Рейс 2420 Аэрофлота
![]() Самолет, участвовавший в угоне | |
Угон | |
---|---|
Дата | 23 апреля 1973 г. |
Краткое содержание | Угон |
Сайт | Shosseynaya Airport , Leningrad, Soviet Union |
Самолет | |
Тип самолета | Туполев Ту-104Б |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-42505 |
Начало рейса | Shosseynaya Airport |
Место назначения | Международный аэропорт Шереметьево |
Оккупанты | 57 |
Пассажиры | 51 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 2 |
Выжившие | 55 |
Рейс 2420 Аэрофлота — пассажирский рейс из аэропорта Ленинград-Шоссейная в международный аэропорт Шереметьево , который 23 апреля 1973 года был захвачен пассажиром, требовавшим полет в Стокгольм. Экипаж вернулся в Ленинград, но угонщик взорвал бомбу, убив себя и механика, вышедшего на переговоры с угонщиком. [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]Аварийным самолетом стал Ту-104Б производства 1960 года Казанского авиационного завода №22 (регистрационный СССР-42505; заводской номер 021903). два двигателя Микулина АМ-3М-500 На самолете установлены . К моменту катастрофы он налетал 17 095 часов и совершил 10 698 циклов наддува. [ 2 ] [ 3 ]
Угон
[ редактировать ]The crew members consisted of: V. M. Yanchenko ( pilot-in-command ), V. M. Krivulin (co-pilot), N. F. Shirokov (navigator), V. G. Gryaznov (flight mechanic), L. Eremin; M. Khokhreva (flight attendants). [ 4 ]
Самолет взлетел в 14:25, на борту находились 50 взрослых и один ребенок. Экипаж сообщил о высоте 7800 м (25 600 футов) в 14:38. Вскоре после этого пассажир передал бортпроводнику письмо и попросил передать его экипажу. Командир воздушного судна (КВС) Янченко приказал бортмеханику Грязнову покинуть кабину. [ 1 ]
Текст письма гласил: [ 5 ]
Пять минут на чтение! Командиру и экипажу самолета: Уважаемые пилоты! Прошу Вас направить самолет в Швецию , в аэропорт Стокгольма . Правильное понимание моей просьбы спасет вашу и мою жизнь, а те, кто своими злодеяниями заставили меня совершить этот поступок, понесут за это ответственность. После благополучного приземления я, возможно, вернусь на родину после личной беседы с представителями высших органов власти СССР . Вы видите оружие в моих руках. Здесь содержится 2 кг 100 г взрывчатки, используемой в шахтах, поэтому не нужно объяснять, что означает этот заряд. Поэтому не обходите мою просьбу провокациями. Помните, что любой риск приведет к авиакатастрофе. Убеждайте себя в этом твёрдо, ведь всё просчитано и учтено.
Угонщик, ранее судимый 47-летний мужчина из УССР по имени Иван Бидюк, [ 6 ] имел при себе пистолет и ручную гранату. [ 7 ] У Янченко на крайний случай был пистолет, но он не смог застрелить Бидюка, так как у него была бомба. Ему также было приказано «принять все меры для предотвращения угона». [ 8 ] Пока экипаж обсуждал ситуацию в кабине экипажа, вошел угонщик с бомбой в руках. Пилоты включили сигнал бедствия и связались с авиадиспетчерской службой. Ранее штурман и бортмеханик вышли на нейтрализацию преступника; но позже навигатор вернулся. Бортинмеханик Грязнов остался снаружи, чтобы убедить Бидюка в своих действиях. [ 1 ]
Самолет не смог приземлиться в Хельсинки из-за отсутствия топлива. Угонщик потребовал, чтобы самолет вылетел в Стокгольм, однако КВС не получил разрешения ленинградского УВД на полет в Швецию. КВС Янченко принял решение совершить посадку в Ленинграде. На высоте 120–140 м (390–460 футов) шасси были опущены, но угонщик понял, что рейс 2420 приземляется в Ленинграде, и взорвал взрывчатку. Самолет приземлился через 30 секунд после взрыва. Носовая стойка разрушилась, и Ту-104 заскользил, прежде чем остановиться. В результате взрыва погибли Грязнов и угонщик. [ 1 ] [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]За действия во время угона члены экипажа были награждены следующими наградами: [ 5 ]
- Командир летчика В.М. Янченко — орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза.
- Бортинмеханик В.Г. Грязнов — Герой Советского Союза (посмертно).
- Co-pilot V. M. Krivulin — Order of the Red Banner
- Штурман Н. Ф. Широков — орден Красного Знамени.
- Стюардессы Л.Еремина и М.Хохрева — ордена Красной Звезды
A public garden in Aviagorodok (St. Petersburg) is named after Gryaznov. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д "Chrezvychaynoye proisshestviye s Tu-104 Severnogo UGA v a/p Leningrad" Чрезвычайное происшествие с Ту-104 Северного УГА в а/п Ленинград . airdisaster.ru (на русском языке) . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Рантер, Харроу. «УИ Туплев Ту-104Б CCCP-42505» . Сеть авиационной безопасности . Получено 5 , мая
- ^ "Tupolev Tu-104B: Bortovoy №: СССР-42505" Туполев Ту-104Б: Рейс №: СССР-42505. . russianplanes.net (на русском языке) . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Vladimir Ivanovich, Arutinov. "Ekipazh Tu-104 Bort 42505" Экипаж ТУ-104 борт 42505 . arutinov.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Vladimir Ivanovich, Arutinov. "Reys 2420 Tu-104 № 42505 23-04-1973" Рейс 2420 ТУ-104 № 42505 23-04-1973 . arutinov.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Dolgareva, Anna (January 23, 2019). "Pyat' samykh gromkikh zakhvatov samoletov v istorii sovetskoy aviatsii" Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации . 5ТВ (на русском языке) . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Крушение Ту-104Б в Ленинграде: двое погибших» . Архив Бюро авиационных происшествий . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ "Interv'yu s pilotom GA Geroyem Sovetskogo Soyuza V.M.Yanchenko" Интервью с пилотом ГА Героем Советского Союза В.М.Янченко . airforce.ru . 29 марта 2017 г. Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ "Skver v Aviagorodke poluchil imya Geroya Sovetskogo Soyusa Vikentiya Gryaznova" Сквер в Авиагородке получил имя Героя Советского Союза Викентия Грязнова . spbdnevnik.ru (на русском языке). 6 августа 2014 г.
- 1970-е в Ленинграде.
- 1973 год в Советском Союзе.
- Авиационные происшествия и происшествия в 1973 г.
- Аварии и инциденты с участием Туполева Ту-104
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Угоны самолетов
- Взрывы авиалайнеров в Советском Союзе
- Преступления 1973 года в Европе
- События апреля 1973 года в Советском Союзе.