Jump to content

1979 г. Днепродзержинск

Координаты : 48 ° 35'18 "с.ш. 34 ° 39'22" в.д.  /  48,58833 ° с.ш. 34,65611 ° в.д.  / 48,58833; 34,65611

1979 г. Днепродзержинск
Ту -134А , Аэрофлота похожий на оба самолета, попавших в аварию.
Несчастный случай
Дата 11 августа 1979 г.
Краткое содержание Столкновение в воздухе
Сайт Нейр Днипродзержинск , Украинская ССС
48 ° 35'18 "с.ш. 34 ° 39'22" в.д.  /  48,58833 ° с.ш. 34,65611 ° в.д.  / 48,58833; 34,65611
Всего погибших 178
Всего выживших 0
Первый самолет
Тип Tupolev Tu-134A
Оператор Аэрофлот
Номер рейса ИАТА. СУ7628
Номер рейса ИКАО. AFL7628
Позывной АЭРОФЛОТ 7628
Регистрация СССР-65816
Начало рейса Аэропорт Воронеж , РСФСР.
Место назначения Кишиневский аэропорт , Молдавская ССР.
Пассажиры 88
Экипаж 6
Погибшие 94
Выжившие 0
Второй самолет
Тип Tupolev Tu-134AK
Оператор Аэрофлот
Номер рейса ИАТА. СУ7880
Номер рейса ИКАО. AFL7880
Позывной АЭРОФЛОТ 7880
Регистрация СССР-65735
Начало рейса Донецкий аэропорт , Украинская ССР.
Место назначения Международный аэропорт Минск-1 , Белорусская ССР
Пассажиры 77
Экипаж 7
Погибшие 84
Выжившие 0

11 августа 1979 года произошло столкновение в воздухе над Украинской ССР , недалеко от города Днепродзержинск (ныне Каменское ). Оба самолета Ту-134А выполняли регулярные внутренние пассажирские рейсы, выполняемые Аэрофлотом . В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившиеся на борту обоих самолетов.

Официальное расследование катастрофы Советской авиацией пришло к выводу, что катастрофа была вызвана «ошибками и нарушениями», допущенными авиадиспетчерами . [ 1 ]

Рейс Аэрофлота 7628

[ редактировать ]

Рейс 7628 Аэрофлота представлял собой двухтурбинный пассажирский самолет Ту-134, серийный номер 4352210 и регистрационный номер CCCP-65816, построенный на Харьковском авиационном заводе в 1974 году и выполнивший свой первый полет 24 марта того же года. Он эксплуатировался молдавским подразделением авиакомпании и на момент катастрофы налетал 12 739 часов и совершил 7 683 цикла взлета-посадки. [ 2 ]

На борту авиалайнера Туполева находились 88 пассажиров и шесть членов экипажа. [ 2 ]

Рейс 7880 Аэрофлота

[ редактировать ]

Рейс 7880 Аэрофлота - авиалайнер Ту-134АК, серийный номер 1351405 и регистрационный номер CCCP-65735, построенный на Харьковском авиационном заводе 5 ноября 1971 года и совершивший свой первый полет позже в том же году. Первоначально эксплуатировавшаяся как модель «К» с роскошным салоном и первоклассным размещением, позже она была преобразована в стандартную конфигурацию на 78 пассажиров. [ 3 ] На момент катастрофы самолет налетал 10 753 часа за 7 075 циклов. [ 4 ]

На борту самолета находились 77 пассажиров и семь членов экипажа. Среди пассажиров был персонал футбольного клуба «Пахтакор» . [ 4 ]

Управление воздушным движением

[ редактировать ]

По пути к месту назначения оба самолета прошли через воздушное пространство Харьковского областного центра управления воздушным движением (УВД). Этот район характеризовался высокой плотностью движения, и авиадиспетчерам часто приходилось перевозить более десятка самолетов одновременно. Эта проблема обсуждалась с начала 1970-х годов, но к концу десятилетия проблема так и не была решена. Особенно сложным и непредсказуемым был юго-западный сектор, охватывающий от 180° до 255°. [ 5 ] [ 6 ]

