Локхид С-5 Гэлакси
С-5 Галактика | |
---|---|
ВВС США C-5 в полете | |
Роль | Стратегический авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид Локхид Мартин |
Первый полет | 30 июня 1968 г. [1] |
Введение | июнь 1970 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | ВВС США |
Произведено | С-5А: 1968–1973 гг. С-5Б: 1985–1989 гг. |
Количество построенных | 131
|
Lockheed C-5 Galaxy — большой военно-транспортный самолет, спроектированный и построенный компанией Lockheed , а в настоящее время обслуживаемый и модернизируемый его преемником, Lockheed Martin . Он предоставляет ВВС США (ВВС США) возможности тяжелых межконтинентальных стратегических воздушных перевозок , которые могут перевозить негабаритные и негабаритные грузы, включая все грузы, подлежащие сертификации по воздуху. Galaxy имеет много общего с меньшим Lockheed C-141 Starlifter и более поздним Boeing C-17 Globemaster III . C-5 является одним из крупнейших военных самолетов в мире.
Разработка C-5 Galaxy была сложной, включая значительный перерасход средств , а компания Lockheed столкнулась со значительными финансовыми трудностями. Вскоре после ввода в эксплуатацию были обнаружены трещины в крыльях многих самолетов, и возможности парка С-5 были ограничены до завершения корректирующих работ. C -5M Super Galaxy — это модернизированная версия с новыми двигателями и модернизированной авионикой, рассчитанная на продление срока службы до 2040 года и далее.
ВВС США эксплуатируют C-5 с 1969 года. В то время этот авиалайнер поддерживал военные операции США во всех крупных конфликтах, включая Вьетнам , Ирак , Югославию и Афганистан , а также поддержку союзников, таких как Израиль во время войны Судного дня и операции в войне в Персидском заливе . Галактика также распределяла гуманитарную помощь, оказывала помощь при стихийных бедствиях и поддерживала космическую программу США.
Разработка
[ редактировать ]CX-4 и система тяжелой логистики
[ редактировать ]В 1961 году несколько авиастроительных компаний начали изучать конструкции тяжелого реактивного транспорта, которые заменят Douglas C-133 Cargomaster и дополнят Lockheed C-141 Starlifters . Помимо более высоких общих характеристик, армия Соединенных Штатов хотела получить транспортный самолет с грузовым отсеком большего размера, чем у C-141, салон которого был слишком мал для перевозки различного негабаритного оборудования . Эта потребность привела к появлению требования CX-4 в июле 1962 года, для которого Lockheed, Boeing, Convair и Douglas предложили шестимоторные конструкции. Когда армия США сочла спецификацию CX-4 несоответствующей ее требованиям, к концу 1963 года спецификация CX-4 уступила место требованию CX-HLC, определявшему авиалайнер с четырьмя двигателями, снаряженной полной массой 550 000 фунтов (249 000 кг). максимальная полезная нагрузка 180 000 фунтов (81 600 кг) и скорость 0,75 Маха (500 миль в час или 805 км/ч). Грузовой отсек имел ширину 17,2 футов (5,24 м), высоту 13,5 футов (4,11 м) и длину 100 футов (30,5 м) с передними и задними дверями доступа. Исследования ВВС США показали, что режим высокого байпаса ТРДД были необходимы для обеспечения требований к тяге и топливной эффективности . [2]
Мы начали строить С-5 и хотели построить самое большое, что могли… Честно говоря, программа С-5 стала большим вкладом в коммерческую авиацию. Мы никогда не получим за это признания, но мы стимулировали эту отрасль, разработав движок [TF39].
Генерал Дуэйн Х. Кэссиди , бывший главнокомандующий MAC [3]
Критерии были окончательно определены, и в апреле 1964 года был опубликован официальный запрос предложений на «Тяжелую логистическую систему» (CX-HLS) (ранее CX-HLC). В мае 1964 года предложения по самолету поступили от компаний Boeing , Douglas , General Dynamics , Lockheed и Martin Marietta . General Electric , Curtiss-Wright и Pratt & Whitney представили предложения по двигателям. После понижения отбора компании Boeing, Douglas и Lockheed получили годичные контракты на исследование планера, а также General Electric и Pratt & Whitney на двигатели. [4] Все три конструкции имели ряд общих особенностей. Кабина была расположена значительно выше грузового отсека, чтобы можно было загружать груз через носовую дверь. В конструкциях Boeing и Douglas в верхней части фюзеляжа использовалась гондола, содержащая кабину, в то время как в конструкции Lockheed профиль кабины расширялся по всей длине фюзеляжа, придавая ему яйцеобразное поперечное сечение. Все конструкции имели стреловидные крылья , а также передние и задние грузовые двери, позволяющие осуществлять одновременную погрузку и разгрузку. [5] В конструкции Lockheed использовалось Т-образное хвостовое оперение , а в конструкциях Boeing и Douglas хвостовое оперение было обычным. [6] [7] [8]
В ВВС считали, что конструкция Boeing лучше конструкции Lockheed, но предложение Lockheed было предложением с наименьшей общей стоимостью. [9] Lockheed была выбрана победителем в сентябре 1965 года, а в декабре 1965 года получила контракт. [6] [10] компании General Electric Двигатель TF39 был выбран в августе 1965 года для установки на новый транспортный самолет. [6] В то время концепция двигателя GE была революционной, поскольку все предыдущие двигатели имели степень двухконтурности менее двух к одному, в то время как TF39 обещал и достигнет передаточного отношения восемь к одному, что имело преимущества увеличения тяги двигателя. и меньший расход топлива. [11] [12] Boeing потерял военный контракт, но продолжил разработку успешного гражданского авиалайнера 747, выпустив более 1500 самолетов, когда производство закончилось в 2022 году после 54 лет производства.
В производство
[ редактировать ]Первый C-5A Galaxy ( серийный номер 66-8303 ) был вывезен с завода в Мариетте, штат Джорджия , 2 марта 1968 года. [13] 30 июня 1968 года летные испытания С-5А начались с первого полета, пилотируемого Лео Салливаном, с позывным «восемь-три-ой-три тяжелый ». Летные испытания показали, что самолет продемонстрировал более высокое число Маха расхождения лобового сопротивления , чем прогнозировалось по данным аэродинамической трубы. Максимальный коэффициент подъемной силы, измеренный в полете с отклонением закрылков на 40°, оказался выше прогнозируемого (2,60 против 2,38), но был ниже прогнозируемого при отклонении закрылков на 25° (2,31 против 2,38) и с убранными закрылками (1,45 против 2,38). 1.52). [14]
Будучи одной из самых плохо управляемых программ в первые годы своего существования, она очень медленно и с большими трудностями превратилась в почти адекватный стратегический авиалайнер, который, к сожалению, нуждается в дозаправке в полете или наземной остановке даже для самых рутинных долгосрочных операций. дальние полеты. Мы потратили много денег, чтобы сделать его способным работать с недостроенных взлетно-посадочных полос вблизи линии фронта, хотя нам никогда не требовалась эта возможность или мы не собирались ее использовать.
