Рейс 816 компании Pan Am
![]() Родственный корабль погибшего самолета, Clipper Yankee Ranger (N418PA). | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 22 июля 1973 г. |
Краткое содержание | Разбился во время взлета; причина неопределенная |
Сайт | Off Международный аэропорт Фааа , Папеэте , Таити , Французская Полинезия 17 ° 30'56 "ю.ш. 149 ° 35'10" з.д. / 17,51556 ° ю.ш. 149,58611 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 707-321Б |
Название самолета | Клипер Крылатый Гонщик |
Оператор | Панамериканские мировые авиалинии |
Регистрация | N417PA |
Начало рейса | Аэропорт Окленда , Новая Зеландия |
Остановка в пути | Международный аэропорт Фаа , Таити , Французская Полинезия |
1-я остановка | Международный аэропорт Лос-Анджелеса , Калифорния , США |
Место назначения | Международный аэропорт Сан-Франциско , Калифорния , США |
Жители | 79 |
Пассажиры | 69 |
Экипаж | 10 |
Погибшие | 78 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 1 |
Рейс 816 компании Pan Am выполнял международный рейс из Окленда , Новая Зеландия, в Сан-Франциско, Калифорния , через Таити , Французская Полинезия , и Лос-Анджелес , Калифорния. Он эксплуатировался на самолете Pan Am Boeing 707-321B с регистрационным номером N417PA и названным Clipper Winged Racer . [ 1 ] 22 июля 1973 года в 22:06 по местному времени Боинг 707 вылетел из международного аэропорта Фааа в Папеэте . Через тридцать секунд после взлета авиалайнер , на борту которого находились 79 пассажиров и экипаж, рухнул в море. Все пассажиры, кроме одного пассажира, погибли.
Самолет и экипаж
[ редактировать ]N417PA (серийный номер 18959, заводской серийный номер) совершил свой первый полет 25 февраля 1966 года и был доставлен компании Pan Am 21 мая. Он был оснащен четырьмя Pratt & Whitney JT3D-3B . турбовентиляторными двигателями [ 1 ] [ 2 ]
Капитаном был Роберт М. Эвартс из Грасс-Вэлли, штат Калифорния , 59 лет, налет которого составил 25 275 часов, в том числе 8 384 часа на Боинге 707. Первым помощником Эвартса был Лайл К. Хэвенс, 59 лет, из Медфорда, штат Орегон , налет которого составил 21 575 часов. , из них 9 248 на Боинге 707. Бортинженером был 34-летний Исаак Н. Ламберт из Данвилла, Калифорния (9 134 часов налета, 4 760 из которых были на Боинге 707). Штурманом был 32-летний Фредерик Фишер из Рочестера, штат Нью-Йорк . На его счету 3961 час налета, из них 3945 на Боинге 707. [ 3 ]
Предыдущие события
[ редактировать ]Первый этап полета из Окленда в Папеэте прошел в основном без происшествий. Однако после приземления экипаж сообщил о трещине на лобовом стекле кабины. Процедуры (в то время) считали это незначительной проблемой и позволяли пилотам продолжать полет. Тем не менее, экипаж уведомил представителей авиакомпании в Нью-Йорке о проблеме и запросил разрешение на продолжение полета, которое было получено. Капитан Эвартс решил заправить самолет дополнительным топливом, ожидая меньшей высоты полета, чем обычно. Вместо запланированных 121 000 фунтов (55 000 кг) топлива было загружено 156 220 фунтов (70 860 кг). [ 3 ]
Сообщение с Нью-Йорком и дополнительная дозаправка задержали рейс после запланированного времени вылета в 20:30 на 90 минут. С учетом дополнительного топлива самолет весил 316 150 фунтов (143 400 кг). Перед взлетом двигатели сожгли 1000 фунтов (450 кг) топлива, в результате чего вес самолета уменьшился до 315 150 фунтов (142 950 кг). Погода состояла из дождя ( слоистые и кучево-дождевые облака на высоте 7900 футов (2400 м) и 980–1640 футов (300–500 м) соответственно), ветер дул с юго-запада, видимость составляла 8 километров (5,0 миль; 4,3 морских миль). ), атмосферное давление 1013 мб и температура наружного воздуха 26 °C (79 °F). Самолет должен был взлететь с взлетно-посадочной полосы 08 длиной 11 201 фут (3414 м). Скорости V были следующими: [ 3 ]
- V 1 = 143 узла (265 км/ч; 165 миль в час)
- V R = 149 узлов (276 км/ч; 171 миль в час)
- V 2 = 165 узлов (306 км/ч; 190 миль в час)
Описание аварии
[ редактировать ]В 21:52 экипаж связался с авиадиспетчерской службой с просьбой разрешить взлет с взлетно-посадочной полосы 04 вместо взлетно-посадочной полосы 08. Через две минуты рейс 816 начал руление. Затем экипаж спросил, можно ли назначить им эшелон полета (ЭП) 230 (23 000 футов (7 000 м)) в качестве крейсерской высоты, а не предполагаемый эшелон полета 330 (33 000 футов (10 000 м). В 22:04 диспетчер разрешил полет. Рейс 816 вышел на взлет, но экипаж не подтвердил эту передачу. [ 3 ]
Очевидцы сообщили, что видели, как самолет внезапно развернулся на 90 градусов вскоре после взлета, а также вспышку от самолета. [ 4 ] Единственный выживший сообщил о громком треске непосредственно перед крушением. [ 5 ] В 22:06 диспетчер услышал громкий звук по радио, увидел вспышки на воде и активировал аварийное реагирование. В ходе морских поисков военно-морскими кораблями и частными судами было обнаружено 12 тел и один выживший. [ 6 ] Единственным выжившим в катастрофе оказался пассажир, гражданин Канады . Он рассказал следователям, что почувствовал, что самолет находился в пикировании, принял положение расчалки и «очнулся» в воде. [ 3 ] Крушение рейса 816 стало самой смертоносной авиационной катастрофой, произошедшей во Французской Полинезии . [ 1 ]
Расследование
[ редактировать ]Предполагается, что диктофон в кабине экипажа и регистратор полетных данных затонули на глубине 2300 футов (700 м) и так и не были обнаружены. Предполагается, что причиной аварии мог стать отказ приборов во время разворота. [ 1 ]
Поскольку бортовые самописцы не были найдены, официальная причина не установлена. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Список единственных выживших в авиакатастрофах или инцидентах
- Другие самолеты, разбившиеся вскоре после взлета из-за потери пилотами пространственной ориентации:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- ^ «N417PA — Боинг 707-321B — Pan American» . Списки парка автомобилей Taxiway Alpha. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Официальный отчет о сбое» (PDF) . bea.aero (на французском языке). 12 мая 1977 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ «Авиалайнер терпит крушение у Папеэте» . Канберра Таймс . 24 июля 1973 г. с. 1 . Проверено 11 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Отчет о катастрофе» . Почтовая служба Папуа-Новой Гвинеи . 26 июля 1973 г. с. 7 . Проверено 11 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Надежда жертв катастрофы заканчивается» . Канберра Таймс . 25 июля 1973 г. с. 6 . Проверено 11 июня 2022 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Окончательный отчет об аварии ( Архив ) (на французском языке)
- 1973 год во Французской Полинезии.
- Аварии и инциденты с участием Боинга 707
- Авиационные происшествия и происшествия в 1973 г.
- Авиационные происшествия и инциденты во Французской Полинезии
- Аварии и инциденты Pan Am
- Таити
- События июля 1973 года в Океании
- Катастрофы 1973 года во Франции
- Катастрофы 1973 года в Океании