Jump to content

№ 84-й эскадрильи RAF

№ 84-й эскадрильи RAF
Значок эскадрильи
Активный
  • 7 января 1917 г. - 30 января 1920 г.
  • 13 августа 1920 г. - 20 февраля 1953 г.
  • 20 февраля 1953 г. - 31 октября 1971 г.
  • 17 января 1972 – настоящее время
Страна Великобритания Великобритания
Ветвь Королевские ВВС
Тип Летающая эскадрилья
Роль Многоцелевая вертолетная поддержка
Часть Британские войска на Кипре
Домашняя станция RAF Акротири , Кипр
Девиз (ы) Скорпионы жалят
( на латыни «укус скорпиона»).
Боевые почести * Награды, отмеченные звездочкой, указаны на штандарте эскадрильи.
Командиры
Примечательный
командиры
Знаки отличия
Геральдика эскадрильи Скорпион Ближним , отражающий давнюю связь эскадрильи с Востоком . Утвержден королем Георгом VI в декабре 1936 года.
Коды эскадрилий УР (апрель 1939 г. - сентябрь 1939 г.)
Вирджиния (сентябрь 1939 г. - март 1941 г.)
ПЯ (январь 1945 г. - декабрь 1946 г.)
( Уэссекс и Гриффин )
Самолет летал
Многоцелевой вертолет Вестленд/Аэробус Вертолеты Puma HC.2 [1]

84-я эскадрилья Королевских ВВС в настоящее время представляет собой поисково-спасательную эскадрилью, базирующуюся на авиабазе Королевских ВВС Акротири и использующую вертолеты Westland/Airbus Helicopters Puma HC Mk.2 . В 2023 году эскадрилья перешла с ранее эксплуатировавшегося Bell Griffin HAR.2 на Puma HC.2. [1]

По состоянию на 2016 год , 84-я эскадрилья - единственная действующая эскадрилья Королевских ВВС, которая никогда не базировалась в Соединенном Королевстве. [2] В настоящее время это одна из двух оперативных частей Поисково-спасательных сил Королевских ВВС, оставшихся в строю (вторая - Горно-спасательная служба Королевских ВВС ) после прекращения усилий Великобритании 5 октября 2015 года. [3]

Первая мировая война

[ редактировать ]

84-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была сформирована 16 февраля 1917 года в Ист-Болдре (Больё). [4] под командованием майора Хейзелтона Николла . [5] Для учебных целей он был оснащен различными типами самолетов, включая Avro 504 Ks, Curtiss JN , Royal Aircraft Factory BE2 , Royal Aircraft Factory BE12 , Nieuport 12 и Sopwith 1½ Strutters . [6] [7] Эскадрилья начала получать запланированное боевое оборудование - одноместный истребитель Королевского авиационного завода SE5a - в июле 1917 года, хотя сначала у ее SE.5as были проблемы с двигателем, что задержало работу эскадрильи. 8 августа Николла на посту командира сменил опытный майор Шолто Дуглас , который уже командовал 43-й эскадрильей . [6]

В сентябре 1917 года эскадрилья перебралась во Францию ​​для службы на Западном фронте , оснащенная SE.5as. [8] Первоначальными операциями были патрулирование и сопровождение Фландрии . [9] а когда в ноябре-декабре того же года произошла битва при Камбре , эскадрилья выполняла верхнее прикрытие самолетов, выполняющих наземные атаки и артиллерийские корректировки, одновременно противодействуя попыткам Германии атаковать британские войска. [9] [10] С декабря 1917 года эскадрилья вошла в состав 5-й бригады Королевского лётного корпуса, действовавшей при поддержке Пятой британской армии . [11] В январе 1918 года к своим обычным обязанностям истребителей она добавила штурмовые операции, при этом эскадрилья активно участвовала в штурмовых операциях во время весеннего наступления Германии в марте 1918 года. [9] Одной из специализаций эскадрильи было уничтожение немецких наблюдательных аэростатов . [9] с одним из пилотов эскадрильи Эндрю Бошампом-Проктором , заявившим, что было уничтожено 16, а также 22 самолета противника. Бошан-Проктор был награжден Крестом Виктории за свои усилия. [12] Всего к концу войны 11 ноября 1918 года эскадрилья уничтожила 129 немецких самолетов и 50 воздушных шаров. [9] Эскадрилья дислоцировалась в Германии в составе британских оккупационных сил до августа 1919 года, после чего отказалась от своих SE.5 и вернулась в Соединенное Королевство в качестве кадрового состава в августе 1919 года. Она была расформирована 30 января 1920 года. [13]

