Jump to content

Операция Никель Грасс

Статья с расширенной защитой
Операция Никель Грасс
Часть войны Судного дня

Танк M60 разгружается в Израиле самолетом C-5 Galaxy ВВС США во время арабо-израильской войны 1973 года.
Дата 14 октября 1973 г. - 14 ноября 1973 г.
Расположение
Результат

Успешные поставки израильским военным

Воюющие стороны
 Египет
 Сирия
 Соединенные Штаты
 Израиль
Жертвы и потери
Никто Никто

Операция «Никель Грасс» была кодовым названием стратегической воздушной перевозки, проведенной Соединенными Штатами для доставки оружия и грузов в Израиль во время арабо-израильской войны 1973 года . В период с 14 октября по 14 ноября того же года командование военно-воздушных перевозок ВВС США отправило около 22 325 тонн грузов, включая танки , артиллерию и боеприпасы , несколькими рейсами C-141 Starlifters и C-5 Galaxys . [1] [2] : 88  Эта инициатива была предпринята, чтобы помочь улучшить положение израильских военных перед лицом крупномасштабного совместного наступления Египта и Сирии , которые оба получали широкую поддержку со стороны Советского Союза . [1]

19 октября, почти через две недели после египетской операции «Бадр» , Соединенные Штаты пообещали поддержать борьбу Израиля против арабских стран . Ранее Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) достигла договоренности использовать «нефтяное оружие», чтобы дать арабской стороне преимущество в арабо-израильском конфликте . После начала боевых действий члены ОАПЕК во главе с Фейсалом из Саудовской Аравии объявили о введении полного нефтяного эмбарго против США и других стран, которые оказывали Израилю любую форму поддержки в защите от арабского военного наступления. Это, наряду с одновременным провалом крупных переговоров по ценообразованию и производству между экспортерами и крупными нефтяными компаниями , привело к нефтяному кризису 1973 года . Тем не менее, Израиль продолжал получать поддержку, и война закончилась 25 октября после прекращения огня. ОАПЕК сняло эмбарго в марте 1974 года. Экономические последствия нефтяного кризиса повлияли на будущие решения американских политиков и решительно изменили внешнюю политику Соединенных Штатов, особенно в Средний Восток . Американские воздушные перевозки в Израиль и арабское эмбарго США существенно изменили динамику отношений Саудовской Аравии и США . [3]

Фон

Израиль, а также США и большая часть мира были застигнуты врасплох 6 октября 1973 года, когда Египет и Сирия атаковали Синайский полуостров и Голанские высоты соответственно. [1] Советский Союз поставил Египту и Сирии более 600 современных ракет класса «земля-воздух» , 300 истребителей МиГ-21 , 1200 танков и сотни тысяч тонн военной техники. [1] Видя уязвимое положение Израиля, Генри Киссинджер , государственный секретарь США и советник президента Ричарда Никсона по национальной безопасности , принял меры, чтобы израильская национальная авиакомпания « Эль-Аль» забрала некоторые предметы, в том числе боеприпасы, «высокотехнологичную продукцию» и AIM. -9 ракет Sidewinder на военно-морской базе США в Вирджинии. Вскоре начались скромные усилия, но Киссинджер все еще надеялся свести к минимуму любое видимое участие. [4] : 108  8 октября премьер-министр Израиля Голда Меир санкционировала установку тринадцати ядерных боеголовок по 20 килотонн на ракетах «Иерихон» и F-4 «Фантом II» , которые были подготовлены для действий против сирийских и египетских целей; [5] их подготовку было легко обнаружить, вероятно, как сигнал Соединенным Штатам. [6] Киссинджер узнал об этой угрожающей ядерной эскалации утром 9 октября. В тот же день Меир обратился с личным призывом о военной помощи, но европейские страны отклонили его. Никсон, однако, приказал начать операцию «Никель Грасс», чтобы восполнить все материальные потери Израиля. [7] Решение было принято в тот же день, когда Советы начали собственную операцию по снабжению арабских войск по морю. [8] Автор Сеймур Херш заявил в 1991 году, что существуют «неподтвержденные доказательства» того, что Киссинджер сказал Анвару Садату , что причиной американского воздушного переброски было то, что израильтяне были близки к тому, чтобы «стать ядерными». [5] Однако в последующих интервью Киссинджер, Джеймс Шлезинджер и Уильям Квандт заявили, что продолжающиеся советские усилия по пополнению запасов и ранний отказ Садата от прекращения огня были основными мотиваторами, а не опасения по поводу применения Израилем ядерного оружия. [9]

