Рейс 446 Japan Air Lines
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2011 г. ) |
![]() JA8040, самолет, попавший в аварию в июле 1972 года. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 28 ноября 1972 г. |
Краткое содержание | Аэродинамический срыв из-за ошибки пилота |
Сайт | Международный аэропорт Шереметьево , Москва , РСФСР , Советский Союз. |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас DC-8-62 |
Оператор | Японские авиалинии |
Регистрация | JA8040 |
Начало рейса | Аэропорт Копенгагена , Копенгаген , Дания |
Остановка в пути | Международный аэропорт Шереметьево , Москва , РСФСР , СССР |
Место назначения | Международный аэропорт Токио (аэропорт Ханэда), Токио , Япония |
Оккупанты | 76 |
Пассажиры | 62 |
Экипаж | 14 |
Погибшие | 62 |
Травмы | 14 |
Выжившие | 14 |
Рейс 446 Japan Air Lines выполнял рейс Japan Air Lines из международного аэропорта Шереметьево в Москве , Российская СФСР , Советский Союз в международный аэропорт Токио (аэропорт Ханеда) в Оте , Токио , Япония .
28 ноября 1972 года DC-8-62 находившийся на маршруте разбился на начальном этапе набора высоты при взлете из Шереметьево. Хотя расследованием установлено, что прямой причиной крушения стала остановка самолета возможность случайного раскрытия интерцепторов и вскоре после взлета, Советский комитет по расследованию авиационных происшествий отметил в качестве причины этой аварии снижения тяги из-за проблем с двигателем.
Несчастный случай
[ редактировать ]28 ноября 1972 года рейс 446 Japan Air Lines, обслуживаемый JA8040 (DC-8-62), вылетел из аэропорта Копенгагена в Дании и направился в международный аэропорт Токио в Японии с промежуточной остановкой в международном аэропорту Шереметьево . В 19:51 по московскому времени (1:51 29 ноября по токийскому времени) самолет вылетел из Шереметьево, достиг высоты 100 метров (330 футов), заглох и разбился в 150 метрах (490 футов) от самолета. конец взлетно-посадочной полосы, через 30 секунд после отрыва от земли.
На борту находились 6 летных членов экипажа (3 из них дублирующий), 7 бортпроводников, 1 сотрудник Japan Air Lines и 62 пассажира (из них 52 японца). Все, кроме 5 бортпроводников и 9 пассажиров, погибли, в результате чего погибло 62 человека. Все выжившие сидели возле кресел первого класса, расположенных в передней части фюзеляжа, и получили серьезные травмы. Восемь из выживших пассажиров были японцами; другим был Э. Брюс Смит из Новой Зеландии .
Соответствующий самолет JA8040 был доставлен в июле 1969 года и списан менее чем через 3,5 года после поставки, что стало самым недолговечным среди самолетов DC-8 Japan Airlines. Этот самолет ранее был известен участием в нескольких крупных инцидентах: под прозвищем «Хида » он использовался для перевозки пассажиров, участвовавших в угоне рейса 351 компании Japan Air Lines, обратно в Японию в апреле 1970 года; 6 ноября 1972 года, за 22 дня до катастрофы, этот самолет был предложен угонщикам JA351 в ответ на их требование бежать на Кубу, хотя в конечном итоге они были арестованы в аэропорту Ханэда.
Это был второй несчастный случай со смертельным исходом для Japan Air Lines за тот же календарный год после рейса 471 Japan Air Lines в июне.
Причина
[ редактировать ]Советский анализа комитет по расследованию авиационных происшествий опубликовал (в соответствии со стандартом ИКАО ) результаты данных CVR и FDR .
Стенограмма CVR:
00с (начало разбега)
10 с «Время?» «Время в порядке». «Это немного медленно…»
25 с «Да». "Что?" «Мы идем».
30-е годы «В1». на скорости 129 тыс. тонн ( МСФО )
40-е годы «Вращение». "Внимание." на скорости 145 узлов
45с «Ф2». на скорости 154 узла
50-е (Механический звук)
55с «Что случилось?» "Спойлер!" на высоте 350 футов
60-е «Что это?!» «Извините...» «Оставлено свободным». на высоте 300 футов
65с «Двигатель! Двигатель! №2! Двигатель №2!» на высоте 100 футов
70-е (Звук удара)
Выжившие сообщили о трех нештатных ситуациях, указывающих на отказ двигателя, что соответствовало описание очевидцев на месте:
- Аномальная вибрация, из-за которой ручная кладь выпадает из верхних отсеков во время разбега.
