Рейс 721 Аэрофлота
![]() Ил-18 Аэрофлота, похожий на разбившийся самолет | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 2 сентября 1964 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | Near Yuzhno-Sakhalinsk Airport , Yuzhno-Sakhalinsk , Sakhalin , Russian SFSR , Soviet Union |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-18В |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | CCCP-75531 |
Начало рейса | Международный аэропорт Шереметьево , Москва |
1-я остановка | Krasnoyarsk Yemelyanovo Airport , Krasnoyarsk |
2-я остановка | Khabarovsk Novy Airport , Khabarovsk |
Место назначения | Yuzhno-Sakhalinsk Airport , Yuzhno-Sakhalinsk |
Оккупанты | 93 |
Пассажиры | 84 |
Экипаж | 9 |
Погибшие | 87 |
Выжившие | 6 |
Рейс 721 Аэрофлота — регулярный внутренний пассажирский рейс между Москвой и Южно-Сахалинском в РСФСР . В среду, 2 сентября 1964 года, самолет Ил-18В , летевший по этому маршруту, врезался в склон холма на подлете к Южно-Сахалинску, в результате чего погибли 87 из 93 человек, находившихся на борту. На момент катастрофы это была самая смертоносная катастрофа Ил-18 и самая смертоносная авиационная катастрофа на территории России. [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]В катастрофе участвовал авиалайнер Ил-18В, турбовинтовой зарегистрированный CCCP-75531 Красноярского управления гражданской авиации Аэрофлота . На момент аварии он находился в эксплуатации всего около года и налетал всего 1269 часов и 358 циклов наддува. [ 2 ]
Экипаж
[ редактировать ]На борту самолета находились девять членов экипажа. В состав кабины экипажа входили: [ 3 ]
- Капитан Анатолий Андреевич Смирнов.
- Co-pilot Boris G. Stepanov
- Navigator Anatoly Davydovich Gilinsky
- Штурман-стажер Иван Васильевич Иванов
- Бортинженер Аркадий Калайда
- Radio operator Yevgeny Petrovich Ipatov
В салоне работали бортпроводники Анастасия Цебак, Любовь Орехова и Николай Филатов. В результате крушения погибли все девять членов экипажа.
Краткое содержание
[ редактировать ]Маршрут рейса 721 вел на восток через Россию от Москвы до Южно-Сахалинска с остановками в Хабаровске и Красноярске . Рейс сменил экипажи в аэропорту Красноярска и без происшествий продолжил полет в Хабаровск. [ 4 ]
В 20:00 рейс вылетел из Хабаровска в конечный пункт Южно-Сахалинска, на борту находились 84 пассажира, в том числе 17 детей. После взлета самолет пролетел маршрут на высоте 6000 метров (20 000 футов). Полет прошел без происшествий, пока не началось снижение в Южно-Сахалинск. В этом районе присутствовали облака, а видимость была ограничена 10 километрами (6,2 мили). В 21:05 Ил-18 сообщил, что его высота составляет 2600 метров (8500 футов), и продолжил полет в сторону ненаправленного радиомаяка . Диспетчер предупредил экипаж о нерегулярном юго-восточном ветре со скоростью 14,4 км/ч в районе аэропорта и дал указание занять курс посадки по пеленгу 10° (на юг). В ответ экипаж дважды запросил посадку по кратчайшему маршруту, по пеленгу 190° (с севера). Диспетчер отклонил их просьбу и приказал им следовать по первому маршруту к маяку на высоте 1500 метров. В 21:09, когда Ил-18 находился в 37 километрах от взлетно-посадочной полосы и на высоте 1500 метров (4900 футов), экипаж снова связался с диспетчером. Экипаж снова запросил разрешение на посадку кратчайшим путем по пеленгу 190°. Диспетчер спросил у самолета, хватит ли у них на это времени, на что экипаж ответил утвердительно. Диспетчер уступил и дал разрешение на выполнение визуального захода на посадку с разворотом вправо для захода по пеленгу 190°, и экипаж подтвердил получение разрешения. [ 4 ]