Роберт Ф. Дорр, историк авиации [15]
Вес самолета был серьезной проблемой во время проектирования и разработки. На момент первого полета вес был ниже гарантированного, но к моменту сдачи 9-го самолета превысил гарантийный. [14] В июле 1969 года во время испытаний на изгиб фюзеляжа крыло вышло из строя при 128% предельной нагрузки, что ниже требования, чтобы оно выдерживало 150% предельной нагрузки. В крыло были внесены изменения, но во время испытаний в июле 1970 года оно вышло из строя при 125% предельной нагрузки. Была включена пассивная система снижения нагрузки, включающая поднятые элероны, но максимально допустимая полезная нагрузка была уменьшена с 220 000 до 190 000 фунтов (от 100 000 до 86 000 кг). В то время с вероятностью 90% прогнозировалось, что не более 10% парка из 79 планеров достигнут усталостного ресурса в 19 000 часов без трещин в крыле. [14]
Перерасход средств и технические проблемы C-5A были предметом расследования Конгресса в 1968 и 1969 годах. [16] [17] Программа C-5 имеет сомнительную честь быть первой программой развития с перерасходом средств в 1 миллиард долларов (что эквивалентно сегодняшним 8,3 миллиардам долларов). [10] [18] Из-за проблем с разработкой C-5 Министерство обороны отказалось от Total Package Procurement . [19] В 1969 году Генри Дарем выразил обеспокоенность по поводу производственного процесса C-5 своему работодателю Lockheed. Впоследствии Дарема перевели и подвергали издевательствам, пока он не ушел в отставку. Счетная палата правительства обосновала некоторые из его обвинений против Lockheed. Позже Американский этический союз удостоил Дарема премии Эллиотта-Блэка. [20] Заместитель помощника министра ВВС по системам управления Эрнест Фицджеральд был еще одним человеком, чье содействие подотчетности перед обществом было нежелательным. [21]
По завершении испытаний в декабре 1969 года первый С-5А был передан в Временное учебное подразделение на базе ВВС Альтус , Оклахома. Компания Lockheed доставила первый действующий Galaxy в 437-е авиакрыло на базе ВВС Чарльстон , Южная Каролина, в июне 1970 года. Из-за более высоких, чем ожидалось, затрат на разработку в 1970 году были сделаны публичные призывы к правительству разделить существенные потери, которые Lockheed понесла. переживаю. [22] Производство было почти остановлено в 1971 году, поскольку Lockheed столкнулась с финансовыми трудностями, отчасти из-за разработки C-5 Galaxy, а также гражданского реактивного лайнера Lockheed L-1011 . [23] Правительство США предоставило Lockheed кредиты для поддержания деятельности компании. [24]
В начале 1970-х годов НАСА рассматривало C-5 в качестве самолета-носителя для перевозки космического корабля " Шаттл" в Космический центр Кеннеди . Однако они отклонили его в пользу Боинга 747 , отчасти из-за низкопланной конструкции Боинга 747. [25] Напротив, Советский Союз предпочел перевозить свои шаттлы на высокопланах Ан-225 . [26] созданный на основе Ан-124 , который по конструкции и функциям аналогичен С-5.
В ходе статических и усталостных испытаний на крыльях нескольких самолетов были замечены трещины. [18] и, как следствие, парк С-5А был ограничен до 80% максимальной расчетной нагрузки. Для уменьшения нагрузки на крыло на самолете были установлены системы снижения нагрузки. [27] К 1980 году полезная нагрузка была ограничена до 50 000 фунтов (23 000 кг) для генеральных грузов во время операций в мирное время. Программа стоимостью 1,5 миллиарда долларов (что эквивалентно сегодняшним 8 миллиардам долларов), известная как H-Mod, [28] Переоборудование 76 завершенных C-5A для восстановления полной грузоподъемности и срока службы началось в 1976 году. [29] [30] После проектирования и испытаний новой конструкции крыла C-5A получали новые крылья с 1980 по 1987 год. [31] [32] [33]
Возобновление производства и разработки
[ редактировать ]В 1974 году Имперский Иран , имеющий хорошие отношения с Соединенными Штатами, предложил 160 миллионов долларов (что эквивалентно 989 миллионам долларов сегодня) для возобновления производства C-5, чтобы позволить Ирану закупить самолеты для своих собственных ВВС. [34] [35] в тех же условиях, что и при приобретении истребителей F-14 Tomcat . [36] Однако Иран не заказал ни одного C-5, и эта перспектива была решительно остановлена иранской революцией в 1979 году, когда на смену Имперскому государству Иран пришло Исламское Государство Иран . [37] [38]
В рамках военной политики президента Рональда Рейгана было выделено финансирование для расширения возможностей ВВС США по воздушным перевозкам. Поскольку до завершения программы C-17 оставалось еще несколько лет, в июле 1982 года Конгресс одобрил финансирование новой версии C-5, C-5B, для расширения возможностей воздушных перевозок. [39] [40] [41] Первый C-5B был доставлен на базу ВВС Альтус в январе 1986 года. В апреле 1989 года последний из 50 самолетов C-5B был добавлен к 77 C-5A в структуре воздушно-транспортных сил ВВС. C-5B включает в себя все улучшения C-5A и многочисленные дополнительные модификации системы для повышения надежности и ремонтопригодности. [42]
В 1998 году Программа модернизации авионики (AMP) начала модернизацию авионики C-5, включив в нее стеклянную кабину , навигационное оборудование и новую систему автопилота. [43] Еще одной частью усилий по модернизации C-5 является Программа повышения надежности и модернизации двигателей (RERP). В рамках программы двигатели были заменены на более новые и мощные. [44]
В рамках RERP в общей сложности заключены контракты на модернизацию 52 самолетов C-5, в том числе 49 самолетов модели B, двух моделей C и одного A. Программа включает более 70 изменений и модернизаций, включая новые двигатели General Electric. [45] [46] Три C-5 прошли RERP в целях испытаний. Первоначальное низкопроизводительное производство началось в августе 2009 года, а полная мощность производства Lockheed была достигнута в мае 2011 года; [ нужна ссылка ] По состоянию на август 2014 года завершено строительство 22 супергалактик C-5M. [47] Модернизация RERP завершилась 25 июля 2018 года. Последний модифицированный самолет ВВС получили 1 августа 2018 года. [48]
В 2014 году компания Lockheed исследовала снижение лобового сопротивления за счет плазменного нагрева турбулентного околозвукового воздушного потока в критических точках, что позволило сэкономить общий вес за счет снижения расхода топлива. Исследовательская лаборатория ВВС изучала сплав с памятью формы зависящих от скорости для вихревых генераторов, . [49]
Дизайн
[ редактировать ]C-5 - это большой грузовой самолет с высоким крылом, характерным высоким Т-образным хвостовым оперением (вертикальным) стабилизатором и четырьмя двигателями TF39 турбовентиляторными , установленными на пилонах под крыльями, стреловидностью 25°. (В C-5M используются более новые двигатели GE CF6.) Подобно своему меньшему предшественнику C-141 Starlifter, C-5 имеет 12 внутренних крыльевых баков и оборудован для дозаправки в воздухе . Над грузовой палубой длиной в самолет находится верхняя палуба для выполнения полетов и размещения 80 пассажиров на сиденьях, обращенных назад (в отличие от большинства коммерческих самолетов), а также посадочного экипажа грузчика на сиденьях, обращенных вперед. Двери отсека как в носовой, так и в хвостовой части открываются, что позволяет осуществлять погрузку и разгрузку груза «сквозно». [ нужна ссылка ]
Грузовой отсек C-5 на один фут (30 см) длиннее, чем вся длина первого полета братьев Райт с двигателем в Китти-Хок, Северная Каролина . [50] За ненасытный расход топлива, проблемы с обслуживанием и надежностью. [51] экипажи Галактики прозвали его «ФРЕД», что означает «ебать». [Н 1] Нелепая экономическая/экологическая катастрофа. [51]
