1979 г. Днепродзержинск
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Август 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 11 августа 1979 г. |
Краткое содержание | Столкновение в воздухе |
Сайт | Нейр Днипродзержинск , Украинская ССС 48 ° 35'18 "с.ш. 34 ° 39'22" в.д. / 48,58833 ° с.ш. 34,65611 ° в.д. |
Всего погибших | 178 |
Всего выживших | 0 |
Первый самолет | |
Тип | Tupolev Tu-134A |
Оператор | Аэрофлот |
Номер рейса ИАТА. | СУ7628 |
Номер рейса ИКАО. | AFL7628 |
Позывной | АЭРОФЛОТ 7628 |
Регистрация | СССР-65816 |
Начало рейса | Аэропорт Воронеж , РСФСР. |
Место назначения | Кишиневский аэропорт , Молдавская ССР. |
Пассажиры | 88 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 94 |
Выжившие | 0 |
Второй самолет | |
Тип | Tupolev Tu-134AK |
Оператор | Аэрофлот |
Номер рейса ИАТА. | СУ7880 |
Номер рейса ИКАО. | AFL7880 |
Позывной | АЭРОФЛОТ 7880 |
Регистрация | СССР-65735 |
Начало рейса | Донецкий аэропорт , Украинская ССР. |
Место назначения | Международный аэропорт Минск-1 , Белорусская ССР |
Пассажиры | 77 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 84 |
Выжившие | 0 |
11 августа 1979 года произошло столкновение в воздухе над Украинской ССР , недалеко от города Днепродзержинск (ныне Каменское ). Оба самолета Ту-134А выполняли регулярные внутренние пассажирские рейсы, выполняемые Аэрофлотом . В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившиеся на борту обоих самолетов.
Официальное расследование катастрофы Советской авиацией пришло к выводу, что катастрофа была вызвана «ошибками и нарушениями», допущенными авиадиспетчерами . [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]Рейс Аэрофлота 7628
[ редактировать ]Рейс 7628 Аэрофлота представлял собой двухтурбинный пассажирский самолет Ту-134, серийный номер 4352210 и регистрационный номер CCCP-65816, построенный на Харьковском авиационном заводе в 1974 году и выполнивший свой первый полет 24 марта того же года. Он эксплуатировался молдавским подразделением авиакомпании и на момент катастрофы налетал 12 739 часов и совершил 7 683 цикла взлета-посадки. [ 2 ]
На борту авиалайнера Туполева находились 88 пассажиров и шесть членов экипажа. [ 2 ]
Рейс 7880 Аэрофлота
[ редактировать ]Рейс 7880 Аэрофлота - авиалайнер Ту-134АК, серийный номер 1351405 и регистрационный номер CCCP-65735, построенный на Харьковском авиационном заводе 5 ноября 1971 года и совершивший свой первый полет позже в том же году. Первоначально эксплуатировавшаяся как модель «К» с роскошным салоном и первоклассным размещением, позже она была преобразована в стандартную конфигурацию на 78 пассажиров. [ 3 ] На момент катастрофы самолет налетал 10 753 часа за 7 075 циклов. [ 4 ]
На борту самолета находились 77 пассажиров и семь членов экипажа. Среди пассажиров был персонал футбольного клуба «Пахтакор» . [ 4 ]
Управление воздушным движением
[ редактировать ]По пути к месту назначения оба самолета прошли через воздушное пространство Харьковского областного центра управления воздушным движением (УВД). Этот район характеризовался высокой плотностью движения, и авиадиспетчерам часто приходилось перевозить более десятка самолетов одновременно. Эта проблема обсуждалась с начала 1970-х годов, но к концу десятилетия проблема так и не была решена. Особенно сложным и непредсказуемым был юго-западный сектор, охватывающий от 180° до 255°. [ 5 ] [ 6 ]
11 августа 1979 года в 07:50 мск начала работу новая смена авиадиспетчеров во главе с Сергеем Сергеевым. На трудном юго-западном участке он нанял неопытного контролера 3-го класса, 20-летнего Николая Жуковского, под началом контролера 1-го класса, 28-летнего Владимира Александровича Сумского. [ 7 ] [ 6 ]
