Операция Никель Грасс
Операция Никель Грасс | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Судного дня | |||||||
![]() Танк M60 разгружается в Израиле самолетом C-5 Galaxy ВВС США во время арабо-израильской войны 1973 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() | ![]() ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | Никто |
Операция «Никель Грасс» была кодовым названием стратегической воздушной перевозки, проведенной Соединенными Штатами для доставки оружия и грузов в Израиль во время арабо-израильской войны 1973 года . В период с 14 октября по 14 ноября того же года командование военно-воздушных перевозок ВВС США отправило около 22 325 тонн грузов, включая танки , артиллерию и боеприпасы , несколькими рейсами C-141 Starlifters и C-5 Galaxys . [1] [2] : 88 Эта инициатива была предпринята, чтобы помочь улучшить положение израильских военных перед лицом крупномасштабного совместного наступления Египта и Сирии , которые оба получали широкую поддержку со стороны Советского Союза . [1]
19 октября, почти через две недели после египетской операции «Бадр» , Соединенные Штаты пообещали поддержать борьбу Израиля против арабских стран . Ранее Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) достигла договоренности использовать «нефтяное оружие», чтобы дать арабской стороне преимущество в арабо-израильском конфликте . После начала боевых действий члены ОАПЕК во главе с Фейсалом из Саудовской Аравии объявили о введении полного нефтяного эмбарго против США и других стран, которые оказывали Израилю любую форму поддержки в защите от арабского военного наступления. Это, наряду с одновременным провалом крупных переговоров по ценообразованию и производству между экспортерами и крупными нефтяными компаниями , привело к нефтяному кризису 1973 года . Тем не менее, Израиль продолжал получать поддержку, и война закончилась 25 октября после прекращения огня. ОАПЕК сняло эмбарго в марте 1974 года. Экономические последствия нефтяного кризиса повлияли на будущие решения американских политиков и решительно изменили внешнюю политику Соединенных Штатов, особенно в Средний Восток . Американские воздушные перевозки в Израиль и арабское эмбарго США существенно изменили динамику отношений Саудовской Аравии и США . [3]
Фон
Израиль, а также США и большая часть мира были застигнуты врасплох 6 октября 1973 года, когда Египет и Сирия атаковали Синайский полуостров и Голанские высоты соответственно. [1] Советский Союз поставил Египту и Сирии более 600 современных ракет класса «земля-воздух» , 300 истребителей МиГ-21 , 1200 танков и сотни тысяч тонн военной техники. [1] Видя уязвимое положение Израиля, Генри Киссинджер , государственный секретарь США и советник президента Ричарда Никсона по национальной безопасности , принял меры, чтобы израильская национальная авиакомпания « Эль-Аль» забрала некоторые предметы, в том числе боеприпасы, «высокотехнологичную продукцию» и AIM. -9 ракет Sidewinder на военно-морской базе США в Вирджинии. Вскоре начались скромные усилия, но Киссинджер все еще надеялся свести к минимуму любое видимое участие. [4] : 108 8 октября премьер-министр Израиля Голда Меир санкционировала установку тринадцати ядерных боеголовок по 20 килотонн на ракетах «Иерихон» и F-4 «Фантом II» , которые были подготовлены для действий против сирийских и египетских целей; [5] их подготовку было легко обнаружить, вероятно, как сигнал Соединенным Штатам. [6] Киссинджер узнал об этой угрожающей ядерной эскалации утром 9 октября. В тот же день Меир обратился с личным призывом о военной помощи, но европейские страны отклонили его. Никсон, однако, приказал начать операцию «Никель Грасс», чтобы восполнить все материальные потери Израиля. [7] Решение было принято в тот же день, когда Советы начали собственную операцию по снабжению арабских войск по морю. [8] Автор Сеймур Херш заявил в 1991 году, что существуют «неподтвержденные доказательства» того, что Киссинджер сказал Анвару Садату , что причиной американского воздушного переброски было то, что израильтяне были близки к тому, чтобы «стать ядерными». [5] Однако в последующих интервью Киссинджер, Джеймс Шлезинджер и Уильям Квандт заявили, что продолжающиеся советские усилия по пополнению запасов и ранний отказ Садата от прекращения огня были основными мотиваторами, а не опасения по поводу применения Израилем ядерного оружия. [9]
Операция
