1953 г., Кемеровское столкновение в воздухе.
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 27 мая 1953 г. |
Краткое содержание | Столкновение в воздухе из-за ошибок экипажа |
Сайт | 10 миль (16,5 км) к западу от Барзаса, Кемеровская область, Советский Союз |
Всего погибших | 27 |
Первый самолет | |
![]() Ли-2 похож на тот, что участвовал в столкновении | |
Тип | Лисунов Ли-2 |
Оператор | Аэрофлот (Восточно-Сибирское территориальное управление) |
Регистрация | CCCP-Л4534 |
Начало рейса | Иркутск |
Остановка в пути | Красноярск |
Место назначения | Новосибирск |
Оккупанты | 20 |
Пассажиры | 16 |
Экипаж | 4 |
Погибшие | 20 |
Второй самолет | |
![]() Ли-2Т похож на тот, что участвовал в столкновении | |
Тип | Lisunov Li-2T |
Оператор | Аэрофлот (Западно-Сибирское территориальное управление) |
Регистрация | CCCP-А4031 |
Начало рейса | Новосибирск |
Место назначения | Новосибирск |
Оккупанты | 7 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 7 |
— Столкновение в воздухе в Кемерово в 1953 году авиационная катастрофа, в результате которой два Ли-2 самолета столкнулись над Кемеровской областью Советского Союза 27 мая 1953 года , в результате чего погибли все 27 человек, находившиеся на борту обоих самолетов.
Самолет
[ редактировать ]Ли-2 с бортовым номером Л4534 (заводской номер 18429005) из состава 133-й авиатранспортной части Восточно-Сибирского территориального управления гражданской авиации был изготовлен 30 июня 1948 года и на момент катастрофы налетал 3882 часа. В день крушения выполнял рейс 18 по маршруту Иркутск — Красноярск — Новосибирск , пилотируемый экипажем в составе командира (КВС) Станишевского Иосифа Даниловича, второго пилота Максимова Валентина Дмитриевича, бортрадиста Чернышкова Юрия Юрьевича, и бортинженер Федор Иванович Перевалов. 26 мая в 21:07 мск самолет вылетел из аэропорта Иркутска и приземлился в Красноярске в 00:50 ( 27 мая ). После часовой остановки он вылетел из аэропорта Красноярска в 01:50 и поднялся на высоту 2100 метров. Рейс выполнялся по воздушному коридору Красноярск- Кемерово -Новосибирск, на борту находились 16 пассажиров: 14 взрослых и 2 детей. [ 1 ]
Ли-2Т с бортовым номером А4031 (заводской номер 18432605) из состава 6-го авиаотряда Западно-Сибирского территориального управления гражданской авиации был изготовлен 30 апреля 1949 года и на момент крушения налетал 1268 часов. В день инцидента ему было поручено выполнить аэрофотосъемку в районе реки Гус . Экипаж состоял из командира (КВС) Ломова Александра Николаевича, второго пилота Киселева Михаила Константиновича, штурмана -аэрофотографа Щура Михаила Петровича, бортрадиста Ляллина Николая Павловича, бортинженера Кузнецова Евграфа Яковлевича, оператора Зои Павловны Волковой и аэрофотографа. Николай Александрович Павлов. В 02:40 мск самолет вылетел из аэропорта Новосибирска , набрал заданную высоту 1800 метров и направился по маршруту Новосибирск — Гусиная река — Кемерово в район аэрофотосъемки, расположенный в 45–60 километрах к северо-северо-востоку от аэропорта Кемерово. . [ 2 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Погода в это время была ясной, температура воздуха +10°С, видимость превышала 15 километров. На участке Красноярск — Кемерово командир самолета L4534 отклонился от маршрута, в результате чего произошло отклонение на 47 километров. Тем временем в 03:36 экипаж самолета А4031 сообщил о прибытии в район аэрофотосъемки на заданной высоте 1800 метров и приступил к работе. Ли-2 А4031 первоначально летел по курсу 90° в течение 6 минут 40 секунд, затем совершил 36-секундный разворот влево на 180° и летел по курсу 270° еще 6 минут 40 секунд. Затем он выполнил правый разворот и остановился на курсе 90°, направляясь теперь прямо к восходящему солнцу. [ 1 ]
Менее чем через минуту в ясном небе в 03:50 мск два самолета, летевшие прямо навстречу друг другу (L4534 по курсу 270°, A4031 по курсу 90°), столкнулись лоб в лоб на глазах у многочисленных свидетелей 16,5 км к западу от поселка Барзас ( Кемеровский район , Кемеровская область ). Самолет А4031, летевший чуть ниже, оторвал правым винтом левое крыло самолета L4534 , прорезав крыло в месте соединения элеронов и закрылков. Удар также разорвал верхнюю часть фюзеляжа А4031, разрушив центроплан второго самолета. В результате пассажиры начали выпадать из кабины L4534, а его левое крыло, хвостовое оперение и части фюзеляжа были разбросаны по территории леса и поляны размером 150 на 900 метров. Центроплан с двигателями, кабиной и правым крылом врезался в лес. Самолет A4031 вошел в пикирование и врезался в лес в 350 метрах от него, взорвавшись при ударе, однако возгорания не последовало. Все 27 человек на борту двух самолетов (20 на L4534 и 7 на A4031) погибли. [ 1 ]
Расследование
[ редактировать ]Во время полета экипаж самолета Ли-2 А4031 поддерживал связь с аэродромно-диспетчерской службой Новосибирска и аэродромной диспетчерской службой, но не выходил на связь с кемеровской АДС. При этом экипаж самолета Ли-2 Л4534 поддерживал связь с Красноярской АДС, РДС и Кемеровской АДС, однако их связь с новосибирской АДС была неудовлетворительной. В результате точное местоположение самолетов в соответствующих зонах RDS было неизвестно. Многочисленные очевидцы на земле видели, как два самолета направлялись навстречу друг другу на одной высоте, и ни один из экипажей не предпринял никаких действий по уклонению, чтобы избежать столкновения. [ 1 ]
