Вулти А-31 Месть
А-31/А-35 Месть | |
---|---|
Месть австралийских RAAF в 1943 году. | |
Роль | Пикирующий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Самолет Вульти |
Первый полет | 30 марта 1941 г. |
Ушедший на пенсию | апрель 1948 г. |
Основные пользователи | ВВС армии США Королевские ВВС Королевские ВВС Австралии Индийские ВВС |
Количество построенных | 1,931 |
Vultee A-31 Vengeance — американский пикирующий бомбардировщик времен Второй мировой войны , построенный компанией Vultee Aircraft . Модифицированная версия получила обозначение А-35 . Vengeance не использовался в боевых действиях Соединенными Штатами, но эксплуатировался в качестве передового самолета Королевскими ВВС Великобритании , Королевскими ВВС Австралии и ВВС Индии в Юго-Восточной Азии и юго-западной части Тихого океана . А-31 оставался на вооружении американских частей до 1945 года, в основном в роли буксира-мишени . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1940 году компания Vultee Aircraft начала разработку одномоторного пикирующего бомбардировщика Vultee Model 72 (V-72), отвечающего требованиям французской Armée de l'Air . В-72 был построен на частные средства и предназначался для продажи на зарубежные рынки. В-72 представлял собой одномоторный низкоплан с закрытой кабиной и экипажем из двух человек. радиальный двигатель Wright Twin Cyclone с воздушным охлаждением мощностью 1600 л.с. (1200 кВт На V-72 использовался ). Он был вооружен фиксированными пулеметами, ведущими вперед, и подвижно установленными пулеметами калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) в задней кабине. Самолет нес до 1500 фунтов (680 кг) бомб во внутреннем бомбоотсеке и на внешних стойках крыла. [ 2 ]
Vengeance был уникально разработан для вертикального пикирования без подъемной силы крыла, уводящего самолет от цели. Для этого он имел угол падения крыла 0°, чтобы лучше совместить нос самолета с целью во время пикирования. Это привело к тому, что самолет летел с поднятым носом, что давало пилоту плохой обзор вперед, особенно во время приземления. Он имел необычную W-образную форму крыла в плане. Это произошло из-за ошибки в расчете его центра тяжести. Переместить крыло назад за счет «сдвига» центральной секции оказалось более простым решением, чем перепроектирование корневой части крыла. Если смотреть под углом, это создает впечатление перевернутого крыла чайки , хотя на самом деле крыло имеет более традиционный двугранный угол на внешних панелях крыла. [ 2 ]
Франция разместила заказ на 300 V-72, поставки которых планировалось начать в октябре 1940 года. Падение Франции в июне 1940 года остановило эти планы, но в то же время британская закупочная комиссия была впечатлена характеристиками немецкого Junkers Ju 87. «Штука» покупала пикирующий бомбардировщик для Королевских ВВС , и, поскольку это был единственный доступный самолет, 3 июля 1940 года разместила заказ на 200 V-72 (названных Vultee Vengeance), а также еще на 100 самолетов. размещается в декабре. [ 3 ] Поскольку завод Vultee в Дауни уже был занят производством учебно-тренировочных самолетов BT-13 Valiant , самолет должен был быть построен на заводе Stinson в Нэшвилле. [ а ] и по лицензии Northrop в Хоторне, Калифорния . [ 2 ]
Первый прототип V-72 вылетел с завода Vultee в Дауни, Калифорния, 30 марта 1941 года. [ 2 ] Дополнительные самолеты были заказаны для Великобритании в июне 1941 года по схеме ленд-лиза , которым авиакорпус армии США получил обозначение «А-31».
