САС Виррауэй
Вирравей | |
---|---|
Роль | Тренажер /общего назначения |
Производитель | Авиационная корпорация Содружества |
Первый полет | 1937 (см. Развитие) |
Введение | 1939 |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Австралии Королевский флот Австралии |
Произведено | 1939–1946 |
Количество построенных | 755 |
Разработано на основе | Североамериканский NA-16 |
Развитый в | САС Бумеранг |
CAC Wirraway — учебно-тренировочный военный самолет общего назначения, производившийся в Австралии авиастроительной корпорацией Содружества (CAC) в период с 1939 по 1946 год. Это была австралийская разработка североамериканского учебно-тренировочного самолета NA-16 . Wirraway считается основой австралийского авиастроения. [1]
Когда 6 апреля 1938 года было объявлено это название, оно было названо «словом аборигенов, означающим вызов». [2] Это слово, предположительно, происходит из сборника Дэниела Банса « Язык аборигенов колонии Виктория» , где Виррауэй понимается как «вызов; осмелиться, бросить вызов; подстрекать, возбуждать; угрожать, угрожать». [3]
Во время Второй мировой войны Королевские ВВС Австралии (RAAF) использовали несколько самолетов Wirraway для боевых задач, где они служили в качестве легких бомбардировщиков / штурмовиков , нанося удары по наступающим силам Японской империи . Хотя этот тип в основном использовался как самолет общего назначения и присутствовал в небольших количествах в большинстве передовых эскадрилий для этих целей, при необходимости самолет часто использовался в бою. Как правило, истребительные версии Wirraway эксплуатировались на театрах военных действий, таких как Новая Гвинея, для выполнения наземных атак и других задач сотрудничества с армией в течение длительных периодов времени, пока более совершенные самолеты не стали доступны в достаточных количествах. 12 декабря 1942 года Wirraway единственный сбил вражеский самолет, который в то время считался Mitsubishi A6M Zero , но позже был определен как Nakajima Ki-43 Hayabusa. [4] - пока пилотировал пилот-офицер Джон С. «Джек» Арчер.
После окончания конфликта Wirraway более десяти лет эксплуатировался в качестве учебно-тренировочного RAAF, недавно сформированной авиацией флота RAN и эскадрильями Citizen Air Force . В 1957 году последний из самолетов Wirraway RAN был списан, и его заменил новый самолет с реактивным двигателем de Havilland Vampire ; Когда CAC Winjeel поступил на вооружение эскадрильи, в конце 1950-х годов RAAF постепенно отказалась от оставшегося парка Wirraway. Официально последний военный полет этого типа был выполнен 27 апреля 1959 года. Примечательно, что Wirraway также послужил отправной точкой для проектирования « аварийного истребителя » военного времени, который также был разработан и изготовлен CAC. известный как Бумеранг .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В середине 1930-х годов некоторые политические лидеры заметили, что и Японская империя , и нацистская Германия, казалось, добились успехов в усиленной готовности к войне, что, в свою очередь, привело к тому, что несколько других стран начали свои собственные приготовления в ответ. [5] Однако в случае с Австралией в стране не было отечественной авиастроительной промышленности, отчасти из-за исторического предпочтения закупок как гражданских, так и военных самолетов за рубежом у производителей, базирующихся в Соединенном Королевстве, что произошло благодаря прочные политические и культурные связи между двумя странами. [1] Примерно в то же время австралийское правительство решило приступить к развитию и расширению RAAF в боевую силу, способную защитить нацию от внешних агрессоров, в соответствии с рекомендациями, сделанными в официальной оценке, составленной сэром Джоном Салмондом в 1928 году. На этот шаг в Австралии сильно повлияло решение Великобритании, принятое в мае 1935 года, о значительном увеличении передовой численности Королевских ВВС (RAF). [1]
Однако было признано, что, хотя Великобритания традиционно была основным источником самолетов для Австралии, на которую в какой-то момент приходилось около 50 процентов всех эксплуатируемых самолетов, британская промышленность уже испытывала трудности с удовлетворением потребностей британских ВВС (планируемый численность фронта в 1500 самолетов к 1930 году), не говоря уже о выполнении крупных заказов из других стран. [1] По совпадению, такие деятели, как промышленник Эссингтон Льюис, проявили интерес к развитию отечественной авиационной промышленности в Австралии. Эти факторы были обобщены на специальной конференции, проведенной австралийским правительством, на которой были сформулированы первые планы создания управляемых синдикатом заводов по производству самолетов и авиационных двигателей. Соответственно, в начале 1936 года три офицера Королевских ВВС Австралии (RAAF) во главе с командиром звена Лоуренсом Уокеттом были отправлены с зарубежной оценочной миссией для проверки производства самолетов в Европе, Великобритании и США, а также для поддержки выбор конструкции самолета для местного производства в Австралии. [1]