Среди асов эскадрильи во время Первой мировой войны были Эндрю Бошан-Проктор, Хью Сондерс и Уолтер А. Саути . [14]

Между войнами

[ редактировать ]
Три 84-й эскадрильи Westland Wapitis

Эскадрилья была реформирована 13 августа 1920 года в Багдаде в Ираке , а в сентябре перебралась в Шайбу , где оставалась в течение следующих 20 лет. [15] Его первоначальным оборудованием был DH.9A (до января 1929 г.), который был заменен на Wapitis (начало июля 1928 г.), [15] Винсент (декабрь 1935 г.) [16] и Blenheims Mk.Is (февраль 1939 г.). [17]

Один из артефактов отряда — пара розовых трусиков с оборками, известных как «Трусики Джейн». Их подарила эскадрилье в 1936 году Джейн Ньюман (дебютантка из Австралии), которую спасла 84-я эскадрилья, когда ее самолет разбился в Западной пустыне. [4] Эта история может быть более точно связана с местонахождением и спасением самолета Vickers Vincent из 84-й эскадрильи Imperial Airways Хэндли Пейджа Х.П. 42E G-AAUC Horsa совершил вынужденную посадку 29 августа 1936 года в Аравийской пустыне к югу от Салва-Уэллс в Катаре , пролетев над Бахрейна аэропортом . Мисс Джейн Уоллес Смит, американская писательница, названа презентатором нижнего белья для эскадрильи. [18]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Свой первый боевой вылет в войне эскадрилья совершила 15 августа 1940 года, когда шесть самолетов «Бленхейм» 84-й эскадрильи, переправлявшихся из Ирака в Аден для усиления базировавшихся там эскадрилий «Бленхейм», столкнулись с итальянским Savoia-Marchetti SM.81 возле острова Камаран и сбил его. [19] Он переехал в Гелиополис в Египте в сентябре 1940 года, действуя с передовых баз в Фуке и Котаифии для операций против немцев с октября 1940 года. [20] Итальянское вторжение в Грецию в октябре 1940 года привело к тому, что Великобритания отвлекла большую часть своих воздушных сил на поддержку греков, и в ноябре 1940 года 84-я эскадрилья была переброшена в Грецию. [21] Эскадрилья действовала из Мениди недалеко от Афин , первоначально бомбила итальянские войска на албанском фронте, но когда итальянское наступление застопорилось в декабре 1940 года, переключилась на атаки на порт Валона и аэродром Берат , оба в оккупированной Италией Албании . [22] В апреле 1941 года немецкие войска вторглись в Грецию , быстро прорвав оборону Греции и Великобритании, а немногие уцелевшие Бленхеймы были эвакуированы через Крит 21 апреля. [23]

Бленхеймы 84-й и 203-й эскадрилий атакуют французские объекты Виши в Сирии.

Эскадрилья перебралась в авиабазу RAF Aqir в Палестине 27 апреля из-за напряженности в отношениях между Великобританией и Ираком. [24] Когда боевые действия 2 мая вспыхнули , когда иракские войска угрожали базе ВВС Великобритании в Хаббании , к западу от Багдада , 84-я эскадрилья поддержала силы, отправленные на помощь Хаббании. [25] а когда Германия и Италия направили авиационные подкрепления в Ирак через аэродромы в Виши-Французской Сирии, нанесли удары по этим аэродромам. [26] Операции против иракских войск продолжались до 31 мая, когда прогерманский премьер-министр Ирака Рашид Али бежал и было подписано перемирие. [27] Затем эскадрилья приняла участие во вторжении в Сирию и Ливан . [28] участие в атаках на французские аэродромы Виши и разведывательных миссиях. [29] 25–28 августа 1941 года эскадрилья принимала участие в англо-советском вторжении в Иран . [30] К ноябрю он вернулся в Египет и начал операции в Западной пустыне. [31] [32]

В результате японского вторжения в Малайю 84-я эскадрилья стала одной из нескольких эскадрилий, которым было приказано усилить силы Великобритании и Содружества на Дальнем Востоке. [33] с эскадрильей, прибывшей на Суматру в конце января 1942 года. [34] Эскадрилья была эвакуирована на Яву в феврале 1942 года после японского вторжения на Суматру . [35] но потерял оставшиеся «Бленхеймы» и двадцать человек своего личного состава во время битвы при Калиджати , когда японские войска атаковали и захватили базу бомбардировщиков Королевских ВВС на Яве. [36] [37] В марте 1942 года одиннадцать членов 84-й эскадрильи захватили спасательную шлюпку и отплыли с Явы, спасаясь от наступающих японских войск. Через 47 дней они приземлились на северо-западе Австралии. Спасательная шлюпка получила название «Скорпион» в честь значка эскадрильи. [38]

