Jump to content

Мартин ПБМ Маринер

ПБМ Маринер
PBM-5 Mariner ВМС США
Роль -патрульный бомбардировщик Летающая лодка
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Компания Гленна Л. Мартина
Первый полет 18 февраля 1939 г.
Введение сентябрь 1940 г.
Ушедший на пенсию 1964 ( Уругвай )
Основные пользователи ВМС США
Береговая охрана США
Королевские ВВС Австралии
Аргентинский флот
Произведено 1940–1949 [1]
Количество построенных 1,366
Развитый в Мартин П5М Марлин

Martin PBM Mariner — двухмоторный американский патрульный бомбардировщик времен Второй мировой войны и начала холодной войны . Он был разработан в дополнение к стоящим на вооружении Consolidated PBY Catalina и PB2Y Coronado . Всего было построено 1366 PBM, первый из которых поднялся в воздух 18 февраля 1939 года, второй тип поступил на вооружение в сентябре 1940 года, а последний экземпляр этого типа был выведен из эксплуатации в 1964 году.

Моряк, известный своей службой во время Второй мировой и послевоенной войны, был тем типом, который исчез в поисках рейса 19 . Рейс 19 исчез в Бермудском треугольнике. Он и разыскивавший его «Маринер» так и не были найдены вместе с его 14 членами экипажа, хотя предполагалось, что он пострадал от взрыва в воздухе. Еще одной известной катастрофой стала катастрофа PBM Mariner в Антарктиде в декабре 1946 года.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Транспортный Mariner взлетает в воздух, 1942 год.

В 1937 году компания Glenn L. Martin разработала новую двухмоторную летающую лодку Model 162 , пришедшую на смену более ранней модели Martin P3M и дополнившую PBY Catalina и PB2Y Coronado . он получил заказ на один прототип XPBM-1 . 30 июня 1937 года [2]

Чтобы проверить компоновку PBM, Мартин построил летающую модель Martin 162A Tadpole Clipper в масштабе три восьмых с экипажем из одного человека, оснащенную одним двигателем Chevrolet мощностью 120 л.с. (89 кВт), приводящим в движение два воздушных винта через клиновые ремни; это был полет в декабре 1937 года. [3] [4] За этим последовал первоначальный заказ на производство 21 самолета ПБМ-1 28 декабря 1937 года. [5] Первый настоящий PBM, XPBM-1, поднялся в воздух 18 февраля 1939 года. [2]

Самолет имел несколько артиллерийских позиций , в том числе одиночные на каждой балке миделя и в корме над хвостовым обтекателем. Дополнительные орудия располагались в носовой и спинной башнях, каждая из которых была оснащена двухорудийными турелями . Бомбоотсеки находились в мотогондолах . Крыло чайки имело свободнонесущую конструкцию и отличалось чистой аэродинамикой с нераскрепленным двойным хвостовым оперением . ПБМ-1 был оборудован убирающимися посадочными поплавками крыла , шарнирно закрепленными наружу, поплавками с одностоечной опорой, которые убирались внутрь и оставались под крылом, при этом кили поплавков находились сразу за каждой мотогондолой. ПБМ-3 имел фиксированные поплавки, а фюзеляж был на три фута длиннее, чем у ПБМ-1. В этот период Мартин также разработал еще более крупный четырехмоторный Martin JRM Mars . [6]

Операционная история

[ редактировать ]
PBM-1 ВМС США из 56-й патрульной эскадрильи (VP-56) , 1940 год.
PBM-5 на палубе авианосца Нортон Саунд в апреле 1945 года у Сайпана.
PBM ВМС США из 6-го воздушного крыла флота поднимается на борт тендера-гидросамолета USS Curtiss (AV-4) после минно-искательного патруля у берегов Северной Кореи во время Корейской войны (1950-1953 гг.).
PBM Mariner оставляет след (август 1943 г.)

