Рейс 136 Аэрофлота
![]() Aeroflot Ilyushin Il-12 | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 28 октября 1954 г. |
Краткое содержание | CFIT |
Сайт | Mount Sivukha, 204 km from Krasnoyarsk 54 ° 30'25 "N 94 ° 41'10" E / 54,50694 ° N 94,68611 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-12П |
Оператор | Аэрофлот (МУТА ГВФ, 64-й авиационный отряд) |
Регистрация | CCCP-Л1789 |
Начало рейса | Иркутск |
Остановка в пути | Красноярск-Северный, Красноярск |
Место назначения | Внуково, Москва |
Пассажиры | 13 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 19 (неофициально 20) |
Выжившие | 0 |
Рейс 136 «Аэрофлота» — авиационная катастрофа с участием Ил-12 П авиакомпании пассажирского самолета «Аэрофлот» , произошедшая в четверг, 28 октября 1954 года, в Красноярском крае на склоне горы Сивуха . В результате крушения погибли 19 человек (по неофициальным данным – 20).
Самолет
[ редактировать ]Ил-12П с заводским номером 93013206 и заводским номером 32-06 выпускался авиационным заводом № 30 «Знамя труда» ( г. Москва ) в 1949 году. Авиалайнер получил регистрационный номер СССР-Л1789 и был передан Главному управлению авиации. Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР , который приписал его к 64-му (Внуковскому) авиационному отряду Московской территориальное управление гражданского воздушного флота. [ 1 ]
Экипаж
[ редактировать ]- Pilot in command — Pylaev Dmitry Ivanovich
- Instructor Pilot — Moskalenko Konstantin Grigoryevich
- Instructor Flight Mechanic — Ponomarenko Yuri Andreyevich
- Flight Mechanic — Likhobadin Ivan Ivanovich
- Flight Radio Operator — Ushakov Lev Nikolayevich
- Stewardess — Yukhalova Tatyana Sergeyevna
Крушение
[ редактировать ]Страна | Пассажиры | Экипаж | Общий |
---|---|---|---|
![]() |
4 | 0 | 4 |
![]() |
1 | 0 | 1 |
![]() |
4 | 0 | 4 |
![]() |
4 | 6 | 10 |
Общий | 13 | 6 | 19 |
27 октября, выполняя пассажирский рейс из Москвы , самолет L1789 прибыл в Новосибирск , где сменился экипаж. Новый экипаж должен был выполнять пассажирские рейсы 135/136 из Новосибирска в Иркутск и обратно. Эти рейсы считались международными, поскольку они соединялись с рейсами 03.04 по маршруту Иркутск — Улан-Батор — Пекин — Улан-Батор — Иркутск , выполняемым советско-китайской авиакомпанией SKOGA (Советско-китайское акционерное общество). В 14:28 [ * 1 ] Рейс 135 вылетел из Новосибирска и благополучно приземлился в Иркутске в 18:52. Обратный рейс 136 в Новосибирск был запланирован, но из-за сложных погодных условий рейс был перенаправлен в Красноярск на высоте 2700 метров. экипаж получил Прогноз погоды только на маршруте до Красноярска. Согласно этому прогнозу, на маршруте ожидается переменная (6-9 баллов) слоисто-кучевая и рваная дождевая облачность с нижней границей от 600 до 1000 метров, а на участке Тайшет — Канск — облачность с нижней границей от 300 до 600 метров. средний, верхний, осадки, видимость от 4 до 10 километров, обледенение облаков, горы, покрытые облаками. В самом Красноярске ожидалась переменная верхняя слоисто-кучевая облачность с нижней границей от 600 до 1000 метров, местами снег, ветер северо-западный 6–9 м/с, порывы до 12 м/с, видимость от 4 до 10 километров. На высоте 1000 метров ветер ожидался 200°40 км/ч, на высоте 1500 метров — 240°40 км/ч, на высоте 2000 метров — 250°50 км/ч, на высоте 3000 метров — 260°60 км/ч. час В 21:09 с 13 пассажирами (9 иностранцев с стыковочного рейса и 4 советскими из Иркутска) и 6 членами экипажа на борту Ил-12 вылетел из Иркутска. [ 2 ] [ 3 ]