В 21:10 авиадиспетчер попросил самолет сообщить, когда он достигнет высоты 600 метров (2000 футов). Экипаж начал разворот влево на 100° для изменения курса, после этого шасси снизилась Ил-18 было опущено и скорость снижения до 36 км/ч (2000 футов в минуту). При этом экипаж забыл, что минимальная высота входа в разворот составляет 1200 метров (3900 футов) и не следует выходить из разворота на высоте менее 900 метров (3000 футов) во избежание столкновения с горный хребет на высоте 790 метров (2590 футов). Безопасно занимать высоту 600 метров можно будет только тогда, когда самолет окажется на расстоянии 12,7 км от передней части взлетно-посадочной полосы. Погода была ясная, но когда Ил-18 готовился к посадке, на улице было совсем темно. Когда экипаж услышал команду сообщить, что они достигли высоты 600 метров, когда они все еще находились на высоте 1200 метров, видя огни аэропорта и больше не пытаясь вычислить свое положение, экипаж подумал, что они находятся ближе к аэропорту, чем ожидалось, и начался спуск на 600 метров. Экипаж тогда не заметил, что их пеленг 140° (который в процессе разворота стал 151°) сильно отличался от 190°, необходимых для приземления. Когда диспетчер сообщил им, что потерял полет с радаров. Диспетчер не заметил и, следовательно, не сообщил экипажу, что их пеленг значительно отклонился от 190 ° для начала посадки по прямой. [ 4 ]
Когда экипаж сообщил о достижении высоты 600 метров, авиадиспетчер, все еще не понимая, что самолет находится недалеко от точки, где можно безопасно летать на этой высоте, дал указание самолету снизиться до 400 метров, думая, что он готов к конечному заходу на посадку. . В 21:11 в 26 километрах (16 миль) к северо-западу от аэропорта Ил-18 врезался в лесистый склон холма на высоте 550 метров (1800 футов), в результате чего погибли все девять членов экипажа и 78 из 84 членов экипажа. пассажиры. Обломки аварии разлетелись на расстояние 250 метров; В останках самолета вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть того, что осталось от авиалайнера. Все шестеро выживших, в том числе трое детей, получили серьезные ранения. [ 4 ]
Причины
[ редактировать ]В официальном сообщении упоминается ошибка пилота. [ не удалось пройти проверку ] и плохое планирование полета как причина происшествия; Экипаж преждевременно начал снижение и, по-видимому, не имел достаточных знаний об условиях захода на посадку, и совокупность этих факторов в конечном итоге привела к катастрофе. Было отмечено, что команды, данные авиадиспетчером во время отдачи, ввели экипаж в заблуждение, заставив его думать, что они находятся ближе к взлетно-посадочной полосе, чем на самом деле. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «АСН Авиакатастрофа Ил-18В CCCP-75531 Аэропорт Южно-Сахалинск (UUS)» . Aviation-safety.net . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ "Ильюшин Ил-18В Бортовой №: СССР-75531" [Ilyushin Il-18V Onboard No: SSSR-75531]. russianplanes.net (in Russian) . Retrieved 2017-12-24 .
- ^ "Авиакатастрофа Ил-18В в районе аэропорта Южно-Сахалинск. 1964" [Plane crash IL-18V near the airport Yuzhno-Sakhalinsk. 1964]. avia.pro (in Russian) . Retrieved 2017-12-24 .
- ^ Перейти обратно: а б с д "Катастрофа Ил-18В Красноярского УГА в районе а/п Южно-Сахалинск" [Il-18V disaster of the Krasnoyarsk UGA in the area of Yuzhno-Sakhalinsk]. www.airdisaster.ru (in Russian) . Retrieved 2017-12-24 .
- 1964 год в Советском Союзе.
- Авиационные происшествия и происшествия 1964 г.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Аварии и инциденты с участием самолета Ил-18
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- События сентября 1964 года в Европе