Операция

прибыло первое советское пополнение запасов по воздуху Первоначально только «Эль-Аль» обеспечивал транспорт, а припасы начали прибывать в Израиль 10 октября, в тот же день, когда в Дамаск . Тем не менее, вскоре стало ясно, что ограниченного количества плохо сконфигурированных пассажирских самолетов Эль-Аля недостаточно. Все еще желая избежать прямого вмешательства США, начиная с 10 октября изучалось использование коммерческих перевозчиков для обеспечения 10–20 рейсов в день. [4] : 112  Никто из них не был готов согласиться на эту работу, опасаясь, что после войны им будет отказано во въезде в арабские страны. [1] [10] 12 октября Никсон решил, что больше нельзя допускать никаких задержек, и приказал ВВС США «прислать все, что может летать». В течение девяти часов C-141 и C-5 направлялись в Израиль. [1] Однако политическое маневрирование не было немедленно разрешено участием ВВС США: традиционные европейские союзники отказались разрешить самолетам снабжения приземлиться для дозаправки или даже пролететь над их территорией. Однако Португалия , похоже, была готова помочь, поэтому самолеты были отправлены на аэродром Лажеш на Азорских островах . После нескольких часов в воздухе пришло известие, что Португалия разрешит им приземлиться, и Лажеш стал ключевым перевалочным пунктом для остальной части воздушной перевозки. Стратегического авиационного командования (SAC) Стратотанкеры Boeing KC-135 первыми прибыли на авиабазу Лажеш. KC-135 покинули авиабазу Пиз в Нью-Гэмпшире в ночь на субботу, 13 октября (одна из баз, которую Эль-Аль использовал для пополнения запасов военных сил); Танкеры перевозили только что выпущенные с завода самолеты Douglas A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II, летевшие без остановок с завода в Сент-Луисе, штат Миссури, в аэропорт Бен-Гурион . Чтобы удовлетворить требования других европейских стран, даже американские поставки, уже дислоцированные в Европе, были направлены через Лажеш, и вскоре через Лажеш проходило более тридцати самолетов в день. Чтобы приспособиться к этому, база выросла и вместила дополнительно 1300 человек, которых разместили в импровизированных домах и спешно реактивировали. времен Второй мировой войны Казармы , комнаты, в которых обычно размещались один или два военнослужащих, были расширены до четырех (2 двухъярусные кровати). [11]

Между Азорскими островами и Израилем самолет должен был следовать по чрезвычайно точному маршруту. Пролетая точно вдоль границы воздушного пространства между враждебными арабскими странами на юге и европейскими странами на севере, транспортный корабль пролетел через Средиземное море в Израиль. [1] Сопровождение истребителей было сочтено необходимым на этом этапе пути, поэтому американские истребители 6-го флота США сопровождали транспортные средства в пределах 150 миль (240 км) от Израиля, где израильских ВВС «Фантомы» и «Миражи» сопровождали их в аэропорт Бен-Гурион. На средиземноморском маршруте американские корабли размещались каждые 300 миль (480 км), а авианосец — каждые 600 миль (970 км). Эти меры предосторожности оказались оправданными, когда неопознанные арабские боевики начали угрожать по радио, но конфликта не последовало. По прибытии транспорты были разгружены военнослужащими США и Израиля, прежде чем они вернулись домой, а припасы были отправлены на фронт, куда они прибыли в течение нескольких часов. Первый транспортный самолет С-5А прибыл в аэропорт Лод 14 октября в 18:30 по местному времени. [4] : 114  В тот же день битва на Синае завершилась в пользу Израиля. Крупный египетский удар был остановлен уничтожением многих атакующих танков, и теперь Израиль выигрывал войну. [2] : 87–88 