В свете промышленных условий производство современных высокопроизводительных истребителей, таких как Supermarine Spitfire , считалось слишком амбициозным и потенциальным риском для всего предприятия. [1] Позиция правительства была сосредоточена на создании промышленной базы, способной производить самолеты; Таким образом, было решено, что первый самолет, который будет производиться внутри страны, должен быть надежным и проверенным самолетом общего назначения, в то время как достижение долгосрочной цели по переходу на местное производство высокопроизводительных истребителей займет около пяти лет. Вопрос о том, какой конкретный самолет следует производить, был более сложным, поскольку быстро было признано, что на вооружении RAAF нет самолетов, которые было бы привлекательно для местного производства. [6]
17 октября 1936 года при поддержке правительства Австралии три компании объединились, чтобы создать совместное предприятие, зарегистрированное как Commonwealth Aircraft Corporation (CAC), первоначальной целью которого была оценка возможности разработки самодостаточного самолета. промышленность в стране. [5] На раннем этапе CAC приступила к планированию создания и испытательных мощностей по производству двигателей и самолетов в Фишерманс-Бенд , Мельбурн , Виктория , закупая инструменты и оборудование у производителей в Великобритании и США. [5] Вновь созданная компания быстро решила, что первоначально она займется разработкой и производством усовершенствованного учебно-тренировочного самолета с одномоторным вооружением, который, вероятно, будет построенной по лицензии версией существующего самолета. [5] Было проведено исследование различных самолетов европейского и американского производства, чтобы оценить пригодность потенциальных конструкций. [6]
Выбор
[ редактировать ]CAC выбрал самолет North American Aviation (NAA) NA-16. [7] по рекомендации Лоуренса Уокетта . [8] Выбор был во многом обусловлен относительно низким уровнем сложности изготовления как планера, так и Pratt & Whitney R-1340 Wasp радиального двигателя . Заявка на NA-16 часто рассматривалась как подходящая для роли учебно-тренировочного самолета , но также и как истребитель-бомбардировщик , хотя высокопоставленные деятели высказывали сомнения относительно его боевой пригодности. [7] Выбор не обошёлся без разногласий, поскольку некоторые голоса в австралийском правительстве выступали за сохранение производства и разработки самолётов в рамках Содружества Наций . В 1938 году проверка сэром Эдвардом Эллингтоном находившегося тогда в разработке Wirraway в 1938 году привела к тому, что он выразил свое мнение о том, что этот тип должен служить только временно в боевых целях и что выбор следует отложить, чтобы дождаться испытаний подходящего варианта. Британский самолет для миссии. [7]
Тем не менее, предложение о производстве модифицированного варианта NA-16, известного как Wirraway , получило официальное одобрение. [7] В 1937 году CAC было сообщено о подготовке к производству первой партии из 40 самолетов, если тип окажется удовлетворительным. В конце июня 1938 года правительство Австралии объявило, что разместило заказ на 40 самолетов Wirraway; В то время он заявил, что цена была конкурентоспособной по сравнению с аналогичными импортными самолетами. [9] Отчет Эллингтона о пригодности самолета вызвал горячие споры, особенно со стороны Австралийского совета авиации , который подвергся серьезной критике со стороны Эллингтона; Совет директоров защищал Wirraway как лучший самолет в своем классе. [10]
В 1937 году лицензии на производство этого типа были получены от North American Aviation вместе с сопутствующим соглашением о производстве двигателя Wirraway's Wasp внутри страны от Pratt & Whitney. [10] Кроме того, пара NA-16 была закуплена непосредственно в Северной Америке в качестве прототипов. [10] Первым из этих двух самолетов стал неубирающееся шасси НА-16-1А (по конструкции аналогичное БТ-9 ); вторым стала убирающаяся ходовая часть НА-16-2К (аналог БЦ-1 ). Эти два самолета также были известны по учетным кодам проекта NAA (NA-32 для NA-16-1A и NA-33 для NA-16-2K), что иногда приводило к путанице; эти учетные коды (или коды «начисления») использовались NAA внутри компании для отслеживания своих проектов и не были фактическими номерами моделей самолетов. [11] [10] В августе 1937 года NA-16-1A прибыл в Австралию и после повторной сборки впервые совершил полет в Лавертоне 3 сентября того же года, ровно за два года до объявления войны нацистской Германии Соединенным Королевством и Франция. В сентябре 1937 года НА-16-2К прибыл в Австралию и вскоре после этого тоже совершил полет. Этим самолетам были присвоены серийные номера RAAF A20-1 и A20-2 в системе нумерации этой организации. [10]
Производство
