Jump to content

Рейс 114 Ливийских арабских авиалиний

Координаты : 30 ° 20'40 "N 32 ° 40'34" E  /  30,3444 ° N 32,6761 ° E  / 30,3444; 32,6761
Страница расширена и защищена

Рейс 114 Ливийских арабских авиалиний
5A-DAH, Боинг 727, участвовавший в инциденте, 1972 год.
Перестрелка
Дата 21 февраля 1973 г.
Краткое содержание Сбитие авиалайнера
Сайт Синайский полуостров
30 ° 20'40 "N 32 ° 40'34" E  /  30,3444 ° N 32,6761 ° E  / 30,3444; 32,6761
Самолет
Тип самолета Боинг 727 –224
Оператор Ливийские арабские авиалинии
Регистрация 5А-ДАХ
Начало рейса Международный аэропорт Триполи
Остановка в пути Аэропорт Бенгази
Место назначения Международный аэропорт Каира
Жители 113
Пассажиры 104
Экипаж 9
Погибшие 108
Травмы 5
Выжившие 5

Рейс 114 «Ливийских арабских авиалиний» (LN 114) — регулярный гражданский рейс из Триполи в Каир через Бенгази , который был сбит в 1973 году израильскими истребителями после того, как он по ошибке вошел из-за неисправности системы в воздушное пространство египетского Синая . Полуостров , находившийся тогда под израильской оккупацией , привел к гибели 108 мирных жителей. [1]

21 февраля 1973 года Боинг 727–200 , обслуживавший этот рейс, вылетел из Триполи и вылетел в Бенгази для запланированной остановки. После взлета из Бенгази он заблудился из-за плохой погоды и отказа оборудования над Северным Египтом. Сам того не зная, его пилот, гражданин Франции, вошел в контролируемое Израилем воздушное пространство над Синайским полуостровом , где был перехвачен двумя израильскими F-4 Phantom II ; однажды пилот изменил курс и самолет уже вылетал из Синая, [1] он был сбит израильскими летчиками-истребителями после того, как они не получили ответа на свои требования о приземлении самолета. Из 113 человек, находившихся на борту, выжили пятеро, включая второго пилота, поскольку в результате инцидента погибли 108 мирных жителей.

Сбитие гражданского самолета вызвало единодушную международную критику: и Советский Союз , и США осудили инцидент, не приняв доводы Израиля; [2] : 290  все страны-члены Международной организации гражданской авиации проголосовали за осуждение Израиля за нападение. Министр обороны Израиля Моше Даян назвал это «ошибкой суждения», и Израиль выплатил компенсацию семьям жертв. [3] [1]

Хронология

Синайский полуостров (тогда оккупированный Израилем)
Синайский полуостров (тогда оккупированный Израилем)
Место крушения в Египте

LN 114 — международный регулярный Триполи Бенгази Каир, пассажирский рейс выполняемый на самолетах Boeing 727–224 , регистрационный номер 5A-DAH. [4] [5] : 276  На борту самолета находился экипаж из девяти человек. Пять членов экипажа были французами, в том числе командир пилота , 42-летний Жак Бурж. Экипаж был нанят по контракту с Air France и Lybian Arab Airlines. [6] После непродолжительной остановки в Бенгази самолет вылетел из города в 10:40 по Гринвичу и продолжил путь в Каир со 113 людьми на борту. [7] [8] Большинство пассажиров были арабами, но на борту находились двое немцев и американец. [6]

Обычно маршрут Бенгази-Каир следовал на восток вдоль ливийского побережья до города Сиди-Баррани в Египте, где воздушная трасса поворачивала вглубь страны к зоне всенаправленного диапазона ОВЧ (VOR) и ненаправленного маяка (NDB), расположенным к западу от озера. Карун . Вход в зону терминала Каира был осуществлен по северо-восточному курсу длиной 71 морскую милю (82 мили; 131 км), который отделял озеро Карун от каирского VOR. [5] : 276  В 13:45 диспетчерская служба Каира (CTC) заметила самолет, приближающийся с запада. Разрешение было дано на посадку на взлетно-посадочной полосе 23. CTC неожиданно увидел, что Боинг направлялся на восток в сторону Суэцкого канала в 13:50. [6] Данные как найденных диктофонов Боинга 727, так и самописца полетных данных израильских властей позже показали, что ливийский самолет, вероятно, сбился с курса, когда сообщил о своем местоположении над Каруном, вероятно, из-за сильного западного ветра на верхних высотах, связанного с песчаной бурей на низком уровне. . [5] : 276  Из-за песчаной бури экипаж был вынужден полагаться на навигацию по приборам. Из-за ошибки приборов и навигации самолет сбился с курса и вошел в контролируемое Израилем воздушное пространство над Синайским полуостровом . К этому времени самолет был потерян египетской авиадиспетчерской службой. Экипаж решил, что они находятся недалеко от аэропорта назначения, и начал снижение. [8]