Первые PBM-1 поступили на вооружение пятьдесят пятой патрульной эскадрильи (VP-55) 1 ВМС США сентября 1940 года. [5] До вступления США во Вторую мировую войну PBM использовались (вместе с PBY) для осуществления патрулирования нейтралитета в Атлантике , включая операции из Исландии . После на нападения Японии Перл-Харбор ПБМ использовались в противолодочном патрулировании, потопив свою первую немецкую подводную лодку U -158 30 июня 1942 года. [7] PBM были ответственны, полностью или частично, за потопление в общей сложности десяти подводных лодок во время Второй мировой войны. [7] ПБМ также активно использовались в войне на Тихом океане , действуя с баз на Сайпане , Окинаве , Иводзиме и в юго-западной части Тихого океана . [8]

приобрела Береговая охрана США 27 самолетов Martin PBM-3 в первой половине 1943 года. В конце 1944 года служба приобрела 41 модель PBM-5, а во второй половине 1945 года было поставлено еще несколько самолетов. В 1955 году десять все еще находились в эксплуатации. хотя к 1958 году все они исчезли из активного арсенала береговой охраны (когда последний экземпляр был выпущен из CGAS Сан-Диего и вернулся в ВМС США). Эти летающие лодки стали основой дальних поисково -спасательных операций Береговой охраны в первые послевоенные годы, пока их не вытеснили P5M Marlin и HU-16 Albatross . в середине 1950-х годов [9]

PBM продолжали находиться на вооружении ВМС США после окончания Второй мировой войны, выполняя длительные патрульные миссии во время Корейской войны . [10] Он продолжал использоваться на передовой, пока не был заменен своим преемником P5M Marlin. Последняя эскадрилья ВМФ, оснащенная ПБМ, Patrol Squadron Fifty (VP-50) , вывела их из эксплуатации в июле 1956 года. [11]

Британские Королевские ВВС приобрели 32 самолета Mariner, но они не использовались в боевых действиях, а некоторые вернулись в ВМС США. [12] Еще 12 PBM-3R были переданы Королевским ВВС Австралии для перевозки войск и грузов . [13] [14]

Нидерландской Новой В конце 1955 года Королевский флот Нидерландов приобрел 17 PBM-5A Mariners для службы в Гвинее . [15] ПБМ-5А представлял собой самолет-амфибию с убирающимся шасси . Двигатели мощностью 2100 л.с. (1600 кВт) Pratt & Whitney R-2800-34 . После серии аварий голландцы в декабре 1959 года вывели из эксплуатации оставшиеся самолеты. [16]

5 декабря 1945 года PBM Mariner вылетел из Восточной Флориды на поиски пропавшего рейса 19 (пять TBM Avengers в тренировочном полете), и больше о нем ничего не было слышно. Через двадцать минут после взлета самолет исчез с радаров. Судно, находившееся в этом районе, сообщило, что видело огненный шар и обнаружило нефтяное пятно, но останков экипажа или самолета обнаружено не было. Самолет и экипаж пропали без вести, но есть подозрение, что он пострадал от взрыва в воздухе. [17] [18]

произошло Крушение PBM Mariner в Антарктиде в 1946 году 30 декабря 1946 года на острове Терстон ВМС США . корабль Martin PBM-5 Mariner в Антарктиде, когда во время метели разбился [19] [20] Буно 59098 был одним из 4 самолетов, потерянных в ходе операции Highjump . [20]

Одной из его замен на вооружении США стал Martin P5M Marlin .

