Рейс 8641 Аэрофлота
![]() Як-42 Аэрофлота 1981 года, похожий на аварийный самолет. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 28 июня 1982 г |
Краткое содержание | Выход из строя домкрата из -за усталости металла; недостаток дизайна |
Сайт | Под Мозырем , Белорусская ССР , Советский Союз. 52 ° 0'N 29 ° 13'E / 52 000 ° N 29,217 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Yakovlev Yak-42 |
Оператор | Аэрофлот |
Номер рейса ИАТА. | СУ8641 |
Номер рейса ИКАО. | AFL8641 |
Позывной | АЭРОФЛОТ 8641 |
Регистрация | СССР-42529 |
Начало рейса | Аэропорт Пулково , Ленинград , РСФСР , СССР. |
Место назначения | Международный аэропорт Киев (ныне Киев)-Жуляны , Киев , Украинская ССР , СССР |
Оккупанты | 132 |
Пассажиры | 124 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 132 |
Выжившие | 0 |
Рейс 8641 Аэрофлота — авиалайнер Як-42, выполнявший внутренний регулярный пассажирский рейс из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург ) в Киев (ныне Киев ). 28 июня 1982 года самолет разбился к югу от Мозыря , Белорусская ССР , в результате чего погибли все 132 человека, находившиеся на борту. Авария стала одновременно первой и самой смертоносной катастрофой Яковлева Як -42 и остается самой смертоносной авиационной катастрофой в Беларуси. [ 1 ] [ 2 ]
Причиной стал выход из строя домкрата, управляющего горизонтальным стабилизатором, из-за конструктивного недостатка .
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Пострадавший Як-42 был зарегистрирован в Аэрофлоте под номером СССР-42529 (заводской номер 11040104, серийный номер 04-01). Самолет совершил свой первый полет 21 апреля 1981 года и был передан Министерству гражданской авиации 1 июня 1981 года. На момент катастрофы он имел налет 795 часов и 496 циклов взлета и посадки. [ 3 ]
Все 124 пассажирских места были заняты, из них 11 — детьми. В состав кабины экипажа входили: [ 3 ] [ 4 ]
- Captain Vyacheslav Nikolaevich Musinsky
- Co-pilot Alexandr Sergeevich Stigarev
- Navigator -trainee Viktor Ivanovich Kedrov
- Flight engineer Nikolai Semenovich Vinogradov
Последовательность событий
[ редактировать ]Самолет вылетел из аэропорта Пулково в 9:01 по московскому времени , задержавсь на одну минуту из-за опоздания пассажира. В 10:45 он вошел в зону Киево- Бориспольского центра управления воздушным движением. Экипаж приступил к выполнению контрольного списка приземления в 10:48:01. В 10:48:58 экипаж сообщил авиадиспетчеру, что они достигли запланированной верхней точки снижения , и диспетчер разрешил им снижение до эшелона FL255 (примерно 25 500 футов (7 800 м)). Экипаж подтвердил траекторию полета ; никаких дальнейших сообщений от рейса 8641 не было слышно.
В 10:51:20 автопилот постепенно довел угол горизонтального стабилизатора до 0,3° для снижения и посадки. В 10:51:30 угол стабилизатора резко увеличился, превысив предел в 2° за полсекунды. Внезапное изменение привело к отрицательной перегрузке -1,5 g, но автопилот скорректировал управление, чтобы снизить ее до -0,6 g. Поскольку стабилизатор не реагировал на команды и самолет ушел в пикирование, автопилот отключился через 3 секунды. Пилоты потянули штурвал, пытаясь выровнять самолет, но он продолжил крутое пикирование ; вскоре он развернулся на 35° влево, а пикирование достигло 50°. Когда он катился против часовой стрелки с перегрузкой более -2 г, самолет распался в 10:51:50 на высоте 5700 метров (18700 футов) и скорости по приборам 810 километров в час (440 узлов; 500 миль в час). [ 5 ]
Обломки были найдены на окраине села Вербавичи, в 10 километрах (6,2 мили) к юго-востоку от райцентра Наруля (сам он находится еще в 18 км к югу/западу от более крупного Мозыря , который часто упоминается в списках). Фрагменты самолета были разбросаны по Площадь 6,5 на 3,5 км (4,0 на 2,2 мили). Все 132 человека, находившиеся на борту, погибли. [ 5 ]
Причина
[ редактировать ]Причиной был установлен отказ винтового механизма в хвостовой части самолета из-за усталости металла , возникшей из-за недостатков конструкции Як-42. Следствие пришло к выводу, что среди причин крушения было плохое техническое обслуживание, а также несоответствие системы управления стабилизатором основным авиационным стандартам. Трое инженеров, подписавших чертежи винтовых домкратов, были осуждены.
Что касается официальной причины крушения: "самопроизвольное движение стабилизатора произошло из-за разъединения в полете винтового домкрата из-за практически полного износа резьбовых гаек 42М5180-42 из-за конструктивных несовершенств механизма". Из-за аварии все Як-42 были выведены из эксплуатации до устранения конструктивного дефекта в октябре 1984 года. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 261 авиакомпании Alaska Airlines - авария MD-83 в 2000 году также произошла из-за отказа домкрата.
- Рейс 96 American Airlines и рейс 981 Turkish Airlines - аналогичные происшествия, связанные с разрушением конструкции в полете из-за конструктивных недостатков, при которых последний способствовал заземлению соответствующего типа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "ASN Aircraft accident Yakovlev 42 СССР-42529 Mozyr" . aviation-safety.net . Retrieved 2017-12-29 .
- ^ "УПАВШИЕ С НЕБА. Архив БГ. №29 (345) 29 июля 2002 г. БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости" [FALLEN FROM THE SKY. BG archive. No. 29 (345) July 29, 2002 BelGazeta. News of Belarus. Belarusian news]. www.belgazeta.by (in Russian) . Retrieved 2017-01-11 .
- ^ Jump up to: а б "Яковлев Як-42 Бортовой №: СССР-42529" [Yakovlev Yak-42 Bortovoy No.: USSR-42529]. russianplanes.net (in Russian) . Retrieved 2017-12-29 .
- ^ Documentary detective (2014-09-15). "Документальный детекти полёт..." [Documentary detective flight...]. YouTube (in Russian) . Retrieved 2017-01-11 .
- ^ Jump up to: а б с "Катастрофа Як-42 Ленинградского УГА близ Наровли, Белоруссия" [Accident of the Yak-42 of the Leningrad UGA near Narovlya, Belarus]. www.airdisaster.ru (in Russian) . Retrieved 2017-01-11 .
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2005, p. 315.
52 ° 3'0 ″ с.ш. 29 ° 16'0,12 ″ в.д. / 52,05000 ° с.ш. 29,2667000 ° в.д.
- 1982 год в Беларуси.
- Авиационные происшествия и происшествия в 1982 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Беларуси
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные механическими неисправностями
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные ошибками проектирования или производства.
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные разрушением конструкции в полете
- Accidents and incidents involving the Yakovlev Yak-42
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Июньские события 1982 года в Советском Союзе.
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные потерей управления
- Катастрофы 1982 года в Советском Союзе
- Катастрофы 1982 года в Беларуси