После вступления США в войну после нападения на Перл-Харбор некоторое количество самолетов V-72 и A-31 было возвращено для использования ВВС США . [ 5 ] Поскольку ВВС США заинтересовались бомбардировками с пикирования, они решили заказать производство улучшенной версии Vengeance, получившей обозначение A-35 , как для собственного использования, так и для поставок своим союзникам по ленд-лизу. Он был оснащен более мощным двигателем Wright Twin Cyclone R-2600-19 и улучшенным вооружением. Поскольку летчикам-испытателям армии США не нравился плохой обзор пилота из-за крыла с нулевым наклоном, это было «исправлено» в А-35, что дало самолету лучшую ориентацию в крейсерском режиме, но снизило его точность как пикирующего бомбардировщика. [ 6 ] [ 7 ] [ нужна страница ]
Когда производство Vengeance было завершено в 1944 году, всего был выпущен 1931 самолет. [ 8 ] Большинство из них было произведено на заводе Vultee в Нэшвилле, штат Теннесси .
Нерешительность относительно того, какой тип самолета должен заменить его в производстве на заводе Vultee, привела к заключению нескольких контрактов на «доработку» самолетов Vengeance, чтобы предотвратить рассредоточение квалифицированной рабочей силы. Это привело к перепроизводству того, что считалось устаревшим самолетом. [ нужна ссылка ]
Оценка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Опыт эксплуатации других пикирующих бомбардировщиков того периода, таких как Blackburn Skua , Junkers Ju 87 Stuka, Aichi D3A «Val» , Douglas Dauntless , Breda Ba.65 и Curtiss SB2C Helldiver , показал, что Vengeance будет уязвим для истребителей противника. . Чтобы быть эффективными, всем этим самолетам требовалось местное превосходство в воздухе и сопровождение истребителей. Сопровождение истребителей и отсутствие сопротивления истребителей на театрах военных действий, в сочетании с возможностью вертикального пикирования, означали, что «Возмездие» понесло лишь небольшие боевые потери.
Ранний опыт эксплуатации самолета показал, что были проблемы с охлаждением двигателя. На вооружении Королевским ВВС удалось решить эти проблемы, но самолеты Свободной Франции , у которых эти проблемы не были устранены, были остановлены, поскольку были объявлены неэкономичными и ненадежными в эксплуатации.
Самолет описывался как устойчивый в полете и пикировании, с тяжелым управлением рулем высоты и рулем направления, но с легким управлением элеронами. Обзорность вперед считалась плохой из-за большого радиального двигателя. С Vengeance произошел ряд несчастных случаев со смертельным исходом из-за неправильной процедуры пикирования, а также из-за проблемы с центром тяжести, когда самолет летал с открытым фонарем задней кабины, но без заднего стрелка.
В бою этот тип считался прочным, надежным, стабильным и в целом послушным. Силы Содружества эксплуатировали этот тип с мая 1942 по июль 1944 года. Бирма , как правило, не имела второстепенного значения для авиационных планировщиков союзников, и силы на этом театре военных действий получали то, что осталось. Такие самолеты, как Vickers Wellington и Hawker Hurricane, провели свои последние дни в Бирме. «Месть» стала свидетелем серьезных действий по атакам на японские снабжение, коммуникации и сосредоточение войск в Бирме. Его службу в этом театре охарактеризовали как «...очень эффективную». [ 9 ] [ нужна страница ]
Питер Смит, автор книги « Пикирующие бомбардировщики в джунглях на войне» , писал: «Их пилотам было трудно оторвать их от земли с полной нагрузкой. Самолеты «Киттихаук» могли нести такую же бомбовую нагрузку и, кроме того, вести наземный обстрел». [ 10 ] [ нужна страница ]