Посадка А-4Е на военный корабль США Франклин Д. Рузвельт в октябре 1973 года.

Припасы, доставленные по воздуху, - это не все, что было доставлено в рамках Никель Грасс. В первые дни войны арабские войска уничтожили значительное количество самолетов ВВС США, удивив израильтян агрессивным использованием новых советских ЗРК SA-6 Gainful . [12] Следовательно, по меньшей мере 100 истребителей F-4 Phantom II были отправлены в Израиль под управлением Никеля Грасса. [13] из 4-го тактического истребительного авиаполка , 33-го тактического истребительного авиаполка и 57-го истребительного авиаполка . [14] Их доставили в Лод, где американских пилотов заменили на израильских коллег. После замены знаков различия ВВС США на знаки различия ВВС, если это необходимо, самолеты были дозаправлены и отправлены на фронт, часто поднимаясь в воздух в течение нескольких часов после прибытия. Некоторые самолеты поступили непосредственно из парка USAFE и эксплуатировались в камуфляже USAFE . [8] но с израильскими знаками отличия, за что получил израильское прозвище «Лягушка». Через девять дней после первой атаки Израиль начал контратаки. Тридцать шесть самолетов A-4 Skyhawk со складов США, стоявшие на стоянке из Лажеса, были дозаправлены танкерами SAC KC-135A с базы ВВС Пиз , Нью-Гэмпшир и танкерами ВМС США с авианосца USS John F. Kennedy к западу от Гибралтарского пролива . Затем они перелетели на военный корабль США «Франклин Д. Рузвельт» к юго-востоку от Сицилии , где остановились на ночь, а затем продолжили свой путь в Израиль, еще раз дозаправляясь на танкерах, запущенных с авианосца « Индепенденс» к югу от Крита . [15] Двенадцать транспортных самолетов C-130E Hercules также были переданы Израилю, это первый самолет этого типа, поставленный ВВС Израиля. [16]

Когда 24 октября была наконец выполнена третья резолюция о прекращении огня, воздушные перевозки сразу же замедлились. Были совершены дальнейшие полеты для восстановления израильских сил до их довоенной численности, и 14 ноября операция «Никель Грасс» завершилась. В итоге военным воздушным транспортом в Израиль было доставлено 22 325 тонн техники. Кроме того, США провели собственную операцию по пополнению запасов морским путем, доставив к 30 октября 33 210 тонн в Израиль. [17] За то же время Советы перебросили по воздуху 12 500–15 000 тонн грузов, более половины из которых было отправлено в Сирию; они также поставили еще 63 000 тонн, в основном в Сирию морским транспортом. [17] [18]

Эффекты

Операция «Никель Грасс» имела немедленные и далеко идущие последствия. Арабские члены ОПЕК заявили, что ограничат или прекратят поставки нефти в США и другие страны, если они поддержат Израиль в конфликте. Придерживаясь своих угроз, арабские государства объявили полное нефтяное эмбарго США. Цены на нефть взлетели до небес, топлива стало не хватать, и вскоре США оказались втянуты в нефтяной кризис 1973 года . [19]

Никель Грасс также выявил серьезный недостаток американских возможностей воздушных перевозок: необходимость создания плацдармов за рубежом. Без помощи Португалии переброска по воздуху была бы вообще невозможна. В результате США значительно расширили свои возможности дозаправки в воздухе и сделали полеты на дальние расстояния скорее стандартом, чем исключением. [1]

