Jump to content

1953 г., Кемеровское столкновение в воздухе.

1953 г., Кемеровское столкновение в воздухе.
Несчастный случай
Дата 27 мая 1953 г. ( 27 мая 1953 г. )
Краткое содержание Столкновение в воздухе из-за ошибок экипажа
Сайт 10 миль (16,5 км) к западу от Барзаса, Кемеровская область, Советский Союз
Всего погибших 27
Первый самолет

Ли-2 похож на тот, что участвовал в столкновении
Тип Лисунов Ли-2
Оператор Аэрофлот (Восточно-Сибирское территориальное управление)
Регистрация CCCP-Л4534
Начало рейса Иркутск
Остановка в пути Красноярск
Место назначения Новосибирск
Оккупанты 20
Пассажиры 16
Экипаж 4
Погибшие 20
Второй самолет

Ли-2Т похож на тот, что участвовал в столкновении
Тип Lisunov Li-2T
Оператор Аэрофлот (Западно-Сибирское территориальное управление)
Регистрация CCCP-А4031
Начало рейса Новосибирск
Место назначения Новосибирск
Оккупанты 7
Экипаж 7
Погибшие 7

Столкновение в воздухе в Кемерово в 1953 году авиационная катастрофа, в результате которой два Ли-2 самолета столкнулись над Кемеровской областью Советского Союза 27 мая 1953 года , в результате чего погибли все 27 человек, находившиеся на борту обоих самолетов.

Ли-2 с бортовым номером Л4534 (заводской номер 18429005) из состава 133-й авиатранспортной части Восточно-Сибирского территориального управления гражданской авиации был изготовлен 30 июня 1948 года и на момент катастрофы налетал 3882 часа. В день крушения выполнял рейс 18 по маршруту Иркутск Красноярск Новосибирск , пилотируемый экипажем в составе командира (КВС) Станишевского Иосифа Даниловича, второго пилота Максимова Валентина Дмитриевича, бортрадиста Чернышкова Юрия Юрьевича, и бортинженер Федор Иванович Перевалов. 26 мая в 21:07 мск самолет вылетел из аэропорта Иркутска и приземлился в Красноярске в 00:50 ( 27 мая ). После часовой остановки он вылетел из аэропорта Красноярска в 01:50 и поднялся на высоту 2100 метров. Рейс выполнялся по воздушному коридору Красноярск- Кемерово -Новосибирск, на борту находились 16 пассажиров: 14 взрослых и 2 детей. [ 1 ]

Ли-2Т с бортовым номером А4031 (заводской номер 18432605) из состава 6-го авиаотряда Западно-Сибирского территориального управления гражданской авиации был изготовлен 30 апреля 1949 года и на момент крушения налетал 1268 часов. В день инцидента ему было поручено выполнить аэрофотосъемку в районе реки Гус . Экипаж состоял из командира (КВС) Ломова Александра Николаевича, второго пилота Киселева Михаила Константиновича, штурмана -аэрофотографа Щура Михаила Петровича, бортрадиста Ляллина Николая Павловича, бортинженера Кузнецова Евграфа Яковлевича, оператора Зои Павловны Волковой и аэрофотографа. Николай Александрович Павлов. В 02:40 мск самолет вылетел из аэропорта Новосибирска , набрал заданную высоту 1800 метров и направился по маршруту Новосибирск — Гусиная река — Кемерово в район аэрофотосъемки, расположенный в 45–60 километрах к северо-северо-востоку от аэропорта Кемерово. . [ 2 ]

Несчастный случай

[ редактировать ]

Погода в это время была ясной, температура воздуха +10°С, видимость превышала 15 километров. На участке Красноярск — Кемерово командир самолета L4534 отклонился от маршрута, в результате чего произошло отклонение на 47 километров. Тем временем в 03:36 экипаж самолета А4031 сообщил о прибытии в район аэрофотосъемки на заданной высоте 1800 метров и приступил к работе. Ли-2 А4031 первоначально летел по курсу 90° в течение 6 минут 40 секунд, затем совершил 36-секундный разворот влево на 180° и летел по курсу 270° еще 6 минут 40 секунд. Затем он выполнил правый разворот и остановился на курсе 90°, направляясь теперь прямо к восходящему солнцу. [ 1 ]

Менее чем через минуту в ясном небе в 03:50 мск два самолета, летевшие прямо навстречу друг другу (L4534 по курсу 270°, A4031 по курсу 90°), столкнулись лоб в лоб на глазах у многочисленных свидетелей 16,5 км к западу от поселка Барзас ( Кемеровский район , Кемеровская область ). Самолет А4031, летевший чуть ниже, оторвал правым винтом левое крыло самолета L4534 , прорезав крыло в месте соединения элеронов и закрылков. Удар также разорвал верхнюю часть фюзеляжа А4031, разрушив центроплан второго самолета. В результате пассажиры начали выпадать из кабины L4534, а его левое крыло, хвостовое оперение и части фюзеляжа были разбросаны по территории леса и поляны размером 150 на 900 метров. Центроплан с двигателями, кабиной и правым крылом врезался в лес. Самолет A4031 вошел в пикирование и врезался в лес в 350 метрах от него, взорвавшись при ударе, однако возгорания не последовало. Все 27 человек на борту двух самолетов (20 на L4534 и 7 на A4031) погибли. [ 1 ]

Расследование

[ редактировать ]