Напротив, многие члены экипажа хорошо отзывались о «Мести». «У меня, конечно, не было такого опыта с Vultee. Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы пилоты испытывали трудности с взлетом с полной бомбовой нагрузкой, а Kittyhawk не мог нести такую же бомбовую нагрузку даже после того, как их шасси было усилено. Я помню Vultee - прекрасный самолет для полетов, самолет, который трудно свалить и который был полностью пилотажным. На нем можно было делать все, что угодно: крены, петли, сваливание, и в кабине было достаточно места, чтобы держать самолет. Раньше мне нравилось на них летать, хотя многие парни считали их слишком громоздкими». [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]Великобритания и Индия
[ редактировать ]К тому времени, когда Великобритания получила большое количество «Возмездий», ее мнение о полезности специализированных пикирующих бомбардировщиков изменилось. Поскольку битва за Британию и операции над Северной Африкой показали уязвимость пикирующего бомбардировщика для атак истребителей, «Возмездие» было отклонено для использования над Западной Европой или в Средиземноморье. Было решено использовать «Венджанс» на театре военных действий в Бирме для проведения операций по бомбардировке с пикирования при непосредственной поддержке британских и индийских войск в джунглях. [ 12 ]
Первые эскадрильи Королевских ВВС ( № 82 и № 110 ) получили «Возмездия» в октябре 1942 года. Первые бомбардировки с пикирования японских войск были совершены 19 марта 1943 года. Еще две эскадрильи Королевских ВВС в Бирме получили «Возмездия» ( № 84 и № .45 ), совместно с двумя эскадрильями ВВС Индии (IAF) ( №7 и №8 ). [ 12 ] В случаях тяжелых муссонных облаков, которые закрывали обзор во время пикирования, пилоты ВВС практиковали нетрадиционный метод мелкого бомбометания, сбрасывая бомбы только на высоте 800 футов (240 м). С помощью этой техники было нанесено достаточно попаданий, и командиры убедили их использовать эту технику в аналогичных условиях.
Месть была широко развернута для поддержки второй Араканской кампании 1943/44 года и защиты от атак японцев в битвах при Импхале и битве при Кохиме в апреле – июле 1944 года. [ 13 ] После успешного поражения японской атаки ВВС и ВВС Великобритании начали постепенно отказываться от «Возмездия» в пользу более универсальных истребителей-бомбардировщиков и двухмоторных легких бомбардировщиков; последние операции возмездия над Бирмой были проведены 16 июля 1944 года. [ 14 ]
После службы в Бирме отряд 110-й эскадрильи Королевских ВВС был отправлен в Такоради в Западной Африке через Ближний Восток, при этом по пути сломалось несколько самолетов. В период с сентября по декабрь 1944 года 11 Vultees приняли участие в испытаниях по распылению воздуха против малярийных комаров с использованием распылителей под крыльями. [ 15 ]
Несмотря на постепенное прекращение службы в ВВС Британии, она продолжала получать большое количество «Возмездий», причем массовые поставки самолетов по ленд-лизу (в отличие от тех, которые закупались непосредственно Великобританией) только начались. Многие из этих излишков самолетов, в том числе большинство Vengeance Mk IV, были доставлены в Великобританию и модифицированы в качестве буксиров-мишеней , которые использовались в этой роли как ВВС Великобритании, так и авиацией флота Королевского флота (FAA). [ 16 ] В этих целях с самолета было снято все вооружение.