В исследовании операции GAO обсуждались недостатки C-141A. В результате был задуман C-141B. Модели А были отправлены обратно в Джорджию, где их разрезали в передней и задней части крыла, удлинили на три позиции поддона и переоборудовали для дозаправки в воздухе. [20]

Никель Грасс подтвердил решение ВВС США о покупке C-5 Galaxy. С момента своего появления в 1970 году C-5 страдал от проблем. ВВС США заявили, что устранили проблемы, но пресса по-прежнему считала C-5 дорогостоящим провалом. Во время Никель Грасс самолеты C-5 перевезли 48% общего груза только в 145 из 567 миссий. C-5 также перевозил «негабаритные» грузы, такие как M60 Patton танки , гаубицы M109 , наземные радиолокационные системы, мобильные тягачи, вертолеты CH-53 Sea Stallion и компоненты A-4 Skyhawk, грузы, которые не могли поместиться в самолеты меньшего размера. Эта производительность оправдала существование C-5. [1]

Генерал Джордж Браун , председатель американского Объединенного комитета начальников штабов , получил выговор от президента Джеральда Форда после критики усилий по пополнению запасов. По данным журнала Time , критика Брауна включала мнение о том, что авиаперевозка была частично организована евреями, контролирующими американскую банковскую систему. [21] [22]

См. также

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уолтер Дж. Бойн (декабрь 1998 г.). «Никелевая трава» . Журнал ВВС . 81 (12). Арлингтон, Вирджиния: Ассоциация ВВС . ISSN   0730-6784 . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года.
  2. ^ Jump up to: а б Данстан, Саймон (2007). Война Судного дня: Арабо-израильская война 1973 года . Блумсбери США. ISBN  9781846032882 .
  3. ^ Арнон Гутфельд и Клинтон Р. Зумбруннен, «От никелевой травы к буре в пустыне: трансформация возможностей вмешательства США на Ближнем Востоке». Ближневосточные исследования 49.4 (2013): стр. 623–644.
  4. ^ Jump up to: а б с Квандт, Уильям Б. (2001). Мирный процесс: американская дипломатия и арабо-израильский конфликт с 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института . ISBN  9780520225152 .
  5. ^ Jump up to: а б Фарр, Уорнер Д. (сентябрь 1999 г.). «Святая святых Третьего Храма: Ядерное оружие Израиля» . Серия «Война будущего» (2). Авиабаза Максвелл, Алабама: Центр противодействия распространению оружия массового уничтожения ВВС США, Военно-воздушный колледж . Архивировано из оригинала 14 сентября 2000 года. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Коэн, Авнер (6 октября 2003 г.). «Последний ядерный момент» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  7. ^ «Меморандум о разговоре между послом Симхой Диницем и госсекретарем Генри Киссинджером» (PDF) . Архив национальной безопасности . 9 октября 1973 года. Архивировано (PDF) из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б Друкер, Рональд. «McDonnell F-4 Phantom: незаменимый самолет в воздушной войне на Ближнем Востоке» . История авиации . Лисбург, Вирджиния: Журналы Cowles . ISSN   1076-8858 . Архивировано из оригинала 7 сентября 2019 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  9. ^ Колби, Элбридж; Коэн, Авнер ; Маккантс, Уильям ; Моррис, Брэдли; Розенау, Уильям (апрель 2013 г.). «Израильская «ядерная тревога» 1973 года: сдерживание и сигнализация в условиях кризиса» (PDF) . ЦНА . Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2014 года.
  10. ^ Берр, Уильям, изд. (7 октября 2003 г.). «Октябрьская война и политика США» . Архив национальной безопасности . Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  11. ^ Легко, Дэвид (4 ноября 2010 г.). «Уроки лидерства из истории» . Лажес Филд . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года.
  12. ^ Гордон, Шмуэль Л. (2000). «ВВС и война Судного дня: новые уроки» . В Кумарасвами, PR (ред.). Возвращаясь к войне Судного дня . Лондон: Издательство Фрэнка Касса . п. 231. ИСБН  9781136328886 . Архивировано из оригинала 30 мая 2024 г. Проверено 9 марта 2015 г.
  13. ^ «Меморандум о разговоре между госсекретарем Генри Киссинджером и израильскими генералами» (PDF) . Архив национальной безопасности . 22 октября 1973 года. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  14. ^ «Фантомы Форевера, Часть 3: Израиль» . База данных АКИГ . Информационная группа воздушного боя. 16 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2004 г.
  15. ^ Вейнланд, Роберт Г. (июнь 1978 г.). «Военно-морская дипломатия сверхдержав в арабо-израильской войне в октябре 1973 года» (PDF) . Профессиональные статьи (221). ЦНА . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2008 года. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  16. ^ Олауссон, Ларс (апрель 2010 г.). Список продукции Lockheed Hercules на 1954–2012 гг. (28-е изд.). Сртенес, Швеция: Самостоятельная публикация.
  17. ^ Jump up to: а б эль-Шазли, Саад (1980). Переправа через Суэц . Сан-Франциско: Американские исследования Ближнего Востока. стр. 274–276. Эль-Шазли утверждает: «...США провели операцию по доставке по морю 33 210 тонн к 30 октября» и «...Советский Союз провел операцию по пополнению запасов по морю: не менее 63 000 тонн, главным образом в Сирию, 30 октября».
  18. ^ Квандт, Уильям Б. (май 1976 г.). Советская политика в октябрьской войне 1973 года (PDF) (Отчет). Корпорация Рэнд . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2012 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  19. ^ «Нефтяное эмбарго, 1973–1974» . Вехи в истории международных отношений США . Офис историка департамента Государственного . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  20. ^ «С-141Б Старлифтер» . Музей управления воздушной мобильностью . Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 7 октября 2019 г.
  21. ^ Крук, Аластер ; Перри, Марк (13 октября 2006 г.). «Как Израиль победил Хезболлу, Часть II: Победа в наземной войне» . Азия Таймс . Гонконг: Asia Times Holdings. Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 7 октября 2019 г. - через ConflictsForum.org. Альтернативный URL-адрес. Архивировано 7 декабря 2023 г. на Wayback Machine.
  22. ^ «Бомба Брауна» . Время . Нью-Йорк: Time Inc., 25 ноября 1974 г. ISSN   0040-781X . Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года . Проверено 8 января 2012 г.