[ редактировать ]Модель НА-16-2К была выбрана для первоначального производства. В конструкцию было внесено несколько изменений в деталях и конструкции, таких как возможность установки пары орудий, стреляющих вперед, вместо одной пушки NA-16, а также усиление хвоста и крыльев для лучшего облегчения бомбардировок с пикирования . [12] [10] Другие модификации включали установку одной артиллерийской установки на поворотной установке в задней части кабины, а также установку камер и радиостанций . [10] 27 марта 1939 года первый самолет CA-1 Wirraway, серийный A20-3 RAAF, совершил свой первый полет . Впоследствии этот самолет был передан CAC для оценки и испытаний на несколько месяцев; 10 июля 1939 года на службу была принята первая пара Wirraways, поставленная в RAAF, серийные A20-4 и A20-5. [10]
К началу Второй мировой войны RAAF получила в общей сложности шесть Wirraway. Вначале стало ясно, что темпы производства планеров CAC превысили австралийские мощности по производству двигателей Wasp для этого типа. [13] В 1940 году, заметив избыток австралийских мощностей, Великобритания выступила с предложением закупить любые планеры Wirraway, которые могли быть произведены, но еще не были выделены для выполнения заказов RAAF, намереваясь установить на них двигатели Wasp американского производства. Это привело к размещению первоначального британского заказа на 245 самолетов, последний из которых должен был быть поставлен до конца 1942 года. [13] В октябре 1940 года этот заказ был расширен до 500 самолетов, 300 из которых планировалось поставить в 1943 году. Хотя эти заказы в конечном итоге не были выполнены из-за реализации обширного соглашения о ленд-лизе под руководством Америки , британское правительство все же профинансировало закупка самолетов для использования в Австралии в рамках программы авиационной подготовки Empire . [13]
Прежде чем улучшенный вариант CA-3 был запущен в производство, было построено сорок самолетов CA-1 Wirraway. Хотя в конструкции были внесены детальные изменения, изменение обозначения было больше связано с тем, что следующая партия Wirraways строилась по другому государственному контракту, чем с какой-либо реальной разницей между двумя подтипами. В феврале 1942 года военный кабинет Австралии выдал разрешение на производство 105 перехватчиков Wirraway в качестве «перестраховки на случай невозможности получить истребители из-за границы». Примерно в это же время военный кабинет также решил отклонить заказ на 245 самолетов Wirraway, полученный из Великобритании. [14] В июле 1940 года, когда Соединенное Королевство было единственной европейской страной, сражавшейся против Германии в войне, австралийское правительство опубликовало заявление, в котором сообщалось, что «с этого момента Австралия не может рассчитывать на Англию в дальнейших поставках каких-либо авиационных материалов или оборудования». любого рода. [5]
Модели CA-5, CA-7, CA-8 и CA-9 во многом были похожи на CA-3; только вариант СА-16 претерпел существенные изменения в конструкции; Среди прочего, было сделано несколько модификаций крыла, позволяющие нести более тяжелую бомбовую нагрузку, а также были добавлены тормоза пикирования для бомбометания с пикирования. [12] Комплекты крыльев «пикирующего бомбардировщика» (установленные на СА-16) были построены под обозначением СА-10А (модель СА-10 представляла собой предложенный вариант пикирующего бомбардировщика, который так и не был построен). [12] и модернизированы до CA-3, -5, -7 и -9; Было переоборудовано 113 Wirraways. Производство этого типа продолжалось даже после окончания Второй мировой войны. В июле 1946 года CA-16 A20-757, последний самолет из 755 самолетов Wirraway, был доставлен в RAAF.
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2017 г. ) |
CAC Wirraway представлял собой учебно-боевой самолет общего назначения. Фюзеляж представлял собой сварной каркас из хромистой стали , который был построен из четырех отдельно изготовленных секций, скрепленных болтами во время окончательной сборки. [15] Боковые части фюзеляжа имели тканевую обшивку, поддерживаемую шпангоутами из алюминиевого сплава , а нижняя часть и настил вместо этого имели металлическую обшивку. Однолонжеронное . крыло, состоящее из пяти отдельных секций, состояло из разнесенных нервюр и напряженной обшивки [15] Рули имели металлический каркас с тканевой обшивкой; Конструкция ранних самолетов Wirraway с разделенными закрылками была дополнена на самолетах более поздней постройки за счет добавления тормозов пикирования . Для хвостового оперения и киля использовалась цельнометаллическая конструкция напряженной обшивки; обе стороны хвостового оперения были взаимозаменяемыми. [15] Шасси имело установленные на заводе безпротекторные гладкие колеса. [16]
Wirraway составлял Размах крыльев 42 фута 10,5 дюйма (12,8 м 26,7 см). Первые 9 футов 6 дюймов имели прямые переднюю и заднюю кромки , при этом передняя кромка длиной 45 футов со стреловидностью 12 градусов и задняя кромка длиной 16 футов 9 дюймов составляли остальную часть крыла. [17] На теоретической оконечности у него был профиль NACA 4412. [16] На законцовках крыла имелись проволочные петли, позволяющие при необходимости закрепить самолет.