Требования к взлетной и посадочной дистанции для самолета при полной массе максимальной нагрузки составляют 8300 футов (2500 м) и 4900 футов (1500 м) соответственно. повышенной проходимости Основное шасси имеет 28 колес для распределения общего веса на мощеных или грунтовых поверхностях. Заднее основное шасси можно сделать поворотным, чтобы уменьшить радиус поворота, и оно поворачивается на 90 ° после взлета, а затем убирается. «Коленное» шасси позволяет опускать самолет при стоянке, тем самым располагая грузовую платформу на высоте кузова грузовика, что облегчает погрузочно-разгрузочные операции. [54]
C-5 оснащен системой анализа и регистрации неисправностей для выявления ошибок во всем самолете. [33] Грузовой отсек имеет длину 121 фут (37 м), высоту 13,5 футов (4,1 м) и ширину 19 футов (5,8 м), или чуть более 31 000 куб. футов (880 м). 3 ). Он может вместить до 36 основных поддонов емкостью 463 л или смесь грузов и транспортных средств на поддонах. Носовая и кормовая двери грузового отсека открывают всю ширину и высоту грузового отсека, что позволяет максимально эффективно загружать негабаритное оборудование. Рампы во всю ширину позволяют загружать два ряда транспортных средств с любого конца грузового отсека. [ нужна ссылка ]
C-5 Galaxy способен перемещать практически любой тип военной боевой техники, включая такие громоздкие предметы, как армейский мостоукладчик для бронетранспортеров массой 74 коротких тонны (67 т) из США в любую точку земного шара; [ нужна ссылка ] размещения до шести вертолетов Boeing AH-64 Apache или пяти боевых машин Bradley . и возможность одновременного [32]
Операционная история
[ редактировать ]Первый C-5A был поставлен ВВС США 17 декабря 1969 года. Крылья были построены в начале 1970-х годов на авиабазе Альтус в Оклахоме; авиабаза Чарльстон , Южная Каролина; авиабаза Дувр , Делавэр; и авиабаза Трэвис , Калифорния. Первый полет C-5 состоялся 9 июля 1970 года в Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме . [55] C-5 использовались для перевозки техники и войск, в том числе армейских танков и даже некоторых небольших самолетов, на протяжении последних лет действий США во Вьетнаме. [56] В последние недели войны, перед падением Сайгона , несколько самолетов C-5 участвовали в эвакуации. Во время одной из таких миссий самолет C-5A разбился при перевозке большого количества сирот, в результате чего погибло более 140 человек. [57] [58]
C-5 также использовались для оказания поддержки и усиления различных союзников США на протяжении многих лет. Во время Войны Судного дня в 1973 году несколько самолетов C-5 и C-141 Starlifter доставили Израилю критически важные запасы боеприпасов, запасного вооружения и другие формы помощи. Усилия США были названы операцией «Никель Грасс» . [59] [60] Показатели C-5 Galaxy в Израиле были такими, что Пентагон начал рассматривать возможность дальнейших закупок. [61] C-5 регулярно предоставлялся для поддержки американских союзников, таких как возглавляемая Великобританией миротворческая инициатива в Зимбабве в 1979 году. [62]
24 октября 1974 года Организация по космическим и ракетным системам успешно провела испытание баллистической ракеты воздушного базирования , в ходе которого самолет C-5A Galaxy сбросил межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman массой 86 000 фунтов (39 000 кг) с высоты 20 000 футов (6 100 м) над Тихим океаном. Океан. Ракета снизилась на высоту 8000 футов (2400 м), прежде чем сработал ее ракетный двигатель. 10-секундный запуск двигателя снова поднял ракету на высоту 20 000 футов (6 100 м), прежде чем она упала в океан. Испытание доказало возможность запуска межконтинентальной баллистической ракеты с воздуха. От оперативного развертывания отказались из-за инженерных проблем и проблем с безопасностью, хотя этот потенциал использовался в качестве пункта переговоров на переговорах по ограничению стратегических вооружений . [63] [64] Самолет 69–0014, «Zero-One-Four», использовавшийся в испытаниях, был отправлен в Музей командования воздушной мобильности на базе ВВС Дувр . [65]
C-5 использовался для выполнения нескольких необычных функций. Во время разработки скрытного истребителя-невидимки Lockheed F-117 Nighthawk «Галактики» часто использовались для перевозки частично разобранных самолетов, не оставляя внешних следов своего груза. [66] C-5 остается самым большим самолетом, работающим в Антарктике. [67] способный работать с поля Уильямс возле станции Мак-Мердо . [68] C-5 Galaxy был основным средством снабжения в операциях международной коалиции в 1990–91 годах против Ирака во время войны в Персидском заливе . [69] [70] [71] C-5 регулярно доставляли гуманитарную помощь и гуманитарные грузы в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или кризисов; было совершено несколько полетов В 1994 году над Руандой . [72] C-5 также используется для перевозки Marine One . [73]
Крылья C-5A были заменены в 1980-х годах, чтобы восстановить полную проектную работоспособность. [31] ВВС США получили первый C-5B 28 декабря 1985 года, а последний — в апреле 1989 года. [74] Надежность парка самолетов C-5 была постоянной проблемой на протяжении всего его существования. [75] [76] однако программа модернизации С-5М частично направлена на решение этой проблемы. [44] Их возможности стратегических воздушных перевозок были ключевым логистическим компонентом военных операций США в Афганистане и Ираке . После инцидента во время операции «Свобода Ирака» , когда один C-5 был поврежден снарядом, установка защитных систем стала заявленным приоритетом. [77]
Программы модернизации C-5 AMP и RERP планируют повысить уровень пригодности для выполнения миссий до минимальной цели в 75%. [44] По оценкам ВВС США, в течение следующих 40 лет C-5M позволит сэкономить более 20 миллиардов долларов. [78] Первая переоборудование С-5М была завершена 16 мая 2006 года, а в июне 2006 года С-5М начали испытательные полеты на авиабазе Доббинс . [78] В 2008 году ВВС США решили переоборудовать оставшиеся C-5B и C-5C в C-5M с модернизацией авионики и переоборудованием двигателей. [79] C-5A получит только модернизацию авионики. [79] [80] Последний из 52 самолетов С-5М был передан Командованию воздушной мобильности в августе 2018 года. [81]
В ответ на планы ВВС вывести из эксплуатации старые самолеты C-5 Конгресс принял закон, устанавливающий ограничения на планы вывода из эксплуатации C-5A в 2003 году. [82] По состоянию на ноябрь 2013 года 45 C-5A были выведены из эксплуатации, 11 списаны на слом, части одного (A/C 66-8306) сейчас используются в качестве учебно-тренировочного грузового самолета на авиабазе Лэкленд, штат Техас, а один был отправлен на авиакомпанию Warner Robins Air. Логистический центр (WR-ALC) для демонтажа и проверки для оценки структурной целостности и оценки оставшегося срока службы автопарка. [83]
ВВС США начали получать переоборудованные самолеты С-5М в декабре 2008 года. [84] Полноценное производство С-5М началось летом 2009 года. [85] В 2009 году запрет Конгресса на вывод C-5 из эксплуатации был отменен. [86] ВВС стремятся выводить из эксплуатации один C-5A на каждые 10 новых заказанных C-17 . [87] В октябре 2011 года 445-е авиакрыло, базирующееся на базе ВВС Райт-Паттерсон, заменило все оставшиеся C-5 на C-17. [88] C-5M достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC) 24 февраля 2014 года, было поставлено 16 самолетов. [89]