Австралия
[ редактировать ]Австралия разместила заказ на 400 машин Vengeance в качестве чрезвычайной меры после начала войны в Тихом океане. [ 17 ] что было встречено смесью ленд-лиза и отклонением от первоначальных британских заказов. [ 6 ] Хотя первый Vengeance был доставлен в Королевские ВВС Австралии (RAAF) в мае 1942 года, значительное количество самолетов поступило только в апреле 1943 года. [ 17 ] Первая эскадрилья «Месть» RAAF, 12-я эскадрилья, совершила свой первый оперативный вылет против острова Селару в Голландской Ост-Индии . [ 16 ] В состав эскадрилий, оснащенных «Возмездием», входили 12-я, 21- я, 23-я , 24-я и 25-я эскадрильи . Из них все, кроме 25-й эскадрильи, некоторое время участвовали в кампании в Новой Гвинее . [ 18 ] Свои последние боевые вылеты Australian Vengeances совершили 8 марта 1944 года, поскольку они считались менее эффективными, чем истребители-бомбардировщики, имели небольшую дальность полета и требовали длинной взлетно-посадочной полосы, и были отозваны, чтобы позволить более эффективным истребителям-бомбардировщикам переместиться в передовую зону. [ 19 ] Эскадрильи «Возмездия» были перевооружены тяжелыми бомбардировщиками Consolidated B-24 Liberator . [ 20 ]
Мнение об ограничениях «Возмездия» оспаривается Питером Смитом в книге « Пикирующие бомбардировщики в джунглях на войне »: «Точность и мастерство метода пикирования... и его явное превосходство над большинством других средств воздушного нападения, когда дело доходит до уничтожения небольших и хорошо спрятанные цели в трудной стране, было доказано снова и снова в кампаниях в азиатских джунглях. Однако люди, добившиеся этих превосходных результатов при такой экономии усилий и сравнительно небольших потерях, были всего лишь горсткой пилотов, о которых забыли. подавляющая масса флотов тяжелых и средних бомбардировщиков, которые к 1945 году наносили удары по Европе и Азии. [ 10 ] : 160
Эта способность была продемонстрирована в рейде 21-й и 23-й эскадрилий RAAF на залив Хансай. Смит писал: «...покрытые джунглями холмы и острова забытых или неизвестных земель станут главной ареной для окончательного выражения мастерства пикирующих бомбардировщиков». [ 10 ] : 12 Хотя на март 1944 года у RAAF все еще был заказ на 58 самолетов Vengeance, этот заказ был отменен, и самолеты так и не были доставлены. Небольшое количество Vengeances оставалось на вооружении вспомогательных и испытательных подразделений до 1946 года.
Бразилия
[ редактировать ]было поставлено тридцать три V-72 и А-35 С 1943 года в Бразилию , выполнявших несколько противолодочных патрулей. Они были выведены к апрелю 1948 года. [ 21 ]
Свободный французский
[ редактировать ]В 1943 году ВВС Свободной Франции получили 67 самолетов А-35А и -В, которые использовались для оснащения трех бомбардировочных групп в Северной Африке. Однако французы, стремившиеся как можно скорее ввести самолет в эксплуатацию, не включили в него улучшения, которые сочли необходимыми Великобритания и Австралия, поэтому их самолеты оказались ненадежными и имели чрезвычайно высокий расход масла. Таким образом, они были ограничены учебными операциями и окончательно выведены в сентябре 1944 года. [ 22 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Хотя США получили 243 V-72 и A31, перехваченных по заказам Королевских ВВС, а также большое количество специально построенных для них А-35, они не участвовали в боевых действиях и использовались в качестве первоначального оборудования для эскадрилий легких бомбардировщиков, которые переоснащались двухмоторными бомбардировщиками. самолеты перед отправкой за границу, а также в качестве учебно-тренировочных самолетов или буксиров-мишеней. [ 23 ]