Wirraway был оснащен одним звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л.с., изготовленным по лицензии CAC и позволяющим самолету развивать скорость до 191 узла. [18] [19] Двигатель приводил в движение трехлопастной винт изменяемого шага с постоянной скоростью вращения, разработанный компанией de Havilland Propellers , диаметром 10 футов. Воздушный винт имел лопасти 6101А-3 со ступицей 3Д40. Топливо хранилось в паре баков по 45 галлонов. [20] Экипаж из двух человек сидел в тандемной кабине с полностью закрытым сдвижным фонарем ; обе позиции были оснащены органами управления полетом. Кроме того, в задней кабине имелось поворотное откидное сиденье для стрелка/наводчика бомбы, а также лежачее положение для бомбометания в полу самолета. Wirraway мог нести под крыльями легкое вооружение, состоящее из одной 500-фунтовой бомбы или пары 250-фунтовых бомб. Положение бомбодержателей под крыльями было регулируемым. [16] Легкие бомбы или сигнальные ракеты также можно было нести под центральной частью. Кроме того, была установлена пара пулеметов Vickers Mk.V, стреляющих вперед, с боезапасом 600 патронов, а также один поворотный пулемет Vickers Mk.1 с боезапасом 480 патронов в 8 барабанных магазинах, расположенный в задней части кабины. [21] Более поздний вариант (СА-16) получил усиленные стойки крыла, что позволяло установить четыре 250-фунтовые или две 500-фунтовые и две 250-фунтовые бомбы.
Wirraway также мог нести два 200-фунтовых склада. [22] оснащенный парашютами, которые использовались для доставки припасов и боеприпасов войскам в полевых условиях.
Операционная история
[ редактировать ]Военная служба
[ редактировать ]В июне 1939 года, в свете ухудшения ситуации в Европе и растущей вероятности крупного конфликта, начальник штаба авиации рекомендовал расширить ВВС Великобритании до 32 эскадрилий; из них немедленно была начата подготовка девяти эскадрилий общего назначения, которые предполагалось оснастить Wirraway. [13] 25 августа 1939 года, через месяц после первых поставок Wirraway, было объявлено официальное чрезвычайное положение; 3 сентября 1939 года, когда в Европе разразилась Вторая мировая война , Австралия решила мобилизовать все свои военно-воздушные силы, поставив все эскадрильи на короткий вызов для боевых действий. Однако в течение первого года войны Wirraway все еще массово вводился во многие эскадрильи; эти усилия были задержаны из-за временной нехватки доступных запасных частей. [13]
Как и его американский «двоюродный брат» Т-6 «Техан» (оба типа произошли от NA-16) для многих союзных ВВС во время Второй мировой войны, Wirraway с 1939 года служил одним из основных учебно-тренировочных типов RAAF. Помимо учебно-тренировочных самолетов, они также использовались в боевых целях, в том числе в качестве аварийного истребителя . С началом Тихоокеанской войны в декабре 1941 года компания Wirraways укомплектовала семь эскадрилий RAAF: №№ 4 , 5 , 12 , 22 , 23 , 24 и 25 . Группа из пяти Wirraways, базировавшаяся в Клуанге в Малайе в учебных целях, была вовлечена в бой против японских наземных сил вторжения; Обычно на них летали новозеландцы с австралийскими наблюдателями и имели некоторые успехи. [23] [24]
Еще в 1941 году сообщения о возможностях японских истребителей усилили мнение, что Wirraway не сможет эффективно бороться с такими самолетами; однако было признано, что этот тип обладает некоторыми боевыми достоинствами, несмотря на то, что считается устаревшим. [25] Тем не менее, этот тип часто использовался против наступающих японских войск. 6 января 1942 года Вирравейс из 24-й эскадрильи попытался перехватить японские гидросамолеты, пролетавшие над Новой Британией ; только одному удалось поразить самолет противника, что стало первым боем воздух-воздух между RAAF и японскими войсками. [26] Две недели спустя восемь самолетов 24-й эскадрильи Wirraways защитили город Рабаул от более чем 100 японских атакующих бомбардировщиков и истребителей, что привело к уничтожению или серьезным повреждениям всех австралийских самолетов, кроме двух. [27] [28]
12 декабря 1942 года пилот-офицер Дж. С. Арчер сбил японский истребитель (в то время считавшийся Mitsubishi A6M Zero , но после войны выяснилось, что это Ki-43 Hayabusa ) после того, как заметил его на высоте около 1000 футов (около 300 м). метров) под ним и спикировал на него, открыв огонь и отправив самолет в море. [12] [1] Это был единственный случай, когда Wirraway сбил другой самолет (что сделало его более успешным, чем его потомок-истребитель « Бумеранг »).