Эскадрилья реформировалась в Карачи 17 марта 1942 года, перебралась на аэродром Дриг-Роуд 1 апреля, оснастилась дополнительными Бленхеймами и перебралась в Кветту в июне, где отказалась от своих Бленхеймов. В декабре 1942 года эскадрилья, ныне базирующаяся в Визагапатаме на восточном побережье Индии (ныне известная как Вишакхапатнам), получила плановое оперативное оборудование — Vultee Vengeance пикирующий бомбардировщик . [13] Обучение было отложено из-за медленных поставок «Возмездий», и в то время как другие эскадрильи начали операции в марте, 84-я эскадрилья в апреле перебралась на Цейлон , чтобы охранять остров от потенциального нападения японцев. [39] [40] Эскадрилья сменила 45-ю эскадрилью, базировавшуюся в Кумбхирграме в Ассаме , 10 февраля и выполнила свой первый оперативный вылет на «Мести» 16 февраля. [41] [37] Он совершил полет на «Мести» в поддержку второй Чиндитской операции в тылу Японии. [42] и против японского наступления на Импхал и Кохиму . [41] [43]

После отступления японцев из Импхала и Кохимы было решено вывести «Весть» из боевой службы в Бирме, поскольку более универсальные истребители-бомбардировщики становились доступными во все большем количестве, и «Весть» уже не сможет выполнять свои обычные бомбардировочные атаки с пикирования. муссонов . начался сезон [41] 84-я эскадрилья совершила свой последний бомбардировочный налет на «Мести» 16 июля. [44] После ухода с линии фронта эскадрилья отказалась от своих «Возмездий» и использовала Airspeed Oxfords для обучения своих экипажей на двухмоторных самолетах в рамках подготовки к эксплуатации De Havilland Mosquitos . [45] но «Москиты» он получил только в феврале 1945 года. [13] [46] Когда в сентябре 1945 года закончилась Вторая мировая война, он все еще тренировался. [8]

Послевоенный

[ редактировать ]

эскадрилья перебралась в Сингапур . В сентябре 1945 года [8] но в ноябре на Яву был отправлен отряд в ответ на индонезийскую войну за независимость , выполнявшую разведывательные и бомбардировочные миссии против индонезийских республиканских сил. [47] Остальная часть эскадрильи перебралась на Яву в январе 1946 года, оставаясь там до мая, когда перебралась в Куала-Лумпур в Малайе . [40] К этому времени у «Москитов» эскадрильи возникли структурные проблемы, вызванные дефектами склейки. [48] а в ноябре 1946 года эскадрилья была перевооружена на Bristol Beaufighter , на которых она летала до марта 1949 года, перевооружившись на Bristol Brigands в Королевских ВВС Хаббания в Ираке. [15] [49] став первой эскадрильей, оснащенной «Разбойниками». [50]

В феврале 1950 года четыре «Бриганда» были отправлены в Могадишо , присоединившись к отряду 8-й эскадрильи поддержки вывода британских войск из Сомали. [51] В апреле 1950 года эскадрилья была переведена в RAF Tengah в Сингапуре для участия в операции Firedog, ответе RAF на малайскую чрезвычайную ситуацию . [13] «Разбойники» наносили удары по опорным пунктам повстанцев с применением оружия, ракет и бомб. На операции повлиял ряд проблем с «Бригандом», в том числе потеря нескольких самолетов из-за взрывов пушек, в результате чего самолетам было запрещено стрелять из орудий в течение нескольких месяцев, проблемы с винтами самолета, что снова привело к потере несколько самолетов и образование трещин на обшивке, из-за чего бомбовая нагрузка «Бриганда» была ограничена. В январе 1953 года, после крушения «Бриганда» после того, как одно из его крыльев вышло из строя во время пикирования, «Бриганды» эскадрильи были навсегда остановлены. [52]