прибыло первое советское пополнение запасов по воздуху Первоначально только «Эль-Аль» обеспечивал транспорт, а припасы начали прибывать в Израиль 10 октября, в тот же день, когда в Дамаск . Тем не менее, вскоре стало ясно, что ограниченного количества плохо сконфигурированных пассажирских самолетов Эль-Аля недостаточно. Все еще желая избежать прямого вмешательства США, начиная с 10 октября изучалось использование коммерческих перевозчиков для обеспечения 10–20 рейсов в день. [4] : 112 Никто из них не был готов согласиться на эту работу, опасаясь, что после войны им будет отказано во въезде в арабские страны. [1] [10] 12 октября Никсон решил, что больше нельзя допускать никаких задержек, и приказал ВВС США «прислать все, что может летать». В течение девяти часов C-141 и C-5 направлялись в Израиль. [1] Однако политическое маневрирование не было немедленно разрешено участием ВВС США: традиционные европейские союзники отказались разрешить самолетам снабжения приземлиться для дозаправки или даже пролететь над их территорией. Однако Португалия , похоже, была готова помочь, поэтому самолеты были отправлены на аэродром Лажеш на Азорских островах . После нескольких часов в воздухе пришло известие, что Португалия разрешит им приземлиться, и Лажеш стал ключевым перевалочным пунктом для остальной части воздушной перевозки. Стратегического авиационного командования (SAC) Стратотанкеры Boeing KC-135 первыми прибыли на авиабазу Лажеш. KC-135 покинули авиабазу Пиз в Нью-Гэмпшире в ночь на субботу, 13 октября (одна из баз, которую Эль-Аль использовал для пополнения запасов военных сил); Танкеры перевозили только что выпущенные с завода самолеты Douglas A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II, летевшие без остановок с завода в Сент-Луисе, штат Миссури, в аэропорт Бен-Гурион . Чтобы удовлетворить требования других европейских стран, даже американские поставки, уже дислоцированные в Европе, были направлены через Лажеш, и вскоре через Лажеш проходило более тридцати самолетов в день. Чтобы приспособиться к этому, база выросла и вместила дополнительно 1300 человек, которых разместили в импровизированных домах и спешно реактивировали. времен Второй мировой войны Казармы , комнаты, в которых обычно размещались один или два военнослужащих, были расширены до четырех (2 двухъярусные кровати). [11]
Между Азорскими островами и Израилем самолет должен был следовать по чрезвычайно точному маршруту. Пролетая точно вдоль границы воздушного пространства между враждебными арабскими странами на юге и европейскими странами на севере, транспортный корабль пролетел через Средиземное море в Израиль. [1] Сопровождение истребителей было сочтено необходимым на этом этапе пути, поэтому американские истребители 6-го флота США сопровождали транспортные средства в пределах 150 миль (240 км) от Израиля, где израильских ВВС «Фантомы» и «Миражи» сопровождали их в аэропорт Бен-Гурион. На средиземноморском маршруте американские корабли размещались каждые 300 миль (480 км), а авианосец — каждые 600 миль (970 км). Эти меры предосторожности оказались оправданными, когда неопознанные арабские боевики начали угрожать по радио, но конфликта не последовало. По прибытии транспорты были разгружены военнослужащими США и Израиля, прежде чем они вернулись домой, а припасы были отправлены на фронт, куда они прибыли в течение нескольких часов. Первый транспортный самолет С-5А прибыл в аэропорт Лод 14 октября в 18:30 по местному времени. [4] : 114 В тот же день битва на Синае завершилась в пользу Израиля. Крупный египетский удар был остановлен уничтожением многих атакующих танков, и теперь Израиль выигрывал войну. [2] : 87–88

Припасы, доставленные по воздуху, - это не все, что было доставлено в рамках Никель Грасс. В первые дни войны арабские войска уничтожили значительное количество самолетов ВВС США, удивив израильтян агрессивным использованием новых советских ЗРК SA-6 Gainful . [12] Следовательно, по меньшей мере 100 истребителей F-4 Phantom II были отправлены в Израиль под управлением Никеля Грасса. [13] из 4-го тактического истребительного авиаполка , 33-го тактического истребительного авиаполка и 57-го истребительного авиаполка . [14] Их доставили в Лод, где американских пилотов заменили на израильских коллег. После замены знаков различия ВВС США на знаки различия ВВС, если это необходимо, самолеты были дозаправлены и отправлены на фронт, часто поднимаясь в воздух в течение нескольких часов после