Рейс Аэрофлота 1912
![]() Ту-104Б Аэрофлота, аналогичный попавшему в аварию. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 25 июля 1971 г. |
Краткое содержание | Отказ прибора и механические ошибки с последующей жесткой посадкой |
Сайт | Иркутский аэропорт 52 ° 16'10 "N 104 ° 22'55" E / 52,26944 ° N 104,38194 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Туполев Ту-104Б |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-42405 |
Начало рейса | Международный аэропорт Одесса |
1-я остановка | Киев ( Киев ) |
2-я остановка | Челябинский аэропорт |
3-я остановка | Аэропорт Толмачёво |
4-я остановка | Иркутский аэропорт |
Последняя остановка | Khabarovsk Novy Airport |
Место назначения | Аэропорт Кневичи , Владивосток. |
Оккупанты | 126 |
Пассажиры | 118 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 97 |
Выжившие | 29 |
Аэрофлота 1912 Рейс — регулярный Рейс 1912 Аэрофлота внутренний пассажирский рейс Аэрофлота по маршруту Одесса-Киев (Киев)-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток, который разбился 25 июля 1971 года, совершив жесткую посадку. в аэропорту Иркутска. Он приземлился на расстоянии 150 метров (490 футов) от взлетно-посадочной полосы, сломав левое крыло и загоревшись. [ 1 ] Из 126 человек, находившихся на борту самолета, выжили 29. [ 2 ] [ 3 ]
Самолет
[ редактировать ]В катастрофе участвовал самолет Ту-104Б , зарегистрированный СССР-42405 в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации, подразделении Аэрофлота . На момент катастрофы самолет налетал 19 489 часов и выдержал 9 929 циклов наддува. [ 1 ] [ 4 ]
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж рокового рейса взял на себя управление в Новосибирске. Всего на борту самолета находились восемь членов экипажа, из них пятеро - члены кабинного экипажа.
В состав кабины экипажа входили: [ 3 ]
- A. V. Ovchinnikov serving as pilot in command
- А.А. Пинчук в роли второго пилота.
- Г.П. Гусляков в должности бортинженера.
- I. V. Shchepkin serving as navigator
- V. I. Bolotin serving as radio operator
В качестве бортпроводников выполняли бортпроводники Г.К. Еселевич, Л.Б. Шокина и А.Н. Сорокин. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Участок маршрута Одесса-Киев-Челябинск-Новосибирск выполнялся другим самолетом Ту-104Б с регистрационным номером СССР-42402; а также другой экипаж. На стоянке в Новосибирске в аэропорту Толмачево на маршрут вышел новый экипаж и самолет. В 04:34 по местному времени (01:34 по московскому) лайнер вылетел из Новосибирска в Иркутск. После взлета полет поддерживал высоту 10 000 метров (33 000 футов). [ 1 ]
В Иркутске небо было полностью покрыто слоистыми облаками с потолком 150 метров (490 футов), дул слабый северо-восточный ветер, видимость составляла 1500 метров (4900 футов). Экипаж получил указание продолжить заход на посадку по пеленгу 116°. В 08:10 по местному времени (03:10 по московскому времени) авиадиспетчер дал рейсу 1912 разрешение начать снижение. В 08:29:35 экипаж получил инструкции по посадке и разрешение на снижение до высоты 400 метров (1300 футов). Экипаж ответил, что услышал информацию и начнет заход на посадку по системе ILS . В ответ авиадиспетчер сообщил рейсу о погодных условиях. В 08:31:52 самолет находился на заходе на посадку в 17 километрах (11 миль; 9,2 морских миль) от взлетно-посадочной полосы. Сначала самолет оставался на правильной траектории; но когда самолет находился в восьми километрах (5,0 миль; 4,3 морских миль) от взлетно-посадочной полосы, авиадиспетчер предупредил самолет, что он отклоняется влево. В 08:33:45 по местному времени, когда рейс находился всего в семи километрах (4,3 мили; 3,8 морских миль) от взлетно-посадочной полосы, авиадиспетчер предупредил, что они были близки к тому, чтобы пропустить глиссаду. В ответ летный экипаж уведомил диспетчера о том, что шасси выпущено и они готовы к посадке. [ 1 ]
