Рейс 19 Аэрофлота
![]() Самолет, аналогичный тому, который участвовал в угоне | |
Угон | |
---|---|
Дата | 2 ноября 1973 г. |
Краткое содержание | Угон |
Сайт | Vnukovo Airport , Moscow , RSFSR , USSR |
Самолет | |
Тип самолета | Yakovlev Yak-40 |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | CCCP-87607 |
Начало рейса | Аэропорт Быково , Москва |
Место назначения | Брянский аэропорт |
Оккупанты | 31 |
Пассажиры | 28 (включая угонщиков) |
Экипаж | 3 |
Погибшие | 2 (угонщики) |
Травмы | 4 (3 пассажира и 1 экипаж) |
Выжившие | 29 (включая 2 угонщиков) |
Рейс 19 Аэрофлота был регулярным пассажирским рейсом из аэропорта Быково ( Москва ) в аэропорт Брянск ( Брянск) . 2 ноября 1973 года самолет Як-40 , выполнявший этот рейс, за 10 минут до приземления был угнан четырьмя людьми. Затем самолет был перенаправлен в московский аэропорт Внуково , где угонщики потребовали его выкупа и предоставления рейса в Швецию . Заложники, находившиеся в самолете, впоследствии были освобождены после того, как власти штурмовали самолет. Это один из первых известных случаев штурма захваченного самолета на территории СССР .
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]Як-40К — заводской номер 9120618 и МСН 18-06 — построен Саратовским авиационным заводом в июле 1971 года и передан Министерству гражданской авиации . Его зарегистрировали как CCCP-87607 и отправили в Управление гражданской авиации центральных округов, ориентировочно в Брянское отделение Аэрофлота . [ 1 ]
Экипаж
[ редактировать ]Капитан Иван Кашин (36 лет) был одним из первых пилотов, научившихся летать на Як-40. [ 2 ] В 1957 году окончил Сасовское училище гражданской авиации. [ 3 ] Первым помощником на рейсе был Станислав Тальпекин, бортинженером — Николай Никитин. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Отправление
[ редактировать ]Самолет выполнял обычный внутренний рейс F-19 (Ф-19) из московского аэропорта Быково в аэропорт Брянска. Як-40 вылетел из Москвы в 10:45 по местному времени с 28 пассажирами и тремя членами экипажа на борту. Расчетное время полета до Брянска в тот день составило 50 минут.
Угон
[ редактировать ]За десять минут до приземления в аэропорту Брянска четверо мужчин-угонщиков (Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров) достали оружие из верхних багажных полок и взяли пассажиров в качестве заложников, а затем попытались штурмовать кабину пилотов. Шумы из пассажирского салона доносились до кабины. [ 4 ] Капитан Кашин поручил своему бортинженеру разобраться в ситуации в салоне, а после того, как Никитин понял, что на борту находятся угонщики, немедленно выкрикнул информацию летному экипажу и закрыл дверь снаружи. Бортинженер пытался обезвредить одного из угонщиков (Романова), однако был ранен Жалниным. [ 5 ] Один из пассажиров (Владимир Гапоненко) попытался обезвредить Бондарева, но тот потерял равновесие из-за качки самолета и в результате получил травму.
В кабине экипажа Кашин подал диспетчерам воздушного движения сигнал бедствия. Тем временем злоумышленникам удалось взломать замок двери кабины и проникнуть в кабину экипажа. Угонщики потребовали от экипажа вернуться в Москву. На подходе к аэропорту Внуково злоумышленники заставили экипаж сообщить властям, что они требуют выплаты 1,5 миллиона долларов США за всех заложников и за информацию о будущих группах угонщиков самолетов. Несмотря на сложные погодные условия в Москве, экипажу удалось успешно посадить Як-40 во Внуково.
На земле
[ редактировать ]Председатель КГБ (и будущий руководитель СССР) Юрий Андропов и министр внутренних дел Николай Щелоков вскоре прибыли в аэропорт и начали разрабатывать стратегию по освобождению заложников.