К ситуации в тот день добавлялось то, что Леонид Брежнев собирался в поездку в Крым . Власти хотели предоставить советскому лидеру свободную траекторию полета, и это привело к значительным нарушениям полетов авиакомпаний в этом районе. [ 8 ]
Последовательность аварий
[ редактировать ]В 12:54 рейс 7628 вылетел из аэропорта Воронежа на последнем участке внутреннего регулярного маршрута из Челябинска в Воронеж, затем в Кишинев . [ 5 ]
В 13:11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка в Минск . [ 1 ]
В 13:17:15 рейс 7628 связался с УВД, чтобы сообщить, что он находится на эшелоне полета (ЭП) 8 400 метров (27 600 футов), и запросил разрешение на набор высоты до эшелона полета 9 600 метров (31 500 футов). Рейс 7628 также сообщил УВД, что он достигнет путевого пункта Волчанск в 13:22 и путевого пункта Красноград в 13:28, но диспетчер неправильно зафиксировал время с 13:19 до 13:26 соответственно, в результате чего самолет вылетел раньше графика.
В 13:21:43 рейс 7628 повторно связался с центром УВД и снова запросил разрешение на набор высоты до 9600 метров, но УВД отклонило этот запрос. [ 9 ]
В 13:25:48 рейс 7880, направлявшийся в Минск, сообщил УВД, что они вылетели из Донецка 14 минут назад и находились на высоте 5700 метров (18700 футов) и что они достигнут путевой точки Днепропетровск (ныне город Днепр ) в 13:34. и путевая точка Кременчуг в 13:44. УВД подтвердило местонахождение самолета и приказало им подняться и удерживать высоту 7200 метров (23600 футов). [ 1 ]
В 13:27:50 рейс 7628 связался с УВД и сообщил, что они находятся над Красноградом на высоте 8400 метров (27600 футов). Затем рейс 7628 запросил у диспетчера Жуковского их путевую скорость и скорость другого Ту-134А, обозначенного как 65132, летевшего на высоте 9600 метров (31500 футов). [ 5 ] Рейс 7628 летел со скоростью 830 км/ч (450 узлов; 520 миль в час), а самолет 65132 - со скоростью 750 км/ч (400 узлов; 470 миль в час). Из-за разницы в скорости диспетчерская служба отказала рейсу 7628 в наборе высоты 9600 метров. Рейс 7628 подтвердил инструкции, хотя и попытался уточнить, что после набора высоты тоже может замедлиться. Это была последняя радиопередача с рейса 7628. [ 5 ]
В 13:30:40 рейс 7880 связался с УВД и сообщил, что они находятся на высоте 7200 метров (23600 футов), в 25 километрах (16 миль; 13 морских миль) от днепропетровского маяка. Диспетчер подтвердил их позицию и дал указание подняться на высоту 8400 метров. Через 3 минуты (13:34:52) рейс 7880 сообщил о высоте 8400 метров (27600 футов) у днепропетровского маяка. Первоначально УВД неправильно идентифицировало самолет на радаре, а когда они правильно идентифицировали его, УВД поняло, что он находился на курсе столкновения с CCCP-86676 — самолетом Ил-62 — на высоте 9000 метров. [ 10 ] Поэтому диспетчерская служба проинструктировала рейс 7880 оставаться на высоте 8400 метров, что было подтверждено. [ 1 ]
Рейс 7628 летел по 50-му маршруту (Магдалиновка – Болл, курс 201°), а рейс 7880 – по коридору 147-го маршрута (Днепропетровск – Кременчуг, курс 300°). Эти коридоры пересекаются под углом 99° северо-восточнее Днепродзержинска. Из-за предыдущих ошибок восприятие диспетчером местоположения каждого самолета было неверным. Когда диспетчер УВД услышал радиопереговоры и увидел сближающиеся самолеты на экране радара, он осознал катастрофическую ситуацию и попытался ее исправить. В 13:34:07 диспетчер УВД приказал самолету 86676 (Ил-62) подняться на высоту от 9 000 до 9 600 метров (от 29 500 до 31 500 футов). В 13:34:21 диспетчер УВД повторил приказ, а затем направил рейс 7880 с высоты 8400 метров на теперь свободную высоту на высоте 9000 метров (30 000 футов). [ 1 ] [ 11 ]
- 13:34:07 УВД на самолет 86676 «Возьмите 9600».