В 08:33:58 получил разрешение на посадку; Экипаж подтвердил, что получил информацию. В 08:34:18 экипаж доложил, что находится вблизи ненаправленного маяка . Диспетчер еще раз предупредил полет о незначительном отклонении влево. Рекомендуемая скорость захода на посадку по приборам для Ту-104 составляет 300 км/ч (160 узлов; 190 миль в час), но весьма вероятно, что приборы самолета завысили скорость, из-за чего дезинформированный экипаж попытался снизить скорость. На самом деле скорость самолета составляла около 270–275 км/ч (146–148 узлов; 168–171 миль в час), что привело к левому крену и боковому отклонению на 30 метров (98 футов). В 08:34:47 самолет пролетел ненаправленный маяк на высоте 85 метров (279 футов). [ 1 ]
Из-за того, что скорость полета была на 25–30 км/ч (13–16 узлов; 16–19 миль в час) меньше рекомендованной, самолет достиг критического угла атаки . В 08:35:00 при вертикальной скорости примерно 8–10 м/с (26–33 фут/с) Ту-104 врезался в правое шасси на взлетно-посадочной полосе в 154 метрах (505 футов) от основания самолета. взлетно-посадочная полоса; через миллисекунды левая стойка шасси, а затем передняя стойка застряли на взлетно-посадочной полосе. Вскоре после этого левое крыло самолета сломалось, топливо, вытекшее из разбитых левых баков, загорелось. Самолет занесло на взлетно-посадочной полосе, в результате чего фюзеляж развалился на части. Обломки самолета были разбросаны на площади 500 метров (1600 футов; 550 ярдов). В результате крушения погибло 97 человек; капитан, второй пилот, бортинженер, бортпроводник, а также 73 взрослых пассажира и 20 детей. 36 смертей произошли от отравления угарным газом . [ 1 ]
Причины
[ редактировать ]Полет проходил на скорости захода на посадку, значительно ниже рекомендуемых параметров. Приборы, скорее всего, дали неточные показания, из-за чего экипаж снизил скорость, прежде чем коснуться взлетно-посадочной полосы, что привело к жесткой посадке. Проверка указателей воздушной скорости показала, что сами указатели работоспособны, однако летные испытания показали, что изменения давления в кабине влияют на давление в трубопроводе полного давления указателя скорости, используемого вторым пилотом и штурманом; что приводит к завышению скорости от 17 до 80 км/ч (от 9,2 до 43,2 узлов; от 11 до 50 миль в час). При моделировании полета для выяснения причины ошибочных показаний разгерметизация произошла примерно через три минуты после отключения наддува кабины. Вероятность возникновения таких событий при спуске предполагалась равной 0,000001%. [ 1 ]
Следствие назвало три основные причины аварии:
Отсутствие объективных показаний скорости полета, доступных экипажу при заходе на посадку, из-за механических ошибок при разгерметизации кабины при достижении малой высоты.
Полет на слишком медленной скорости с опасной скороподъемностью, на 25–35 км/ч (13–19 узлов; 16–22 миль/ч) ниже рекомендуемых параметров, что при недостаточной скорости движения вперед приводило к невозможности выполнения нормального полета. выравнивание и грубый удар о поверхность взлетно-посадочной полосы, превышающий расчетную нагрузку и разрушающий самолет.
Ошибочные действия экипажа заключались в полете на слишком низкой скорости при посадке в сложных условиях, когда не хватало времени и высоты для решения проблемы. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 964 Аэрофлота , также Ту-104, разбился при заходе на посадку, столкнувшись с аналогичным отказом искусственного горизонта.
- Рейс 2415 Аэрофлота , отказ приборов Ту-104 привел к катастрофе вскоре после взлета.
- Рейс 3932 Аэрофлота , еще один Ту-104, разбился вскоре после взлета, столкнувшись с аналогичным отказом искусственного горизонта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час "Катастрофа Ту-104Б Толмачевского ОАО в а/п Иркутск" . www.airdisaster.ru . Retrieved 2017-04-07 .
- ^ Рантер, Харроу. «АСН Авиакатастрофа Ту-104Б СССР-42405 Аэропорт Иркутск (ИКТ) » Aviation-safety.net . Получено 0 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Авиакатастрофа Ту-104Б в аэропорту Иркутска. 1971 год» . ru.avia.pro . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ "Туполев Ту-104Б Бортовой №: СССР-42405" . russianplanes.net . Retrieved 2017-04-09 .
- Авиационные происшествия и происшествия 1971 г.
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- 1971 год в Советском Союзе
- 1971 год в России
- Аварии и инциденты с участием Туполева Ту-104
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом приборов
- История Иркутска
- События июля 1971 года в Советском Союзе.