Jump to content

Рейс 3352 Аэрофлота

Координаты : 54 ° 58'00 "N 73 ° 18'30" E  /  54,96667 ° N 73,30833 ° E  / 54,96667; 73.30833

Рейс 3352 Аэрофлота
Ту-154Б-1, аналогичный попавшему в аварию, 1982 год.
Несчастный случай
Дата 11 октября 1984 г.
Краткое содержание Столкновение с машинами технического обслуживания при посадке из-за диспетчера УВД. ошибки
Сайт Омский аэропорт , Омск , РСФСР , СССР
54 ° 58'00 "N 73 ° 18'30" E  /  54,96667 ° N 73,30833 ° E  / 54,96667; 73.30833
Всего погибших 178 (в том числе 4 на земле)
Самолет
Тип самолета Tupolev Tu-154B-1
Оператор Аэрофлот
Номер рейса ИАТА. СУ3352
Номер рейса ИКАО. AFL3352
Позывной АЭРОФЛОТ 3352
Регистрация CCCP-85243
Начало рейса Международный аэропорт Краснодар , СССР
Остановка в пути Омский аэропорт , СССР
Место назначения Новосибирский аэропорт Толмачёво , СССР
Оккупанты 179
Пассажиры 170
Экипаж 9
Погибшие 174
Травмы 2
Выжившие 5
Наземные потери
Погибшие на земле 4

Рейс 3352 Аэрофлота был регулярным внутренним рейсом Аэрофлота в Советском Союзе из Краснодара в Новосибирск с промежуточной посадкой в ​​Омске . При приземлении в аэропорту Омска в четверг, 11 октября 1984 года, самолет врезался в машины технического обслуживания на взлетно-посадочной полосе, в результате чего погибли 174 человека на борту и четверо на земле. Хотя причиной аварии стала цепочка ошибок в работе аэропорта, основной причиной ее стал заснувший на дежурстве авиадиспетчер.

По состоянию на 2024 год , this remains the deadliest aviation accident on Russian territory. It was also the deadliest aviation accident involving a Tupolev Tu-154 at the time until the crash of Aeroflot Flight 5143 nine months later; as of 2024Эта авария по-прежнему занимает второе место по числу смертей с участием Ту-154. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Трагедия держалась в секрете двадцать лет, пока в 2004 году «Комсомольская правда» не опубликовала статью. [ 5 ]

Туполев Ту-154 Б-1 эксплуатировался Аэрофлотом (позже ставшим «Восточной Сибирью»). Он был оснащен тремя двигателями Кузнецова НК-8-2У и совершил первый полет в 1977 году.

На рейсе находились 170 пассажиров, в том числе восемь подростков и 16 маленьких детей; 2700 кг (6000 фунтов) багажа, 306 кг (675 фунтов) почты и 1600 кг (3500 фунтов) груза. Экипаж состоял из четырех членов кабины и пяти бортпроводников. 49-летний капитан Борис Петрович Степанов имел большой опыт: налетал 16 365 часов, в том числе 4 303 часа ночных полетов и 1 846 часов на Ту-154. [ 6 ] Первым офицером стал 47-летний Анатолий Ячменев, налет которого на Ту-154 составил 2748 часов. Остальными двумя членами экипажа были бортинженер Виталий Пронозин и штурман Юрий Блажин.

Рейс приближался к Омску в плохую погоду: небольшой дождь, видимость 3 километра (1,9 мили; 1,6 мили) с потолком 100 метров (330 футов).

На тот момент авария была самой смертоносной в истории советской авиации. 10 июля 1985 года его обогнал рейс 5143 Аэрофлота , еще один Ту-154, который разбился в Узбекской ССР (современный Узбекистан ) и погиб 200 человек. [ 1 ]

Подробности аварии

[ редактировать ]

В 5:00 утра по местному времени (UTC+07:00) рейс 3352 готовился к приземлению в Центральном аэропорту Омска на юго-западе Сибири , который имеет население более 1 миллиона человек и является административным центром Омской области . На тот момент это был единственный самолет, приближавшийся к Омску, и разрешение на посадку было получено при контакте с аэропортом. [ 2 ] [ 4 ]

