Райан СТ
Райан ST серия | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный Райан ST-A Special | |
Роль | Тренажер-моноплан |
Производитель | Райан Аэронавигационная Компания |
Дизайнер | Т. Клод Райан |
Первый полет | 8 июня 1934 г. |
Введение | 1934 |
Статус | Производство завершено |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Армия и флот Нидерландской Ост-Индии Королевские ВВС Австралии |
Количество построенных | 1,568 |
Варианты | Райан ПТ-22 Рекрут |



Ryan ST — серия двухместных низкопланов- монопланов , построенных в США компанией Ryan Aeronautical Company . Они использовались в качестве спортивных самолетов, а также в качестве учебно-тренировочных в летных школах и вооруженных силах ряда стран.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Т. Клод Райан был основателем Ryan Aeronautical Company, второго воплощения компании с таким названием и четвертой компании, в которой он работал и носящей его имя. [1] (первая, Ryan Airlines, была производителем Ryan NYP, более известного как Spirit of St. Louis ). Он начал разработку ST (от «Sport Trainer», также известного как ST). [2] первая разработка компании, в 1933 году. [3]
ST имел две открытые кабины в , расположенные тандемно металлическом фюзеляже полумонококовом , состоящем из двух основных шпангоутов - одного из стали, другой половины из стали и половины из алюминиевого сплава ( альклада ) - для восприятия нагрузок от лонжеронов крыла и еще шести алькладных шпангоутов. ; и алькладская кожа. [4] Он имел крылья в трех секциях гибридной конструкции; центроплан, составляющий одно целое с фюзеляжем, имел стальные трубчатые лонжероны, передний лонжерон представлял собой простую трубу с внешним раскосом к верхней части фюзеляжа, а задний лонжерон имел форму фермы с параллельным поясом . [4] Две внешние панели крыла имели деревянные лонжероны и нервюры из альклада с диагональными стержнями, удерживающими крылья внутри. Для формирования передних кромок использовался лист альклада, а всю конструкцию покрывала ткань. При прикреплении внешние крылья прикреплялись тросами к неподвижному обычному шасси , а посадочные тросы - к верхней части фюзеляжа. [4]
Для фюзеляжа требовалось всего восемь переборок , лонжероны и стрингеры не требовались. По словам Кассаньера, «напряженная обшивка тяжелого 24ST Alclad 18 и 20 калибра была приклепана к отбрасываемым молотком переборочным кольцам, образованным дюралевым ». Основная переборка фюзеляжа «была изготовлена из сварной листовой стали и имела важные детали лонжерона, а также точки крепления диагональной стойки крыла, верхних посадочных тросов и нижних тросов». Кассаньерес далее заявляет: «Крылья были построены из цельных еловых лонжеронов, штампованных нервюр из алюминиевого сплава и стальных компрессионных элементов и были покрыты тканью. Элероны и закрылки имели конструкцию из стали и алюминия с тканевой обшивкой. Все поверхности хвостового оперения были полностью изготовлены из ткани. трубчатый алюминиевый сплав со штампованными ребрами и тканевой обшивкой». [5]
Было построено пять ST, каждый из которых был оснащен двигателем Menasco B4 мощностью 95 л.с. [6] до того, как последующий ST-A (A означает ) пилотаж был разработан с более мощным двигателем Menasco C4 мощностью 125 л.с. Был произведен единственный ST-B : ST-A только с одним сиденьем и дополнительным топливным баком вместо передней кабины; впоследствии этот самолет был преобразован обратно в стандарт ST-A. [7] ST-A получил дальнейшее развитие как ST-A Special с двигателем Menasco C4-S повышенной мощности мощностью 150 л.с.