Угонщики выпустили из самолета двух раненых заложников (Никитина и Гапоненко). Тогда угонщики выдвинули дополнительные условия: власти должны разрешить им заправить самолет и передать им половину выкупа (или выкупа) в обмен на половину заложников. План злоумышленников заключался в том, чтобы вылететь в Ленинград , где они выпустят остальных заложников и заправят Як-40 топливом, достаточным для перелета в Швецию. Тем не менее было решено не выпускать захваченный самолет из Москвы, а вместо этого штурмовать самолет. Власти сформировали штурмовую группу милиционеров-добровольцев (Михаил Ляхманов, Владимир Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин). Эта группа скрытно прокралась к самолету и спряталась под ним рядом с передней стойкой шасси. После нескольких часов ожидания злоумышленникам сообщили, что власти готовы перевести деньги. Сначала чемодан с фальшивыми банкнотами должен был нести сотрудник КГБ, но в последнюю минуту он отказался это сделать, и вместо него его нес сотрудник транспортной полиции.
После того как угонщики услышали движения под Як-40, они предположили, что выкуп наконец-то состоялся. Один из угонщиков (Никифоров) открыл дверь, тогда сержант Раков прижал пику к двери . Угонщик Жалнин начал стрелять в полицейских, которые ответили тем же. В результате Никифоров упал на аэродром, получив серьезные травмы (от которых позже скончался в больнице). В это же время к самолету подошел бронетранспортер и произвел очередь из пулемета по самолету, в который попало около 90 пуль. Затем был использован слезоточивый газ ; однако дымовая шашка застряла между сиденьями, в результате чего обивка загорелась. Когда дым заполнил салон, среди пассажиров возникла паника, которые начали покидать самолет. Угонщики Бондарев и Жалнин покинули самолет вместе с пассажирами, а Романов застрелился. В результате штурма самолета два пассажира получили ранения, но никто не погиб.
Последствия
[ редактировать ]Судьба угонщиков
[ редактировать ]Двое оставшихся угонщиков были впоследствии арестованы. Жалнина, которому на тот момент было 16 лет, приговорили к 10 годам лишения свободы. После освобождения он вскоре умер. Петр Бондарев был признан невменяемым с помощью родителей и отправлен в психиатрическую больницу , где он провел 6 месяцев. Он умер в Москве в 2006 году.
Благодарность экипажа
[ редактировать ]19 декабря 1973 года на торжественной церемонии в Москве офицеру полиции Александру Попрядухину и капитану Ивану Кашину за мужество было присвоено звание Героя Советского Союза .
Судьба самолетов
[ редактировать ]Як-40 вскоре был отремонтирован и возобновил эксплуатацию. В 1987 году его передали Министерству общего машиностроения и отправили в ЦНИИмаш . Сейчас самолет списан. [ 1 ]
Соображения безопасности
[ редактировать ]После захвата рейса 19 досмотр пассажиров в аэропортах Советского Союза был значительно улучшен и ужесточен. Были созданы новые ведомства по борьбе с терроризмом в стране.
См. также
[ редактировать ]- Рейс 109 Аэрофлота — самый смертоносный авиационный теракт в Советском Союзе
- Рейс 244 Аэрофлота — первый успешный угон в СССР
- Рейс 3739 Аэрофлота (1988 г.) — один из самых громких угонов в советской истории.
- Терроризм в России
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Retrieved 2020-05-09 .
- ^ Administrator. "2 января исполняется 75 лет со дня рождения Кашина Ивана Андреевича – Героя Советского Союза" . www.cdni.ru . Retrieved 2020-05-09 .
- ^ "Кашин Иван Андреевич" . www.warheroes.ru . Retrieved 2020-05-09 .
- ^ " "Как в кино": "Воздушная тюрьма" " . YouTube (in Russian). NTV. 3 September 2017 . Retrieved 9 May 2020 .
- ^ "ВВС России - Интервью с пилотом ГА М.А.Кашиным" . www.airforce.ru . Retrieved 2020-05-09 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Accidents and incidents involving the Yakovlev Yak-40
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные происшествия и происшествия в 1973 г.
- 1973 год в Советском Союзе.
- 1973 год в России.
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- События ноября 1973 года в Советском Союзе.
- Транспортные катастрофы в Москве.
- 1970-е в Москве.
- Террористические инциденты в Советском Союзе