы, вызванные дефектами склейки. [48] а в ноябре 1946 года эскадрилья была перевооружена на Bristol Beaufighter , на которых она летала до марта 1949 года, перевооружившись на Bristol Brigands в Королевских ВВС Хаббания в Ираке. [15] [49] став первой эскадрильей, оснащенной «Разбойниками». [50]
В феврале 1950 года четыре «Бриганда» были отправлены в Могадишо , присоединившись к отряду 8-й эскадрильи поддержки вывода британских войск из Сомали. [51] В апреле 1950 года эскадрилья была переведена в RAF Tengah в Сингапуре для участия в операции Firedog, ответе RAF на малайскую чрезвычайную ситуацию . [13] «Разбойники» наносили удары по опорным пунктам повстанцев с применением оружия, ракет и бомб. На операции повлиял ряд проблем с «Бригандом», в том числе потеря нескольких самолетов из-за взрывов пушек, в результате чего самолетам было запрещено стрелять из орудий в течение нескольких месяцев, проблемы с винтами самолета, что снова привело к потере несколько самолетов и образование трещин на обшивке, из-за чего бомбовая нагрузка «Бриганда» была ограничена. В январе 1953 года, после крушения «Бриганда» после того, как одно из его крыльев вышло из строя во время пикирования, «Бриганды» эскадрильи были навсегда остановлены. [52]
Эскадрилья была расформирована 20 февраля 1953 года, но в тот же день 204-я эскадрилья , транспортная эскадрилья, оснащенная самолетами Vickers Valettas, базирующаяся на авиабазе RAF Fayid в Египте, была переименована в 84-ю эскадрилью. [13] [53] Эскадрилья использовалась в основном для выполнения обычных транспортных полетов по Ближнему Востоку. [53] пока британские войска не покинули Египет в марте 1956 года, а эскадрилья не перебралась в ВВС Великобритании в Никосии на Кипре . [54] Эскадрилья приняла участие в операции «Мушкетер» — англо-французском вторжении в Египет во время Суэцкого кризиса в ноябре 1956 года, её «Валетты» осуществляли десантирование парашютистов. [54] [55] Эскадрилья перебралась в Королевские ВВС Хормаксар , Аден, в январе 1956 года, выполняя транспортные операции вокруг Аравийского полуострова и, в частности, поддерживая британскую армию в Аденском протекторате . [53] [54] В июне 1958 года он получил группу четырехмоторных тяжелых транспортников Blackburn Beverley в дополнение к своим Valetta, а в августе 1960 года эскадрилья Valetta была выделена в 233-ю эскадрилью RAF . [53] [54] В конце 1967 года «Беверли» был заменен на « Хокер Сиддели Андовер» , а когда британские войска покинули Аден, эскадрилья перебралась в ВВС Великобритании в Шардже , затем в Договорных Штатах (ныне Объединенные Арабские Эмираты ). Эскадрилья была расформирована в Мухарраке 31 октября 1971 года. [15]
Кипр
[ редактировать ]
Эскадрилья была реформирована 17 января 1972 года из 1563-го полка и отряда из 230-й эскадрильи. [15] с самолетами Westland Whirlwind HAR.10, приписанными к британским вооруженным силам на Кипре в ВВС Великобритании в Акротири , с отрядом в международном аэропорту Никосии . В обязанности входила поддержка операций Сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), а также поисково-спасательные операции на всей территории южного Кипра. [56] [57] Чтобы выполнить эту двойную роль, эскадрилья была разделена на два звена: звено «А», базировавшееся в Акротири для выполнения поисково-спасательных операций, с вертолетами, окрашенными в желтый цвет, и звено «В» для поддержки ООН в Никосии с замаскированными вертолетами. отмечены бледно-голубыми полосами, соответствующими синим беретам миротворцев ООН, [58] [59] но без знаков отличия или названий Королевских ВВС на вертолетах группы B. [60] После того, как Обзор обороны 1975 года привел к выводу эскадрилий Королевских ВВС из Средиземного моря, 84-я эскадрилья была единственной эскадрильей Королевских ВВС, постоянно базировавшейся на Кипре, делящей Акротири с истребительными эскадрильями Королевских ВВС, посещавшими остров для посещения лагерей практики по вооружению. [61] Позже (декабрь 1981 г.) эскадрилья заменила Whirlwind на Westland Wessex HC.2. [62] а еще позже (июнь 1984 г.) с Westland Wessex HU.5C. Это была последняя эскадрилья, использовавшая Westland Wessex. [2] Wessex HU.5C был снят с производства в феврале 1995 года. [63] Эти два звена были объединены, когда после переоборудования на «Уэссекс» эскадрилья сократилась до пяти вертолетов, но ее вертолеты сохранили голубую полосу вокруг хвоста. [58] [59]
84-я эскадрилья была первым контингентом Королевских ВВС, прибывшим в Бейрут во время ливанского кризиса 1983 года. Это привело к эвакуации миротворческих сил из города. [54] Ответственность за гражданские поисково-спасательные работы в конечном итоге была передана Авиационному подразделению полиции Кипра . [57]