По другим данным, весной 1944 года А-31 участвовал в обширных боях на передовой с 10-й воздушной армией, дислоцированной в Китае. Для выполнения одной задачи можно было использовать до 60 А-31. А-31 впервые принял участие в боевых действиях в Китае 14 марта 1944 года, когда 41 А-31 вместе с британскими самолетами поразили цели в Аракане и Чин-Хиллз в Китае. Последний раз его использовали 25 мая 1944 года, когда 20 самолетов А-31 нанесли бомбовый удар по мосту Манипар-Р в Тонзанге. [ 24 ]
С апреля 1944 года несколько самолетов серии Vengeance Mk IV были переданы в распоряжение 8-й воздушной армии и предназначены для полетов по буксировке целей и станций Центра замены боевых расчетов. Все вооружение было снято, а в хвостовой части фюзеляжа установили легкую тросовую лебедку для буксировки рукавов. Некоторые из этих самолетов по-прежнему имели британскую национальную маркировку и серийные номера. К концу июня 1944 года семь A-35B находились в британских ВВС Кланто , семь в Гринкасле, десять в Королевских ВВС Саттон-Бридж и шесть в Королевских ВВС Ист-Ретэм . Когда осенью CCRC были распущены, «Возмездия» были переданы в боевые группы, при этом большинство истребительных и несколько бомбардировочных групп имели по одному в какой-то момент в течение 1945 года. А-35Б к этому времени не показали высокого состояния исправности и были обычно считается трудным в обслуживании. К этому времени они также получили обозначение RA-35B (R означает «Ограниченный»). [ 25 ]
Варианты
[ редактировать ]Варианты РАФ
[ редактировать ]- Месть I
- Лицензионный Vultee V-72, построенный компанией Northrop и заказанный непосредственно для Великобритании, оснащенный двигателем R-2600-A5B мощностью 1600 л.с. (1200 кВт). 200 построено. [ 6 ]
- Месть ИА
- Самолет, построенный компанией Northrop, приобретенный по ленд-лизу, оснащен двигателем R-2600-19 мощностью 1600 л.с. (1200 кВт), в остальном аналогичный Vengeance I. Обозначение USAAF A-31-NO . 200 построено. [ 6 ]
- Месть II
- Vultee построила самолеты, напрямую закупленные Великобританией. Небольшие отличия от построенного Vengeance I.501. [ 6 ]
- Месть III
- Vultee построил самолет по ленд-лизу. Похоже на ИА. Обозначение USAAF A-31-VN . 200 построено. [ 6 ]
- Месть IV
- А-35Б поставлялся по ленд-лизу в RAF и RAAF. 458 поставлено в RAF и 121 в RAAF. [ 6 ]
Варианты USAAF
[ редактировать ]- ХА-31А
- Переименованный прототип Vengeance принят на вооружение ВВС США в июне 1942 года. Обозначение Vultee V-88 . [ 21 ]
- ХА-31Б
- XA-31A модифицирован в качестве испытательного стенда для Pratt & Whitney XR-4360-1 Wasp Major мощностью 3000 л.с. (2240 кВт) . [ 21 ]
- ХА-31С
- Vengeance III модифицирован в качестве испытательного стенда для двигателя Wright R-3350 -18 Duplex Cyclone мощностью 2200 л.с. (1640 кВт). Один переделанный. [ 21 ]
- Я-31С
- Vengeance III модифицированы в качестве испытательных стендов для двигателей R-3350-17 для B-29 Superfortress . Пять построено. [ 21 ]
- А-35А
- Переработанная версия для USAAF и ленд-лиза. Угол наклона крыла 4°. Оснащен двигателем Р-2600-13 или -8 мощностью 1700 л.с. (1269 кВт). стреляющие вперед калибра 0,50 дюйма (12,7 мм), Четыре пулемета M2 Browning , и один в задней кабине. Обозначение Vultee V-88. Построено 99 самолетов. [ 21 ]
- А-35Б
- Модифицированный самолет с шестью пулеметами калибра 0,50 дюйма (12,7 мм), стреляющими вперед, и дополнительными бомбодержателями. [ 21 ] построено 831 человек. [ 6 ]
Незастроенные варианты
[ редактировать ]- ТБВ-1 Грузия
- Предлагаемый торпедоносец; не построен. [ 26 ]
Операторы
[ редактировать ]- Бразильские ВВС [ 27 ]
- 1-я пикирующая бомбардировочная эскадрилья
- 2-я пикирующая бомбардировочная эскадрилья
- Свободные ВВС Франции [ 27 ]
- GB 1/32 Бургундия
- GB 1/17 Пикардия
- ГБ 2/15 Анжу
- Индийские ВВС
- 7-я эскадрилья IAF
- 8-я эскадрилья IAF
- Школа служебной летной подготовки №1
- № 22 Отряд противовоздушной обороны
- № 1. Полет с буксировкой цели.