В 1937 году ST-A Special был преобразован в военную версию серии STM (также ST-M). Первые STM были практически идентичны STA-Special. STM-2 был создан на основе STM с изменениями, включая более широкую кабину, позволяющую военным пилотам входить и выходить с парашютами , внешними стрингерами и возможностью установки пулемета на некоторых примерах. [6] Военным также потребовались поворотная скоба и ручной стартер двигателя. У вариантов, получивших обозначение ПТ-16 и ПТ-20, также были удалены колёса, обтекатели и хвостовые обтекатели. [5] Варианты в серии включали одноместный вариант СТМ-2П, вооруженный пулеметом, поставляемый в Националистический Китай ; и STM-S2, который мог быть оснащен шасси или ОКБ модели 1965 года поплавками . [4] [8]
После ST-M появился ST-3 , существенная модернизация которого в 1941 году была частично вызвана ненадежностью двигателей Menasco , установленных на ST на тот момент. Воздушный корпус армии США (USAAC) закупил несколько десятков вариантов ST-M под различными обозначениями и поручил компании Ryan Aeronautical модернизировать большую часть двигателей радиальными двигателями Kinner R-440 . [6] [9] USAAC сочло эту модификацию полезной и попросило компанию Ryan Aeronautical разработать вариант с этим двигателем в стандартной комплектации, а также с модификациями планера, которые считаются желательными, исходя из опыта эксплуатации. Получившийся в результате ST-3 имел более длинный и круглый более широкий фюзеляж, о чем свидетельствует круглый радиальный двигатель. Другие изменения включали пересмотренный руль направления, сбалансированные элероны и рули высоты, а также усиленное основное шасси с более раздвинутыми опорами. Обтекаемые гетры, закрывающие основные колеса, которые на тот момент встречались на самолетах серии ST, также были удалены. [1] ST-3 послужил основой для военных версий, заказанных USAAC и ВМС США (USN). [6] [10]
СТ-3 дал начало другой модели, разработанной в 1941 и начале 1942 года, это был СТ-3КР (от K внутреннего радиала ). На ST-3KR был установлен более мощный двигатель Kinner R-5 , и он стал окончательной моделью; было построено более 1000 военных версий Во время Второй мировой войны под названием ПТ-22 Recruit . [6] По словам Кассаньера, «единственным заметным отличием между ПТ-21 и ПТ-22 были металлические обтекатели шасси, которые закрывали конструкцию основного шасси, оставляя открытыми колеса. В остальном планер, его части и узлы были взаимозаменяемы с ПТ-22. 22. Еще одно отличие от более поздней модели 22 заключается в балансировочном кольце элеронов. На 21-й модели оно установлено под элеронами, а на 22-й — сверху». [5] : 196–197 Последним вариантом стал СТ-4 , который представлял собой версию СТ-3 с деревянным фюзеляжем, разработанную на случай нехватки « стратегических материалов » (т.е. металла). Такого дефицита не возникло, и СТ-4 не был запущен в серийное производство. [6]
Некоторые версии ST-3 ВМС США, NR-1, были преобразованы в специализированные наземные тренажеры для обучения курсантов рулению самолетов на земле или после приземления, особенно при боковом ветре. Основное крыло было прикреплено к шасси; добавлено небольшое носовое колесо для предотвращения контуров заземления; каркас безопасности между кабинами для защиты пилота и курсанта; и дроссельная заслонка была модифицирована так, чтобы двигатель не мог развивать определенные обороты в минуту. [11]
Первый Ryan ST впервые поднялся в воздух 8 июня 1934 года. [1] Производство началось в следующем году, когда было поставлено девять самолетов. [9] За исключением 1937 года (когда было построено 46 самолетов), темпы производства оставались низкими в течение нескольких лет - примерно по одному самолету каждые две недели. Ситуация изменилась в 1940 году, когда поставки вооруженным силам начались всерьез; производство в том году составляло чуть менее трех самолетов в неделю. [9] Общий объем производства гражданских и военных самолетов до вступления США во Вторую мировую войну составил 315. [9] [12] Еще 1253 военных варианта было выпущено в 1942 и 1943 годах, всего 1568 самолетов всех моделей. [13]
Операционная история
[ редактировать ]Большинство гражданских самолетов серии ST было поставлено в США, хотя некоторые были экспортированы в Южную Африку, Австралию и различные страны Латинской Америки. Образец ST-A был закуплен USAAC в 1939 году для оценки как XPT-16 . За этим последовали 15 YPT-16 - впервые USAAC заказал учебно-тренировочный моноплан. Это были первые из более чем 1000 самолетов Ryan ST, которые служили USAAC, его преемникам, ВВС США (USAAF) и USN. [14] [15]
Большое количество STM было экспортировано в 1930-х и начале 1940-х годов (до вступления США во Вторую мировую войну) различным военно-воздушным силам, причем крупнейшим заказчиком были вооруженные силы Нидерландской Ост-Индии , ныне Индонезии . В 1940 и начале 1941 года армия и флот Нидерландской Ост-Индии получили 84 STM-2 и 24 STM-S2. [1] [9] [12] [Н 1] Еще 50 STM-2E и STM-2P были экспортированы в националистический Китай , а некоторое количество STM было экспортировано в Боливию , Эквадор , Гватемалу , Гондурас , Мексику и Никарагуа . [6] STM был выбран ВВС Южной Америки из-за превосходных характеристик двигателя Menasco с наддувом в высотных аэропортах.
