Офира Воздушный бой
27 ° 54'44 "с.ш. 34 ° 19'47" в.д. / 27,91222 ° с.ш. 34,32972 ° в.д.
Офира Воздушный бой | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Судного дня | |||||||
![]() Хвост египетского МиГ-17, одного из семи сбитых, в Офире . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 F-4 Phantom II самолета |
20 МиГ-17 самолетов 8 МиГ-21 самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | 7 самолетов сбито |
Воздушный бой в Офире был одним из первых воздушных сражений Войны Судного дня . 6 октября 1973 года Египет предпринял массированную внезапную атаку на Израиль, в первом авиаударе участвовало более 200 египетских самолетов. База ВВС Израиля (IAF) Офир в Шарм-эль-Шейхе подверглась атаке 20 египетских ВВС МиГ-17 и восьми сопровождающих их МиГ-21 . Не осознавая масштабов атаки, Израиль быстро поднял в воздух два F-4E Phantom II истребителя . Израильские пилоты приступили к сбросу подвесных топливных баков и вступили в воздушный бой со всеми 28 МиГами. Менее чем за шесть минут семь египетских МиГов были сбиты, а оставшиеся египетские самолеты вышли из боя и вернулись в Египет. [ 1 ] Израильские «Фантомы» вернулись на свою базу. [ 2 ] Египтяне оспаривают израильскую версию битвы, но так и не представили свою собственную версию произошедшего. [ 3 ] Одним из погибших египетских пилотов был президента Египта Анвара Садата сводный брат Атеф . [ 4 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Летом 1973 года рейс 114 авиакомпании «Ливийские арабские авиалинии» случайно пролетел над Синаем. Он был перехвачен ВВС США и получил приказ приземлиться, но отказался и впоследствии был сбит. Высшее командование ВВС опасалось, что это может привести к расправе с самолетами Эль-Аль , следовавшими в Южную Африку и обратно, и поэтому держало истребители в состоянии боевой готовности (QRA) в Офире . [ 5 ] Эти самолеты также предназначались для противодействия угрозе, исходящей от небольшой флотилии Красного моря ВМС Израиля и ракетных батарей «Хок» , охраняющих проливы Красного моря, от египетских МиГов в Хургаде . [ 6 ] Командиром базы в то время был Яаков «Як» Нево. [ 5 ]
Два самолета F-4E Phantom 107-й эскадрильи IAF присутствовали в Офире в Йом-Кипур 6 октября 1973 года, когда разразилась война. Их пилотировали четыре летчика: пилот Амир Нахуми со штурманом Йосси Явином и пилот Даниэль Шаки со штурманом Дэвидом Регевом , все они на тот момент были относительно неопытными. [ 7 ] В 9:00 диспетчер подал им красный сигнал тревоги. В 13:50 прозвучали сирены. На радаре было замечено несколько приближающихся низколетящих группировок, однако диспетчер не поднял их в воздух, не осознав значимости атаки. Больше не дожидаясь приказа подниматься в воздух, Нахуми приказал механикам запустить самолеты и взлетел. Шаки присоединился к нему. [ 8 ] Позже Нахуми описал эту сцену: [ 7 ]
Я решил взлететь, а через несколько секунд взлетно-посадочную полосу разбомбили. Если бы мы ждали дольше, мы бы не смогли этого сделать. Было семь соединений по четыре корабля МиГ-17 и МиГ-21.
