Мартин ПБМ Маринер
ПБМ Маринер | |
---|---|
PBM-5 Mariner ВМС США | |
Роль | -патрульный бомбардировщик Летающая лодка |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 18 февраля 1939 г. |
Введение | сентябрь 1940 г. |
Ушедший на пенсию | 1964 ( Уругвай ) |
Основные пользователи | ВМС США Береговая охрана США Королевские ВВС Австралии Аргентинский флот |
Произведено | 1940–1949 [1] |
Количество построенных | 1,366 |
Развитый в | Мартин П5М Марлин |
Martin PBM Mariner — двухмоторный американский патрульный бомбардировщик времен Второй мировой войны и начала холодной войны . Он был разработан в дополнение к стоящим на вооружении Consolidated PBY Catalina и PB2Y Coronado . Всего было построено 1366 PBM, первый из которых поднялся в воздух 18 февраля 1939 года, второй тип поступил на вооружение в сентябре 1940 года, а последний экземпляр этого типа был выведен из эксплуатации в 1964 году.
Моряк, известный своей службой во время Второй мировой и послевоенной войны, был тем типом, который исчез в поисках рейса 19 . Рейс 19 исчез в Бермудском треугольнике. Он и разыскивавший его «Маринер» так и не были найдены вместе с его 14 членами экипажа, хотя предполагалось, что он пострадал от взрыва в воздухе. Еще одной известной катастрофой стала катастрофа PBM Mariner в Антарктиде в декабре 1946 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1937 году компания Glenn L. Martin разработала новую двухмоторную летающую лодку Model 162 , пришедшую на смену более ранней модели Martin P3M и дополнившую PBY Catalina и PB2Y Coronado . он получил заказ на один прототип XPBM-1 . 30 июня 1937 года [2]
Чтобы проверить компоновку PBM, Мартин построил летающую модель Martin 162A Tadpole Clipper в масштабе три восьмых с экипажем из одного человека, оснащенную одним двигателем Chevrolet мощностью 120 л.с. (89 кВт), приводящим в движение два воздушных винта через клиновые ремни; это был полет в декабре 1937 года. [3] [4] За этим последовал первоначальный заказ на производство 21 самолета ПБМ-1 28 декабря 1937 года. [5] Первый настоящий PBM, XPBM-1, поднялся в воздух 18 февраля 1939 года. [2]
Самолет имел несколько артиллерийских позиций , в том числе одиночные на каждой балке миделя и в корме над хвостовым обтекателем. Дополнительные орудия располагались в носовой и спинной башнях, каждая из которых была оснащена двухорудийными турелями . Бомбоотсеки находились в мотогондолах . Крыло чайки имело свободнонесущую конструкцию и отличалось чистой аэродинамикой с нераскрепленным двойным хвостовым оперением . ПБМ-1 был оборудован убирающимися посадочными поплавками крыла , шарнирно закрепленными наружу, поплавками с одностоечной опорой, которые убирались внутрь и оставались под крылом, при этом кили поплавков находились сразу за каждой мотогондолой. ПБМ-3 имел фиксированные поплавки, а фюзеляж был на три фута длиннее, чем у ПБМ-1. В этот период Мартин также разработал еще более крупный четырехмоторный Martin JRM Mars . [6]
Операционная история
[ редактировать ]Первые PBM-1 поступили на вооружение пятьдесят пятой патрульной эскадрильи (VP-55) 1 ВМС США сентября 1940 года. [5] До вступления США во Вторую мировую войну PBM использовались (вместе с PBY) для осуществления патрулирования нейтралитета в Атлантике , включая операции из Исландии . После на нападения Японии Перл-Харбор ПБМ использовались в противолодочном патрулировании, потопив свою первую немецкую подводную лодку U -158 30 июня 1942 года. [7] PBM были ответственны, полностью или частично, за потопление в общей сложности десяти подводных лодок во время Второй мировой войны. [7] ПБМ также активно использовались в войне на Тихом океане , действуя с баз на Сайпане , Окинаве , Иводзиме и в юго-западной части Тихого океана . [8]
приобрела Береговая охрана США 27 самолетов Martin PBM-3 в первой половине 1943 года. В конце 1944 года служба приобрела 41 модель PBM-5, а во второй половине 1945 года было поставлено еще несколько самолетов. В 1955 году десять все еще находились в эксплуатации. хотя к 1958 году все они исчезли из активного арсенала береговой охраны (когда последний экземпляр был выпущен из CGAS Сан-Диего и вернулся в ВМС США). Эти летающие лодки стали основой дальних поисково -спасательных операций Береговой охраны в первые послевоенные годы, пока их не вытеснили P5M Marlin и HU-16 Albatross . в середине 1950-х годов [9]