В ответ на запрос сэра Томаса Блейми была отправлена 4-я эскадрилья, оснащенная Wirraway . в Порт-Морсби о создании эскадрильи армейского сотрудничества, эксплуатирующей относительно медленные самолеты, в начале ноября 1942 года [29] Действуя над Новой Гвинеей , этот тип осуществлял воздушную разведку, фотосъемку, корректировку артиллерии, связь, доставку грузов, бомбардировку с пикирования, наземные атаки и пропагандистские операции. В этом качестве Wirraway оказался вполне подходящим; однако из-за риска быть ошибочно идентифицированным как враждебный Зеро, ограничения по высоте часто вводились, чтобы предотвратить случаи дружественного огня со стороны зенитчиков союзников. [29] Став известными своей универсальностью, истребители Wirraway некоторое время эксплуатировались над Новой Гвинеей для наземных атак и других задач армейского сотрудничества, пока другие самолеты RAAF, такие как Boomerang и американские Curtiss P-40, не были доступны в достаточном количестве, чтобы замените их. [29]
К середине 1943 года почти все использование Wirraway на передовой подошло к концу, и его заменил более новый Boomerang, который сам по себе является производным от Wirraway, ориентированным на истребители. [29] К большинству передовых эскадрилий RAAF был прикреплен по крайней мере один Wirraway, который выполнял функции «взломщика» эскадрильи, то есть самолета, используемого для выполнения таких поручений, как посещение штабов или других баз. По крайней мере один самолет (ранее A20-527) летал в составе штабного рейса 5-го ВВС с полной маркировкой ВВС США .
Послевоенная и государственная служба
[ редактировать ]После войны Wirraway продолжал служить в RAAF в качестве инструктора в Уранквинти и Пойнт-Кук , а в 1948 году был принят в состав недавно сформированной авиацией флота RAN. Wirraways также служил в эскадрильях Citizen Air Force (летающий резерв RAAF создана в 1948 году) вместе с CAC Mustang , частично укомплектовав 22-ю (город Сидней ), 23-ю (город Брисбен ), 24-ю (город Аделаида ) и 25-ю (город Перт ) эскадрильи. Обязанности не ограничивались тренировочными полетами: самолет Wirraway, патрулировавший акул, разбился на пляже в Маручидоре 30 декабря 1950 года, в результате чего трое детей погибли и еще 14 человек получили ранения. [30]
Двадцать четыре самолета Wirraway были доставлены в Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) со складов RAAF в период с ноября 1948 по ноябрь 1953 года. [31] Они включали CA-1, CA-5 и номера всех последующих вариантов; они эксплуатировались под оригинальными номерами RAAF. Один Wirraway (A120-145) был потерян во время военно-морской службы 18 июня 1953 года из-за отказа двигателя после взлета в Навре; пилот выжил. [32] RAN удалила свои Wirraways в 1957 году, заменив их на de Havilland Vampires . После того, как CAC Winjeels начал поступать на вооружение, 4 декабря 1958 года RAAF приступили к выводу из эксплуатации своих самолетов Wirraway, проведя прощальный полет в Пойнт-Куке, чтобы отметить его уход с этой базы. [12] Последний военный полет состоялся 27 апреля 1959 года, когда CA-16 A20-686 был доставлен в Токумвал для утилизации. [33]
В 1954 году компания Super Spread Aviation, базирующаяся в аэропорту Мураббин , купила два самолета CA-16 Wirraway и модифицировала их для выполнения операций по применению с воздуха . Оба были почти новыми: один налетал 9 часов, другой 12 часов; модификации включали установку бункера и опрыскивающего оборудования. В результате большей части того, что требовалось от этого типа во время войны, эти два самолета оказались неадекватными для выполнения этой задачи, и оба были сняты с регистрации 10 апреля 1956 года, а затем списаны. [34] Несмотря на списание этих двух самолетов и сотен других, значительное количество самолетов Wirraway сохранилось и сегодня в авиационных музеях Австралии, Папуа-Новой Гвинеи и Соединенных Штатов; и с 10 номерами в реестре гражданских самолетов Австралии. [35] в 2011 году; либо летают, либо восстанавливаются, чтобы летать как боевые птицы . Самолет Wirraway, использовавшийся как боевой самолет, разбился во время авиашоу в Навре в 1999 году, в результате чего погибли два пассажира. [36]
