Рейс 5484 Аэрофлота
![]() Ту-124 Аэрофлота, аналогичный попавшему в аварию | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 29 августа 1979 г. |
Краткое содержание | Потеря контроля с последующим развалом в воздухе. |
Сайт | Town of Inokovka , Vorona River floodplains, Tambov Oblast , Russian SFSR 52 ° 31'30 "N 42 ° 36'0" E / 52,52500 ° N 42,60000 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Туполев Ту-124В |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-45038 |
Начало рейса | Международный аэропорт Одесса , Одесса , Украинская ССР. |
Остановка в пути | Boryspil International Airport , Киев , Russian SSR |
Место назначения | Kazan Airport , Kazan , Tatar ASSR , Russian SFSR |
Пассажиры | 58 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 63 |
Выжившие | 0 |
Рейс 5484 Аэрофлота ( русский : Рейс 5484 Аэрофлота Рейс 5484 Аэрофлота ) — регулярный внутренний пассажирский рейс из Одессы в Казань с остановкой в Киеве , в ходе которого произошла потеря управления с последующим развалом в воздухе 29 августа 1979 года над Тамбовской областью, в результате чего погиб человек. все 63 человека на борту. Это остается самой смертоносной катастрофой Ту-124, и после аварии регулярные пассажирские перевозки Ту-124 были навсегда приостановлены. [ 1 ] но Ту-124 после аварии все еще использовался советскими военными. [ 2 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]В катастрофе участвовал самолет Ту-124В с двумя двигателями Соловьева Д-20П , зарегистрированный как СССР-45038 в Приволжском управлении гражданской авиации Аэрофлота . На момент катастрофы самолет налетал 23 232 часа и выдержал 18 369 циклов наддува. [ 2 ] На борту самолета находились пять членов экипажа: капитан , второй пилот, штурман, бортинженер и один бортпроводник. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Рейс 5484 вылетел с пересадки в аэропорту Киев-Борисполь 28 августа в 23:21 по московскому времени (22:21 по местному времени) с пятью членами экипажа и 58 пассажирами на борту, в том числе пятью детьми. Ночь была ясной, видимость составляла от 10 до 20 км (от 6,2 до 12,4 миль; от 5,4 до 10,8 морских миль). После взлета самолет поднялся на крейсерскую высоту 9000 метров (30 000 футов) и поддерживал скорость 525–530 км/ч (326–329 миль в час; 283–286 узлов). В 00:23 рейс связался с авиадиспетчерской службой Пензы и сообщил о входе в их воздушное пространство. Это был последний раз, когда самолет контактировал с диспетчерами. [ 4 ]
Закрылки были выпущены по неизвестным причинам в 00:24:35, когда Ту-124 двигался со скоростью 530 км/ч (330 миль в час; 290 узлов) и летел по курсу 65°. Экипаж сразу заметил, что самолет начал терять высоту, и в 00:24:43 отключил автопилот. Закрылки не убирались, и такое положение закрылков привело к быстрому снижению самолета; Экипаж потянул за колонку управления, пытаясь выровнять самолет, который ненадолго выровнялся, прежде чем самолет перешел в крен. Усилие на колонке управления было ослаблено в 00:24:52, после чего закрылки полностью выдвинулись на 30°, что привело к крутому пикированию, которое быстро превысило максимальную безопасную скорость самолета в 590 км/ч (370 миль в час; 320 узлов). ). [ 4 ]
В 00:25:13, менее чем через минуту после выпуска закрылков, самолет находился на высоте 6000 метров (20 000 футов) и летел со скоростью 660 км/ч (360 узлов; 410 миль в час) со скоростью при снижении 36 м/с (7100 футов/мин) внутренний закрылок оторвал правое крыло, а за ним и внешние закрылки. отрывание; Ту-124 был введен в штопор со скоростью 45°/с (7,5 об/мин). В 00:26 поврежденный авиалайнер достиг высоты 3000 метров (9800 футов) при скорости 860 км/ч (460 узлов; 530 миль в час) и скорости снижения 280 метров в секунду (55000 футов/мин). На самолет была нанесена нагрузка в 5 г , в результате чего левое крыло оторвалось от авиалайнера, а фюзеляж развалился в воздухе. [ 4 ]
Обломки самолета были обнаружены в 07:40 мск в городе , в пойме реки Вороны в Тамбовской области РСФСР . Иноковка Обломки были разбросаны на площади 10 750 на 1 650 метров (35 270 на 5 410 футов), а фрагменты фюзеляжа - на площади 10 000 на 1 200 метров (32 800 на 3 900 футов). В результате катастрофы, которая остается самой смертоносной катастрофой Ту-124 в истории авиации, погибли все 63 пассажира и экипаж. [ 4 ]
Выводы
[ редактировать ]Точная причина выпуска закрылков на крейсерской высоте не была обнаружена, поскольку среди обломков не было обнаружено основных частей системы управления закрылками. Комиссия предположила несколько возможных причин, но не выявила окончательной причины выпуска закрылков. Возможные причины были такими, как описано: [ 4 ]
- Вполне возможно, что командир самолета случайно, не осознавая этого, нажал переключатель выпуска закрылков. Испытания замка на этом переключателе показали, что его случайное включение действительно возможно.
- Электрическая неисправность сигналов в системе управления закрылками; Следователи предположили, что сигнал от близлежащего провода мог активировать его, но не быстро, и такая проблема не была бы обнаружена механиками. Однако для проверки этой гипотезы были проверены шесть самолетов Ту-124 с идентичными системами управления закрылками, но все испытания показали, что система управления закрылками находится в безопасном рабочем состоянии.
Также неизвестно, почему в 00:25:13 экипаж ослабил хватку за штурвалом, что привело к тому, что самолет перешел на резкую скорость снижения. Возможные причины этого включают в себя: [ 4 ]
- Экипаж могли ввести в заблуждение показания вариометра , который указывал на то, что самолет набирал высоту со скоростью 15–20 м/с (49–66 футов/с), тогда как на самом деле она снижалась со скоростью 40–45 м. /с (130–150 футов/с);
- Экипаж мог бы отвлечь свое внимание на другие задачи в кабине, например. изменение мощности двигателя, попытка регулировки закрылков, проверка положения спойлеров и т. д.;
- Перегрузка и превышение скорости на колонке управления;
- Перегрузка из-за скорости снижения, ограничивающая возможность экипажа применить достаточную силу;
- любое сочетание вышеперечисленных факторов.
Последствия
[ редактировать ]Ту-124 был снят с регулярных пассажирских перевозок в СССР, но все еще использовался советскими военными. Конструкция и расположение переключателя выпуска закрылков были изменены для предотвращения случайного срабатывания закрылков. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «АСН Авиакатастрофа Ту-124В СССР-45038 Кирсанов » Aviation-safety.net . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с "Туполев Ту-124В Бортовой №: СССР-45038" . russianplanes.net . Retrieved 2017-12-29 .
- ^ "Авиакатастрофа ВГА Того-124V Волги в Тамбовской области" . avia-pro.net . Retrieved 2017-12-29 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Катастрофа Ту-124В Приволжского УГА в Тамбовской области" . www.airdisaster.ru . Retrieved 2017-12-29 .
- Авиационные происшествия и происшествия в 1979 г.
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- 1979 год в Советском Союзе
- Аварии и инциденты с участием Туполева Ту-124
- События августа 1979 года в Советском Союзе.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные ошибками проектирования или производства.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом приборов
- Transport in Tambov Oblast