PBM продолжали находиться на вооружении ВМС США после окончания Второй мировой войны, выполняя длительные патрульные миссии во время Корейской войны . [10] Он продолжал использоваться на передовой, пока не был заменен своим преемником P5M Marlin. Последняя эскадрилья ВМФ, оснащенная ПБМ, Patrol Squadron Fifty (VP-50) , вывела их из эксплуатации в июле 1956 года. [11]
Британские Королевские ВВС приобрели 32 самолета Mariner, но они не использовались в боевых действиях, а некоторые вернулись в ВМС США. [12] Еще 12 PBM-3R были переданы Королевским ВВС Австралии для перевозки войск и грузов . [13] [14]
Нидерландской Новой В конце 1955 года Королевский флот Нидерландов приобрел 17 PBM-5A Mariners для службы в Гвинее . [15] ПБМ-5А представлял собой самолет-амфибию с убирающимся шасси . Двигатели мощностью 2100 л.с. (1600 кВт) Pratt & Whitney R-2800-34 . После серии аварий голландцы в декабре 1959 года вывели из эксплуатации оставшиеся самолеты. [16]
5 декабря 1945 года PBM Mariner вылетел из Восточной Флориды на поиски пропавшего рейса 19 (пять TBM Avengers в тренировочном полете), и больше о нем ничего не было слышно. Через двадцать минут после взлета самолет исчез с радаров. Судно, находившееся в этом районе, сообщило, что видело огненный шар и обнаружило нефтяное пятно, но останков экипажа или самолета обнаружено не было. Самолет и экипаж пропали без вести, но есть подозрение, что он пострадал от взрыва в воздухе. [17] [18]
произошло Крушение PBM Mariner в Антарктиде в 1946 году 30 декабря 1946 года на острове Терстон ВМС США . корабль Martin PBM-5 Mariner в Антарктиде, когда во время метели разбился [19] [20] Буно 59098 был одним из 4 самолетов, потерянных в ходе операции Highjump . [20]
Одной из его замен на вооружении США стал Martin P5M Marlin .
Варианты
[ редактировать ]- XPBM-1 (модель 162)
- Прототип. Оснащен двумя двигателями Р-2600-6 мощностью 1600 л.с. (1194 кВт) . [3]
- ПБМ-1 (Модель 162)
- Начальная производственная версия. 5 пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). Два двигателя Р-2600-6; 21 построен. [3]
- ХРБМ-2 (Модель 162)
- Переоборудование одного ПБМ-1 в экспериментальный катапультного дальнего действия стратегический бомбардировщик базирования . [21]
- ПБМ-3 (Модель 162Б)
- Улучшенная версия. Двигатели Р-2600-12 мощностью 1700 л.с. (1270 кВт); построено 32. [21]
- ПБМ-3Р (Модель 162Б)
- Невооруженная транспортная версия ПБМ-3. 18 новых построек плюс 31 переоборудованный из ПБМ-3. [21]
- ПБМ-3С (Модель 162С)
- Улучшенная патрульная версия со спаренными пулеметами калибра .50 в носовой и спинной турелях, а также одиночными пулеметами в хвостовой и поясной башнях. РЛС AN/APS-15 в обтекателе за кабиной ; построено 274 человека. [22]
- ПБМ-3Б (Модель 162С)
- Обозначение бывшего морского пехотинца британских ВВС GR.1A после возвращения в ВМС США. [22]
- ПБМ-3С (Модель 162С)
- Специализированный противолодочный самолет с уменьшенным вооружением и весом для увеличения дальности полета. Шесть были прототипами PBM-3C с радаром и стандартным вооружением без спинной башни. Позже было установлено легкое носовое вооружение (2 фиксированных пулемета калибра 0,50 дюйма в носовой части. Сохранился один пулемет в левом поясном положении; 62 переоборудования плюс 94 построенных как новые плюс . [23] [24]
- ПБМ-3Д (Модель 162Д)
- Патрульный бомбардировщик повышенной мощности (два Р-2600-22 по 1900 л.с. (1417 кВт)) и увеличенным вооружением (спаренные пулеметы калибра 0,50 в носовой, спинной и хвостовой башнях, плюс две поясные пушки). построено 259 штук. [23]
- ПБМ-4 (Модель 162Э)
- Предлагаемая версия с двумя Wright R-3350 двигателями мощностью 2700 л.с. (2015 кВт); незастроенный. [25]
- ПБМ-5 (Модель 162Ф)
- Версия с Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт); двигателями [26] построено 628 штук. [25]
- ПБМ-5Э
- Вариант ПБМ-5 с улучшенной РЛС . [26]
- ПБМ-5С
- Облегченный противолодочный вариант ПБМ-5. [25]
- ПБМ-5С2
- Усовершенствованный противолодочный самолет с доработанной радиолокационной установкой. [25]
- ПБМ-5А (модель 162Г)
- Амфибия -вариант ПБМ-5 с убирающимся трехопорным шасси; 36 построено плюс четыре переоборудования. [25]
- Маринер I
- Британское обозначение 32 PBM-3B, поставленных в Королевские ВВС.