После японского вторжения в Нидерландскую Ост-Индию многие райаны в этой стране были вынуждены участвовать в боевых действиях, особенно в разведывательных целях, и большое количество людей было сбито или уничтожено на земле. [16] Уцелевшие STM-2 и STM-S2, не захваченные японцами, были отправлены в Австралию, где 34 самолета поступили на вооружение Королевских ВВС Австралии в качестве учебно-тренировочных. Многие из тех самолетов, которые дожили до конца Второй мировой войны, были затем внесены в реестр актов гражданского состояния в Австралии и других странах, а некоторые до сих пор летают спустя более 70 лет после постройки. [8] [17] [18]
Варианты
[ редактировать ]Обозначения производителя
[ редактировать ]
- СТ
- Прототип и первая модель с двигателем Menasco B4 мощностью 95 л.с.; построено пять.
- СТ-А
- Усовершенствованный ST, предназначенный для высшего пилотажа, оснащенный двигателем Menasco C4 мощностью 125 л.с.; [19] построено 73.
- СТ-А Специальный
- с наддувом мощностью Усовершенствованный ST-A, оснащенный двигателем Menasco C4S 150 л.с.; [20] 10 построено.
- СТ-Б
- Одноместный вариант СТ-А с дополнительным топливным баком вместо передней кабины; один построен, позже преобразован в ST-A.
- СТМ
- Военная версия ST-A Special, некоторые с возможностью установки пулемета; 22 построены для различных ВВС Южной Америки.
- СТМ-2
- Вариант STM для армии и флота Нидерландской Ост-Индии; построено 95.
- СТМ-2Э
- Поставленный в Китай вариант STM с двигателем Menasco C4S2 мощностью 165 л.с.; построено 48.
- СТМ-2П
- Одноместный вариант СТМ-2Э с возможностью установки пулемета, также поставляется в Китай; 2 построено.
- СТМ-С2
- Вариант СТМ-2 со сменными колесными шасси или поплавками для ВМС Нидерландов в Ост-Индии; 13 построено.
- СТ-В
- Экспериментальные модификации с радиальным двигателем Warner Scarab ; один переоборудован из USAAC YPT-16 со Scarab мощностью 125 л.с.; один переоборудован из USAAC PT-20A с Super Scarab мощностью 160 л.с. [7] [9]
- СТ-3
- Вариант с новой формой фюзеляжа и радиальным двигателем Kinner B-5 мощностью 125 л.с.; один построен.
- СТ-3КР
- Вариант СТ-3 с радиальным двигателем Kinner R-5 мощностью 160 л.с., построен один.
- СТ-4
- Вариант СТ-3 с деревянным фюзеляжем; один построен.
Военные обозначения США
[ редактировать ]USAAC/USAAF
[ редактировать ]

ПТ-16
- XPT-16: одиночный ST-A, купленный USAAC для оценки.
- XPT-16A: XPT-16 с модернизированным радиальным двигателем Kinner R-440 мощностью 125 л.с.
- YPT-16: Всего для эксплуатационных испытаний заказано 15 самолетов, аналогичных СТ-М.
- ПТ-16А: 14 YPT-16 с модернизированными двигателями Kinner R-440.
- ПТ-20А: обозначение ПТ-20, модернизированных двигателями Kinner R-440.
- ПТ-21
- Военно-серийная версия СТ-3; 100 построено.