13 сентября 2009 года C-5M установил 41 новый рекорд, а полетные данные были представлены в Национальную аэронавтическую ассоциацию для официального признания. C-5M поднял полезную нагрузку массой 176 610 фунтов (80 110 кг) на высоту более 41 100 футов (12 500 м) за 23 минуты 59 секунд. Кроме того, было установлено 33 рекорда времени набора высоты для различных классов полезной нагрузки и побит мировой рекорд по наибольшей полезной нагрузке до 6562 футов (2000 м). Самолет относился к категории от 551 200 до 661 400 фунтов (от 250 000 до 300 000 кг) со взлетной массой 649 680 фунтов (294 690 кг), включая полезную нагрузку, топливо и другое оборудование. [90]
18 июля 2017 года самолетам C-5, базирующимся в Дувре, было приказано остановиться, чтобы ремонтные бригады могли определить причину отказа некоторых носовых стоек шасси. [91] Последний C-5 с двигателем TF39 поднялся в воздух в конце 2017 года. [92] [93]
Варианты
[ редактировать ]С-5А
[ редактировать ]C-5A является оригинальной версией C-5. С 1969 по 1973 год 81 С-5А был поставлен Военному командованию воздушных перевозок ВВС США. Из-за трещин, обнаруженных в крыльях в середине 1970-х годов, вес груза был ограничен. Чтобы восстановить полную работоспособность С-5, конструкция крыла была изменена. Программа установки новых усиленных крыльев на 77 самолетов C-5A проводилась с 1981 по 1987 год. В модернизированном крыле использовался новый алюминиевый сплав , которого не существовало при первоначальном производстве. [ нужна ссылка ] По состоянию на август 2016 года на вооружении находилось десять моделей A, которые эксплуатировались 433-м авиакрылом командования резерва ВВС на авиабазе Лэкленд / Келли-Филд, штат Техас, и 439-м авиакрылом на авиабазе Вестовер, штат Массачусетс. [94] Последний действующий C-5A был выведен из эксплуатации 7 сентября 2017 года. [95]
С-5Б
[ редактировать ]C-5B — улучшенная версия C-5A. В него вошли все модификации и усовершенствования, внесенные в C-5A, включая улучшенные крылья, упрощенное шасси, модернизированные турбовентиляторные двигатели TF-39-GE-1C и обновленную авионику. Пятьдесят экземпляров нового варианта были поставлены ВВС США с 1986 по 1989 год. [96]
С-5С
[ редактировать ]С-5С — специально модифицированный вариант для перевозки крупногабаритных грузов. Два C-5A (68-0213 и 68-0216) были модифицированы после крупных аварий, чтобы иметь большую внутреннюю грузоподъемность для размещения большой полезной нагрузки, такой как спутники. Основными изменениями были удаление пола заднего пассажирского салона, разделение задней грузовой двери посередине и установка новой подвижной кормовой переборки дальше назад. [97] В официальном техническом руководстве C-5 версия упоминается как C-5A(SCM) Space Cargo Modified . Модификации также включали добавление второго входа для наземного питания, которое может питать любое энергозависимое оборудование, которое может являться частью груза. Два C-5C эксплуатируются экипажами ВВС США для программ космических кораблей Министерства обороны США и НАСА и базируются на авиабазе Трэвис в Калифорнии. Оба C-5C № 68-0213 и № 68-0216 были модифицированы в C-5M с 2017 года. [ нужна ссылка ]
С-5Д
[ редактировать ]Предлагается в 1990-х годах в рамках программы неразработок самолетов для воздушных перевозок (NDAA) в качестве альтернативы дальнейшим закупкам McDonnell Douglas C-17 Globemaster III, а также в качестве замены более старых C-5A. C-5D должен был иметь двигатели General Electric F138-GE-100 (CF6-80C2), улучшенную авионику, а также значительно улучшенную надежность и ремонтопригодность, хотя он не мог использовать строгие взлетно-посадочные полосы или проводить операции по десантированию и имел более высокие ожидаемые эксплуатационные расходы. План был отменен в пользу закупки большего количества C-17. Характеристики С-5Д позже были использованы в программе модернизации С-5М. [98]
С-5 AMP и С-5М Супер Гэлакси
[ редактировать ]После исследования, показавшего, что 80% срока службы планера C-5 осталось, [99] Командование воздушной мобильности (AMC) начало агрессивную программу модернизации всех оставшихся C-5B и C-5C, а также многих C-5A. Программа модернизации авионики C-5 (AMP) началась в 1998 году и включает модернизацию авионики для соответствия глобальным стандартам управления воздушным движением , улучшение связи, установку новых плоских дисплеев, улучшение навигационного оборудования и оборудования безопасности, а также установку новой системы автопилота. Первый полет С-5 с AMP (85-0004) состоялся 21 декабря 2002 года. [100]
Программа повышения надежности и модернизации двигателей (RERP) началась в 2006 году. Она включает установку новых двигателей General Electric F138-GE-100 (CF6-80C2), пилонов и вспомогательных силовых установок, а также модернизацию обшивки и рамы самолета, шасси, системы кабины и наддува. [44] [101] Каждый двигатель CF6 производит на 22% больше тяги (50 000 фунтов силы или 220 кН). [102] обеспечивающий на 30% более короткий взлет, на 38% большую скороподъемность до начальной высоты, увеличенную грузовую нагрузку и большую дальность полета. [ указать ] [44] [103] Модернизированные C-5 получили обозначение C-5M Super Galaxy . [104] [ нужно обновить ]
Л-500
[ редактировать ]Lockheed также планировала гражданскую версию C-5 Galaxy, L-500 , обозначение компании, которое также использовалось для самого C-5. Были спроектированы как пассажирская, так и грузовая версии Л-500. Пассажирская версия могла перевозить до 1000 пассажиров, в то время как предполагалось, что полностью грузовая версия сможет перевозить типичный объем C-5 всего за 2 цента за тонну-милю (в долларах 1967 года). [105] Хотя некоторый интерес был проявлен со стороны перевозчиков, заказов ни на одну из версий L-500 не было размещено из-за эксплуатационных расходов, вызванных низкой топливной экономичностью, что было серьезной проблемой для коммерческого авиаперевозчика, даже до нефтяного кризиса 1970-х годов, острой конкуренции. от Boeing 747, а также высокие затраты, понесенные Lockheed при разработке C-5, а затем и L-1011 , что привело к спасению компании правительством. [106]
Шаттл-перевозчик C-5
[ редактировать ]Lockheed предложила двухфюзеляжный C-5 в качестве самолета-челнока для противодействия Conroy Virtus , но от проекта отказались в пользу Boeing 747 . [107] [108]
Операторы
[ редактировать ]ВВС США - 52 C-5M на вооружении по состоянию на август 2018 г. [109]
Командование воздушной мобильности
- 60-е воздушное мобильное крыло - база ВВС Трэвис , Калифорния
- 22-я воздушная эскадрилья , 1972 – настоящее время.
- 436-е воздушное крыло - база ВВС Дувр , Делавэр
- 9-я воздушная эскадрилья , 1971 – настоящее время.
- 349-е крыло воздушной мобильности (партнер) - база ВВС Трэвис , Калифорния
- 312-я воздушная эскадрилья , 1973 – настоящее время.
- 339-я летно-испытательная эскадрилья , 1998 – настоящее время.
- 433d воздушное крыло - пристройка Келли Филд , Техас
- 68-я воздушная эскадрилья , 1985 – настоящее время.
- 356-я авиационная эскадрилья , 2007 – настоящее время.
- 439-е воздушное крыло - авиабаза резерва Вестовер , Массачусетс
- 337-я воздушная эскадрилья , 1987 – настоящее время.
- 512-е воздушное крыло (партнер) - база ВВС Дувр , Делавэр
- 709-я воздушная эскадрилья , 1973 – настоящее время.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Командование военных воздушных перевозок / Командование воздушной мобильности
- 60-е военное воздушное авиационное крыло/авиамобильное крыло - база ВВС Трэвис , Калифорния
- 21-я воздушная эскадрилья , 1993–2006 гг.
- 75-я военно-воздушная эскадрилья, 1970–1992 гг.
- 436-е военное авиакрыло / авиакрыло - база ВВС Дувр , Делавэр
- 3-я военно-воздушная эскадрилья/воздушная эскадрилья, 1973–2007 гг.
- 31-я военно-воздушная эскадрилья / авиатранспортная эскадрилья, 1989–1994 гг.
- 437-е военное авиакрыло - база ВВС Чарльстон , Южная Каролина
- 3-я военно-воздушная эскадрилья, 1970–1973 гг.