В 13:55 самолет был обнаружен радаром израильтян, когда он входил в воздушное пространство, контролируемое Израилем; он был расположен к юго-востоку от Суэца на высоте 15 000 футов (4600 м). [6] ВВС Израиля Два «Фантома» были отправлены на перехват тогда еще неопознанного самолета. [8] После восстановления связи с СТС французский пилот заглянул в иллюминатор кабины и увидел истребители, но принял их за египетские МиГи . Он продолжал лететь на восток, к Синаю, со скоростью 325 миль в час (282 узла; 523 км / ч), пока экипаж не понял, что у них проблемы с приборами и они сбились с пути; в этот момент французский пилот выполнил разворот, чтобы покинуть Синай и вернуться в сторону Каира. [6] Израильские пилоты расценили это как попытку бегства и, по их словам, затем попытались установить визуальный контакт с экипажем авиалайнера и связаться с ними, подавая сигналы руками. Тем не менее, по словам израильтян, французский пилот Боинга 727 ответил жестом руки, обозначающим отказ, сигнализируя о своем намерении продолжить путь обратно с Синая. Истребители утверждают, что в ответ опустили крылья, что в очередной раз было проигнорировано экипажем гражданского авиалайнера. Затем израильские истребители атаковали гражданский самолет. [2] : 288 

Израильские пилоты «Фантомов» произвели выстрелы очередями из своих 20-мм (0,8 дюйма) пушек М61 , серьезно повредив поверхности управления авиалайнера, гидравлические системы и конструкцию крыла. LN 114 предпринял попытку аварийной посадки , но самолет врезался в вершину песчаной дюны; он сильно подпрыгнул, и часть крыла оторвалась, прежде чем планер соскользнул по склону. [6] [2] : 289  Тринадцать человек были еще живы среди горящих обломков, когда израильские солдаты прибыли на место крушения; семеро из них все еще были живы два дня спустя. [6] Из 113 человек, находившихся на борту, 108 погибли. [3] включая бывшего министра иностранных дел Ливии Салаха Бусира , [9] [10] и телеведущая Салва Хегази . [11]

Последствия

Генерал ВВС Ход заявил, что второй пилот, выживший в катастрофе, признал, что понимал израильские сигналы и решил «бежать». Заявление Хода было встречено со скептицизмом многими представителями международного сообщества, поскольку оно не соответствовало как расшифровкам записей, извлеченных из самолета, так и сообщениям о том, что второй пилот, находившийся в то время в критическом состоянии, все еще был «бессвязным». Эти сомнения усугублялись тем фактом, что «никто не мог поверить, что гражданский самолет со 113 людьми на борту проигнорировал приказ о приземлении, находясь в окружении реактивных истребителей», а также рядом неточностей в ранних израильских отчетах об инциденте. [12] Израильские ВВС утверждали, что рассматривают LN 114 как угрозу безопасности. Израильтяне опасались, что самолет мог выполнять миссию по воздушному шпионажу над израильской авиабазой в Бир-Гифгафе или что он выполнял самоубийственную миссию с целью проникнуть в израильский город или в Ядерный исследовательский центр Негев . : 289  [13]

Правительство Израиля заявило, что LN 114 был сбит с разрешения Давида Элазара , начальника штаба Израиля. [14] Аргумент Израиля заключался в том, что повышенная ситуация с безопасностью и беспорядочное поведение экипажа самолета сделали атаку разумной. Многие страны, в том числе Советский Союз , осудили нападение. [2] : 289  Организация Объединенных Наций не предприняла никаких действий против Израиля. 30 стран-членов Международной организации гражданской авиации проголосовали за осуждение Израиля за нападение. Соединенные Штаты не приняли доводы Израиля и осудили инцидент. [2] : 290  Министр обороны Израиля Моше Даян назвал это «ошибкой суждения», и Израиль выплатил компенсацию семьям жертв. [3]

Ливийский лидер Муаммар Каддафи был разгневан этим инцидентом и заявил президенту Египта Анвару Садату , что намерен отдать приказ о нападении на Хайфу . Садат сдержал его, намекнув на военные планы, которые впоследствии стали Войной Судного дня , и предупредив, что такое нападение Ливии, скорее всего, приведет к ответным действиям Израиля против ливийских аэродромов, что только повредит способности арабских стран нанести совместный удар. Когда тела жертв прибыли в Ливию, в Триполи и Бенгази вспыхнули беспорядки . Общественное возмущение было также направлено на Египет из-за неспособности египетских ВВС защитить авиалайнер, а сын Салаха Бусира напечатал листовки, в которых обвинял в смерти своего отца египетскую трусость. Через два дня после инцидента участники беспорядков напали на консульство Египта в Бенгази. [15]