- Ощущение замедления и падения сразу после отрыва от земли.
- Двигатель загорелся.
Непосредственной причиной крушения стал чрезмерный подъем носа, приведший к сваливанию. Обе стороны (японские и советские следователи) определили одну из следующих причин:
- Случайное раскрытие интерцепторов во время взлета вторым пилотом.
- Для борьбы с несимметричной тягой двигателей 1 и 2 носовую часть некстати подвели.
- Кроме того, после осмотра обломков выяснилось, что, несмотря на зимние условия, противообледенительное устройство двигателей не сработало. Таким образом, возможно, что тяга двигателя уменьшилась из-за наледи на воздухозаборнике.
На основании вышеизложенного можно предположить (но не определить) последовательность всей аварии, что:
- Во время разбега второй пилот повредил рычаг наземного спойлера , сказав: «Это не плавно вставляется», а затем забыл вернуть его в правильное положение. Таким образом, хотя наземный спойлер предназначен для использования только сразу после приземления, самолету пришлось взлетать с выдвинутым спойлером, что создавало чрезмерное сопротивление и приводило к потере подъемной силы.
- После взлета неправильный подъем носа вызвал чрезмерный угол тангажа, что либо еще больше уменьшило поток воздуха в покрытый льдом двигатель, который и без того обеспечивал недостаточную тягу, либо привело к тому, что ледяные глыбы, скопившиеся на передней кромке крыла, стали разрушаться. попадает в двигатель.
- В результате компрессор двигателя заглох , поднялся и существенно потерял тягу, что привело к остановке самолета.
Существовала теория, что второй пилот принял рычаг наземного спойлера за рычаг шасси , но это всего лишь теория.
Общественная реакция
[ редактировать ]Причиной катастрофы стала ошибка пилота , то есть неадекватное поведение второго пилота. Диктофон записал некоторые бесчувственные разговорные разговоры капитана, такие как «Да (はいよ)», «Кей, поехали (やっこらさ)» примечание . После того, как сообщения, содержащие приведенную выше информацию, были обнародованы, Japan Airlines вызвала много критики, например, «наш гибкий флагманский авиаперевозчик » со стороны средств массовой информации, и проблема даже была представлена перед Сеймом Японии .
Помимо этой аварии, в том же году у Japan Air Lines произошло еще несколько инцидентов, связанных с человеческой ошибкой: инцидент с захватом аэропорта Ханэда (15 мая), крушение в Нью-Дели (14 июня), инцидент с захватом аэропорта Гимпо (7 сентября), Инцидент с захватом аэропорта Бомбея (24 сентября). В результате авиакомпания подверглась резкой критике со стороны общественности.
В популярном комиксе «Сазаэ-сан» Мачико Хасэгава устроил саркастическую сцену, ссылаясь на эти происшествия:
Готовясь к командировке, Намихей запаниковал, когда услышал, как Сазаэ и Вакаме говорят о том, что « Никко снова «падает», и бросился к ним.
Но оказалось, что эти двое просто наблюдали за закатом. Расслабившись, Намихей крикнул: «Пожалуйста, скажите: « Никко спускается!»
- ( Никко — это аббревиатура от « Нихон Коку » (Japan Airlines на японском языке). Никко — это также японский термин, обозначающий «солнечный свет». По-японски «солнечный свет падает» означает «солнце садится»).
Последствия
[ редактировать ]На DC-8 спойлеры используются только после приземления (т.е. наземный спойлер). Для снижения скорости в полете (например, перед приземлением) можно использовать несколько методов, например, использование реверсора тяги внутренних двигателей как с левого , так и с правого борта . другие несчастные случаи Произошли и , связанные со случайным раскрытием наземного интерцептора в полете. В результате были внесены изменения, чтобы наземные спойлеры вообще не могли раскрываться в полете.
На DC-8 не установлены аварийные воздушные тормоза .
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Авиакатастрофы и инциденты Japan Airlines
- 1972 год в Советском Союзе.
- 1972 год в России
- Отношения Японии и Советского Союза
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и инциденты с участием Douglas DC-8
- 1972 год в Японии
- Авиационные происшествия и происшествия 1972 г.
- События ноября 1972 года в Европе