- 443d военно-воздушное крыло - база ВВС Альтус , Оклахома
- 56-я военно-воздушная эскадрилья, 1969–1992 гг.
- 97-е крыло воздушной мобильности - авиабаза Альтус, Оклахома
- 56-я военно-воздушная эскадрилья / 56-я авиатранспортная эскадрилья , 1992–2007 гг.
- 349-е военное авиатранспортное крыло/авиамобильное крыло (партнер) - база ВВС Трэвис, Калифорния
- 301-я военно-воздушная эскадрилья / авиатранспортная эскадрилья, 1973–2006 гг.
- 445-е военное воздушное крыло / 445-е воздушное крыло - авиабаза Райт-Паттерсон , Огайо
- 89-я авиационная эскадрилья, 2006–2012 гг.
- 512-е военное авиационное крыло / авиатранспортное крыло (партнер) - база ВВС Дувр, Делавэр
- 326-я военно-воздушная эскадрилья / авиатранспортная эскадрилья, 1973–2007 гг.
Воздушная Национальная гвардия
- 105-я военная авиатранспортная группа / военно-воздушное крыло / авиатранспортное крыло - Стюарт ANGB , Нью-Йорк
- 137-я военно-воздушная эскадрилья / авиатранспортная эскадрилья, 1985–2012 гг.
- 164-е военное воздушное крыло / воздушное крыло - Мемфис, Теннесси
- 155-я военно-воздушная эскадрилья/воздушная эскадрилья, 2004–2013 гг.
- 167-е военное авиакрыло / 167-е воздушное авиакрыло - Мартинсбург, Западная Вирджиния
- 167-я военно-воздушная эскадрилья / 167-я воздушная эскадрилья , 2006–2015 гг.
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]Три самолета C-5 Galaxy были потеряны в результате аварий, а также два самолета класса А в результате наземного пожара, в общей сложности погибло 169 человек. По крайней мере две другие катастрофы C-5 привели к серьезным повреждениям планера, но самолеты были отремонтированы и возвращены в строй.
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]- 27 мая 1970 года самолет C-5A AF с серийным номером 67-0172 был уничтожен во время наземного пожара в Палмдейле, Калифорния , после того, как двигатель воздушной турбины запустился в обратном направлении и быстро перегрелся, что привело к возгоранию гидравлической системы и уничтожению самолета. В момент пожара двигатели не работали. Пять членов экипажа спаслись, а семеро пожарных получили легкие ранения при тушении пожара. [110] [111]
- 17 октября 1970 года C-5A AF серийный номер 66-8303 был уничтожен во время наземного пожара на авиационном заводе Lockheed на авиабазе Доббинс в Мариетте, штат Джорджия. Пожар начался во время технического обслуживания одного из 12 топливных элементов самолета. Один рабочий погиб, еще один получил ранения. Это был первый выпущенный самолет С-5. [111]
- 27 сентября 1974 года самолет C-5A с серийным номером 68-0227 разбился после вылета за пределы взлетно-посадочной полосы в муниципальном аэропорту Клинтона, штат Оклахома , во время вынужденной посадки из-за серьезного возгорания шасси. Экипаж по ошибке выровнял самолет для визуального захода на посадку не в тот аэропорт и приземлился в муниципальном аэропорту Клинтон, который имеет взлетно-посадочную полосу длиной 4400 футов (1300 м), вместо аэродрома в промышленном аэропорту Клинтон-Шерман (бывшая база ВВС Клинтон-Шерман). ), который имеет взлетно-посадочную полосу длиной 13 500 футов (4100 м). Это была первая боевая потеря C-5 Galaxy. [111]
- 4 апреля 1975 года самолет C-5A с серийным номером 68-0218 разбился при вывозе сирот из Вьетнама во время операции «Бэбилифт» . Эта авария является одной из самых громких катастроф C-5 на сегодняшний день. [57] Катастрофа произошла при попытке совершить вынужденную посадку на Таншоннят авиабазе в Сайгоне из-за отказа замка задней двери в полете. [111] [112] Из 313 находившихся на борту самолета (243 детей, 44 сопровождающих, 16 летных членов экипажа и 10 медицинских работников) погибли 144 человека (в том числе 78 детей). [58] Использование C-5 было жестко ограничено в течение нескольких месяцев после громкой аварии. [113]
- 31 июля 1983 года С-5А серийный номер 70-0446 разбился при приземлении на бывшей базе ВВС Шемя на Шемя острове на Аляске . C-5 подошел к глиссаде в сильном тумане, задел посадочные фонарные столбы и насыпь недалеко от взлетно-посадочной полосы, остановившись на отметке 5000 футов на взлетно-посадочной полосе, при этом передняя стойка шасси находилась сбоку от насыпи взлетно-посадочной полосы. Структурные повреждения были обширными, и две кормовые тележки основных стоек шасси оторвались от самолета. Погибших не было. Совместная группа ВВС США и Lockheed провела ремонт, что позволило позднее в том же году совершить паромный рейс из Шеми на завод Lockheed в Мариетте, штат Джорджия. Там самолет получил название «Феникс II» и начались постоянные ремонтные работы. Помимо структурного ремонта, самолет также получил улучшенную систему шасси (обычную для нового на тот момент C-5B), модификацию крыла и модернизацию цветного метеорологического радара. Самолет возвращен в строй. [114]
- В июле 1983 года C-5A с серийным номером 68-0216 приземлился на базе ВВС Трэвис в Калифорнии. Травм не было. Авария произошла, когда экипаж выполнял сенсорную посадку и не выпустил шасси во время захода на посадку в этот день. Самолет получил значительные повреждения нижней части фюзеляжа, аппарели, раскладывающихся дверей и основных стоек шасси. Позже C-5A был доставлен в Мариетту для ремонта. Там этот самолет был выбран в качестве первого C-5A, переоборудованного в конфигурацию C-5C. [115]
- 29 августа 1990 года самолет C-5A с серийным номером 68-0228 разбился из-за отказа двигателя вскоре после взлета. Самолет взлетел с авиабазы Рамштайн в Германии для поддержки операции «Щит пустыни» . На нем пилотировал резервный экипаж из девяти человек из 68-й воздушной эскадрильи , 433-го воздушного авиакрыла базирующегося на авиабазе Келли , штат Техас. [116] Когда самолет начал подниматься за пределы взлетно-посадочной полосы, один из реверсоров тяги внезапно сработал . Это привело к потере управления самолетом и последующей катастрофе. Из 17 человек, находившихся на борту, в катастрофе выжили только четверо. [117] Все четверо находились в заднем десантном отделении. Единственный выживший член экипажа, штаб-сержант. Лоренцо Гальван-младший был награжден медалью летчика за действия по эвакуации выживших из-под обломков. [111]