11 августа 1979 года в 07:50 мск начала работу новая смена авиадиспетчеров во главе с Сергеем Сергеевым. На трудном юго-западном участке он нанял неопытного контролера 3-го класса, 20-летнего Николая Жуковского, под началом контролера 1-го класса, 28-летнего Владимира Александровича Сумского. [ 7 ] [ 6 ]

К ситуации в тот день добавлялось то, что Леонид Брежнев собирался в поездку в Крым . Власти хотели предоставить советскому лидеру свободную траекторию полета, и это привело к значительным нарушениям полетов авиакомпаний в этом районе. [ 8 ]

Последовательность аварий

[ редактировать ]

В 12:54 рейс 7628 вылетел из аэропорта Воронежа на последнем участке внутреннего регулярного маршрута из Челябинска в Воронеж, затем в Кишинев . [ 5 ]

В 13:11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка в Минск . [ 1 ]

В 13:17:15 рейс 7628 связался с УВД, чтобы сообщить, что он находится на эшелоне полета (ЭП) 8 400 метров (27 600 футов), и запросил разрешение на набор высоты до эшелона полета 9 600 метров (31 500 футов). Рейс 7628 также сообщил УВД, что он достигнет путевого пункта Волчанск в 13:22 и путевого пункта Красноград в 13:28, но диспетчер неправильно зафиксировал время с 13:19 до 13:26 соответственно, в результате чего самолет вылетел раньше графика.

В 13:21:43 рейс 7628 повторно связался с центром УВД и снова запросил разрешение на набор высоты до 9600 метров, но УВД отклонило этот запрос. [ 9 ]

В 13:25:48 рейс 7880, направлявшийся в Минск, сообщил УВД, что они вылетели из Донецка 14 минут назад и находились на высоте 5700 метров (18700 футов) и что они достигнут путевой точки Днепропетровск (ныне город Днепр ) в 13:34. и путевая точка Кременчуг в 13:44. УВД подтвердило местонахождение самолета и приказало им подняться и удерживать высоту 7200 метров (23600 футов). [ 1 ]

В 13:27:50 рейс 7628 связался с УВД и сообщил, что они находятся над Красноградом на высоте 8400 метров (27600 футов). Затем рейс 7628 запросил у диспетчера Жуковского их путевую скорость и скорость другого Ту-134А, обозначенного как 65132, летевшего на высоте 9600 метров (31500 футов). [ 5 ] Рейс 7628 летел со скоростью 830 км/ч (450 узлов; 520 миль в час), а самолет 65132 - со скоростью 750 км/ч (400 узлов; 470 миль в час). Из-за разницы в скорости диспетчерская служба отказала рейсу 7628 в наборе высоты 9600 метров. Рейс 7628 подтвердил инструкции, хотя и попытался уточнить, что после набора высоты тоже может замедлиться. Это была последняя радиопередача с рейса 7628. [ 5 ]

В 13:30:40 рейс 7880 связался с УВД и сообщил, что они находятся на высоте 7200 метров (23600 футов), в 25 километрах (16 миль; 13 морских миль) от днепропетровского маяка. Диспетчер подтвердил их позицию и дал указание подняться на высоту 8400 метров. Через 3 минуты (13:34:52) рейс 7880 сообщил о высоте 8400 метров (27600 футов) у днепропетровского маяка. Первоначально УВД неправильно идентифицировало самолет на радаре, а когда они правильно идентифицировали его, УВД поняло, что он находился на курсе столкновения с CCCP-86676 — самолетом Ил-62 — на высоте 9000 метров. [ 10 ] Поэтому диспетчерская служба проинструктировала рейс 7880 оставаться на высоте 8400 метров, что было подтверждено. [ 1 ]