Варианты

[ редактировать ]
XPBM-1 демонстрирует оригинальные выдвижные поплавки.
XPBM-1 (модель 162)
Прототип. Оснащен двумя двигателями Р-2600-6 мощностью 1600 л.с. (1194 кВт) . [3]
ПБМ-1 (Модель 162)
Начальная производственная версия. 5 пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). Два двигателя Р-2600-6; 21 построен. [3]
ХРБМ-2 (Модель 162)
Переоборудование одного ПБМ-1 в экспериментальный катапультного дальнего действия стратегический бомбардировщик базирования . [21]
ПБМ-3 (Модель 162Б)
Улучшенная версия. Двигатели Р-2600-12 мощностью 1700 л.с. (1270 кВт); построено 32. [21]
ПБМ-3Р (Модель 162Б)
Невооруженная транспортная версия ПБМ-3. 18 новых построек плюс 31 переоборудованный из ПБМ-3. [21]
ПБМ-3С (Модель 162С)
Улучшенная патрульная версия со спаренными пулеметами калибра .50 в носовой и спинной турелях, а также одиночными пулеметами в хвостовой и поясной башнях. РЛС AN/APS-15 в обтекателе за кабиной ; построено 274 человека. [22]
ПБМ-3Б (Модель 162С)
Обозначение бывшего морского пехотинца британских ВВС GR.1A после возвращения в ВМС США. [22]
ПБМ-3С (Модель 162С)
Специализированный противолодочный самолет с уменьшенным вооружением и весом для увеличения дальности полета. Шесть были прототипами PBM-3C с радаром и стандартным вооружением без спинной башни. Позже было установлено легкое носовое вооружение (2 фиксированных пулемета калибра 0,50 дюйма в носовой части. Сохранился один пулемет в левом поясном положении; 62 переоборудования плюс 94 построенных как новые плюс . [23] [24]
ПБМ-3Д (Модель 162Д)
Патрульный бомбардировщик повышенной мощности (два Р-2600-22 по 1900 л.с. (1417 кВт)) и увеличенным вооружением (спаренные пулеметы калибра 0,50 в носовой, спинной и хвостовой башнях, плюс две поясные пушки). построено 259 штук. [23]
ПБМ-4 (Модель 162Э)
Предлагаемая версия с двумя Wright R-3350 двигателями мощностью 2700 л.с. (2015 кВт); незастроенный. [25]
ПБМ-5 (Модель 162Ф)
Версия с Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт); двигателями [26] построено 628 штук. [25]
ПБМ-5Э
Вариант ПБМ-5 с улучшенной РЛС . [26]
ПБМ-5С
Облегченный противолодочный вариант ПБМ-5. [25]
ПБМ-5С2
Усовершенствованный противолодочный самолет с доработанной радиолокационной установкой. [25]
ПБМ-5А (модель 162Г)
Амфибия -вариант ПБМ-5 с убирающимся трехопорным шасси; 36 построено плюс четыре переоборудования. [25]
Маринер I
Британское обозначение 32 PBM-3B, поставленных в Королевские ВВС.

Операторы

[ редактировать ]
Моряк 41-й эскадрильи RAAF в 1944 году.
524-я эскадрилья RAF Mariner I в Обане, Шотландия (Великобритания), октябрь 1943 года.
PBM береговой охраны США взлетает из воды при поддержке RATO .
Мартин ПБМ Маринер на службе в США в 1942 году.
 Аргентина
 Австралия
 Нидерланды
 Панама
 Великобритания
  • Королевские ВВС заказали 33 самолета, но доставили только 28. [29]
    • 524-я эскадрилья эксплуатировала 28 самолетов Mariner Is с октября по декабрь 1943 г. [30] под командованием 15-й группы берегового командования.
 Соединенные Штаты
 Уругвай

Выживший самолет

[ редактировать ]
Martin PBM 5-A Mariner на выставке в Музее авиации и космонавтики Пима недалеко от Тусона, Аризона

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
Поврежденный PBM Mariner загружается на авианосца Chandeleur (AV-10) кормовую палубу в гавани Апиа , Самоа, 15 февраля 1943 года.