Эскадрилья была расформирована 20 февраля 1953 года, но в тот же день 204-я эскадрилья , транспортная эскадрилья, оснащенная самолетами Vickers Valettas, базирующаяся на авиабазе RAF Fayid в Египте, была переименована в 84-ю эскадрилью. [13] [53] Эскадрилья использовалась в основном для выполнения обычных транспортных полетов по Ближнему Востоку. [53] пока британские войска не покинули Египет в марте 1956 года, а эскадрилья не перебралась в ВВС Великобритании в Никосии на Кипре . [54] Эскадрилья приняла участие в операции «Мушкетер» — англо-французском вторжении в Египет во время Суэцкого кризиса в ноябре 1956 года, её «Валетты» осуществляли десантирование парашютистов. [54] [55] Эскадрилья перебралась в Королевские ВВС Хормаксар , Аден, в январе 1956 года, выполняя транспортные операции вокруг Аравийского полуострова и, в частности, поддерживая британскую армию в Аденском протекторате . [53] [54] В июне 1958 года он получил группу четырехмоторных тяжелых транспортников Blackburn Beverley в дополнение к своим Valetta, а в августе 1960 года эскадрилья Valetta была выделена в 233-ю эскадрилью RAF . [53] [54] В конце 1967 года «Беверли» был заменен на « Хокер Сиддели Андовер» , а когда британские войска покинули Аден, эскадрилья перебралась в ВВС Великобритании в Шардже , затем в Договорных Штатах (ныне Объединенные Арабские Эмираты ). Эскадрилья была расформирована в Мухарраке 31 октября 1971 года. [15]

Войска ООН из ВСООНК садятся на борт 84-й эскадрильи Whirlwind в 1977 году.

Эскадрилья была реформирована 17 января 1972 года из 1563-го полка и отряда из 230-й эскадрильи. [15] с самолетами Westland Whirlwind HAR.10, приписанными к британским вооруженным силам на Кипре в ВВС Великобритании в Акротири , с отрядом в международном аэропорту Никосии . В обязанности входила поддержка операций Сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), а также поисково-спасательные операции на всей территории южного Кипра. [56] [57] Чтобы выполнить эту двойную роль, эскадрилья была разделена на два звена: звено «А», базировавшееся в Акротири для выполнения поисково-спасательных операций, с вертолетами, окрашенными в желтый цвет, и звено «В» для поддержки ООН в Никосии с замаскированными вертолетами. отмечены бледно-голубыми полосами, соответствующими синим беретам миротворцев ООН, [58] [59] но без знаков отличия или названий Королевских ВВС на вертолетах группы B. [60] После того, как Обзор обороны 1975 года привел к выводу эскадрилий Королевских ВВС из Средиземного моря, 84-я эскадрилья была единственной эскадрильей Королевских ВВС, постоянно базировавшейся на Кипре, делящей Акротири с истребительными эскадрильями Королевских ВВС, посещавшими остров для посещения лагерей практики по вооружению. [61] Позже (декабрь 1981 г.) эскадрилья заменила Whirlwind на Westland Wessex HC.2. [62] а еще позже (июнь 1984 г.) с Westland Wessex HU.5C. Это была последняя эскадрилья, использовавшая Westland Wessex. [2] Wessex HU.5C был снят с производства в феврале 1995 года. [63] Эти два звена были объединены, когда после переоборудования на «Уэссекс» эскадрилья сократилась до пяти вертолетов, но ее вертолеты сохранили голубую полосу вокруг хвоста. [58] [59]

84-я эскадрилья была первым контингентом Королевских ВВС, прибывшим в Бейрут во время ливанского кризиса 1983 года. Это привело к эвакуации миротворческих сил из города. [54] Ответственность за гражданские поисково-спасательные работы в конечном итоге была передана Авиационному подразделению полиции Кипра . [57]

84-я эскадрилья Bell Griffin HAR2 опускает ведро у берегов Атлита , Израиль, во время тушения пожара , 3 декабря 2010 года.

В январе 2003 года эскадрилья отказалась от своих «Уэссексов», заменив их четырьмя вертолетами Bell Griffin HAR.2 , принадлежащими подрядчикам, но управляемыми военными, основными обязанностями которых были поиск и спасение в поддержку британских войск на Кипре, а также выполнение транспортных операций для подразделений британской армии. на базе острова. [64] 31 марта 2023 года эскадрилья заменила свои Griffins на Westland/Airbus Helicopters Puma HC.2 . [1]

Знак эскадрильи, утвержденный Георгом VI в декабре 1936 года, — скорпион. [2] и его девиз - «Scorpiones pungunt », что на латыни означает «жало скорпиона». [65]

Самолет эксплуатировался

[ редактировать ]

По словам Джеффорда, ниже приводится полный список самолетов, эксплуатируемых 84-й эскадрильей. [66]