- 13:34:21 УВД к самолету 86676 «Возьмите 9600».
- 13:34:23 УВД на рейс 7880 "а вы берете 9. Свыше 8400 Днепродзержинск кроссовер".
- 13:34:25 самолет 86676 в УВД «9600».
- 13:34:33 (неразборчиво.) "Понял... 8400" [ 1 ]
Диспетчер услышал приглушенный ответ и предположил, что это подтверждение от рейса 7880, но на самом деле приглушенная передача велась от самолета 86676, а рейс 7880 оставался на высоте 8400 метров. [ 2 ]
Столкновение
[ редактировать ]
Рейс 7628 отклонился влево от воздушной трассы примерно на 4 километра (2 мили), а рейс 7880 — на 0,5 километра (0,31 мили) влево. В 13:35:38 оба самолета внезапно исчезли с экранов радаров УВД. Жуковский пытался с ними связаться, но они не ответили. В 13:37 Игорь Чернов, капитан самолета Ан-2 (CCCP-91734), летевшего из Черкасс в Донецк, сообщил "Что-то падает с неба!". [ 7 ] В 13:40 Чернов сообщил, что видел части самолетов в районе Днепродзержинска (нынешнего Каменского ). [ 1 ] [ 7 ] [ 5 ]
Оба самолета столкнулись в облаке на высоте 8400 метров (27600 футов), примерно над Днепродзержинском. Правое крыло рейса 7880 прорезало переднюю часть фюзеляжа рейса 7880 , оторвав часть правого крыла 7880, обломки которой были заглочены правым двигателем 7880. [ 12 ] В результате удара 7628 развернулся вправо, в результате чего хвосты обоих самолетов столкнулись, при этом левый двигатель 7628 ударился о киль 7880, а правое крыло 7628 было оторвано. Рейс 7628 вышел из-под контроля и разбился, при этом обломки были разбросаны на площади размером 16 на 3 километра (9,9 на 1,9 мили). [ 1 ] [ 5 ] Повреждения 7880 включали потерю большей части оперения , одного из двигателей и секции правого крыла. Пилоты 7880 попытались совершить вынужденную посадку, но на высоте примерно 4000 метров (13000 футов) потеряли управление и в 13:38 рухнули на землю северо-восточнее Днепродзержинска, полностью уничтожив самолет. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Расследование
[ редактировать ]В ходе последующего расследования комиссия пришла к выводу, что центр тяжести и взлетная масса обоих самолетов находились в пределах нормы и что перед столкновением не было взрыва или возгорания. [ 7 ] Комиссия также установила, что техническое обслуживание проводилось в соответствии с требованиями регламента и что уровень подготовки летных экипажей обоих самолетов, а также их опыт работы не стали причиной катастрофы. [ 7 ]
Проверив действия контролеров, комиссия обнаружила ряд ошибок Жуковского: [ 1 ]
- Отказ рейсу 7628 на набор высоты с 8400 м (27 600 футов) до 9 600 м (31 500 футов), заявив, что он находился в опасной близости от самолета 65132. Интервал составлял 55 км (34 мили) - близко к минимуму, хотя безопасное расстояние между рейсом 65132 и рейсом 7628 можно было увеличить за счет уменьшения путевой скорости последнего.