В 5:20 утра, опасаясь, что из-за продолжающегося дождя взлетно-посадочная полоса станет слишком скользкой, бригада наземного обслуживания аэропорта запросила разрешение осушить взлетно-посадочную полосу. Дежурный наземный диспетчер, 23-летний Андрей Бородаенко, дал разрешение и вскоре заснул, забыв при этом включить предупреждение «ВПП занята». Согласно правилам аэропорта, эта процедура никогда не должна была проводиться; Разрешение на закрытие и проведение технического обслуживания взлетно-посадочной полосы мог дать только главный диспетчер, который отсутствовал. [ 2 ] [ 4 ]

Техническая бригада, следуя регламенту аэропорта, выдвинула на взлетно-посадочную полосу три автомобиля: вездеход УАЗ-469 с прицепным прицепом , которым управляют водитель и руководитель бригады впереди; Далее следуют грузовики КрАЗ и Урал . Последние были оснащены суховоздушными компрессорами, заправлены топливом и весили 16–20 тонн. Затем сушильщики начали нарушать собственные правила безопасности при выполнении своих задач: на всех их машинах должны были постоянно гореть верхние мигающие огни. Однако, по мнению ремонтников, свет был слишком ярким, поэтому они оставляли его включенным только до начала и после окончания работы. [ 2 ] [ 4 ]

Эта преднамеренная оплошность не позволяла пилотам видеть машины на взлетно-посадочной полосе со своих позиций. [ 2 ] [ 4 ] Напротив, взлетно-посадочный экипаж увидел приближающийся к ним Ту-154 с приличного расстояния с включенными посадочными огнями. Они трижды пытались связаться с наземным управлением по поводу огней, но не получили ответа и поэтому проигнорировали их, думая, что их проверяет самолет, не находящийся на конечном этапе захода на посадку. [ 2 ] [ 4 ]

УАЗ-469

Около 5:36 рейс 3352 запросил разрешение на посадку у диспетчера подхода Василия Огородникова. Запрос был отправлен дважды; Пилоты заметили расплывчатые контуры на взлетно-посадочной полосе и захотели еще раз проверить наличие препятствий. Огородников проверил статус взлетно-посадочной полосы, которая, судя по всему, осталась незанятой, затем попытался связаться с наземным диспетчером Бородаенко, но не получил ответа. Впоследствии он связался с диспетчером полета Борисом Ишаловым по внутренней радиосвязи и получил неразборчивый ответ, который, как сообщается, звучал как «[...] бодна», что было воспринято как «свободна», что означает «свободный»; разговоры записывались на пленку и были проанализированы позже. Огородников разрешил посадку, несмотря на то, что не мог видеть взлетно-посадочную полосу, хотя от него требовалось удерживать самолет в воздухе до двойной проверки состояния взлетно-посадочной полосы. И наземный, и второй диспетчеры должны были видеть взлетно-посадочную полосу, но первый спал. [ 1 ] а последний отсутствовал из-за нехватки кадров.

В 5:38 самолет преодолел минимальную высоту , на которой экипаж мог прервать посадку. Самолет приземлился со скоростью 240 км/ч (130 узлов; 150 миль в час). При приземлении экипаж увидел массив сохнущих машин и попытался развернуть самолет, но не смог избежать столкновения. Самолет врезался в грузовик «Урал», а затем на высоте 200 метров (660 футов) по взлетно-посадочной полосе врезался в КрАЗ, в результате чего воспламенились семь тонн топлива в каждом грузовике и топливный бак самолета. Самолет перевернулся и развалился на части, некоторые из которых врезались в УАЗ-469. Катастрофический перелом топливных баков привел к утечке горящего топлива в фюзеляж , в результате чего сгорели все пассажиры, кроме одного. Секция кабины оторвалась и пролетела мимо горящих машин. Он не получил серьезных повреждений, все четыре члена экипажа выжили, только первый офицер получил легкие травмы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они вырвались из салона и побежали к месту крушения, пытаясь помочь пассажирам. Выжил только один из пассажиров самолета - Анатолий Бордоносов. В результате аварии он потерял правую ногу и по состоянию на 2015 год проживал в Юрге Кемеровской области . [ 7 ] Четыре наземных обслуживающих персонала мгновенно погибли внутри машин. Один человек на пассажирском сиденье УАЗа (который загорелся, но был потушен) выжил. [ 4 ]