Во время полета экипаж самолета Ли-2 А4031 поддерживал связь с аэродромно-диспетчерской службой Новосибирска и аэродромной диспетчерской службой, но не выходил на связь с кемеровской АДС. При этом экипаж самолета Ли-2 Л4534 поддерживал связь с Красноярской АДС, РДС и Кемеровской АДС, однако их связь с новосибирской АДС была неудовлетворительной. В результате точное местоположение самолетов в соответствующих зонах RDS было неизвестно. Многочисленные очевидцы на земле видели, как два самолета направлялись навстречу друг другу на одной высоте, и ни один из экипажей не предпринял никаких действий по уклонению, чтобы избежать столкновения. [ 1 ]

Примечательно, что 6-я авиаотряд изначально входил в состав Главного управления геодезии и картографии и был передан в состав Западно-Сибирского территориального управления гражданской авиации в марте 1953 года, всего за два месяца до катастрофы. При объединении подразделения командование Западно-Сибирского ТУ ГВФ не смогло должным образом заняться организацией и безопасностью полетов. Велась только летная подготовка экипажей, при этом мало внимания уделялось аэрофотосъемочным работам, которые были поручены командиру части Клыкову, который начал работать в части только в марте 1953 года и также не был знаком со спецификой аэрофотосъемочных операций. Между тем, хотя полеты гражданской и военной авиации стратифицированы , то есть они выполняются на определенных высотах в зависимости от стандартных настроек давления, с авиацией аэрофотосъемки ситуация иная. Эти самолеты работают на высотах, зависящих от заданного масштаба съемки, который, в свою очередь, определяется отметка аэродрома местности с учетом рельефа в районе съемки. Однако заявки на проведение аэрофотосъемки в аэропорту Новосибирска были поданы без указания границ территории, а фактические высоты полета над территорией съемки не соответствовали поданным заявкам. Например, заданием для самолета А4031 было предусмотрено проведение съемки в масштабе 1:17 000. Простые расчеты показывают, что фактическая высота полета относительно аэродрома вылета должна была составлять , где 1700 — истинная высота над местностью района съемки, 290 — средняя высота местности района съемки над уровнем моря, 162 — высота аэропорта Новосибирска. Исходя из этого, при стандартном давлении (760 мм рт. ст. ) высота полета должна была составлять , где 745,5 — давление в аэропорту Новосибирска. Поскольку давление в аэропорту Кемерово было выше – 747,1 мм рт. ст., высота полета при стандартном давлении должна была составлять , где 17,5 — поправка на повышенное давление в аэропорту Кемерово. Из этих расчетов видно, что перед началом съемки самолет А4031 должен был подняться на высоту не 1800 метров, а 1970 метров, то есть он должен был набрать еще 170 метров. Однако, согласно данным барограммы , самолет действительно поднялся еще на 250 метров. Примечательно, что ни командованию Западно-Сибирского ТУ ГВФ, ни новосибирским РДС и АДС не было известно о правильном методе определения высоты обзора. [ 1 ]

Что касается самолета Л4534, то его командир Станишевский грубо нарушил маршрут полета на трассе Красноярск — Новосибирск, срезав участок маршрута в районе Кемерово и не выдержав заданного эшелона полета. Ранее, в июле 1952 года , Станишевский был разжалован до второго пилота за недисциплинированность и потерю ориентации. Он был восстановлен в должности в феврале 1953 года, несмотря на сохранение существенных недостатков в пилотировании, а также проявление высокомерия, упрямства и непонимания. [ 1 ]

На новосибирской РДС был установлен радиопеленгатор, но за все 35 минут нахождения самолета L4534 в его зоне он не определил свое местоположение, оставив новосибирского диспетчера в неведении о воздушной обстановке в зоне аэрофотосъемки. Диспетчер Кемеровской АДС, пропуская самолет L4334 через свою зону, не знал фактического маршрута самолета и не уточнил его точное местоположение, хотя в ясную погоду мог наблюдать самолет, пролетающий над аэродромом Кемерово. Однако облета не произошло, так как командир Станишевский перерезал маршрут в обход аэродрома. Новосибирское РДС не предупредило пролетающие экипажи, а также аэропорты Кемерово и Красноярска о полетах, происходящих в его зоне в 50 км севернее аэропорта Кемерово. Наконец, экипажи обоих самолетов, несмотря на ясную погоду, не следили за воздушной обстановкой и не предприняли никаких действий для предотвращения столкновения . [ 1 ]

Выводы Комиссии

[ редактировать ]

Причинами столкновения самолетов стали: [ 1 ]

  1. Грубое нарушение установленного маршрута полета и преступная халатность при пилотировании воздушного судна КВС Станишевским;
  2. Неосторожность КВС Станишевского и Ломова во время полетов;
  3. Недостаточная подготовка к полетам аэрофотосъемки, плохая организация полетов, игнорирование элементарных требований безопасности полетов со стороны командования Западно-Сибирского ТУ ГВФ и 6-го авиаотряда, а также Новосибирского РДС.

Ответственные: и КВС, и Клыков, который формально подошел к обеспечению безопасности полетов.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Столкновение Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ и Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ севернее Кемерово (самолет СССР-Л4534)» . airdisaster.ru. Архивировано из оригинала 07 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2013 г.
  2. ^ «Столкновение Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ и Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ севернее Кемерово (самолет СССР-А4031)» . airdisaster.ru. Архивировано из оригинала 07 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06f6253520de0705e41943932ce42861__1724423040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/61/06f6253520de0705e41943932ce42861.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1953 Kemerovo mid-air collision - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)