- Королевские ВВС [ 28 ]
- № 45-я эскадрилья RAF
- № 82-й эскадрильи RAF
- № 84-й эскадрильи RAF
- 110-я эскадрилья RAF
- № 288-й эскадрильи RAF
- № 289-й эскадрильи RAF
- № 291-я эскадрилья RAF
- № 567-я эскадрилья RAF
- № 577-й эскадрильи RAF
- № 587-й эскадрильи RAF
- № 595-я эскадрилья RAF [ 29 ]
- № 631-й эскадрильи RAF
- № 667-й эскадрильи RAF
- № 679-й эскадрильи RAF
- № 691-й эскадрильи RAF
- № 695-й эскадрильи RAF
- Королевский флот - авиация флота [ 27 ]
- ВВС армии США [ 27 ]
- 55-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 56-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 57-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 88-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 309-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 311-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 312-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 623-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 628-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 629-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 630-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
- 631-я бомбардировочная эскадрилья (пикирование)
Выживший самолет
[ редактировать ]Один комплектный Vengeance IA, не состоявший на вооружении эскадрильи, серийный номер A27-99 (EZ999), выставлен в Камденском музее авиации в Нареллане, Новый Южный Уэльс , Австралия . [ 30 ]
Компоненты Vengeance IIA A24-247 хранятся в Обществе реставрации исторических самолетов в Австралии и составляют основу проекта реставрации. [ 31 ]
Технические характеристики (Месть I)
[ редактировать ]Данные британских боевых самолетов времен Второй мировой войны. [ 32 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот, штурман/наводчик)
- Длина: 39 футов 9 дюймов (12,12 м)
- Размах крыльев: 48 футов 0 дюймов (14,63 м)
- Высота: 15 футов 4 дюйма (4,67 м)
- Площадь крыла: 332 кв. футов (30,84 м 2 )
- Пустой вес: 9725 фунтов (4411 кг)
- Максимальный взлетный вес: 14 300 фунтов (6 486 кг)
- Силовая установка: 1 Wright R-2600- A5B-5 Twin Cyclone, мощностью 1600 л.с. (1193 кВт). 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения
Производительность
- Максимальная скорость: 275 миль в час (443 км/ч, 239 узлов) на высоте 11 000 футов (3350 м)
- Крейсерская скорость: 235 миль в час (378 км/ч, 204 узла)
- Диапазон: 1400 миль (2253 км, 1220 миль)
- Практический потолок: 22 500 футов (6 860 м)
- Нагрузка на крыло: 43,1 фунта/кв. футов (210 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие:
- 4 фиксированных пулемета Browning калибра 0,30 дюйма (7,62 мм), стреляющих вперед, в крыле
- 2 гибких пулемета калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) или 0,303 дюйма (7,7 мм) в задней кабине [ б ]
- Бомбы:
- 2 внутренние бомбы по 500 фунтов (230 кг)
- 2 бомбы по 250 фунтов (110 кг) на стойках крыла
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Айти D3A
- Блэкбернский поморник
- Breda Ba.65
- Curtiss SB2C Хеллдайвер
- Дуглас SBD Бесстрашный
- Юнкерс Ю 87
- будет 17
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Авиации флота
- Список самолетов Королевских ВВС
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Стинсон к этому времени принадлежал Vultee, и фабрика была передана Vultee. [ 4 ]
- ^ Самолеты Королевских ВВС, действовавшие над Бирмой, заменили пулеметы Браунинга калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) в задней кабине на британские пушки калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) из-за низкой надежности орудий американского производства на гибких креплениях. [ 33 ]
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978, с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вегг 1990, с. 163.
- ^ Вегг 1990, стр. 162–163.
- ^ Вегг 1990, стр. 117–118.
- ^ Дональд 1995, с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шорс и Смит 1977, с. 31.
- ^ Смит, 1986
- ^ Вегг 1990, с. 152.
- ^ Холланд, Джеймс (2016). Бирма '44; Битва, которая перевернула британскую войну на Востоке . Лондон: Бантам Пресс. п. Подпись к фотографии. ISBN 9780593075869 .
