Рейс 3352 Аэрофлота
![]() Ту-154Б-1, аналогичный попавшему в аварию, 1982 год. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 11 октября 1984 г. |
Краткое содержание | Столкновение с машинами технического обслуживания при посадке из-за диспетчера УВД. ошибки |
Сайт | Омский аэропорт , Омск , РСФСР , СССР 54 ° 58'00 "N 73 ° 18'30" E / 54,96667 ° N 73,30833 ° E |
Всего погибших | 178 (в том числе 4 на земле) |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-154B-1 |
Оператор | Аэрофлот |
Номер рейса ИАТА. | СУ3352 |
Номер рейса ИКАО. | AFL3352 |
Позывной | АЭРОФЛОТ 3352 |
Регистрация | CCCP-85243 |
Начало рейса | Международный аэропорт Краснодар , СССР |
Остановка в пути | Омский аэропорт , СССР |
Место назначения | Новосибирский аэропорт Толмачёво , СССР |
Оккупанты | 179 |
Пассажиры | 170 |
Экипаж | 9 |
Погибшие | 174 |
Травмы | 2 |
Выжившие | 5 |
Наземные потери | |
Погибшие на земле | 4 |
Рейс 3352 Аэрофлота был регулярным внутренним рейсом Аэрофлота в Советском Союзе из Краснодара в Новосибирск с промежуточной посадкой в Омске . При приземлении в аэропорту Омска в четверг, 11 октября 1984 года, самолет врезался в машины технического обслуживания на взлетно-посадочной полосе, в результате чего погибли 174 человека на борту и четверо на земле. Хотя причиной аварии стала цепочка ошибок в работе аэропорта, основной причиной ее стал заснувший на дежурстве авиадиспетчер.
По состоянию на 2024 год [update], this remains the deadliest aviation accident on Russian territory. It was also the deadliest aviation accident involving a Tupolev Tu-154 at the time until the crash of Aeroflot Flight 5143 nine months later; as of 2024[update]Эта авария по-прежнему занимает второе место по числу смертей с участием Ту-154. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Трагедия держалась в секрете двадцать лет, пока в 2004 году «Комсомольская правда» не опубликовала статью. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Туполев Ту-154 Б-1 эксплуатировался Аэрофлотом (позже ставшим «Восточной Сибирью»). Он был оснащен тремя двигателями Кузнецова НК-8-2У и совершил первый полет в 1977 году.
На рейсе находились 170 пассажиров, в том числе восемь подростков и 16 маленьких детей; 2700 кг (6000 фунтов) багажа, 306 кг (675 фунтов) почты и 1600 кг (3500 фунтов) груза. Экипаж состоял из четырех членов кабины и пяти бортпроводников. 49-летний капитан Борис Петрович Степанов имел большой опыт: налетал 16 365 часов, в том числе 4 303 часа ночных полетов и 1 846 часов на Ту-154. [ 6 ] Первым офицером стал 47-летний Анатолий Ячменев, налет которого на Ту-154 составил 2748 часов. Остальными двумя членами экипажа были бортинженер Виталий Пронозин и штурман Юрий Блажин.
Рейс приближался к Омску в плохую погоду: небольшой дождь, видимость 3 километра (1,9 мили; 1,6 мили) с потолком 100 метров (330 футов).