Технические характеристики (ПБМ-1)

[ редактировать ]
Чертеж Martin PBM-5S Mariner в трех видах

Данные боевых самолетов Джейн времен Второй мировой войны. [41]

Общие характеристики

  • Экипаж: семь
  • Длина: 79 футов 10 дюймов (23,50 м)
  • Размах крыльев: 118 футов 0 дюймов (36 м)
  • Высота: 27 футов 6 дюймов (5,33 м)
  • Площадь крыла: 1408 кв. футов (131 м 2 ) 2 )
  • Пустой вес: 33 175 фунтов (15 048 кг)
  • Полная масса: 56 000 фунтов (25 425 кг)
  • Силовая установка: 2 × Wright R-2600-6 14-цилиндровых радиальных двигателей мощностью по 1600 л.с. (1194 кВт) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 178 узлов (205 миль в час, 330 км/ч)
  • Дальность: 2600 миль (3000 миль, 4800 км)
  • Практический потолок: 19 800 футов (6 040 м)
  • Скорость набора высоты: 800 футов/мин (4,1 м/с).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "PBM Mariner в действии". [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Jump up to: а б Суонборо и Бауэрс 1976, с. 318.
  3. ^ Jump up to: а б с Дорр 1997, с. 122.
  4. ^ «Мартин Модель 162А «Головастик Клипер» | Национальный музей авиации и космонавтики» .
  5. ^ Jump up to: а б Грин 1968, с. 177.
  6. ^ «Мартин Маринер, Марс и летающие лодки Марлин» . www.airvectors.net . Проверено 26 ноября 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 115.
  8. ^ Дорр 1987, с. 116.
  9. ^ «1943: Береговая охрана приобретает летающие лодки Martin PBM-3/-5». Береговая охрана США. Проверено: 8 декабря 2018 г.
  10. ^ Дорр 1987, с. 118.
  11. ^ Робертс 2000, Приложение 1, с. 671.
  12. ^ Март 1998 г., с. 172.
  13. ^ A70 Martin Mariner. Архивировано 30 июня 2009 г. в Wayback Machine . Музей RAAF: RAAF Point Cook . Проверено: 24 мая 2009 г.
  14. ^ Грэм, Виннум. «РАФ ПБМ-3С Маринерс» . www.adf-serials.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 16 мая 2013 г.
  15. ^ Хоффманн 2002, с. 74.
  16. ^ Хоффман 2002, стр. 76–77.
  17. ^ «Авария самолета ASN Martin PBM-5 Mariner 59225, мыс Канаверал, Флорида, США» . Aviation-safety.net . Проверено 26 ноября 2023 г.
  18. ^ «Таинственное исчезновение рейса 19. Всех 14 летчиков, участвовавших в рейсе 19, больше никогда не видели и не слышали. Автор Фрэнки Витценбург, журнал военно-морской истории, октябрь 2021 г.» .
  19. ^ «Десять лет назад Сарасотан отправился в Антарктиду» . Сарасота Геральд-Трибюн . 30 декабря 1956 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 3 августа 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Потери самолетов США в Антарктиде» . Антарктический журнал США . 9 : 3–4. 1974. Архивировано из оригинала 03 августа 2021 г. Проверено 3 августа 2021 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Дорр 1997, с. 123.
  22. ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 124.
  23. ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 125.
  24. ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 320.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Дорр 1997, с. 126.
  26. ^ Jump up to: а б Дональд 1995, с. 184.
  27. ^ Хоффман 2003, стр. 29–31.
  28. ^ Бланкар, Венделл (1972). Альманах мировой военной мощи (второе изд.). Александр Баркер, ООО. стр. 37, 38. ISBN.  0835205878 .
  29. ^ Хоффман 2003, с. 33.
  30. ^ Джеффорд 1988, с. 96.
  31. ^ «Маринер / Марлин - где угодно и когда угодно» 1993 Издательство Turner Publishing Company 1993.
  32. ^ "ПБМ-3/5 Маринер". Береговая охрана США. Проверено: 27 мая 2009 г.
  33. ^ Хоффман 2003, стр. 31–32.
  34. ^ Jump up to: а б «Мартин ПБМ-5А Маринер». Архивировано 8 января 2010 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 августа 2009 г.
  35. ^ Martin Mariner PBM-5 в озере Вашингтон». Хвостовая часть в настоящее время выставлена ​​в Музее авиации и космонавтики Пима. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima . Проверено: 7 августа 2009 г.