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Питер С. (1987). Пикирующие бомбардировщики джунглей на войне . John Murray Publishers Ltd. Лондон: ISBN 0719544254 .
- ^ Джеймс-Мартин, Ховард (сержант-пилот) Австралийский военный мемориал MSS1514
- ^ Перейти обратно: а б Шорс и Смит 1977, с. 32.
- ^ Шорс и Смит 1977, стр. 34–36.
- ^ Шорс и Смит 1977, стр. 36–37.
- ^ Нит, Дон Р. (сентябрь – октябрь 1997 г.). «С удвоенной силой! Борьба с малярией в Западной Африке в стиле Vultee». Любитель воздуха . № 71. С. 68–71.
- ^ Перейти обратно: а б Шорс и Смит 1977, с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с « A27 Vultee Vengeance ». Музей RAAF Пойнт Кук. Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Шорс и Смит 1977. стр. 37–38.
- ^ Шорс и Смит 1977, стр. 38–39.
- ^ Деннис и др. 2008, стр. 549.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вегг 1990, с. 164.
- ^ Пеллетье 2007, стр. 75–79.
- ^ Шорс и Смит 1977, с. 40.
- ^ Картер, Кит С.; Мюллер, Роберт (1991). Военно-воздушные силы армии США в хронологии боевых действий Второй мировой войны 1941–1945 гг . Центр истории ВВС. стр. 331–393.
- ^ Фриман 1984, с. 208.
- ^ Вегг, Дж., 1990. Самолеты General Dynamics и их предшественники. Лондон: Патнэм. п. 164. ISBN 9780851778334.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 1986, с. 173.
- ^ Галлей 1980, с. 355.
- ^ Галлей 1980, с. 320.
- ^ Журнал Американского авиационного исторического общества № 11, лето 1966 г., стр. 146-147. Новости и комментарии Vultee Vengance в Австралии.
- ^ Гудолл, Джефф (1 декабря 2018 г.). «Месть Калгурли Вулти» . Сайт истории авиации Джеффа Гудолла . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Март 1998 г., стр. 241.
- ^ Шорс и Смит 1977, стр.33.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Юэн; Прайор, Робин; Бу, Жан (2008). Оксфордский справочник по военной истории Австралии (второе изд.). Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195517842 .
- Дональд, Дэвид (редактор). Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Фриман, Роджер. «Часть 2, Вооружение и техника». Могущественное восьмое военное руководство . Лондон: Jane's Publishing, Fourth Impression, 1984. с. 208. ISBN 0-7106-0325-8 .
- Галлей, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Историки), 1980. ISBN 0-85130-083-9 .
- Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, Полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1998 г. (второе издание, 2001 г.). ISBN 1-84037-141-2 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Лопес, Марио Канонига (весна 1994 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 53. С. 79–80. ISSN 0143-5450 .
- Марч, Дэниел Дж. (редактор). Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1-874023-92-1 .
- Монди, Дэвид. Американские самолеты Второй мировой войны . Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1982. ISBN 0-600-34969-1 .
- Пеллетье. Ален Ж. «Чахотовая месть: Vultee A-35 на французской службе». Номер 128 для любителей авиации. Март/апрель 2007 г. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing, 2007. ISSN 0143-5450 . стр. 75–79.
- Берега. Кристофер и Смит, Фрэнк. «Ныряющая месть». Авиационный энтузиаст номер пять, ноябрь 1977 г. - февраль 1978 г. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press, 1977. стр. 29–43.
- Смит, Питер С. Месть! Пикирующий бомбардировщик Vultee Vengeance . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1986. ISBN 978-0-906393-65-9 .
- Вегг, Джон. Самолеты General Dynamic и их предшественники . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN 0-85177-833-X .
- Винчестер, Джим. Американский военный самолет . Книги Барнса и Нобл, 2005. ISBN 0-7607-6982-6 .