На тот момент авария была самой смертоносной в истории советской авиации. 10 июля 1985 года его обогнал рейс 5143 Аэрофлота , еще один Ту-154, который разбился в Узбекской ССР (современный Узбекистан ) и погиб 200 человек. [ 1 ]
Подробности аварии
[ редактировать ]В 5:00 утра по местному времени (UTC+07:00) рейс 3352 готовился к приземлению в Центральном аэропорту Омска на юго-западе Сибири , который имеет население более 1 миллиона человек и является административным центром Омской области . На тот момент это был единственный самолет, приближавшийся к Омску, и разрешение на посадку было получено при контакте с аэропортом. [ 2 ] [ 4 ]
В 5:20 утра, опасаясь, что из-за продолжающегося дождя взлетно-посадочная полоса станет слишком скользкой, бригада наземного обслуживания аэропорта запросила разрешение осушить взлетно-посадочную полосу. Дежурный наземный диспетчер, 23-летний Андрей Бородаенко, дал разрешение и вскоре заснул, забыв при этом включить предупреждение «ВПП занята». Согласно правилам аэропорта, эта процедура никогда не должна была проводиться; Разрешение на закрытие и проведение технического обслуживания взлетно-посадочной полосы мог дать только главный диспетчер, который отсутствовал. [ 2 ] [ 4 ]
Техническая бригада, следуя регламенту аэропорта, выдвинула на взлетно-посадочную полосу три автомобиля: вездеход УАЗ-469 с прицепным прицепом , которым управляют водитель и руководитель бригады впереди; Далее следуют грузовики КрАЗ и Урал . Последние были оснащены суховоздушными компрессорами, заправлены топливом и весили 16–20 тонн. Затем сушильщики начали нарушать собственные правила безопасности при выполнении своих задач: на всех их машинах должны были постоянно гореть верхние мигающие огни. Однако, по мнению ремонтников, свет был слишком ярким, поэтому они оставляли его включенным только до начала и после окончания работы. [ 2 ] [ 4 ]
Эта преднамеренная оплошность не позволяла пилотам видеть машины на взлетно-посадочной полосе со своих позиций. [ 2 ] [ 4 ] Напротив, взлетно-посадочный экипаж увидел приближающийся к ним Ту-154 с приличного расстояния с включенными посадочными огнями. Они трижды пытались связаться с наземным управлением по поводу огней, но не получили ответа и поэтому проигнорировали их, думая, что их проверяет самолет, не находящийся на конечном этапе захода на посадку. [ 2 ] [ 4 ]

Около 5:36 рейс 3352 запросил разрешение на посадку у диспетчера подхода Василия Огородникова. Запрос был отправлен дважды; Пилоты заметили расплывчатые контуры на взлетно-посадочной полосе и захотели еще раз проверить наличие препятствий. Огородников проверил статус взлетно-посадочной полосы, которая, судя по всему, осталась незанятой, затем попытался связаться с наземным диспетчером Бородаенко, но не получил ответа. Впоследствии он связался с диспетчером полета Борисом Ишаловым по внутренней радиосвязи и получил неразборчивый ответ, который, как сообщается, звучал как «[...] бодна», что было воспринято как «свободна», что означает «свободный»; разговоры записывались на пленку и были проанализированы позже. Огородников разрешил посадку, несмотря на то, что не мог видеть взлетно-посадочную полосу, хотя от него требовалось удерживать самолет в воздухе до двойной проверки состояния взлетно-посадочной полосы. И наземный, и второй диспетчеры должны были видеть взлетно-посадочную полосу, но первый спал. [ 1 ] а последний отсутствовал из-за нехватки кадров.
В 5:38 самолет преодолел минимальную высоту , на которой экипаж мог прервать посадку. Самолет приземлился со скоростью 240 км/ч (130 узлов; 150 миль в час). При приземлении экипаж увидел массив сохнущих машин и попытался развернуть самолет, но не смог избежать столкновения. Самолет врезался в грузовик «Урал», а затем на высоте 200 метров (660 футов) по взлетно-посадочной полосе врезался в КрАЗ, в результате чего воспламенились семь тонн топлива в каждом грузовике и топливный бак самолета. Самолет перевернулся и развалился на части, некоторые из которых врезались в УАЗ-469. Катастрофический перелом топливных баков привел к утечке горящего топлива в фюзеляж , в результате чего сгорели все пассажиры, кроме одного. Секция кабины оторвалась и пролетела мимо горящих машин. Он не получил серьезных повреждений, все четыре члена экипажа выжили, только первый офицер получил легкие травмы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они вырвались из салона и побежали к месту крушения, пытаясь помочь пассажирам. Выжил только один из пассажиров самолета - Анатолий Бордоносов. В результате аварии он потерял правую ногу и по состоянию на 2015 год проживал в Юрге Кемеровской области . [ 7 ] Четыре наземных обслуживающих персонала мгновенно погибли внутри машин. Один человек на пассажирском сиденье УАЗа (который загорелся, но был потушен) выжил. [ 4 ]