В январе 2003 года эскадрилья отказалась от своих «Уэссексов», заменив их четырьмя вертолетами Bell Griffin HAR.2 , принадлежащими подрядчикам, но управляемыми военными, основными обязанностями которых были поиск и спасение в поддержку британских войск на Кипре, а также выполнение транспортных операций для подразделений британской армии. на базе острова. [64] 31 марта 2023 года эскадрилья заменила свои Griffins на Westland/Airbus Helicopters Puma HC.2 . [1]
Символы
[ редактировать ]Знак эскадрильи, утвержденный Георгом VI в декабре 1936 года, — скорпион. [2] и его девиз - «Scorpiones pungunt », что на латыни означает «жало скорпиона». [65]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]По словам Джеффорда, ниже приводится полный список самолетов, эксплуатируемых 84-й эскадрильей. [66]
|
|
Известные члены эскадрильи
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Возможности использования вертолетов RAF Akrotiri переводятся с Griffin на Puma» . Королевские ВВС . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «84-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 1 сентября 2008 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ «Sea King завершает последний боевой вылет ВВС Великобритании» . 5 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Трейси (13 января 2017 г.). «Заморская эскадрилья Королевских ВВС». Новости РАФ . № 1410. Хай Уиком: Королевские ВВС. п. 21. ISSN 0035-8614 .
- ^ Neate 1994 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Нейт 1994 , с. 8.
- ^ Брюс 1982 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б с Галлей 1980 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Роулингс 1969 , с. 203.
- ^ Джонс 1934 , с. 244.
- ^ Джонс 1934 , с. 288.
- ^ Джонс 1937 , с. 544.
- ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980 , стр. 122–123.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980 , с. 123.
- ^ Филпотт 2008 , с. 185.
- ^ Филпотт 2008 , с. 186.
- ^ Neate 1994 , с. 31.
- ^ Шорс 1996 , с. 52
- ^ Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , стр. 66, 70.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 74.
- ^ Бевингтон-Смит 1981 , стр. 28–29.
- ^ Бевингтон-Смит 1981 , стр. 31–32.
- ^ Шорс 1996 , с. 166.
- ^ Шорс 1996 , стр. 175–176, 178.
- ^ Шорс 1996 , стр. 181–183, 186–187.
- ^ Шорс 1996 , стр. 192–3, 195.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , стр. 209–210.
- ^ Шорс 1996 , стр. 246–248.
- ^ Шорс 1996 , стр. 272–275.
- ^ Мойес 1964 , стр. 116–117.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 282.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , стр. 158–159.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 50.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 193.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 295–302.
- ^ Jump up to: а б Мойес 1964 , с. 116.
- ^ Вилы 2008 , с. 60.
- ^ Shores & Smith Air Enthusiast № 5 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Мойес 1964 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Shores & Smith Air Enthusiast № 5 , с. 36.
- ^ Шорс 2005 , с. 188.
- ^ Шорс 2005 , с. 196.
- ^ Шорс 2005 , с. 249.
- ^ Шорс 2005 , стр. 276–277.
- ^ Ламинг 1994 , с. 66.
- ^ Sharp & Bowyer 1995 , стр. 267–268.
- ^ Sharp & Bowyer 1995 , стр. 383–384.
- ^ Парри 2002 , с. 41.
- ^ Краучман 1999 , с. 24.
- ^ Краучман 1999 , с. 25.
- ^ Краучман 1999 , стр. 25–27.
- ^ Jump up to: а б с д Роулингс 1982 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с д и Эшворт 1989 , с. 162.
- ^ Джексон 1980 , с. 115.
- ^ Грин и Суонборо 1976 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Дегреф и Борреманс 2006 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Myall Aeromilitaria 1990 № 3 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Эшворт 1989 , с. 163.
- ^ Калверт 1981 , с. 371.
- ^ Калверт 1981 , с. 369.
- ^ Галлей 1980 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б Март 1996 г. , с. 78.
- ^ Дегреф и Борреманс 2006 , стр. 76–77.
- ^ Пайн 1983 , с. 206 .
- ^ Джеффорд 2001 , с. 53.
- ^ «Возможности использования вертолетов RAF Akrotiri переводятся с Griffin на Puma» . Королевские ВВС . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 371.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , стр. 346–347.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 151.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 179.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 194.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , стр. 331–332.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 108.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 262.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , стр. 258–259.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , с. 90.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 235.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 196.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 361.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 213.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 104.