- 3 апреля 2006 года самолет C-5B с серийным номером 84-0059 разбился из-за того, что в кабине появилось сообщение о том, что реверсор тяги двигателя № 2 не заблокирован. В целях безопасности экипаж заглушил двигатель №2. C-5B, приписанный к 436-му авиакрылу и управляемый резервным экипажем 709-й авиатранспортной эскадрильи , 512-го авиакрыла разбился примерно в 2000 футах (610 м) от взлетно-посадочной полосы при попытке аварийной посадки тяжеловеса на базе ВВС Дувр , штат Делавэр. . Самолет вылетел из Дувра 21 минуту назад и сообщил о чрезвычайной ситуации в полете через десять минут после начала полета. Все 17 человек, находившихся на борту, выжили, но двое получили серьезные травмы. В отчете комиссии по расследованию происшествий ВВС сделан вывод, что причиной стала человеческая ошибка, в частности, экипаж манипулировал дроссельной заслонкой (неработающего) двигателя номер два, как если бы он все еще работал, при этом поддерживая (работающий) двигатель номер три на праздный. Ситуация еще больше ухудшилась из-за решения экипажа использовать высокие положения закрылков, что увеличило лобовое сопротивление сверх обычных возможностей двух двигателей. [118] [119] Самолет одним из первых получил новую авионику и стеклянные пилотажные индикаторы для программы модернизации авионики C-5 (AMP). [120] Эта авария привела к изменению дизайна дисплеев двигателя в кабине, особенно визуальных индикаторов неактивного двигателя. [121] Самолет был объявлен полностью потерявшим корпус, а планер был списан, но носовая часть фюзеляжа стала испытательным стендом C-5 AMP. [122]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- С-5А, сер. ВВС. Номер 70-0451 был доставлен в Центр наследия базы ВВС Трэвис на базе ВВС Трэвис для будущей демонстрации. Это предпоследний действующий С-5А, [123] при этом последний исправный C-5A был доставлен на базу ВВС Дэвис-Монтан для запасных частей. [124] Однако, поскольку места для демонстрации найти не удалось, было решено сдать самолет на слом, что и проводится в настоящее время. [ нужна ссылка ]
- С-5А, сер. ВВС. № 69-0014, выставлен в Музее командования воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр , штат Делавэр . Это первый самолет С-5, представленный в музее. [125] [126]
Технические характеристики (С-5М)
[ редактировать ]Данные Quest for Performance, [127] Международный справочник военных самолетов, [128] и информационный бюллетень ВВС США [129]
Общие характеристики
- Экипаж:
- Емкость:
- Длина: 247 футов 1 дюйм (75,31 м)
- Размах крыльев: 222 фута 9 дюймов (67,89 м)
- Высота: 65 футов 1 дюйм (19,84 м)
- Площадь крыла: 6200 кв. футов (580 м ). 2 )
- Профиль : корень: NACA 0012.41 мод ; Совет: мод NACA 0011. [132]
- Пустой вес: 380 000 фунтов (172 365 кг)
- Максимальный взлетный вес: 840 000 фунтов (381 018 кг) [Н 3]
- Запас топлива: 341 446 фунтов (154 880 кг); 51 150 галлонов США (42 590 имп галлонов; 193 600 л)
- Силовая установка: 4 General Electric F138-100 с тягой 51 000 фунтов силы (230 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 462 узла (532 миль в час, 856 км/ч)
- Максимальная скорость: 0,79 Маха.
- Крейсерская скорость: 450 узлов (520 миль в час, 830 км/ч) / 0,77 Маха.
- Дальность действия: 4800 миль (5500 миль, 8900 км) с полезной нагрузкой 120 000 фунтов (54 431 кг), 2300 миль (4260 км; 2647 миль) при максимальной грузоподъемности [131]
- Перегоночная дальность: 7000 миль (8100 миль, 13000 км) без груза на борту.
- Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м) при 750 000 фунтов (340 194 кг)
- Скорость набора высоты: 2100 футов/мин (11 м/с).
- Тяга/вес : 0,26
- Разбег: 5400 футов (1646 м)
- Посадочная длина: 3600 футов (1097 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-124 Руслан — советский большой военно-транспортный самолёт.
- Антонов Ан-225 Мрия - советский / украинский тяжелый стратегический грузовой самолет.
- Boeing C-17 Globemaster III - американский четырехмоторный военно-транспортный самолет.
- Боинг 747 - американский широкофюзеляжный дальнемагистральный коммерческий реактивный самолет.
- Список действующих военных самолетов США
- Список самолетов Локхид
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Баксе 1995, стр. 91.
- ^ Нортон 2003, с. 7.
- ^ Баксе 1995, стр. 39.
- ^ Нортон 2003, стр. 8–9.
- ^ «Предложение Boeing CX-HLS, художественная концепция». boeingimages.com . «Изображение 1» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года. «Образ 2» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с Нортон 2003, стр. 12–13.
- ^ «Модель Boeing CX-HLS в корпоративных архивах Boeing - 1963/64» . Новости авиалиний . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года.
- ^ «Самолет B747 — сверхкрупный транспортный бизнес CX-HLS ВВС США — дизайн компании Boeing» [Самолет B747 — сверхкрупный транспортный бизнес CX-HLS ВВС США — дизайн компании Boeing] (на корейском языке). 29 августа 2012 года . Проверено 30 мая 2019 г. «Следующая страница» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2016 года.
- ^ Нортон 2003, с. 11.
- ^ Jump up to: а б Эрвинг 1993, стр. 189–190.
- ^ Баксе 1995, стр. 39, 74.
- ^ Филлипс 2004, с. 127.
- ^ Веронико и Данн 2004, с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Гаррард, Уилфред К. «Пример Lockheed C-5 в конструкции самолетов». Серия профессиональных исследований AIAA .
- ^ Тиллман 2007, с. 82.
- ^ «Расходы на самолет снижены, - говорит полковник» . Архивировано 4 февраля 2016 года в Wayback Machine . Милуоки Джорнал , 30 апреля 1969 г.
- ^ "C-5A Foe говорит, что Пентагон лишил его обязанностей" . «Нью-Йорк Таймс» , 18 ноября 1969 г.
- ^ Jump up to: а б Гарвуд, Даррелл. «Новейшие самолеты ВВС приостановлены» . Таймс-Ньюс , 17 января 1970 г.
- ^ Налти 2003, стр. 192–193.
- ^ «Информатор о C-5A получает новую жизнь» . Люди , 15 июля 1974 года.
- ^ Райс 1971
- ^ «Генерал просит США разделить потерю Lockheed» . Spokane Daily Chronicle , 29 июня 1970 г.
- ^ «Новая жизнь TriStar» . Время , 17 мая 1971 года. Проверено 6 января 2007 года.
- ^ Аспин, Лес. «Возвращение к кредиту Локхид» . «Нью-Йорк Таймс» , 29 августа 1972 г.
- ^ Майлз, Марвин. «Jumbo Jet будет переправлять космический челнок через США». Архивировано 3 ноября 2012 года в Wayback Machine . Лос-Анджелес Таймс , 19 июня 1974 г.
- ^ Гебель, Грег. "Антонов Ан-225 Мрия ("Казак")" . Антоновские гиганты: Ан-22, Ан-124 и Ан-225 . Vectorsite.net, 1 ноября 2009 г. Проверено 18 июня 2006 г.
- ^ Нортон 2003, стр. 31–36.
- ^ Национальный исследовательский совет 1997, стр. 90.
- ^ Финни, Джон В. «Ремонт самолета C-5A обойдется в 1,5 миллиарда; Пентагон превысит расходы на устранение дефектов крыльев в 1,3 миллиарда, поскольку «перерасход средств» продолжается» . «Нью-Йорк Таймс» , 15 декабря 1975 г.
- ^ Коутс, Джеймс. «Спорный самолет C-5 получил одобрение Пентагона». Архивировано 2 ноября 2012 года в Wayback Machine . Чикаго Трибьюн , 21 января 1982 года.
- ^ Jump up to: а б Нортон 2003, стр. 53–56.
- ^ Jump up to: а б Бюджетное управление Конгресса, 1986 г., с. 46.
- ^ Jump up to: а б Нили, Майк (3 апреля 2022 г.). «Локхид С-5 Гэлакси» . theaviationzone.com.
- ^ «Иран может профинансировать новое производство Lockheed C-5». Архивировано 2 ноября 2012 года в Wayback Machine Los Angeles Times , 8 мая 1974 года.
- ^ Райт, Роберт А. «Lockheed рассматривает возможность слияния с Textron; сообщается о выгодном предложении Ирана о подразделении». «Нью-Йорк Таймс» , 8 мая 1974 г.