- ПТ-22 Рекрут
- Военно-серийная версия СТ-3КР с Кинер Р-540-1 двигателем ; Всего построено 1048 штук, в том числе ПТ-22А. [6] [21]
- ПТ-22А: обозначение 25 экземпляров ST-3KR, построенных для Королевских ВВС Нидерландов , но не поставленных, самолетов, впоследствии принятых ВВС США. [1]
- ПТ-22С: самолет с модернизированными двигателями Kinner R-540-3 , модифицировано 250 самолетов. [1] [22]
УСН
[ редактировать ]- НР-1
- Морская серийная версия СТ-3; 100 построено. [6]
Операторы
[ редактировать ]Числа использованы из ВВС мира. [24]

- Австралия
- Королевские ВВС Австралии эксплуатировали 34 экземпляра бывших Нидерландов, избежавших захвата японцами с 1942 по 1945 год.
- Боливия
- Боливийские ВВС эксплуатировали один с 1939 по 1944 год.
- Китай
- ВВС Китайской Республики эксплуатировали 120 самолетов с 1940 по 1942 год.
- Эквадор
- Эквадорские ВВС эксплуатировали 10 с 1941 г.
- Гватемала
- ВВС Гватемалы эксплуатировали 12 специальных самолетов STA. С 1938 по 1958 год
- Гондурас
- ВВС Гондураса эксплуатировали три специальных самолета STA с 1938 по 1943 год.
- Япония
- Воздушная служба Императорской армии Японии эксплуатировала неизвестное количество самолетов, захваченных в Нидерландах.
- Мексика
- Мексиканские ВВС эксплуатировали шесть специальных самолетов STA с 1937 по 1947 год.
- Нидерланды Ост-Индия
- ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии эксплуатировали 60 STM-2/STM-S2 с 1940 по 1942 год.
- Королевский флот Нидерландов эксплуатировал 48 STM-2/STM-S2 с 1941 по 1942 год.
- Никарагуа
- ВВС Никарагуа эксплуатировали один специальный STA в 1938 году.
- ЮАР
- Южноафриканские ВВС эксплуатировали три с 1939 года.
- Соединенные Штаты
- Воздушный корпус армии США и ВВС США эксплуатировали 1224 машины всех версий с 1939 по 1946 год.
- ВМС США эксплуатировали 100 NR-1 (PT-22) с 1940 по 1944 год.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Осталось несколько уцелевших самолетов серии Ryan ST. [25] Уцелевшие варьируются от самолетов проекта на разных стадиях завершения до отреставрированных летающих образцов. Остались примеры ST, STA, STA-Special, STM, STM-2 и PT20. На многих из этих отреставрированных экземпляров двигатели Menasco C4 были заменены на двигатели Menasco D4-87. [26] Это изменение часто происходило из-за нехватки запчастей для двигателя C4. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (СТ-А)
[ редактировать ]
Данные из профиля номер 158: серия Ryan PT/ST. [27]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: один пассажир
- Длина: 21 фут 5 дюймов (6,53 м)
- Размах крыльев: 29 футов 11 дюймов (9,12 м)
- Высота: 6 футов 11 дюймов (2,11 м)
- Площадь крыла: 124 кв. фута (11,5 м 2 )
- Пустой вес: 1023 фунта (464 кг)
- Полная масса: 1575 фунтов (714 кг)
- Запас топлива: 24 галлона США (20 имп галлонов; 91 л)
- Силовая установка: 1 Menasco C4 с воздушным охлаждением, мощностью 125 л.с. (93 кВт). перевернутый четырехцилиндровый рядный двигатель
Производительность
- Максимальная скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 127 миль в час (204 км/ч, 110 узлов)
- Скорость сваливания: 42 миль в час (68 км/ч, 36 узлов) (с закрылками)
- Дальность: 350 миль (560 км, 300 миль)
- Практический потолок: 17 500 футов (5 300 м)
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
См. также
[ редактировать ]- Исторический Райан СТА , самодельная копия конструкции Райана.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Рассел, Стюарт. «Райан Стм-С2». New Zealand Warbirds, 2002, 2014. Дата обращения: 6 марта 2015 г.