  36. ^ "Martin PBM Mariner Patrol Bomber-BuNo 59172." Архивировано 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine ВМС США , 29 марта 2009 г. Дата обращения: 7 августа 2009 г.
  37. ^ "Мартин 162A NX19168." авиалайнеры.нет. Проверено: 7 августа 2009 г.
  38. ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Martin PBM-5A Mariner P-303 в аэропорту Абадана (ABD)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 г.
  39. ^ Рантер, Харро и Фабиан И. Лухан. «Авария самолета ASN Martin PBM-5 Mariner CS-THB в северной части Атлантического океана». Архивировано 4 ноября 2012 г. в сети Wayback Machine Aviation Safety Network, 2005 г. Дата обращения: 28 июня 2011 г.
  40. ^ 1958 / НОЯБРЬ / 09 - Авария с гидросамолетом - CS-THB - исчез между Лиссабоном и Фуншалом. Итоговый отчет GIAA (на португальском языке). Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Бриджман 1946, с. 245.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бриджмен, Леонард. «Мартин Модель 162 Маринер». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946. ISBN   1-85170-493-0 .
  • Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN   1-874023-72-7 .
  • Дорр, Роберт Ф. «Вариант брифинга: Летающие лодки Мартина: Маринер, Марс и Марлин». Крылья славы , том 7, 1997, стр. 114–133. Лондон: Аэрокосмическое издательство, ISBN   1-874023-97-2 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Летающие лодки пятого тома . Лондон: Макдональд, 1968. ISBN   0-356-01449-5 .
  • Хоффман, Ричард А. «Голландские моряки: ПБМ на вооружении ВМС Нидерландов». Air Enthusiast , № 97, январь/февраль 2002 г., стр. 73–77. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
  • Хоффман, Ричард А. Боевая летающая лодка: история Martin PBM Mariner. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2004. ISBN   978-1-59114-375-8 .
  • Хоффман, Ричард А. «Южноамериканские моряки: Мартин ПБМ в Аргентине и Уругвае». Air Enthusiast , № 104, март/апрель 2003 г., стр. 29–33. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
  • Джеффорд, командир эскадрильи Королевских ВВС . Рамсбери, Великобритания: Airlife Publishing, Великобритания, первое издание, 1988 г. ISBN   1-85310-053-6 .
  • Марш, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN   1-874023-92-1 .
  • Martin PBM-3C Справочник пилота ВМС США (MTPBM3C-POH-C) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
  • Martin PBM-3D 1943 г. Справочник пилота по инструкциям по летной эксплуатации (AN 01-35QF-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
  • Мартин ПБМ-3Д 1945 г. Справочник пилота по инструкциям по летной эксплуатации (АН 01-35ЕЕ-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
  • Мартин ПБМ-5 Справочник пилота-модели ВМФ 1947 года (АН 01-35ЭД-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
  • ПБМ-3С ПНМ-3Д Справочник по структурному ремонту Модель ВМФ (АН 01-35QG-3). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
  • Робертс, Майкл Д. Словарь американских эскадрилий морской авиации: Том 2: История эскадрилий VP, VPB, VP (HL) и VP (AM). Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр, 2000.
  • Смит, Боб. ПБМ Маринер в действии — Самолет №74 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1986. ISBN   978-0-89747-177-0 .
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN   0-370-10054-9 .
  • Свит, Дональд Х. и др. Забытые герои: история спасательной эскадрильи VH-3 во время Второй мировой войны. Хо-Хо-Кус, Нью-Джерси: DoGO, 2000. ISBN   0-9679889-8-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b58d4b2972a0adb49e56a02e189b3587__1717750140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/87/b58d4b2972a0adb49e56a02e189b3587.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martin PBM Mariner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)