прибытия. Некоторые самолеты поступили непосредственно из парка USAFE и эксплуатировались в камуфляже USAFE . [8] но с израильскими знаками отличия, за что получил израильское прозвище «Лягушка». Через девять дней после первой атаки Израиль начал контратаки. Тридцать шесть самолетов A-4 Skyhawk со складов США, стоявшие на стоянке из Лажеса, были дозаправлены танкерами SAC KC-135A с базы ВВС Пиз , Нью-Гэмпшир и танкерами ВМС США с авианосца USS John F. Kennedy к западу от Гибралтарского пролива . Затем они перелетели на военный корабль США «Франклин Д. Рузвельт» к юго-востоку от Сицилии , где остановились на ночь, а затем продолжили свой путь в Израиль, еще раз дозаправляясь на танкерах, запущенных с авианосца « Индепенденс» к югу от Крита . [15] Двенадцать транспортных самолетов C-130E Hercules также были переданы Израилю, это первый самолет этого типа, поставленный ВВС Израиля. [16]
Когда 24 октября была наконец выполнена третья резолюция о прекращении огня, воздушные перевозки сразу же замедлились. Были совершены дальнейшие полеты для восстановления израильских сил до их довоенной численности, и 14 ноября операция «Никель Грасс» завершилась. В итоге военным воздушным транспортом в Израиль было доставлено 22 325 тонн техники. Кроме того, США провели собственную операцию по пополнению запасов морским путем, доставив к 30 октября 33 210 тонн в Израиль. [17] За то же время Советы перебросили по воздуху 12 500–15 000 тонн грузов, более половины из которых было отправлено в Сирию; они также поставили еще 63 000 тонн, в основном в Сирию морским транспортом. [17] [18]
Эффекты
Операция «Никель Грасс» имела немедленные и далеко идущие последствия. Арабские члены ОПЕК заявили, что ограничат или прекратят поставки нефти в США и другие страны, если они поддержат Израиль в конфликте. Придерживаясь своих угроз, арабские государства объявили полное нефтяное эмбарго США. Цены на нефть взлетели до небес, топлива стало не хватать, и вскоре США оказались втянуты в нефтяной кризис 1973 года . [19]
Никель Грасс также выявил серьезный недостаток американских возможностей воздушных перевозок: необходимость создания плацдармов за рубежом. Без помощи Португалии переброска по воздуху была бы вообще невозможна. В результате США значительно расширили свои возможности дозаправки в воздухе и сделали полеты на дальние расстояния скорее стандартом, чем исключением. [1]
В исследовании операции GAO обсуждались недостатки C-141A. В результате был задуман C-141B. Модели А были отправлены обратно в Джорджию, где их разрезали в передней и задней части крыла, удлинили на три позиции поддона и переоборудовали для дозаправки в воздухе. [20]
Никель Грасс подтвердил решение ВВС США о покупке C-5 Galaxy. С момента своего появления в 1970 году C-5 страдал от проблем. ВВС США заявили, что устранили проблемы, но пресса по-прежнему считала C-5 дорогостоящим провалом. Во время Никель Грасс самолеты C-5 перевезли 48% общего груза только в 145 из 567 миссий. C-5 также перевозил «негабаритные» грузы, такие как M60 Patton танки , гаубицы M109 , наземные радиолокационные системы, мобильные тягачи, вертолеты CH-53 Sea Stallion и компоненты A-4 Skyhawk, грузы, которые не могли поместиться в самолеты меньшего размера. Эта производительность оправдала существование C-5. [1]
Генерал Джордж Браун , председатель американского Объединенного комитета начальников штабов , получил выговор от президента Джеральда Форда после критики усилий по пополнению запасов. По данным журнала Time , критика Брауна включала мнение о том, что авиаперевозка была частично организована евреями, контролирующими американскую банковскую систему. [21] [22]
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уолтер Дж. Бойн (декабрь 1998 г.). «Никелевая трава» . Журнал ВВС . 81 (12). Арлингтон, Вирджиния: Ассоциация ВВС . ISSN 0730-6784 . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Данстан, Саймон (2007). Война Судного дня: Арабо-израильская война 1973 года . Блумсбери США. ISBN 9781846032882 .
- ^ Арнон Гутфельд и Клинтон Р. Зумбруннен, «От никелевой травы к буре в пустыне: трансформация возможностей вмешательства США на Ближнем Востоке». Ближневосточные исследования 49.4 (2013): стр. 623–644.
- ^ Jump up to: а б с Квандт, Уильям Б. (2001). Мирный процесс: американская дипломатия и арабо-израильский конфликт с 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института . ISBN 9780520225152 .