Операторы
[ редактировать ]- В 1950-х годах ВМС Аргентины закупили девять PBM для аргентинской военно-морской авиации , сняв свой последний Mariner в мае 1962 года. [27]
- Служба морской авиации Нидерландов
- VSQ 321, базирующийся на авиабазе Биак , голландская Новая Гвинея, эксплуатировал 15 PBM-5A в период с 1955 по 1960 год после вывода из эксплуатации их PBY .
- Национальная гвардия
- 5 ПБМ-5 [28]
- Королевские ВВС заказали 33 самолета, но доставили только 28. [29]
- 524-я эскадрилья эксплуатировала 28 самолетов Mariner Is с октября по декабрь 1943 г. [30] под командованием 15-й группы берегового командования.
- Национальный флот Уругвая закупил три ПБМ-5С2 в 1956 году, последний из которых списан 3 февраля 1964 года. [33]
Выживший самолет
[ редактировать ]- PBM-5A ВМС США ( номер бюро (BuNo) 122071 ) — единственный выживший морской пехотинец. Он предоставлен во временное пользование Национальным музеем авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия , и в настоящее время выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима, примыкающем к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона. [34] Находившийся на вооружении ВМС США с 1948 по 1956 год, он окрашен в маркировку 21-й транспортной эскадрильи (VR-21) и имеет код RZ 051 начала 1950-х годов. [34]
- PBM-5 BuNo 59172 лежит вверх тормашками под озером Вашингтон . Он потерпел крушение 6 мая 1949 года, и после ряда безуспешных попыток восстановить затонувшее судно в последующие десятилетия теперь используется в качестве тренировочной площадки для дайверов . [35] [36]
- Модель 162A ( зарегистрированный NX19168 ), пилотируемый испытательный самолет в масштабе три восьмых, выставлен в Промышленном музее Балтимора . [37]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 16 июня 1944 года PBM-5 ВМС США взорвался и разбился в заливе Сан-Франциско, штат Калифорния, в результате чего погибли пилот, лейтенант Уильям Хесс, и восемь других членов экипажа ВМФ. [ нужна ссылка ]
- 30 ноября 1944 года PBM-5 ВМС США врезался в гору Тамалпаис в северной Калифорнии, в результате чего погибли восемь военно-морских авиаторов и военно-морских летчиков . Самолет вылетел с авиабазы ВМС Аламеда и был частью более крупного рейса, направлявшегося на Гавайи, когда вскоре после взлета у него возникла неисправность двигателя. [ нужна ссылка ]
- 5 декабря 1945 года PBM-5 ВМС США (BuNo 59225), базировавшийся на военно-морской авиабазе Банана-Ривер , штат Флорида, предположительно был уничтожен в результате взрыва в воздухе у побережья Флориды недалеко от Багамских островов во время поиска самолета. пропавшие TBM Avengers рейса 19 с авиабазы ВМС Форт-Лодердейл , Флорида.
- 30 декабря 1946 года PBM-5 ВМС США разбился на острове Терстон при в Антарктиде поддержке операции Highjump .