Рейс 7628 летел по 50-му маршруту (Магдалиновка – Болл, курс 201°), а рейс 7880 – по коридору 147-го маршрута (Днепропетровск – Кременчуг, курс 300°). Эти коридоры пересекаются под углом 99° северо-восточнее Днепродзержинска. Из-за предыдущих ошибок восприятие диспетчером местоположения каждого самолета было неверным. Когда диспетчер УВД услышал радиопереговоры и увидел сближающиеся самолеты на экране радара, он осознал катастрофическую ситуацию и попытался ее исправить. В 13:34:07 диспетчер УВД приказал самолету 86676 (Ил-62) подняться на высоту от 9 000 до 9 600 метров (от 29 500 до 31 500 футов). В 13:34:21 диспетчер УВД повторил приказ, а затем направил рейс 7880 с высоты 8400 метров на теперь свободную высоту на высоте 9000 метров (30 000 футов). [ 1 ] [ 11 ]

  • 13:34:07 УВД на самолет 86676 «Возьмите 9600».
  • 13:34:21 УВД к самолету 86676 «Возьмите 9600».
  • 13:34:23 УВД на рейс 7880 "а вы берете 9. Свыше 8400 Днепродзержинск кроссовер".
  • 13:34:25 самолет 86676 в УВД «9600».
  • 13:34:33 (неразборчиво.) "Понял... 8400" [ 1 ]

Диспетчер услышал приглушенный ответ и предположил, что это подтверждение от рейса 7880, но на самом деле приглушенная передача велась от самолета 86676, а рейс 7880 оставался на высоте 8400 метров. [ 2 ]

Столкновение

[ редактировать ]
Относительный угол самолета при ударе. Регистрационный номер 65816 — это рейс 7628. Регистрационный номер 65735 — это рейс 7880.

Рейс 7628 отклонился влево от воздушной трассы примерно на 4 километра (2 мили), а рейс 7880 — на 0,5 километра (0,31 мили) влево. В 13:35:38 оба самолета внезапно исчезли с экранов радаров УВД. Жуковский пытался с ними связаться, но они не ответили. В 13:37 Игорь Чернов, капитан самолета Ан-2 (CCCP-91734), летевшего из Черкасс в Донецк, сообщил "Что-то падает с неба!". [ 7 ] В 13:40 Чернов сообщил, что видел части самолетов в районе Днепродзержинска (нынешнего Каменского ). [ 1 ] [ 7 ] [ 5 ]

Оба самолета столкнулись в облаке на высоте 8400 метров (27600 футов), примерно над Днепродзержинском. Правое крыло рейса 7880 прорезало переднюю часть фюзеляжа рейса 7880 , оторвав часть правого крыла 7880, обломки которой были заглочены правым двигателем 7880. [ 12 ] В результате удара 7628 развернулся вправо, в результате чего хвосты обоих самолетов столкнулись, при этом левый двигатель 7628 ударился о киль 7880, а правое крыло 7628 было оторвано. Рейс 7628 вышел из-под контроля и разбился, при этом обломки были разбросаны на площади размером 16 на 3 километра (9,9 на 1,9 мили). [ 1 ] [ 5 ] Повреждения 7880 включали потерю большей части оперения , одного из двигателей и секции правого крыла. Пилоты 7880 попытались совершить вынужденную посадку, но на высоте примерно 4000 метров (13000 футов) потеряли управление и в 13:38 рухнули на землю северо-восточнее Днепродзержинска, полностью уничтожив самолет. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

Расследование

[ редактировать ]

В ходе последующего расследования комиссия пришла к выводу, что центр тяжести и взлетная масса обоих самолетов находились в пределах нормы и что перед столкновением не было взрыва или возгорания. [ 7 ] Комиссия также установила, что техническое обслуживание проводилось в соответствии с требованиями регламента и что уровень подготовки летных экипажей обоих самолетов, а также их опыт работы не стали причиной катастрофы. [ 7 ]