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Кембридж: Патрик Стивенс.
- Бевингтон-Смит, Эрик (август – ноябрь 1981 г.). «Королевские ВВС в Греции 1940–41». Любитель воздуха . Нет. Шестнадцать. стр. 26–32. ISSN 0143-5450 .
- Бойер, Чез. Москитные эскадрильи Королевских ВВС . Лондон: Ian Allan Ltd., 1984. ISBN 0-7110-1425-6 .
- Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30084-Х .
- Калверт, Денис Дж. (август 1981 г.). «Вихри над Кипром». Иллюстрированные самолеты . Том. 14, нет. 8. С. 369–371. ISSN 0002-2675 .
- Краучман, Алан Ф. (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Последний из« колониальных полицейских »? Иногда саморазрушительный бандит Бристоля». Любитель воздуха . № 83. С. 22–59. ISSN 0143-5450 .
- Деграеф, Стефан; Борреманс, Эдвин (2006). «Отчет подразделения: 84-я эскадрилья: поисково-спасательная операция над Кипром». Международный обзор авиации . Том. 20. С. 76–79. ISSN 1473-9917 .
- Грин, Вт; Суонборо, Дж. (1976). Ежегодник Королевских ВВС за 1976 год . Бромли: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
- Халли, Джеймс Дж. (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-083-9 .
- Джексон, Роберт (1980). Суэц, 1956 год: операция «Мушкетер» . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0944-9 .
- Джеффорд, CG (2001). Эскадрильи Королевских ВВС, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing. ISBN 1-84037-141-2 .
- Джонс, HA (1934). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. IV . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Джонс, HA (1937). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. VI . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Ламинг, Тим (1994). Руководство Королевских ВВС . Лондон: Касселл. ISBN 1-85409-190-5 .
- Марш, Питер Р. (1996). Ежегодник Королевских ВВС, 1996 год . Фэрфорд , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
- Мойес, Филип (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
- Майалл, Эрик (1990). «Поисково-спасательные службы Королевских ВВС (за рубежом)». Аэромилитария . №3. Эйр-Британия. стр. 67–70.
- Нит, Дон (1994). Укус скорпиона: история 84-й эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-222-Х .
- Парри, Саймон В. (2002). Бофайтер – в центре внимания . Уолтон-на-Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN 9780953806126 .
- Пайн, LG (1983). Словарь девизов . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9339-Х .
- Филпотт, Ян (2008). Королевские ВВС с 1930 по 1939 год, Том II Перевооружение . Барнсли, Великобритания: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-391-6 .
- Вилы, Грэм (2008). Королевские ВВС день за днем . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN 978-0-7509-4309-3 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co., (Publishers) Ltd.
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Jane's Publishing Company Ltd. Лондон: ISBN 0-7106-0187-5 .
- Шарп, К. Мартин; Бойер, Майкл Дж. Ф. (1995). Комар . Уилмслоу, Великобритания: ISBN Crécy Publishing Ltd. 0-947554-41-6 .
- Шорс, Крис; Смит, Фрэнк (ноябрь 1977 г. - февраль 1978 г.). «Ныряющая месть». Любитель воздуха . № 5. С. 29–43.
- Шорс, Кристофер Ф.; Фрэнкс, Норман Л.Р.; Гость, Рассел (1990). Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-19-4 .
- Шорс, Кристофер (1996). Облака пыли на Ближнем Востоке: воздушная война за Восточную Африку, Ирак, Сирию, Иран и Мадагаскар, 1940–42 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-37-Х .
- Шорс, Кристофер (2005). Воздушная война за Бирму: ВВС союзников отбиваются в Юго-Восточной Азии, 1942–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-904010-95-4 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-908117-07-6 .
- Уилсон, Кейт (2015). РАФ в камере, 1950-е годы . Барнсли , Великобритания: Перо и меч. ISBN 9781473827950 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 84-я эскадрилья на сайте RAF
- Ассоциация 84-й эскадрильи
- Истории эскадрилий № 81–85 на RAFweb
- Раздел сайта «История вертолетов» для 84-й эскадрильи
- Личный отчет о полетах на самолете Bristol Brigand во время чрезвычайной ситуации в Малайзии в составе 84-й эскадрильи Королевских ВВС Тенга - Терри Стрингер.
- Воинские части и соединения, созданные в 1917 году.
- Эскадрильи самолетов Королевских ВВС
- 1917 заведений в Соединенном Королевстве
- Эскадрильи Королевского летного корпуса
- Воинские части и соединения в Подмандатной Палестине во Второй мировой войне
- Воинские части и соединения в Британском Сомалиленде во Второй мировой войне
- Военные суверенных базовых территорий Акротири и Декелия