- ^ Мардер, Мюррей. «Нефтяной договор с американской фирмой: Иран подписывает соглашение». [ мертвая ссылка ] Виктория Адвокат , 26 июля 1973 г.
- ^ «Жизненно важные военные технологии США были потеряны для нового иранского режима». Льюистон Вечерний журнал , 16 февраля 1979 г.
- ^ «США отрезают части самолетов Ирану». Архивировано 26 октября 2012 года в Wayback Machine Chicago Tribune , 9 ноября 1979 года.
- ^ Сторер, Роули. «Хаус дарит Рейгану победы на MX, C-5». Архивировано 2 ноября 2012 года в Wayback Machine Chicago Tribune , 22 июля 1982 года.
- ^ «ВВС США хотят удвоить пропускную способность воздушных перевозок». «Таймс Дейли» , 27 января 1982 г.
- ^ Налти 2003, с. 367.
- ^ Нортон 2003, стр. 56–58.
- ^ Шанц, Марк В., доц. Редактор. «Жизнь с С-5». Журнал Air Force Magazine , том 90, выпуск 6, июнь 2007 г., стр. 59–60. ISSN 0730-6784 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тирпак, Джон А. «Спасение Галактики» . Журнал Air Force Magazine (ныне журнал Air & Space Forces ), январь 2004 г.
- ^ «Lockheed Martin поставляет вторую серийную C-5M Super Galaxy ВВС США» Пресс-релиз Lockheed Martin , 12 апреля 2011 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Lockheed Martin вводит в эксплуатацию первый C-5B для модификации C-5M». Flight International , 21 августа 2009 г.
- ^ «Двойная двойка» .
- ^ Джонатан Белл (7 августа 2018 г.). «Галактика завершает модернизацию и становится C-5M Super Galaxy» . Официальный сайт ВВС США . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Грэм Уорвик и Гай Норрис. « AFRL ищет технологии снижения сопротивления для мобильных самолетов » Aviation Week & Space Technology , 23 сентября 2014 г. Проверено 26 сентября 2014 г. Архивировано 26 сентября 2014 г. (требуется подписка)
- ^ «Пять первых полетов» (в архиве) . thewrightbrothers.org, 23 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Липпинкотт 2006, с. 4.
- ^ Гебель, Грег. «Локхид C-141 Starlifter и C-5 Galaxy» . Air Vectors , 1 апреля 14.
- ^ Гастин, Эммануэль. «Авиационные прозвища» . mit.edu. Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Эйр Интернешнл . Февраль 1984 г., с. 63.
- ^ Кофлин, Уильям Дж. «C-5A в первом полете по Южному Вьетнаму». Архивировано 4 ноября 2012 года в Wayback Machine Los Angeles Times , 10 июля 1970 года.
- ^ Нортон 2003, стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б «Портрет трагедии». Evening Independent , 4 апреля 1975 г.
- ^ Jump up to: а б «ЭКИПАЖ С-5» . Еще раз о бебилифте .
- ^ Нортон 2003, стр. 45–46.
- ^ Данстан 2007, стр. 56, 88.
- ^ «Производительность C-5 в Израиле может побудить Пентагон заказать больше». Архивировано 4 ноября 2012 года в Wayback Machine Los Angeles Times , 9 ноября 1973 года.
- ^ "Американские грузовые самолеты сыграют роль Зимбабве". Архивировано 4 ноября 2012 г. в Wayback Machine Los Angeles Times , 7 декабря 1979 г.
- ^ «Четверг, 1 января 1970 г. - воскресенье, 31 декабря 1989 г.». Архивировано 18 октября 2012 года в Wayback Machine ВВС США, внутри раздела AF.MIL Heritage.
- ^ Марти и Саригул-Клин. «Исследование методов воздушного запуска РЛВ. Документ № AIAA 2001–4619». Кафедра машиностроения и авиационной техники, Калифорнийский университет, Дэвис, Калифорния.
- ^ Паттерсон, Том (9 августа 2013 г.). «Радикальное» испытание ядерной ракеты, вошедшее в историю» . Си-Эн-Эн.
- ^ Дженкинс 2001, с. 84.
- ^ Доул, Рональд Д. «Шесть месяцев «на льду»: жизнь и работа на дне мира». КА1ЕФО . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Проект взлетно-посадочной полосы открывает путь для улучшения воздушных перевозок в Антарктике». Национальный научный фонд, 20 февраля 2002 г. Дата обращения 20 января 2007 г.
- ^ Эванс, Дэвид. «Воздушные перевозки из Персидского залива сдвинули лишь кончик копья». Архивировано 4 ноября 2012 года в Wayback Machine Chicago Tribune , 24 августа 1990 года.
- ^ Бреннер, Эллиот. «Массивная переброска по воздуху, по морю равна перемещению города». Ежедневная газета , 22 августа 1990 г.
- ^ Чант 2001, с. 47.
- ^ Планкетт, AJ «Больше войск отправляются с миссией в Руанду». Архивировано 4 ноября 2012 года в Wayback Machine Daily Press , 4 августа 1994 года.
- ^ "На борту Marine One, Президентский флот" . National Geographic, 2009. Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ Нортон 2003, с. 58.
- ^ Лири, Уильям М. «Стратегические воздушные перевозки: прошлое, настоящее и будущее». Обзор воздушного университета , сентябрь – октябрь 1986 г.
- ^ Андерсон, Брайан Х. «Мобильность и проблемы для оперативного командующего». Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine Военно-морском колледже , Ньюпорт , 5 февраля 1999 г., стр. 8.
- ^ Счетная палата правительства, 2006 г., стр. 125–156.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн, Лора. «С-5 все еще набирает силу». Архивировано 4 февраля 2016 года в Wayback Machine ВВС США , 21 июня 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Уорик, Грэм. «Пентагон отменяет модернизацию старых самолетов Lockheed C-5 ВВС США». FlightGlobal , 15 февраля 2008 г.
- ^ «Программа модернизации Air Force C-5 Galaxy сертифицирована». ВВС США, 15 февраля 2008 г.
- ^ «После 17 лет модернизации самый большой самолет ВВС готов оставаться в воздухе десятилетиями» . Бизнес-инсайдер . 14 августа 2018 г.
- ^ Вайнбергер, Шэрон. «Конгресс предлагает ограничить вывод C-5A на пенсию». Defense Daily , 14 ноября 2003 г.
- ^ «Опыт АМАРК» . Опыт АМАРК .
- ^ Тримбл, Стивен. «Lockheed поставляет первый модернизированный C-5M Super Galaxy». Flight International , 11 декабря 2008 г.
- ^ «Lockheed Martin поставляет третий C-5M Super Galaxy ВВС США». Блумберг , 27 февраля 2009 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Больше продаж C-17 возможно после отмены запрета на списание C-5A». Flight International , 11 сентября 2009 г.
- ^ Рольфсен, Брюс, «Замена C-5A на новые C-17 имеет заминку». Air Force Times , 12 января 2010 г.
- ^ «Эра 445-го C-5 подходит к концу». Архивировано 27 апреля 2012 года в 445-м авиакрыле Wayback Machine по связям с общественностью, 4 октября 2011 года.
- ^ Модернизированные супергалактики C-5M получили обозначение МОК - Upi.com, 24 февраля 2014 г.
- ^ «Lockheed Martin C-5M Super Galaxy устанавливает мировые авиационные рекорды». Локхид Мартин , 15 сентября 2009 г.
- ^ Панзино, Чарлси (7 августа 2017 г.). «Командование воздушной мобильности прекращает полеты C-5 на авиабазе Дувр» . Таймс ВВС .
- ^ Смит, Ханна (8 сентября 2017 г.). «А потом их не стало, последний C-5A отправляется в отставку из Westover ARB > База воздушного резерва Вестовер > Показ статей» .