- Рейсу 7880 приказал подняться с высоты 7200 метров на 8400 метров, хотя экипаж этого не просил. В результате возникла конфликтная ситуация с рейсом 7628.
- Не позволил самолету 86676 подняться на высоту 10 200 м (33 500 футов). Это увеличило бы безопасное расстояние между ним и самолетом 65132.
- Разрешено экипажам нарушать правила радиосвязи и спорить с менеджером по поводу полученных указаний. За две минуты 51 секунду до столкновения Жуковский начал 47-секундный спор с экипажем украинского Як-40, идентифицированного как самолет 87327, объясняя необходимость перехода на другую высоту. [ 1 ]
Следователи также установили, что более опытный диспетчер Владимир Сумской допустил ошибку в последние минуты перед катастрофой, получив неопределенный ответ без позывного, он не подтвердил, понял ли экипаж рейса 7880. [ 7 ] Сумы ранее уже получали штрафы за нарушения, в том числе за некорректную коммуникацию и фразеологию. [ 7 ]
Было установлено, что старший диспетчер Сергей Сергеев усложнил условия управления воздушным движением, изменив обязанности персонала, в том числе поручив Сумам курировать Жуковского. [ 7 ]
Через девять месяцев после катастрофы суд приговорил контролеров Жуковского и Сум к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима . Сумской отсидел 6,5 лет, затем был освобожден за примерное поведение. По состоянию на 2008 год [update], он жил в Харькове . [ 8 ] Сообщается, что Жуковский покончил жизнь самоубийством. Дежуривший в тот день главный контролер Сергей Сергеев не был привлечен к ответственности. [ 11 ]
Окончательный вывод комиссии заключался в том, что «причиной катастрофы стали ошибки и нарушения АЭС ГА-78, допущенные руководителем юго-западного сектора и инструктором-диспетчером относительно эшелона назначения и обеспечения установленных интервалов между соблюдением воздушным судном фразеология». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Аварии и происшествия Аэрофлота в 1970-е годы
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Список столкновений гражданских лиц в воздухе
- Список происшествий с участием спортивных команд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Аварии, происшествия и авиакатастрофы в СССР и России» . Airdisaster.ru . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Туполев Ту-134АК Бортовой номер: СССР-65735» . russianplanes.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Аварии, происшествия и авиакатастрофы в СССР и России» . airdisaster.ru . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Остаться на небесах» . ua-football.com . 11 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Муромов, Игорь (2003). 100 великих авиакатастроф . Вече. п. 528 . ISBN 5-9533-0029-8 .
- ^ Jump up to: а б Аппелл, Джеймс (15 сентября 2011 г.). «День, когда умер узбекский футбол» . Футбольный Ramble.com . The Football Ramble Ltd. Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Туполев Ту-134А-3» [Туполев Ту-134А-3]. russianplanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ «Ильюшин Ил-62 Бортовой номер: СССР-86676» . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б "МИСТИЧЕСКИЕ СОВПАДЕНИЯ ПРЕСЛЕДУЮТ РОССИЙСКУЮ АВИАЦИЮ" [MYSTERIOUS COINCIDENCES HAVE RUSSIAN AVIATION]. posadki.net (in Russian). Archived from the original on 14 August 2013 . Retrieved 12 December 2016 .
- ^ «Туполев Ту-134А Бортовой номер: СССР-65816» . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-134
- Авиационные происшествия и происшествия в Украине
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные происшествия и происшествия в 1979 г.
- 1979 год в Советском Союзе
- Столкновения в воздухе
- Столкновения в воздухе с участием авиалайнеров
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Авиационные происшествия и инциденты с участием профессиональных спортивных команд
- Каменское
- Пахтакор Ташкент ФК
- События августа 1979 года в Советском Союзе.
- 1979 год в Украине
- Катастрофы 1979 года на Украине