Варианты
[ редактировать ]- СА-1 «Мк I»
- Первоначальный вариант контракта. построено 40. [20]
- СА-3 «Мк II»
- Улучшенный СА-1, заказанный AWC по новому контракту. До модели CA-9 также известен как Mark II. построено 60. [20]
- СА-5
- построено 32. [20]
- СА-7
- 100 построено. [20]
- СА-8
- 200 построено. [20]
- СА-9
- 188 построено. [20]
- СА-10
- Планируемая версия пикирующего бомбардировщика. Ни один не построен. [37]
- СА-10А
- Контракт на модификацию и установку тормозов пикирования на существующие самолеты Wirraway. 17 Модифицировано. [37]
- СА-16 «Мк III»
- Улучшены характеристики, бомбовая нагрузка и добавлены тормоза пикирования. 135 построено. [20]
- СА-20
- Контракт на вариант пикирующего бомбардировщика. Отменено. [37]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- Эскадрилья Y RAF в Малайе 1941–1942, самолеты бывшего 21-й эскадрильи RAAF.
- Военно-воздушные силы армии США
- Штаб-квартира Пятой воздушной армии
Выживший самолет
[ редактировать ]- A20-10 — CA-1 на статической экспозиции в Австралийском национальном музее авиации в Мельбурне . Этот планер является восьмым серийным и старейшим из сохранившихся самолетов Wirraway. [38]
- A20-13 — CA-1 на хранении в музее Папуа-Новой Гвинеи в Порт-Морсби . [39]
- A20-81 - CA-3 готов к полетам с Полом Беннетом в Резерфорде, Новый Южный Уэльс . Окрашен как А20-176. [40] [41]
- A20-99 - CA-3 восстанавливается до летной годности Обществом реставрации исторических самолетов в Вуллонгонге . [42] [43]
- A20-103 - CA-5 на статической экспозиции Австралийского военного мемориала в Кэмпбелле, столичная территория Австралии . [44]
- A20-511 - CA-9 на статической экспозиции в Музее авиации Балларата в Балларате . Окрашен как А20-502. [45]
- A20-649 - CA-16 хранится в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [46] [47]
- A20-651 - CA-16 на статической экспозиции в Музее Виктории в Мельбурне. [48]
- A20-652 - CA-16 годен к полетам в Квинслендском музее авиации в Калаундре, Квинсленд . [49]
- A20-653 - CA-16 годен к полетам в Музее авиации Темора в Теморе, Новый Южный Уэльс . [50] [51] Право собственности было передано RAAF в июле 2019 года, и им управляет эскадрилья ВВС Heritage (Temora Historic Flight) . [52] [53]
- А20-656 - СА-16 на реставрации у частников. [54]
- A20-685 - CA-16 на статической экспозиции в Камденском музее авиации в Нареллане . Этот частный музей в настоящее время закрыт для публики. [55]
- A20-687 — CA-16 на хранении в музее RAAF в Пойнт-Куке . Окрашен как CA-9 A20-561. [56]
- A20-688 - CA-16 на статической экспозиции в Музее авиационного наследия в Булл-Крик, Западная Австралия . [57] [58]
- A20-695 — CA-16 годен к полетам в Музее боевых самолетов Кабулчер , Квинсленд . [59] [60]
- A20-704 - CA-16 восстанавливается до летной годности Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [61]
- A20-722 - CA-16 был годен к полетам с Боргом Соренсеном, сейчас находится на пенсии и находится на статической экспозиции в Музее авиации Нхилл в Нхилле , Виктория. [62]
Технические характеристики (CAC Wirraway)
[ редактировать ]Данные от Грина [63]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 27 футов 10 дюймов (8,48 м)
- Размах крыльев: 43 фута 0 дюймов (13,11 м)
- Высота: 8 футов 8 + 3 ⁄ дюйма (2,661 м), исключая радиомачту
- Площадь крыла: 255,75 кв. футов (23,760 м ). 2 )
- Пустой вес: 3992 фунта (1811 кг)
- Полная масса: 6595 фунтов (2991 кг)
- Силовая установка: 1 воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1340 девятицилиндровый звездообразный двигатель S1H1-G , мощностью 600 л.с. (450 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 220 миль в час (350 км/ч, 190 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 182 миль в час (293 км/ч, 158 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Диапазон: 720 миль (1160 км, 630 миль) при скорости 164 миль в час (143 узла; 264 км/ч)
- Практический потолок: 23 000 футов (7 000 м)
- Скорость набора высоты: 1950 футов/мин (9,9 м/с).