Капитан Степанов вернулся в строй после крушения и продолжал летать еще восемь лет, пока не вышел на пенсию. Затем он несколько раз появлялся в качестве авиационного эксперта в российских СМИ. Он умер 14 ноября 2016 года. [ 5 ] Спустя десятилетия после катастрофы Степанов заявил: "Само понимание того, что я выжил, пришло гораздо позже в тот день. Сложнее было пережить ощущение, что ты остался жив, а за тобой более 170 человек — нет... После трагедии, Каждый год 11 октября я звонил бортинженеру Виталию Пронозину, и мы всегда говорили друг другу: «С днем ​​рождения». [ 5 ]

Расследование

[ редактировать ]

Государственное расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стала цепочка ошибок, вызванных халатностью авиадиспетчеров, а также нарушением основных правил эксплуатации аэропорта и безопасности. Непосредственной ответственностью был признан наземный диспетчер Бородаенко, поскольку он заснул на работе и поэтому не ответил на экстренные запросы; он также разрешил служебным грузовикам выехать на взлетно-посадочную полосу и не пометил взлетно-посадочную полосу как занятую. На судебном заседании он не смог вспомнить своих действий в рассматриваемое время, но обвинения не отрицал. Он был приговорен к 15 годам заключения и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. [ 2 ] [ 4 ] Кроме того, к 15 годам лишения свободы приговорен также руководитель полетов Борис Ишалов, диспетчер подхода Василий Огородников - к 13 годам, а начальник службы эксплуатации аэропорта Михаил Токарев - к 12 годам. [ 2 ] Все трое обжаловали приговоры, но безрезультатно. Последующие проверки во многих других советских аэропортах также выявили аналогичные типы и количество нарушений правил безопасности, что впоследствии привело к увольнению нескольких высокопоставленных чиновников. [ 4 ]

Никаких ошибок пилота или недостатков самолета обнаружено не было. Вес и балансировка самолета находились в пределах установленных норм. Из-за плохой видимости экипаж не смог обнаружить препятствия на взлетно-посадочной полосе. Хотя у них и были некоторые обоснованные сомнения относительно того, занята ли взлетно-посадочная полоса, они развеялись заверениями диспетчера подхода. У экипажа было всего несколько секунд, чтобы избежать столкновения на земле; они предприняли действия по уклонению, но спасти самолет не смогли. [ 6 ] Таким образом, они были освобождены от всякой вины.

Диспетчерами полета и подхода были опытные специалисты со стажем работы не менее 10 лет. Дежуривший 23-летний наземный диспетчер был неопытен. Предположительно, он не выспался за несколько дней до аварии, поскольку ему приходилось заботиться о двух своих маленьких детях.

Официальное слушание дела состоялось всего через три месяца после аварии по очевидному стечению обстоятельств; большая часть этого времени была потрачена на опознание жертв и местонахождение их родственников. Всем обвиняемым, а также их адвокатам угрожали, и они были доставлены на слушания под усиленной охраной. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 22 марта 2005 года . Проверено 18 декабря 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Черный 1984 [Black 1984] (in Russian). City of Omsk Web Portal. 23 August 2007. Archived from the original on 16 June 2007. Mirror: День памяти. Самая большая по числу жертв авиакатастрофа на территории России . omskpress.ru (10 November 2011)
  3. ^ Jump up to: а б Катастрофа Ту-154Б-1 Толмачевского ОАО в а/п Омск [Авария Ту-154Б-1 ОАО Толмачевского в а/п Омск] (на русском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ту-154Б Омск 11.10.84 [Ту-154Б Омск 11.10.84] (на русском языке). 1998. Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года.
  5. ^ Jump up to: а б с Соловова, Татьяна (9 февраля 2017 г.). Сын прославленного новосибирского пилота Бориса Степанова: «Небо было его вторым домом» [Сын знаменитого новосибирского летчика Бориса Степанова: «Небо было его вторым домом»]. NSK.kp.ru — (на русском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 27 июля 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Авиакатастрофы [Авиакатастрофа] (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2009 г.
  7. ^ Катастрофа в омске ту 154: «Всё. Сгорели пассажиры»: шокирующая история омской авиакатастрофы 34 года спустя [Катастрофа Ту-154 в Омске: «Всё. Пассажиры сгорели»: шокирующая история омской авиакатастрофы 34 года спустя. 30 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 27 июля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18ce1bd247fd6cbdb4c201721bbbf682__1723588140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/82/18ce1bd247fd6cbdb4c201721bbbf682.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aeroflot Flight 3352 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)