- 10 сентября 1958 года Mariner P-303 переправлялся в Нидерланды из Биака, Индонезия. Из-за технических проблем была произведена вынужденная посадка в Абадане, Иран . Примерно через две недели ремонт был завершен, и самолет взлетел. Вскоре после взлета в двигателе номер один была обнаружена утечка масла. На заходе на посадку в аэропорту Абадана самолет внезапно потерял высоту и разбился, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Оказалось, что оставшийся винт изменил тягу , в результате чего экипаж потерял управление. [38]
- 9 ноября 1958 года PBM-5 Mariner (CS-THB, названный «Порто Санто») португальской авиакомпании ARTOP (Aero-Topográfica), пилотируемый Гарри Фрэнком Бродбентом и вторым пилотом Томасом Роуэллом, на борту находились четыре других члена экипажа и 30 человек. Пассажиры, пропавшие на регулярном пассажирском рейсе из Кабу-Руйву , Лиссабон , Португалия, в Фуншал , Мадейра . Последним сообщением с самолета (около 13° з.д.) было радиосообщение с кодом «QUG», что означает «Я вынужден немедленно приземлиться». так и не было обнаружено . Никаких следов самолета, его шести членов экипажа и 30 пассажиров [39] [40]
Технические характеристики (ПБМ-1)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов Джейн времен Второй мировой войны. [41]
Общие характеристики
- Экипаж: семь
- Длина: 79 футов 10 дюймов (23,50 м)
- Размах крыльев: 118 футов 0 дюймов (36 м)
- Высота: 27 футов 6 дюймов (5,33 м)
- Площадь крыла: 1408 кв. футов (131 м 2 ) 2 )
- Пустой вес: 33 175 фунтов (15 048 кг)
- Полная масса: 56 000 фунтов (25 425 кг)
- Силовая установка: 2 × Wright R-2600-6 14-цилиндровых радиальных двигателей мощностью по 1600 л.с. (1194 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 178 узлов (205 миль в час, 330 км/ч)
- Дальность: 2600 миль (3000 миль, 4800 км)
- Практический потолок: 19 800 футов (6 040 м)
- Скорость набора высоты: 800 футов/мин (4,1 м/с).
Вооружение
- Орудия: калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) M2 Browning 8 пулеметов (по два в носовой, спинной и хвостовой башнях, по одному в блистерах на миделе корабля)
- Бомбы: 4000 фунтов (1800 кг) бомб или глубинных бомб или 2 торпеды Mark 13.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бериев Бе-6
- Боинг XPBB Си Рейнджер
- Объединенный PBY Каталина
- Консолидированный PB2Y Коронадо
- Консолидированный XP4Y Коррегидор
- Шорт Сандерленд
- Сикорский XPBS-1
- Каваниси H6K "Мавис"
- Каваниси H8K "Эмили"
Связанные списки
- Список бомбардировщиков
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список военных самолетов США
- Список летающих лодок и гидросамолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "PBM Mariner в действии". [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Дорр 1997, с. 122.
- ^ «Мартин Модель 162А «Головастик Клипер» | Национальный музей авиации и космонавтики» .
- ^ Jump up to: а б Грин 1968, с. 177.
- ^ «Мартин Маринер, Марс и летающие лодки Марлин» . www.airvectors.net . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 115.
- ^ Дорр 1987, с. 116.
- ^ «1943: Береговая охрана приобретает летающие лодки Martin PBM-3/-5». Береговая охрана США. Проверено: 8 декабря 2018 г.
- ^ Дорр 1987, с. 118.
- ^ Робертс 2000, Приложение 1, с. 671.
- ^ Март 1998 г., с. 172.
- ^ A70 Martin Mariner. Архивировано 30 июня 2009 г. в Wayback Machine . Музей RAAF: RAAF Point Cook . Проверено: 24 мая 2009 г.
- ^ Грэм, Виннум. «РАФ ПБМ-3С Маринерс» . www.adf-serials.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ Хоффманн 2002, с. 74.
- ^ Хоффман 2002, стр. 76–77.
- ^ «Авария самолета ASN Martin PBM-5 Mariner 59225, мыс Канаверал, Флорида, США» . Aviation-safety.net . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ «Таинственное исчезновение рейса 19. Всех 14 летчиков, участвовавших в рейсе 19, больше никогда не видели и не слышали. Автор Фрэнки Витценбург, журнал военно-морской истории, октябрь 2021 г.» .
- ^ «Десять лет назад Сарасотан отправился в Антарктиду» . Сарасота Геральд-Трибюн . 30 декабря 1956 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Потери самолетов США в Антарктиде» . Антарктический журнал США . 9 : 3–4. 1974. Архивировано из оригинала 03 августа 2021 г. Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Дорр 1997, с. 123.
- ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 124.
- ^ Jump up to: а б Дорр 1997, с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и Дорр 1997, с. 126.
- ^ Jump up to: а б Дональд 1995, с. 184.
- ^ Хоффман 2003, стр. 29–31.
- ^ Бланкар, Венделл (1972). Альманах мировой военной мощи (второе изд.). Александр Баркер, ООО. стр. 37, 38. ISBN. 0835205878 .
- ^ Хоффман 2003, с. 33.
- ^ Джеффорд 1988, с. 96.
- ^ «Маринер / Марлин - где угодно и когда угодно» 1993 Издательство Turner Publishing Company 1993.
- ^ "ПБМ-3/5 Маринер". Береговая охрана США. Проверено: 27 мая 2009 г.
