Воздушный бой при Мансуре
Воздушный бой при Мансуре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Судного дня | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хосни Мубарак (EAF) Ахмед Абдель Рахман Насер (крыло № 104) | Бенни Пелед (IAF) | ||||||
Сила | |||||||
62 МиГ-21 самолета | 160 F-4 Phantom II и A-4 Skyhawk самолетов [ 1 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Всего потеряно 6 самолетов и убито 2 пилота: - 3 сбитых самолета - 3 самолета закончились горючим, разбились |
Сбито 17 самолетов (заявление Египта) [ 2 ] 2 самолета сбиты (заявление Израиля) |
Воздушный бой при Мансуре — воздушный бой, произошедший в 1973 году во время Войны Судного дня между ВВС Египта (EAF) и ВВС Израиля (IAF) недалеко от города Эль-Мансура , в дельте Нила .
14 октября ВВС Израиля нанесли авиаудары по египетским авиабазам Танта и Мансура. Израильские самолеты были замечены приближающимися со стороны Средиземного моря . 104-е авиакрыло египетских ВВС подняло в воздух свои истребители и получило подкрепление с других авиабаз. [ нужна ссылка ] Воздушный бой начался в 15:15 и длился 53 минуты. Египетским командующим был Хосни Мубарак . Согласно египетским источникам, было сбито несколько израильских истребителей; это оспаривается израильскими источниками.
Фон
В составе 104-го авиаполка было три эскадрильи, оснащенных истребителями МиГ-21МФ; две эскадрильи были дислоцированы в Мансуре и отвечали за перехват и противовоздушную оборону, а третья была размещена на авиабазе Танта для защиты обеих авиабаз. Начиная с 6 октября, ВВС совершили несколько атак на авиабазу Мансура, но потерпели неудачу из-за плотной обороны египетских ЗРК . [ 3 ]
На рассвете 14 октября, когда египетские войска двинулись к Синайским перевалам Митла и Геди, сухопутным войскам была оказана наземная поддержка МиГ-17 , Су-7 , Су-20 и «Мираж III» истребителей-бомбардировщиков . Их, в свою очередь, прикрывали истребители МиГ-21 104-й дивизии. Хотя египетское наступление 14 октября закончилось неудачей и завершилось тяжелыми потерями, ВВС были полны решимости уничтожить возможности 104-го авиакрыла. Массированный воздушный удар будет нанесен по авиабазам в Салихии, Мансуре и Танте. [ 1 ] [ 3 ]
После Шестидневной войны , когда EAF потеряли почти все свои самолеты на земле в результате превентивного удара Израиля, египтяне построили 500 бетонных укрытий на 20 крупных авиабазах, чтобы предотвратить уничтожение самолетов на земле в будущем. конфликт. [ 4 ]
Первоначальный контакт
14 октября, когда египтяне наступали со своих плацдармов вдоль Суэцкого канала, ожидалось, что рано или поздно израильский воздушный удар будет нанесен по авиабазе Мансура, и, следовательно, некоторое количество МиГ-21 к концу войны содержалось в полной боеготовности. взлетно-посадочную полосу со своими пилотами, готовыми к немедленному взлету. По состоянию на 15:00 признаков предстоящего нападения противника все еще не было. [ нужна ссылка ]
В 15:15 посты воздушного наблюдения на Средиземном море уведомили командование ВВС о том, что 20 «Фантомов» приближаются в юго-западном направлении в сторону Дельты, пролетая над Порт-Саидом . Командующий ВВС маршал авиации Хосни Мубарак приказал генералу Насеру поднять в воздух 16 МиГ-21. Командование EAF полагало, что самолеты противника были лишь приманкой, призванной отвлечь МиГ-21 от авиабазы, чтобы дальнейшие волны самолетов могли беспрепятственно атаковать авиабазу. Поэтому летчикам-истребителям было приказано создать защитный зонт над авиабазой. Самое главное, им было приказано не преследовать и не вступать в бой с самолетами противника, пока они не достигнут своей цели. [ 1 ]