Дальнейшее чтение

  • Бойн, Уолтер Дж. «Никель Грасс». Журнал Air Force Magazine 81 (декабрь 1998 г.): стр. 55–59. онлайн
  • Бойн, Уолтер Дж. Двухчасовая война: конфликт Судного дня 1973 года и воздушный транспорт, который спас Израиль (2002),
  • Гутфельд, Арнон и Клинтон Р. Зумбруннен. «От никелевой травы к буре в пустыне: трансформация возможностей вмешательства США на Ближнем Востоке». Ближневосточные исследования 49.4 (2013): 623-644.
  • Гутфельд, Арнон и Боаз Ванетик, «Ситуация, которой нужно было манипулировать»: американские воздушные перевозки в Израиль во время войны Судного дня». Ближневосточные исследования 52.3 (2016): 419-447.
  • Крисингер, Крис Дж. (весна 1989 г.). «Операция Никель Грасс: воздушный транспорт в поддержку национальной политики» . Журнал «Воздушная мощь» . Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press . ISSN   1554-2505 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
  • Родман, Дэвид. Израиль в войне Судного дня 1973 года: дипломатия, битва и уроки (Sussex Academic Press, 2016).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 382fe7ff7673a384c1c8469dd9cc2683__1721085180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/83/382fe7ff7673a384c1c8469dd9cc2683.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Nickel Grass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)