Convair R3Y Пассат
R3Y Пассат | |
---|---|
![]() | |
Низкий уровень R3Y-1 Пассат над заливом Сан-Франциско возле авианосца Аламеда. | |
Роль | транспортная летающая лодка |
Производитель | Конвэйр |
Первый полет | 22 февраля 1954 г. (R3Y-1) |
Введение | 1956 (Р3И-1) |
Ушедший на пенсию | 1958 |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 11 (R3Y) и 2 (P5Y) |
Convair R3Y Tradewind — американская с турбовинтовым двигателем , летающая лодка спроектированная и построенная компанией Convair в 1950-х годах .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1945 году компания Convair получила запрос от ВМС США на проектирование большой летающей лодки с использованием новой технологии, разработанной во время Второй мировой войны , особенно крыла с ламинарным потоком и все еще развивающейся турбовинтовой технологии. Их ответом стала Модель 117. Это была большая летающая лодка с высокорасположенным крылом и двигателями Allison T40, приводившими в движение шестилопастные винты противоположного вращения . У него был обтекаемый корпус с одноступенчатым корпусом и стройное крыло высокой подъемной силы с неподвижными поплавками. 27 мая 1946 года ВМФ заказал два прототипа. получивший обозначение XP5Y-1 Первый самолет, , совершил первый полет 18 апреля 1950 года в Сан-Диего . В августе самолет установил турбовинтовой рекорд продолжительности полета - восемь часов шесть минут. Военно-морской флот решил не развивать версию патрульного катера, а вместо этого постановил разработать проект пассажирского и грузового самолета.
Один из прототипов XP5Y-1 погиб в результате несчастного случая без смертельного исхода 15 июля 1953 года, в то время как проектирование и разработка пассажирской и грузовой версии самолета продолжались. Транспортно-грузовая версия получила обозначение R3Y-1 Tradewind и совершила первый полет 25 февраля 1954 года. Основные изменения заключались в удалении всего вооружения и двугранного хвостового оперения, добавлении люка доступа по левому борту длиной 10 футов (3,05 м). и модернизированы мотогондолы для установки улучшенных двигателей Т40-А-10. Для гермопомещения 103 пассажиров или 24 тонн груза была добавлена шумоизоляция кабины и кондиционер. В качестве самолета для медицинской эвакуации можно было перевозить 92 носилки.

Всего было построено одиннадцать самолетов. Первые два построенных прототипа имели конфигурацию P5Y , были вооружены боеприпасами массой 8000 фунтов (3600 кг) (бомбы, мины, глубинные бомбы, торпеды) и пятью парами 20-мм пушек в носовой и кормовой бортовых огневых точках и хвостовой башне. Следующие пять были построены как самолеты R3Y-1 , предназначенные для перевозки войск и обслуживания танкеров-заправщиков в воздухе. Последние шесть были построены как вариант R3Y-2 с подъемным носом и высокой кабиной (аналогично концепции носа и кабины C-5 Galaxy ) для более тяжелых транспортных и десантных операций.
с фронтальной загрузкой, Самолет R3Y-2 откидным носом и высокой кабиной предназначался как летающий LST ( десантный корабль ). На практике выяснилось, что пилотам практически невозможно удерживать самолет устойчиво и носом к берегу, пока самолет загружен или разгружен. [1] Самолеты были переоборудованы в танкеры для дозаправки в воздухе . У них был короткий срок службы из-за неразрешимых проблем с надежностью турбовинтовых двигателей Allison T40 - судьба, характерная для большинства самолетов с двигателями T40, таких как Douglas A2D Skyshark штурмовик .
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]
R3Y установил рекорд трансконтинентального гидросамолета в 403 миль в час (649 км/ч) в 1954 году, используя скорость высотных реактивных ветров. Этот рекорд стоит до сих пор.
После эксплуатационных испытаний 31 марта 1956 года самолет был доставлен в авиатранспортную эскадрилью ВМС США VR-2. Проблемы с комбинацией двигатель/винт привели к прекращению операций Tradewind, и 16 апреля 1958 года подразделение было расформировано.
Шесть R3Y-2 были переоборудованы в четырехточечные летные заправщики методом зонда и тормоза. В сентябре 1956 года один из таких самолетов стал первым самолетом, успешно дозаправившим четыре других самолета одновременно в полете в 1956 году, заправив четыре самолета Grumman F9F Cougar .
Программа была остановлена после постройки тринадцати самолетов по причине ненадежности турбовинтовых двигателей Allison T-40. Крушение одного из двух самолетов XP5Y-1 было расценено как катастрофический отказ двигателя; когда в решении проблем с двигателем не было достигнуто никакого прогресса, ВМС остановили программу. Впоследствии еще три самолета были потеряны из-за отказа двигателей, а ВМФ отказался от Т-40 и самолетов с его двигателями. Все самолеты P5Y и R3Y были остановлены в 1958 году и впоследствии разобраны.
Варианты
[ редактировать ]- XP5Y-1
- Прототип патрульной летающей лодки, построено два. [а]
- R3Y-1
- Транспортный самолет для ВМС США с боковой загрузочной дверью, построено 5 штук.