Пилоты были озадачены приказом, не зная его причины, поскольку рассчитывали сразу же после подъема в бой вступить в бой с противником. В этом случае израильские истребители продолжали летать широкими кругами в течение некоторого времени, пока, когда стало ясно, что египтяне не покинут окрестности авиабазы Мансура, «Фантомы» не отошли обратно в море. [ 3 ]
Боевой
Где-то около 15:30 командование ПВО Египта выпустило предупреждение о том, что около шестидесяти самолетов противника приближаются со стороны Средиземного моря в трех направлениях; один из Порт-Саида , другой из Дамиетты и третий из Балтима , к западу от Дамиетты. Мубарак приказал своим летчикам в воздухе перехватить их. 16 МиГ-21, образующие воздушный зонтик над Эль-Мансурой, двинулись против израильской авиации с целью разбить вражеские порядки и заставить их рассредоточиться. Для поддержки находящихся в воздухе с авиабазы Мансура взлетели 16 МиГ-21, а также восемь истребителей с авиабазы Танта, расположенной западнее Мансуры. МиГ-21 перехватили израильское соединение в нескольких десятках километров севернее Мансуры. [ нужна ссылка ]
В 15:38 египетские радиолокационные установки сообщили командованию EAF, что вторая волна из примерно 16 израильских самолетов приближается со стороны Средиземного моря на очень малой высоте. [ нужна ссылка ] Египтяне подняли в воздух последние восемь МиГ-21 в Мансуре, а на помощь были призваны восемь МиГ-21 с авиабазы Абу-Хамад. [ нужна ссылка ] Последовавший за этим воздушный бой был напряженным, в нем участвовало большое количество самолетов; В какой-то момент в бою участвовали 62 МиГ-21 и около 120 «Фантомов» и А-4 «Скайхоки» . [ нужна ссылка ] Несколько израильских истребителей-бомбардировщиков достигли цели и нанесли бомбовый удар по взлетно-посадочной полосе и средствам ПВО вокруг авиабазы. В то время как последние восемь самолетов из Мансуры взлетели, израильские самолеты приближались, чтобы совершить бомбардировку. Наср Муса, пилотировавший один из восьми МиГ-21, заметил выстроившийся против него израильский «Фантом». Муса внезапно резко повернул направо и оказался на хвосте Призрака. Он сбил «Фантом» пушечным огнем, но парашюты не вылетели. Медхат Арафа, египетский пилот, вспоминает: «Бой представлял собой пугающее зрелище, потому что я никогда не видел столько самолетов в одном районе. Мы не только вели воздушный бой, но и предупреждали других пилотов, что у них на хвосте враг... Израильским «Фантомам» пришлось отказаться от бомбовой нагрузки, чтобы вести воздушный бой с более маневренными самолетами МиГ. Египетским пилотам пришлось посадить свой самолет, перевооружиться, дозаправиться и снова взлететь в течение семи минут. Взлет обычно занимал три минуты, но, по словам Насера, в ходе воздушного боя пилоты смогли совершить его за полторы минуты. [ 1 ]
В 15:52 радары обнаружили еще одну волну самолетов противника, насчитывающую, по оценкам, до 60 «Фантомов» и «Скайхоков». Восемь МиГ-21 из 102-го авиакрыла были подняты в воздух с авиабазы Иншас под Каиром . Около 20 МиГ-21, которые приземлились, дозаправились и перевооружились на авиабазе Мансура, также направлялись на перехват израильских самолетов. Воздушный бой бушевал над деревней Декернис в дельте Нила, где израильские самолеты, отступающие на восток, преследовались египетскими самолетами. Над этой деревней завязался воздушный бой между последней израильской волной и перехватывающими египетскими МиГ-21. Командир этой последней волны израильских самолетов, понимая, что предыдущие волны не достигли своих целей и в воздухе было больше египетских самолетов, чем ожидалось, решил отступить. Последний израильский самолет покинул воздушное пространство Египта в 16:08, и воздушный бой был окончен. [ 3 ]