В 22:55 со скоростью 275 км/ч был пройден Нижнеудинск . До этого момента полет проходил выше облаков и без отклонений. Однако затем самолет влетел в облака, где наблюдалось обледенение от легкого до умеренного. Вероятно, полагаясь на прогноз погоды, полученный в Иркутске, экипаж полагал, что ветер юго-западный, скорость 40 км/ч. Однако в 23:50 АМС [ необходимо уточнение ] В Красноярске поступили данные, что ветер был северо-западный и на высоте 2000 метров достигал скорости 130 км/ч, то есть самолет дрейфовал не на север, а на юг. Однако эта информация не была передана руководителю полета в аэропорту Красноярска и экипажу самолета. В 23:26 экипаж получил пеленговые данные — обратный пеленг 282° от аэропорта Красноярск-Северный и истинный пеленг 147° от аэропорта Енисейск . Эти данные свидетельствовали о том, что с момента пролета Нижнеудинска авиалайнер пролетел 132 километра за 31 минуту и находился в 18-20 километрах южнее маршрута. В 23:43 экипаж доложил о прохождении Канска , однако из-за медлительности старшего диспетчера диспетчерской службы Красноярского края радиомаяк в аэропорту Канска в это время был выключен. Но в 23:54 экипаж получил новые пеленги — обратный пеленг «около 280°» от аэропорта Красноярска и истинный пеленг 158° от аэропорта Енисейска, то есть самолет фактически находился в 73 километрах от Красноярска и исходя из ранее получил пеленги, его путевая скорость составила 435 км/ч. Это показывает, что экипаж доложил о прохождении Тайшета и Канска только на основании расчетов. Выданный экипажу «примерный» обратный пеленг в 280° оказался неверным, о чем радист сообщил на землю. Данная ошибка произошла из-за того, что за радиопеленгаторами в Красноярске сидели курсанты, так как штатный состав из 11 человек был направлен на службу в Советская Армия . [ 2 ]
Диспетчеры должны были понимать, что данные экипажа об их путевой скорости противоречат данным, полученным по пеленгам. Тем не менее, они не определили точное местонахождение самолета и не дали никаких указаний экипажу. Руководитель полета и старший диспетчер районной диспетчерской службы никаких расчетов не проводили и полетом не руководили. После 23:26 ни экипаж, ни руководитель полета, ни старший диспетчер не знали точного местонахождения борта L1789. Тот факт, что два предыдущих рейса Ил-12 из Иркутска в Красноярск отклонились от маршрута на юг и прибыли с опозданием, не вызывает опасений. Хотя по инструкции вход в зону аэропорта Красноярска должен был осуществляться на высоте 2100 метров, диспетчер дал рейсу 136 команду снизиться до высоты 1500 метров. Однако экипаж, будучи уверенным в своей путевой скорости 275 км/ч, решил по графику отправиться в Новосибирск. Они связались с Новосибирском, чтобы запросить информацию о погоде, и в 23:48 получили ответ, что в Новосибирске пасмурно, нижняя граница 290 метров, видимость 10 километров, ветер юго-западный 5 м/с. Затем около 00:02–00:04 самолет доложил в Красноярск: приближаюсь, 2700 метров, топлива 2600 литров, хватит, Новосибирск меня примет, я перелечу. Однако диспетчер заявил: Новосибирск закрыт по погодным условиям. Приземляемся здесь. Затем экипаж подтвердил указание и начал снижение до ранее указанной высоты 1500 метров. В 00:10 (04:10 по местному времени ) экипаж позвонил в аэропорт Красноярска для связи. Диспетчер центра управления аэропортом Красноярска затем начал звонить по номеру L1789, но ответа не последовало. После нескольких безуспешных попыток связаться с экипажем начались поиски самолета. Однако плата L1789 бесследно исчезла. [ 2 ]