- ^ «Прибыль оператора взлетает с Райаном С.Т.*» . Аэро дайджест . Том. 30, нет. 6. Издательская корпорация «Аэронавигационный дайджест». Июнь 1937 г. с. 53 . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Ганстон, Билл. Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Bracken Books, 1989. ISBN 1-85170-199-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Холкомб, Кевин. «Описание строительства Райана С.Т.». Аэродром Холкомба . Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Кассаньерес, Эв (1982). Дух Райана . Саммит Блю-Ридж: TAB BOOKS Inc., стр. 145–146, 158–160.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тейлор, изд. MJH. Энциклопедия авиации Джейн. Лондон: Studio Editions Ltd., 1989. ISBN 1-85170-324-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Райан». Aerofiles.com, 13 марта 2009 г. Дата обращения: 23 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Сирота, Грэм М. «Райан С.Т. в Австралии (и выжившие представители породы)». Classic Wings Downunder Журнал , том 7, № 4, сентябрь/октябрь 2000 г., стр. 26–29. ISSN 1172-9643.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Данные о довоенном производстве серии Райан ST». airminded.net. Проверено: 15 января 2008 г.
- ^ Понедельник 2006, стр. 224–225.
- ^ «Самолеты ВМФ изменены для защиты летчиков-кадетов». «Популярная механика» , декабрь 1944 г., с. 32.
- ^ Jump up to: а б «Список серийных номеров Райана СТ». Aerofiles, 13 марта 2009 г. Дата обращения: 23 января 2008 г.
- ^ Дональд 1997, стр. 792–793.
- ^ Jump up to: а б Холмс, Тони. Руководство Джейн по распознаванию исторических военных самолетов . Лондон: ХарперКоллинз, 1998. ISBN 0-00-472147-0 .
- ^ "ЯПТ-16." Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
- ^ "Райан STM-S2." Музей авиации Темора. Проверено: 4 августа 2013 г.
- ^ "Сериалы Райана". Архивировано 15 декабря 2018 г. в Wayback Machine ADF Serials . Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ Хейман, Джос. «Самолеты NEI в Австралии». Архивировано 23 октября 2007 г. в сериалах Wayback Machine ADF , стр. 11–13. Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ "Сертификат типа Райана ST-A". ФАА . Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ "Райан ST-Сертификат специального типа". ФАА . Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ "Сертификат типа Райана ST-3KR". ФАУ. Проверено: 23 января 2008 г.
- ^ Баугер, Джо. «Список серийных номеров USAAF PT-22C». Списки серийных номеров USAAF, 26 января 2013 г. Дата обращения: 23 января 2008 г.
- ^ "Список серийных номеров USAAF YPT-25". Списки серийных номеров USAAF, 26 января 2013 г. Дата обращения: 23 января 2008 г.
- ^ «Индекс стран». Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine World Air Forces . Проверено: 4 августа 2013 г.
- ^ «Райан СТ» .
- ^ «Летные испытания: Райан ST-A – Sportster тридцатых годов» . 2 августа 2016 г.
- ^ Мэйборн 1967, стр. 10, 12.
Библиография
[ редактировать ]- Кассаньерес, Эв. Новый Райан: развитие и история Райана ST и SC. Иган, Миннесота: Летающие книги, 1995. ISBN 978-0-91113-920-4 .
- Дональд, Дэвид, изд. Энциклопедия мировой авиации . Этобико, Онтарио, Канада: Prospero Books, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (октябрь 2000 г.). «Райаны с оранжевыми треугольниками». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (91): 31–38. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (ноябрь 2000 г.). «От Райанов к оранжевым треугольникам». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (92): 39–46. ISSN 1243-8650 .
- Мэйборн, Митч. Профиль номер 158: Серия Ryan PT/ST . Лезерхед, Великобритания: Профильные публикации, 1967.
- Монди, Дэвид. Американские самолеты Второй мировой войны (Краткое руководство Хэмлина). Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 978-0-7537-1461-4 .
- Инструкция по летной эксплуатации пилотов армейских самолетов модели ПТ-22, ТО №. 01-100ГЦ-1. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: ВВС США, 1943 год.
- Путеводитель по музею ВВС США. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Райана СТ
- Популярная механика , февраль 1943 г., «Фанерный тренажер экономит металл для военных самолетов», демонстрирует деревянную конструкцию СТ-4.