- ^ Хоффман 2003, стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б «Мартин ПБМ-5А Маринер». Архивировано 8 января 2010 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 2 августа 2009 г.
- ^ Martin Mariner PBM-5 в озере Вашингтон». Хвостовая часть в настоящее время выставлена в Музее авиации и космонавтики Пима. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima . Проверено: 7 августа 2009 г.
- ^ "Martin PBM Mariner Patrol Bomber-BuNo 59172." Архивировано 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine ВМС США , 29 марта 2009 г. Дата обращения: 7 августа 2009 г.
- ^ "Мартин 162A NX19168." авиалайнеры.нет. Проверено: 7 августа 2009 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Martin PBM-5A Mariner P-303 в аэропорту Абадана (ABD)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 г.
- ^ Рантер, Харро и Фабиан И. Лухан. «Авария самолета ASN Martin PBM-5 Mariner CS-THB в северной части Атлантического океана». Архивировано 4 ноября 2012 г. в сети Wayback Machine Aviation Safety Network, 2005 г. Дата обращения: 28 июня 2011 г.
- ^ 1958 / НОЯБРЬ / 09 - Авария с гидросамолетом - CS-THB - исчез между Лиссабоном и Фуншалом. Итоговый отчет GIAA (на португальском языке). Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Бриджман 1946, с. 245.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард. «Мартин Модель 162 Маринер». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Дорр, Роберт Ф. «Вариант брифинга: Летающие лодки Мартина: Маринер, Марс и Марлин». Крылья славы , том 7, 1997, стр. 114–133. Лондон: Аэрокосмическое издательство, ISBN 1-874023-97-2 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Летающие лодки пятого тома . Лондон: Макдональд, 1968. ISBN 0-356-01449-5 .
- Хоффман, Ричард А. «Голландские моряки: ПБМ на вооружении ВМС Нидерландов». Air Enthusiast , № 97, январь/февраль 2002 г., стр. 73–77. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Хоффман, Ричард А. Боевая летающая лодка: история Martin PBM Mariner. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2004. ISBN 978-1-59114-375-8 .
- Хоффман, Ричард А. «Южноамериканские моряки: Мартин ПБМ в Аргентине и Уругвае». Air Enthusiast , № 104, март/апрель 2003 г., стр. 29–33. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Джеффорд, командир эскадрильи Королевских ВВС . Рамсбери, Великобритания: Airlife Publishing, Великобритания, первое издание, 1988 г. ISBN 1-85310-053-6 .
- Марш, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1-874023-92-1 .
- Martin PBM-3C Справочник пилота ВМС США (MTPBM3C-POH-C) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
- Martin PBM-3D 1943 г. Справочник пилота по инструкциям по летной эксплуатации (AN 01-35QF-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
- Мартин ПБМ-3Д 1945 г. Справочник пилота по инструкциям по летной эксплуатации (АН 01-35ЕЕ-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
- Мартин ПБМ-5 Справочник пилота-модели ВМФ 1947 года (АН 01-35ЭД-1) . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
- ПБМ-3С ПНМ-3Д Справочник по структурному ремонту Модель ВМФ (АН 01-35QG-3). Вашингтон, округ Колумбия: Бюро аэронавтики Военно-морского ведомства, 1944 год.
- Робертс, Майкл Д. Словарь американских эскадрилий морской авиации: Том 2: История эскадрилий VP, VPB, VP (HL) и VP (AM). Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр, 2000.
- Смит, Боб. ПБМ Маринер в действии — Самолет №74 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1986. ISBN 978-0-89747-177-0 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 0-370-10054-9 .
- Свит, Дональд Х. и др. Забытые герои: история спасательной эскадрильи VH-3 во время Второй мировой войны. Хо-Хо-Кус, Нью-Джерси: DoGO, 2000. ISBN 0-9679889-8-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гинтер, Стив (2013). Мартин ПБМ Маринер . Морские истребители. Том. №97 (Первое изд.). Калифорния, США: Книги Гинтера. ISBN 978-0-9892583-1-9 . Проверено 31 января 2015 г.
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner и HU-16 Albatros . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 25. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 9789872055745 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 января 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Военные самолеты США
- Мэрилендский музей авиации
- Летающие лодки Martin Mariner, Mars и Marlin на территории Грега Гебеля
- История PBM в ВМС США
- Патрульный самолет ВМС США
- PBM RAAF , заархивированные 6 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- Статья RAF Mariner GR I Air Classics
- Запуск ПБМ и в полете (кадры цветной пленки)
- Списанный ПБМ затонул в лагуне Кваджалиен