- R3Y-2
- Штурмовой транспортный самолет для ВМС США с более коротким носом и открывающейся вверх загрузочной дверью, позже преобразованный в четырехточечные заправщики для операций по разведке и торможению, построено шесть.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (R3Y-1)
[ редактировать ]
Данные с военно-морских истребителей № 34: Convair XP5Y-1 и R3Y-1/-2 Tradewind. [4]
Общие характеристики
- Экипаж: 7 летных экипажей + бортпроводники/грузчики.
- Вместимость: 80 человек / 72 носилки для пациентов с 8 медицинским персоналом.
- R3Y-2: 103 человека / 92 детеныша с 12 медицинским персоналом.
- Длина: 139 футов 8,3 дюйма (42,578 м)
- R3Y-2: 141 фут 1,7 дюйма (43 м)
- Размах крыльев: 145 футов 9,7 дюйма (44,442 м)
- Ширина: максимальная ширина корпуса 12 футов 6 дюймов (3,81 м).
- Высота: 49 футов 0 дюймов (14,94 м) от киля до кончика плавника.
- 51 фут 5,2 дюйма (16 м) на пляжном снаряжении
- Площадь крыла: 2100,7 кв. футов (195,16 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 10
- Профиль профиля : корень: NACA 1420 ; Средний пролет NACA 4417 ; совет: NACA 4412 ; средняя толщина 18%
- Полная масса: 145 500 фунтов (65 998 кг)
- Максимальный взлетный вес: 165 000 фунтов (74 843 кг)
- Посадочная масса: 136 739 фунтов (62 024 кг) с максимальным грузом.
- Запас топлива: 66 000 фунтов (29 937 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Allison T40-A-10 турбовинтовых мощностью 5332 л.с. (3976 кВт) каждый.
- Гребные винты: 6-лопастные реверсивные гребные винты Aeroproducts диаметром 15 футов (4,6 м) противоположного вращения с полным флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 299 узлов (344 миль в час, 554 км/ч) на высоте 21 000 футов (6 401 м) на взлетной высоте.
- 308 узлов (354 миль в час; 570 км / ч) на высоте 23 000 футов (7 010 м) при нормальной полной массе
- Крейсерская скорость: 300 узлов (350 миль в час, 560 км/ч) в среднем на высоте 29 000–34 200 футов (8 839–10 424 м).
- Скорость сваливания: 98 узлов (113 миль в час, 181 км/ч) при выключенном двигателе MTOW.
- 89,4 узла (102,9 миль в час; 165,6 км / ч) при 136 739 фунтах (62 024 кг) при выключенном двигателе
- 87,5 узлов (100,7 миль в час; 162,1 км / ч) при 136 739 фунтов (62 024 кг) с мощностью приближения
- Дальность: 2420 миль (2780 миль, 4480 км)
- Боевая дальность: 1240 миль (1430 миль, 2300 км)
- Практический потолок: 30 300 футов (9 200 м) на взлетной высоте.
- Скорость набора высоты: 1910 футов/мин (9,7 м/с) на взлетной массе.
- Время набора высоты: 20 000 футов (6 096 м) за 12 минут 18 секунд на взлетной высоте.
- 30 000 футов (9 144 м) за 43 минуты 12 секунд
- Нагрузка на крыло: 78,5 фунтов/кв. футов (383 кг/м). 2 ) на MTOW
- Мощность/масса : 0,1293 л.с./фунт (0,2126 кВт/кг) при максимальной взлетной массе.
- Время взлета: 50 секунд в спокойных морских условиях на максимальной взлетной высоте.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В эпизоде «Неизвестной экспедиции» , который впервые вышел в эфир в январе 2024 года, был показан поиск единственного оставшегося (не списанного) XP5Y-1, разбившегося в 1953 году у побережья Калифорнии. [2] [3]
Источники
[ редактировать ]- Дверь, Роберт Ф. «За границами: Convair R3Y Tradewind 'The Flying LST'» , Wings of Fame , том 18, декабрь 1999 г., Aerospace Publishing, ISSN 1361-2034
- Гинтер, Стив. Convair XP5Y-1 и R3Y-1/2 Пассат . Сими-Вэлли, Калифорния: Ginter Books, 1996. ISBN 0-942612-34-5 .
- Ганстон, Билл . "Turbo Tradewind" Ежемесячник самолетов , том 20, выпуск 01, 1992 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гинтер 1996 , с. 94.
- ^ «Охота на секретный гидросамолет» . открытие.com . Январь 2024 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Симс, Шон (8 апреля 2019 г.). «Краткая, легендарная история Convair XP5Y/R3Y Tradewind» . ангарная палуба . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Гинтер, Стив (1996). Морские истребители № 34: Convair XP5Y-1 и R3Y-1/-2 Tradewind (1-е изд.). Сими-Вэлли, Калифорния: С. Гинтер. ISBN 0942612345 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статьи и публикации Convair R3Y Tradewind
- Первая в мире турбовинтовая летающая лодка , июль 1950 г., научно-популярная статья с фотографиями XP5Y-1.