Известные члены эскадрильи

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Возможности использования вертолетов RAF Akrotiri переводятся с Griffin на Puma» . Королевские ВВС . Проверено 4 апреля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «84-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 1 сентября 2008 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  3. ^ «Sea King завершает последний боевой вылет ВВС Великобритании» . 5 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б Аллен, Трейси (13 января 2017 г.). «Заморская эскадрилья Королевских ВВС». Новости РАФ . № 1410. Хай Уиком: Королевские ВВС. п. 21. ISSN   0035-8614 .
  5. ^ Neate 1994 , стр. 7–8.
  6. ^ Jump up to: а б Нейт 1994 , с. 8.
  7. ^ Брюс 1982 , с. 326.
  8. ^ Jump up to: а б с Галлей 1980 , с. 122.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Роулингс 1969 , с. 203.
  10. ^ Джонс 1934 , с. 244.
  11. ^ Джонс 1934 , с. 288.
  12. ^ Джонс 1937 , с. 544.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980 , стр. 122–123.
  14. ^ Jump up to: а б Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , с. 346.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980 , с. 123.
  16. ^ Филпотт 2008 , с. 185.
  17. ^ Филпотт 2008 , с. 186.
  18. ^ Neate 1994 , с. 31.
  19. ^ Шорс 1996 , с. 52
  20. ^ Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , стр. 66, 70.
  21. ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 74.
  22. ^ Бевингтон-Смит 1981 , стр. 28–29.
  23. ^ Бевингтон-Смит 1981 , стр. 31–32.
  24. ^ Шорс 1996 , с. 166.
  25. ^ Шорс 1996 , стр. 175–176, 178.
  26. ^ Шорс 1996 , стр. 181–183, 186–187.
  27. ^ Шорс 1996 , стр. 192–3, 195.
  28. ^ Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , стр. 209–210.
  29. ^ Шорс 1996 , стр. 246–248.
  30. ^ Шорс 1996 , стр. 272–275.
  31. ^ Мойес 1964 , стр. 116–117.
  32. ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 282.
  33. ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , стр. 158–159.
  34. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 50.
  35. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , с. 193.
  36. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 295–302.
  37. ^ Jump up to: а б Мойес 1964 , с. 116.
  38. ^ Вилы 2008 , с. 60.
  39. ^ Shores & Smith Air Enthusiast № 5 , стр. 32–33.
  40. ^ Jump up to: а б Мойес 1964 , с. 117.
  41. ^ Jump up to: а б с Shores & Smith Air Enthusiast № 5 , с. 36.
  42. ^ Шорс 2005 , с. 188.
  43. ^ Шорс 2005 , с. 196.
  44. ^ Шорс 2005 , с. 249.
  45. ^ Шорс 2005 , стр. 276–277.
  46. ^ Ламинг 1994 , с. 66.
  47. ^ Sharp & Bowyer 1995 , стр. 267–268.
  48. ^ Sharp & Bowyer 1995 , стр. 383–384.
  49. ^ Парри 2002 , с. 41.
  50. ^ Краучман 1999 , с. 24.
  51. ^ Краучман 1999 , с. 25.
  52. ^ Краучман 1999 , стр. 25–27.
  53. ^ Jump up to: а б с д Роулингс 1982 , с. 94.
  54. ^ Jump up to: а б с д и Эшворт 1989 , с. 162.
  55. ^ Джексон 1980 , с. 115.
  56. ^ Грин и Суонборо 1976 , с. 13.
  57. ^ Jump up to: а б Дегреф и Борреманс 2006 , с. 76.
  58. ^ Jump up to: а б Myall Aeromilitaria 1990 № 3 , с. 68.
  59. ^ Jump up to: а б Эшворт 1989 , с. 163.
  60. ^ Калверт 1981 , с. 371.
  61. ^ Калверт 1981 , с. 369.
  62. ^ Галлей 1980 , с. 382.
  63. ^ Jump up to: а б Март 1996 г. , с. 78.
  64. ^ Дегреф и Борреманс 2006 , стр. 76–77.
  65. ^ Пайн 1983 , с. 206 .
  66. ^ Джеффорд 2001 , с. 53.
  67. ^ «Возможности использования вертолетов RAF Akrotiri переводятся с Griffin на Puma» . Королевские ВВС . Проверено 4 апреля 2023 г.
  68. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 371.
  69. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , стр. 346–347.
  70. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 151.
  71. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 179.
  72. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 194.
  73. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , стр. 331–332.
  74. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 108.
  75. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 262.
  76. ^ Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , стр. 258–259.
  77. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 312.
  78. ^ Jump up to: а б Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , с. 90.
  79. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 235.
  80. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 196.
  81. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 361.