- ^ Jump up to: а б Фарр, Уорнер Д. (сентябрь 1999 г.). «Святая святых Третьего Храма: Ядерное оружие Израиля» . Серия «Война будущего» (2). Авиабаза Максвелл, Алабама: Центр противодействия распространению оружия массового уничтожения ВВС США, Военно-воздушный колледж . Архивировано из оригинала 14 сентября 2000 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Коэн, Авнер (6 октября 2003 г.). «Последний ядерный момент» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «Меморандум о разговоре между послом Симхой Диницем и госсекретарем Генри Киссинджером» (PDF) . Архив национальной безопасности . 9 октября 1973 года. Архивировано (PDF) из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Друкер, Рональд. «McDonnell F-4 Phantom: незаменимый самолет в воздушной войне на Ближнем Востоке» . История авиации . Лисбург, Вирджиния: Журналы Cowles . ISSN 1076-8858 . Архивировано из оригинала 7 сентября 2019 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Колби, Элбридж; Коэн, Авнер ; Маккантс, Уильям ; Моррис, Брэдли; Розенау, Уильям (апрель 2013 г.). «Израильская «ядерная тревога» 1973 года: сдерживание и сигнализация в условиях кризиса» (PDF) . ЦНА . Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2014 года.
- ^ Берр, Уильям, изд. (7 октября 2003 г.). «Октябрьская война и политика США» . Архив национальной безопасности . Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Легко, Дэвид (4 ноября 2010 г.). «Уроки лидерства из истории» . Лажес Филд . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года.
- ^ Гордон, Шмуэль Л. (2000). «ВВС и война Судного дня: новые уроки» . В Кумарасвами, PR (ред.). Возвращаясь к войне Судного дня . Лондон: Издательство Фрэнка Касса . п. 231. ИСБН 9781136328886 . Архивировано из оригинала 30 мая 2024 г. Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Меморандум о разговоре между госсекретарем Генри Киссинджером и израильскими генералами» (PDF) . Архив национальной безопасности . 22 октября 1973 года. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «Фантомы Форевера, Часть 3: Израиль» . База данных АКИГ . Информационная группа воздушного боя. 16 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2004 г.
- ^ Вейнланд, Роберт Г. (июнь 1978 г.). «Военно-морская дипломатия сверхдержав в арабо-израильской войне в октябре 1973 года» (PDF) . Профессиональные статьи (221). ЦНА . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2008 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Олауссон, Ларс (апрель 2010 г.). Список продукции Lockheed Hercules на 1954–2012 гг. (28-е изд.). Сртенес, Швеция: Самостоятельная публикация.
- ^ Jump up to: а б эль-Шазли, Саад (1980). Переправа через Суэц . Сан-Франциско: Американские исследования Ближнего Востока. стр. 274–276. Эль-Шазли утверждает: «...США провели операцию по доставке по морю 33 210 тонн к 30 октября» и «...Советский Союз провел операцию по пополнению запасов по морю: не менее 63 000 тонн, главным образом в Сирию, 30 октября».
- ^ Квандт, Уильям Б. (май 1976 г.). Советская политика в октябрьской войне 1973 года (PDF) (Отчет). Корпорация Рэнд . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2012 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «Нефтяное эмбарго, 1973–1974» . Вехи в истории международных отношений США . Офис историка департамента Государственного . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «С-141Б Старлифтер» . Музей управления воздушной мобильностью . Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Крук, Аластер ; Перри, Марк (13 октября 2006 г.). «Как Израиль победил Хезболлу, Часть II: Победа в наземной войне» . Азия Таймс . Гонконг: Asia Times Holdings. Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 7 октября 2019 г. - через ConflictsForum.org. Альтернативный URL-адрес. Архивировано 7 декабря 2023 г. на Wayback Machine.
- ^ «Бомба Брауна» . Время . Нью-Йорк: Time Inc., 25 ноября 1974 г. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года . Проверено 8 января 2012 г.
Дальнейшее чтение
- Бойн, Уолтер Дж. «Никель Грасс». Журнал Air Force Magazine 81 (декабрь 1998 г.): стр. 55–59. онлайн
- Бойн, Уолтер Дж. Двухчасовая война: конфликт Судного дня 1973 года и воздушный транспорт, который спас Израиль (2002),
- Гутфельд, Арнон и Клинтон Р. Зумбруннен. «От никелевой травы к буре в пустыне: трансформация возможностей вмешательства США на Ближнем Востоке». Ближневосточные исследования 49.4 (2013): 623-644.
- Гутфельд, Арнон и Боаз Ванетик, «Ситуация, которой нужно было манипулировать»: американские воздушные перевозки в Израиль во время войны Судного дня». Ближневосточные исследования 52.3 (2016): 419-447.
- Крисингер, Крис Дж. (весна 1989 г.). «Операция Никель Грасс: воздушный транспорт в поддержку национальной политики» . Журнал «Воздушная мощь» . Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press . ISSN 1554-2505 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
- Родман, Дэвид. Израиль в войне Судного дня 1973 года: дипломатия, битва и уроки (Sussex Academic Press, 2016).