Достоверность утверждений
В 22:00 по местному времени Каирское радио передало «Коммюнике номер 39», в котором сообщалось о нескольких воздушных боях в тот день над рядом египетских аэродромов, наиболее интенсивный из которых — над северным районом Дельты. В нем утверждалось, что 15 вражеских самолетов были сбиты египетскими истребителями за потерю трех египетских самолетов, не считая израильских самолетов, сбитых возле Суэцкого канала . [ нужна ссылка ]
На следующее утро, 15 октября, израильское радио заявило, что ВВС США сбили 15 египетских самолетов, позже это число сократилось до семи. [ 3 ]
После войны EAF пришла к выводу, что 17 израильских самолетов были сбиты из-за потери шести МиГ-21; три были сбиты израильскими самолетами, два разбились из-за того, что у них закончилось топливо до того, как пилоты смогли приземлиться, и один был уничтожен после получения повреждений от взрыва израильского «Фантома». Пилотом МиГ-21 был лейтенант Мохамед Адуб , который утверждает, что сбил «Фантом» несколькими очередями из 23-мм пушки. Его самолет получил фатальные повреждения от обломков. Адуб и израильский пилот спрыгнули с парашютом почти рядом друг с другом. Израильский пилот, приземлившийся на землю, подвергся нападению разгневанных фермеров, которые чуть не убили его, но Адуб остановил их. Израильский пилот был взят в плен и госпитализирован. Всего два египетских пилота погибли в бою, а остальные четверо благополучно катапультировались. [ 1 ] [ 3 ]
К 15 октября ВВС США отказались от нападений на крупные авиабазы, хотя в тот день произошло еще одно значительное воздушное столкновение над дельтой Нила. [ 1 ]
По словам историка Лона Нордина, 14 октября ВВС потеряли всего два самолета. [ 5 ] По словам Кеннета Поллака , на протяжении всей войны «между египтянами и израильтянами произошло пятьдесят два крупных воздушных боя. Всего египтянам удалось сбить 5–8 израильских самолетов, потеряв при этом 172 своих собственных от израильских истребителей». [ 6 ] По словам Хаима Герцога , всего в боях воздух-воздух было сбито 334 арабских самолета, из них 172 - потери Египта. Потери Израиля составили пять. [ 7 ] В списке погибших пилотов ВВС США по состоянию на 14 октября пострадавших нет. [ 8 ]
Памятники
«День ВВС» Египта был перенесен со 2 ноября на 14 октября в ознаменование воздушного боя. [ нужна ссылка ]
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Николь, Дэвид; Купер, Том (25 мая 2004 г.). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри. п. 43. ИСБН 1-84176-655-0 .
- ↑ Битва при Эль-Мансуре , ACIG, получено 2 января 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доктор Дэвид Николль и шериф Шарми (24 сентября 2003 г.). «Битва при Эль-Мансуре» . Информационная группа воздушного боя (ACIG). Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 года . Проверено 1 мая 2009 г.
- ↑ Саад Эль-Шазли, Пересечение Суэца , стр.19.
- ^ Нордин, Лон (14 ноября 1990 г.). Истребители над Израилем: история ВВС Израиля от войны за независимость до долины Бекаа (1-е изд.). Корона. п. 146. ИСБН 0-517-56603-6 .
- ^ Поллак, Кеннет М. (1 сентября 2004 г.). Арабы в войне: военная эффективность, 1948–1991 гг . Книги о бизонах. п. 124. ИСБН 0-8032-8783-6 .
- ↑ Герцог, Хаим, Война искупления, Little Brown and Company (1975), стр.259 ISBN 0-316-35900-9
- ↑ Список израильских пилотов, погибших в бою. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine (на иврите).