В июне 1955 года, семь месяцев спустя, охотник на горе Сивуха (высота 1807 метров, 54 ° 30'25 "N 94 ° 41'10" E / 54,50694 ° N 94,68611 ° E ) и в верховьях реки Мана случайно обнаружили обломки самолета. 12 июня на место крушения прибыла следственная комиссия. Следователи установили, что авиалайнер, летевший по магнитному курсу 280° на высоте 1725 метров, в 132 км к югу от маршрута и в 204 км от аэропорта Красноярска, врезался в скалистый восточный склон горы под углом 40°. 45°, что привело к полному разрушению. Все люди на борту погибли, в том числе польская делегация ООН, вернувшаяся из Вьетнама . [ 2 ] [ 3 ] Официально погибло 19 человек; однако другие источники указывают на 20 погибших, поскольку второй пилот не значился. в именах экипажа [ 4 ] [ 5 ]
Причины
[ редактировать ]По данным следственной комиссии, к катастрофе привели следующие факторы: [ 2 ]
- Грубое пренебрежение своими обязанностями со стороны красноярских авиадиспетчеров: руководителя полетов аэропорта и старшего диспетчера районной диспетчерской службы. Они не справились с полетом, дали указание экипажу снизиться до высоты 1500 метров вместо установленных 2100 метров и не приняли мер по включению радиомаяка в аэропорту Канска. Из-за этого самолет начал отклоняться от маршрута и вскоре оказался в гористой местности с высотой более 1500 метров.
- Дежурные метеорологи АМС в Иркутске и Красноярске давали неточные и невыполненные прогнозы ветра на высотах. Также дежурный метеоролог в Красноярске, получив в 23:50 данные о фактическом направлении и скорости ветра, не передал эту информацию руководителю полета и экипажам самолетов.
- Красноярское территориальное управление гражданского воздушного флота плохо контролировало работу красноярского аэропорта, в том числе не устраняло недостатки в аэропортовых службах, особенно в диспетчерской службе.
- Красноярский радиопеленгатор работал плохо.
- Экипаж неправильно рассчитал скорость и направление ветра, из-за чего отклонился на 10° к югу. Поскольку ветер был не юго-западный, а северо-западный, выбранное отклонение только усилило снос маршрута на юг.
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на гибель иностранных граждан, все данные о катастрофе были засекречены. Летом 2010 года экспедиция из 10 человек прибыла на гору Сивуху на внедорожниках ГАЗ и установила на месте крушения памятный крест. [ 3 ] Летом 2013 года на месте крушения была установлена мемориальная доска. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ильюшин Ил-12П СССР-Л1789 Аэрофлот - МТА СССР - Бортовая карточка" (на русском языке). russianplanes.net. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 г. Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Катастрофа Ил-12 МУТА ГВФ в Красноярской тайге (Борт СССР-Л1789), 28 октября 1954 года» (на русском языке). AirDisaster.ru. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 г. Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хустик, Светлана (3 сентября 2010 г.). "Члены экспедиции к месту крушения правительственного самолета с польской делегацией: "Земля здесь проклята, "Бермудский треугольник""" (на русском языке). Комсомольская правда . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "В поисках ответов. Сибирские ученые посетили место загадочной авиакатастрофы" (на русском языке). СмартНьюс.ру. 02 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 г. Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Красноярская экспедиция установила мемориальную доску на месте крушения Ил-12» . 30 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 г. Проверено 6 января 2015 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Время указано по московскому времени ( UTC+03:00 ).
Ссылки
[ редактировать ]- "Manskoye Belogorye" . Vimeo (in Russian) . Retrieved 2015-01-06 .