Хотя Садату удалось убедить Каддафи воздержаться от прямого военного возмездия, Каддафи, тем не менее, попытался нанести ответный удар другими средствами. Через месяц после инцидента он предложил «Черному сентябрю» 10 миллионов долларов за взрыв самолета «Эль-Аль» с пассажирами на борту. 4 апреля 1973 года двое членов «Черного сентября» были арестованы в Риме с оружием и ручными гранатами, предназначенными для использования при нападении на самолет Эль-Аль. После этой неудачи Каддафи решил атаковать судно « Королева Елизавета-2» , которое тогда отправлялось в специальный круиз из Саутгемптона в Ашдод, чтобы отметить предстоящую 25-ю годовщину Декларации независимости Израиля, на борту которого находились многие евреи и другие сторонники Израиля, в том числе жена Шимона Переса . 17 апреля Каддафи отдал приказ командиру египетской подводной лодки, дислоцированной в Ливии в соответствии с египетско-ливийским соглашением о совместной обороне, потопить лайнер, заявив, что согласно соглашению об обороне подводная лодка и ее экипаж входили в состав вооруженных сил. Ливийские вооруженные силы и, таким образом, находятся под его юрисдикцией. Правительство Египта узнало об этом плане еще до его реализации. Существуют противоречивые сведения о том, как эта информация достигла египетского правительства. В одной версии говорится, что подводная лодка отправила закодированное сообщение о своей миссии на египетскую военно-морскую базу в Александрия , а другой утверждает, что британские самолеты обнаружили движение подводной лодки, направлявшейся к Мальте, и связались с египтянами. Когда Садату сообщили об этом, он отменил приказ. [15]

Израильский кабинет министров трижды обсуждал этот инцидент на секретных заседаниях. [16] Протокол, рассекреченный в 2023 году, показывает, что основными решениями были отрицание всякой ответственности и отказ от проведения официального расследования. [16] Предложение установить постоянный приказ о запрете сбивания гражданских самолетов было отклонено. [16]

См. также

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с Лозовик, Яаков (18 марта 2023 г.). «Когда Израиль сбил ливийский пассажирский самолет, но отказался брать на себя ответственность» . Гаарец . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон Т. Фелпс (майор) (зима 1985 г.). «Воздушные вторжения гражданской и военной авиации в мирное время» (PDF) . Обзор военного права . 107 . Школа генерального судьи-адвоката, армия США: 255–303. Архивировано (PDF) из оригинала 22 февраля 2020 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Геро, Дэвид (2006). Авиационные катастрофы: крупнейшие в мире крушения гражданских авиалайнеров с 1940 года (4-е изд.). Спаркфорд, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. стр. 116–117 . ISBN  0-7509-3146-9 . OCLC   51000403 .
  4. ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
  5. ^ Перейти обратно: а б с
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г
  7. ^
    «Крушение Боинга 727 на Синае: отчет Икао (часть 1 из 2)» . Рейс Интернешнл . Том. 3353, нет. 103. 14 июня 1973. с. 912. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года.

    «Крушение Боинга 727 на Синае: отчет Икао (часть 2 из 2)» . Рейс Интернешнл . Том. 3353, нет. 103. 14 июня 1973. с. 913. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года.

  8. ^ Перейти обратно: а б с Омер-Ман, Майкл (25 февраля 2011 г.). «ВВС сбили ливийский рейс 114» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 31 января 2017 года.
  9. ^ Теренс Смит (22 февраля 1973 г.). «Израильтяне сбили ливийский авиалайнер на Синае, в результате чего погибло по меньшей мере 74 человека; заявляют, что он проигнорировал предупреждения о приземлении» . Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Откройте для себя 10 сведений о ливийском министре, погибшем в результате израильской атаки . afrigatenews.net (на арабском языке). 10 сентября 2018 г.
  11. ^ «Телевизионный воробей» . Египетский вестник . 1 марта 2021 г.
  12. ^ Дипломатическая служба Ее Величества: «Атака ВВС Израиля на авиалайнер Ливии над Синайским полуостровом», стр. 1–22
  13. ^ Познер, Стив: Израиль под прикрытием , стр. 83–84
  14. ^ «День – Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com . 24 февраля 1973 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Познер, Стив: Израиль под прикрытием , стр. 83–84
  16. ^ Перейти обратно: а б с Яаков Лозовик (18 марта 2023 г.). «Когда Израиль сбил ливийский пассажирский самолет, но отказался брать на себя ответственность» . Гаарец .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f39b5d9524e39bc8748a7f17919add9c__1717129680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/9c/f39b5d9524e39bc8748a7f17919add9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Libyan Arab Airlines Flight 114 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)