Рейс 120 Аэрофлота
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 13 декабря 1959 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местность из-за ошибки экипажа |
Сайт | Горы Бойсун-Тау, 27 км к северо-востоку от Байсуна , Сурхандарьинская область , Узбекистан , СССР |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-14 |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-91577 |
Начало рейса | Международный аэропорт Кабула , Кабул , Афганистан |
Остановка в пути | Аэропорт Термез , Узбекистан , Советский Союз |
Место назначения | Ташкентский международный аэропорт , Узбекистан , Советский Союз |
Оккупанты | 30 |
Пассажиры | 25 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 30 |
Выжившие | 0 |
Рейс 120 Аэрофлота — международный советский пассажирский рейс из международного аэропорта Кабула в Афганистане в международный аэропорт Ташкента в Узбекской ССР. 13 декабря 1959 года самолет Ил-14П Аэрофлота, выполнявший этот рейс, разбился в Байсунском районе, в результате чего погибли все находившиеся на борту 25 пассажиров и 5 членов экипажа.
Самолет
[ редактировать ]Самолет Ил-14П был выпущен Московским заводом Трудового Знамени 17 мая 1957 года с серийным номером 147001416. После выпуска он был продан Главному управлению гражданского воздушного флота. Авиалайнер получил бортовой номер СССР-Л1577 и был направлен в 160-й Ташкентский авиатранспортный отряд узбекского территориального управления. В 1959 году в связи с перерегистрацией бортовой номер был изменен на CCCP-91577. На момент крушения общий налет самолета составил 3029 часов. [ 1 ] [ 2 ]
Пассажиры и экипаж
[ редактировать ]Пассажиры | |||
---|---|---|---|
Национальность | Пассажиры | Экипаж | Общий |
Китай | 2 | 0 | 2 |
Советский Союз | 20 | 5 | 25 |
Западная Германия | 3 | 0 | 3 |
Общий | 25 | 5 | 30 |
- Pilot – Anatoly Nikolaevich Vishnyakov
- First officer – Vasily Alekseevich Miroshnichenko
- Flight engineer – Vasily Vasilyevich Sviatkin
- Radio operator – Nikolai Polikarpovich Razumov
Несчастный случай
[ редактировать ]Самолет выполнял рейс 120 Аэрофлота по маршруту Кабул (Королевство Афганистан) – Ташкент (Узбекистан) с пересадкой в Термезе. В 09:02 мск рейс 120 с 25 пассажирами и 5 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Термеза в Ташкент. По прогнозу погоды на маршруте ожидалась слоисто-кучевая облачность с отдельными разрывами и нижней границей 2000–2500 метров, кучевые облака с нижней границей 300–500 метров, снегопад с видимостью около 4–10 километров, горы, покрытые облаками. Авиалайнер поднялся на высоту 3600 метров и взял курс на север. В 09:27 экипаж доложил свое положение над Дербентом. Это было последнее радиосообщение рейса 120. Через минуту, в 09:28, самолет исчез с радаров диспетчеров при въезде в горы. Экипаж на звонки больше не отвечал и в Ташкент не прибыл. Обыски проводились в течение месяца, но безуспешно. 19 января 1960 года, всего 37 дней спустя, советское посольство в Кабуле официально объявило об исчезновении рейса 120. [ 2 ]
Шесть месяцев спустя, 2 июня 1960 года, вертолет Ми-1 с регистрационным номером СССР-66912 пролетал над хребтом Байсунтау, когда его экипаж увидел обломки самолета на юго-восточном склоне горы Куштанга, в 27 километрах к северо-востоку от Байсуна. Прибывшая позднее на место поисковая служба установила, что разбившийся самолет был рейсом 120. Установлено, что самолет летел на высоте 3700 метров и под углом крена 45-60° при движении левого крыла, затем фюзеляжа. ударился об отвесный склон горы. Обломки скатились на двести метров вниз до подножия склона на высоте 3501 метр. Все 30 человек на борту погибли. [ 2 ] На тот момент это была крупнейшая катастрофа самолета Ил-14 и вторая по величине авиакатастрофа в Узбекистане. [ 3 ]
Причина
[ редактировать ]Вылетев из Термеза, экипаж не следовал по установленному маршруту, а полетел прямо через Дербент и горы в Ташкент. Было установлено, что это и стало основной причиной катастрофы. При этом экипаж не учел фактического ветра, из-за которого самолет отклонился от выбранного пути в сторону гор, после чего влетел в облака вокруг этих гор, а затем врезался в них. [ 2 ]
В ходе расследования комиссия выявила различные нарушения в обеспечении авиаперевозок в регионе. Пилоты летели прямо через горные массивы и отклонялись от установленного маршрута. Авиадиспетчеры при этом плохо контролировали полеты с помощью имеющегося оборудования и не пытались вернуть самолет на маршрут. Также в случае крушения рейса 120 были нарушены правила визуального полета , поскольку полет проходил в горной местности, в условиях пасмурной погоды и закрытых горных вершин. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ильюшин Ил-14М CCCP-91577 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта" (in Russian). russianplanes.net . Retrieved 2015-03-24 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Катастрофа Ил-14П Узбекского управления ГВФ в Сурхандарьинской области (борт СССР-91577), 13 декабря 1959 года" (in Russian). AirDisaster.ru . Retrieved 2015-03-24 .
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ил 14П CCCP-91577 Байсун, Сурхандарьинская область» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 24 марта 2015 г.
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с управляемым полетом на местности
- Сурхандарьинская область
- События декабря 1959 года в Азии
- Авиационные происшествия и происшествия в 1959 г.
- Аварии и происшествия с участием самолета Ил-14
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- 1959 год в Советском Союзе.
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Авиационные происшествия и происшествия в Узбекистане