Бой по израильскому счету
[ редактировать ]
Вскоре после взлета израильских F-4 МиГи начали бомбить взлетно-посадочные полосы. Нахуми приказал Шаки сбросить съемные топливные баки и занять западную часть базы, а он - восточную. Затем Нахуми сбил один МиГ ракетой Sidewinder . Он повернул обратно к базе и пересек путь двух МиГов, бомбивших ее. Эти поднялись и улетели. на базе Батарея MIM-23 Hawk вела огонь, чтобы не поразить израильский самолет, а два МиГа пикировали, чтобы уничтожить его. Нахуми начал преследовать ведущий МиГ, летевший как можно ниже, и выстрелил из пушки M61 Gatling, но промахнулся. МиГ прервал бомбардировку. Нахуми попытался преследовать его, но обнаружил, что у его левого двигателя заглох компрессор , предположительно из-за выстрела из пушки. После непродолжительного полета на одном двигателе ему удалось перезапустить двигатель и оторваться от МиГа, чтобы атаковать его напарника в хвост. МиГ резко повернулся к нему. Нахуми подъехал к МиГу и сбил его, когда он проходил мимо. Второй МиГ скрылся. [ 7 ] [ 9 ]
Затем Нахуми увидел еще одну пару МиГ-17, атакующую узел связи недалеко от бухты. Они были поражены столкновением с Нахуми, и один из них выпустил ракеты класса «воздух-поверхность» по «Фантому». Этот МиГ «Фантом» сбил управляемой ракетой с расстояния 600 метров. Тем временем Шеки сбил три самолета и искал четвертый, когда атаковали МиГ-21. Один из них оказался в худшем положении и на скорости 500 узлов (930 км/ч) опустился до уровня моря, ударился о воду и дважды отскочил вверх, прежде чем подняться и улететь. У Шеки закончилось топливо, и он решил приземлиться на поврежденную взлетно-посадочную полосу. Затем Нахуми был ослеплен вспышкой света, отраженной от другой пары МиГов, пытавшихся убежать. Нахуми сбил одного, а его партнер скрылся в безопасных горах. У Нахуми тоже почти закончилось топливо, и он решил не преследовать его. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Нахуми и Шаки посоветовались с передовым авиадиспетчером и решили приземлиться на параллельную взлетно-посадочную полосу, которая была короче, но менее повреждена. Оказавшись на земле, они начали готовить свои самолеты к новому нападению Египта, которое так и не состоялось. [ 11 ] Позже четверо летчиков были награждены медалью «За выдающиеся заслуги» за свои действия во время боя. [ 5 ]
Египетский счет
[ редактировать ]По мнению египтян, авиабаза Рас Насрани, прежнее египетское название Офир, [ 12 ] действительно была среди нескольких израильских баз на Синае, подвергшихся авиаудару Египта 6 октября, в котором приняли участие около 220 самолетов. [ 13 ] Самолеты МиГ-21, сопровождавшие МиГ-17 при авиаударе по Рас-Назрани, входили в состав 25-й эскадрильи 102-го авиакрыла ВВС. МиГ-21 в штурмовой атаке не участвовали, и, по словам летчиков, никакого воздушного сопротивления не встретили. [ 3 ]
Египетское командование утверждает, что всего в результате первого авиаудара войны было потеряно пять самолетов; Саад Эль-Шазли , начальник штаба Египта, заявил, что общие потери с 6 по утро 7 октября составили пять самолетов. [ 14 ] [ 15 ] Другой египетский командующий, Абдель Гани эль-Гамаси , также сообщил о потерях всего пяти самолетов за весь воздушный удар, как и другие источники. [ 3 ] Другой источник упоминает о потере семи самолетов израильскими истребителями и еще нескольких в результате зенитного огня. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алони (2001), с. 80
- ^ Поллак (2002), с. 125
- ^ Jump up to: а б с Николь, Дэвид; Купер, Том (25 мая 2004 г.). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри . стр. 38–39. ISBN 1-84176-655-0 .
- ^ Гаврич, с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Велден, Асаф (октябрь 2003 г.). «Неопровержимо» . Журнал IAF (на иврите). Нет. 153 . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Йонай (1993), стр. 318–319.
- ^ Jump up to: а б с Алони 2004, с. 26.
- ^ Коэн (1990), стр. 453–454.
- ^ Коэн (1990), стр. 454–457.
- ^ Коэн (1990), стр. 457–458.
- ^ Коэн (1990), с. 458
- ^ Авиабазы ВВС Израиля
- ^ Хасан Эль Бадри, Война Рамадан, 1973, стр.156.
- ^ Саад Эль-Шазли, Пересечение Суэца , с. 226–227
- ^ Эль Гамаси, Октябрьская война, 1973, стр.206.
- ^ Нордин и Николь 1996, с. 279
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (25 февраля 2001 г.). Арабо-израильские воздушные войны 1947–1982 гг . Издательство Оспри. п. 96. ИСБН 1-84176-294-6 .
- Алони, Шломо (2004). Израильские Асы Фантом II . Скопа. ISBN 1-84176-783-2 .
- Коэн, Элиезер (1990). Небо - не предел: история ВВС Израиля (на иврите). Тель-Авив: Сифрият Маарив. Английский: Коэн, Элиезер (10 марта 1994 г.). Лучшая оборона Израиля: первая полная история ВВС Израиля . Эйрлайф Паблишинг Лтд. 504. ИСБН 1-85310-484-1 .
- Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом - История египетской авиации 1922–1994 гг . Смитсоновский институт. п. 239. ИСБН 978-1-56098-626-3 .
- Поллак, Кеннет М. (1 сентября 2004 г.). Арабы в войне: военная эффективность, 1948–1991 гг . Книги о бизонах. п. 717. ИСБН 0-8032-8783-6 .
- Йонай, Эхуд (13 апреля 1993 г.). Без права на ошибку: создание ВВС Израиля (1-е изд.). Пантеон. стр. 426 . ISBN 0-679-41563-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Френкель, Авив (14 декабря 2010 г.). «Кадры воздушного боя» . Новости 10 канала (на иврите). Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 15 декабря 2010 г.