  82. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 213.
  83. ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 104.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Кембридж: Патрик Стивенс.
  • Бевингтон-Смит, Эрик (август – ноябрь 1981 г.). «Королевские ВВС в Греции 1940–41». Любитель воздуха . Нет. Шестнадцать. стр. 26–32. ISSN   0143-5450 .
  • Бойер, Чез. Москитные эскадрильи Королевских ВВС . Лондон: Ian Allan Ltd., 1984. ISBN   0-7110-1425-6 .
  • Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-30084-Х .
  • Калверт, Денис Дж. (август 1981 г.). «Вихри над Кипром». Иллюстрированные самолеты . Том. 14, нет. 8. С. 369–371. ISSN   0002-2675 .
  • Краучман, Алан Ф. (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Последний из« колониальных полицейских »? Иногда саморазрушительный бандит Бристоля». Любитель воздуха . № 83. С. 22–59. ISSN   0143-5450 .
  • Деграеф, Стефан; Борреманс, Эдвин (2006). «Отчет подразделения: 84-я эскадрилья: поисково-спасательная операция над Кипром». Международный обзор авиации . Том. 20. С. 76–79. ISSN   1473-9917 .
  • Грин, Вт; Суонборо, Дж. (1976). Ежегодник Королевских ВВС за 1976 год . Бромли: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
  • Халли, Джеймс Дж. (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd.  0-85130-083-9 .
  • Джексон, Роберт (1980). Суэц, 1956 год: операция «Мушкетер» . Лондон: Ян Аллан. ISBN  0-7110-0944-9 .
  • Джеффорд, CG (2001). Эскадрильи Королевских ВВС, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing. ISBN  1-84037-141-2 .
  • Джонс, HA (1934). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. IV . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Джонс, HA (1937). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. VI . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Ламинг, Тим (1994). Руководство Королевских ВВС . Лондон: Касселл. ISBN  1-85409-190-5 .
  • Марш, Питер Р. (1996). Ежегодник Королевских ВВС, 1996 год . Фэрфорд , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
  • Мойес, Филип (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
  • Майалл, Эрик (1990). «Поисково-спасательные службы Королевских ВВС (за рубежом)». Аэромилитария . №3. Эйр-Британия. стр. 67–70.
  • Нит, Дон (1994). Укус скорпиона: история 84-й эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd.  0-85130-222-Х .
  • Парри, Саймон В. (2002). Бофайтер – в центре внимания . Уолтон-на-Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN  9780953806126 .
  • Пайн, LG (1983). Словарь девизов . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  0-7100-9339-Х .
  • Филпотт, Ян (2008). Королевские ВВС с 1930 по 1939 год, Том II Перевооружение . Барнсли, Великобритания: Перо и меч. ISBN  978-1-84415-391-6 .
  • Вилы, Грэм (2008). Королевские ВВС день за днем . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN  978-0-7509-4309-3 .
  • Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co., (Publishers) Ltd.
  • Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Jane's Publishing Company Ltd. Лондон: ISBN  0-7106-0187-5 .
  • Шарп, К. Мартин; Бойер, Майкл Дж. Ф. (1995). Комар . Уилмслоу, Великобритания: ISBN Crécy Publishing Ltd.  0-947554-41-6 .
  • Шорс, Крис; Смит, Фрэнк (ноябрь 1977 г. - февраль 1978 г.). «Ныряющая месть». Любитель воздуха . № 5. С. 29–43.
  • Шорс, Кристофер Ф.; Фрэнкс, Норман Л.Р.; Гость, Рассел (1990). Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-19-4 .
  • Шорс, Кристофер (1996). Облака пыли на Ближнем Востоке: воздушная война за Восточную Африку, Ирак, Сирию, Иран и Мадагаскар, 1940–42 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN  1-898697-37-Х .
  • Шорс, Кристофер (2005). Воздушная война за Бирму: ВВС союзников отбиваются в Юго-Восточной Азии, 1942–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN  1-904010-95-4 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-50-Х .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-67-4 .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-908117-07-6 .
  • Уилсон, Кейт (2015). РАФ в камере, 1950-е годы . Барнсли , Великобритания: Перо и меч. ISBN  9781473827950 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42f05a81611c65479daba066088e2eb5__1699669800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/b5/42f05a81611c65479daba066088e2eb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
No. 84 Squadron RAF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)