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета Vickers Mk V калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), синхронизированные для стрельбы через дугу винта, и 1 пулемет Vickers GO калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) на гибкой установке в задней кабине. Более поздние версии не имели орудий Vickers Mk V, но имели возможность установки 2 Browning Mk II калибра 0,303 (7,7 мм), установленных под внешними панелями крыла. пулеметов [64]
- Бомбы:
- 2 бомбы по 500 фунтов (227 кг) и 2 бомбы по 250 фунтов (113 кг) (только CA 16) или
- 3 бомбы по 100 фунтов (45 кг) или
- 12 бомб по 8,5 фунтов (3,9 кг) или 115,5 фунтов (52,4 кг) и 8 маркерных ракет.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Профиль № 154 1967 г. , с. 3
- ^ « Самолет «Виррауэй» . Возраст . № 25888. Виктория, Австралия. п. 8 . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Язык аборигенов колонии Виктория и других австралийских округов: с параллельными... - Каталог | Национальная библиотека Австралии» . nla.gov.au. Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Австралийский военный мемориал: CAC Wirraway – маловероятный «нулевой убийца» » . 17 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Франсильон 1967, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Профиль № 154 1967 г. , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д Профиль № 154 1967 г. , с. 4
- ^ Хагедорн 2009 , стр. 53–56.
- ↑ Профиль № 154 1967 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Профиль № 154 1967 г. , с. 5
- ^ Смит 2000, стр. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 216. ИСБН 1875671080 .
- ^ Jump up to: а б с д и Профиль № 154 1967 г. , с. 6
- ^ Протокол военного кабинета, Мельбурн, 2 февраля 1942 г. (1845 г.) Повестка дня № 46/1942 - Политика производства самолетов.
- ^ Jump up to: а б с Профиль № 154 1967 г. , с. 10
- ^ Jump up to: а б с «КБ КБ — Чертежи самолета CAC Wirraway» . dbdesignbureau.buckmasterfamily.id.au . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «КБ КБ — Чертежи самолета CAC Wirraway» . dbdesignbureau.buckmasterfamily.id.au . Проверено 17 мая 2024 г.
- ↑ Профиль № 154 1967 , стр. 6, 12.
- ^ ВМФ (13 декабря 2021 г.). «CAC CA-16 Вирравей» . Королевский флот Австралии . Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Профиль № 154 1967 г. , с. 12
- ↑ Профиль № 154 1967 , стр. 5, 12.
- ^ «Виррауэй» . Т6 Гарвардской авиации . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Гиллисон 1962 , с. 338
- ^ Профиль № 154 1967 , с. 7
- ↑ Профиль № 154 1967 , стр. 6–7.
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 318–320
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 354–355
- ↑ Профиль № 154 1967 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д Профиль № 154 1967 г. , с. 9
- ^ Уильямс, Патрик (29 декабря 2010 г.). «Место отмечает крушение самолета» . Ежедневник Солнечного Берега . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Служебные карточки Wirraway, Национальный архив Австралии, NAA: A10297, блок 107; NAA A10297, блок 488B и NAA 10297, блок 108.
- ^ Ассоциация флота (13 декабря 2021 г.). «ВИРРАВЭЙ ФОТО ИСТОРИЯ» . Ассоциация авиации флота Австралии . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Хагедорн 2009 , с. 56
- ^ Роллан, Деррик. «Воздушное сельское хозяйство в Австралии: история использования самолетов в сельском и лесном хозяйстве». Ассоциация воздушного сельского хозяйства Австралии, ООО, 1996 г. ISBN 0-646-24840-5
- ^ Реестр гражданских самолетов Австралии. Архивировано 11 мая 2015 г. при поиске Wayback Machine , проведенном с использованием «CA-3», «CA-5», «CA-7», «CA-8», «CA-9» и «CA-». 16 дюймов в качестве параметров поиска. Обыски проведены 30 марта 2011 года.