Капитан Степанов вернулся в строй после крушения и продолжал летать еще восемь лет, пока не вышел на пенсию. Затем он несколько раз появлялся в качестве авиационного эксперта в российских СМИ. Он умер 14 ноября 2016 года. [ 5 ] Спустя десятилетия после катастрофы Степанов заявил: "Само понимание того, что я выжил, пришло гораздо позже в тот день. Сложнее было пережить ощущение, что ты остался жив, а за тобой более 170 человек — нет... После трагедии, Каждый год 11 октября я звонил бортинженеру Виталию Пронозину, и мы всегда говорили друг другу: «С днем рождения». [ 5 ]
Расследование
[ редактировать ]Государственное расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стала цепочка ошибок, вызванных халатностью авиадиспетчеров, а также нарушением основных правил эксплуатации аэропорта и безопасности. Непосредственной ответственностью был признан наземный диспетчер Бородаенко, поскольку он заснул на работе и поэтому не ответил на экстренные запросы; он также разрешил служебным грузовикам выехать на взлетно-посадочную полосу и не пометил взлетно-посадочную полосу как занятую. На судебном заседании он не смог вспомнить своих действий в рассматриваемое время, но обвинения не отрицал. Он был приговорен к 15 годам заключения и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. [ 2 ] [ 4 ] Кроме того, к 15 годам лишения свободы приговорен также руководитель полетов Борис Ишалов, диспетчер подхода Василий Огородников - к 13 годам, а начальник службы эксплуатации аэропорта Михаил Токарев - к 12 годам. [ 2 ] Все трое обжаловали приговоры, но безрезультатно. Последующие проверки во многих других советских аэропортах также выявили аналогичные типы и количество нарушений правил безопасности, что впоследствии привело к увольнению нескольких высокопоставленных чиновников. [ 4 ]
Никаких ошибок пилота или недостатков самолета обнаружено не было. Вес и балансировка самолета находились в пределах установленных норм. Из-за плохой видимости экипаж не смог обнаружить препятствия на взлетно-посадочной полосе. Хотя у них и были некоторые обоснованные сомнения относительно того, занята ли взлетно-посадочная полоса, они развеялись заверениями диспетчера подхода. У экипажа было всего несколько секунд, чтобы избежать столкновения на земле; они предприняли действия по уклонению, но спасти самолет не смогли. [ 6 ] Таким образом, они были освобождены от всякой вины.
Диспетчерами полета и подхода были опытные специалисты со стажем работы не менее 10 лет. Дежуривший 23-летний наземный диспетчер был неопытен. Предположительно, он не выспался за несколько дней до аварии, поскольку ему приходилось заботиться о двух своих маленьких детях.
Официальное слушание дела состоялось всего через три месяца после аварии по очевидному стечению обстоятельств; большая часть этого времени была потрачена на опознание жертв и местонахождение их родственников. Всем обвиняемым, а также их адвокатам угрожали, и они были доставлены на слушания под усиленной охраной. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 2605 Вестерн Эйрлайнз
- Рейс 006 Сингапурских авиалиний
- Латинская Америка, Перу, рейс 2213
- Рейс 650 авиакомпании Ozark Air Lines
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 22 марта 2005 года . Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Черный 1984 [Black 1984] (in Russian). City of Omsk Web Portal. 23 August 2007. Archived from the original on 16 June 2007. Mirror: День памяти. Самая большая по числу жертв авиакатастрофа на территории России . omskpress.ru (10 November 2011)
- ^ Jump up to: а б Катастрофа Ту-154Б-1 Толмачевского ОАО в а/п Омск [Авария Ту-154Б-1 ОАО Толмачевского в а/п Омск] (на русском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ту-154Б Омск 11.10.84 [Ту-154Б Омск 11.10.84] (на русском языке). 1998. Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Соловова, Татьяна (9 февраля 2017 г.). Сын прославленного новосибирского пилота Бориса Степанова: «Небо было его вторым домом» [Сын знаменитого новосибирского летчика Бориса Степанова: «Небо было его вторым домом»]. NSK.kp.ru — (на русском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Авиакатастрофы [Авиакатастрофа] (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Катастрофа в омске ту 154: «Всё. Сгорели пассажиры»: шокирующая история омской авиакатастрофы 34 года спустя [Катастрофа Ту-154 в Омске: «Всё. Пассажиры сгорели»: шокирующая история омской авиакатастрофы 34 года спустя. 30 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в 1984 г.
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-154
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- 1984 год в Советском Союзе
- 1984 год в России
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные со столкновениями с землей
- События октября 1984 года в Европе
- События октября 1984 года в Советском Союзе.