Проверив действия контролеров, комиссия обнаружила ряд ошибок Жуковского: [ 1 ]

  • Отказ рейсу 7628 на набор высоты с 8400 м (27 600 футов) до 9 600 м (31 500 футов), заявив, что он находился в опасной близости от самолета 65132. Интервал составлял 55 км (34 мили) - близко к минимуму, хотя безопасное расстояние между рейсом 65132 и рейсом 7628 можно было увеличить за счет уменьшения путевой скорости последнего.
  • Рейсу 7880 приказал подняться с высоты 7200 метров на 8400 метров, хотя экипаж этого не просил. В результате возникла конфликтная ситуация с рейсом 7628.
  • Не позволил самолету 86676 подняться на высоту 10 200 м (33 500 футов). Это увеличило бы безопасное расстояние между ним и самолетом 65132.
  • Разрешено экипажам нарушать правила радиосвязи и спорить с менеджером по поводу полученных указаний. За две минуты 51 секунду до столкновения Жуковский начал 47-секундный спор с экипажем украинского Як-40, идентифицированного как самолет 87327, объясняя необходимость перехода на другую высоту. [ 1 ]

Следователи также установили, что более опытный диспетчер Владимир Сумской допустил ошибку в последние минуты перед катастрофой, получив неопределенный ответ без позывного, он не подтвердил, понял ли экипаж рейса 7880. [ 7 ] Сумы ранее уже получали штрафы за нарушения, в том числе за некорректную коммуникацию и фразеологию. [ 7 ]

Было установлено, что старший диспетчер Сергей Сергеев усложнил условия управления воздушным движением, изменив обязанности персонала, в том числе поручив Сумам курировать Жуковского. [ 7 ]

Через девять месяцев после катастрофы суд приговорил контролеров Жуковского и Сум к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима . Сумской отсидел 6,5 лет, затем был освобожден за примерное поведение. По состоянию на 2008 год , он жил в Харькове . [ 8 ] Сообщается, что Жуковский покончил жизнь самоубийством. Дежуривший в тот день главный контролер Сергей Сергеев не был привлечен к ответственности. [ 11 ]

Окончательный вывод комиссии заключался в том, что «причиной катастрофы стали ошибки и нарушения АЭС ГА-78, допущенные руководителем юго-западного сектора и инструктором-диспетчером относительно эшелона назначения и обеспечения установленных интервалов между соблюдением воздушным судном фразеология». [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Аварии, происшествия и авиакатастрофы в СССР и России» . Airdisaster.ru . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  3. ^ «Туполев Ту-134АК Бортовой номер: СССР-65735» . russianplanes.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности (ASN). Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Аварии, происшествия и авиакатастрофы в СССР и России» . airdisaster.ru . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Остаться на небесах» . ua-football.com . 11 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Муромов, Игорь (2003). 100 великих авиакатастроф . Вече. п. 528 . ISBN  5-9533-0029-8 .
  8. ^ Jump up to: а б Аппелл, Джеймс (15 сентября 2011 г.). «День, когда умер узбекский футбол» . Футбольный Ramble.com . The Football Ramble Ltd. Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
  9. ^ «Туполев Ту-134А-3» [Туполев Ту-134А-3]. russianplanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  10. ^ «Ильюшин Ил-62 Бортовой номер: СССР-86676» . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б "МИСТИЧЕСКИЕ СОВПАДЕНИЯ ПРЕСЛЕДУЮТ РОССИЙСКУЮ АВИАЦИЮ" [MYSTERIOUS COINCIDENCES HAVE RUSSIAN AVIATION]. posadki.net (in Russian). Archived from the original on 14 August 2013 . Retrieved 12 December 2016 .
  12. ^ «Туполев Ту-134А Бортовой номер: СССР-65816» . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd34398d640226de34fb038018730d10__1723393260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/10/dd34398d640226de34fb038018730d10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1979 Dniprodzerzhynsk mid-air collision - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)