- ^ Балик, Роланд (12 апреля 2016 г.). «Эра двигателей TF39, построенных в Дувре, подходит к концу» . Командование воздушной мобильности . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Опыт AMARC – поиск в базе данных» . www.amarcexperience.com .
- ^ «Последняя галактика C-5A прибывает в AMARG» . dvidshub.net .
- ^ Миллер 2003, с. 53.
- ^ Нортон 2003, стр. 62, 78.
- ^ FlightGlobal. «Lockheed выбирает CF6-80C2 для C-5D» . Flightglobal.com
- ^ Яблонски, Дэвид А. «Совет по жизнеспособности флота ВВС публикует оценку C-5A» . Новости Air Force Print News , 15 июля 2004 г.
- ^ «Первый полет AMP C-5» . Журнал Code One , апрель 2003 г.
- ^ Хукер, Джон; Хойл, Дэвид; Бевис, Дуэйн (2006). «Применение CFD для аэродинамического развития галактики C-5M». 44-я встреча и выставка AIAA по аэрокосмическим наукам . дои : 10.2514/6.2006-856 . ISBN 978-1-62410-039-0 .
- ^ "Программа модернизации С-5" . Локхид Мартин. Проверено 21 января 2010 г.
- ^ «Lockheed Martin C-5M «Супер Галактика» расширяет возможности ВВС США по глобальному охвату при меньших затратах». Архивировано 3 января 2013 года на Wayback Machine . Локхид Мартин, 16 мая 2006 г.
- ^ «Второй C-5M Super Galaxy отправляется в полет» . ВВС США, 20 ноября 2006 г.
- ^ «Самолет: Самая большая птица» . Время , 12 июля 1968 года.
- ^ «Lockheed L-500 Galaxy предложила цвета UAL, около 1968 года» . Архивировано 2 апреля 2011 года на сайте Wayback Machine doraplane.com. Проверено 3 января 2011 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ «Шаттл: двухфюзеляжный C-5 Galaxy - нежелательный блог» . up-ship.com .
- ^ «Решка сквозь время» . 24 января 2011 г.
- ^ «После 17 лет модернизаций самый большой самолет ВВС готов оставаться в воздухе десятилетиями» . Business Insider , 13 августа 2018 г.
- ↑ Сан-Бернардино Сан , 28 мая 1970 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Крушение C-5 не умаляет взгляд историка на самолет». ВВС США , 4 апреля 2006 г.
- ^ «305 на борту гигантского корабля; 100 выживают». Boca Raton News , 4 апреля 1975 г.
- ^ «ВВС вводят ограничения на использование C-5». «Нью-Йорк Таймс» , 12 апреля 1975 г.
- ^ Липпинкотт 2006, с. 35.
- ^ Липпинкотт 2006, с. 28.
- ^ «Авиабаза Сан-Антонио оплакивает резервистов, погибших в результате крушения C-5». Остин Американ-Стейтсмен , 30 августа 1990 г.
- ^ «Американский самолет разбился, погибли 13 человек». Deseret News , 29 августа 1990 г.
- ^ «Комиссия по расследованию аварии C-5 завершена». Архивировано 27 марта 2014 года в Wayback Machine ВВС США , 13 июня 2006 года.
- ^ "Видео о расследовании авиакатастрофы ВВС США". Ютуб.
- ^ «ВВС обвиняют экипаж в крушении C-5» DelawareOnline , 14 июня 2006 г.
- ^ «Выбор функций дисплея двигателя на основе пилотных характеристик». Материалы ежегодного собрания Общества человеческого фактора и эргономики , Vol. 54, нет. 1 сентября 2010 г., стр. 65–69.
- ^ Лэнгли, Николь. «Унесённые крыльями: процесс удаления С-5 идёт полным ходом». ВВС США , 19 января 2007 г.
- ^ «Центр наследия Трэвиса приобретает крупнейшую статическую экспозицию AF» . База ВВС Трэвис . Август 2017 года . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ «Отправляемся на кладбище за последним C-5A Вестовера» . Регистратор Гринфилд . 7 сентября 2017 г. Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ C-5 выставлен в музее AMC Air Force Times.
- ^ «С-5А Гэлакси» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Лофтин, Л.К.-младший «NASA SP-468: В поисках производительности: эволюция современных самолетов». НАСА , 1985 год.
- ^ Фроули, Джеральд. Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, Закон, Австралия: Aerospace Publications, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ «Информационный бюллетень C-5 A/B/C Galaxy и C-5M Super Galaxy». ВВС США , январь 2014 г. Проверено 29 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б РУКОВОДСТВО ВВС 11-2C-5, ТОМ 3 (PDF) . 20 октября 2022 г. с. 11.
- ^ Jump up to: а б «С-5М Супер Гэлакси» . ВВС США .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Старение самолетов ВВС США: итоговый отчет . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный исследовательский совет, Национальные академии, 1997.
- Баксе, Колин. Воздушный танкер: история воздушных и танкерных сил США. Нью-Йорк: Turner Publishing, 1995. ISBN 1-56311-125-X .
- Чант, Кристофер. Воздушная война в Персидском заливе 1991 года . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-84176-295-4 .
- Данстан, Саймон. Война Судного дня: арабо-израильская война 1973 года . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84603-288-1 .
- «Гиганты Грузии». Эйр Интернэшнл , Vol. 26, № 2, февраль 1984 г., стр. 61–68, 87–90. ISSN 0306-5634 .
- Счетная палата правительства. Военная готовность: Министерству обороны необходимо выявить и устранить пробелы и потенциальные риски в программных стратегиях и приоритетах финансирования выбранного оборудования. Дарби, Пенсильвания: DIANE Publishing, 2006. ISBN 1-4223-0444-2 .
- Улучшение стратегической мобильности: программа C-17 и альтернативы. Вашингтон, округ Колумбия: Бюджетное управление Конгресса США, сентябрь 1986 г. ISBN 1-4379-0071-2 .
- Ирвинг, Клайв. Широкий кузов: триумф 747 . Нью-Йорк: В. Морроу, 1993. ISBN 0-688-09902-5 .
- Дженкинс, Дэннис Дж. Секретные проекты Локхид: Внутри Skunk Works . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Imprint, 2001. ISBN 0-7603-0914-0 .
- Миллер, Дэвид. Конфликт в Ираке: оружие и тактика США и иракских сил . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Imprint, 2003. ISBN 0-7603-1592-2 .
- Налти, Бернард К. Крылатый щит, Крылатый меч 1950–1997: История ВВС США . Группа Минерва, 2003. ISBN 1-4102-0902-4 .
- Липпинкотт, Ричард. Галактика C-5 в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 2006. ISBN 0-89747-504-6 .
- Нортон, Билл. Локхид Мартин С-5 Гэлакси . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2003. ISBN 1-58007-061-2 .
- Филипс, Уоррен Ф. Механика полета . Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья, 2004. ISBN 0-471-33458-8 .
- Рид, Крис. Локхид С-5 Гэлакси . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2000. ISBN 0-7643-1205-7 .
- Райс, Беркли (1971), Скандал с C-5A , Хоутон Миффлин, ISBN 9780395121030 , OCLC 785825369 .
- Тиллман, Барретт. Что нам нужно: расточительность и нехватка в американской армии . Выходные данные Zenith, 2007. ISBN -076032-869-2.
- Веронико, Ник и Джим Данн. Воздушная мощь США XXI века . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Imprint, 2004. ISBN 0-7603-2014-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информационный бюллетень о C-5 A/B/C Galaxy и C-5M Super Galaxy ВВС США
- Страница C-5M на LockheedMartin.com
- «Усталость и связанный с ней человеческий фактор при падении большого военного самолета» . Авиационная, космическая и экологическая медицина , том 77, номер 9, сентябрь 2006 г., стр. 963–970.
- Исследование вихря в крыле C5 (видео НАСА)