- ↑ Архив новостей Warbird Alley 1999, получено 18 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «КБ КБ — техническая информация CAC Wirraway» . dbdesignbureau.buckmasterfamily.id.au . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «CAC CA-1 Wirraway A20-10» . Австралийский национальный музей авиации . Австралийская группа восстановления самолетов. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Тайлан, Джастин (3 мая 2016 г.). «CA-1 Wirraway, серийный номер A20-13» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ "САС ВИРРАВЕЙ" . Авиашоу Пола Беннета . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) CA-3 Wirraway, серийный номер A20-81 RAAF, c/n 79, c/r VH-WWY» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Досье о планере – Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) CA-3 Wirraway, серийный номер A20-99 RAAF, c/n 97, c/r VH-JMZ» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Регистр воздушных судов [ВХ-ЖМЗ]» . Управление по безопасности гражданской авиации . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет CA5 Wirraway Mk II A20-103: Королевские ВВС Австралии» . Австралийский военный мемориал . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Роуз, Скотт. "ВИРРАВЕЙ/А20-511" . Реестр боевых птиц . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Североамериканская авиастроительная корпорация Содружества Wirraway III, серийный номер A20-649 RAAF, серийный номер 1101» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Биркетт, Гордон (7 октября 2013 г.). «RAAF A20 CAC CA-9 и CA-16 Wirraway от A20-601 до A20-700» . ADF-сериалы . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Самолет – CAC CA-16 Wirraway A20-651, 1944 г.» . Музеи Виктории . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ "CAC CA-16 WIRRAWAY Mk III A20-652 / VH-WIR C/N 1104" . Квинслендский музей авиации . Queensland Air Museum Inc. Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «СА-16 Вирравей» . Музей авиации Темора . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 19 декабря 2016 .
- ^ «Реестр воздушных судов [VH-BFF]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Новости мая 2019 года» . Музей авиации Темора. 10 мая 2019 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Торн, Адам (9 февраля 2021 г.). «RAAF реформирует легендарную 100-ю эскадрилью для управления боевыми птицами» . Австралийская авиация . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Роуз, Скотт, реестр Warbird, Wirraway/A20-656» . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Извините, в настоящее время мы закрыты для публики» . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «CAC Wirraway A20-561» . Музей РААФ . Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «Виррауэй СА-5» . Музей авиационного наследия . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) CA-1/3/5/7/8/9/16 Wirraway, серийный номер A20-688 RAAF, серийный номер 1140» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «[Домашняя страница]» . Музей боевых самолетов и летного наследия Кабултюр . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Реестр воздушных судов [VH-MFW]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N-номер ФАУ]» . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Реестр воздушных судов [VH-CAC]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Грин 1967 , с. 13
- ^ САС (1940)
Библиография
[ редактировать ]- Авиационная корпорация Содружества (1940 г.). Руководство по капитальному ремонту Wirraway. Публикация РААФ №76 . Мельбурн, Австралия.
- Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 3 – Воздух. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал . OCLC 2000369 .
- Грин, Уильям (1967). Боевые самолеты Второй мировой войны: Бомбардировщики и самолеты-разведчики: Том седьмой . Лондон: Macdonald & Co. (Издательство). ISBN 0-356-01477-0 .
- Франсильон, Рене Ж. Бумеранг Содружества, Самолет в профиле № 178 . Лезерхед, Великобритания: Профильные публикации, 1967.
- Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного тренера в мире . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-124-6 .
- Пентленд, Джеффри. Маркировка Wirraway и Boomerang . Данденонг, Виктория, Австралия, Технические публикации Кукабарры, 1970.
- Содружество Виррауэй, Самолет в профиле № 154 . Лезерхед: Профильные публикации. 1967.
- Уилсон, Стюарт. Wirraway, Boomerang и CA-15 на вооружении Австралии . Сидней, Аэрокосмическая отрасль, 1991 г. ISBN 0-9587978-8-9 .
- Смит, Питер Чарльз. Т-6: Гарвард, Техас и Вирравэй – иллюстрированный отчет . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1995. ISBN 0-7603-0191-3 .
- Смит, Питер К. Североамериканский Т-6 SNJ, Гарвард и Виррауэй . The Crowood Press Ltd., Рамсбери, Мальборо, Уилтшир SN8 2HR; 2000. ISBN 1-86126-382-1 .
- Збигневский, Андре Р. и Новицкий, Яцек. CAC Boomerang и CAC Wirraway, Wydawnicto Militaria 43 (на польском языке). Варшава, Wydawnicto Militaria, 1997 г. ISBN 83-86209-57-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CAC CA-1 Wirraway A20-10. Архивировано 15 августа 2014 года в Wayback Machine - Австралийский национальный музей авиации.
- CA-16 Wirraway - Музей авиации Теморы