Примечательно, что 6-я авиаотряд изначально входил в состав Главного управления геодезии и картографии и был передан в состав Западно-Сибирского территориального управления гражданской авиации в марте 1953 года, всего за два месяца до катастрофы. При объединении подразделения командование Западно-Сибирского ТУ ГВФ не смогло должным образом заняться организацией и безопасностью полетов. Велась только летная подготовка экипажей, при этом мало внимания уделялось аэрофотосъемочным работам, которые были поручены командиру части Клыкову, который начал работать в части только в марте 1953 года и также не был знаком со спецификой аэрофотосъемочных операций. Между тем, хотя полеты гражданской и военной авиации стратифицированы , то есть они выполняются на определенных высотах в зависимости от стандартных настроек давления, с авиацией аэрофотосъемки ситуация иная. Эти самолеты работают на высотах, зависящих от заданного масштаба съемки, который, в свою очередь, определяется отметка аэродрома местности с учетом рельефа в районе съемки. Однако заявки на проведение аэрофотосъемки в аэропорту Новосибирска были поданы без указания границ территории, а фактические высоты полета над территорией съемки не соответствовали поданным заявкам. Например, заданием для самолета А4031 было предусмотрено проведение съемки в масштабе 1:17 000. Простые расчеты показывают, что фактическая высота полета относительно аэродрома вылета должна была составлять , где 1700 — истинная высота над местностью района съемки, 290 — средняя высота местности района съемки над уровнем моря, 162 — высота аэропорта Новосибирска. Исходя из этого, при стандартном давлении (760 мм рт. ст. ) высота полета должна была составлять , где 745,5 — давление в аэропорту Новосибирска. Поскольку давление в аэропорту Кемерово было выше – 747,1 мм рт. ст., высота полета при стандартном давлении должна была составлять , где 17,5 — поправка на повышенное давление в аэропорту Кемерово. Из этих расчетов видно, что перед началом съемки самолет А4031 должен был подняться на высоту не 1800 метров, а 1970 метров, то есть он должен был набрать еще 170 метров. Однако, согласно данным барограммы , самолет действительно поднялся еще на 250 метров. Примечательно, что ни командованию Западно-Сибирского ТУ ГВФ, ни новосибирским РДС и АДС не было известно о правильном методе определения высоты обзора. [ 1 ]
Что касается самолета Л4534, то его командир Станишевский грубо нарушил маршрут полета на трассе Красноярск — Новосибирск, срезав участок маршрута в районе Кемерово и не выдержав заданного эшелона полета. Ранее, в июле 1952 года , Станишевский был разжалован до второго пилота за недисциплинированность и потерю ориентации. Он был восстановлен в должности в феврале 1953 года, несмотря на сохранение существенных недостатков в пилотировании, а также проявление высокомерия, упрямства и непонимания. [ 1 ]
На новосибирской РДС был установлен радиопеленгатор, но за все 35 минут нахождения самолета L4534 в его зоне он не определил свое местоположение, оставив новосибирского диспетчера в неведении о воздушной обстановке в зоне аэрофотосъемки. Диспетчер Кемеровской АДС, пропуская самолет L4334 через свою зону, не знал фактического маршрута самолета и не уточнил его точное местоположение, хотя в ясную погоду мог наблюдать самолет, пролетающий над аэродромом Кемерово. Однако облета не произошло, так как командир Станишевский перерезал маршрут в обход аэродрома. Новосибирское РДС не предупредило пролетающие экипажи, а также аэропорты Кемерово и Красноярска о полетах, происходящих в его зоне в 50 км севернее аэропорта Кемерово. Наконец, экипажи обоих самолетов, несмотря на ясную погоду, не следили за воздушной обстановкой и не предприняли никаких действий для предотвращения столкновения . [ 1 ]
Выводы Комиссии
[ редактировать ]Причинами столкновения самолетов стали: [ 1 ]
- Грубое нарушение установленного маршрута полета и преступная халатность при пилотировании воздушного судна КВС Станишевским;
- Неосторожность КВС Станишевского и Ломова во время полетов;
- Недостаточная подготовка к полетам аэрофотосъемки, плохая организация полетов, игнорирование элементарных требований безопасности полетов со стороны командования Западно-Сибирского ТУ ГВФ и 6-го авиаотряда, а также Новосибирского РДС.
Ответственные: и КВС, и Клыков, который формально подошел к обеспечению безопасности полетов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Столкновение Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ и Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ севернее Кемерово (самолет СССР-Л4534)» . airdisaster.ru. Архивировано из оригинала 07 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Столкновение Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ и Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ севернее Кемерово (самолет СССР-А4031)» . airdisaster.ru. Архивировано из оригинала 07 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2013 г.